Научная статья на тему 'Ручные нарты русских (в контексте взаимосвязей с транспортными культурами народов Европейского Севера и Сибири)'

Ручные нарты русских (в контексте взаимосвязей с транспортными культурами народов Европейского Севера и Сибири) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
331
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васильев Михаил Иванович

На основании этнографических, исторических и археологических источников автор приходит к выводу, что русские внесли в заимствованную у финно-угорских народов ручную нарту «западно­сибирского» типа ряд конструктивных особенностей, присущих «восточно-европейским» саням.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The manual sledge of Russians (in the context of correlations with transport cultures of the peoples of European North and Siberia

On the basis of ethnographical, historical and archaeological sources the author comes to the con­clusion that Russians added a number of constructive features of the «East-European» sledge to a borrowed from Finnish peoples manual sledge of the «West-Siberian» type.

Текст научной работы на тему «Ручные нарты русских (в контексте взаимосвязей с транспортными культурами народов Европейского Севера и Сибири)»

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 2 2007 Вып. 4

М. И. Васильев

РУЧНЫЕ НАРТЫ РУССКИХ (в контексте взаимосвязей с транспортными культурами народов Европейского Севера и Сибири)

Одним из важных транспортных средств русских северо-востока Восточной Европы1 и Сибири были ручные сани для перевозки добычи и провианта, т. н. «нарты». Однако до сих пор они рассматривались в контексте общей характеристики транспортных средств и не были предметом специального изучения2. Вероятно, одной из важных причин этого является утвердившийся в науке тезис о полном заимствовании русскими нарты у финно-угров3. Он выглядит достаточно убедительно, если принять во внимание земледельческо-скотоводческую направленность хозяйства восточных славян в конце I тыс. н. э. при расселении их на севере и охотничье-рыболовецкое хозяйство, с которым связано возникновение нарты, характерное для многих проживавших здесь финно-угорских групп. Восполнение в какой-то мере данного пробела является целью настоящей работы, в которой рассматриваются некоторые проблемы, связанные с историей развития этого транспортного средства у русских.

Каким образом выглядела ручная нарта русских? Материалы по ручным нартам XIX-XX вв. дают следующую картину, Наибольшее распространение в северной части Европейской России и Сибири в середине ХК-ХХ вв. получили легкие охотничьи, реже—рыболовецкие нарты («чуны», «чунки», «нарты»)4. Как правило, это были двух- и трехпарокопыльные сани длиной 1,6-2,5 м (реже 3 м) при ширине хода 33-44 см5. Грузоподъемность такой нарты составляла от 2 до 7 пудов (обычно охотник вез 4-5 пудов груза)6.

При продолжительной охоте использовались более длинные трех- и четырехпа-рокопыльные нарты длиной 3,5-4,2 м. На такой нарте перевозили до 7-12 пудов груза7. Несмотря на разницу в длине, ширина нарт оставалась одинаковой и составляла от 33 до 40 см, что было связано с подгонкой ширины саней под колею лыжника, тянувшего нарту. Ширина полозьев нарт составляла от 4,5-6 до 10 см, толщина—1-2 см. Высота загиба полозьев равнялась 15-22 см, угол загиба—около 30-40°. В местах постановки копыльев нередко имелись специальные площадки высотой ок. 1,5-2 см, в которых закреплялись копылья. На некоторых полозьях утолщений не было, и копылья дополнительно закреплялись растяжками. Копылья нарт имели невысокую лопасть (длиной 8-14 см) с шипом, переходящую в более длинную (15-28 см) и узкую верхнюю часть.

Копылья попарно соединялись прутьями-«вязками», огибавшими копылья. В отдельных местах зафиксирован пазовый способ крепления «вязков» и копыльев ■—при помощи вязьев-брусьев. К примеру, такой способ зафиксирован автором у русских с. Несь Ненецкого автономного округа. Как показывают материалы, он был заимствован у местных ненцев8. К верхним концам копыльев привязывались прутья-нащепы, передние концы которых крепились или входили в отверстия головок полозьев. В передней части санок располагался дугообразный прут-«баран», который привязывался к передним копыльям и головкам полозьев. К середине дуги и первому вязу крепилась лямка потяга9. В ряде мест «баран» отсутствовал и головки полозьев связывал черемуховый вяз10. На ко пыльные вязы укладывался дощатый или прутяной настил, заканчивающийся у первой пары копыльев. Борта представляли собой веревочное переплетение

© М. И. Васильев, 2007

или конструкцию из перевитых бечевками прутьев. Для управления охотничьими санками, а также во избежание накатывания их на охотника при спусках с гор к переднему копылу и оголовку нарты привязывалась тонкая оглобля длиной около 2,5-3-х метров11.

При сравнении ручной нарты русских с санями соседних народов этого времени, обнаруживается близкое сходство с т. н. «западно-сибирским» типом ручной охотничьей нарты, распространенной у коми, северных и восточных хантов, северных манси, шорцев, северных алтайцев, хакасов, кетов, нарымских селькупов12. Это обстоятельство позволяет говорить об обоснованности гипотезы о заимствовании северными русскими нарты у аборигенного охотничье-рыболовецкого населения Восточной Европы и Сибири.

В то же время, как показывают материалы, ручные нарты русских отличаются рядом особенностей. Так, в Саянах охотники-промысловики использовали два типа нарт—«русскую» и «татарскую», которые различались параметрами. «Русская» имела длину 5 аршин (3,5 м) при ширине 8 вершков (35 см), в то время как «татарская»—только 3 аршина (2,2 м) при ширине 10 вершков (44 см). Даже такая незначительная разница в ширине нарты была очень важна При ходьбе с татарской нартой лыжник вынужден расставлять лыжи более широко. Правда, она была более устойчива, чем русская13.

Вероятно, меньшая ширина русской нартц обусловлена меньшей шириной русских лыж по сравнению с местными типами: связанные с этим лучшие скоростные качества русских лыж нередко отмечаются исследователями14. Что касается большей длины, то возможной причиной этого являются более длительные сроки охоты русских промысловиков по сравнению с местными жителями. Помимо русских, удлиненные ручные нарты (до 5 м) использовали коми-охотники15.

Отсутствие длинных ручных нарт у большинства древних пользователей ручной нарты западно-сибирского типа, а также в археологических материалах Мангазеи и севера Восточной Сибири ХУ1-ХУП вв.16 свидетельствует о достаточно позднем и, возможно, русском происхождении такого варианта нарты. Последнее можно аргументировать тем, что в отличие от аборигенного населения, сохранявшего привычный быт и комплексное охотничье-рыболовецкое хозяйство, русские охотники-промысловики вели узконаправленную деятельность и нередко были оторваны от семей, из-за чего могли надолго уходить на промысел зверя Самые ранние свидетельства использования промышленниками ручной нарты длиной около двух сажен (4,3 м) относятся к XVIII в. Любопытно, что они имеют сибирское происхождение. Русские промышленники использовали такую нарту на витимском соболином промысле17. По сведениям И, Лепехина, сходные нарты употреблялись вогулами в Западной Сибири18. Вероятно, четырехметровая нарта могла появиться не ранее конца XVII—начала XVIII вв. в связи с уменьшением численности пушного зверя (прежде всего соболя) вблизи населенных пунктов вследствие массового добывания его промысловиками.

Далее, различия отмечались в конструкции копыльев, вязьев и способах соединения их друг с другом. У русских в качестве вязков обычно выступают прутья, которые огибают копылья, в то время как у соседних народов—вязья-бруски с шипом и копылья с отверстиями для них. Ареал распространения пазового крепления вязьев и копыльев в XIX-XX вв. охватывает практически всю Сибирь (за исключением северо-востока, где употребляется мягкое крепление этих частей), тундровую и лесотундровую зону Европейского Севера19. Район, в котором были распространены вязья, огибающие полозья20, совпадает с ареалом восточно-европейского типа саней (или саней со стуженем), т. е. соотносится с населением лесной и лесостепной зоны Восточной Европы, и, прежде всего, с русскими21.

Правда, повсеместное доминирование этих деталей в русских нартах ограничивается этнографическим периодом. В более ранние эпохи лопатообразные копылья и огибающие их вязья-прутья фиксируются главным образом в Европейской России, Причем,

*

в северо-западном регионе данные особенности конструкции являются единственными: это древнейшие находки ручных нарт конца I тыс. н. э. из Старой Ладоги22 и материалы по саням средневекового Новгорода, которые представлены исключительно лопатообразными копыльями (чаще с сучком) и вязьями-прутьями23. Более того, употребление архаического типа копыльев с сучком-вязом местами сохранялось до недавнего времени только в пределах указанного региона и западных пограничных областях24. На северо-востоке Восточной Европы в I тыс, н. э. зафиксированы оба типа копыльев и вязьев25.

Археологические и исторические материалы по ручным нартам русских промышленников Сибири ХУ1-ХУШ вв. свидетельствуют о преобладании там брускового типа копыльев и вязьев и пазового соединения. Таковыми, в частности, были ручные нарты в Мангазее26 и в бассейне р. Витим в Восточной Сибири27. Помимо свидетельства о заимствовании этих элементов русскими промышленниками у аборигенного населения, о чем говорили О. В. Овсянников и В. Ф. Старков28, данные факты указывают на неизменность основных конструктивных узлов полозного транспорта в Сибири на протяжении длительного периода. Промежуточное положение между различными типами нарт занимают остатки нарт русских промышленников XVII в. на озере Фаддея и на Берегу залива Симса. Копылья в одном случае соединены здесь вязом-бруском, в другой находке, вероятно, использовались вязья-прутья29. Таким образом, эти нарты имели черты как сибирских, так и «восточно-европейских» саней.

Еще одно доказательство восточно-европейского происхождения санных вязьев представляет гипотеза А, О. Вийреса. Исследователь не считает гнутые вязья древним явлением и приводит в качестве аргументов широкое распространение брусков-вязьев на территории Прибалтики, Северного Казахстана, Сибири, а также данные лингвистики30, По его мнению, это связано «с бытованием некогда в восточно-европейских санях поперечных перекладин, которые позднее заменились вязьями»31. Поскольку в древнейших из обнаруженных в Новгороде находках саней «восточно-европейского» типа конца I тыс, н, э. уже используются вязья-прутья, вероятно, последний вывод ученого следует трактовать как указание на то, что в качестве предшественника восточноевропейских саней выступают сани с перекладинами-вязьями32.

Кроме того, наличие в прибалтийско-финских языках терминов, свидетельствующих о предшествовании вязьев-брусьев гнутым вязкам, говорит в пользу несомненного славянского участия в данном культурном изобретении. Археологические находки на Европейском Северо-Востоке лопатообразных копыльев с сучком-вязом III-VI вв. н. э.33 позволяют включить в число участников этого процесса и часть проживавших в регионе финноязычных групп34.

Подводя общий итог сказанному, укажем, что русские при освоении Севера и Сибири активно использовали охотничьи сани и технологии уральских народов. Заимствованными чертами являются малокопыльность (двухпарокопыльные сани), легкость конструкции и облик нарты (лыжеобразные полозья, низкая посадка, вытяну-тость и небольшая ширина). Данные особенности во многом сохранились до настоящего времени. Сходство с ручной охотничьей нартой, используемой рядом европейских и сибирских народов, стало основанием для появления гипотезы о полном заимствовании русскими ручной нарты у аборигенного населения.

В то же время нарты русских имели ряд отличительных черт, которые тесным образом связаны с конструкцией саней «восточноевропейского» типа. К ним относятся иная конструкция копыльев, вязьев и иные способы их скрепления друг с другом (лопатообразные копылья с сучком-вязом, гнутые вязья и непазовый тип соединения), а также увеличение количества копыльев (не менее трех пар). В Европейской части

России они присутствуют с момента возникновения «восточноевропейских» саней, или саней со стуженем, в Сибири широко распространяются в Х1Х-ХХ вв.

1 В северо-западной части региона использовалась главным образом однополозная волокуша-кережа. Об этом см.: Васильев М. И. К проблеме происхождения нарты-кережи саамов//Вестник Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. Серия Гуманитарные науки: философия, культурология, правоведение. 1999. № 12. С. 44-49.

2 См., например: Рождественская С.Б. Средства передвижения//Народы Европейской части СССР/Под ред. В. А. Александрова и др.: В 2 т. М., 1964. Т. 1. С. 360-370; Бежкович А. С. Средства передвижения и упряжь в крестьянском хозяйстве II Бежкович А. С., Жегалова С. К., Лебедева А. А., Просвиркина С. К. Хозяйство и быт русских крестьян: Памятники материальной культуры. Определитель. М.: Советская Россия, 1959. С. 199-235; Тамилов H.A. О средствах передвижения русского населения Нижнего Притомья // Этнокультурная история населения Западной Сибири. Томск, 1978. С. 135-140; Марасинова Л. М. Пути и средства сообщения // Очерки русской культуры XVIII века: В 2 ч. М., 1985. Ч. 1. С. 257-284; Овсянников О. В., Старков В. Ф. Сухопутные транспортные средства // Белов М. И., Овсянников О. В., Старков В. Ф. Мангазея. Материальная культура русских полярных мореходов и землепроходцев XVI-XVII вв.: В 2 ч. М., 1981. Ч. П. С. 61-73.

3 Рождественская С. Б. Указ, соч. С. 364.

4 В XVII-XVIII вв. ручные нарты для перевозки рыбы имели более широкое распространение. См„ например: Житие Аввакума и другие его сочинения / Сост., вступ. ст. и коммент. А. Н. Робинсона. М, 1991. С. 76-77; Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки: В 2 т. СПб.; Петропавловск-Камчатский, 1994. Т. 1. С. 243-244.

5 Взгляд на промыслы, производимые посредством огнестрельного оружия в Архангельской губернии//Сын отечества, СПб., 1852. Кн. VI. С. 14, 19; БунаковН. Ф. Сельско-хозяйственный очерк Вологодской губернии//ВГВ. 1858. № 24. С. 212; Потанин Г. Этнографические заметки на пути от г. Никольска до г. Тотьмы//ЖС. 1899. № 2. С. 227; ТомиловС. Охота в Карпогорском районе //Природа и люди Севера. Сборник № 1. Архангельск, 1927. С. 17-18; Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. 4.1. Приангарье. Новосибирск, 1971. С. 44. Рис. 6 д; Тамилов H.A. Указ. соч. С, 131; Фонды РЭМ № 4050-102; Фонды ГИМ, № 95300/К-5940; Полевые материалы автора из Пинежского района Архангельской области и с. Несь Ненецкого национального округа, 1983 г.

6 Соловьев Д. К., Белоусов В. И. Охотничий инвентарь, жилища в тайге и пр. //Саянский про-мыслово-охотничий район и соболиный промысел в нем. Пп, 1920 (1921). С. 152.

7 Бурнашев В. П. Опыт терминологического словаря сельского хозяйства, фабричности, промыслов и быта народного: В 2 т. СПб., 1844. Т. И. С. 429; Попов И. Взгляд на геологическое состояние села Вотчи в сельскохозяйственном отношении//ВГВ. 1858. № 4. Часть неоф. С. 33; Соловьев Д.К., Белоусов В.И. Указ. соч. С. 151; Архив РГО. Р. 1. Оп. 1. № 101. Л. 156.

8 Полевые материалы автора, 1983 г.

9 Бурнашев В. П. Указ. соч. С. 429; Тамилов H.A. Указ. соч. С. 131; Фонды РЭМ № 4050-101; Архив автора, 1983.

10 Соловьев Д. К., Белоусов В. И. Указ. соч. С, 152; Тамилов H.A. Указ. соч. С. 131.

11 Бурнашев В. П. Указ. соч. С. 429; Соловьев Д. К, Белоусов В. И. Указ. соч. С. 152; ТомиловС. Указ. соч. С. 18.

12 Историко-этнографический атлас Сибири. М.; Л., 1961. С. 63-64; Лукина Н. В. Средства передвижения нарымских селькупов // Ученые записки ТГУ 1966. Вопросы археологии и этнографии Западной Сибири. № 60. С. 114. Рис. 2, 2\ КонаковН.Д. Коми-охотники и рыболовы во второй половине XIX—начале XX в.: Культура промыслового населения таежной зоны Европейского Северо-Востока. М., 1983. С. 70-71; КозьминВ.А. К вопросу о происхождении нартенного транспорта в западносибирском оленеводстве//Историческая этнография: традиции и современность. Л., 1983. С. 50.

13 Соловьев Д. К., Белоусов В. И. Указ. соч. С. 151.

14 См., например: Овсянников О. В., Старков В. Ф. Указ. соч. С. 67-69.

15 КонаковН.Д. Указ. соч. С. 70.

16 Мангазейские ручные нарты представляли «тип легкой, низкой, прямокопыльной нарты» длиной 1,7-1,8 м, шириной около 40 см и высотой около 35 см. Нарты имели 2 пары копыльев, а высота посадки саней составляла в среднем 13-14 см (Овсянников О. В., Старков В. Ф. Указ. соч. С. 72). По мнению Н. Д, Травина, наргы, обнаруженные на о. Фаддея и Берегу залива Симса, имели длину 260 и ширину 60-70 см (Травин Н. Д. Остатки нарт//Исторический памятник русского арктического мореплавания ХУП века. М.; Л, 1951. С. 103-104. Табл. VI, 1-6). Однако подобное предположение не имеет

под собой серьезных оснований, поскольку самый длинный фрагмент составляет всего 144,5 см и обнаруженные остатки принадлежали разным нартам. Если принять во внимание параметры поперечного сечения полозьев (4,5 и 5,5 см) и большое расстояние между копыльными пазами, что предполагает малокопыльность, то длина нарг будет составлять около 2-2,3 м. Что касается предположения Н. Д. Травина о ширине нарты, то такие размеры отсутствуют даже у самых длинных нарт XVIII-XIX вв. Вероятно, она была сходной с мангазейскими и более поздними материалами.

17 Крашенинников С. П. Указ. соч. С. 243-244.

18 Продолжение дневных записок путешествия Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1771 году. СПб., 1814. С. 25-26. Правда, в отличие от нарт русских промышленников, они имели не четыре, а три пары копыльев.

19 Историко-этнографический атпас... С. 23, 24, 60, 62, 63; Табл. I, 3, 5, 6; II, 4\ Табл. 1,7; 2, 1, 4; 12,1, 2; 13, 4\ Буров Г. Фрагменты саней с поселений Вис I (мезолит) и Вис II (I тыс. н. э.) // СА. 1981. № 2. С. 128-129. Рис. 7; КулемзинВ.М., ЛукинаН.В. Васюганско-ваховские ханш. Томск, 1977. Табл. VII, 1-5; КозьминВ.А. Указ. соч. Рис. 2, б, г, Kerstin G., Son В. Some Sledges with Handles and their Relations to the Kicksleigh //Landtransport in Europe. Copenhagen, 1973. Fig. 3, 4.

20 Фонды РЭМ, № 4050-101; ТамиповН.А. Указ, соч С. 131; Полевые материалы автора, 1983 г.

21 См., например: Васильев М. И. Сухопутные средства передвижения русских Севера Европейской России: Автореф. канд. дис. СПб., 1994. С. 9.

22 Орлов С. Н. Деревянные изделия Старой Ладоги VII-X вв. (по материалам Староладожской археологической экспедиции): Дис... канд. ист. наук. М., 1954. С. 187-192. Табл. ХХП, 6-8. Несмотря на то, что эти находки могут иметь неславянское (финно-угорское) происхождение (См., например: Корзухина Г. Ф. Этнический состав населения древнейшей Ладоги // Тезисы докладов П научной конференции по истории, экономике, языку и литературе скандинавских стран и Финляндии. М., 1965. С. 12-14), они важны для понимания истории нарт на территории Восточной Европы и Сибири. Вероятно, данный тип саней мог использоваться севернорусским населением уже в первые века своей истории, как об этом свидетельствуют письменные источники конца XV-XVI вв.

23 КолчинБ.А. Новгородские древности. Деревянные изделия. М., 1968. С. 52-53; Табл. 43, 11; Дубровин Г. Е. Водный и сухопутный транспорт средневекового Новгорода X-XV вв. По археологическим данным: В 2 т. М., 2000. Т. 1. С. 131, 139-140. Табл. 21.

24 ViiresA. Talurahva veovahendid (Baltimaade rahvapâraste pôllumajanduslike veokite ajalugu). Tallinn, 1980. Joon. 20. Foto 38; Фонды НГОМЗ, № 36655-336.

25 Буров Г. Фрагменты саней... С. 128-130; Он же. Археологические находки в старичных торфяниках бассейна Вычегды//СА. 1966. № 1. С,167-168. Рис. 9. Правда, первоначально автор ошибочно обозначил копыл с пазовым креплением вяза «киркой» (БуровГ.М. Археологические находки... С. 167-168. Рис. 9). Лишь в 1990-х гг. эта находка была правильно интерпретирована исследователем (Буров Г. М. Еще одни реконструируемые сани раннего средневековья с поселения Вис II в республике Коми // Проблема этногенеза финно-угорских народов Приуралья. Ижевск, 1992. С. 95-105.

26 Овсянников О. В., Старков В. Ф. Указ. соч. С. 70-71. Табл. 61-62.

27 Крашенинников С. П. Указ. соч. С. 243-244.

28 Овсянников О. В., Старков В. Ф. Указ. соч. С. 73.

29 Травин Н. Д. Остатки нарт//Исторический памятник русского арктического мореплавания XVII века (Археологические находки на о-ве Фаддея и на Берегу залива Симса). М.; Л., 1951. С. 103-104. Табл. VI, 1-6.

30 Единственное широко распространенное у прибалтийско-финских народов название вязов «pôikpool» (перекладина) обозначает не обязательно гнутые вязы; используемый же в северо-восточной части Эстонии термин «pack» (перекладина) обозначает брус-вяз (Вийрес А. О. Санный транспорт у эстонцев//Труды Прибалтийской объединенной комплексной экспедиции: В 2 т. М, 1959. Т. 1. С. 450-451).

31 Вийрес А. О. Указ. соч. С. 450-451.

32 Р В. Каменецкая, наоборот, выводит бруски-вязы из копыльев с сучками-вязами. Как считает исследовательница, «при длительном использовании копыльев сучки-вязы, высыхая, выпадали, а на их месте оставались круглые в сечении отверстая, в которые и забивался ...стержень-вяз» (Каменецкая Р. В. Ездовое собаководство русских старожилов полярного ареала Сибири // Этнокультурные традиции русского сельского населения XIX—начала XX в. М., 1990. Вып. 1. С. 132-133). Несмотря на кажущуюся «естественность» этого решения, оно не подтверждается фактическими данными: имеющиеся в большом количестве археологические копылья из древнерусских городов не дают нам ни одного экземпляра с выпавшим сучком-вязом.

33 БуроеГ.М. Фрагменты саней... С. 117, 128-130.

34 Там же. С. 128-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.