Научная статья на тему 'Рецидивирующий полихондрит'

Рецидивирующий полихондрит Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
377
509
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Салихов И. Г., Габитов С. З., Абдракипов Р. З., Афанасьева М. А.

Рецидивирующий полихондрит (РПХ) — это редкое системное заболевание с волнообразным течением, предположительно аутоиммунной природы, характеризующееся периодически возникающими обострениями воспалительного процесса в хрящевых тканях, приводящими к их разрушению[5]. Поражаются в равной степени мужчины и женщины. Заболевают лица в возрасте от 20 до 60 лет, пик приходится на 40 лет. Рецидивирующий полихондрит впервые был описан в Jaksch-Wartenhorst в 1927г. Заболевание это достаточно редкое и в клинической практике встречается с частотой 3,5 случая на 1000000 населения.В процесс вовлекаются органы, содержащие большое количество протеингликанов: уши, нос, трахея, суставы, глаза, аорта, сердце, кожа. Исследования показывают, что при этом заболевании часто выявляется HLA-DR4, прослеживается Т-клеточная иммунная реакция на коллаген 2 типа с продукцией фактора некроза опухоли (ФНО), который стимулирует синтез и высвобождение протеиназ, разрушающих хрящ, в последующем замещающийся соединительной тканью с развитием фиброза. Анализ 159 случаев РПХ показал [2], что заболевание имеет рецидивирующей течение. Чаще всего первыми поражаются ушные раковины и/или развивается полиартрит. В последующем у каждого второго больного вовлекаются хрящи воздухоносных путей, что проявляется болями в горле, диспноэ, дисфагией, стридорозным дыханием. В 10-20% случаев причиной смерти является поражение легких и реже – поражения клапанов сердца. Описаны единичные случаи вовлечения в патологический процесс периферической нервной системы [4]. В 30% случаев другие нозологические формы аутоиммунных заболеваний предшествуют развитию рецидивирующего полихондрита. Диагноз заболевания выставляется с учетом клинико-лабораторных данных по диагностическим критериям, разработанным Мак-Адамом в 1976г. [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецидивирующий полихондрит»

УДК 9499

СОВЕТСКО-ИНДИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НАКАНУНЕ И ВО ВРЕМЯ РАЗДЕЛА БРИТАНСКОЙ ИНДИИ (ПО АРХИВНЫМ МАТЕРИАЛАМ)1

© Лариса Александровна ЧЕРЕШНЕВА

Липецкий государственный педагогический университет, г. Липецк, Российская Федерация, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой всеобщей истории, e-mail: chara.62@mail.ru

На основе материалов Архива внешней политики Российской Федерации и официальных опубликованных документов автор исследует проблему советско-индийских отношений накануне и во время раздела Британской Индии, цели и содержание этого сотрудничества.

Ключевые слова: Южная Азия; раздел Британской Индии; СССР; дипломатия; посольство; международное сотрудничество.

После Второй мировой войны, на волне общего полевения общественного мнения под влиянием возросшего авторитета Советского Союза, на фоне всплеска национальноосвободительных движений в странах Востока, в одной из крупнейших колониальных империй - Британском Содружестве наций -началась подготовка к передаче власти Индии. В 1946 г. в этой, еще зависимой стране было сформировано Временное правительство во главе с Джавахарлалом Неру, который представлял политическую организацию Индийский национальный конгресс (ИНК), более чем полвека возглавлявшую антиимпериалистическую борьбу индийского народа. Эта победа была, безусловно, крупным успехом ИНК, если взять во внимание тот факт, что с 1942 по 1945 гг. конгрессисты находились в тюрьмах, обвиненные английской колониальной администрацией в подрыве обороноспособности Индии, профашистской пропаганде и подготовке бунта, т. н. «Августовской революции» 1942 г., при отягчающих обстоятельствах угрозы японского вторжения в Индостан.

Изо всех возможных вариантов конституционного переустройства к весне 1947 г. Временному правительству пришлось остановиться на единственно реальном, как тогда казалось, плане раздела страны на два государства: Индийский Союз и Пакистан. Согласно плану вице-короля Маунтбэттена, подготовка к расчленению Индии по религи-

1 Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 13-01-00184.

озному признаку должна была завершиться к 15 августа 1947 г., и в этот день предполагалось осуществить официальную церемонию передачи власти.

Как реагировало советское руководство на политические процессы, происходившие в Индии? Входила ли эта страна древней цивилизации в сферу стратегических интересов СССР? Оказывала ли Москва какую-либо помощь освободительному движению индийского народа? Каковым было отношение к Временному правительству Неру, а после раздела - к первому кабинету министров Индийского Союза?

При написании статьи мы обратились к материалам Архива внешней политики Министерства иностранных дел России, в частности к фондам Отдела Юго-Восточной Азии и Секретариата министра В.М. Молотова. Ценность оригинальных источников, первых экземпляров телеграмм и писем глав государств и внешнеполитических ведомств СССР и Индийского Союза, долгое время носивших гриф «секретно», очевидна. Дипломатическая переписка позволяет составить представление о направлениях и содержании советско-индийских отношений указанного периода, в известной мере раскрыть завуалированные протокольной фразой истинные цели обеих сторон. В то же время на качестве архивной документальной базы заявленной темы не могли не сказаться длительное отсутствие советского представительства в Индии и идеологизированный характер многих отечественных материалов.

Наряду с архивными документами нами использованы опубликованные речи Джава-харлала Неру, документы правительства Индийского Союза, протоколы заседаний британского парламента, позволяющие произвести необходимую многостороннюю перепроверку исторических фактов и предельно приблизиться к осознанию научной истины [1-5].

В далеких 1920-х гг., более чем за четверть века до образования Временного правительства Индии, лидеры ИНК - многоопытный Махатма Ганди и молодой перспективный конгрессист Джавахарлал Неру - давали неоднозначные оценки общественного строя и внешней политики Советского государства. Так, Ганди решительно отвергал инсинуации англо-индийских властей насчет захватнических планов Советской России в отношении Британской Индии. В мае 1921 г. он заявлял: «Я никогда не верил и ни за что не поверю в большевистскую угрозу» [1, р. 4]. В то же время он, последовательный сторонник ненасилия, критиковал советское правительство за использование насильственных методов во внутренней политике [1, р. 4]. Неру, в первый раз посетивший СССР в 1927 г., вернулся домой, по его же словам, «полным энтузиазма почитателем молодой страны Советов, однако, при всем том, не утратившим критического похода к ней» [1, р. 4]. Спустя годы, став главой Временного правительства колониальной Индии, а впоследствии - первым премьер-министром независимого Индийского Союза, Неру сохранит это двойственное, восторженное и одновременно критическое восприятие СССР.

Что касается Советского Союза, то общеизвестно, что индийский вопрос всегда занимал значительное место в программных документах ВКП(б) и Коммунистического интернационала, т. к. национально-освободительные движения в Азии и Африке рассматривались как одна из составляющих мирового революционного процесса. Однако в годы Второй мировой войны (и непосредственно после ее окончания) интерес к событиям в Индии был невелик, что объяснялось главной причиной - СССР вел войну против фашистской Германии и милитаристской Японии (а затем приступил к решению первоочередных задач восстановления разрушенной экономики в европейской части

страны). Даже на такой беспрецедентный подъем освободительной борьбы индийцев, как широкомасштабная «Августовская революция» 1942 г., Советский Союз практически не отреагировал. Правительство СССР избегало открытого давления на британский кабинет и острой критики его колониальной политики, т. к. было связано с ним узами Соглашения о совместных действиях в войне против Германии 1941 г. Значительная часть английской сырьевой и технической помощи направлялась в СССР именно из Индии. Одно время даже велись дискуссии о направлении советского представителя в Дели для лучшей координации поставок. Иными словами, Москва рассматривала Индию как источник стратегических ресурсов.

Однако, разгромив немецкие армии на Кавказе и под Сталинградом, сорвав германский план «второго арийского нашествия на Индию», фигурировавший под названием «Ориент» [6], СССР намного эффективнее своих партнеров по антигитлеровской коалиции содействовал защите национальных интересов индийцев. Комментируя отношения правительства СССР к событиям у себя на родине, в 1944 г. Неру писал: «Невозможно сказать, что думает об Индии правительство России... Оно полностью поглощено решением задачи, как изгнать завоевателей из своей страны, и не может размышлять о вещах, не имеющих к этому прямого отношения. И все же оно привыкло смотреть далеко вперед и не сумеет всегда игнорировать Индию, примыкающую к границам СССР в Азии» [2, р. 492]. Дальнейшие события вскоре подтвердили это основанное на здравом смысле и политическом расчете суждение Неру.

В июле 1946 г., после того как Неру, вышедший на свободу и занявший свое место на политической арене страны, был избран председателем Конгресса, колониальная администрация Индии предложила ему взять на себя формирование Временного правительства. Это правительство должно было функционировать как Исполнительный совет при вице-короле и нести ответственность перед английским парламентом. В состав правительства предполагалось ввести представителей всех крупных политических партий и организаций Индии. К августу 1946 г. поставленная задача была выполнена.

7 сентября 1946 г. Неру выступил с декларацией о внешней политике Временного индийского правительства. Он подчеркнул, что «учреждение этого правительства стало краеугольным камнем будущей полной независимости Индии» [3, р. 1]. Он выразил надежду, что, невзирая на насыщенную конфликтами историю Индии, его родина установит дружеские связи и станет плодотворно сотрудничать с Великобританией и всеми членами Британского Содружества наций» [3, р. 3]. В лице Неру Временное правительство заявило о своем нейтралитете и невхож-дении в военные блоки. Говоря об СССР, индийский лидер признал, что «Советский Союз, наряду с США, является великой державой современности», которая несет ответственность за все происходящее в мире. Неру приветствовал СССР как «великого азиатского соседа Индии» и высказался за совместное разрешение в будущем «общих задач»

[3, р. 1].

Как были установлены дипломатические отношения между СССР и Индией? Согласно архивным данным, 27 сентября 1946 г. через индийскую делегацию на мирной конференции в Париже В.М. Молотовым было получено письмо Неру, в котором выражалось желание Временного правительства Индии установить дружественные отношения с Советским Союзом и обменяться дипломатическими представителями [7, л. 3]. 28 сентября личный представитель Неру Кришна Менон в беседе с Молотовым предложил ему начать переговоры по установлению отношений, которые, по его мнению, должны были состояться в Москве во второй половине ноября 1946 г. [7, л. 1].

В своем письме на имя Неру от 2 октября Молотов сообщил о готовности советского правительства развивать дружественные связи с Индией [7, л. 4]. 12 ноября, при обсуждении этого вопроса в Законодательном собрании, Неру заявил: «Переговоры с Молотовым - очень дружественные, и он выразил желание обменяться дипломатическими представителями» [7, л. 6]. Это заявление главы правительства было встречено бурными аплодисментами.

В декабре 1946 г. Кришна Менон был принят советским послом в Нью-Йорке Н.В. Новиковым и обсудил с ним вопрос о возможности приезда в Москву Джавахарла-

ла Неру с целью установления личного контакта с руководителями Советского правительства. Менон дал понять, что речь может идти «о серьезных политических соглашениях», указав при этом, что подобную поездку Неру «лучше организовать после установления дипломатических отношений», и неожиданно заметил, что оно будет оформлено «вскоре в Лондоне, по-видимому, через него, Менона» [7, л. 6].

В Москве так объясняли это резкое изменение тактики переговоров индийской стороны: «Индусы под прямым нажимом, или же опасаясь англичан, а возможно, и по каким-либо другим соображениям, решили прозондировать наше мнение о возможности ведения переговоров не в Москве, а в Лондоне» [7, л. 6]. В.М. Молотов был почти убежден, что решение о поездке Неру в Москву было принято индийцами «в качестве прикрытия этого нового предложения».

7 января 1947 г. в Дели состоялась торжественная встреча участников Всеиндий-ского научного конгресса с советской делегацией. Приветствуя ученых из СССР, Неру вновь выразил надежду на скорейшее установление межгосударственных отношений, а в беседе с корреспондентом ТАСС П.В. Гладышевым заявил, что «Индийское правительство желает, чтобы этот процесс прошел как можно быстрее, и принимает в этом направлении все необходимые меры... но не все зависит только от индийцев». Неру высказался за то, чтобы были сделаны «такие же шаги... и с другой стороны, и к лету советское представительство уже было бы в Индии». Осведомленный о желании Неру добиться ответных шагов советского правительства В.М. Молотов заключил, что в Индии открыто дают понять: «ответ остается за нами» [7, л. 2].

Характерно, что к концу зимы 1947 г. Индия уже установила дипломатические отношения и обменялась представителями в ранге послов с США (октябрь 1946 г.), с Китаем (соглашение об установлении дипломатических отношений было достигнуто еще в феврале 1943 г., а в ранг посольства представительства были взаимно возведены в 1946 г.), с Францией (в феврале 1947 г.). Кроме того, по сообщениям в прессе, Кришна Менон, назначенный официальным представителем Индийского правительства в Лондоне с де-

кабря 1946 г., приступил к серии переговоров об установлении отношений с рядом европейских стран: в январе 1947 г. - с Бельгией в Брюсселе; в феврале - со Швецией в Стокгольме. Он также был намерен начать подобную работу в отношении Польши, Чехословакии, Швейцарии, Ирана [7, л. 7]. То обстоятельство, что Индия не пережила периода дипломатической изоляции, бесспорно, способствовало активизации ее внешней политики.

Видимо, намереваясь любыми средствами подтолкнуть Москву к более активным действиям по подготовке договоренности с Дели, в феврале 1947 г. посол Индии в США Асаф Али заявил: «Индия протянула руку дружбы Великобритании, США, России и всем странам мира. Те государства, которые признают нынешнюю роль Индии в мире, должны пожать протянутую ею руку» [7, л. 6].

В СССР понимали, что нетерпение Неру обусловлено внутри- и внешнеполитической конъюнктурой, и что при всей своей активности он как глава Временного правительства в поисках ориентации, проявляет известную осторожность. Какими же мотивами руководствовалось советское внешнеполитическое ведомство, очевидно давая ему понять о своих видах на сотрудничество, но в то же время не торопясь с окончательным ответом?

Учитывая особенность и своеобразие международной роли Индии, равно как и ее положение в Азии и системе колониальных стран, а также полагая, что установление дипломатических отношений могло бы оказать положительное влияние на укрепление позиций «демократических элементов» в Индии, Москва сочла целесообразным не откладывать чрезмерно этот вопрос и решить его положительно. Послу СССР в Лондоне Г.Н. Зарубину было поручено дать Кришна Менону «надлежащий ответ» [7, л. 7-8].

13 апреля 1947 г. Советским Союзом и Индией было принято принципиальное решение об обмене представительствами [7, л. 7]. 25 апреля Совет Министров СССР постановил разрешить МИД открыть посольство Советского Союза в Дели. В свою очередь, началась подготовка к открытию индийского посольства в Москве. Первый секретарь Посольства Н. Каул в телеграмме от 5 августа 1947 г., направленной в Протокольный отдел МИД СССР, запросил «помещение из 11-ти

комнат, 2 машины «Паккард» или ЗИС сроком на месяц, пока не прибудет их транспорт» [7, л. 8].

Первым послом Индии в Советском Союзе стала сестра Джавахарлала Неру Виджайя Лакшми Пандит. 8 августа на приеме у А.Я. Вышинского Пандит подняла вопрос о том, когда будет проведена церемония вручения верительных грамот, выразив при этом пожелание, чтобы это имело место до 15 августа. Пандит пояснила, что «в этот день англичане передают государственную власть индусам и это будет широко отмечаться в Индии. В этой связи она хотела бы встретить День независимости аккредитованным послом» [8, л. 1]. Вышинский обещал ей изыскать такую возможность, и просьба Пандит была удовлетворена.

14 августа 1947 г., когда оставались считанные часы до начала грандиозной для каждого индийца церемонии передачи власти от британской колониальной администрации к первому национальному кабинету Индийского Союза, Лакшми Пандит от имени своей страны обратилась к советскому народу. В послании, которое через день было опубликовано в «Правде», она декларировала основные принципы внешнеполитического курса Неру и подчеркнула значимость завершения Британского владычества на полуострове Индостан.

«Сегодня Индия пробуждается после периода бездеятельности и перед ней стоит гигантская задача мобилизации ее ресурсов и строительства национальной жизни с тем, чтобы она смогла занять принадлежащее ей по праву место среди свободолюбивых наций мира и содействовать разрешению тех проблем, которые угрожают миру и прогрессу человечества...». Касаясь вопроса о советско-индийских отношениях, Пандит подчеркнула: «Мы чувствуем особую связь с СССР, поскольку и Индия, и Россия проявили способность объединить и гармонично сочетать различные расы и цивилизации... Я горда тем, что могу передать это послание от свободной Индии Советскому Союзу» [9, л. 1-2].

15 августа 1947 г. День независимости Индии состоялся, что внесло коренные изменения в государственно-правовой статус страны. Однако принципы мира и позитивного нейтралитета, заявленные Неру (который теперь одновременно исполнял обязан-

ности главы правительства, министров иностранных дел и обороны), получили дальнейшее развитие. По случаю Дня независимости в индийском посольстве в Москве была проведена пресс-конференция. Отметив значение свершившейся у нее на родине процедуры провозглашения нового государства - Индийского Союза, Лакшми Пандит отметила: «С сегодняшнего дня нашим лозунгом должно быть действие, а не разговоры. Будем брать пример со страны, гостеприимством которой мы пользуемся. Когда Ленин, великий вождь русского народа, обратился к народу со своим первым после революции посланием, он сказал, что время разговоров прошло - наступило время действия» [10, л. 1].

17 августа от имени Совета Министров СССР В.М. Молотов направил телеграмму Неру по случаю национального праздника Индии - Дня независимости. В ответной телеграмме Неру подчеркнул: «Мы всегда будем гордиться этим днем и будем искренни и стойки в нашем стремлении посвятить свободу социальному и экономическому прогрессу нашего народа и содействию делу мира и справедливости во всем мире. В осуществлении наших международных целей мы надеемся на сотрудничество правительства и народов СССР» [10, л. 2].

В ноябре 1947 г. первый состав советского посольства в Индии был подготовлен к отъезду в Дели. В этой связи член Коллегии МИД СССР К.В. Новиков сообщил Молотову, что «считал бы целесообразным отправить основной состав посольства через Иран -Ирак - Пакистан на самолетах Главного Управления гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ), для чего потребуются 3-4 самолета» [11]. В телеграмме Новикову и. о. начальника ГУ ГВФ маршал авиации С.Ф. Жаворонков докладывал: «Выделен самолет С-47 № 1059. Маршрут: туда - Москва - Сталинград - Баку - Тегеран - Басра - Мухаррак -Шарджа - Карачи - Дели; обратно - Дели -Кабул - Ташкент - Актюбинск - Куйбышев -Москва... Вылет - 30 ноября с. г. в 7.00 по московскому времени. О двух дополнительных самолетах сообщу дополнительно» [12, л. 3-4]. Одновременно Отдел Юго-Восточной Азии МИД СССР дал директиву директору Московского академического Института востоковедения С. П. Котлярову отпустить

из фондов института для нужд посольства СССР в Индии книги: Баранников А.П. «Учебник хиндустани» (7 экз.), «Словарь урду - русский» (6 экз.), Москалев С.Э. «Словарь русский - урду» (6 экз.), Датт «Учебник хиндустани» (8 экз.) [13, л. 1-2]. Обмен представительствами на уровне посольств придал дополнительный импульс развитию советско-индийских отношений.

Основными направлениями сотрудничества между СССР и Индией в 1946-1947 гг. стало: экономическое, политическое и сотрудничество в сфере культуры и науки.

Экономическое сотрудничество между двумя странами началось задолго до раздела Индии. Невзирая на то, что колониальный статус длительное время препятствовал Индии напрямую контактировать с Советским Союзом, после образования Временного правительства такие возможности были найдены. В крайне сложных условиях 1946 г. (голод в ряде районов, межобщинные волнения) правительство Неру через Британское посольство в Москве запросило МИД СССР о перспективах предоставления образцов семян риса. В ответ 1 февраля 1947 г. была направлена нота МИД с приложенными списками семян для пересылки их в Соединенное королевство вместе с 6 кг рисовых семян для индийского отдела МИД [14].

В ноябре 1947 г. в связи с обращением посла Пандит к советскому правительству с просьбой о продаже зерна Индии были подготовлены два варианта ответа индийцам. Разница между ними заключалась в том, что в первом из них упоминалось о постигшей СССР засухе 1946 г., а во втором такого упоминания не было. В итоге индийской стороне было сообщено, что «в связи с засухой 1946 г., как известно, имевшей место в ряде районов Советского Союза, не представляется в настоящее время возможным рассмотреть положительно вопрос о продаже зерна Индии до выяснения окончательных результатов урожая и сбора зерновых в Сибири, т. е. до конца текущего года» [15, л. 1-2].

Однако уже 30 марта 1948 г., беседуя с Лакшми Пандит, В.М. Молотов заявил, что «теперь хотел бы дать окончательный ответ правительства». Он констатировал, что Советский Союз согласен продать Индии 50 тыс . т пшеницы , и покупаемое зерно можно будет компенсировать чаем, шелком и

другими товарами, а также частично возместить СКВ (свободно конвертируемая валюта. - Л. Ч). Пандит от имени своего государства подчеркнула, что «продажа зерна - еще одно звено, связывающее наши страны» [15, л. 56]. В июле 1948 г. переговоры о поставке в Индию пшеницы в обмен на чай закончились подписанием соглашения между Экспорт-хлебом и Министерством продовольствия Индии, согласно которому СССР обязался отправить в августе-сентябре 50 тыс. т пшеницы в обмен на 5 тыс. т чая, отгрузить товар в черноморские порты [16, л. 1].

В политической сфере контакты СССР и Индии были не менее интенсивными. В феврале 1947 г., выдерживая официальный курс ВКП(б) и советского правительства на солидарность с колониальными и зависимыми народами в их борьбе с империализмом, советская делегация в Организации Объединенных Наций активно поддержала индийских представителей, выступивших с трибуны Генеральной Ассамблеи против расовой дискриминации индийского меньшинства в Южной Африке. 5 февраля в Москву пришло письмо Неру, который выразил благодарность правительства и народа Индии советскому руководству. Неру подчеркнул, что «принятое Генеральной Ассамблеей решение (о гарантиях прав индийцев в Южно-Африканском Союзе. - Л. Ч) укрепило веру Индии в ООН как сообщество свободолюбивых народов» [17, л. 2].

Весной 1947 г. СССР принял участие в Межазиатской конференции, которая состоялась 23 марта - 2 апреля в Дели. Инициаторами проведения этого международного форума стали руководители ИНК Неру и Са-роджини Найду. Состав участников конференции оказался весьма представительным: 32 страны Азии, в т. ч. советские азиатские республики. Выступая на открытии конференции, Неру заявил, что она ни в коей мере «не направлена против стран Европы... так как борьба азиатских народов за свободу, независимость и демократию одновременно означает поддержку этих устремлений и европейских стран» [18, л. 120-122].

Работа конференции велась по 5 секциям, где обсуждались проблемы расовой дискриминации и иммиграции, перехода от колониальной экономики к национальной, об освободительном движении в Азии, а также

вопросы культуры. 1 апреля 1947 г. на конференцию прибыл Ганди. Обращаясь к собравшимся, он еще раз подчеркнул, что Делийский форум - «не поход против Европы», но выразил надежду на скорое осознание человечеством того, что «азиатская мудрость легла в основу культурного развития всего мира, и что на Азию не следует смотреть в европейских очках». По мнению Ганди, «победа над духом Запада есть победа над миром насилия» [18, л. 133-134].

Советская делегация докладывала о развитии азиатских республик, о положении женщин в СССР, не выходя при этом за рамки официальной статистики и прочей общедоступной информации. По возвращении на родину индийские сувениры и памятные подарки советским участникам конференции были описаны и сданы государству, в частности в Музей востоковедения [18, л. 133134].

В сфере культуры, науки и образования, помимо встреч российских и индийских ученых зимой 1947 г. в Дели, наметилась тенденция к организации приема индийских абитуриентов в вузы СССР. В Министерство высшего образования стали поступать соответствующие многочисленные запросы от отдельных лиц и молодежных организаций Индии [19, л. 34]. В связи с этим Иностранный отдел Министерства обратился в МИД за консультацией и разрешением на подобного рода контакты.

В письме от 18 июля 1947 г. говорилось, что получено много запросов от индийцев о возможности продолжения образования в высших учебных заведениях СССР, визита с целью ознакомления со страной. «В частности, - указывалось в документе, - такой запрос имеется от Федерации Обществ индийских студентов за границей, переданный нам через академиков, недавно посетивших Индию». Министерство высшего образования просило сообщить «соображения и вообще точку зрения МИД СССР, в каких пределах возможны в настоящее время тесные и широкие культурные взаимоотношения с Индией» [19, л. 34]. Советское правительство предоставило возможность индийцам обучаться в вузах страны, заложив тем самым достаточно прочную традицию культурного сотрудничества в последующие годы.

Таким образом, установление и развитие советско-индийских отношений накануне и в ходе раздела Британской Индии объективно отвечало интересам обеих стран, шло достаточно быстрыми темпами и, невзирая на принципиальное различие моделей их общественного развития, содействовало стабильности в Южной Азии.

1. Indo-Soviet Relations 1947-77 / ed. by V.B. Singh. New Delhi, 1978.

2. Nehru J. Discovery of India. New Delhi, 1988.

3. Nehru J. India’s Foreign Policy. Selected Speeches, September 1946 - April 1961. Delhi, 1961.

4. Great Britain. Parliamentary Debates. House of Commons. L., 1946. Vol. 420.

5. Constitutional Relations between Britain and India. The Transfer of Power, 1942-7. L., 1983. Vol. 12.

6. Вестфаль З., Крейпе Б., Блюментрит Г., Байерлейн Ф., Цейтцлер К., Циммерман Б., Мантейфель X Роковые решения М., 1958.

7. Архив внешней политики МИД Российской Федерации (АВП РФ). Ф. 06. Секретариат министра В.М. Молотова. Ф. 06. Оп. 9. Д. 768.

8. АВП РФ. Фонд Отдела Юго-Восточной Азии (Ф. ОЮВА). Оп. 1а. П. 1. Д. 072-инд.

9. АВП РФ. Ф. ОЮВА. Оп. 1а. П. 3. Д. 130-ин.

10. АВП РФ. Ф. 06. П. 52. Д. 770.

11. Правда. 1947. 16 авг.

12. АВП РФ. Ф. ОЮВА. Оп. 1а. Д. 4.

13. АВП РФ. Ф. ОЮВА. Оп. 1а. П. 19. Д. 17.

14. АВП РФ. Ф. ОЮВА. Оп. 1а. П. 1а. Д. 9. Л. 1-6.

15. АВП РФ. Ф. ОЮВА. Оп. 1а. Пор. 8. П. 1а.

Д. 211.

16. АВП РФ. Ф. 06. Оп. 10. П. 47. Д. 640.

17. АВП РФ. Ф. 06. Оп. 9. П. 52. Д. 764.

18. АВП РФ. Ф. ОЮВА. Оп. 1а. Д. 821. П. 1а.

Д. 14.

19. АВП РФ. Ф. ОЮВА. Оп. 1а. Пор. 15. П. 1а. Д. 830.

Поступила в редакцию 17.03.2013 г.

UDC 9499

SOVIET-INDIAN RELATIONS BEFORE AND DURING PARTITION OF BRITISH INDIA (ON THE BASIS OF THE ARCHIVES MATERI-ALS)

Larisa Aleksandrovna CHERESHNEVA, Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk, Russian Federation, Doctor of History, Professor, Head of General History Department, e-mail: chara.62@mail.ru

On the basis of the materials from the Archives of Foreign Policy of Russian Federation and official documents the author researches the problem of Soviet-Indian relations before and during the partition of British India, the aims and contents of that cooperation.

Key words: South Asia; partition of British India; USSR; diplomacy; embassy; international coopera-tion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.