Научная статья на тему 'РУКОПИСИ МАХТУМКУЛИ КАК ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ НАРОДА'

РУКОПИСИ МАХТУМКУЛИ КАК ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ НАРОДА Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
творчество / рукописи / поэтический мир / история народа. / creativity / manuscripts / the poetic world / the history of the people.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Эсенова М. Р.

В предоставляемой статье говорится о творчестве великого поэта Махтумкули Фраги, о его рукописях и об особенностях изучения их. Делается попытка анализа истории его рукописей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

РУКОПИСИ МАХТУМКУЛИ КАК ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ НАРОДА

The article provides information about the work of the great poet Magtymguly, about his manuscripts and about the peculiarities of studying them. An attempt is made to analyze the history of his manuscripts.

Текст научной работы на тему «РУКОПИСИ МАХТУМКУЛИ КАК ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ НАРОДА»

УДК 130.2

Эсенова М. Р. старший преподаватель кафедра английской филологии Туркменский национальный институт мировых языков

имени Довлетмамеда Азади Ашхабад, Туркменистан.

РУКОПИСИ МАХТУМКУЛИ КАК ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

НАРОДА

Аннотация: В предоставляемой статье говорится о творчестве великого поэта Махтумкули Фраги, о его рукописях и об особенностях изучения их. Делается попытка анализа истории его рукописей.

Ключевые слова: творчество, рукописи, поэтический мир, история народа.

Esenova M.R.

Senior Lecturer of the Department of English philology Turkmen National Institute of World Languages named after Dovletmamed Azadi Ashgabat, Turkmenistan.

MAGTYMGULY'S MANUSCRIPTS AS A BASIS FOR STUDYING THE HISTORY OF THE PEOPLE

Abstract: The article provides information about the work of the great poet Magtymguly, about his manuscripts and about the peculiarities of studying them. An attempt is made to analyze the history of his manuscripts.

Keywords: creativity, manuscripts, the poetic world, the history of the people.

Махтумкули Фраги - один из туркменских поэтов, который внес огромный вклад в совершенствование и обогащение туркменской классической литературы и человеческого сознания, сотворил чудо гуманизма и патриотизма, которые ведут туркменское общество к совершенству.

Литературное наследие Махтумкули Фраги, совершившего исторический переворот в художественном мышлении туркменского общества XVIII века, в определенной степени изучено наукой о туркменской литературе, наукой о туркменском языке и наукой о туркменской культуре, истории, общественной и политической жизни. Об этом свидетельствуют

кандидатские и докторские диссертации, написанные на основе творчества Махтумкули, то есть непосредственно посвященные литературному наследию поэта и относящиеся к различным областям науки. Однако десятки кандидатских и докторских диссертаций, относящихся к различным отраслям науки и связанных с жизнью туркмен XVIII века, не обошли стороной литературное наследие Махтумкули. Однако для того, чтобы осмыслить творчество этого великого поэта и философа в научном контексте, необходимо написать множество диссертаций и монографий. Потому что для того, чтобы изучать богатое творчество Махтумкули и его разнообразное наследие в соответствии с требованиями сегодняшнего времени, необходимо провести тщательную научно-исследовательскую работу.

Насколько мы понимаем, эти работы должны начинаться с научного изучения первоисточников — рукописей. До сих пор мы не уделяли достаточного внимания первоисточникам - рукописям при изучении наших поэтов прошлого, их литературного наследия, в том числе Махтумкули, его передовых философских идей, его художественного мастерства и того влияния, которое он оказал на дальнейшее развитие туркменской литературы. На самом деле рукописи имеют огромное значение как первоисточники для изучения литературы, науки и культуры народов прошлого. Они имеют литературно-художественное, общественно-политическое или практическое содержание и распространяют идеи, характеры, знания, в целом духовные ценности, созданные прошлыми поколениями, и жизненный опыт. В то же время рукописи являются оружием политической борьбы, ключом к научным исследованиям и культурному развитию. Именно поэтому любая страна, которая подходит к изучению своего прошлого на научной основе, любой народ, который всерьез хочет приобщиться к духовному миру своих предков, с большим интересом смотрят на рукописи — зеркала, отражающие прошлое. Они занимаются их сбором, сохранением и изучением. Потому что изучение любого духовного наследия прошлого без рукописей не даст ожидаемых научных результатов.

Абу Райхан Бируни, великий мудрец Востока, говорит: «Письмо - это форма общения, которая надежнее других. «Если бы в Китае не было вечных памятников, то как бы мы узнали легенды, созданные народами».

По разным причинам туркменский народ начал издавать книги позже, в первой четверти XX века. До этого времени туркменский народ получал научные знания в основном через рукописи. Вероятно, без рукописей невозможно изучить культурный уровень и духовный мир туркменского народа на протяжении веков. То же самое относится и к прошлому туркменскому литературному наследию, в том числе к Махтумкули, поборнику восточной поэзии, который своим творчеством стал духовной опорой туркмен. Ученые, интересующиеся восточной литературой, особенно туркменские, подчеркивали это в своих работах. Однако научные труды, написанные туркменскими и зарубежными учеными, связанные с

Махтумкули, в основном основывались на публикациях поэта в советский период.

В редких случаях в научный оборот вводились ташкентские, бухарские, астраханские издания Махтумкули. Именно поэтому требования читателей и научного сообщества к критическому тексту, текстологическому анализу произведений Махтумкули, научным анализам, написанным на основе первоисточников — рукописей, являются законными. Отсюда возникает необходимость начинать изучение литературного наследия Махтумкули с изучения его рукописей, то есть с их сбора и систематизации, анализа в научном контексте. В результате будет определена жизнь поэта, его литературное наследие и место в литературе.

Во-первых, нам нужно прояснить одну вещь. Ученые, которые занимаются творчеством Махтумкули, в том числе и мы, не имеют в виду его рукописи — автографы или диваны, сделанные его собственными руками. До сих пор научному сообществу не удалось установить авторство Махтумкули — ни рукопись, написанную его собственной рукой, ни диван. Не было обнаружено ни единой строчки, которая доказывала бы, что это письмо поэта. Профессор К. Атаев, основываясь на надписи «Хазе китаб молла Махдумкули» («Шу китаб молла Махтумгулыки») на рукописях, хранящихся в Института востоковедения имени Бируни, Узбекистан, утверждает, что эта рукопись принадлежит Махтумкули, и что надпись была написана самим Махтумкули.

По сей день эта гипотеза остается гипотезой, и никто еще не пытался ее прояснить, доказать или опровергнуть. Данная рукопись представляет собой сборник различных работ, связанных с исламом, который в общей сложности состоит из 12 произведений. Период, в который были скопированы произведения, и переписчики также разные. Имя Махтумкули также написано с ошибкой. На наш взгляд, нет никаких оснований связывать эту рукопись с именем поэта. Когда ученые, изучающие Махтумкули, используют выражения «рукописи поэта» и «диваны Махтумкули», они имеют в виду рукописи, содержащие стихи Махтумкули, скопированные в большей или меньшей степени разными людьми в разное время и в разных местах. Согласно нашим подсчетам, основанным на вышеуказанном принципе, количество диванов поэта, хранящихся только в сокровищнице Института национальных рукописей Академии наук Туркменистана, приближается к 80. Произведения Махтумкули также содержатся примерно в 50 антологиях. Кроме того, около 200 рукописей содержат стихотворения, связанные с Махтумкули, написанные в начале, середине, конце и по краям текстов. Также сохранились фрагменты "дивана" поэта. Кроме того, рукописи поэта находятся в рукописных сокровищницах Ташкента, Санкт-Петербурга, Баку, Лондона, Будапешта, Дрездена. Рукописи Махтумкули распространены по всему миру. Произведения поэта широко известны, особенно среди иранских и афганских туркмен.

Определение распределения и размеров диванов Махтумкули является одной из важных задач науки Махтумкули. Эта работа в определенной степени поможет определить распространение и объем рукописей Махтумкули. Также в этой работе рассматривалось изучение путей распространения литературного наследия поэта до наших дней. Как вы знаете, некоторые наши поэты прошлого создавали произведения только под литературными псевдонимами, другие использовали несколько литературных псевдонимов, а некоторые использовали в своих произведениях личные имена наряду с литературными псевдонимами.

Использованные источники:

1. Махтумкули (Сборник статей о жизни и творчестве). - Ашхабад, 1960.

2. Моламов, А. Н. Махтумкули Фраги: перевод классического туркменского поэта, Дипломатический фокус, 5 (12). Исламабад: 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.