И.С. Барышев
Русская диаспора в Бразилии
Бразилия — одна из тех стран, о которой редко говорят в контексте русской эмиграции XIX-XX веков. Между тем, на территории современной Бразилии проживает значительное число потомков российских переселенцев. Многие из них утратили связи с исторической Родиной, имеют бразильские паспорта и ощущают себя бразильцами. Процесс утраты исторических корней потомками русских эмигрантов только усугубляется невниманием к данному вопросу со стороны российских СМИ, общественных и политических институтов.
В литературе данной теме посвящено немного работ. Тема получила отражение в статьях И.В. Дынниковой [4;], В.М. Давыдова [2], А.А. Хисамут-динова [16], С.Н. Балдина [1], в монографических исследованиях Н.В. Королева [5; 6], А.И. Сизоненко [12; 13], Б.Ф. Мартынова [7; 8], в ряде общих трудов [9; 11], в материалах IV Конвента РАМИ 2006 г. [14]. Однако вопрос этот, безусловно, нуждается в более детальной проработке и изучении.
Цель данной статьи — рассмотреть особенности русской диаспоры в Бразилии, проанализировать вопросы культурной, религиозной и политической самоидентификации потомков русских переселенцев.
Представители современной русской диаспоры в Бразилии являются в основном потомками эмигрантов, въехавших на территорию Бразилии в период с конца XIX века и до середины XX века.
Первая волна русской эмиграции, которая попала в Бразилию в конце XIX -начале XX веков, состояла в основном из безземельных крестьян, батраков и прочих людей с низким достатком, которые ехали в страны Южной Америки по экономическим мотивам в поисках лучшей доли. При этом стоит заметить, что среди переселенцев было также множество этнических поляков и украинцев, однако, поскольку на тот момент Польша и Украина входили в состав Российской Империи, то въезжали они по русским паспортам. Большинство переселенцев первой волны поселились в Аргентине, однако часть из них обосновалась в Бразилии. Основным занятием русских переселенцев было земледелие. Ими было основано поселение Кампина дас Миссоэс в штате Риу-Гранде-ду-Сул, которое в 1963 году получило статус города. На сегодняшний день примерно 20% населения муниципального округа Кампина дас Миссоэс — потомки переселенцев из России [12: с. 91].
По данным IBGE (Instituto Brasileiro de Geografia e Estatística — Бразильский институт географии и статистики), в период с 1850 по 1912 гг. в Брази-
лию въехали 19,5 тыс. легальных российских эмигрантов [17: http://www.ibge. gov.br].
Официальной датой начала русской эмиграции в Бразилию считается 1909 г., хотя в действительности она началась значительно раньше, но до данного года случаи переселения людей из России в Бразилию не носили массового характера.
Вторая волна эмиграции русских в Бразилию приходится на годы после революции 1917 г. При этом эмиграция шла как напрямую из России в Бразилию, так и через Европу. Массовость второй волны русской эмиграции была связана с тем, что Бразилия, как и многие страны Южной Америки, в первой трети XX в. нуждалась в квалифицированной рабочей силе. Зная об этом, по разным каналам представители организации, объединявшей участников Белого движения, связались с Рио-де-Жанейро, чтобы осуществить переезд в эту страну врангелевцев из Франции. Правительство Бразилии согласилось принять около 10 тыс. человек. В некоторой степени это решение было неординарным, так как существовал запрет на въезд в страну политэмигрантов. Вероятно, для врангелевцев сделали исключение по причине того, что в Южной Америке в то время находилось немало анархистов, деятельность которых хотели как-то «уравновесить» местные правительства [16: с. 93].
В апреле 1921 г. в Бразилию на пароходе «Рион» прибыла первая массовая группа русских эмигрантов второй волны. 12 июля на пароходах «Аквитания» и «Прованс» прибыли группы под командованием полковника К.К. Брагина общей численностью примерно 600 человек. Одна из последних групп, которую возглавлял полковник В.Г. Жилинский, насчитывала уже 1 200 человек. Всего в Бразилии оказались около 3 000 белогвардейцев, и это только тех, которые попали в Бразилию из Франции.
Практически все прибывшие были людьми высокообразованными и надеялись получить в Бразилии административные, инженерные и руководящие посты. Однако далеко не всем достались желаемые должности, часть эмигрантов вынуждена была работать на низкооплачиваемых работах, никоим образом не связанных с их образованием и не удовлетворяющих их амбиции. Некоторые из бывших офицеров не соглашались на работу, которая не соответствовала их представлениям о достойной жизни. К примеру, целая казачья группа численностью 1 000 человек, узнав, что их отправляют рабочими на плантации, предпочла вернуться в Европу [16: с. 95]. Большинство представителей второй волны русской эмиграции поселились в Сан-Паулу.
Третья волна русской эмиграции пришлась на послевоенный период (1947-1949 гг.), когда из находившихся под германской оккупацией европейских стран в Бразилию устремились десятки тысяч русских беженцев из числа перемещенных лиц (старая русская эмиграция, осевшая в Европе; бывшие военнопленные и угнанные на принудительные работы в Германию советские люди; граждане, ушедшие из СССР с отступавшей германской армией по политическим мотивам и т.д.).
Четвертая эмиграционная волна пришлась на 50-е гг. XX столетия. В это время в Бразилию прибыли несколько тысяч русских эмигрантов из Маньчжурии (Китай). В основном это были потомки белой эмиграции, вынужденные покинуть Китай после прихода к власти коммунистической партии. Большая часть их осела в Сан-Паулу. На этот же период приходится и переселение в Риу-Гранде-ду-Сул и Мату Гросу староверов (несколько сотен человек), выехавших в 20-е гг. по религиозным мотивам из России в Маньчжурию, а в 1952-1953 гг. вынужденных, как и потомки белогвардейцев, эмигрировать в Южную Америку [4: с. 241]. На сегодняшний день количество людей, переезжающих на постоянное место жительства из России в Бразилию незначительно.
На данный момент в Бразилии живет значительное количество потомков выходцев из России. Но вопрос заключается в том, можно ли назвать их диаспорой? Согласно принятому определению, диаспора — это часть этноса, живущая за пределами исторической родины и имеющая социальные институты для поддержания и развития своей общности [15: с. 233].
Таким образом, представители русской диаспоры должны не только быть связаны с Россией историческими корнями, но еще и идентифицировать себя как часть русского этноса, знать русский язык, историю Российского государства, интересоваться культурой и искусством своей исторической Родины и т. д. А таких выходцев из России в Бразилии немного. Потомки тех, кто прибыл в Бразилию в конце XIX - начале XX веков, ассимилируются и утрачивают связь с русским языком и культурой, считая себя больше бразильцами, чем русскими (как правило, все они имеют бразильское гражданство). Оценить точное количество тех, кто среди жителей Бразилии причисляет себя к русскому этносу, довольно сложно и достоверной информации по этому вопросу нет, поскольку разные источники называют разные цифры. К примеру, по данным программы «Время», вышедшей в эфир 30 ноября
2008 года, русская диаспора в Рио-де-Жанейро, одном из самых крупных городов Бразилии, составляет всего 100 человек [3: http://www.1tv.ru/news/polit/37170]. Однако, несмотря на относительно невысокий интерес потомков русских эмигрантов к своей истории, эта цифра выглядит несколько заниженной.
Для многих выходцев из России единственной нитью, все еще связывающей их с исторической Родиной, служит православная религия. Православные церкви выступают центрами притяжения потомков российских эмигрантов. Так, в городе Сан-Паулу, который, как уже говорилось, в свое время принял немало выходцев из России, существует 3 церкви, принадлежащие русской зарубежной православной церкви (РЗПЦ). Также в Сан-Паулу есть православная церковь, не находящаяся в ведомстве РЗПЦ, настоятель которой — иеромонах Иоанн Стойссер. Данная церковь объединяет в основном выходцев из России, попавших в Бразилию через Китай.
Русская православная церковь также имеет приходы в штате Риу-Гранде-ду-Сул в местах первых русских поселений: Санта-Роза, Кампина дас Мис-
соэс, Порту-Алегре, а также в крупных городах, таких как Рио-де-Жанейро, Бразилиа и др.
Священники русской православной церкви в Бразилии охотно идут на контакт с прессой, пытаясь тем самым привлечь к проблемам РПЦ дополнительное внимание, а также заставить выходцев из России лишний раз задуматься о своей культурной и религиозной самоидентификации.
Так например, священник Василий Гелеван настоятель храма Св. мученицы Зинаиды в Рио-де-Жанейро, дал интервью журналу «Православие» 22 декабря 2009 г. Священник отмечает, что его «паства охватывает все волны русской эмиграции в Бразилию — потомков белоэмигрантов, россиян, родившихся в Харбине и европейских городах, молодежь из России, Украины, Беларуси, Грузии и других стран постсоветского пространства» [10: http://www.pravoslavie. ru/guest/33252.htm], а также охотно делится фактами из жизни прихода, говорит
о степени распространения православия в Бразилии.
Информацией о специфике исповедания православия и жизни русской общины в Бразилии охотно делятся не только священники и настоятели церквей, но и более высокопоставленные духовные лица, как например, Первоиерарх РПЦЗ митрополит Иларион Восточно-Американский и Нью-Йоркский. Он отмечает, что в 1987 году, когда он принял сан, то застал русскую диаспору в Латинской Америке в целом, и в Бразилии в частности, в непростой момент: «Ее численность значительно сократилась. Сотни россиян из-за материальных проблем уезжали в другие края, прежде всего в США. Увядали организации соотечественников. Практически свелось к нулю издание русскоязычных газет и журналов. Перестали выходить книги. С тех пор мало что изменилось» [19: http://www.pravoslavie.ru/english/34983.htm].
Говоря о религии выходцев из России, живущих в Бразилии, нельзя не упомянуть староверов, которые сумели сохранить свои традиции и религиозные взгляды, пронесли их через столетия даже будучи оторванными от своей исторической Родины. Самые крупные общины староверов на сегодняшний день находятся в городах Парана, Гояс, Мату Гроссо и других. Можно сказать, что общины староверов представляют собой симбиоз древней духовной и современной деловой культур, органично вписанный в бразильский социум. При этом бразильские общины активно сотрудничают с общинами из Боливии, США и других стран, ездят друг к другу в гости и женят детей. Благодаря тому, что староверы негативно относятся к бракам с местным населением и вообще с теми, кто не исповедует их веру (хотя таковые, конечно же, иногда случаются), многие из них до сих пор сохранили исконно русский облик: светлые волосы, светлые глаза, курносый нос [4: с. 243].
В отличие от староверов в Сибири, общины, живущие в Бразилии, более открыты инновациям и, сохраняя свои жизненные принципы, все же используют некоторые достижения прогресса. К примеру, они применяют тракторы,
комбайны и другую технику при проведении сельскохозяйственных работ. В целом же ограничения, накладываемые на жителей поселений староверов, могут несколько разниться от общины к общине, в зависимости от позиции и взглядов управляющих.
Но вот чего у староверов не отнимешь — так это их культурной и духовной общности с русским народом. Живя на другом континенте, они умудряются сохранять русскую культуру и традиции. Их женщины ходят в старинных русских нарядах; мужчины — в косоворотках, и все как один носят бороды. По праздникам они поют старинные русские песни, а их дети наравне с португальским изучают русский язык.
При этом, сохраняя культурную и духовную связь с Россией, некоторые староверы стремятся вернуться на свою историческую Родину. Уже сегодня в Приморский край России вернулось три семьи староверов из Южной Америки и, по всей видимости, это не последний прецедент [4: с. 244].
Бразильское правительство, а также СМИ и общественные организации, несмотря на то, что на сегодняшний день не так уж велико количество людей, причисляющих себя к русскому этносу, все же периодически проводят Дни русского языка в Бразилии, Дни России в Латинской Америке и другие подобные акции.
Особое внимание тема русской диаспоры в Бразилии получила в 2009 году, поскольку этот год считается столетним юбилеем начала русской эмиграции в Бразилию. В это время было подготовлено несколько видеорепортажей и статей в печатных СМИ о жизни староверов, об открытии русской балетной школы в Рио-де-Жанейро, о русских традициях и обычаях и т.д. При этом стоит заметить, что освещение вопроса о современной русской диаспоре и русской эмиграции в историческом разрезе происходит не всегда верно. Так, в качестве причины переселения русскоязычного населения в Бразилию практически всегда называется гонение большевиков и эмиграция по политическим причинам. Однако первая волна русской эмиграции никак не была связана с приходом к власти в России коммунистической партии. И причины их переезда носили, прежде всего, экономический характер.
Однако, несмотря на допускаемые неточности, сам факт интереса бразильских СМИ и общественных организаций к русской эмиграции и русской диаспоре не может не радовать, особенно в свете недавнего потепления бразильско-российских отношений на всех уровнях власти.
Более остро стоит вопрос о позиции российского правительства по отношению к русской эмиграции в Бразилии в частности и в Латинской Америке в целом. Или, вернее сказать, практически полное отсутствие данной позиции как таковой. Так, если бразильские СМИ уделили определенное внимание столетию с начала русской эмиграции в Бразилию, то русские СМИ, фактически, эту дату проигнорировали. Более того, далеко не все жители РФ вообще знают о том, что в Бразилии есть русская диаспора, что там живут и умудряются сохранять свои культурные и духовные традиции выходцы из России.
Хотя, справедливости ради стоит сказать, что единичные попытки наладить связь с выходцами из России, проживающими в Бразилии, предпринимаются. К примеру, в 2002 году Научный Центр Русской Церковной Музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского организовал научную экспедицию с целью изучения жизни и культуры старообрядцев Бразилии [4: с. 243].
Правда, такие мероприятия очень немногочисленны и проводятся, как правило, по инициативе конкретных религиозных или общественных организаций, которые на собственные средства пытаются реализовывать общественно важные и значимые проекты. В то же время со стороны политических организаций и руководства страны такие попытки практически не предпринимаются. И это тем более удивительно на фоне потепления отношений между Россией и Бразилией в политическом и экономическом планах.
Правда, стоит отметить, что с 1991 г. в России прошло уже четыре Конгресса соотечественников (два из них в Москве, два в Санкт-Петербурге), в которых приняли участие в том числе и выходцы из России, живущие в Бразилии, и не желающие забывать свои исторические корни. Данные мероприятия поддерживают на правительственном уровне, более того, в них принимают участие представители высшего руководства страны (к примеру, на конгрессе, проходившем в
2009 году, выступил президент РФ Дмитрий Медведев), что вселяет определенные надежды. Однако данных мероприятий явно недостаточно. Тем более, что очень маленькое число русских эмигрантов, проживающих в Бразилии, могут себе позволить прилететь в Россию просто ради участия в конгрессе.
Думается, российскому правительству стоит уделять больше внимания диаспорам, живущим за границей, поскольку поддержание культурных связей с выходцами из России, позволит не только эмигрантам сохранить свою культурную самоидентификацию, но и гражданам РФ, живущим на территории страны, глубже понять свои исторические корни, ощутить, насколько многолик и в то же время един русский народ.
Литература
1. Балдин С.Н. Время для возвращения наступило / С.Н. Балдин // Латинская Америка. - 2007. - №10. - С. 27-32.
2. Давыдов В.М. Латиноамериканский год России / В.М. Давыдов // Латинская Америка. - 2005. - № 1. - С. 42-45.
3. Во время рабочей поездки Дмитрий Медведев посетил Перу, Бразилию, Венесуэлу и Кубу // Информационная телепрограмма «Время». - Эфир от 30 ноября
2008 г. - http://www.1tv.ru/news/polit/37170.
4. Дынникова И.В. Старообрядцы Бразилии: жизнь и традиции / И.В. Дынникова // Старообрядчество: история, культура, современность: материалы VI Научно-практической конференции (Москва, 19-20 ноября 2002 г.). - М.: Индрик, 2002. - С. 241-244.
5. Королев Н.В. Страны Латинской Америки в международных отношениях /
Н.В. Королев. - Кишинев: ЦАИ, 1962. - 306 с.
6. Королев Н.В. Страны Южной Америки и Россия (1890-1917) / Н.В. Королев. -Кишинев: ЦАИ, 1972. - 287 с.
7. Мартынов Б.Ф. «Золотой канцлер». Барон Рио-Бранко — великий дипломат Латинской Америки / Б.Ф. Мартынов. - М.: ИЛА РАН, 2004. - 154 с.
8. Мартынов Б.Ф. Имидж России и его восприятие в Бразилии / Б.Ф. Мартынов. - М.: ИЛА РАН, 2009. - 144 с.
9. Образ России — взгляд из Латинской Америки / Отв. ред. В.П. Сударев - М.: ИЛА РАН, 2009. - 98 с.
10. Паласио М. «Русский и бразильский народ роднит сильное религиозное чувство»: Беседа со священником Василием Гелеваном, настоятелем храма во имя Св. мученицы Зинаиды в Рио-де-Жанейро / Мигель Паласио // Интернет-журнал «Православие». 22 ноября 2009 г. - http://www.pravoslavie.ru/guest/33252.htm
11. Русское зарубежье в Латинской Америке / Отв. ред. А.И. Сизоненко. - М.: ИЛА РАН, 1993. - 80 с.
12. Сизоненко А.И. Русские в Латинской Америке (очерки) / А.И. Сизоненко. -М.: ИЛА РАН, 2005. - 164 с.
13. Сизоненко А.И. Русские открывают Латинскую Америку / А.И. Сизоненко. -М.: ИЛА РАН, 1992. - 113 с.
14. Сизоненко А.И.Русские соотечественники в Латинской Америке: судьбы, проблемы, будущее / А.И. Сизоненко // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы IV Конвента РАМИ (МГИМО, сентябрь 2006 г.): в 10-ти тт. / Под ред. А.В. Шестопала, Л.С. Окуневой, С.М. Хенкина. - Т. 7: Испания и Латинская Америка в мировой политике. - М.: МГИМО, 2007. - С. 134-141.
15. Социология: энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евель-кин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.
16. Хисамутдинов А.А. Наши соотечественники за рубежом. Русские в Бразилии / А.А. Хисамутдинов // Латинская Америка. - 2005. - № 9. - С. 86-100.
17. Instituto Brasileiro de Geografia e Estatistica. - http://www.ibge.gov.br
18. Levy C.J. Its Population Falling, Russia Beckons Its Children Home / C.J. Levy // The New York Times. - 03/21/2009. - PP. 8-9.
19. Palacio M. «Many Clergymen and Laity of the South-American Diocese are isolated from the rest of the Church»: A conversation with the First Hierarch of ROCOR, His Eminence Metropolitan Hilarion of Eastern America and New York / Miguel Palacio // Интернет-журнал «Православие». - 24/04/2010. - http://www.pravoslavie.ru/english/34983.htm
References
1. Baldin S.N. Vremya dlya vozvrashheniya nastupilo / S.N. Baldin // Latinskaya Amerika. - 2007. - № 10. - S. 27-32.
2. Davy’dov V.M. Latinoamerikanskij god Rossii / V.M. Davy’dov // LatinskayaAmerika. -2005. - № 1. - S. 42-45.
3. Vo vremya rabochej poezdki Dmitrij Medvedev posetil Peru, Braziliyu, Venesue’lu
i Kubu // Informacionnaya teleprogramma «Vremya». - E’fir ot 30 noyabrya 2008 g. -http://www.1tv.ru/news/polit/37170
4. Dy’nnikova I.V Staroobryadcy’ Brazilii: zhizn’ i tradicii / I.V. Dy’nnikova // Staroobryadchestvo: istoriya, kul’tura, sovremennost’: materialy’ VI Nauchno-prakticheskoj konferencii (Moskva, 19-20 noyabrya 2002 g.). - M.: Indrik, 2002. - S. 241-244.
5. KorolevN.V. Strany’ Latinskoj Ameriki v mezhdunarodny’x otnosheniyax / N.V. Korolev. - Kishinev: CAI, 1962. - 306 s.
6. Korolev N.V. Strany’ Yuzhnoj Ameriki i Rossiya (1890-1917) / N.V. Korolev. -Kishinev: CAI, 1972. - 287 s.
7. Marty’nov B.F. «Zolotoj kanczler». Baron Rio-Branko — velikij diplomat Latinskoj Ameriki / B.F. Marty’nov. - M.: ILA RAN, 2004. - 154 s.
8. Marty’nov B.F. Imidzh Rossii i ego vospriyatie v Brazilii / B.F. Marty’nov. - M.: ILA RAN, 2009. - 144 s.
9. Obraz Rossii — vzglyad iz Latinskoj Ameriki / Otv. red. V.P. Sudarev - M.: ILA RAN, 2009. - 98 s.
10. PalasioM. «Russkij i brazil’skij narod rodnit sil'noe religioznoe chuvstvo»: Beseda so svyashhennikom Vasiliem Gelevanom, nastoyatelem xrama vo imya Sv. mucheniczy’ Zinaidy’ v Rio-de-Zhanejro / Migel’ Palasio // Internet-zhurnal «Pravoslavie». 22 noyabrya
2009 g. - http://www.pravoslavie.ru/guest/33252.htm
11. Russkoe zarubezh’e v Latinskoj Amerike / Otv. red. A.I. Sizonenko. - M.: ILA RAN, 1993. - 80 s.
12. Sizonenko A.I. Russkie v Latinskoj Amerike (ocherki) / A.I. Sizonenko. - M.: ILA RAN, 2005. - 164 s.
13. Sizonenko A.I. Russkie otkry’vayut Latinskuyu Ameriku / A.I. Sizonenko. - M.: ILA RAN, 1992. - 113 s.
14. Sizonenko A.I. Russkie sootechestvenniki v Latinskoj Amerike: sud’by’, problemy’, budushhee / A.I. Sizonenko // Prostranstvo i vremya v mirovoj politike i mezhdunarodny’x otnosheniyax: materialy’ IV Konventa RAMI (MGIMO, sentyabr’ 2006 g.): v 10-ti tt. / Pod red. A.V. Shestopala, L.S. Okunevoj, S.M. Xenkina. - T. 7: Ispaniya i Latinskaya Amerika v mirovoj politike. - M.: MGIMO, 2007. - S. 134-141.
15. Sociologiya: e’nciklopediya / Sost. A.A. Griczanov, V.L. Abushenko, G.M. Evel’kin, G.N. Sokolova, O.V. Tereshhenko. - Mn.: Knizhny’j Dom, 2003. - 1312 s.
16. XisamutdinovA.A. Nashi sootechestvenniki za rubezhom. Russkie v Brazilii / A.A. Xi-samutdinov // Latinskaya Amerika. - 2005. - № 9. - S. 86-100.
17. Instituto Brasileiro de Geografia e Estatistica. - http://www.ibge.gov.br
18. Levy C.J. Its Population Falling, Russia Beckons Its Children Home / C.J. Levy // The New York Times. - 03/21/2009. - PP. 8-9.
19. Palacio M. «Many Clergymen and Laity of the South-American Diocese are isolated from the rest of the Church»: A conversation with the First Hierarch of ROCOR, His Eminence Metropolitan Hilarion of Eastern America and New York / Miguel Palacio // Internet-zhurnal «Pravoslavie». - 24/04/2010. - http://www.pravoslavie.ru/english/34983.htm