Научная статья на тему 'Рубрика «Золотые страницы истории»'

Рубрика «Золотые страницы истории» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ / FAMOUS PEOPLE / УЧИТЕЛЬ / TEACHER / ПЕДАГОГ / УЧЁНЫЙ / SCIENTIST / "ЗОЛОТОЙ ФОНД" / "GOLDEN FUND" / ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ / IRKUTSK REGION / НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / RESEARCH INTERESTS / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / ПАМЯТЬ / MEMORY / ЧТИТЬ / HONOR / ИСТОРИЯ В "ЛИЦАХ" / MASTER / HISTORY IN THE "PERSONS"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Людмила Анатольевна

Рубрика «Золотые страницы истории» адресована преподавателям и студентам педагогических вузов, колледжей, учителям школ, а также всем тем, кто интересуется проблемами учительства и образования, тенденциями развития школы Иркутской области. Читатель, особенно молодой, ориентированный на профессиональную деятельность в сфере обучения и воспитания, извлечет из неё не только ценную информацию, но и уроки высокой культуры, этики и эстетики, педагогические традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topic "History: Golden Pages" is addressed to teachers and students of pedagogical universities, colleges, school teachers, as well as all those who are interested in the problems of teaching and education, school development trends in the Irkutsk region. Reader, especially the young one that focuses on professional activities in training and education field, will be enriched not only by the valuable information, but also by the lessons of high culture, ethics and aesthetics, pedagogical traditions.

Текст научной работы на тему «Рубрика «Золотые страницы истории»»

«Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» — международный информационно-аналитический журнал №1 (06). Июнь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru/)

УДК 929 ББК 74.03 И212

Л. А. Иванова Иркутск, Россия

РУБРИКА «ЗОЛОТЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ» Аннотация: Рубрика «Золотые страницы истории» адресована преподавателям и студентам педагогических вузов, колледжей, учителям школ, а также всем тем, кто интересуется проблемами учительства и образования, тенденциями развития школы Иркутской области. Читатель, особенно молодой, ориентированный на профессиональную деятельность в сфере обучения и воспитания, извлечет из нее не только ценную информацию, но и уроки высокой культуры, этики и эстетики, педагогические традиции.

Ключевые слова: известные люди, учитель, педагог, учёный, «золотой фонд», Иркутская область, научные интересы, традиции, память, чтить, история в «лицах»

RUBRIC "HISTORY: GOLDEN PAGES"

Abstract: Topic "History: Golden Pages" is addressed to teachers and students of pedagogical universities, colleges, school teachers, as well as all those who are interested in the problems of teaching and education, school development trends in the Irkutsk region. Reader, especially the young one that focuses on professional activities in training and education field, will be enriched not only by the valuable information, but also by the lessons of high culture, ethics and aesthetics, pedagogical traditions.

Keywords: famous people, teacher, master, scientist, "golden fund", Irkutsk region, research interests, traditions, memory, honor, history in the "Persons"

Предлагаем вниманию читателя рубрику «Золотые страницы истории», материалы, которые мы хотим предложить на широкое обозрение, недоступны большинству учителей, педагогов и методистов. Этим и обусловлено наше решение в каждом выпуске информационно-аналитического журнала (МИАЖ) «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» в цикле статей этого раздела рассказывать о лучших и известных людях: учителях, преподавателях и ученых нашего региона. Это позволит по-новому взглянуть на историю образования в Иркутской области и людей, создававших педагогическое пространство давнего и не столь давнего прошлого. В этой рубрике будут вновь опубликованы их труды, статьи, отрывки из книг, монографий, пособий.

Однако сколько еще имен осталось без должного внимания, сколько ненаписанных биографий в истории каждой отдельной школы, училища, института. А все вместе они и создавали неповторимый и узнаваемый образ учительства и образования нашего региона. Уровень и глубина

общепедагогических задач, решением которых занимались педагоги, позволяют говорить о создании прочной основы для развития современной отечественной школы и педагогики.

Рубрика «Золотые страницы истории» адресована преподавателям и студентам педагогических вузов, колледжей, учителям школ, а также всем тем, кто интересуется проблемами учительства и образования, тенденциями развития школы Иркутской области. Читатель, особенно молодой, ориентированный на профессиональную деятельность в сфере обучения и воспитания, извлечет из нее не только ценную информацию, но и уроки высокой культуры, этики и эстетики, педагогические традиции. Эти традиции мы чтим и всемерно продолжаем.

Первый выпуск будет посвящен двум выдающимся педагогам, деятелям просвещения не столь давнего прошлого, книги, которых встали на полку моей домашней библиотеки еще в студенческие годы. Почти в одно время я приобрела книги с одной стороны очень разных людей, наверное, разного масштаба, с другой стороны объединенных одной идей изучением теории и практики вопросов «работы классного руководителя», «семейного воспитания», «нравственного воспитания детей». Авторы книг, которые мы хотим представить читателю, это люди одного исторического времени, их жизненный путь проходил в советском обществе. Они были почти ровесниками.

Это Афанасий Никитич Антипин (1922 -1980).

Это Александр Иванович Дулов (1918-2005).

Имя каждого из них связано с историей нашего региона. Связано по-разному. Вошли они в моё сознание тоже по-разному. Об А.Н. Антипине я знала мало, лишь по книге «Если имя тебе - Учитель!». Позднее узнала, что у него есть публикации для детей и подростков «Что ты знаешь о себе?», для родителей по проблемам семейного воспитания: «Знаем ли мы своих детей? и др. А.И. Дулов можно сказать, что был моим наставником в науке. Еще в студенческие годы (1979-1984 г.г.) я занималась научно-исследовательской работой в секции «Проблемы нравственного воспитания в системе учебных и внеклассных занятий по иностранным языкам» при Восточно-Сибирской лаборатории проблем нравственного воспитания НИИ общих проблем воспитания АПН СССР. Основателем и более 25 лет бессменным руководителем Восточно-Сибирской лаборатории был Александр Иванович Дулов. Тысячи учителей школ, студентов и преподавателей вузов были вовлечены в работу лаборатории.

Александр Иванович сильный, незаурядный, по-настоящему талантливый Учёный, Педагог. Он с энтузиазмом вовлекал меня в исследовательскую деятельность в «Школе молодого ученого» при кафедре педагогики ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет». Читал мои первые «научные опыты», всячески поощрял мои занятия наукой. Много сил отдавал Александр Иванович работе с молодежью, бескорыстно передавая ей свои знания. Не считаясь со временем, Александр Иванович увлеченно работал с аспирантами, видя в них будущее педагогической науки. Трудно переоценить значение данной школы — аспиранты и соискатели получили уникальную возможность свободно, откровенно обсудить современные проблемы образования в контексте собственного исследовательского действия и образовательной практики. Он сохранял неизменное внимание к судьбе своих учеников, слушателей «Школы молодого учёного».

Круг научных интересов Александра Ивановича был необычайно широк, а научная эрудиция, умение создавать новые научные направления всегда восхищали тех, кому посчастливилось с ним работать. Его труды (например, «Система работы классного руководителя по воспитанию культуры поведения учащихся 5-7 классов восьмилетней трудовой политехнической школы») были первыми в педагогике, где раскрывались сущность, содержание, формы и методы работы классного руководителя. Книга «Содержание, формы и методы работы классного руководителя» была посвящена малоизученному аспекту деятельности классного руководителя. В ней представлен большой материал по организации и методике воспитательной работы во внеурочное время. Книга получила широкий спрос и глубокое признание. В 1955 году Учпедгиз издает книгу А. И. Дулова «Классное руководство в 5-7 классах», в 1956 г. она переиздается в Берлине. Таким образом, А. И. Дулов получает международное признание. В целом, Александром Ивановичем Дуловым было опубликовано более 113 научных работ, из них два учебника — «Педагогика» (1970 г.) и «Логико-структурный курс педагогики» (1985 г.), а также монография «Научно-педагогическая школа» (1999 г.), обобщающая

научное наследие учёного. Александр Иванович подготовил более 30 кандидатов педагогических наук, был научным консультантом у нескольких докторов наук. «Оригинальные находки А.И. Дулова обогащали педагогику фундаментальной исследовательской программой и под её воздействием наука о воспитании обретала важный социальный статус», так отзывался об ученом и исследователе «подлинно Народном Учителе» доктор философских наук, профессор Н. С. Коноплёв [Коноплёв, 2001, с. 5].

И вот труды этих людей будут предложены читателям МИАЖ «Crede Experto». Наверное, эти труды не станут значительным событием в научной жизни, не вызовут сенсационный интерес. Да мы и не ставим себе эту цель. Они попадут преимущественно в руки заинтересованных читателей: учителей, преподавателей, студентов, начинающих ученых. В какой-то степени переиздание этих трудов, я думаю, чрезвычайно важно как история поколения «в лицах».

При подготовке первого номера МИАЖ «Crede Experto», натолкнулась на строчки Александра Градского «Ничто на земле не проходит бесследно», нельзя не согласиться с поэтом-песенником ничто на земле не проходит бесследно, ни научный поиск, ни педагогические поступки...

Серия статей из известной книги А.Н. Антипина «Если имя тебе -учитель!» будет предложена современному читателю в первом выпуске МИАЖ «Crede Experto». Книга А.Н. Антипина «Если имя тебе — учитель!» поможет широкому кругу читателей лучше познакомиться с педагогическим наследием этого замечательного человека. Переиздание статей из этой книги, несомненно, найдет самый живой отклик среди педагогической общественности не только Иркутской области, но и России и будет творчески использоваться учителями в своей повседневной работе по воспитанию детей. Перечитывая его книгу, которая была издана в ВосточноСибирском книжном издательстве в 1983 году, видишь как злободневно, изложенное в ней! Так понятен и ясен язык этой книги. Перечитывая эту книгу при подготовке материалов в номер, узнала о том, что и тогда были актуальны вопросы непрерывного образования. Как в духе теперешнего времени рассуждения Афанасия Никитича о том, что в течение жизни одного человека производится 80% новой информации от того, что человечество сделало за всю свою историю от Демокрита и древних греков. Поэтому учить самому фактическому материалу и добиваться от обучающегося, чтобы он знал как можно больше фактического материала, -это дело абсолютно бесполезное, и за этим никогда угнаться невозможно, и про это он писал в 1984 году. И как актуально звучит ответ на вопрос А.Н. Антипина «А где взять время учителю?». Удивляют и рассуждения в 1983 году о повышении интенсивности «информационного питания нервной клетки» подрастающего поколения, задолго до того как появился Интернет и мир ребенка погрузился в информационное пространство. Все это близко и современному учителю.

Беру в руки учебное пособие А. И. Дулова «Основы нравственного воспитания в процессе обучения», изданное в Красноярске в 1975 году.

Первые строчки мне как педагогу показались очень близкими и понятными: «Человек развивается и формируется в процессе деятельности. Воспитание, претендуя на управление процессом развития и формирования личности школьника, направляет его деятельность, используя ее в соответствии со своими целями. На развитие и становление личности ребенка большое влияние оказывают условия и обстоятельства его жизни и деятельности. Воспитание, заинтересованное в положительном влиянии на школьника, соответственно организует, создает наилучшие для этого обстоятельства и условия.

Для того, чтобы побудить ребенка к деятельности, организовать его отношения с окружающими людьми, предметами, явлениями, передать ему знания о нормах жизни, отношений, деятельности, воспитание оказывает и непосредственные, часто прямые влияния на сознание и чувства ребенка.

Следовательно, воспитание оказывает как непосредственные, так и опосредованные влияния на развивающуюся личность». Читая страницы этой книги, не испытываешь особых трудностей - так понятен, прозрачен и ясен был его язык, рассуждения автора о вопросах воспитания. О важности педагогических вопросов. К ним автор относил: взаимосвязь обучения и нравственного воспитания в качестве педагогической проблемы; место обучения в системе нравственного воспитания; содержание обучения и его воспитательное влияние на нравственное развитие личности; межпредметные связи как необходимое условие активизации нравственного воспитания в процессе обучения; использование дидактического материала в целях нравственного воспитания на уроке; организация учебного процесса, взаимоотношения учителя и учащихся в процессе обучения как факторы нравственного воспитания; взаимосвязь обучения и внеклассной деятельности, ее функции в нравственном воспитании школьников. Все это близко современному учителю, поскольку соответствует содержанию новой идеологии федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и ценностным ориентирам, обозначенным в Концепции воспитания детей Иркутской области (2013). Идеи А.И. Дулова предстают уже в контексте нового времени. Разве не интересно читать о нравственном воспитании? Видеть, что вопросы, рассматриваемые в его книге, интересуют и учительство XXI века...

Обращаясь вновь и вновь к страницам книги, видишь, как автор стремился донести до читателя важные идеи максимально логично, последовательно, доступным языком. Александр Иванович умел рассказывать о науке понятно. И в этой книге прослеживается это свойство, что всегда привлекательно для учителя.

Судьбы этих двух талантливых педагогов очень схожи. Оба они получили прекрасное образование, увлекались научными исследованиями и были в профессии уже со студенческих лет. Педагогика для них стала вершиной профессионального и научного пути, результатом общественного признания их вклада в развитие образования Иркутской области. Оба прошли суровую закалку в годы Великой Отечественной войны. Их ратные дела были отмечены орденами и медалями.

После демобилизации Александр Иванович Дулов и Афанасий Никитич Антипин продолжили свою работу в школе. Еще не оправившись от ранений, А.И. Дулов возвращается в школу, работает учителем и директором Хапчерангинской средней школы Кыринского района Читинской области, средней школы N 14 и 15 г. Иркутска. В 1947 году А.И. Дулов заочно окончил физико- математический факультет Иркутского государственного педагогического института. Работая директором школы, Александр Иванович проводит научное исследование и успешно защищает кандидатскую диссертацию. После демобилизации Афанасий Никитич Антипин начал трудовую деятельность учителем географии в Киренской восьмилетней школе. В 1956 году он с отличием заканчивает заочное отделение географического факультета Иркутского государственного университета им. А. А. Жданова. В эти годы молодой педагог упорно и настойчиво работает над своим образованием. В статье «Чтобы не оказаться банкротом» А. Н. Антипин объявляет своё кредо: «Становиться надо учителем. Каждый день! Всю жизнь становиться, пока он учитель!». С каждым годом зрел педагогический талант А. Н. Антипина. В 1965 году ему было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». В 1969 году Афанасий Никитич был выдвинут на должность директора Иркутского института усовершенствования учителей. Именно в эти годы он исследует вопросы работы классного руководителя, семейного воспитания, совершенствования руководства школой, нравственного воспитания детей. Трудно переоценить вклад А.И. Дулова и А.Н. Антипина в развитие педагогической мысли, развитие образования Иркутской области.

Рубрика «Золотые страницы истории», о выдающихся деятелях образования, исследователях, деятелях просвещения нашего времени — дань признательности и любви учеников, коллег... Надеемся, что в следующих выпусках нашего журнала еще немало славных имён будет представлено, ведь главное достояние, поистине «золотой фонд» Иркутской области — это замечательные люди, отдавшие свои силы, знания, опыт на благо развития науки и образования Иркутской области.

Библиографический список Коноплёв Н. С. Педагогика А.И. Дулова в свете реалий нашего времени. Философский репортаж / Н. С. Коноплев // Вопросы педагогического образования: Межвузовский сборник статей. Иркутск: ИГЛУ, 2001. С. 5 - 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.