Научная статья на тему 'РУДН и Индия: «Свою учебу в РУДН я не забуду никогда!»'

РУДН и Индия: «Свою учебу в РУДН я не забуду никогда!» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
131
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РУДН и Индия: «Свою учебу в РУДН я не забуду никогда!»»

РУДН И ИНДИЯ: «СВОЮ УЧЕБУ В РУДН Я НЕ ЗАБУДУ НИКОГДА!»

О.Л. Солодкова

Кафедра всеобщей истории Российский Университет дружбы народов Москва, ул. Миклухо-Маклая 10a, 117198.

В этом году исполняется 50 лет нашему Университету. Кажется, только вчера стала студенткой историко-филологического факультета, а уже более двадцати лет я работаю на кафедре всеобщей истории. Много лет я преподаю историю средневековой Азии, много лет в сферу моих научных интересов входит история Индии, ее культура и искусство, а также проблемы взаимодействия восточной и западной цивилизаций. Индия — страна сказочных богатств, магараджей, слонов, изумительных храмов и щедрой природы, привлекала меня с детства. Но окончательно связать свою профессиональную жизнь с этим регионом я решилась не только под влиянием отца-востоковеда и романтических, девичьих мечтаний, далеко не последнюю роль в этом решении сыграли мои индийские друзья и учеба в Университете.

Я часто вспоминаю свою студенческую жизнь в нашей Alma Mater, ту удивительную атмосферу, те теплые дружеские отношения, которые складывались между нами — молодыми девчонками и ребятами с самых разных концов земли. Сейчас не очень часто говорят об интернационализме, но для нас, студентов конца 70-х, это были совсем не пустые слова. Для нас каждый день учебы был интернационализмом в действии. В каждой студенческой группе обязательно были представители трех разных континентов: Азии, Африки и Латинской Америки. Другого такого места, где можно было бы запросто пообщаться со своими сверстниками со всех концов земли, в Москве того времени я не знаю. Мы были одной дружной семьей, хотя оставались очень разными. Я часто вспоминаю наши интернациональные вечера. Благодаря музыке, танцам, неформальному дружескому общению мы очень быстро учились различать наших африканских и азиатских сокурсников, становились этнологами на практике, легко отличали представителей экваториальной Африки от жителей Западной Сахары или Эфиопии, индийцев от бирманцев или индонезийцев. Сколько студенческих увлечений и романов мы переживали благодаря латиноамериканским карнавалам. Для меня настоящим открытием стали азиатские вечера культуры. Там я познакомилась с людьми, которые повлияли на будущие профессиональные интересы, стали моими друзьями на всю жизнь, познакомили меня с особенностями, традициями и историей своей страны. Я много времени проводила в интерклубе, но это было не просто место, где пели и танцевали, а центр для неформального дружеского общения. В детстве я с родителями побывала в Индии, поэтому меня всегда живо интересовало все, что было связано с ее традициями и историей, а в нашем университете у меня появилась возможность поближе познакомиться с кем-нибудь из индийского земля-

чества. К сожалению, в моей группе индийцев не было, но само индийское землячество было одним из самых крупных в университете.

Наш Университет всегда занимал особое место в российско-индийском сотрудничестве. Джавахарлал Неру, первым из азиатских лидеров, приветствовал создание Университета дружбы народов. Индия стала первой страной в регионе, которая подписала взаимный протокол о признании дипломов об окончании Университета, а также ученых званий. Друг и соратник Джавахарлала Неру по партии, Лал Бахадур Шастри, будущий премьер-министр Индии, лично посетил наш Университет. Индия стала одной из первых азиатских стран, которая активно воспользовалась возможностью обучать своих граждан в СССР, поэтому на протяжении многих лет в Университете было много индийцев. Индия остро нуждалась в национальных кадрах, а наш университет давал уникальную возможность бесплатно получить высококвалифицированных специалистов. Университет сумел подготовить для Индии более 120 кандидатов наук, в том числе специалистов в ведущих высокотехнологичных областях. Первая докторская диссертация, подготовленная в Университете, была защищена индианкой Джаянт Хонмоде.

Национальные землячества устраивали выставки, смотры художественной самодеятельности, встречи, фестивали и танцевальные вечера. Индийское землячество было одним из самых активных в университете. Во время подготовки одного из вечеров я познакомилась с улыбчивым и общительным Ахилом Гуптой. Он учился на инженерном факультете и собирался стать инженером теплотехником. О таких ребятах, как Ахилл, говорят «свой в доску». Уже через несколько минут разговора мне стало казаться, что я знаю его всю жизнь. Он познакомил меня со своей сестрой Алкой, милой девушкой с двумя косичками, благодаря которым она выглядела лет на шестнадцать. Алка Гупта училась в 1-м Московском медицинском институте и собиралась стать гинекологом. И Ахилл, и Алка оказались в Москве благодаря своему отцу, который долгое время возглавлял Советско-индийское общество дружбы. Господин Гупта тепло относился к Советскому Союзу и приложил массу усилий, чтобы отправить своих детей на учебу в Москву. Он всегда говорил, что только благодаря тесным советско-индийским связям и созданию Университета дружбы народов у него появилась уникальная возможность дать высшее образование своим детям. И Ахилл, и Алка говорили по-русски фактически без акцента, оба хорошо успевали по всем предметам. Мы быстро подружились, ребята стали бывать у меня дома. В 1982 г. Ахилл стал дипломированным инженером-теплотехником и уехал в Индию, а через год Алка закончила учебу и тоже уехала на родину. В те времена было трудно представить, что я когда-нибудь увижу их еще раз, но судьба распорядилась по другому: через год я приехала в Индию, мне удалось снова встретиться со своими друзьями. Они жили тогда в небольшом городке Газиобаде недалеко от Дели, в доме своего отца. Ахилл только начал работать на совместном индо-голландском предприятии. Проучившись год в интернатуре, Алка поступила на работу в гинекологическую клинику.

В Газиобаде меня принимали как родную, и именно там в доме своих друзей, я пожила в настоящей индийской семье, познакомилась с жизнью в небольшом

индийском городке, увидела настоящую Индию. Благодаря моим друзьям я побывала на нескольких заводах, познакомилась с производством и условиями труда, уровнем жизни простых индийцев. Такое соприкосновение со страной было гораздо глубже, чем простое посещение туристических достопримечательностей, которыми так богата Индия. Меня поразила глубокая связь индийцев, работающих на современных заводах и предприятиях, с традиционным культурным мировоззрением. Тот удивительный опыт, который я получила благодаря своим друзьям, та любовь к этой стране, которую я унаследовала от своего отца, журналиста-международника, а впоследствии ученого-востоковеда, еще больше укрепили мой дальнейший выбор — стать профессиональным индологом.

Прошло более двадцати лет после той поездки. Распался Советский Союз, Индия стала региональной державой, сумевшей за годы независимости продемонстрировать успешное экономическое и научно-техническое развитие. Страна успешно справляется с языковыми проблемами, сепаратизмом и религиозной дискриминацией, провела «зеленую революцию» и сумела обеспечить себя продовольствием. Страна вдвое повысила уровень грамотности населения. За годы независимости Индии удалось создать отличные школы менеджмента и технологии, встать на путь модернизации производства и создания эффективных финансовых и деловых институтов. С середины 80-х годов Индия показывает стабильный экономический рост, что делает ее одним из центров мирового экономического роста. На протяжении всех этих лет у Индии сохраняются добрые связи с Россией. В течение первых лет существования РУДН индийских студентов приезжало на учебу намного больше, чем студентов из других азиатских стран. И в последние годы к нам в Университет продолжают приезжать индийцы, в основном на инженерный и медицинский факультет, хотя уже не такими большими группами. В советский период были заключены договоры о научном и культурном сотрудничестве с Кхарагпурским технологическим институтом и Всеиндий-ским статистическим институтом. Университет ежегодно направлял своих преподавателей и профессоров для чтения лекций по физике, химии, математике, медицине, геологии, экономике, праву и другим отраслям науки. Наши профессора выезжали в Индию, а известные индийские ученые приезжали в Москву для чтения лекций. На инженерном факультете лекции читали профессора К. Килпади, С. Деб, на факультете экономики и права доктор С.М. Абрахам, на историко-филологическом факультете профессор Р.Н. Мехта и др.

Наш Университет уже несколько десятилетий плодотворно сотрудничает со многими индийскими вузами. В 1989 году с Университетом Гуджарат Видья-питх (УГВ) была подписана программа по обмену стажерами, а также соглашение с Индийской высшей горной школой в Дханабаде о научном и культурном сотрудничестве, которое было дополнено программой по подготовке кадров для горно-геологических отраслей.

В 1995 году были подписаны рамочное соглашение с Университетом в г. Пуна о подготовке в РУДН магистров по программе «менеджмент» и соглашение с Университетом Бомбея (Мумбай), предусматривавшее помощь в методике преподавания русского языка как иностранного.

Университет Каликата (Керала) подписал с нашим Университетом соглашение, по которому в Индии был организован базовый курс по русскому языку по подготовке индийских граждан к поступлению в РУДН. В 1996—1997 гг. подготовленные в Индии студенты были приняты на обучение к нам в Университет.

За последние годы в Индии появились собственные центры подготовки квалифицированных кадров. Несмотря на это, наши выпускники продолжают высоко цениться в Индии и успешно работать во всех отраслях народного хозяйства. Все они сохраняют теплое отношение к России и россиянам. Те дружеские связи, которые сложились в студенческие годы, сохраняются до сих пор. Я продолжаю поддерживать тесные связи со своими друзьями. Ахилл несколько лет проработал на «Desein-Indure group of Companies», сейчас является официальным представителем российской государственной компании «Технопромэкспорт» в Индии. Недавно я разговаривала с ним по телефону, и мы снова вспоминали наши студенческие годы. «Свою учебу в РУДН я не забуду никогда!» — сказал Ахилл. Он тепло отзывался о своем учителе, заведующим кафедрой термодинамики и тепловых двигателей Башмакове Игоре Викторовиче. Благодаря ему он получил профессию, которая остается одной из самых востребованных в Индии. Алка работает ведущим специалистом в частной гинекологической клинике в Дели, которая принадлежит ее мужу. Жизнь моих друзей сложилась успешно, у них дружные семьи и уже взрослые дети. Благодаря развитию Интернета, мы теперь можем не только писать друг другу письма, но разговаривать и видеть друг друга. Мой дом открыт для моих индийских друзей, а я знаю, что в Дели у меня есть два уютных дома, где меня ждут близкие по духу люди и где я всегда могу погостить.

PEOPLES’ FRIENDSHIP UNIVERSITY OF RUSSIA AND INDIA: «I WILL NEVER FORGET MY STUDIES AT THE UNIVERSITY»

O.L. Solodkova

World History Chair Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya St., 6, Moscow, Russia, 117198

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.