6. Tuan Ti-Fu. Space and place: humanistic perspective / Ti-Fu Tuan // Progress in geography.
1974. Vol. 6. - P. 11-36.
Список сокращений
РГАДА - Российский государственный архив древних актов.
СПбФ АРАН - Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук.
НИА СПбИИ - Научно-исторический архив Санкт-Петербургского филиала Института истории Российской академии наук.
Ф.Ф. Болонев, г. Новосибирск
транспортные средства для перевозки тяжестей по суше у русского населения сибири xvii-xx вв.2
Береза - чудо-дерево. Природа наделила ее удивительными свойствами, благодаря которым она заняла особое место в растительном мире. Береза обожаема людьми трех континентов. Мало деревьев на Земле могут соперничать с ее популярностью. Население северного полушария наделяет ее самыми теплыми и ласковыми эпитетами. По поверьям многих народов Европы и Азии, Северной Америки, она - дерево священное и якобы обладающее магической силой. Отсюда мы наблюдаем различные обряды и заклинания, обращения людей к березе с самыми неожиданными и необычными просьбами: «дай коры мне, о, береза», «урожай нам дай, береза», «дай здоровья мне, береза» и т.п.
Наиболее почитаема и любима белоствольная красавица у восточных славян, особенно у русских и белорусов. Ее нельзя не любить. Береза неприхотлива. Она, видоизменяясь, растет повсюду: и в высоких горах, и в тайге, и в тундре. Она почти полновластная хозяйка русских лесов, быстрее всех деревьев захватывает любую пустошь, залежь, вырубки... Это ее быстрое освоение незанятых пространств и способствовало широкому распространению в наших лесах, предопределило ее использование в хозяйственных и бытовых нуждах. Качества ее древесины позволили производить крестьянский инструмент, орудия труда, средства передвижения, мебель, домашнюю утварь, хозяйственные постройки, разнообразные берестяные изделия. Береза в хозяйстве и быту русских крестьян Сибири - дерево незаменимое. Из березы изготавливают топорища, ручки для молотков, косовища, вилы, грабли, сохи, бороны. Из березового нароста на стволах и комлях делают рукоятки для ножей, шильев, натруски для хранения пороха, бабки для битья кос. Из бересты изготавливают туески разных форм, слоеные и простые, коробки для хранения вещей, солонки, лукошки, севалки, детские игрушки (чечки), плетут футляры для оселков, изготавливают манки для призыва животных. Кору березы используют для покрытия крыш сараев, погребов, амбаров. Все это изготавливается из этого крепкого и надежного дерева и требует дополнительного особого изучения.
В данном сообщении сделаем первую попытку рассмотреть малоисследованные
2 Работа выполнена в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Тради-
ции и инновации в истории и культуре» 2012-2014 гг. Проект «Традиции и инновации в деревообработке и строительном деле в древних и современных культурах Сибири».
приемы и способы заготовки древесины, изготовление изделий из бересты, таких как средства переноски тяжестей и различные сухопутные транспортные средства: волоковые и колесные (волокуши, сани, телеги). Статья не претендует на исчерпывающее описание всех средств переноски и передвижения по суше. Такие виды передвижения, как лыжи, санки (нарты) частично описаны в работе Н.А. Томилова [8]. Привожу неполный перечень названий средств передвижения:
1. Волокуши, на которых волоком перевозили грузы. Они были историческими предшественницами полозовых средств передвижения.
2. Виды саней - санных повозок: сани, дровни, розвальни, кошева, возки, пошевни.
3. Колесный транспорт: телеги, дроги (телеги без кузова), коляски, одноколки, медведки со сплошными из чурок колесами для перевозки бревен, двуколки, брички, кареты, шарабаны, карандусы, тарантасы, кабриолеты, рессорки, таратайки, базы и др.
К древнейшим формам средств перевозки грузов относятся волокуши. Они предшествовали полозовым средствам транспорта. Для изготовления волокуши требовалось срубить ветвистую березу, от комля очистить от сучьев, оставив кудрявую вершинку. Две березки вместо оглоблей соединяют с хомутом, и волокуша готова. Волокуши использовали для вывозки сена из болотистой и кочковатой местности. Позже для этого стали применять полозовые волокуши и сани.
Веточная волокуша применялась при скирдовании снопов, сена, соломы, хвороста. В Забайкалье волокушей служили две ветвистые березки, комли которых употреблялись вместо оглоблей. Позади лошади они могли быть соединены перекладиной, планкой, палкой. Такие волокуши использовали при вывозке снопов из горных пашен.
Освоение громадных пространств Сибири было немыслимо без сухопутного транспорта. Хотя первые русские землепроходцы преодолевали эти огромные просторы, идя «встреч солнца», при посредстве водных средств передвижения (лодок, кочей, барок, карбасов, дощаников, челнов и других речных и морских судов). По северному морскому пути, по великим сибирским рекам, по волокам и протокам осуществлялись крупные перевозки грузов, людей, почты.
В 70-е гг. XVII в. делаются попытки проложить сухопутный тракт в Сибирь. В конце XVI в. началось устройство первых сибирских ямов. [3, с. 2]. «Ямская гоньба» осуществляла торговые перевозки и почтово-пассажирскую связь на огромной территории Сибири. Из Сибири в Москву везли меха, «мягкую рухлядь», золото, серебро, чай. А обратно - деньги и хлебное жалованье служилым людям. «Ямская гоньба» в основном осуществлялась конным транспортом. Зимой по рекам ездили на санях, летом - плавали на лодках. По северным местам Тобольской губернии по болотистой и кочкастой местности сани использовали и летом.
Первоначально колесные средства передвижения были на деревянном ходу, т.е. задние и передние колеса экипажей надевались на деревянные березовые оси. Для перевозки грузов на дальние расстояния использовали в основном двуколки - транспортные средства с одной осью и двумя колесами. Причем ободья колес не всегда скрепляли железными шинами. Оси колес в дальнем пути обматывали пенькой и смазывали дегтем. Логушок с дегтем и запас пеньковых волокон всегда были при ямщике. Это всегда помогало колесу (ступице и оси), изготовленному из березы, служить дольше.
Оковывать телеги, коляски и другие средства передвижения стали после устройства железоделательных заводов в Сибири с появлением достаточного производства железных изделий. Тогда же и появились телеги на железном ходу с окованными ступицами
- трубицами - и железными осями, с железными шинами. В 1830 г. декабристы при переходе из Читы в Петровский завод отметили, что у семейских Тарбагатая «во дворе под навесом стояли все кованые телеги, сбруя была сыромятная, кони были дюжие и сытые...» [7].
Для многолетнего использования саней их полозья стали подбивать железными подполозниками. Такие сани называли «сани с подрезами». Сани без подрезов служили 2-3 зимы, а с подрезами - до 10 лет.
Характерной особенностью русских сухопутных средств передвижения была хомутно-оглобельно-гужевая упряжка. Другая форма упряжки - дышловая - встречалась в Сибири только у украинцев.
Свою роль сыграли сухопутные транспортные средства и в период массового переселения в Сибирь крестьян из европейской России. В личном фонде Н.М. Ядринцева, хранящегося в ГАИО (Государственном архиве Иркутской области) мне удалось найти и выписать следующие данные. «В 1885-1888 гг. через Тюмень на пароходах следовали 4852 семьи в составе 26210 душ, на телегах - 3898 семей, в составе 23157 душ. В 1889 г. из общего числа переселенцев 4478 семейств и 28341 душ сухопутным путем, минуя Тюмень, прошло 305 семей и 1670 душ на 397 подводах. Остальные 4173 семейства и 26671 душа обоего пола прошли водным путем, а сухопутно на телегах шли в Сибирь 996 семей и в числе 6057 душ. Переселенцами куплено 1126 телег и лошадей. .В 1892 г к 1 сентября через Тюмень прошло 75000 переселенцев. Из 65000 в июле двинулось 13000 на пароходах и остальные сухопутно. Причем 60 человек усчитанных тачечников
- с тачками вместо телег» [2].
Словом, в Сибири в основном использовался гужевой транспорт. Коней впрягали в хомут с ременными гужами, ими схватывали оглобли, в гужи вставляли дугу обеими концами и стягивали хомут ременной супонью, крепко стягивая концы дерев хомута. чтобы не набило плечи лошадям, высоту хомута с помощью чересседельника, привязанного к оглоблям через седелку, находившуюся на спине коня, регулировали так, чтобы конь не задохнулся и не набил плечи. Конь зауздывался уздою с металлическими удилами и кольцами, к этим кольцам привязывали концы вожжей, используя надежный и практичный бурятский узел. Таким образом, можно было удержать горячего коня и править им, не опасаясь, что вожжи развяжутся.
Лес долготьем, дрова, сено, снопы, мешки возили на телегах с длинными березовыми одрами, впереди ставили крепкие стойки с перекладиною наверху, позади - просто две стойки.
Извозный промысел, занятия по хозяйству требовали надежные транспортные средства. Экипажи сооружали для дальних дорог и перевозки всевозможных грузов, которые крестьянину случалось выполнять почти ежедневно. экипажным транспортом были заняты санники, тележники, колесники, дужники, шорники. В отдельных случаях могло быть разделение труда: каждый мастер выполнял свою работу, изготавливая какую-либо часть экипажа. В иных случаях все работы мог выполнить один кустарь-одиночка, имеющий весь набор инструментов и приспособлений для этого вида производства. Он мог работать на заказ, а также поставлять изготовленные виды транспорта на рынок. Иногда в этом промысле была занята вся семья, реже привлекались наемные работники.
Вообще-то каждый крестьянин старался изготовить все необходимые орудия труда и транспортные средства для своего хозяйственного употребления собственным трудом. Он заготавливал нужный лесоматериал, вытесывал одры, гнул дуги и полозы
саней, мастерил колесо, выкуривал смолу, гнал деготь, вил веревки и пр. Выполнял плотницкие и столярные работы. В связи с этим в крестьянской семье подшучивали друг над другом: «Батька - плотник, я - столяр, батька делал, я стоял» Иногда менее подготовленные люди заготавливали только детали, раскалывая чурки на части, которые назывались баклушами, и их готовить считалось легким делом. Отсюда появилось устойчивое словосочетание: «бить баклуши» - заниматься пустяковым, несерьезным делом, выполнять незначительную работу. К таковым можно отнести заготовки для спиц, копыльев, стоек. Обычно в пазы полозьев саней крепко вбивали по 4 пары копылов, на них насаживали бруски, предварительно прорубив в них четырехугольные отверстия соответственно расположению копыльев. Копылья полозьев соединяли березовыми или тальниковыми вязами примерно посередине и стягивали их жгутами из кустарника или веревками (ремнями).
Если сами средства передвижения в Сибири получили освещение в ряде этнографических статей [5], то способы изготовления разных видов транспортных средств почти не нашли достаточного отражения. Трудно найти в книгах о Сибири сообщения о заготовке материалов, в какие времена года рубили лес, какие приспособления и инструменты использовались при изготовлении средств передвижения.
Крестьянин опытным путем умел выбрать нужное дерево, правильно его свалить (срубить), очистив от сучков, от коры, и знал, какую часть дерева использовать в разных поделках. Обычно комель старой березы с перевитой древесиной использовали для изготовления ступицы или трубицы, крепкие части ствола шли на передние и задние оси. Ровные прямые стволы - на одры и оглобли, согнутые части дерева, в том числе корни, березы, шли на обода и спицы. Причем спицы забивали в сырые трубицы. Из тонких берез готовили стойки телеги. Для инструмента дерево долго сушили, хранили в тени под навесом, чтобы древесина не растрескалась. Заготовки для полоза саней и дуг не сушили, а, предварительно стесав и распарив дерево, гнули на специальных приспособлениях, называемых бало, или гибало. Полозья гнули и на стенах домов, используя выступы концов венцов; такая рубка домов называлась «в обло».
Сани изготавливали следующим образом. В каждом полозе делали 4 углубления, в них вставляли копылья, копылья двух параллельно поставленных полозов стягивали вязами, вязками из толстых палок березы или тальника. Загнутый передок саней тоже крепко скрепляли вязом. Обычные сани назывались дровнями. На них возили лес, дрова, сено, снопы, солому. Другой вид дровней назывался розвальнями. Они имели плетеный кузов и применялись для перевозки людей и малогабаритных грузов. Выездные сани имели высокие загнутые полозья, кузов с высокой спинкой, облучок для сиденья возницы и отводы, две гладкоструганные жерди, расходящиеся в стороны в ширину от передка к концу саней. Они не давали саням перевернуться при ухабах, на раскатах. К ним относились кибитки и возки, кошевы.
Для хозяйственных нужд, перевозки навоза, земли, песка служили пошевни.
летом сыпучие корма (овес, дробленку) перевозили в больших длинных телегах с коробом из сосновых досок, называемых базами. В них кормили лошадей на поле. Базы использовались в хозяйствах забайкальских семейских.
В одноколках с поднимающимся и опускающимся кузовом-коробом перевозили щебень, песок на тракты, навоз на огороды, на поля. Нажав всем телом на заднюю часть, предварительно отцепив кузов спереди, вываливали груз. Это было своего рода прототипом самосвалов.
Обычно в экипаж (сани, телегу, возок) запрягали одну лошадь. Но при ямской гоньбе использовали запряжку из двух или трех лошадей - известная русская тройка. Она состояла из коренника, лошади под дугой, и двух пристяжных, бегущих рядом на постромках. Иногда важные чины ездили цугом, или гусем. В этом случае пристяжные кони шли впереди коренника. Всадника, едущего впереди пары лошадей при жатве хлеба, тоже называли гусеводом.
В каждом природно-географическом пространстве имелись свои особенности. Разнообразие средств передвижения у русских Сибири отражало традиционную мно-гоукладность быта и хозяйственных занятий и являлось отражением неравномерного культурного и экономического развития разных районов огромного региона. Наиболее распространен был гужевой транспорт. Он сыграл свою важную роль в экономике Сибири.
Литература
1. Болонев, Ф.Ф. Сокровища земли Тарбагатайской: очерки истории и культуры. Т. 1 / Ф.Ф. Болонев. - Улан-Удэ; Иркутск: Изд-во ООО «Медиаинформ», 2011. - 224 с.
2. ГАИО. Ф. 295. Оп. 1. Д. 63. Л. 6 об, 8 об.
3. Григорьев, А.Д. Устройство и заселение Московского тракта в Сибири с точки зрения изучения русских говоров / А.Д. Григорьев // Известия Института исследования Сибири. №6. Издание Томского губ. отдела №1. Государственного издательства. 1921. - С. 2-82.
4. Гурлянд, И.Я. Ямская гоньба в Московском государстве до конца XVII в. / И.Я. Гурлянд. - Ярославль, 1900. - С. 66.
5. Лебедева, А.А. Русские Притоболья и Забайкалья. Очерки материальной культуры XVII - начала XX в. / А.А. Лебедева. - М.: Наука, 1992. - 136 с.
6. Народы Сибири: этнографические очерки. - М., Л.: Изд-во АН СССР, 1956. - 1084 с.
7. Розен, А.Е. Записки декабриста / А.Е. Розен. - Иркутск, 1984. - С. 252.
8. Томилов, Н.А. О средствах передвижения русского населения Нижнего Притомья / Н.А. Томилов // этнокультурная история населения Западной Сибири. - Томск: Изд-во Томского университета, 1978. - С. 130-140.
Г.П. Ведмидь, Д.В. Бочкарев, г. Сургут
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОЕ МЕСТО «БАРСОВА ГОРА» -УНИКАЛЬНЫЙ ПРИРОДНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК
СУРГУТСКОГО ПРИОБЬЯ
Известный природно-археологический комплекс урочище Барсова гора является первым в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, кто получил в сентябре 2012 г статус достопримечательного места регионального значения. Памятник расположен в 7,0 км к западу от г. Сургута (рис. 1), между 73°05' и 73° 14' в.д., 61° 15' и 61° 18' с.ш. Географически он приурочен к подзоне средней тайги Западно-Сибирской равнины, представляет собой вытянутое вдоль поймы Оби возвышение с двумя примыкающими террасами, общей площадью 15,5 кв. км и протяженность с северо-запада на юго-восток 7,0 км.