педагогические науки
Тимофеева Алла Александровна РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ...
УДК 378
РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК КОМПОНЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЮРИСТОВ
© 2018
Тимофеева Алла Александровна, кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры Теории и истории российского и зарубежного права Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, е-mail: [email protected])
Аннотация. Модернизация системы высшего образования в России имеет целью не только получение студентами научных знаний, умений и навыков, но и формирование личности специалиста средствами изучаемой учебной дисциплины и междисциплинарных образовательных программ. Особый интерес представляет взаимосвязь художественной литературы и правоведения, имеющих множество точек соприкосновения. Закон и практика его применения, «неправда черная» судов и политико-правовые трансформации в России нашли отражения в творчестве Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.С. Грибоедова и других авторов. Произведения классиков отечественной литературы конкретизируют исторический материал, красочно описывая события и факты, воссоздавая колорит эпохи, обобщая характерные особенности исторического момента и определяя его «правовую идеологию». Правовые и этические нормы в «текстах культуры» выражены не в «сухих» формулировках, а в персонажах и ярких образах, имеющих значение достоверных фактов и суждений. Воспроизводя сюжеты судебной практики, анализируя вопросы права через призму художественного обобщения, мастера слова не только активизировали профессиональное мышление, но и формировали высокие нравственно-этические ценности. Междисциплинарное движение «право и литература» популярно за рубежом, но в России, к сожалению, исследований в этой области пока недостаточно, что делает необходимым анализ лучших литературных произведений как историко-юридического источника, закрепляющего профессиональные знания на основе эмоционального восприятия информации. Методологические основы исследования взаимосвязи государственно-правовых институтов и художественной литературы определили необходимость совокупности общих, специальных и частно-научных методов познания.
Ключевые слова: государство, право, общество, суд и процесс, правосудие, преступление и наказание, художественная литература, общественное служение, общая культура, художественные образы, правовые знания, правовой дискурс.
RUSSIAN FICTION AS A COMPONENT OF RAISING THE PROFESSIONAL LEGAL CULTURE OF LAWYERS
© 2018
Timofeeva Alla Aleksandrovna, candidate of historical Sciences, associate professor, professor of «Theory and History of Russian and international law» Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol Street, 41, e-mail: [email protected])
Abstract. Modernization of the higher education system in Russia is aimed not only at obtaining students' scientific knowledge, skills, but also the formation of a specialist's personality through the means of the studied discipline and interdisciplinary educational programs. Of particular interest is the relationship of fiction and jurisprudence, which have many points of contact. The law and practice of its application, "black lies" of the courts and political and legal transformations in Russia, were reflected in the work of F.M. Dostoevsky, A. Chekhov, M.E. Saltykov-Shchedrin, A.S. Griboyedov and other authors. The works of the classics of Russian literature concretize historical material, colorfully describing events and facts, recreating the color of the epoch, generalizing the characteristic features of the historical moment and defining its "legal ideology. Legal and ethical norms in "cultural texts" are expressed not in "dry" formulations, but in characters and vivid images that have significance for reliable facts and judgments. Reproducing plots of judicial practice, analyzing questions of law through the prism of artistic generalization, the masters of the word not only activated professional thinking, but also formed high moral and ethical values. The interdisciplinary movement "law and literature" is popular abroad, but in Russia, unfortunately, studies in this field are still insufficient, which makes it necessary to analyze the best literary works as a historical and legal source that consolidates professional knowledge based on emotional perception of information. The methodological foundations of the study of the relationship between state and legal institutions and fiction determined the need for a set of general, special and private scientific methods of cognition.
Keywords: state, law, society, court and process, justice, crime and punishment, fiction, public service, general culture, artistic images, legal knowledge, legal discourse.
В условиях современных реформ образования расширяются задачи высшей школы, направленные на обучение и профессионала, и «человека культуры», воспринимаемого в контексте гуманитарной подготовленности. Традиционная модель профессионального образования, решая задачи формирования базовых знаний, умений и навыков, предполагает оптимальное соответствие прошлого, настоящего и будущего в мире науки, техники и культуры. Всё большее внимание в вузах России стал привлекать потенциал художественной литературы, дающий возможность закрепления теоретических знаний на основе эмоционального восприятия информации. Интеграция права и истории художественной культуры нашла отражение во введении в некоторых вузах страны оригинальных спецкурсов, задача которых - углубленное изучение права и государства с точки зрения эстетических ценностей и оценок о справедливости, свободе, демократии и законности [1, с. 7], «создание эмоционально-нравственного основания для формирования
правового сознания, ... правовых убеждений и установок, а также патриотизма» [2, с. 3].
Правовая тематика проникает сегодня в философский дискурс, в 90-е гг. ХХ века создана новая научная дисциплина «юрислингвистика», но формируют специалиста не только лекционные и семинарские занятия в вузе.
По глубокому убеждению «рыцаря права» А.Ф.Кони, юрист «не должен ограничиваться одним знанием права кассационных решений, не должен закрывать глаза перед жизнью.. .нет, он должен быть широко и глубоко образованным человеком, сведущим в истории, искусстве, литературе [3, с. 7]. Смысл и значение искусства слова хорошо понимали выдающиеся юристы второй половины XIX века: «Изящная литература имеет своей единственной задачей изображение и передачу, посредством творческого гения, внутренней и внешней жизни человечества. Первое условие в них-верность жизни» [4, с. 336]. Реальность в художественном произведение
Timofeeva Alla Aleksandrovna pedagogical
RUSSIAN FICTION ... sciences
типизируется, что дает возможность осмысления «энциклопедии русской жизни».
К сожалению, работ, посвященных исследованию «бытия права» в беллетристике, немного. Наибольший интерес вызывает книга И.Т. Голякова, подчеркнувшего, «что передовая русская литература близко затрагивала и резко бичевала язвы правосудия [5, с.231]. Заслуживает внимания пособие Л.Р. Клебанова, отмечающего особые свойства художественной литературы как важнейшего средства формирования правосознания [6, с.6,7].
В последнее время внимание исследователей к правовому дискурсу русской литературы усилилось. Основная тема публикаций-юридические сюжеты в русской литературе [7, с.78]. Однако исследований в этой сфере пока недостаточно. Необходимость рассмотрения проблем права и государства на основе художественных произведений, создание эмоционально-нравственного основания для формирования правового сознания и правовой культуры актуализируют данную тему. Безусловно, способы и приемы, используемые учёными-юристами и писателями, различны, но предмет их рассмотрения один-общество и человек, в изучении которых необходимо опираться на факты, исходящие из разных источников. «Выявление и сопоставление фактов, формально относящихся к разным наукам (юридическим, политическим, экономическим, психологическим), по содержанию не противоречащих друг другу, помогает избавлять научные исследования и преподавание дисциплин от голословных заявлений и ложных посылок...» [8, с. 98].
Метод междисциплинарного взаимодействия дает возможность «юридически» прочесть текст и обнаружить правовую проблематику в литературном произведении. Страницы известных работ классиков отечественной прозы и поэзии-нередко материал, как будто не имеющий правового аспекта, но содержащий описания и сведения, способствующие пониманию основных юридических и исторических проблем. Художественный анализ всех сторон человеческого бытия не только расширяет профессиональные знания будущего специалиста, но, что важно, создает возможность воспитания духовности.
Функция художественной литературы - и познавательная, и воспитательная, формирующая гуманистические взгляды и убеждения, принципы нравственности и справедливости. Мысль А. Франса о том, «что наука без литературы схематична и груба, а литература без науки пуста, так как суть литературы есть знания», не потеряла актуальности и сегодня.
Беллетристика воссоздает прошлое с помощью конкретных образов, интересных сюжетов и характеров, иллюстрирующих учебный материал. Отрывки, краткие характеристики, исторические аналогии дают живое изображение событий, обеспечивая глубокие знания и историко-правовые представления. Темами для художественных обобщений были закон и практика его применения, суд и судопроизводство, причины противоправного поведения, преступление и наказание, маленький человек и общество.
Содержательные параметры художественной литературы, затрагивающей аспекты права и его применение, достаточно широки, однако определяющим является социально-критический подход. Ф.М. Достоевский «по собственному почину затронул и осветил такие существенные для идейно-политической позиции вопросы, как притеснения цензуры, судьбы России, значение деятельности Петра I, вопрос о революции на Западе и социализме» [9, с. 76].
«Бунтовщиком хуже Пугачева» был назван Екатериной II А.Н. Радищев. В основе его «Путешествия из Петербурга в Москву» лежат острейшие проблемы -абсолютизм и крепостное право, а ода «Вольность» -стихотворное переложение политико-правовой концепции естественных прав человека и теории общественного договора. 312
Тема власти и народа нашла отражение в творчестве А.С. Пушкина, А.Н. Островского, А.С. Грибоедова, комедию которого «Горе от ума» В.О. Ключевский назвал самым серьезным политическим произведением русской жизни после Отечественной войны 1812 г.
Многие служители муз изучали право, получили юридическое образование, занимались юридической практикой, иногда совмещая ее с творчеством. Произведения Л.Н. Толстого, А.Н. Островского, Л.Н. Андреева, А.А. Блока - отражение в свое время полученных ими правовых знаний и их общественной и просветительской деятельности.
Теснейшим образом с художественной литературой связана уголовно-правовая наука. Классики отечественной беллетристики создавали картину преступления, выявляли мотивы действия людей. К вопросам причин преступности и справедливости наказания обращался гениальный художник слова Л.Н. Толстой, присутствуя на судебных заседаниях, посещая тюрьмы и беседуя с арестантами. Сюжеты таких известных произведений Л.Н. Толстого как «Воскресение», «Живой труп» взяты непосредственно из судебной практики. За фасадом современного ему правосудия писатель видел классовую сущность царской юстиции, бесчеловечность и продажность суда, сцена которого в романе «Воскресение» - одна из сильнейших. Ханжество официальной морали и лживость юстиции реалистично изображены Л.Н. Андреевым в рассказах «Христиане» и «Рассказ о семи повешенных». Судебный механизм в его национальной и временной конкретике представлен в романах А.С. Пушкина «Дубровский» и Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; Фемида «в неглиже и халате» показана на станицах сатирических произведений Н.В. Гоголя. Своей сатирой на государственно-правовую систему России известен М.Е Салтыков-Щедрин.
В публицистике и литературе раскрылся профессиональный и человеческий талант русских судебных деятелей XIX-XX вв. Проводниками высоких начал справедливости и нравственности стали традиции и дух русской литературы, которая способствовала оздоровлению общества и укреплению права. Широкое использование выдающимися судебными ораторами ссылок на труды поэтов и писателей XIX века, цитаты из их произведений - «богатейший материал для обращения к действительности и ее характеристике, для пробуждения в судейском корпусе, в присяжных заседателях, в публике гуманности, милосердия, сострадания» [9, с. 28], которые нужны живущим и в веке XXI.
Художественная литература оказала влияние на формирование некоторых правовых институтов в России, прототипы которых находятся в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и др.
«Художественное освоение юридической действительности значительно обогащает наши представления о праве, его применении, о содержании деятельности правоведов, и есть смысл подробнее остановиться на значении и возможностях использования рассматриваемых пластов мировой культуры в ходе обучения и воспитания студентов юристов» [10, с. 31]. Литература с ее художественным анализом человеческого бытия раскрывает возможности расширения профессиональных знаний будущего юриста, эмоционального восприятия «образов» Власти, государства и права. Традиции художественной литературы оказывали серьезное влияние на оздоровление общества, создавали нравственные основания для формирования правового сознания и правовой культуры юристов.
Выступая перед студентами юридических факультетов, А.Ф. Кони произнес слова, ставшие завещанием для молодежи во все времена: «.. .выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на
дороге, не подымете потом!» [11, с. 16]_
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)
педагогические науки
Тимофеева Алла Александровна РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Право и история художественной культуры / Под. ред. М.М. Рассолова. М.: Юнити-Дана, 2012. 437 с.
2. Пивоев В.М. Право и история художественной культуры. Учебное пособие. Петрозаводск: Издательство Петр ГУ, 2013. 110 с.
3. Кони А.Ф. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 3. М.: Юрид.литература, 1967. 480 с.
4. Андреевский С.А. Об уголовной защите // Избранные труды и речи. Тула, 2000. 405 с.
5. Голяков И.Т. Суд и законность в русской художественной литературе. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1959. 298 с.
6. Клебанов Л.Р. Преступник и преступления на страницах художественной литературы. М.: Волтер-Клувер, 2006. 135 с.
7. Куксин И.Н. Юридические сюжеты в русской литературе: симбиоз содержания и формы // Государство и право. 2016. № 3. С. 78-81.
8. Данилов С.Ю. О современных проблемах юриспруденции и истории в контексте научного и образовательного компонентов // История и современность. Минск: Бизнесофсет, 2012. 405 с.
9. Муслимова М.Ш. Гоголь и русские судебные ораторы конца XIX -начала XX вв. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2009. № 2. С. 76.
10. Алексеев А.И. Взаимодействия права и искусства // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социальные и естественные науки. 2011. № 1. С. 23-31.
11. Кони А.Ф. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 4. М.: Юрид. литература, 1967. 410 с.
Статья поступила в редакцию 20.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018