Научная статья на тему 'РУССКАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА: О ЦЕННОСТЯХ И СМЫСЛАХ В МОНОГРАФИИ А. Н. УЖАНКОВА «“СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ”: ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ» (Ужанков А. Н. «Слово о полку Игореве»: историко-филологическое исследование. Москва : ЯСК, 2022. 744 с.)'

РУССКАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА: О ЦЕННОСТЯХ И СМЫСЛАХ В МОНОГРАФИИ А. Н. УЖАНКОВА «“СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ”: ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ» (Ужанков А. Н. «Слово о полку Игореве»: историко-филологическое исследование. Москва : ЯСК, 2022. 744 с.) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
10
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
древнерусская словесность / «Слово о полку Игореве» / теория литературных формаций / теоцентризм / антропоцентризм / old Russian literature / “The Lay of Host of Igor” / theory of literary formations / theocentrism / anthropocentrism

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Морозова Ирина Николаевна, Королев Никита Сергеевич

В рецензии на монографию доктора филологических наук, профессора А. Н. Ужанкова «Слово о полку Игореве»: историко-филологическое исследование (М. : ЯСК, 2022. 744 с.) раскрываются ключевые идеи авторской концепции древнерусской словесности. Интерпретация уникального и одновременно самого загадочного памятника древнерусской письменности встраивается автором монографии в общий культурный контекст словесности Древней Руси, а также разработанную ученым теорию литературных формаций. Ценностно-смысловое пространство древнерусской культуры в монографии предстает как динамическая ценностно-смысловая целостность, в отличие от восприятия культуры Древней Руси в формате односторонне осмысленного мировоззренческого содержания теоцентризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Spiritual Culture: Values and Meanings in A. N. Uzhankov’s Monograph «“The Lay of Host of Igor”: Historic-Philological Research Study» (Uzhankov A. N. «The Lay of Host of Igor»: Historic-Philological Research Study. Moscow : YaSK, 2022. 744 p.)

The review of the A. N. Uzhankov’s monograph “The Lay of Host of Igor”: Historic-philological research study. Moscow: YaSK, 2022. 744 p. discloses the key ideas of the author’s concept of Old Russian literary language. The author of the monograph interrelates the interpretation of unique and at the same time the most mysterious monument of Old Russian literary language with the general cultural context of Ancient Rus literary language and with the theory of literary formation worked out by the scientist. The author of the monograph represents axiological volume of Old Russian literary language as a dynamic axiological integrity opposed to Ancient Rus perception of culture in the format of unilateral m eaningful worldview scope of theocentrism.

Текст научной работы на тему «РУССКАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА: О ЦЕННОСТЯХ И СМЫСЛАХ В МОНОГРАФИИ А. Н. УЖАНКОВА «“СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ”: ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ» (Ужанков А. Н. «Слово о полку Игореве»: историко-филологическое исследование. Москва : ЯСК, 2022. 744 с.)»

УДК 821.0

И. Н. Морозова

кандидат культурологии, доцент

Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

E-mail: mo-rel@mail.ru

Н. С. Королев

кандидат исторических наук, доцент

Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

E-mail: korolev_ns@mail.ru

РУССКАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА: О ЦЕННОСТЯХ И СМЫСЛАХ В МОНОГРАФИИ А. Н. УЖАНКОВА «"СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ": ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ» (Ужанков А. Н. «Слово о полку Игореве»: историко-филологическое исследование. Москва : ЯСК, 2022. 744 с.)

В рецензии на монографию доктора филологических наук, профессора А. Н. Ужанкова «Слово о полку Игореве»: историко-филологическое исследование (М. : ЯСК, 2022. 744 с.) раскрываются ключевые идеи авторской концепции древнерусской словесности. Интерпретация уникального и одновременно самого загадочного памятника древнерусской письменности встраивается автором монографии в общий культурный контекст словесности Древней Руси, а также разработанную ученым теорию литературных формаций. Ценностно-смысловое пространство древнерусской культуры в монографии предстает как динамическая ценностно-смысловая целостность, в отличие от восприятия культуры Древней Руси в формате односторонне осмысленного мировоззренческого содержания теоцентризма.

Ключевые слова: древнерусская словесность, «Слово о полку Игореве», теория литературных формаций, теоцентризм, антропоцентризм

Для цитирования: Морозова, И. Н. Русская духовная культура: о ценностях и смыслах в монографии А. Н. Ужанкова «"Слово о полку Игореве": историко-филологическое исследование» (Ужанков А. Н. «Слово о полку Игореве»: историко-филологическое исследование. Москва : ЯСК, 2022. 744 с.) /И. Н. Морозова, Н. С. Королев //Вестник культуры и искусств. — 2023. — № 4 (76). — С. 123-127.

Книга доктора филологических наук, профессора А. Н. Ужанкова «"Слово о полку Игореве": историко-филологическое исследование» посвящена изучению самого известного произведения древнерусской словесности. Она подводит итог многолетним изысканиям автора не только в области конкретной проблематики, но и по отношению ко всей древнерусской словесности.

Как известно, традиции исследования «Слова» более двухсот лет. Этому уникальному памятнику древнерусской письменности

посвящены десятки тысяч публикаций, в том числе и фундаментальных, энциклопедических. Благодаря многовековым усилиям поколений ученых с мировым именем утвердился взгляд на «Слово» как источник, в котором всё, что поддавалось научному измерению, уже открыто, и речь может идти лишь об уточнении тех или иных позиций, критике оппонентов, не предполагающих принципиально новых подходов к его исследованию. В то же время основные проблемы древнерусского текста (в их числе связанные с его атрибуцией, характером

123

и содержанием) до сих пор остаются предметом дискуссий.

Обращение к одному из самых таинственных произведений древнерусской словесности по-прежнему актуально, поскольку сохраняется необходимость обсуждения многих возникших и существующих неясностей и затруднений относительно «Слова», вопросов, многие из которых до сих пор остаются открытыми.

Для исследования загадок «Слова о полку Игореве» автор использует необычный прием погружения читателя в атмосферу древнерусской книжности. Этому посвящен первый раздел книги «Литературная формация XI-XV столетий», представляющий осмысление творчества и писательского труда, отношение к книгам в Древней Руси, а также рассмотрение некоторых категорий средневекового сознания XI-XV вв. Для того чтобы читатель не сбился с маршрута, который мог бы привести к пониманию идей «Слова...», автор сам освещает ему путь, анализируя в этом же разделе средневековый взгляд на мир в целом. Воссоздавая культурно-историческую среду, в которой жил и работал древнерусский книжник XI-XV вв., автор опирается на разработанную им теорию литературных формаций. Под формацией в данном случае понимается определенная художественная система, сложившаяся «...в рамках господствующего в определенный исторический период сознания — теоцентри-ческого, антропоцентрического и эгоцентрического» [1, с. 212]. Развитие книжно-письменной культуры Древней Руси представлено соответственно последовательной сменой трех формаций: первой, литературной (шире — культурной), с XI в. до 80-х гг. XV в., с доминантой идеалистического (религиозного) способа познания и теоцентрического мировоззрения [Там же]; второй стадии, с 90-х гг. XV в. до 40-х годов XVII в., с антропоцентрическим мировоззрением [Там же, с. 212-213] и третьей (переходный период от культуры Средневековья к культуре Нового времени, с 40-х гг. XVII в. — по 30-е гг. XVIII в.), с началом формирования эгоцентричного мировоззрения [Там же, с. 213].

В свою очередь, мировоззрение первой литературной (культурной) формации

XI-XV вв. представляется автором как динамичная конструкция, в которой выделяются следующие три фазы развития:

1. Стадия мировосприятия (XI-XII вв.), основным содержанием которой является переворот сознания от языческого (чувственного мироощущения) к христианскому (умственному) мировосприятию). Главным методом познания окружающей действительности в это время был религиозно-символический метод.

2. Стадия миросозерцания (XIII — первая половина XIV вв.) Это переходный период, во время которого религиозно-символический метод вытесняется новым — религиозно-прагматическим.

3. Стадия миропонимания (вторая половина XIV в. — до 90-х годов XV в.). Это стадия доминирования рассудка (в допустимых христианской философией пределах) над чувствами. В это время религиозно-прагматический метод познания окончательно утверждается в качестве ведущего.

В первой литературной формации XI-XV столетий процесс творчества осмысливается как сотворчество человека Богу. Именно поэтому творчество, подчеркивает ученый, всегда богостремительно, имея трансцендентный смысл. Произнесение слова, его написание в тексте в это время стало восприниматься как символическое отображение Боговоплоще-ния. Поэтому, утверждает автор, главной темой практически всех произведений данного периода было спасение души.

Введение «Слова о полку Игореве» в соответствующий ему культурно-исторический контекст XII в., обращение к мировоззрению древнерусских книжников, сопоставление с другими произведениями литературной (культурной) формации позволяет автору обосновать тезис о христианском характере изучаемого средневекового поэтического текста. Высказанная А. Н. Ужанковым точка зрения на известный памятник древнерусской литературы расходится, в частности, с концепцией о светском характере «Слова». Ко многим дискуссионным и нерешенным вопросам в

124

изучении «Слова...» обращается в обстоятельной рецензии на работу А. Н. Ужанкова о «Слове.», вышедшую в 2015 г., доктор филологических наук, профессор А. М. Ранчин, акцентируя уникальность и жанрово-семанти-ческую неопределенность произведения, которое «.в главном <...> вообще выпадает из древнерусской словесности, следствием чего является герменевтическая проблема, если не катастрофа.» [2, с. 372] Очевидно, что ключевой исследовательской проблемой в изучении «Слова.» остается проблема понимания основных вопросов духовно-ценностного, мировоззренческого его содержания.

На протяжении двух столетий в науке утверждалась мысль о том, что первым было написано «Слово.», а уже затем появились летописные рассказы. Заслугой А. Н. Ужанко-ва, полагаем, следует признать доказательство того, что написанию «Слова.» предшествовало составление летописных повестей. Первый по времени своего появления летописный рассказ Переяславльского (или Владимиро-Суздальского) летописца негативно оценивал поход Игоря. Подобная интерпретация похода вызвала несогласие автора Киевской летописи — игумена Моисея, который составил другую летописную повесть, вошедшую в Киевскую летопись. В ней монах представил иной взгляд на события похода 1185 г. Он видит в русской истории разворачивание Божественного промысла о русском народе до Страшного суда. Волю Бога летописец усматривает и в судьбе Новгород-Северского князя.

А. Н. Ужанкову удалось доказать, что автор второй летописной повести и автор «Слова.» были участниками похода 1185 г. Сопоставление текстов двух памятников позволило выявить более тридцати параллелей между ними. Все отмеченные выше обстоятельства определенно указывают на то, что автор обоих текстов — один и тот же человек. На наш взгляд, логичным является тезис А. Н. Ужанкова о том, что автор «Слова» не может быть создателем всего одного гениального произведения; он должен был быть профессиональным писателем, проявившим свой талант и в других творениях.

Результаты сопоставления повести о походе Игоря Святославовича (написана около

1187-1188 гг.) из Киевской летописи, завершенной в 1199 г. в Выдубицком монастыре его игуменом Моисеем, его торжественного «Слова на обновление церкви св. Архангела Михаила» (произнесено 24.09.1199) со «Словом о полку Игореве» (создано зимой 1200 г.), выявление их общих источников, одного места написания, уточнение времени и очередности написания позволяют говорить об одном авторе этих произведений — игумене Моисее Выдубицком.

Мировоззрение древнерусского книжника XII века, в основании которого находились истины Священного писания, отразилось в «Слове о полку Игореве» (например, через установленный А. Н. Ужанковым факт обращения автора к Книге пророка Иеремии). Пытаясь осмыслить поход Новгород-Северского князя через идеи ветхозаветной книги, автор «Слова.», используя религиозно-символический метод, повествует о грехе гордыни и спасительном покаянии. Таким образом, как уже говорилось выше, по мысли А. Н. Ужан-кова, основным содержанием «Слова». является тема, характерная для всех произведений древнерусской словесности — спасение души.

В книге А. Н. Ужанкова содержится интересная гипотеза о том, кем был игумен Моисей до монашеского пострига. Здесь возникает фигура Беловода Просовича — дружинника князя Игоря, принесшего весть о разгроме русских полков. В отличие от других положений книги, автором не ставится задача доказательства данного предположения, что, вероятно, может стать предметом для нового исследования.

В монографии А. Н. Ужанкова особую ценность представляет системность, целостность, интегративность, междисплинар-ность, культурологичность заявленного и обоснованного в ней подхода. Древнерусская культура в книге рассматривается в духовной оптике, предзаданной мировоззрением, ценностями и смыслами православия, динамикой православной духовности (что отличает позицию автора от унифицированной «версии» древнерусского периода в истории российской культуры как застывшей в своей устойчивой одинаковости, неизменности, теоцентризме).

125

Список литературы

1. Ужанков, А. Н. Стадиальное развитие русской литературы XI — первой трети XVIII века. Теория литературных формаций : монография / А. Н. Ужанков. — Москва : Изд-во Лит. ин-та им. А. М. Горького, 2008. — 528 с.

2. Ранчин, А. Н. О новой книге А. Н. Ужанкова и о проблемах изучения «Слова о полку Игореве» / А. Н. Ранчин // Литературный факт. — 2017. — № 4. — С. 358-376.

Получено 25.10.2023

Irina N. Morozova

Candidate of Culturology, Associate Professor,

Chelyabinsk State Institute

of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia

E-mail: mo-rel@mail.ru

Nikita S. Korolev

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor,

Chelyabinsk State Institute

of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia

E-mail: korolev_ns@mail.ru

Russian Spiritual Culture: Values and Meanings in A. N. Uzhankov's Monograph

«"The Lay of Host of Igor": Historic-Philological Research Study» (Uzhankov A. N. «The Lay of Host of Igor»: Historic-Philological Research Study.

Moscow : YaSK, 2022. 744 p.)

The review of the A. N. Uzhankov's monograph "The Lay of Host of Igor": Historic-phiLoLogicaL research study. Moscow: YaSK, 2022. 744 p. discloses the key ideas of the author's concept of Old Russian Literary Language. The author of the monograph interrelates the interpretation of unique and at the same time the most mysterious monument of OLd Russian Literary Language with the generaL cuLturaL context of Ancient Rus Literary Language and with the theory of Literary formation worked out by the scientist. The author of the monograph represents axioLogicaL voLume of OLd Russian Literary Language as a dynamic axioLogicaL integrity opposed to Ancient Rus perception of cuLture in the format of uniLateraL meaningfuL worLdview scope of theocentrism.

Keywords: oLd Russian Literature, "The Lay of Host of Igor", theory of Literary formations, theocentrism, anthropocentrism

For citing: Morozova I. N., KoroLev N. S. 2023. Russian SpirituaL CuLture: VaLues and Meanings in A. N. Uzhankov's Monograph «"The Lay of Host of Igor": Historic-PhiLoLogicaL Research Study» (Uzhankov A. N. «The Lay of Host of Igor»: Historic-PhiLoLogicaL Research Study. Moscow : YaSK, 2022. 744 p.). Culture and Arts Herald. No 4 (76): 123-127. (In Russ.).

126

References

1. Uzhankov A. N. 2008. StadiaL'noe razvitie russkoi Literatury XI — pervoi treti XVIII veka. Teoriya Literaturnykh formatsii [The stadiaL development of Russian Literature of the XI — first third of the XVIII century. Theory of Literary formations]. Moscow: A. M. Gorky Literary Institute, 528 p. (In Russ.).

2. Ranchin A. N. 2017. On the new book by A. N. Uzhankov and on the probLems of studying "The words about Igor's regiment". Literaturnyi fakt [Literary fact]. No 4: 358-376. (In Russ.).

Received 25.10.2023

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.