РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ И ЕЕ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ
РАЗВИТИИ СТРАНЫ
К.Ю. Зайцева, студент
Тюменский индустриальный университет
(Россия, г. Тюмень)
Аннотация. В статье на основе исследования динамики оборота розничной торговли и среднедушевого валового регионального продукта формулируется гипотеза о наличии причинно-следственной связи между ними. Проведено исследование литературных источников, направленное на выявление факторов развития розничной торговли. Было установлено, что на развитие розничной торговли оказывают воздействие такие факторы, как обменный курс национальной валюты, доходы населения и уровень жизни, развитие инфраструктуры и объем государственных и частных инвестиций в развитие логистической сети.
Ключевые слова: розничная торговля, валовый региональный продукт, экономическое развитие, кризис, торговая инфраструктура, качество жизни.
В рамках розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров. Розничная торговля является товарообменным процессом, целью которого является удовлетворение потребностей населения путем свободной продажи товаров и услуг, имеющих для них ценность. С общеэкономической точки зрения показатели динамики объемов розничной торговли являются своего рода опережающим индикатором «здоровья» социально-экономической системы, поскольку содержат в себе отражение настроений населения, в разные моменты времени предпочитающего тратить или сберегать. В этой связи нельзя не согласиться с мнением Т.А. Архангельской, которая утверждает, что потребительские ожидания и динамика потребительского спроса являются лучшим барометром изменения общественно-
политических рисков в краткосрочной перспективе [1, с. 49].
С этой точки зрения вполне закономерно, что объемы розничной торговли и показатели социально-экономического развития имеют тесную связь. С другой стороны, развитие розничной торговли является надежным индикатором развития инфраструктуры, поскольку необходимые инфраструктурные инвестиции являются важнейшим инструментом создания условий для экономического развития и новых рабочих мест [2, с. 159].
На рис. 1 приведена динамика объема розничной торговли и суммарного ВРП на душу населения в Российской Федерации за период с 2010 по 2014 гг. Суммарный ВРП РФ определяется как сумма ВРП всех субъектов РФ.
45000000
б у
р
у35000000
g 25000000 2 15000000
2010
2011
2012
2013
2014
450 . б.
350 ур 250 g
т
150
• Оборот розничной торговли, млн. руб., РФ
• Суммарный ВРП на душу населения, тыс. руб.
Рис. 1. Динамика объема розничной торговли и ВРП на душу населения
Очевидна корреляция динамики двух величин. Так, в 2011 г. объем розничной торговли увеличился по сравнению с предыдущим годом на 2592289,5 млн. руб. Также наблюдается рост ВРП на душу населения в этот же период примерно на 0,06. Как отмечает Д.К. Попенкова, «заданный после кризиса 2008-2009 гг. импульс развития сегмента розничной торговли имел значительный потенциал дальнейшего роста, однако события 20142015 гг. способствовали сокращению темпов относительной динамики» [3, с. 77].
Обращает на себя внимание относительно невысокая степень чувствительности объемов розничной торговли к изме-
нению обменного курса национальной валюты, зависимость которого от ряда системных и инфраструктурных факторов была подтверждена Э.Г. Дадяном в процессе нейросетевого моделирования [4].
Существует взаимосвязь между изменением ВРП на душу населения и динамикой объёмов розничной торговли. Это можно проследить и в разрезе федеральных округов: Уральский, Центральный и Дальневосточный федеральные округа демонстрируют наибольшие величины среднедушевого ВРП, равно как и являются лидерами по среднедушевым показателям оборота розничной торговли. На рис. 2 приведена динамика суммарного ВРП.
Дальневосточный ФО Сибирский ФО Уральский ФО Приволжский ФО Северо-Кавказский ФО Южный федеральный округ Северо-Западный ФО Центральный ФО
i i i i i i i G 1GG 2GG 3GG 4GG 5GG 6GG 7GG
2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. Рис. 2. Суммарный ВРП федеральных округов на душу населения, тыс. руб.
На рис. 3 отражена динамика оборота розничной торговли. В Российской Федерации, как и в федеральных округах, наблюдался рост среднедушевой розничной торговли в период с 2011 г. по 2014 г.
Анализируя приростные показатели, необходимо отметить, что в период с 2012 по 2013 гг. темпы прироста розничной торговли сокращались как по стране в целом, так и по федеральным округам. Однако уже в 2014 году наблюдается наличие
положительной динамики. Выделяются лишь три федеральных округа, в которых динамика данного показателя была отрицательной - Приволжский, Уральский и Сибирский федеральные округа. Максимальный прирост был зафиксирован в Северо-Западном федеральном округе почти на 2% больше, чем в 2013 году. В РФ в 2014 прирост составил 0,6% по сравнению с предыдущим годом.
1GG% 8G% 6G% 4G% 2G% G%
H
11111
2G1G 2G11 2G12 2G13 2G14
Дальневосточный ФО Сибирский ФО Уральский ФО Приволжский ФО Северо-Кавказский ФО Южный ФО Северо-Западный ФО Центральный ФО
Рис. 3. Оборот розничной торговли в разрезе федерльных округов, млн. руб.
Таким образом, торговая сфера сегодня является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов российского хозяйства, имеющих связь с показателями социально-экономического развития страны. Перечень факторов, определяющих ее развитие достаточно широк и варьируется от уровня благосостояния населения до сезонных факторов спроса, таких как временная миграция или въездной туризм, рассмотренный в работе
О.С. Елисеевой [5]. Немаловажным эндогенным фактором развития розничной торговли, по мнению Г.А. Волковицкой, является наличие у предприятий возможности эффективного управления трудовым поведением работников на основе применения прогрессивных инструментов стимулирования, а также социального обмена [6].
Среди факторов спроса, сдерживающих развитие розничной торговли, особого внимания заслуживает структура расходов населения, достаточно глубоко исследованная М.В. Панасюком и Т.Ю. Анопчен-ко с соавторами. Указанные ученые доказали, что высвобождение располагаемых доходов населения вследствие развития здравоохранения и повышения общего уровня здоровья стимулирует потребительские расходы даже без привлечения дополнительных кредитных ресурсов [7].
Перспективы развития розничной торговли в современных условиях во многом зависят от расширения присутствия российский предпринимателей на новых рын-
ках, внедрения современных форм обслуживания покупателей, а также усиления логистических связей с производителями. Залогом эффективности перечисленных мер является наличие эффективных систем управления предприятиями розничной торговли, на чем настаивает Е.Ю. Просвиркина, с учетом региональной специфики и адекватной характеристики уровня организационного развития конкретных предприятий [8, с. 191]. Кроме того, определенный вклад в развитие торговых предприятий может обеспечить их интеграция в региональные и межрегиональные системы государственных закупок и контрактации, описанные в работе В.В. Колмакова [9], а также расширенные инвестиции в формирование собственных торговых и логистических мощностей [10].
В немалой степени развитию розничной торговли может способствовать улучшение качества финансового сопровождения торговли. В этой связи стоит отметить успешную практику внедрения новых инструментов, например, банками. Так, в работе Н.И. Ломакина и Я.А. Поповой подчеркивается развитие интернет-банкинга [11], и это достаточно важный тренд. Как отмечают С.С. Камбердиева и Г.В. Хетагуров, «новая геополитическая и экономическая реальность, обусловленная санкционным экономическим давлением со стороны стран Запада, стала причиной нарушения бесперебойного и надежного проведения расчетов» [12, с. 41].
Сложно не согласиться с высказыванием телей и техническим уровнем продукта, О.Н. Коротун о том, что «продукт», как который определяется уровнем реализации один из основных элементов системы, объектов интеллектуальной собственности обеспечивающий необходимый уровень в продукте [13, с. 67]. Перспективы разви-конкурентоспособности, должен быть ори- тия данной сферы, во многом, связаны с ее ентированы не только на повышение своей модернизацией, сколько с повышением рыночной стоимости, но и на «социализа- уровня ценности продукта для потребите-цию товара», разрешающую возникшее ля. противоречие между запросами потреби-
Библиографический список
1. Архангельская Т.А., Рябикин В.И. Общественно-политические риски: потребности и возможности страховой защиты // Финансы. - 2009. - № 11. - С. 48-51.
2. Матвеев В.В. Инфраструктурные факторы развития национальной промышленности // Экономические науки. - 2011. - № 82. - С. 159-162.
3. Попенкова Д.К. FMCG industry (petfood) development in Russia // Потенциал современной науки. - 2016. - № 3 (20). - С. 72-77.
4. Дадян Э.Г. Валютный рынок России в условиях «турбулентности экономики» // Проблемы современной науки и образования. - 2014. - № 12 (30). - С. 44-54.
5. Елисеева О.С. Повышение эффективности использования рыночных инструментов в сфере туризма и индустрии гостеприимства. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Шахты, 2006. - 168 с.
6. Волковицкая Г.А. Управление трудовым поведением: социологический аспект // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2013. - Т. 2. -№ 2 (5). - С. 58-63.
7. PanasyukM.V., Dzasaeva R.D., Shaidullin R.N., Anopchenko T.Y. Problems of modernization of the health economics in the Russian regions // World Applied Sciences Journal. -2013. - Т. 27. № 13. - С. 154-158.
8. Просвиркина Е.Ю. Модель комплексной диагностики системы управления персоналом. // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2012. - № 3. - С. 184-191.
9. Колмаков В.В. Предложения к концепции стратегического развития системы государственных и муниципальных закупок субъекта Федерации. // Дискуссия теоретиков и практиков. - 2010. - № 1. - С. 24-30.
10. Колмаков В.В. Инвестиционный процесс как инструмент создания объектов собственности // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 4 (36). - С. 61.
11. Ломакин Н.И., Попова Я.А. Факторы, определяющие развитие интернет-банкинга. // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - Т. 5. № 1. - С. 121-123.
12. Камбердиева С.С., Хетагуров Г.В. Проблемы становления и развития национальной системы платежных карт в России // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 124 (65-4). - С. 41-44.
13. Коротун О.Н. Ценностный аспект инноваций и развитие конкуренции // Транспортное дело России. - 2009. - № 11. - С. 67-69.
14. Полякова А.Г. Отечественная система расселения в фокусе динамики показателей естественного прироста населения: статистический аспект // Вестник развития науки и образования. - 2014. - № 4. - С. 215-221.
15. Полякова А.Г., Симарова И.С. Концептуальная модель управления развитием региона с учетом уровня пространственной связанности // Экономика региона. - 2014. -№ 2 (38). - С. 32-42.
16. Полякова А.Г. Государственное управление в контексте проблемы модернизации экономики региона // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2011. - № 1. -С. 128-131.
RETAIL TRADE AND ITS ROLE IN SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF
A COUNTRY
K.Y. Zaitseva, student Tyumen industrial university (Russia, Tyumen)
Abstract. The article is formulating the hypothesis of causality between retail trade turnover andper-capita gross regional product, based on their dynamics. The literature survey shows evidence of several factors that influence retail trade development. Those factors include national currency exchange rate, household income and cost of living, infrastructure development and logistic network investments, both public and private.
Keywords: retail trade, gross regional product, economic development, crisis, retail infrastructure, quality of life.