УДК 091:242/244«17»
https://doi.org/10.24158/fik.2017.6.24
Мельников Денис Валериевич
кандидат богословских наук,
старший преподаватель кафедры философии,
социологии и теологии
Липецкого государственного педагогического университета им. П.П. Семенова-Тян-Шанского
РУКОПИСНЫЕ АРХИВНЫЕ ТЕКСТЫ РЕЛИГИОЗНОГО ПРОСВЕТИТЕЛЯ XVIII В. ЕПИСКОПА ТИХОНА ЗАДОНСКОГО
Аннотация:
В статье впервые идентифицируются рукописи святителя Тихона Задонского, считавшиеся утраченными. Сформулирован вывод о том, что собрание рукописей святого полностью сохранилось, тексты аутентичны и в большинстве своем восходят к первому собранию творений святителя Тихона, составленному им самим. Обретенный рукописный фонд позволяет вывести изучение творчества святителя Тихона на качественно новый уровень.
Ключевые слова:
святитель Тихон Задонский, митрополит Евгений (Болховитинов), ИД. Бердников, Иван Ефимов, текстология, рукопись, Усманский Софийский женский монастырь, Румянцевский музей, Российская государственная библиотека, Российский государственный архив древних актов.
Melnikov Denis Valerievich
PhD in Theology, Senior Lecturer, Department of Philosophy, Sociology and Theology, Lipetsk State Pedagogical University
ARCHIVE MANUSCRIPTS BY THE RELIGIOUS EDUCATOR OF THE 18TH CENTURY BISHOP TIKHON ZADONSKY
Summary:
For the first time, the article identifies the manuscripts by St. Tikhon Zadonsky which were considered to be lost. The author concludes that the collection of his manuscripts is fully preserved, the texts are authentic, and they are mostly related to the first collection of works of Bishop Tikhon Zadonsky composed by himself. The discovered manuscript collection allows one to upgrade the study of St. Tikhon's works.
Keywords:
St. Tikhon Zadonsky, Metropolitan Eugene (Bolkhovitinov), I.D. Berdnikov, Ivan Efimov, textual criticism, manuscript, St. Sophia Convent in Usman, Rumyantsev Museum, Russian State Library, Russian State Archive of Ancient Documents.
Актуальность проблемы истории рукописей и изданий святителя Тихона Задонского определяется огромным качественным пробелом в изучении творений русских христианских авторов. Даже лучшее издание произведений святителя Тихона Задонского 1875 г., оказавшее огромное влияние на русскую культуру, не отвечает современным научным требованиям полноты, точности и вариантности воспроизведения авторского текста.
Нами поставлена задача - проследить историю существования основной части рукописного наследия сочинений святителя Тихона Задонского от момента их завершения как некоего единого корпуса до настоящего времени и определить сохранность и достоверность этих материалов.
Отметим, что российская наука, к сожалению, характеризуется огромным отставанием от зарубежной в области научных изданий текстов христианских авторов. Такие зарубежные издания, как, например, французское Sources Chrétiennes (SC), бельгийское Corpus Christianorum (CCG, CCL, CCM), так называемые Венский и Берлинский корпусы (CSEL и GCS), задают пока недостижимую для нас планку в области текстологии, филологического и богословского анализа и научного комментирования святоотеческих текстов.
Отечественными специалистами наработан большой опыт в вопросах изучения классиков русской литературы. Эта громадная кропотливая работа всегда шла очень медленно и до сих пор далека от завершения. Как пишет академик А.Н. Лавров, «в большинстве своем университеты уделяют мало внимания так называемым "вспомогательным филологическим дисциплинам", которые на самом деле являются базовыми: источниковедению, текстологии, библиографии; а без свободного владения этим профессиональным арсеналом трудиться над "академическими" изданиями невозможно» [1, с. 970].
В области изучения русских христианских авторов как специалистов, так и конкретных результатов крайне мало. Поэтому особенно интересны новые материалы, позволяющие начать подготовку к уточнению текстов русских христианских авторов, более того, русских Святых Отцов, оказавших огромное влияние на русскую культуру.
Святитель Тихон Задонский (1724-1783) - выдающийся русский христианский писатель, акцентировавший в своем учении и актуализировавший в своей жизни представление о сообраз-
ности человека Богу как о целостном состоянии человека. Уже Ф.М. Достоевский обратил внимание на святителя Тихона как на целостный духовный человеческий тип, приближающийся к некоему «идеальному» образцу. Впервые имя святителя Тихона упоминается писателем в 1870 г. в письме к А.Н. Майкову [2, р. 183].
В Завещании святителя Тихона от 29 января 1782 г. и Донесении от 26 мая того же года в Синод, где почти дословно повторяется сказанное в завещании, есть такие строки: «Оставляю я после себя сочинения, до пользы души надлежащие, в которых я по силе своей и возможности, отставши от трудов епаршеских и живя в уединении, трудился, а именно 1) «О христианстве» в шести томах; 2) «Письма посланные» в одном томе; 3) «Письма келейные» в одном томе; 4) «Об истине евангельского учения и о вере» в одном томе; 5) «Инструкция христианская» в одном томе; 6) «Сокровище духовное, от мира собираемое» в четырех томах; 7) «Краткие нравоучительные слова» в одном томе; 8) «Проповеди трудов епаршеских» в одном томе. Это все представляю вашему Святейшеству на благоусмотрение, а поручил их своему келейному служителю Ивану Ефимову до вашего Святейшества доставить» [3, с. 176-177]. Таким образом, первый единый корпус творений был сформирован самим автором.
В августе-сентябре 1783 г. келейник и родственник преосвященного Тихона Иван Ефимов (сын племянника святителя Тихона - дьякона Толшевского монастыря Евфимия) [4, с. 174] представляет указанные 16 томов рукописей в Синод. Первым из сочинений святителя в ноябре-декабре 1783 г. в типографии Императорского сухопутного шляхетского корпуса было напечатано «Наставление христианское», ставшее первым печатным изданием творений святителя.
В 1784 г., издатель Петр Богданович напечатал в Петербурге сочинение святителя Тихона «Плоть и дух» под другим названием («Скрижали нравоучения, заключающагося в Древнем и Новом Завете и в преданиях великаго вселенскаго учителя святаго Златоустаго: С приложением кратких о каждом предмете разсуждений») без упоминания автора. «Присвоение себе издателем сей переиначенной книги замедлило издание подлинной, пока не сыскан был список, черненный рукой самаго святителя» [5, с. 103-104].
В 1785 г. увидели свет 6 томов книги «О истинном христианстве». 14 мая 1787 г. Синод по предложению митрополита Гавриила (Петрова) постановил напечатать вновь «Наставление христианское» и «Краткие нравоучительные слова» «с поправками самого митрополита Гавриила» [6, с. 176]. В 1788 г. в Петербурге вышло первое издание новой книги «Наставление о собственных всякаго христианина должностях» (славянским шрифтом), объединившее «Наставление христианское», «Краткие нравоучительные слова» с некоторыми перестановками и добавками из других сочинений святителя. Таким образом, именно митрополиту Гавриилу принадлежат инициатива издания и, вероятно, окончательная редакция этой важнейшей, согласно планам Синода, церковной нравоучительной книги для народа, выдержавшей огромное количество изданий.
В 1800 г. иеромонах Тихон (Иван Ефимов) становится клириком Усманского Софийского женского монастыря в Тамбовской губернии, где он и скончался 31 октября 1812 г. Неудивительно, что именно в Усманском Софийском монастыре должны были сохраниться рукописи святителя Тихона Задонского, оставленные иеромонахом Тихоном и основательницей Усманского монастыря Надеждой Федоровой, дочерью майора Георгия Федорова, близко знавшего святителя [7, с. 213-215].
По слова современного исследователя А.В. Конюшенко, «в изданиях собрания сочинений святителя Тихона, составленных И.Д. Бердниковым, указано, что рукописи хранятся в том же монастыре (Усманском. - Д. М.), т. е. И.Д. Бердников должен был их вернуть. Однако в одном из писем настоятеля монастыря второй половины XIX в. удалось найти ссылку на то, что рукописи в монастыре отсутствуют. Сведений о том, где они сейчас, найти не удалось, возможно, они также попали в запасники одного из музеев» [8].
Как видим, И.Д. Бердников собирался вернуть рукописи, но по каким-то причинам не вернул. В 1911 г. в Усманском монастыре встречаем лишь рукопись «О покаянии».
Рукописи, собранные И.Д. Бердниковым, так и остались в Румянцевском музее, который стал затем основой Государственной библиотеки имени Ленина (ныне РГБ). Здесь до сих пор находятся рукописи святителя Тихона. Посмотрим на рукописи святителя Тихона (фонд 609 -«Фонд святителя Тихона Задонского») поближе, применяя нумерацию, которой пользовался сам И.Д. Бердников.
Кодекс № 1 (НИОР РГБ. Фонд 609, картон 1, единица 01) на корешке также: «Слова, письма епископа Тихона». Эта рукопись в 190 листов содержит 18 малых произведений святителя (3 рукой священника Иоанна из Воронежа, 2 рукой келейника И. Ефимова, 9 (8) рукой самого святителя, 4 (5) неизвестной рукой). Ясно, что И.Д. Бердников печатает (проверяет) именно по этой рукописи 16 произведений (два келейных письма проверяются им по Кодексу № 9), ссылаясь на соответствующие листы в примечаниях № 1, 6, 7, 11, 13, 19, 20 к т. 1 Творений; и № 5,
7, 9, 22 к т. 5 Творений святителя Тихона и в дополнении № 25 к Запискам Ивана Ефимова. Листы рукописи, упоминаемые издателем в указанных примечаниях, совпадают с нумерацией листов в подлинном Кодексе № 1 [9]. По свидетельству И.Д. Бердникова в указанных примечаниях, рукопись принадлежала Усманскому монастырю.
Только листы 60-89, содержащие со 2-го по 5-е из «Писем посланных», могли, вероятно, входить в 16 рукописей из Завещания святителя Тихона, так как только эти листы одновременно:
1) содержат только творения, напечатанные И. Ефимовым первоначально («Письма посланные» 2, 3, 4, 5),
2) носят следы длительного бытования в составе единого сборника (вначале как 1-4-я тетради некоего первичного сборника - первичная нумерация святителя) и перехода в виде целого в другой сборник (как л. 21-50 вторичного сборника - вторичная нумерация), затем перехода в Кодекс № 1 (как л. 60-89 этого, уже третьего сборника, третичная нумерация).
Остальные тексты Кодекса № 1 либо не были опубликованы И. Ефимовым вовсе, либо составляют малые сборники, которые И. Ефимов не мог иметь под рукой в 1783-1785 гг. (так как отчасти содержат не опубликованные им тексты), либо не носят следов бытования в качестве фрагментов иных сборников (т. е., вероятно, не входили в первые 16 кодексов).
Письма на л. 60-89 могли входить в сборник «Об истине евангельского учения и о вере» из числа первых 16, так как эти «Письма посланные» 2, 3, 4, 5 и есть небольшие трактаты о вере («Писмо о вере» л. 21 (60), «Второе о томжде» л. 36 (75) об., «Третье о томжде» л. 37 (76), «Четвертое о томжде» л. 46 (85)). Как видно из первичной тетрадной нумерации самого святителя, эти письма составляли особый трактат святителя «О вере» (тетради 1-4) [10]. Вместе с трактатом «О истине евангельского учения» они составили рукопись из числа 16 первичного собрания, где утраченные листы 1-20 предположительно содержали «О истине евангельского учения», а листы 21-50 - четыре письма «О вере» (вторичная нумерация), вошедшие в Кодекс № 1 как листы 60-89 (третичная нумерация). (Четыре письма «О вере» («Письма посланные» 2, 3, 4, 5) на л. 60-89 (внутренняя нумерация л. 21-50) вряд ли входили в первичный сборник «Письма посланные», так как тогда л. 1-20 старого сборника должно было занимать письмо 1, но оно по объему недостаточно велико, чтобы занимать 20 листов. Скорее, листы 1-20 содержали сочинение «О истине евангельского учения».)
В 1784 г. И. Ефимов опубликовал «О истине евангельского учения» в составе «Разных проповедей» (примечание № 6 к т. 5 Творений), а четыре письма о вере - в составе «Писем посланных» как 2-5-е письма. Таким образом, мы впервые правдоподобно идентифицируем трактат «О вере» [11], указанный самим святителем в его завещании, пользуясь тройной нумерацией л. 60-89 Кодекса № 1.
Кодекс № 2 (НИОР РГБ. Ф. 609, к. 1, ед. 02) в 123 листах относится к июлю 1767 г. [12], содержит произведение «Плоть и дух». Эта рукопись точно (хотя и не полностью) описана И.Д. Бердниковым в примечании № 18 к т. 1 Творений святителя. По этой рукописи печаталось/сверялось указанное произведение И.Д. Бердниковым. Он отмечает, что она также принадлежала Усманскому монастырю. Рукопись эта не входила в число 16 первых кодексов, так как текст «Плоть и дух» не упоминается ни святителем в Завещании 1782 г., ни И. Ефимовым в прошении 1784 г. и не опубликован И. Ефимовым в 1783-1785 гг., а издан им впервые в 1796 г. Таким образом, рукопись эта, если только И. Ефимов печатал по ней, пришла к И. Ефимову после 1785 г., но до 1796 г. (в рукописи имеем надпись: «Из книг иеромонаха Тихона», т. е. И. Ефимова). Рукопись эта очень тщательно была проверена святителем, о чем И.Д. Бердников делает пометку карандашом на л. 121.
Кодекс № 3 (Ф. 609, к. 1, ед. 03) содержит всего 329 листов, из них 325 содержат написанную рукой самого святителя Тихона статью 5 «О истинном христианстве» § 359-442 с заключением статьи и соответствует страницам 172-337 Творений. Очевидно, именно этот «подлинник № 3» из Усманского монастыря описан И.Д. Бердниковым в примечаниях к т. 2-3 Творений, так как не только совпадает число листов в примечаниях и в Кодексе № 3, но и встречаем в самой рукописи приписку И.Д. Бердникова «т. III, с. 172 - » (л. II рукописи, где также читаем надпись рукою, вероятно, И. Ефимова: «том пятый вторыя книги о истинном христианстве»). Итак, мы имеем один из 16 первых кодексов, который И. Ефимов в прошении в Синод от 26 января 1784 г. называет под номером 5 «О должности христианской к самому себе» (что соответствует ст. 5 кн. 2). Воедино сходятся как номер и содержание тома в прошении И. Ефимова и рукописи, так и почерк святителя (два экземпляра обширного 5-го тома «О истинном христианстве» святитель вряд ли написал бы собственноручно, а о существовании копий «О истинном христианстве», написанных иной рукой, сведений нет и никогда не было [13], их просто не существовало).
Кодекс № 4 (Ф. 609, к. 1, ед. 04) содержит печать «Библиотека Саровской пустыни» (л. II,
1, 2), на л. II вычерчен контур человеческого сердца, внутри которого надпись: «Сия книшка собственной руки преосвященнаго Тихона в задонске почивающаго принадлежит преподобному отцу Арсению иеромонаху саровскому взнак усердия моего посылаю, прося ваших молитв святых о мне страждущей. Е. б. 1799 году марта 4 дня». Надпись эту приводит и И.Д. Бердников (без упоминания о контуре сердца) в примечании № 30 к т. 1 Творений. Итак, издатель пользовался именно этой рукописью. Она, несомненно, входила в число 16 первичных (двух автографических экземпляров такого объемного текста помыслить невозможно, см. выше). И. Ефимов упоминает об этом кодексе в прошении 1784 г. под № 6 как «О должности христианской к ближнему», и, очевидно, он должен был содержать не только одноименную статью 6 (очень малую по объему), но и статьи 7 и 8 главного сочинения святителя «О истинном христианстве», так как составлял заключительный кодекс произведения, по которому и были опубликованы ст. 6, 7, 8 впервые в 1875 г. Однако сейчас (как уже было при И.Д. Бердникове) в ней находим только л. 1-63 - ст. 6 и 7, § 443-484 и заключение ст. 7 «О истинном христианстве», что соответствует страницам 337-370 Творений святителя (на л. 1-63 И.Д. Бердников ссылается в примечаниях к т. 2-3 Творений). Заключение ст. 7 оборвано внутри пункта 4 на словах «сын и дочь родителей своих», т. е. разорвано предложение, что говорит о том, что рукопись не дошла до нас в целом виде.
Рукопись, как говорилось, должна была содержать еще ст. 8 «О истинном христианстве», но, увы, ее текст был почему-то отделен от сохранившегося и утрачен. Вместо ст. 8 с рукописью ст. 6 и 7 «О истинном христианстве» соединена в один кодекс другая рукопись. Это листы 64102, описанные И.Д. Бердниковым в примечании № 30 к т. 1 Творений. Фактически это черновик § 419-427 ст. 5 «О истинном христианстве». Этот черновик особенно ценен, так как § 420-427 черновика никем не были расшифрованы и опубликованы. Листы 103-104 есть приложение, письмо 32 святителя (эти листы описаны в примечании № 7 к т. 5 Творений). Кодекс № 4, очевидно, от И. Ефимова (так как у него были все 6 кодексов «О истинном христианстве») перешел неизвестным нам путем к некоей «Е. б.», а ею подарен иеромонаху Саровского монастыря, откуда и получен И.Д. Бердниковым.
Кодексы № 5, 6, 7, 8 (Ф. 609, к. 2, ед. 05, 06, 07, 08) содержат единое произведение «Сокровище духовное, от мира собираемое», написанное рукой И. Ефимова, которое «разделено на 4 переплета». Они описаны И.Д. Бердниковым в примечании-введении к т. 4 Творений. В точном соответствии с этим примечанием Кодекс № 5 (ст. 1-56 произведения) имеет 251 лист и подпись «Тихон Недостойный) Епископ»; Кодекс № 6 (ст. 57-107) имеет XXXII + 195 листов и подпись святителя «Тихонъ №достойный 1778 г. декабря 12 дня»; Кодекс № 7 (ст. 108-127) имеет 212 листов и подпись рукой святителя «Тихон №дост: Епископ» и рукой И. Ефимова: марта 29 дня 1779 г.; Кодекс № 8 (ст. 128-157) содержит 161 лист и подписан в конце «Тихонъ N: Епископъ» рукой святителя и И. Ефимовым: «1779 года ноября 19 дня». Рукописи эти хранились, таким образом, также в Усманском монастыре. Здесь мы имеем не копию «Сокровища духовного», а исходные 4 рукописи, так как в тексте видны исправляемые «на ходу» первичные варианты. Например, в л. 51 об. Кодекса № 8 во фразе: «Надобно тому тяжчайший крест нести» - последние три слова зачеркнуты и вместо них надписано сверху «силнымъ быть». Получилось: «Надобно тому силным быть», что и вошло во все издания как окончательный вариант. Рукописная копия же этого произведения (точнее, 2, 3 и 4-я его части) известна нам только одна. Она принадлежала библиотеке Саровского монастыря с 1754 г., не была использована И.Д. Бердниковым, но является очень ценной, так как была сделана очень рано, еще при жизни святителя в 1781 г., по-видимому, с оригинала (с Кодексов № 5-8). Ныне эта копия хранится в РГАДА, Ф. 357. Оп. 1. С. 196, № 105 [14], С. 197, № 106 [15]. № 105 листы 1-220 содержат т. 2 «Сокровища духовного», листы 221-450 - т. 3, переписанный за 6 недель и один день с 4 ноября по 17 декабря 1781 г. (см. л. 450), № 106 листы 9-158 - т. 4 «Сокровища духовного». Уже в XIX в. кто-то подписал скорописью на л. 158 «На подлинных всех четырех томах во окончании под каждым написано тако "Тихонъ нед. Епископ 1779 го года ноября 19 го дня"», что справедливо, как мы видели, только для т. 4 оригинала (Кодекс № 8). Местонахождение т. 1 копии «Сокровища духовного» неизвестно.
Как Усманский оригинал (созданный в 1779 г.) в РГБ, так и Саровские рукописи (созданные в 1781 г.) в РГАДА требуют внимательного изучения, их судьбы мы пока восстановить не беремся. Но можно сказать, что в копии т. 2 и 3 произведения переписаны как единый кодекс, с одним переплетом, т. 4 переплетен отдельно. Оба картонные переплета современны самой копии, углы и корешки в коже, на корешках золотое тиснение: «Сокровище духовное». Можно предположить, что святитель Тихон подготовил для отправки в Синод и упомянул в завещании «генваря 29-го дня 1782 г.» [16] как «Сокровище духовное, от мира собираемое в четырех томах» именно оригинал, поскольку копия 1781 г. уже сливала т. 2 и 3 в один кодекс. Копия, видимо, делалась для духовных чад святителя, и ее кодексы с любовью были переплетены ими.
Кодекс № 9 (Ф. 609, к. 3, ед. 09) содержит «Письма келейные» святителя Тихона. Очевидно, И.Д. Бердников описывает его в примечании № 1 к т. 5 Творений. Он совершенно точно указывает, что 88-й лист в нумерации пропущен, поэтому текст занимает 236 листов, хотя согласно нумерации имеется 237 листов (этот факт издатель помечает и на полях л. 237). Согласно И.Д. Бердникову, это автограф святителя из Усманского монастыря. О существовании рукописных копий этого произведения никаких сведений не имеется, поэтому есть вероятность, что именно этот подлинник и входил в 16 первых рукописей первого собрания святителя Тихона.
Кодекс № 10 (Ф. 609, к. 3, ед. 10) содержит, как точно описано у И.Д. Бердникова в примечаниях № 2, 3 к т. 5 Творений, «Краткие нравоучительные слова» (л. 1-102), «Инструкцию христианскую» («Наставление христианское») (§ 1-51, л. 103-134) и ее продолжение (§ 54-61) «Прибавление о взаимной должности христианской» (л. 135-185). Листы 186-191 содержат § 453-458 (§ 458 - лишь начало), листы 192-193 - § 452 «О истинном христианстве». По сообщению И.Д. Бердникова, это снова Усманская рукопись. Как видим из Завещания святителя, эти произведения входили в первое собрание 16 как два отдельных тома, но, вероятно, были объединены в один том еще в 1783 г. перед сдачей в архив Синода. В Кодексе № 10 «Краткие нравоучительные слова» стоят вначале, а «Наставление христианское» следом, что объясняет, как может получиться, что И. Ефимов просит и получает «краткие... слова», а печатает сперва «Наставление христианское» (см. выше). Это заодно доказывает, что И. Ефимов пользовался именно этим Кодексом, а не иной копией, т. е. Кодекс № 10 содержит именно два тома из числа первых 16.
Сборник писем Ф. 609, к. 3, ед. 11 с печатями Саровского монастыря содержит одно письмо святителя Тихона и три письма епископа Тихона (Якубовского), преемника святителя Тихона на Воронежской кафедре, к саровскому старцу Ефрему. Из примечания № 26 P. S. к т. 1 Творений видно, что И.Д. Бердников пользовался ими (он упоминает подпись святителя «1767 года февраля 13», которую и видим в оригинале).
Рукопись Ф. 609, к. 3, ед. 12 содержит «Увещание к жителям Воронежа о хождении на катехезическое учение». Ее 10 листов с 23 строчками, вписанными рукой святителя Тихона, точно описаны в примечании № 14 к т. 5 Творений. Издатель печатал по ней соответствующий текст, взяв ее из Московской епархиальной библиотеки, куда она была подарена митрополитом Филаретом Московским.
Рукопись Ф. 609, к. 3, ед. 13 содержит «Слово в день тезоименитства императрицы Екатерины», ее 14 листов рукой И. Ефимова с приписками святителя описаны в примечании № 9 к т. 5 Творений. Рукопись подарена митрополитом Филаретом Московской епархиальной библиотеке, откуда взята И.Д. Бердниковым. По ней и была напечатана эта проповедь в Творениях.
Итак, из состава 10 рукописей, бывших у И.Д. Бердникова, можно выделить также 10 рукописей (подрукописей), которые с большей или меньшей вероятностью входили в первое собрание 16 рукописей, подготовленное самим святителем Тихоном для Синода. Это: 1) сборник писем «О вере» (№ 1, л. 60-89) - скорее всего, вторая часть рукописи «Об истине евангельского учения и о вере»; 2) «О истинном христианстве» т. 5 (№ 3) - точно из первого собрания; 3) «О истинном христианстве» т. 6 (ст. 8 утрачена, № 4 Саровский том) - точно из первого собрания; 47) «Сокровище духовное» - 4 тома (№ 5-8), очень вероятно, что из 1-го собрания; 8) «Письма келейные» (№ 9), весьма вероятно, из первого собрания; 9) «Краткие нравоучительные слова» (№ 10); 10) «Наставление христианское» (также № 10) - наверняка из первого собрания.
Рукопись «Плоть и дух» (созданная в Воронеже в 1767 г. и тщательно проверенная святителем уже там), видимо, пришла к И. Ефимову между 1785 и 1796 гг., когда она впервые и была им опубликована, и не входила в первые 16 рукописей.
Утрачены 6 кодексов из первичного сборника: первые 4 тома «О истинном христианстве», сборники «Письма посланные» и «Проповеди трудов епаршеских». Возможно, некоторые из произведений, туда входивших, содержатся в Кодексе № 1 (например, письма посланные № 11, 15, л. 110-117, 90-105), но определить это пока не представляется возможным.
Итак, мы обладаем аутентичными текстами святителя Тихона Задонского - это либо его автографы, либо копии, очень тщательно проверенные им самим. Большинство имеющихся рукописей восходит к тому самому собранию 16 кодексов, которые сам святитель подготовил для передачи в Синод. Таким образом, имеется хорошая база для уточнения изданий святителя Тихона Задонского.
Обретенные рукописи весьма ценны, так как позволяют восстановить ряд текстов святителя в их изначальной орфографии и пунктуации. И.Д. Бердникова, проведшего огромную работу, интересовала не филологическая точность, а полнота издания текстов святителя и их хронологическое упорядочение, но современная наука предъявляет более высокие текстологические требования к изданию творений Святых Отцов и вообще авторов прошлого.
На основании всего изложенного сформулируем следующие выводы:
1. Фонд 609 НИОР РГБ содержит те самые рукописные кодексы, которые собрал И.Д. Бердников для подготовки издания Творений святителя Тихона 1785 г. Ни одна из 9 рукописей святителя, хранившихся в Усманском монастыре, не утрачена. Большинство из этих текстов
(10 кодексов/подкодексов) входили в первое собрание 16 рукописей, подготовленных самим святителем Тихоном для передачи в Синод.
2. Обретенные рукописи есть либо автографы святителя, либо копии, тщательно проверенные самим автором, и, таким образом, обладают высокой степенью аутентичности.
3. Можно впервые констатировать, что письма 2-5 из «Писем посланных» святителя рассматривались им как некое цельное сочинение - сборник «О вере», который впервые идентифицируется как вторая часть утраченного сборника «Об истине евангельского учения и о вере», входившего в 16 томов первого собрания рукописей Святого Отца.
4. Рукопись НИОР РГБ Ф. 609, к. 1, ед. 04 содержит уникальный черновик § 419-427 «О истинном христианстве», из которого издан только § 419. Большая часть черновика не расшифрована, не издана, не изучена, хотя он предположительно может оказаться уникальным отрывком тверских лекций святителя Тихона.
5. Текст сочинения «Сокровище духовное, от мира собираемое» сохранился в двух уникальных экземплярах: оригинал 1779 г. - НИОР РГБ. Ф. 609, к. 2, ед. 05, 06, 07, 08 (Кодексы № 5, 6, 7, 8) и весьма ранняя копия 1781 г. - РГАДА. Ф. 357. Оп. 1. С. 196, № 105, С. 197, № 106.
6. Ни одно из лучших изданий творений святителя Тихона (ни первые издания, ни сверенное с рукописями Полное собрание сочинений) не отражает оригинальный текст во всей точности, не соответствует современным требованиям науки. Творения святителя Тихона нуждаются в новом переиздании, в чем обретенные рукописи играют ключевую роль.
Ссылки и примечания:
1. Лавров А.В. Проблемы академических изданий классиков русской литературы // Вестник Российской академии наук. 2011. Т. 81, № 11. С. 970-980.
2. Gorodetzky N. Saint Tikhon of Zadonsk: Inspirer of Dostoevsky. Crestwood, 1976. 318 p.
3. Лебедев А., прот. Святитель Тихон Задонский и всея России чудотворец. Изд. 3-е. СПб., 1896. 240 с. Примеч. 108.
4. Олейников Т. К истории издания творений и жития св. Тихона // Воронежская старина. 1912. Вып. 11. С. 174-182.
5. Евгений (Болховитинов), митр. Описание жизни и подвигов преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, собранное для любителей и почитателей памяти сего преосвященного. Изд. 2-е, вновь пересмотр., испр. и умнож. М., 1820. 120 с.
6. К истории издания творений и жития св. Тихона (по материалам рукописного сборника № 1751 Библиотеки Московской синодальной типографии) // Воронежская старина. 1912. Вып. 11. 513 с.
7. Память о св. Тихоне в Усманском Софийском женском монастыре и в г. Усмани, Тамбовской губ. // Там же. 1911. Вып. 10. 442 с.
8. «Сокровище духовное, от мира собираемое»: О выставке собрания Конюшенко А.В. [Электронный ресурс]. URL: http://voronej.bezformata.ru/listnews/sokrovishe-duhovnoe-ot-mira-sobiraemoe/18869427/ (дата обращения: 10.10.2016).
9. Примечания № 1 (л. 1-11 рукописи), 6 (л. 24-36), 7 (л. 37-45), 11 (л. 46-59), 13 (л. 12-23), 19 (л. 118-139), 20 (л. 106109) к т. 1 Творений; и № 5 (л. 172-185), 7 (л. 60-89, 90-105, 110-117, 140-144), 9 (л. 110-117), 22 (л. 186-189, 190) к т. 5 Творений святителя Тихона и в дополнении № 25 к Запискам Ивана Ефимова (л. 186-190). На л. 145-171 И.Д. Бердников не ссылается, так как два из «Писем келейных», здесь расположенных, он сличает для издания по другому списку (автографу святителя в Кодексе № 9).
10. Факт, что «Письма посланные» 2-5 составляли целостное произведение, выясняется нами впервые, он следует из особой тетрадной нумерации, сделанной самим святителем: письмо 2 на первом листе содержит цифру 1 тетрадной нумерации (л. 60 Кодекса № 1), т. е. начинает собой первую тетрадь произведения.
11. К этой гипотезе подошел уже И.Д. Бердников. В Кодексе № 1 л. 190 об. к словам Завещания святителя, где святой перечисляет приготовленные им рукописи, над словами «Об истине евангельского учения и о вере», точнее над словами «о вере», И.Д. Бердников подписывает: «2-е письмо к приятелям». Но он нигде потом не развивает эту мысль и не рассматривает внутреннюю нумерацию л. 60-89, показывающую единство писем 2, 3, 4 и 5 и их вхождение как второй части в иную раннюю рукопись. Напротив, И.Д. Бердников пишет: «О вере в сочинениях святителя встречается несколько, и довольно обширных, статей. Какая из них входила в состав этого тома, за утратою его подлинника (в первоначальном его составе) и вследствие не всегда порядочного размещения статей как в сохранившихся рукописных сборниках сочинений святителя, так и в первых изданиях оных, установить пока не представляется возможным» (примечание № 6 к т. 5 Творений).
12. Эта дата на л. II в начале рукописи. На л. 122 об. приписано «отъ дек: 10-го до 31 дня».
13. И.Д. Бердников сообщает в примечаниях к т. 2-3 Творений о сочинении «О истинном христианстве»: «Все сочинение писано было святителем собственноручно и разделено было переплетом на 6-ть томов».
14. Рукописное собрание Саровской пустыни (Саровская мужская пустынь Темниковского уезда Тамбовской губернии) [Электронный ресурс]. Оп. 1. С. 196. URL: http://rgada.info/opisi/357-opis_1/0214.jpg (дата обращения: 10.10.2016).
15. Рукописное собрание Саровской пустыни (Саровская мужская пустынь Темниковского уезда Тамбовской губернии) [Электронный ресурс]. Оп. 1. С. 197. URL: http://rgada.info/opisi/357-opis_1/0215.jpg (дата обращения: 10.10.2016).
16. НИОР РГБ. Ф. 609. К. 1. Ед. 01. Л. 187 об., 190 об.