Научная статья на тему 'РУФ ФЕСТ, РИМСКИЙ ИСТОРИК IV ВЕКА'

РУФ ФЕСТ, РИМСКИЙ ИСТОРИК IV ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

122
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУФ ФЕСТ / "МАЛАЯ" РИМСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / БРЕВИАРИИ / РИМЛЯНЕ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РИМА В IV В.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кареев Д.В.

В статье идет речь о римском историке IV в. Руфе Фесте. Выясняется происхождение историка, анализируется его произведение «Бревиарий деяний римского народа» в контексте других исторических трудов того времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РУФ ФЕСТ, РИМСКИЙ ИСТОРИК IV ВЕКА»

18 Там же. 4 апр.

19 Там же. 28 янв.

20 Там же. 16 февр.

21 Там же. 2 марта.

22 Там же. 28 февр., 15 марта.

23 Там же. 25 янв.

24 Там же. 20 июля.

25 Там же.

26 Там же.

27 Там же. 28 янв.

28 Там же. 25 февр.

29 Там же. 26 марта.

30 Там же. 25 мая.

31 Там же. 12 апр., 13 мая.

32 Там же. 1921. 23 дек.

33 Там же. 1922. 25 февр.

34 Там же. 26 февр.

35 Там же. 2 марта.

36 Там же. 5 апр.

37 Там же. 26 февр., 2 марта, 13 мая, 23 мая, 6 сент., 10 дек.

38 Там же. 7 сент.

39 Там же. 6 сент.

40 Там же. 28 окт.

41 Там же. 1923. 25 янв.

ББК (Т) 63.3

Д. В. Кареев

РУФ ФЕСТ, РИМСКИЙ ИСТОРИК IV ВЕКА

Имя Руфа Феста не принадлежит к числу известных имен историков Рима и знакомо лишь узким специалистам в области историографии. Ему принадлежит так называемый «Бревиарий деяний римского народа» («Brevia-rium rerum gestarum populi Romani»), который был создан в 370 г. по поручению императора Валента II Готского. Поэтому Руфа Феста, как правило, ставят в один ряд с такими историками, как Евтропий, Секст Аврелий Виктор и другие авторы IV в., относящиеся к «малой» римской историографии. Особняком среди них стоит фигура Евтропия, который также, как и Фест, адресовал свой «Бревиарий от основания Города» императору Валенту II. По мнению целого ряда зарубежных исследователей, именно приход к власти двух малообразованных паннонских военачальников, каковыми являлись Валент II и его брат Валентиниан I, и заставил двух чиновников Империи, Евтропия и Руфа Феста, создать свои «краткие обзоры».

О самом Руфе Фесте известно еще меньше, чем о Евтропии. По всей видимости, Фест был язычником, как и многие другие «малые» римские историки. На данное обстоятельство намекают заключительные слова его «Бре-виария»: «Лишь бы только удачу, [которую] ниспосылают боги и [которая] даруется благосклонной божественностью, в которую ты веришь и которой

© Кареев Д. В., 2009 2009. Вып. 3. История. Филология. Философия •

ты наделен, была милостива [к тебе]...» («Maneat modo concessa dei nutu et ab amico, cui credis et creditus es, numine indulta felicitas»). Выражение «dei nutu» намекает на языческих богов. В свою очередь, словосочетание «amicum numen, cui credis et creditus es» вполне может относиться непосредственно к христианству, которое исповедовал Валент II.

В «Codex Bambergensis» IX в. Руф Фест, как и Евтропий, называет себя «magister memoriae». Это упоминание перекликается с рассказом Аммиана Марцеллина о некоем Фестине из Тридента, который, как и автор «Бревиария деяний римского народа», получил должность «magister memoriae» и сделал свою карьеру в правление императоров Валента и Валентиниана. Из его биографии известно, что он был консуляром в Сирии, а впоследствии стал «магистром канцелярии рескриптов» («magisterioque memoriae peracto»). Аммиан Марцеллин рисует его достаточно жестоким человеком «низкого и неизвестного происхождения» («ultimi sanguinis et ignoti»), преследовавшим философов и предсказателей из желания получить префектуру. В том же историческом контексте, только уже с именем Фест, упоминается он и у Евнапия как человек, который «никогда не испытывал никакого почтения перед богами и казнил своих жертв именно за поклонение богам». На основании этих фактов В. Ден Боер делает вывод о том, что этот Фестин или Фест из Тридента был христианином и, вероятно, автором «Бревиария деяний римского народа». Именно между 365 и 372 г. он занимал должность «magister memoriae», когда и был написан «Бревиарий», завершающийся смертью императора Иовиана.

С ним не соглашается Б. Болдуин, считая, что позиция автора «Бревиария» сугубо языческая, а сам он был выходцем из образованных кругов языческой интеллигенции, на что указывает его положительное описание образа императора Юлиана, используемая на протяжении всего сочинения лексика и заключительные слова, адресованные Валенту II. Действительно, прочтя «Бревиарий», трудно согласиться с тем, что Руф Фест был христианином. Так, описывая поход императора Кара против персов, он считает, что победа ему досталась исключительно по воле богов («Cari imperatoris victoria de Per-sis nimium potens superno numini visa est»), Гней Помпей Великий назван «испытавшим счастье в войне» («Gn. Pompeius expertae felicitates ad Mithridati-cum bellum missus...»), удачу императору Валенту ниспосылают боги («Maneat modo concessa dei nutu.»). Вероятнее всего, историк принадлежал к тому же интеллектуальному кругу лиц, что и Секст Аврелий Виктор, Евтропий и Либаний.

Поэтому в силу специфики жанра и занимаемых должностей при императоре Валенте наиболее близким Руфу Фесту автором оказывается Евтропий и его «Бревиарий от основания Города». Между обоими историками прослеживаются не только концептуальные, но и текстуальные параллели. Приведем несколько примеров:

Festus Eutropius

Traianus Dacos sub rege Decibalo Traianus... Daciam Decibalo victo vicit et Daciam trans Danubium in subegit, provincial trans Danubium solo barbariae provinciam fecit, quae facta in his agris quos nunc Taifal, Vic-in circuitu habuit decies centena tohali et Teruingi habent. Ea provincia milia passum. decies centena milia passum in circui-

tu tenuit.

Traianus, qui post Augustum Romanae reí publicae movit lacertos, Armeniam receipt a Parthis, sublato diademate Armeniae maioris regnum ademit. Albanis regem dedit; Hiberos, Bospho-rianos, Colchos in fidem Romanae dicionis receipt; Osrhoenorum loca et Arabum occupavit; Carduenos, Mar-comedos obtinuit, Anthemusium, op-timam Persidis regionem, Selevciam, Ctesiphontem, Babyloniam accepit ac tenuit. Usque ad Indiae fines post Alexandrum accesit. In mari rubro classem instituit. Provincias fecit Ar-meniam, Mesopotamiam, Assyriam, quae inter Tigridem atque Euphratem sita inrguis amnibus instar Aegypti fe-cundatur.

Hadrianum gloriae Traiani certum est invidisse. Qui ei successor in imperio sponte propria revocatis exercitibus Armeniam, Mesopotamiam, Assyriam concessit et inter Romanos ac Persas Euphraten medium esse voluit.

Severus natione Afer, acerrimus imperator Parthos strenue vicit, Aziabenos delevit, Arabas interiors obtinuit et Arabiam provinciam fecit. Huic cogno-mina ex victoriis quaesita sunt; nam Aziabenicus, Parthicus, Arabicus cognominatus.

Antoninus, cognomento Caracalla, filius Severi imperatoris, expeditionem in Persas parans, in Osrhoena apud Edessam propria morte obit et ibidem sepultus est.

Traianus... Armeniam quam occupave-rant Parthi recepit, Parthomasiri occiso, qui eam tenebat. Albanis regem dedit. Hiberorum regem et Sauromata-rum et Bosphoranorum et Arabum et Osdroenorum et Colchorum in fidem accepit. Carduenos, Marcomedos occupavit et Anthemusium, magnam Persidis regionem, Seleuciam, Ctesi-phontem, Babylonem; Messenios vicit ac tenuit. Usque ad Indiae fines et mare Rubrum accessit atque ibi tres provincias fecit, Armeniam, Assy-riam, Mesopotamiam, cum his genti-bus quae Madenam attingunt. Arabiam postea in provinciae formam redegit. In mari Rubro classem instituit, ut per eam Indiae fines vastaret.

Hadrianus. Traiani gloriae invidens statim provincias tres reliquit, quas Traianus addiderat. et de Assyria, Mesopotamia, Armenia revocavit exerci-tus ac finem imperii esse voluit Euph-raten.

.Septimius Severus. oriundus ex Africa. Parthos vicit et Arabas interiores et Adiabenos. Arabas eo usque superavit, ut etiam provinciam ibi face-ret. idcirco Parthicus, Arabicus, Adia-benicus dictus est.

Aurelius Antoninus Bassianus, idemque Caracalla. defunctus est in Osdroena apud Edessam, moliens adversum Parthos expeditionem...

Это лишь часть заимствований из «Бревиария» Евтропия, поскольку на всем протяжении своего сочинения Фест постоянно обращается к своему предшественнику.

Обнаруживаются совпадения между текстом Феста и «Периохами» Тита Ливия:

Festus

Parthi Labieno, qui Pompeianarum partium fuerat ac victus ad Persas refUgerat, duce in Syriam inruperunt ac totam provinciam occuparunt.

Titus Livius

Parthi Labieno, qui Pompeianarum partium fuerat, duce in Syriam inruperunt. totam eam provinciam occu-paverent.

M. Antonius Mediam ingressus. bellum Parthis intulit, et primis eos proeliis vicit. Post duabus legionibus amissis.

M. Antonius. Mediam ingressus bellum. Parthis intulit. et cum duabus legionibus amissis.

Проблема идентификации источниковой базы сочинения Руфа Феста затрудняется весьма лаконичным изложением фактов. Однако в тексте постоянно обнаруживаются признаки эрудированности и начитанности автора. Об этом свидетельствуют немногочисленные авторские ремарки, присутствующие в «Бревиарии». Так, характеризуя императора Траяна, Фест пишет, что тот «после Августа напряг мускулы Римского государства.». Подобную фразу, но смещенную в смысловом плане, можно обнаружить у Луция Аннея Флора: «.при Траяне-принцепсе [римский народ] вновь напряг свои мускулы.» Описывая территориальные потери императора Нерона, историк отмечает, что тот «был самым недостойным императором, измучив Римское государство, оставил Армению. После этого персы, два римских легиона проведя под ярмом, в конце концов обесславили римское войско позорной присягой». Этот же эпизод есть и у Светония в биографии Нерона: «.к злоключениям и бедствиям, виновником которых был Нерон, судьба прибавила и другие: поражение в Британии, где два города были разорены и множество граждан и союзников перебито; бесславные дела на Востоке, где в Армении легионы прошли под ярмом». Обнаруживаются параллели и с таким историческим источником, как «Scriptores Historiae Augustae». Рассказывая о совместном правлении Марка Антония и Луция Вера, Фест отмечает, что «два Антонина, Марк и Вер, это были тесть и зять, и равным образом [оба были] Августами, распространив [Римское] государство [по всему] миру, первыми [одинаково] владели властью». В свою очередь, у биографа Адриана Элия Спартиана мы находим, что Марк Антоний и Луций Вер «были те, которые впоследствии вдвоем в качестве Августов впервые управляли государством совместно». И это еще один дополнительный довод в пользу языческого происхождения нашего историка.

Интересны и оригинальные авторские вставки в тексте, которые во многом выдают в историке ритора. В начале «Бревиария» Руф Фест заявляет о цели своего сочинения, а именно о необходимости составить краткий обзор римской истории по поручению императора Валента II Готского, «а также беспрепятственно и окончательно рассказать [о дальнейших событиях], которые описаны в замечательных [и] совершенных бревиариях» («Brevem fieri clementia tua praecepit: parebo libens praecepto, quippe cui desit facultas latius eloquendi, ac morem secutus calculonum qui ingentes summas aeris brevioribus exprimunt, res gestas signabo, non eloquar»). Фест на протяжении своего труда постоянно напоминает Валенту о тех промежуточных задачах, которые он ставит, среди которых рассказ о территориальном росте Рима при трех основных формах правления («Sub his igitur tribus imperandi generibus, hoc est regio consulari imperatorio, quantum Roma profecerit, breviter intimabo»), история образования каждой провинции («Quo ordine autem singulas provincias Romana res publica adsecuta sit, infra ostenditur»), рассказ о римско-парфянском конфликте и пропаганда наступательных действий императора Валента на Востоке («Nunc Eoas partes totumque Orientem ac positas sub vicino sole provincias, qui auctores sceptris tuis paraverint, explicabo, quo studium cle-mentiae tuae, quod in isdem propagandis habes, amplius incitetur»).

В конце «Бревиария» Фест высказывает надежду на продолжение своего труда («Quam mango deinceps ore tua, princeps invicte, facta sunt personanda! Quibus me licet inparem dicendi nisu et aevo graviorem parabo»), что, в свою очередь, является общим риторическим приемом у многих римских историков, таких как Веллей Патеркул («iusto servemus operi»), Корнелий Тацит («principatum divi Nervae et imperium Traiani, uberiorem securiorem-que materiam senectuti seposui»), Аммиан Марцеллин («scribant reliqua potiores. quos id (si libuerit) adgressuros procudere linguas ad maiores moneo stilos»), Евтропий («quia autem ad inclitos principes venerandosque perventum est, interim operi modum dabimus. nam reliqua stilo maiore dicenda sunt. quae nunc non tam praetermittimus quam ad maiorem scribendi diligentiam reservamus»), авторы жизнеописаний Августов («nam Diocletianus et qui secun-tor stilo maiore dicendi sunt»).

«Бревиарий» Феста в большей степени, чем «Бревиарий» Евтропия, подвержен хронологическому принципу изложения материала, однако также имеет свою специфику описания исторических фактов. Его основная идея, как и у Евтропия, заключается в описании постоянного территориального расширения Римского государства. В первой части Руф Фест излагает формирование территории Римского государства при «трех разновидностях властвования, царском, консульском и императорском» («Sub his igitur tribus imperandi generibus, hoc est regio consulari imperatorio, quantum Roma profecerit, breviter intimabo»), предварительно считая нужным упомянуть, что царский период римской истории продолжался 243 года, консульский — 4б7 лет, а императорский — 407 лет, и кратко сообщая, какие провинции были созданы при каждом из этих способов правления. Далее идет подробное перечисление образования каждой провинции («Quo ordine autem singulas provincias Romana res publica adsecuta sit, infra ostenditur»). Вторая часть «Бревиария» посвящена актуальной для IV в. проблеме взаимоотношений Рима с его восточными соседями, и прежде всего с Парфией, начиная с похода Луция Лукулла в Месопотамию и заканчивая мирным договором императора Иовиана 3б3 г.

Все авторы IV в., в том числе и Руф Фест, которые писали о внешней политике Рима, исходили из идеи абсолютной уверенности в главенстве Римской империи над всем миром. Причины, по которым Рим захватывает все новые и новые области и государства, не требуют какого-либо подробного объяснения — это просто способ его существования и выживания среди других народов. Наиболее ярко данный факт иллюстрирует пример с действиями Луция Лукулла на Востоке. Парфянские цари искали себе сильных союзников в борьбе против Армении. Однако первый контакт двух держав закончился унижением Парфии. Фест пишет в соответствующем месте, что «Ар-сак, царь Парфии, первым отправил посла проконсулу Луцию Сулле, чтобы [тот] просил дружбы у римского народа и был её удостоен». Позже Лукулл в обход договора о дружбе захватывает Месопотамию вместе с городом Ниси-бис. Поэтому наиболее часто упоминаемые причины войн — расширение территории Римского государства и угроза его безопасности. В глазах римских историков IV в. потеря или уступка собственной территории абсолютно недопустимы. Этот принцип также является основополагающим на протяжении всего «Бревиария» Феста. И самый тяжелый упрек адресуется императору Иовиану, лишившему Римскую империю многих областей и даже передавшему парфянам по условиям договора 3б3 г. часть территории Римского государства. Руф Фест пишет по этому поводу: «.нам предоставили условия

(которые прежде никогда не предоставлялись), вредные для Римского государства», а самого императора характеризует как неискусного в управлении государством («in imperio rudis adquievit»).

Перспективы второй молодости римского народа историки связывали с деятельностью Марка Ульпия Траяна. При этом восхвалялась именно завоевательная политика Траяна, особенно его действия на Востоке, и император был примером полководца, способного утвердить окончательное главенство Рима в восточных провинциях, что было весьма актуально для IV в. Произведение Феста несло определенную политическую и пропагандистскую нагрузку, особо подчеркивая патриотическую тенденцию в официальной историографии того времени, которая была весьма значима в эпоху общей дезинтеграции Империи. Согласно этой тенденции удачи во внешнеполитической деятельности способны достичь только те правители, которые лично ведут военные действия. Без сомнения, историк учитывал эти обстоятельства и своим описанием многочисленных успешных примеров завоеваний из прошлого Рима приглашал современных ему императоров к более агрессивной внешней политике на Востоке.

Библиографический список

1. Флор Луций Анней. Две книги эпитом римской истории обо всех войнах за 7GG лет II Немировский А. И., Дашкова М. Ф. Луций Анней Флор — историк Древнего Рима. Воронеж, 1977.

2. Baldwin B. Festus the Historian II Historia. 1978. № 27.

3. Boer W. den. Some minor Roman Historians. Leiden, 1972.

4. Eutropii Breviarium ab Urbe condita I ed. by C. Santini. Stutgardiae, 1992.

5. Festus Rufius. Abrege des hauts faits du peuple romain II Festus : texte etabli et trad. par M.-P. Arnaud-Lindet. Paris, 1994.

6. Historiae Augustae. Paris, 1992.

7. Suetonius Tranquillius Caius. Vies des douze Cesars II Suetone : texte etabli et trad. par Henri Ailloud. Paris, 1989—1993.

8. Livius Titus. Histoire romaine II Tite-Live : texte etabli par Jean Bayet et trad. par Gaston Baillet. Paris, 1993.

ББК 63.212

Е. Л. Костылёва, А. В. Уткин

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАСКОПОК ЗЕМЛЯНОГО ВАЛА ЛУХСКОЙ КРЕПОСТИ ОСЕНЬЮ 2008 ГОДА

Поселок Лух, имевший до 1925 г. статус города, является одним из старейших населенных пунктов на территории Ивановской области. Впервые он упомянут в летописи под 1429 годом [6, с. 8]. В этом году в середине января городок на р. Лух был неожиданно атакован и разорен казанскими татарами. Целью набега был, скорее всего, не сам городок, тогда не представлявший для налетчиков никакой материальной ценности, а крепость. Остатки ее, а именно земляные валы, сохранились до наших дней и ныне являются памятником истории и культуры федерального значения.

© Костылёва Е. Л., Уткин А. В., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.