Научная статья на тему 'Правовые убеждения и установки в структуре профессиональной правовой культуры'

Правовые убеждения и установки в структуре профессиональной правовой культуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1289
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВЫЕ УБЕЖДЕНИЯ / ПРАВОВЫЕ УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Муратов Роман Евгеньевич

Правовые установки образуют систему ценностных ориентаций юристов. Для ценностно-правовых ориентаций юристов характерны, как правило, высокая степень усвоения правовых норм, а также институтов, формирующих основу их профессиональной деятельности, убежденность в их необходимости и справедливости. Таким образом, правовая установка выступает в качестве связующего звена между профессиональным правосознанием, профессиональной правовой культурой и юридической деятельностью. На основе анализа взаимодействия правового сознания, правовой культуры, правовых установок и убеждений сделан вывод о том, что в своей совокупности правовые убеждения и правовые установки формируют идейный фундамент и структуру профессиональной правовой культуры. От них в большей степени, чем от глубины правовых знаний, зависит формирование и общий позитивный, подлинный характер профессиональной правовой культуры, позитивные правовые убеждения и установки не позволяют использовать специальные профессиональные знания во вред правам и законным интересам гражданина и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые убеждения и установки в структуре профессиональной правовой культуры»

УДК 340.1

Муратов Роман Евгеньевич

аспирант кафедры теории и истории права и государства Московского государственного технического университета им. Шолохова muratov-81 @mail .ru Roman E. Muratov Graduate student of chair of the theory and history of the right and state The Moscow state technical university of Sholokhov muratov-81 @mail .ru

ПРАВОВЫЕ УБЕЖДЕНИЯ И УСТАНОВКИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

LEGAL BELIEFS AND ATTITUDES IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL LEGAL CULTURE

Аннотация. Правовые установки образуют систему ценностных ори-ентаций юристов. Для ценностно-правовых ориентаций юристов характерны, как правило, высокая степень усвоения правовых норм, а также институтов, формирующих основу их профессиональной деятельности, убежденность в их необходимости и справедливости. Таким образом, правовая установка выступает в качестве связующего звена между профессиональным правосознанием, профессиональной правовой культурой и юридической деятельностью.

На основе анализа взаимодействия правового сознания, правовой культуры, правовых установок и убеждений сделан вывод о том, что в своей совокупности правовые убеждения и правовые установки формируют идейный фундамент и структуру профессиональной правовой культуры. От них в большей степени, чем от глубины правовых знаний, зависит формирование и общий позитивный, подлинный характер профессиональной правовой культуры, позитивные правовые убеждения и установки не позволяют использовать специальные профессиональные знания во вред правам и законным интересам гражданина и общества.

Ключевые слова: профессиональная правовая культура, правовые убеждения, правовые установки.

Abstract. Legal setting, the system of value orientations lawyers. For the value-orientations of legal lawyers tend to be characterized, the high degree of assimilation of the rule of law, as well as the institutions that form the basis of their professional activities, the conviction of their necessity and justice. Thus, the legal setting acts as a liaison between the professional sense of justice, professional legal culture and legal activities.

On the basis of the analysis of the interaction of legal consciousness, legal culture, legal attitudes and beliefs concluded that collectively legal beliefs and legal setup form the ideological Foundation and structure of the professional legal culture. Them to a greater extent than the depth of legal knowledge, depends on the formation and the General positive, the true nature of professional legal culture, positive legal beliefs and attitudes not allow you to use special professional knowledge to the detriment of the rights and lawful interests of the citizen and society.

Key words: professional legal culture, legal beliefs, legal attitudes.

Ценностные отношения в процессе юридической деятельности формируют элементы оценочного уровня профессиональной правовой культуры юристов: правовые убеждения, как внутренне воспринятые и усвоенные универсальные социально-правовые ценности, вызывающие готовность к деятельности во всех отраслях права. В зарубежной литературе исследование этих вопросов идет как в русле проблематики согласованности в юридической аргумента-ции[15, 16], так и выделения и анализа типов правовых убеждений (перцептивных, дедуктивных, поведенческих) [17, с. 78-79]. Мы исходим из того, что сущность убеждения комплексна и составляет совокупность:

- полной уверенности юриста в обоснованности и справедливости закона;

- осознания безусловной необходимости его исполнения;

- внутренне сформированной потребности и привычки действовать, подчиняясь требованиям правопорядка.

В современной литературе вычленение структуры убеждения сочетается с выделением в ней субъективного признания истинности имеющихся знаний при отсутствии сомнений в их правильности [2, с. 11], что представляется спорным. Истинность знаний всегда относительна и всегда неполна, что в юридической практике ощущается особенно часто. Поэтому юрист, не сомневающийся в правильности своих знаний (в плане их актуальности, полноты, соответствия быстро меняющемуся законодательству и т.п.) рискует оказаться в своеобразной «правовой рецессии». Правосознание юриста, обладая основными функциями -познавательной, оценочной и регулятивной, находится в непрерывном процессе познания и оценки, что собственно и формирует правовое убеждение, которое, в свою очередь, формирует у юристов стереотипы применения норм и привычки соблюдения законности в профессиональной деятельности. В то же время это не означает превращения привычки в догму. Юристам должно быть присуще уважительное отношение к правовым принципам, закону, осознание их социальной ценности, что предполагает готовность сознательно исполнять их требования. Правовое убеждение представляет собой нравственно-правовую категорию, основанную на понимании социальной ценности права в роли регулятора общественных отношений и проявляющуюся в сфере реализации - добровольном следовании в фактическом поведении нормам, принципам и идеям права.

Правовое убеждение прямо формирует профессиональную правовую культуру, обеспечивая, как отмечает Л.А. Аскерова, способность субъекта права в целенаправленном взаимодействии с объектом правового убеждения последо-

вательно формировать его представления о текущем законодательстве, определяющие правомерность поступков и поведения, развитие позитивного правосознания и правовых чувств [2, с. 4]. Отметим некоторую ограниченность данной позиции, присущей и другим работам, где убеждение рассматривается исключительно как метод формирования правового сознания, правовой культуры [8, с. 16]. Автор рассматривает субъект и объект правового убеждения, упуская вопрос о том, что субъект должен сам сначала сформировать позитивное правовое убеждение, а затем только формировать его у других. Л. А. Аскерова также рассматривает убеждение в юридической науке лишь как метод правового воспитания или правового воздействия на сознание субъекта права с целью стимулировать его полезную юридическую деятельность (правомерное поведение) или предотвратить противоправное поведение [2, с. 11]. Полагаем, что данное, процессное, понимание направленного воздействия будет неполным. Убеждение целесообразно рассматривать также и как формирование (не только как объекта воспитательного воздействия) сознания социальной ценности права, добровольного подчинения фактического поведения нормам, принципам и идеям права.

Показательным и хрестоматийным примером может служить формирование правовой культуры Ф.М. Достоевского, у которого, начиная с 1860-х годов нет ни одного произведения без анализа российского законодательства и правоприменительной практики. Показательна речь А.Ф. Кони, посвященная кончине писателя 2 февраля 1881 г. на траурном собрании Юридического общества Санкт-Петербургского университета, где Ф.М. Достоевский был оценен не только как знаток специфических вопросов уголовного права: квалификации, изобличения виновного, признания, но и глашатай неизбежности «перехода нашего суда от отживших форм к новым» [7, с. 419]. Юридическая общественность того времени признавала, что произведения классика формировали правовое сознание и правовую культуру пореформенной России [4, с. 64]. Известные правоведы рекомендовали Достоевского для профессионального обучения юристов, следователей, экономистов [14, с. 3]. И это при наличии блестящей плеяды ученых-юристов, работавших в тот «золотой период в развитии отечественной юриспруденции» [13, с. 17].

В данном случае правовую культуру писателя никто специально не формировал, не имел он и юридического образования. Современные исследователи признают, что он «мог стать заметным практикующим юристом своего времени» [6, с. 41] именно в силу своих убеждений и обладания высоко гуманистичной правовой культурой.

Нельзя не отметить и своеобразие правовой культуры писателя, с одной стороны, высоко гуманистичной, нацеленной на защиту прав «униженных и оскорбленных», а с другой - весьма практичной. В частной жизни писатель, будучи знаком и пользуясь услугами выдающихся юристов и адвокатов своего времени, проявлял практическую хватку в правовых вопросах. Так, попытка кредиторов наложить арест на его имущество за долги окончилась неудачей, так как квартира была предусмотрительно переписана на жену - А.Г. Достоев-

скую, а движимое имущество оформлено как купленное в рассрочку и принадлежащее продавцам [5, с. 334-335].

На данном примере хорошо видно различие правового знания и убеждения по функциональному признаку. Основной функцией правового знания является отражение, тогда как правового убеждения - оценка и выработка вариантов действий на её основе. Правовое убеждение имеет несколько значений:

- система воспитательного взаимодействия, при котором под влиянием логически обоснованной аргументации субъекта общения (воспитания, информационного воздействия), у объекта меняются оценки.

- система риторической «убедительной» коммуникации, мастерство выступления с убедительными речами в суде, в процессе медиации и т.п. (характерно для англо-саксонской системы) [17].

Первое, наиболее распространенное понимание представляется узкопедагогическим, тогда как второе - узко прикладным. Полагаем, что к убеждению необходимо отнести и то, что принято называть убежденностью, так как правовые убеждения юриста - это и есть его внутренняя убежденность в истинности тех или иных положений права, фактов и т.п. В юридической практике под убежденностью следует понимать основанную на объективной и всесторонней оценке уверенность в законности своих действий. Понятие убежденность, раскрываясь как особое качество личности, становится регулятором правового поведения, включая при этом рациональный, а также эмоциональный и волевой компоненты.

Правовая убежденность может определять направленность правовой деятельности, сущность ценностных ориентаций, регулировать правовое поведение. Позитивная правовая убежденность в широком значении - есть субъективное отношение индивида к своим действиям и правовым убеждениям, основанным на уверенности в истинности правовых норм и принципов. Таким образом, определяется правомерное поведение личности.

Убежденность лежит в основе внутреннего убеждения судьи, которое, как полагает Л.А. Аскерова, формируется лишь в условиях полного соблюдения принципов судопроизводства (справедливое судебное разбирательство), закрепленных в статье 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод [1]. Подлинная состязательность, равноправие сторон, объективность и беспристрастность, гласность формируют внутреннее судейское убеждение [2, с. 13]. В данном случае представлена идеальная модель, которая реально на практике не реализуется. Во-первых, положения Конвенции могут реализовы-ваться лишь при реально обеспеченной независимости судей. Современные исследования на богатом эмпирическом и статистическом материале показывают, что судьи не доверяют реальности признания их независимого правового статуса, «что бы при этом ни декларировали законы» [9, с. 6].

Проблемы независимости судебной власти признаны и на высшем политическом уровне. Президент России, ставя задачу сузить пространство для любых субъективных подходов в процессе принятия решений, призвал выявлять очевидность мотивировок судей, основанность их на законе и практике, дифференцируя их с теми, где решение «продиктовано подчас непонятной логикой»

[10]. Если в правовом пространстве присутствуют и официально признаются (Президент РФ, согласно ст. 82 Конституции России является её гарантом) наличие «субъективных подходов» и «непонятной логики», то сложно вести речь о фундаментальности правовых убеждений в данном случае судейского корпуса.

Преобладающая в специальной литературе трактовка внутреннего судейского убеждения исключительно в аспекте соблюдения принципа «свободной оценки доказательств по внутреннему убеждению» [2, с. 13] представляется узкой. Правовые убеждения не могут избирательно распространяться лишь на одну часть судопроизводства и не распространяться на другую. В своей совокупности правовые убеждения формируют устойчивые правовые установки, которые всегда были главными поведенческими компонентами профессиональной правовой культуры.

Правовые установки субъектов права, их готовность к активному применению своих профессиональных знаний для защиты прав и свобод, точного соблюдения и применения норм права, готовности к ответственному выполнению профессионального долга, поиску путей совершенствования норм права применительно к морально-правовым общественным ценностями [11, с. 6] собственно и формировали фундамент профессиональной правовой культуры. Под правовой установкой в современной литературе понимается элемент правосознания, редуцирующий отношение личности к праву в действия в правовой сфере [3, с. 66].

Правовую установку целесообразно рассматривать как специфический и относительно самостоятельный элемент правосознания и правовой культу-ры[12, с. 44]. Установка, будучи психологическим феноменом, определяет отношение к реальности. Как базовый структурный элемент правосознания и правовой культуры вместе с мотивами, целями и интересами установка играет существенную роль в деле обработки, анализа и интерпретации правовой информации.

Главной особенностью правовых установок является их ярко выраженный осознанный характер. Профессиональная юридическая деятельность есть внешняя форма выражения ряда положительных правовых установок:

- следование требованию законности;

- реализация своих правомочий строго в очерченных законом рамках;

- обеспечение реализации прав и обязанностей исключительно законными средствами.

Правовые установки образуют систему ценностных ориентаций юристов. Для ценностно-правовых ориентаций юристов характерны, как правило, высокая степень усвоения правовых норм, а также институтов, формирующих основу их профессиональной деятельности, убежденность в их необходимости и справедливости. Таким образом, правовая установка выступает в качестве связующего звена между профессиональным правосознанием, профессиональной правовой культурой и юридической деятельностью. Структура правовой установки состоит из ряда компонентов:

- когнитивного, отражающего познавательную активность индивида, показывающего уровень знания нормы права;

- эмоционального, показывающего эмоциональное отношение личности к правовой норме;

- поведенческого.

Таким образом, в своей совокупности правовые убеждения и правовые установки формируют идейный фундамент и структуру профессиональной правовой культуры. В большей степени от них, чем например, от глубины правовых знаний, зависит формирование и общий позитивный, подлинный характер профессиональной правовой культуры, именно они не позволяют использовать специальные профессиональные знания во вред правам и законным интересам гражданина и общества.

Литература

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950 (в ред. от 13 мая 2004 г.)// Собрание законодательства РФ. 2001. N 2. Ст. 163.

2. Аскерова Л. А. Правовые убеждения: теоретико-правовой аспект: ав-тореф. дисс... канд. юрид. наук. 12.00.01. Краснодар, 2012.

3. Баранова М.В., Барахоева А.Р. Стереотипы правовых установок: понятие, структура, функции// Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2010. № 2. - С. 66.

4. Белкин А.А. Читая Достоевского и Чехова. М., 1973.

5. Достоевская А.Г. Воспоминания. М.: «Художественная литература»,

1971.

6. Жаров В. А. Ф. М. Достоевский и философия права 1860-х годов: дисс... канд. филол. наук 10.01.01. Тверь, 2003.

7. Кони А.Ф. Собрание сочинений: В 8 т. М., 1968. Т. 6.

8. Косых А.А. Убеждение в правовом регулировании общественных отношений. Владимир, 2011.

9. Кузнецова И. С. Иммунитеты и ответственность как элементы конституционно-правового статуса судьи: автореф. дисс... канд. юрид. наук. 12.00.11. М, 2010.

10. Путин В.В. Выступление на совещании по вопросам совершенствования судебной системы. Санкт-Петербург, 8 июня 2012 года// Президент России. Официальный сайт http://www.kremlin.ru/news/15607

11. Сальников В. П. Правовая культура: теоретико-методологический аспект: автореф. дис.... д-ра. юрид. наук. Л., 1990.

12. Усманова Е. Ф., Шамина И. В. Проблемы определения места правовой установки личности в структуре правового сознания // Правовое государство: теория и практика. 2011. № 24.

13. Шаповал О. В. Учение Н.М. Коркунова о праве: автореф. дисс... канд. юрид. наук 12.00.01. Краснодар, 2005. - С. 17.

14. Щенников Г. К. Проблемы правосудия в публицистике Достоевского 70-х годов //Русская литература 1870-1890 годов. Свердловск, 1971. Сб. 4.

15. Brouwer P.W. Coherence in legal reasoning// Rechtsfilosofie en Rechtstheorie. 1994. № 24. - Pp.185-193.

16. Peczenik A. On Law and Reason, Dordrecht: Kluwer Academic Publishers,

1989.

17. Philip J. Mazzocco, Melanie C. Green Narrative Persuasion in Legal Settings: What's the Story?//Case Narrative, Persuasion, Research. 2011. May 30.

17. Laurens Mommers and H.Jaap van den Herik. Knowledge Criteria for the Evaluation of Legal Beliefs// JURIX. 1999.

Literature

1. Convention on protection of human rights and fundamental freedoms. It is concluded in Rome 04.11.1950 (in an edition of May 13, 2004)//Collection of the legislation of the Russian Federation. 2001. N 2. Art. 163.

2. Askerova L. A. Legal belief: teoretiko-legal aspect: aemopefy. yew ... edging. wpud. sciences. 12.00.01. Krasnodar, 2012.

3. Baranova M. V., Barakhoyev A.R. Stereotypes of legal installations: concept, structure, functions/Jurisprudence and practice: Bulletin of the Ministry of Internal Affairs Nizhny Novgorod academy of Russia. 2010. No. 2. - Page 66.

4. Belkin of A.A. Chitaya Dostoyevskogo and Chekhov. M, 1973.

5. A.G'sDostoevskaya. Memoirs. M.: "Fiction", 1971.

6. Heats V. A. F. M. Dostoyevsky and legal philosophy of the 1860th years: yew ... edging. fyunon. sciences 10.01.01. Tver, 2003.

7. A.F's horses. Collected works: In 81. M, 1968. T. 6.

8. Slanting A.A. Ubezhdeniye in legal regulation of the public relations. Vladimir, 2011.

9. Kuznetsova I. S. Immunities and responsibility as elements of constitutional legal status of the judge: aemopefy. yew ... edging. wpud. sciences. 12.00.11. M, 2010.

10. Putin V. V. Performance at meeting on questions of improvement of judicial system. St. Petersburg, on June 8, 2012//President of Russia. Official site http://www .kremlin.ru/news/15607

11. V. P's epiploons. Legal culture: teoretiko-methodological aspect: aemopefy. yew.... Drs. wpud. sciences. L., 1990.

12. Usmanova E. F., Shamina I. V. Problems of definition of a place of legal installation of the personality in structure of legal consciousness//Constitutional state: theory and practice. 2011. No. 24.

13. Shapoval O. V. N. M. Korkunov's doctrine about the right: aemopefy. yew ... edging. wpud. sciences 12.00.01. Krasnodar, 2005. - Page 17.

14. Shchennikov G. K. Justice problems in Dostoyevsky's journalism of the 70th years//the Russian literature of1870-1890. Sverdlovsk, 1971. C6. 4.

15. Brouwer P.W. Coherence in legal reasoning//Rechtsfilosofie en Rechtstheorie. 1994. No. 24. - Pp.185-193.

16. Peczenik A. On Law and Reason, Dordrecht: Kluwer Academic Publishers,

1989.

17. Philip J. Mazzocco, Melanie C. Green Narrative Persuasion in Legal Settings: What's the Story?//Case Narrative, Persuasion, Research. 2011. May 30.

17. Laurens Mommers and H.Jaap van den Herik. Knowledge Criteria for the Evaluation of Legal Beliefs//JURIX. 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.