физической культуры и спорта. - 2015. - № 2 (35). - С. 46-53.
REFERENCES
1. Arkaev, L.Ya. and Suchilin, N.G. (2004), How to prepare a champions, Physical culture and sport, Moscow.
2. Gorbunov, V.A. (2008), "Training and competitive activity of athletes in aerobics", Bulletin of sports science, No. 2, pp. 7-12.
3. Kasatkina, N.A. (2015), "Model for improving technical preparedness in sports aerobics", Pedagogical-psychological and biomedical problems of physical education and sport, No. 2 (35), pp. 4653.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.06.2020
УДК 796.89
РУКОПАШНЫЙ БОЙ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ: ЗНАЧИМОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРВОГО ТУРА СОРЕВНОВАНИЙ
Андрей Иванович Кравчук, доцент, Сибирский юридический институт МВД России,
г. Красноярск
Аннотация
В статье рассматривается и анализируется специфика организации и проведения первого тура соревнований, как раздела «Самооборона», входящего в вид спорта «Рукопашный бой», его значимость для правоохранительных органов в контексте внутриведомственных систем физической подготовки сотрудников. Проблема заключается в том, что раздел «Самооборона» утратил свое первоначальное значение и ему при проведении соревнований уже не уделяется должного внимания. Проведенное исследование свидетельствует о необходимости модернизации процедуры проведения первого тура соревнований и правил вида спорта. В заключении статьи предлагаются возможные варианты решения задачи.
Ключевые слова: рукопашный бой, первый тур соревнований, значимость, недостатки, модернизация, правоохранительные органы.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p169-174
HAND BATTLE IN THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA: SIGNIFICANCE AND PROSPECTS OF THE FIRST TOUR OF
COMPETITIONS
Andrei Ivanovich Kravchuk, the senior lecturer, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnoyarsk
Abstract
The author analyzes the specifics of organizing and conducting the first round of competitions, as a section of "Self-defense", which is part of the "Hand-to-hand combat" sport, its significance for law enforcement agencies in the context of intra-departmental physical training systems for employees. The problem is that the "Self-defense" section has lost its original meaning and due attention is not being paid to it during the competition. The study indicates the need for modernization of the first round of competitions and the rules of the sport. In conclusion, possible solutions to the problem are proposed.
Keywords: hand-to-hand combat, the first round of competitions, significance, shortcomings, modernization, law enforcement agencies.
ВВЕДЕНИЕ
Становление отечественных систем самозащиты в Российской Федерации неразрывно связано с правоохранительными органами и вооруженными силами. В 20-е годы
прошлого века начинают развиваться рукопашный бой и борьба самбо, причем исключительно в виде служебно-прикладных единоборств. До 1938 года в соревнованиях по самбо участвовали только сотрудники силовых ведомств (далее - сотрудники). Со временем самбо из служебно-прикладного вида спорта, основной целью которого была подготовка сотрудников к выполнению служебных задач, превращается в один из многочисленных видов спортивной борьбы. Изучение боевого раздела отходит на второй план, а упор делается на спорт высших достижений.
В 80-е годы особенно популярными становятся восточные единоборства, происходит их интеграция в систему подготовки сотрудников. Возникает необходимость создания универсального служебно-прикладного вида подготовки, сочетающего в себе приемы борьбы, бокса, карате и других видов единоборств. Таким универсальным видом становится рукопашный бой. Пройдя этапы развития, приобретая все большую популярность, этот вид единоборства распространяется по всей стране. С 2000 года федерация приобретает статус Общероссийской общественной организации «Федерация рукопашного боя» (далее ООО «ФРБ»).
В итоге, если на стадии зарождения рукопашного боя основу занимающихся составляли сотрудники силовых ведомств, то после двухтысячных годов доля гражданских лиц, занимающихся рукопашным боем как видом спорта, становится преобладающей, а разделение между спортивной составляющей и самозащитой постепенно нарастает.
Разделение заложено и явно прослеживается в специфике проведения соревнований, которые являются комплексными и включают в себя два тура. В первом туре бойцы должны продемонстрировать технику приемов при самообороне от вооружённого и невооруженного противника и выполнить норматив допуска ко второму туру, во втором туре -провести поединок, применяя броски, удары, болевые и удушающие приемы.
Важно отметить, что процедура проведения первого тура соревнований, критерии оценки и перечень приемов по многим параметрам соответствуют порядку проверки уровня владения сотрудниками полиции боевыми приемами борьбы (далее - БПБ). Считается, что содержательный компонент рукопашного боя и БПБ во многом одинаковый и под боевыми приемами борьбы следует понимать приемы рукопашного боя, которые применяют сотрудники при задержании преступников [7]. Поэтому недостатки и пути их устранения тоже аналогичные. О том, что проблемы с процедурой и оценкой БПБ существуют, сказано и написано в последнее время много, в поисках путей решения идут многочисленные споры научных работников и специалистов по физической подготовке [3,4].
Существование же проблемы с первым туром признается руководством ООО «ФРБ». Президент ООО «ФРБ» Д.Э. Иванов в декабре 2019 года в период проведения первого чемпионата России по рукопашному бою в разделе «Самооборона» отметил, что на соревнованиях теме первого тура уделяется недостаточное внимание, и дополнил, что проведение этого чемпионата - это попытка исправить ситуацию [8]. Суть проблемы заключается в том, что первый тур имеет очень низкую значимость.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для изучения указанной проблемы были рассмотрены два параметра. Первый -количество спортсменов, успешно прошедших первый тур и получивших допуск ко второму туру. Второй - длительность проведения первого тура соревнований по рукопашному бою, а также время, затрачиваемое на одного спортсмена в ходе первого тура.
Для получения информации по данным параметрам методом анализа были исследованы положения и отчеты о проведении четырех первенств федеральных округов России 2020 года среди юношей и девушек 12-17 лет, юниоров и юниорок 18-21 год [6], а также чемпионата России 2017 года. Установлено, что абсолютно все спортсмены, а в сумме это 1739 человек, успешно продемонстрировали технику выполнения приемов при самообороне и получили допуск ко второму туру.
Для определения времени, затрачиваемого на одного спортсмена в ходе первого тура соревнований, учитывалось время его проведения, общее количество спортсменов и судей, судейских бригад. В ходе исследования было выявлено, что первый тур проводился за 30-120 минут. Методом математической статистики определено, что временные затраты на оценку выступления 1 спортсмена составили на некоторых соревнованиях всего 56 секунд (11 секунд на один прием), средние показатели - 11 секунд (22 секунды на один прием). Очевидно, что за столь короткое время спортсмену трудно продемонстрировать, а судьям оценить приемы самообороны.
Для сравнения были изучены видеозаписи, положения и отчеты о проведении чемпионатов среди территориальных органов и образовательных организаций системы МВД России 2019 года [6]. Оказалось, что временные затраты на оценку выступления одного спортсмена в первом туре, с учетом получения билета и прочих подготовительных процедур, составили на данных соревнованиях 164 секунды. Близкие данные были получены и в ходе анализа размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» видеозаписей 1 тура нескольких качественно организованных (в плане проведения первого тура) соревнований с участием гражданских лиц [1]. Здесь аналогичные показатели составили 168 секунд. Таким образом, определено, что за 166 секунд можно качественно оценить выступление спортсмена, и, наоборот, существенное сокращение этого временного отрезка серьезно осложняет работу судей и выступление спортсменов, а первый тур превращается в формальность, а иногда и не проводится вовсе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Существует проблема проведения первого тура соревнований по рукопашному бою, актуальность решения которой вполне очевидна. В решении проблемы заинтересованы ООО «ФРБ» и силовые ведомства, в частности МВД России. Для ООО «ФРБ» это не только сохранение одного из разделов, составляющих вид спорта, но и сохранение вида спорта как служебно-прикладного, входящего в систему физической подготовки сотрудников, а значит, и сохранение поддержки в развитии вида спорта со стороны силовых ведомств. Особенно это актуально сегодня, в условиях обострившейся конкуренции, ко -гда происходит бурное развитие смешанных единоборств. Интерес МВД России проявляется в двух аспектах. Первый - использование средств вида спорта «Рукопашный бой» в процессе физической подготовки сотрудников. Многие специалисты считают, что рукопашный бой необходимо рассматривать в качестве компонента системы профессиональной подготовки вообще и физической подготовки в частности, во всех, без исключения, силовых ведомствах России [5]. Причем здесь следует учитывать, что прикладное значение имеют не только приемы из раздела самообороны, но и из спортивного раздела, так как повседневная служебная деятельность сотрудников полиции в ситуациях применения физической силы чаще связана с действиями против невооруженного правонарушителя. Второй аспект - это решение проблем с процедурой и оценкой БПБ. Исходя из того, что в соревнованиях по рукопашному бою участвуют одни из самых подготовленных в плане самообороны людей, можно полагать, что они способны развить весь потенциал приемов самообороны, который затем можно экстраполировать на БПБ и таким образом решить часть имеющихся проблем.
Принимая во внимание историю деградации прикладного раздела самбо, можно заключить, что ситуация с первым туром - это объективное историческое развитие рукопашного боя. Поэтому не нет смысла исправлять ситуацию простым принуждением к проведению первого тура. Проблема комплексная, необходимо повышать зрелищность, объективность судейства, значимость первого тура, изменять процедуру демонстрации приемов. Что касается процедуры демонстрации приемов, то здесь необходимо обратить внимание на ее сложность и иногда не реалистичность. Особенно это проявляется при демонстрации приемов самообороны от ударов ножом, палкой и защиты от огнестрельно-
го оружия - приемов, не входящих в спортивный раздел. Даже квалифицированные спортсмены часто не могут правильно выполнить приемы: не уходят с линии удара, допускают касание ножом тела, при манипуляциях с огнестрельным оружием наводят его на себя. В свою очередь, ассистент тоже вносит негативную лепту в эту и так неприглядную картину. Например, в стремлении помочь бойцу он чрезмерно замедляет удары, сокращает их амплитуду, наносит удары мимо цели, беспричинно падает, самостоятельно переворачивается в нужное положение. Таким образом, демонстрация приемов самозащиты, вместо формирования интереса граждан к рукопашному бою как популярному виду спортивных состязаний и красочному шоу, дает обратный эффект и часто вызывает негативное впечатление у зрителей.
В качестве причин сложившейся ситуации можно выделить две: первая - неподготовленность бойцов к первому туру, вторая - сложность самой процедуры демонстрации.
Неподготовленность бойцов объясняется достаточно просто - целенаправленную, качественную подготовку к первому туру они не осуществляют. Основной упор в тренировочном процессе делается на спортивный раздел, так как именно по его результатам определяется победитель, осуществляется отбор на более крупные соревнования, присваиваются спортивные разряды и звания, а первый тур, как мы выяснили, для этого имеет минимальное значение. В какой-то степени такой подход к тренировочному процессу обоснован, поскольку рукопашный бой - это спортивное единоборство и именно во втором туре, в поединках, с реальным сопротивлением, определяется чемпион. В первом же туре демонстрация приемов осуществляется на несопротивляющемся ассистенте, субъективизм судейства значительно выше, и логично, что первый тур имеет меньшую значимость, чем второй. Однако вопрос, в какой степени второй тур должен доминировать над первым, остается открытым.
Сложность процедуры демонстрации приемов самообороны заключается в следующем: первое - внезапность нападения. Атакуемый должен моментально защититься, как только повернется лицом к ассистенту, при этом правилами не установлено, что атакуемый обязан до начала атаки находиться спиной к ассистенту. В связи с этим у него очень мало времени для анализа атаки и выбора защиты. Второе - близкая дистанция. Защищающийся должен находиться до начала атаки в зоне досягаемости для нападающего, такое условие не характерно даже для более технически сложного второго тура, где спортсмены сами вправе регулировать дистанцию и начинать атаку. Третье - обязательное обезоруживание ассистента, а для этого необходимо не только защититься отбивом, контрударом или разрывом дистанции, например, от удара ножом, но и захватить руку, что невероятно сложно в реальной ситуации нападения вооруженного преступника.
Таким образом, мы видим противоречия между тем, что, с одной стороны, условия демонстрации требуют специально-организованной длительной подготовки к первому тура, а с другой стороны - его значимость очень низкая. Естественно, что в такой ситуации ни спортсмены, ни судьи не заинтересованы в качественном проведении первого тура соревнований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Становление и развитие рукопашного боя происходило в силовых ведомствах, при их активной поддержке и имело явную прикладную направленность. С течением времени вид спорта набрал популярность среди гражданского населения и спортивный раздел стал явно доминирующим, самооборона отошла на второй план. Логичным завершением данного процесса и радикальным решением проблемы может стать исключение первого тура из соревнований по рукопашному бою, что будет воспринято многими тренерами, спортсменами и судьями положительно. Однако эта ситуация не в интересах силовых ведомств, так как второй тур соревнований (спортивный раздел) и связанный с ним тренировочный процесс затрагивает не все стороны прикладный физической подготовки со-
трудников. Не заинтересовано в этом и руководство ООО «ФРБ», так как от этого зависит сохранение поддержки вида спорта со стороны силовых ведомств. Для исправления ситуации и сохранения первого тура необходимо выполнить несколько условий:
первое - понизить сложность процедуры демонстрации приемов, например, установить, что атакуемый перед выполнением защиты должен находиться не спиной, а лицом к ассистенту, таким образом, он сможет за 1-2 секунды, пока ассистент берет макет ножа, пистолета или палку, подготовиться к защите, что больше соответствует реальной жизненной ситуации и будет выглядеть зрелищнее;
второе - учитывая, что процедура демонстрации приемов будет упрощена, следует исключить случаи безосновательного допуска спортсменов до второго тура соревнований и формального выставления достаточного для этого количества баллов; третье - исключить первый тур из соревнований среди детей 12-13 или 12-15 лет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Видеозаписи первого тура соревнований. - URL : 1Ш;р8://упсНр.пе1Угеу/1+тур+рукопашный+бой/ (дата обращения: 25.04.2020).
2. Ворожейкин, А.В. Рукопашный бой как самостоятельный вид спорта: ретроспектива и перспективы / А.В. Ворожейкин, В.В. Фадеева, А.П. Волков // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2019. - № 4 (58). - С. 93-98.
3. Гуралев, В.М. Некоторые вопросы обучения боевым приемам борьбы курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России / В.М. Гуралев, А.А. Евтушенко // Научный компонент. - 2019. - № 3 (3). - С. 127-133.
4. Кан, Л.В. Проблемы оценки знаний, умений и навыков владения техникой боевых приемов борьбы сотрудниками полиции / Л.В. Кан, А.К. Карданов // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - № 4 (63). - С. 96-97.
5. Куликов, М.Л. Рукопашный бой как составная часть профессиональной и физической подготовки сотрудников силовых ведомств России / Куликов М.Л. // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : сборник материалов международной научной конференции. - Иркутск, 2015. - С. 143-146.
6. Отчеты о проведении соревнований. - URL : https://rfFrb.ru/meropriyatiya/otchyo1y/ (дата обращения: 20.04.2020).
7. Торопов, В.А. Рукопашный бой или боевые приемы борьбы в теории и практике физической подготовки сотрудников органов внутренних дел / В.А. Торопов, А.И. Ушенин, Р.Б. Хыбыр-тов // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : сборник материалов международной научной конференции. - Иркутск, 2014. - С. 201-205.
8. Чемпионат России по рукопашному бою в разделе «Самооборона». - URL : http://arhFrb.ru/pervyiy-chempionat-rossii-po-rukopashnomu-boyu-v-razdele-samooborona.html (дата обращения: 10.05.2020).
REFERENCES
1. Videos of the first round of the competition: https: //vnclip.net/rev/1+tour+ hand-to-hand + Fight/ (accessed date: 04/25/2020).
2. Vorozheikin, A.V., Vorozheikin, A.V., Fadeeva, V.V. and Volkov A.P. (2019), "Hand-to-hand combat as an independent sport: retrospective and prospects", Bulletin of the Kaliningrad branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 4 (58), pp. 93-98.
3. Guralev, V.M. and Evtushenko, A.A. (2019), "Some questions of training combat techniques of struggle of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Scientific component, No. 3 (3), pp. 127-133.
4. Kan, L.V. and Kardanov, A.K. (2015), "Problems of assessing knowledge, skills of mastering the technique of combat fighting techniques by police officers", Psychopedagogy in law enforcement, No. 4 (63), pp. 96-97.
5. Kulikov, M.L. (2015), "Hand-to-hand combat as an integral part of the professional and physical training of employees of the power departments of Russia", Improving the professional and physical
training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies: a collection of materials of an international scientific conference, Irkutsk, pp. 143-146.
6. Competition reports: https: //rfFrb.ru/meropriyatiya/otchyoty/ (accessed date: 04/20/2020).
7. Toropov, V.A., Ushenin, A.I. and Khybyrtov, R.B. (2014), "Hand-to-hand combat or combat Fighting methods in the theory and practice of physical training of employees of internal affairs bodies", Improving the professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies: a collection of materials of an international scientific conference, Irkutsk, pp. 201-205.
8. Russian hand-to-hand championship in the "Self-defense" section: http://arhfrb.ru/pervyiy-chempionat-rossii-po-rukopashnomu-boyu-v-razdele-samooborona.html (accessed: 05/10/2020)
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.06.2020
УДК 796.011.3
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО
ВУЗА
Татьяна Анатольевна Кравчук, кандидат педагогических наук, профессор, Дарья Александровна Савчак, кандидат педагогических наук, Наталья Алексеевна Лукьянова,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Кристина Александровна Смирнова, магистрант, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск
Аннотация
В статье представлены результаты анкетирования студентов физкультурного вуза по изучению их знаний и потребностей в области здорового образа жизни и отношения к фитнес-услугам. Проанализированы услуги, предоставляемые фитнес клубами. Рассмотрена компетентность обучающихся по ведению здорового образа жизни и питания как составляющая системы профессионализма будущего специалиста в области физической культуры. Проанализировано содержание дисциплин учебных планов по УГНС Физическая культура в соответствии с формированием компетенции УК-7 (ОК-7). Предложена структурно-функциональная модель физкультурно-оздоровительной деятельности, направления на совершенствование учебной и внеучебной деятельности в вузе.
Ключевые слова: здоровье, студенты, компетенции, структурно-функциональная модель. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p174-180
STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL OF PHYSICAL AND HEALTH ACTIVITIES OF STUDENTS AT PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITY
Tatyana Anatolyevna Kravchuk, the candidate of pedagogical sciences, professor, Daria Ale-ksandrovna Savchak, the candidate of pedagogical sciences, Natalia Alekseevna Lukyanova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Kristina Aleksandrovna Smirnova, the
master student, Siberian State University of Physical Education and Sports, Omsk
Abstract
The article presents the results of the questionnaire of the students of sport Education University to study their knowledge and needs in the field of a healthy lifestyle and attitude to fitness services. The services provided by fitness clubs are analyzed. The competence of students in maintaining a healthy lifestyle and nutrition is considered as a component of the professionalism system of a future specialist in the field of physical education. The content of the disciplines of the curriculum for UGNS Physical Culture is analyzed in accordance with the formation of the competence UK-7 (OK-7). A structural and functional model of physical education and health activities, directions for improving the educational and extracurricular activities at the university are proposed.
Keywords: health, students, competences, structural-functional model.