Научная статья на тему 'РОЗНИЧНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ДИСТАНЦИОННЫМ СПОСОБОМ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

РОЗНИЧНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ДИСТАНЦИОННЫМ СПОСОБОМ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛЕКАРСТВЕННЫЙ ПРЕПАРАТ / ДОСТУПНОСТЬ / РОЗНИЧНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЙ СПОСОБ / ИНТЕРНЕТ-АПТЕКА / ДОСТАВКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Е. А., Родионов В. С., Хуткина Г. А., Романюк А. А.

В статье приведено описание зарубежного опыта розничной реализации лекарственных препаратов дистанционным способом, а также опыта Республики Беларусь по поиску новых способов повышения доступности лекарственной помощи населению. Показано, что большая часть государств-членов Европейского союза используют онлайн-продажи безрецептурных лекарственных препаратов из аптек при обеспечении мер со стороны государства по предотвращению попадания некачественной и фальсифицированной продукции потребителю. Некоторые страны разрешили интернет-продажу для лекарственных препаратов, отпускаемых только по рецепту врача. Отмечено, что в Республике Беларусь в полном объеме выполняется социальный стандарт по количеству аптек и в то же время сохраняется проблема лекарственного обеспечения населения сельской местности. В связи с вступлением в силу Закона Республики Беларусь «О лицензировании», в нашей стране впервые на законодательном уровне вводится возможность реализации лекарственных препаратов дистанционным способом, что будет способствовать повышению доступности лекарственного обеспечения населения. В статье акцентировано внимание на наиболее актуальных вопросах, связанных с розничной реализацией лекарственных препаратов дистанционным способом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE RETAIL SALE OF DRUGS: FOREIGN EXPERIENCE AND PROSPECTS FOR IMPLEMENTATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The article presents a description of foreign experience in the distance retail sale of drugs as well as the experience of the Republic of Belarus in finding new ways to increase availability of drug care to the population. It is shown that most of the member states of the European Union implement online sales of OTC drugs from the pharmacies providing measures from the state to prevent delivery of low-quality and counterfeit products to the consumer. Some countries allowed internet sales for the prescription drugs only. It was noted that social standard on the number of pharmacies is fully implemented in the Republic of Belarus and at the same time the problem of drug supply to the population in rural areas remains. Due to the entry into force of the Law of the Republic of Belarus "About Licensing" the possibility of distance medicines delivery is introduced for the first time at the legislative level which will contribute to the increase of medicines availability to the population. The article focuses on the most pressing issues related to the distance retail sale of drugs.

Текст научной работы на тему «РОЗНИЧНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ДИСТАНЦИОННЫМ СПОСОБОМ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

ОРГАНИЗАЦИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ДЕЛА

УДК 614.27:004(476) DOI: https://doi.Org/10.52540/2074-9457.2023.1.5

Е. А. Орлова1, В. С. Родионов2, Г. А. Хуткина3, А. А. Романюк3

РОЗНИЧНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ДИСТАНЦИОННЫМ СПОСОБОМ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

1Витебский государственный медицинский колледж имени академика И. П. Антонова, г. Витебск, Республика Беларусь 2Витебское ТП РУП «Фармация», г. Витебск, Республика Беларусь 3Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет,

г. Витебск, Республика Беларусь

В статье приведено описание зарубежного опыта розничной реализации лекарственных препаратов дистанционным способом, а также опыта Республики Беларусь по поиску новых способов повышения доступности лекарственной помощи населению. Показано, что большая часть государств-членов Европейского союза используют он-лайн-продажи безрецептурных лекарственных препаратов из аптек при обеспечении мер со стороны государства по предотвращению попадания некачественной и фальсифицированной продукции потребителю. Некоторые страны разрешили интернет-продажу для лекарственных препаратов, отпускаемых только по рецепту врача. Отмечено, что в Республике Беларусь в полном объеме выполняется социальный стандарт по количеству аптек и в то же время сохраняется проблема лекарственного обеспечения населения сельской местности. В связи с вступлением в силу Закона Республики Беларусь «О лицензировании», в нашей стране впервые на законодательном уровне вводится возможность реализации лекарственных препаратов дистанционным способом, что будет способствовать повышению доступности лекарственного обеспечения населения. В статье акцентировано внимание на наиболее актуальных вопросах, связанных с розничной реализацией лекарственных препаратов дистанционным способом.

Ключевые слова: лекарственный препарат, доступность, розничная реализация, дистанционный способ, интернет-аптека, доставка.

ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение доступности является одним из основных принципов государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения, в том числе и в сфере обращения лекарственных препаратов (ЛП). При этом доступность ЛП является необходимым условием оказания населению своевременной медицинской помощи [1, 2].

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращении лекарственных средств» государство обеспечивает доступность лекарственного обеспечения путем наиболее полного насыщения внутреннего рынка безопасными, эффек-

тивными и качественными ЛП, в первую очередь включенными в Республиканский формуляр лекарственных средств, перечень основных лекарственных средств, а также путем совершенствования системы реализации ЛП [1-4].

В настоящее время у потребителя редко могут возникнуть сложности с выбором и приобретением необходимого ЛП, поскольку ассортимент, представленный в аптеках, максимально удовлетворяет спрос, а аптек государственной и негосударственной форм собственности в Республике Беларусь насчитывается около четырех тысяч. Так, согласно Единому реестру лицензий [5] по состоянию на 01.01.2023 лицензию на фармацевтическую деятель-

ность имеют 354 юридических лица. Из них заявленный вид работ и услуг «Розничная реализация ЛП» имеют 137 юридических лиц, в том числе 7 - предприятия системы РУП «Фармация», 1 - РУП «Бел-ЛекоЦентр» и 129 - организации негосударственной формы собственности.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 № 724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» [6], норматив обеспеченности аптеками для регионов составляет 1 аптека на 8 тысяч населения. Исходя из того, что в Республике Беларусь на 01.01.2023 насчитывается 3995 аптек всех форм собственности, осуществляющих розничную реализацию ЛП [5], а население, согласно данным Национального статистического комитета, составляет 9 млн 256 тыс. человек [7], можно сделать вывод, что социальный стандарт выполняется на 345%. Таким образом, доступность лекарственной помощи населению с точки зрения количества аптек обеспечена государством в полном объеме.

Однако наличие разветвленной (с позиции равномерности распределения) сети аптек не всегда возможно с учетом особенностей их территориального размещения, планово-экономических показателей, кадрового дефицита. Возникают ситуации, когда в населенном пункте нашей страны не всегда возможно полноценно организовать работу аптеки, что может привести к снижению доступности лекарственной помощи отдельным гражданам. Ввиду объективных социально-экономических факторов организация лекарственного обеспечения населения сельской местности Республики Беларусь имеет свою специфику. Несмотря на выполнение норматива обеспеченности сельского населения аптеками, есть проблема их неравномерного размещения. В результате проведенного ранее анкетирования населения сельской местности установлено, что оказание своевременной лекарственной помощи в некоторых случаях затруднено в связи со значительным расстоянием между сельскими населенными пунктами и нерегулярным транспортным сообщением в них [8].

Для решения указанной проблемы, в соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики

Беларусь от 17 ноября 2009 № 123 «О порядке розничной реализации лекарственных препаратов в сельских населенных пунктах» [9], предприятия системы РУП «Фармация» совместно с государственными организациями здравоохранения осуществляют розничную реализацию ЛП через медицинского работника территориальной организации здравоохранения, а также таким медицинским работником в ходе выездных медицинских осмотров населения. Однако и в этом случае присутствуют риски, связанные с временной нетрудоспособностью, трудовым отпуском медицинского работника или другими объективными причинами его отсутствия. Также имеются населенные пункты, где отсутствуют аптеки, фельдшерско-акушерские пункты и амбулатории врача общей практики, медицинские работники которых осуществляют розничную реализацию ЛП сельскому населению [10, 11].

Вопрос доступности лекарственного обеспечения является также актуальным для пациентов с ограниченными возможностями.

Одним из вариантов решения указанных проблем является внедрение розничной реализации ЛП дистанционным способом. В этом случае у потребителя возникает возможность обеспечить себя лекарственной помощью при любых условиях, а с учетом широкой практики внедрения в систему здравоохранения электронного рецепта, человек может дистанционно обеспечить себя даже ЛП, приобретение которых возможно только по рецепту врача. Актуальность дистанционного способа реализации ЛП возрастает в неблагоприятных санитарно-эпидемиологических условиях, когда посещение мест массового сосредоточения людей, в том числе поликлиник, в целом является нежелательным. В подобных условиях внедрение онлайн-аптек является актуальным и в определенной степени необходимым решением.

На сегодняшний день законодательством Республики Беларусь введена возможность розничной реализации ЛП дистанционным способом [12]. Поскольку ЛП является особым, специфическим товаром, который при ненадлежащих условиях транспортировки, хранения и использования способен нанести вред организму человека, для организации онлайн-торговли необходимо исключить возможность при-

обретения потребителем некачественных или фальсифицированных ЛП. Поэтому необходимо четко и последовательно регламентировать данный процесс со стороны государства, изучить подобный опыт зарубежных стран.

Целью данной работы являлся анализ отечественного и зарубежного опыта розничной реализации лекарственных препаратов дистанционным способом.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В работе использовали нормативные правовые акты, регулирующие вопросы обращения лекарственных средств в Республике Беларусь, а также интернет-ресурсы: сайты с информацией действующего законодательства стран Европейского союза (ЕС), США, других стран, статьи, посвященные вопросам онлайн-торговли в мире. Применяли логико-теоретические методы исследования: контент-анализ, целенаправленную аналитическую компиляцию данных, анализ, синтез, обобщение.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ зарубежного опыта розничной реализации лекарственных препаратов дистанционным способом

В странах Евросоюза продажи безрецептурных препаратов через Интернет начали развиваться приблизительно в 2000 году. Например, в Швеции они разрешены с 2002 года, в Ирландии и Испании -с 2006 года. В Австрии интернет-продажи вовсе запрещены [13]. В указанном регионе действуют общие правила онлайн-про-дажи ЛП для населения. Одним из них является обязательное наличие на главной странице сайта организации, осуществляющей дистанционную реализацию ЛП, логотипа, утвержденного европейским парламентом [13]. Он позволяет потребителям идентифицировать интернет-аптеки, уполномоченные отпускать ЛП. Логотип присутствует на сайтах, которые ведут законную деятельность по продаже ЛП через интернет-аптеки в странах ЕС, и является своеобразным указателем, свидетельствующим о том, что они на законных основаниях осуществляют реализацию ЛП в своих странах. При нажатии на изображение логотипа посетитель попадет на сайт национального регуляторного органа,

на котором находится список всех автори-зированных онлайн-аптек [13].

Согласно Директиве 2011/62/ЕС, разработанной и утвержденной Европейским парламентом и Советом Европы, каждое государство-член ЕС может на национальном уровне принимать решения о разрешении или запрете деятельности интернет-аптек. Если такой вид услуг будет разрешен, то деятельность должна соответствовать требованиям, единым на всей территории ЕС. При этом аптеки, осуществляющие онлайн-торговлю, сами должны контролировать соблюдение требований как национального законодательства, так и требований Директивы 2011/62/ЕС.

Согласно положениям Директивы ЕС 2001/83/ЕС (с изменениями и дополнениями), не ограничивая положений национального законодательства, запрещающего с помощью служб информационного общества предлагать рецептурные ЛП для удаленной продажи населению, государства-члены ЕС обязаны обеспечить предложение ЛП для удаленной продажи населению на следующих условиях:

- физическое или юридическое лицо, предлагающее ЛП, имеет разрешение или уполномочено отпускать ЛП населению, в том числе удаленно, в соответствии с национальным законодательством государства-члена ЕС, в котором такое лицо находится;

- ЛП соответствуют требованиям национального законодательства государства, в котором осуществляется розничная реализация дистанционным способом;

- сайт юридического лица, осуществляющего онлайн-торговлю, отображает информацию для потребителя о лекарственных средствах [14].

На сегодняшний день большая часть государств-членов ЕС допускают онлайн-продажи безрецептурных ЛП и обычно устанавливают специальные правила для защиты безопасности пациентов. Некоторые страны ввели интернет-продажу для ЛП, реализуемых по рецепту врача, в частности, Германия, Финляндия, Швейцария, Швеция и Эстония. Ввиду потенциальных сложностей, связанных с пересылкой и удостоверением подлинности рецепта врача, эти технические проблемы для рецептурных препаратов можно решить с помощью электронного рецепта. Однако при рассмотрении такого шага следует учитывать аспекты общественного здоро-

вья, экономические и социальные факторы [15].

Общий принцип приобретения ЛП через интернет в странах ЕС выглядит следующим образом. Потребитель заходит на официальный сайт аптеки, регистрирует свою учетную запись. Далее он выбирает необходимые ЛП и другие товары аптечного ассортимента, добавляет их в корзину и оформляет заказ. По указанному в учетной записи телефону потребителю звонит сотрудник аптеки и уточняет детали заказа, а также проводит фармацевтическое консультирование по приобретаемым ЛП. В случае, если потребитель приобретает рецептурный ЛП, ему необходимо отправить почтой в адрес аптеки оригинал выписанного рецепта. После оформления заказа потребителю приходит на электронную почту счет за приобретаемые ЛП, который он оплачивает с помощью банковского перевода или посредством электронной денежной системы. После получения оплаты заказ формируется и отправляется потребителю с помощью курьерской службы [13].

Нами выявлены особенности онлайн-реализации ЛП в следующих странах.

Германия. До 2004 года дистанционная торговля рецептурными и безрецептурными ЛП не осуществлялась. В рамках реформы здравоохранения данный запрет был снят. Основными сторонниками введения данной формы реализации ЛП выступили потребители, а также крупные фармацевтические компании, которые видели в этом перспективу развития своего бизнеса. Регуляторными органами было выпущено руководство по правилам реализации ЛП через Интернет, в котором оговорены все условия для осуществления данной услуги, а также требования к хранению и транспортировке ЛП. Осуществлять онлайн-торговлю могут только аптеки, которые имеют лицензию на фармацевтическую деятельность. Перед подтверждением заказа и его отправкой потребитель обязательно должен получить консультацию работника аптеки. Перед доставкой ЛП упаковываются в специальные пакеты, которые, в целях безопасности, не имеют никакой информации о содержимом [13]. Несмотря на разветвленную сеть аптек в Германии, ближайшая аптека может находиться за несколько километров. С целью приближения лекарственной помощи на-

селению в таких районах в Германии существуют пункты приема рецептов врача, которые утверждаются соответствующей государственной палатой фармацевтов на определенный период времени по заявлению. С одобрения палаты аптека по закону обязана управлять пунктом приема рецептов в соответствии с установленными правилами. Обычные пункты приема рецептов, куда пациенты могут сдать свои рецепты, аналогичны общедоступным почтовым ящикам. Работники аптек каждый день забирают рецепты, а затем доставляют ЛП. Даже жители отдаленных населенных пунктов могут быстро получить лекарственную помощь, не выезжая из дома [16].

Франция. Розничная реализация ЛП дистанционным способом была запрещена во Франции до 2013 года. Возможность предоставлять населению такую услугу получили аптеки, которые на тот момент уже имели лицензию на фармацевтическую деятельность [13]. Перед открытием интернет-ресурса владелец аптеки должен получить разрешение в Региональном агентстве здравоохранения и Национальной палате фармацевтов, которая публикует на своем сайте перечень ссылок на сайты интернет-аптек, получивших право онлайн-реализации [17]. Установлены достаточно жесткие требования к содержанию и размещению информации на сайте. В представление ЛП должны быть включены следующие элементы: его коммерческое название, лекарственная форма, цена. При этом практически во всех онлайн-ап-теках Франции за формирование, комплектацию и доставку заказа взимается плата с потребителя, что значительно увеличивает стоимость ЛП, указанную на сайте аптеки [18]. Кроме того, утвержденные площадки должны публиковать следующую информацию: координаты Агентства национальной безопасности лекарственных средств (MSNA), а также ссылки на сайт Министерства здравоохранения [19]. Следует отметить, что во Франции остро стоит проблема попадания на рынок некачественных и фальсифицированных ЛП, в связи с чем розничная реализация дистанционным способом не получила широкого применения в этой стране.

Испания. В этой стране интересен сам принцип организации работы и функционирования аптек в целом. Так, на рынке

отсутствуют крупные коммерческие аптечные сети. Открыть аптеку может только фармацевт, зарегистрированный в главном органе, управляющим фармацевтическим бизнесом страны, - Генеральном консульстве официальной ассоциации фармацевтов (CGCOF), и имеющий специальную лицензию для открытия аптеки. Фармацевтический специалист при этом должен пройти все этапы обучения и должен ежедневно осуществлять управление аптекой и розничную реализацию ЛП [20]. В Испании фармацевт - это специалист высокой квалификации, который имеет право самостоятельно ставить диагноз и назначать лекарственное средство. Поэтому, обращаясь в испанскую аптеку, потребитель всегда может быть уверен в том, что ему окажут квалифицированную помощь. Интернет-аптеки также поддерживают эту услугу -на сайтах можно осуществить запрос на консультацию фармацевта [21]. Онлайн-реализация в Испании доступна населению с 2006 года. Однако особенность заключается в том, что купить через Интернет можно только косметическую продукцию, изделия медицинского назначения, другие товары аптечного ассортимента, а также ЛП безрецептурного отпуска. Такие препараты должны быть одобрены Испанским агентством по лекарственным средствам и продуктам санитарии или Европейским агентством по лекарственным средствам. Эти организации создали отдельный сайт distafarma.aemps.es, на котором потребитель может с помощью карты найти все аптеки страны, осуществляющие онлайн-торговлю ЛП и имеющие на это разрешение. Дополнительно на сайте размещается информация о действующем законодательстве в области фармацевтической деятельности, о существовании недобросовестных участников рынка, которые могут предлагать некачественную или фальсифицированную продукцию [22]. Рецептурные ЛП доступны только при личном посещении аптеки [23].

Ирландия. В Ирландии фармацевтический сектор достаточно либерализован. В 1990 году правительством был разработан ряд правил по открытию и регулированию деятельности аптек, однако уже в 2002 году эти правила были отменены. На сегодняшний день регулирование организации работы аптек в Ирландии сведено к минимуму, вследствие чего в этой стра-

не развито объединение аптек в крупные торговые сети, которые в том числе могут реализовывать ЛП онлайн. Такая возможность была предоставлена начиная с 2006 года [13]. У аптеки должен быть собственный сайт с необходимой потребителю информацией, которая регламентируется комиссией по конкуренции и защите прав потребителей [25]. Также существует Фармацевтическое общество Ирландии (PSI) -это государственный орган, учрежденный законом для защиты здоровья, безопасности и благополучия пациентов и общественности путем регулирования деятельности фармацевтов и аптек. Данная структура регулирует правила онлайн-торговли ЛП населению, выдает разрешения на осуществление указанного вида деятельности [26]. Согласно разработанным правилам после получения разрешения на онлайн-торговлю аптечная организация включается в специальный список, который размещается на сайте Фармацевтического общества Ирландии. Этот список позволяет потребителю удостовериться в легальности осуществления онлайн-торговли ЛП аптекой, куда он планирует обратиться. Обязательным условием деятельности сайта является размещение утвержденного европейским парламентом логотипа. Также на сайте должен быть указан номер телефона, по которому потребитель может обратиться за консультацией к сотруднику аптеки, а в случае приобретения рецептурных ЛП фармацевтический работник в обязательном порядке сам связывается с покупателем для разъяснения всех особенностей применения ЛП. Если сумма заказа превышает 85 евро, доставка ЛП потребителю осуществляется бесплатно. В случае если сумма заказа ниже, стоимость доставки составляет 7,5 евро [27].

Швеция. В Швеции до 2009 года монополистом в области возможности отпускать ЛП населению являлась государственная компания «Apoteket AB», находящаяся в подчинении Министерства финансов. При этом процент обеспеченности населения аптеками оставался низким. В 2009 году после решения властей Швеции компания «Apoteket AB» лишилась большей части аптек, которые были проданы другим участникам фармацевтического рынка [24]. С этого момента 75% всех аптек принадлежат частным компаниям. Он-лайн-продажа безрецептурных ЛП была

внедрена в 2002 году через интернет-сайт, принадлежащий «Apoteket AB», рецептурные препараты стали доступны для заказа в 2006 году [13].

Великобритания. В Великобритании все юридические лица, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и целью которых является реализация ЛП дистанционным способом, должны быть зарегистрированы в Генеральном фармацевтическом Совете (General Pharmaceutical Council (GPhC)), который идентифицирует легальные интернет-аптеки. Существует реестр аптек, которым разрешена онлайн-торговля ЛП [15]. В реестре обязательно указывается следующая информация: наименование аптеки, адрес, регистрационный номер, ссылка на сайт, а также отчет по последней проведенной инспекции на соответствие требованиям осуществления указанной деятельности [28]. С 1 января 2021 года онлайн-продавцы ЛП в Великобритании больше не обязаны отображать общий логотип ЕС. В связи с этим GPhC разработали и утвердили свой логотип, который также обязателен для размещения на сайте аптеки. На логотипе дополнительно отображается индивидуальный регистрационный номер аптеки, который присваивается после получения разрешения GPhC на розничную реализацию ЛП дистанционным способом [29]. Разработано руководство, согласно которому регулируется деятельность онлайн-аптек. В нем указываются требования к помещениям, оборудованию, персоналу, сайту интернет-аптеки. Из особенностей следует выделить настройку сайта аптек таким образом, чтобы потребитель имел возможность обратиться с помощью онлайн-связи к терапевту или лечащему врачу, который оценит необходимость личного посещения для консультации и возможность применения конкретного ЛП [30]. Для ЛП, отпускаемых только по рецепту врача, интернет-аптека должна получить юридически действительный рецепт перед его реализацией. Это означает, что пациенту потребуется либо бумажный рецепт, который он может получить при посещении врача, либо электронный рецепт, перенаправленный через Службу электронных рецептов (EPS) от врача общей практики или другого медицинского работника [15]. Доставка аптечных товаров производится через английскую почту Royal Mail или курьером.

При оформлении заказа для покупателей рассчитывается стоимость доставки, которая может быть различной в зависимости от того, какой класс доставки будет выбран. После оформления покупатель получает письмо на электронную почту, в котором будет предоставлен полный счет со стоимостью всех товаров, их описанием и ценой доставки. Оплата аптечной продукции производится либо через банковский перевод, либо посредством электронной денежной системы. Как только онлайн-ап-тека получает от покупателя оплату заказанных товаров, сотрудники начинают его комплектовать. Обработка одного заказа занимает один-два дня, через это время посылка полностью укомплектована и готова к отправке [31].

Япония. В Японии продажа рецептурных ЛП с помощью Интернета запрещена. Безрецептурные ЛП могут реализовывать-ся через онлайн-аптеки, однако перечень ЛП для дистанционной продажи в обязательном порядке должен быть утвержден Агентством по лекарственным средствам и продуктам медицинского назначения Японии. Все, что не входит в перечень, может быть реализовано только в аптеке [32]. Это связано с тем, что согласно действующему законодательству потребитель должен в обязательном порядке получить консультацию сертифицированного фармацевта. Однако с учетом географического расположения, наличия отдаленных островов и отсутствием в некоторых случаях возможности быстро получить квалифицированную помощь фармацевтических специалистов, в Японии с 2018 года в качестве эксперимента правительством была введена возможность получения онлайн-консультаций работников сертифицированных аптек с дальнейшей возможностью получать назначенные ЛП по почте. На сегодняшний день эксперимент получил положительную оценку со стороны населения, однако пока не получил широкой доступности, так как это не обеспечивает безопасность пациентов в полном объеме [33].

Соединенные штаты Америки. Первые интернет-аптеки, такие как drugstore. com, planetRx.com и yourpharmacy.com, появились в США в конце 1990-х годов. Их примеру последовали локальные аптечные учреждения, создававшие интернет-ресурсы как дополнение к своей основной дея-

тельности [34]. Определение термина «он-лайн-аптека» приводится в Законе о контролируемых веществах (The Controlled Substances Act) и подразумевает под собой организацию, на сайте которой в наглядной и ясной форме отображена информация о том, что она соблюдает требования законодательства в отношении доставки, продажи или предложения к продаже контролируемых веществ. К вышеназванным требованиям относится размещение информации о фармацевтическом специалисте, который берет на себя ответственность за осуществление консультаций и онлайн-торговли, отображение списка штатов, в которых допускается такая деятельность юридического лица. Также отображается информация о медицинском работнике, с которым оформлены договорные отношения для предоставления медицинских консультаций или выдачи рецептов на контролируемые вещества. Каждая аптека, осуществляющая онлайн-торговлю, должна соблюдать требования действующего законодательства того штата, где она расположена, а также штата, куда осуществляется доставка [35]. Реализация ЛП с помощью интернет-ресурсов легальна во всех штатах США. В большинстве штатов не запрещено использовать удаленные консультации в качестве основы для оформления назначения, однако в некоторых действует запрет [34]. В 2020 году американский онлайн-ритейлер Amazon объявил о запуске собственной интернет-аптеки Amazon Pharmacy, в которой можно купить ЛП, продающиеся по рецепту. Для покупки рецептурных препаратов в Amazon Pharmacy пользователи должны представить рецепт, который может прислать непосредственно в сервис сам врач, либо пользователь может запросить перенос туда рецепта из какой-либо аптечной сети, куда он был представлен ранее [36].

В мировой практике имеется также опыт повышения эффективности и сокращения сроков транспортировки лекарственных средств посредством использования беспилотников. Так, в Германии и Танзании проводился эксперимент по доставке ЛП в труднодоступную местность с помощью беспилотного летательного аппарата Parcelcopter, созданного немецкой компанией Wingcopter. Подобный эксперимент проводился также в Мексике и Доминиканской Республике [37, 38].

Розничная реализация ЛП дистанционным способом внедрена в Российской Федерации, где в мае 2020 года правительством утверждены правила выдачи разрешения на осуществление розничной торговли ЛП для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки гражданам. При этом дистанционно реализовываться могут только безрецептурные ЛП. Из основных требований следует выделить то, что юридическое лицо должно иметь лицензию на фармацевтическую деятельность не менее одного года, оборудованные помещения (места) для хранения сформированных заказов, собственную курьерскую службу, оснащенную специальным оборудованием, обеспечивающим поддержание необходимого температурного режима для доставки термолабильных ЛП, или договор с иными лицами, осуществляющими доставку с использованием такого оборудования [39].

В трех субъектах Российской Федерации (город Москва, Белгородская область и Московская область) в соответствии с Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств» с 1 марта 2023 года до 1 марта 2026 года проводится эксперимент по розничной реализации ЛП, которые отпускаются по рецепту врача, дистанционным способом [40]. В случае реализации ЛП дистанционным способом аптечные организации должны проводить идентификацию личности гражданина, которому оформлен рецепт, с личностью гражданина, которому будет осуществлена доставка ЛП. При этом дистанционная реализация наркотических средств, психотропных веществ, ЛП, содержащих сильнодействующие вещества, радиофармацевтических, иммунобиологических и экстемпоральных лекарственных средств будет невозможна. Создание дистанционной продажи ЛП, отпускаемых по рецепту, повысит доступность рецептурных ЛП для всех категорий граждан, включая маломобильных пациентов, лиц с хроническими заболеваниями, и для всех пациентов в условиях пандемии. Результаты эксперимента позволят оценить установленные условия и требования к участникам дистанционной торговли ЛП и перспективы её развития [41].

Анализ опыта розничной реализации лекарственных препаратов дис-

танционным способом в Республике Беларусь

В Республике Беларусь предпосылкой развития розничной реализации ЛП дистанционным способом можно считать предоставление аптечными сетями услуги предварительного интернет-заказа, при использовании которого имеется возможность доставки необходимых товаров в ближайшую для посетителя аптеку [42, 43].

В 2015 году РУП «Минская Фармация» был реализован пилотный проект по лекарственному обеспечению сельского населения через развозную торговлю с помощью передвижной аптеки [8].

В 2019 году проводился эксперимент по приему заявок на доставку ЛП почтой для жителей сельских населенных пунктов Минской области [11].

В Республике Беларусь практика реализации ЛП через Интернет имела место в 2020 году. Указом Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» временно, до 1 июля 2020 года, была разрешена реализация с использованием глобальной сети Интернет ЛП, включенных в перечень лекарственных средств, реализуемых без рецепта врача [42]. Население позитивно восприняло предоставленную возможность.

В период распространения коронави-русной инфекции до 1 июля 2021 года разрешалась розничная реализация вне торговых объектов безрецептурных лекарственных средств [42]. При этом был определен перечень юридических лиц, имеющих право осуществлять доставку лекарственных препаратов, который включал 44 организации [10].

В Республике Беларусь в октябре 2022 года подписан Закон № 213-3 «О лицензировании» (далее - Закон), разрешающий розничную реализацию ЛП дистанционным способом, что будет способствовать увеличению доступности лекарственного обеспечения населения Республики Беларусь [12]. Таким образом, в нашей стране впервые на законодательном уровне вводится возможность реализации ЛП дистанционным способом. Законом установлены основные требования и условия к юридическому лицу, претендующему на получение права оказывать доставку ЛП:

- наличие лицензии на фармацевтическую деятельность в части работ и (или) услуг по розничной реализации ЛП в тече-

ние не менее одного года;

- наличие в штате инспектора-провизора, ответственного за организацию и осуществление такой деятельности;

- наличие оборудованных помещений (зон) для хранения сформированных заказов в соответствии с требованиями Надлежащей аптечной практики и Надлежащей практики хранения;

- наличие собственного сайта в сети Интернет;

- наличие службы доставки, имеющей оборудование для осуществления транспортировки ЛП, или договора с организацией, предоставляющей курьерские услуги и имеющей такое оборудование.

Для конкретизации требований Закона на сегодняшний день Министерством здравоохранения разработан проект постановления, которое должно разъяснить требования и условия, необходимые для дополнения лицензии на фармацевтическую деятельность видом работ и услуг по дистанционной торговле ЛП. В настоящее время проект постановления находится на стадии общественного обсуждения. Основными предложениями по дополнению и изменению постановления являются уточнение возможности осуществлять дистанционную торговлю не только ЛП, но и другими товарами аптечного ассортимента, конкретизация требований к оформлению сайта, на котором будет размещаться вся необходимая потребителю информация. Открытым пока остается вопрос о дистанционной реализации ЛП, не включенных в перечень препаратов, реализуемых без рецепта врача.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внедрение розничной реализации дистанционным способом является одним из грамотных и своевременных шагов по увеличению доступности лекарственной помощи населению.

В целом из мировой практики видно, что онлайн-торговля ЛП имеет достаточно широкий опыт применения в разных странах. В странах Евросоюза существует общая концепция, которая определяет основные направления возможности дистанционной торговли ЛП, однако у каждой страны в отдельности есть свои особенности законодательства в данном вопросе.

В Российской Федерации успешно

внедрена и функционирует система розничной реализации ЛП дистанционным способом, которая будет дополнена возможностью приобретения ЛП, отпуск которых осуществляется по рецепту врача.

В Республике Беларусь опыт внедрения доставки, а также интернет-бронирования ЛП показал, что это услуга, которая будет востребована населением. Главной проблемой при этом является необходимость обеспечения безопасности для потребителя, а также исключение возможности попадания некачественной или фальсифицированной продукции. Однако с учетом существующих мер регулирования со стороны государства эти проблемы вполне решаемы.

Возможность розничной реализации ЛП дистанционным способом позволит населению получать лекарственную помощь вне зависимости от населенного пункта, экономить время. Поставщики получат дополнительный рынок сбыта своей продукции, а государство в очередной раз обеспечит один из главных показателей лекарственной помощи населению - ее доступность.

SUMMARY

E. A. Orlova, V. S. Rodionov, H. A. Hutkina, A. A. Romanyuk DISTANCE RETAIL SALE OF DRUGS: FOREIGN EXPERIENCE

AND PROSPECTS FOR IMPLEMENTATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS The article presents a description of foreign experience in the distance retail sale of drugs as well as the experience of the Republic of Belarus in finding new ways to increase availability of drug care to the population. It is shown that most of the member states of the European Union implement online sales of OTC drugs from the pharmacies providing measures from the state to prevent delivery of low-quality and counterfeit products to the consumer. Some countries allowed internet sales for the prescription drugs only. It was noted that social standard on the number of pharmacies is fully implemented in the Republic of Belarus and at the same time the problem of drug supply to the population in rural areas remains.

Due to the entry into force of the Law of the Republic of Belarus "About Licensing"

the possibility of distance medicines delivery is introduced for the first time at the legislative level which will contribute to the increase of medicines availability to the population. The article focuses on the most pressing issues related to the distance retail sale of drugs.

Keywords: drug, availability, retail sales, distance way, internet pharmacy, delivery.

ЛИТЕРАТУРА

1. О здравоохранении [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 18 июня 1993 г., № 2435-XII : с изм. и доп. : Закон Респ. Беларусь, 11 дек. 2020 г., № 94-З // Бизнес-Инфо / Проф. правовые системы. - Минск, 2020.

2. Об обращении лекарственных средств [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 20 июля 2006 г., № 161-З : с изм. и доп. : Закон Респ. Беларусь, 14 окт. 2022 г., № 213-3 // Бизнес-Инфо / Проф. правовые системы. - Минск, 2022.

3. Об утверждении инструкции о порядке формирования Республиканского формуляра лекарственных средств [Электронный ресурс] : постановление М-ва здравоохранения Респ. Беларусь, 17 апр. 2019 г., № 34 : с изм. и доп. : постановление М-ва здравоохранения Респ. Беларусь, 20 сент. 2022 г., № 99 // Норматив-ra.by: информационно-правовая система. -Минск, 2023.

4. Об установлении перечня основных лекарственных средств [Электронный ресурс] : постановление М-ва здравоохранения Респ. Беларусь, 16 июля 2007 г., № 65 : с изм. и доп. : постановление М-ва здравоохранения Респ. Беларусь, 18 нояб. 2020 г., № 106 // Норматив-ra.by: информационно-правовая система. -Минск, 2023.

5. Единый реестр лицензий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://license.gov. by/. - Дата доступа: 20.01.2023.

6. О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30 мая 2003 г., № 724 : с изм. и доп. : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 14 дек. 2020 г., № 720 // Норматив-ra.by: информационно-правовая система. -Минск, 2023.

7. Численность населения на 1 января 2022 г. и среднегодовая численность населения за 2021 год по Республике Беларусь в разрезе областей, районов, городов, поселков городского типа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_bulletin/ index_46932/. - Дата доступа: 24.02.2023.

8. Романюк, А. А. Анализ сети фельдшерско-акушерских пунктов Витебской области,

медицинские работники которых осуществляют розничную реализацию лекарственных средств [Электронный ресурс] / А. А. Рома-нюк, Г. А. Хуткина // Студенческая медицинская наука XXI века. II Форум молодежных научных обществ: материалы XVII между-нар. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых и II Форума молодеж. науч. обществ, Витебск, 15-16 нояб, 2017 г. : в 2 ч. / редкол.: А. Т. Щастный [и др.]. - Витебск: Витебский гос. мед. ун-т, 2017. - Ч. 2. - С. 263-265. -1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

9. О порядке розничной реализации лекарственных препаратов в сельских населенных пунктах [Электронный ресурс] : постановление М-ва здравоохранения Респ. Беларусь, 17 нояб. 2009 г., № 123 : с изм. и доп. : постановление М-ва здравоохранения Респ. Беларусь, 19 дек. 2022 г., № 120 // Нормативка.Ьу: информационно-правовая система. - Минск, 2023.

10. Порядок взаимодействия центральной районной аптеки с медицинскими работниками, осуществляющими розничную реализацию лекарственных средств / А. А. Романюк [и др.] // Вестн. фармации. - 2017. - № 4. - С. 18-24.

11. Романюк, А. А. О лекарственном обеспечении населения сельской местности Витебской области: мнение фармацевтических работников и посетителей аптек / А. А. Рома-нюк, Г. А. Хуткина // Вестн. фармации. - 2018. -№ 1. - С. 31-38.

12. О лицензировании [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 14 окт. 2022 г., № 213-3 // Бизнес-Инфо / Проф. правовые системы. - Минск, 2022.

13. Воздействие дерегуляции и регулирования аптечного сектора в странах Европы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://apps.who.int/iris/bitstream/ handle/10665/331232/9789289054591-rus. pdf?sequence=1&isAllowed=y. - Дата доступа: 21.02.2023.

14. Директива 2001/83/ЕС Европейского парламента и Совета от 06.11.2001 г. «О лекарственных препаратах для медицинского применения Сообщества» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://pharmadvisor.ru/ document/tr3537/. - Дата доступа: 24.02.2023.

15. Опасности покупки лекарств через Интернет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nhs.uk/nhs-services/ prescriptions-and-pharmacies/pharmacies/ dangers-of-buying-medicines-online/. - Дата доступа: 24.02.2023.

16. Пункты приема рецептов и курьерские службы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.abda.de/apotheke-in-deutschland/was-apotheken-leisten/immer-erreichbar-sein/rezeptsammelstellen-und-botendienste/. - Дата доступа: 25.02.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Rechercher un site de vente en ligne

autorisé à vendre des médicaments [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.ordre. pharmacien.fr/je-suis/patient-grand-public/ rechercher-un-site-de-vente-en-ligne-autorise-a-vendre-des-medicaments. - Date of access: 10.02.2023.

18. Во французских аптеках большая разница на стоимость лекарств [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://slon.fr/ vo-frantsuzskih-aptekah-bolshaya-raznitsa-na-stoimost-lekarstv/. - Дата доступа: 10.02.2023.

19. Стажкова, Е. Во Франции разработан порядок продажи лекарств через интернет [Электронный ресурс] / Е. Стажкова. - Режим доступа: https://pharmvestnik.ru/content/ news/vo-frantsii-razrabotan-porjadok-prodazhi-lekarstv-cherez-internet.html. - Дата доступа: 23.02.2023.

20. Лекарства и аптеки в Испании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// immi-grantcentr.ru/ispaniya/lekarstva-i-apteki-v-ispanii. - Дата доступа: 28.02.2023.

21. Аптеки в Испании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zagranportal.ru/ ispanija/lechenie/apteki-v-ispanii.htm. - Дата доступа: 10.02.2023.

22. Список аптек, осуществляющих дистанционную продажу [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://distafarma.aemps.es/ farmacom/faces/inicio.xhtml. - Дата доступа: 28.02.2023.

23. Vogler, S. Impact of pharmacy deregulation and regulation in European countries [Electronic resource]: summary report / S. Vogler, D. Arts, K. Sandberger. - 2012. - Mode of access: https://jasmin.goeg.at/227/2/Impact%20 of%20 pharmacy %20 de regulation %20 and%20regulation%20in%20European%20 countries.%20Summary%20report.pdf. - Date of access: 28.02.2023.

24. 10 лет после дерегуляции аптечного рынка Швеции - отчет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.apteka.ua/ article/507189. - Дата доступа: 20.02.2023.

25. Guidance on Internet supply of non-prescription medicines [Electronic resource]. -Mode of access: https://www.thepsi.ie/ Libraries/Approved_companies/PSI_Guidance_ on_Internet_Supply_of_Non-Prescription_ Medicines.sflb.ashx#:~:text=Part%20A%3A%20 only%20registered%20retail,sale'%20 medicines%20via%20the%20internet. - Date of access: 12.02.2023.

26. Фармацевтическое общество Ирландии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.thepsi.ie/tns/about-psi/overview. aspx. - Дата доступа: 10.02.2023.

27. Информация о доставке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. pharmacystore.ie/c/delivery-and-collection/17. -Дата доступа: 10.02.2023.

28. General Pharmaceutical Council [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.pharmacyregulation.org/registers/ pharmacy/registrationnumber/1123025. - Date of access: 10.02.2023.

29. Conditions of use for the GPhC voluntary internet pharmacy logo [Electronic resource]. -Mode of access: https://www.pharmacyregulation. org/sites/default/files/document/gphc-voluntary-internet-pharmacy-logo-conditions-of-use.pdf. -Date of access: 10.02.2023.

30. Рождественская, Я. Британию заполонили нелегальные онлайн-аптеки, зарегистрированные в Китае и России [Электронный ресурс] / Я. Рождественская. - Режим доступа: https://www.kommersant.uk/articles/ britaniyu-zapolonili-nelegalnye-onlayn-apteki-zaregistrirovannye-v-kitae-i-rossii. - Дата доступа: 10.02.2023.

31. Заказ и доставка лекарств в аптеке Великобритании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://aptekaru.co.uk/article/dostavka-i-oplata.html. - Дата доступа: 10.02.2023.

32. Москаленко, Р. Как регулируется деятельность интернет-аптек: мировой опыт [Электронный ресурс] / Р. Москаленко. - Режим доступа: https://www.apteka.ua/article/509062. -Дата доступа: 28.02.2023.

33. Доставка рецептурных лекарств на дом в Японии. Страхи COVID-19 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://masakaru. ru/strahi-covid-19/dostavka-reczepturnyh-lekarstv-na-dom-v-yaponii.html. - Дата доступа: 28.02.2023.

34. Лукьянчук, Е. Место интернет-аптек во всемирной паутине [Электронный ресурс] / Е. Лукьянчук. - Режим доступа: https:// www.apteka.ua/article/100525. - Дата доступа: 27.02.2023.

35. TITLE 21 - FOOD AND DRUGS [Electronic resource]. - Mode of access: https:// uscode.house.gov/view.xhtml;jsessionid=2C85B 8DEBFB1BB15A7D31E29A34C3DAA?req=gra nuleid%3AUSC-prelim-title21&saved=%7CZ3J hbnVsZWlk0lVTQy1wcmVsaW0tdGl0bGUyM S1zZWN0aW9u0DAx%7C%7C%7C0%7Cfals e%7Cprelim&edition=prelim. - Date of access: 27.02.2023.

36. Рождественская, Я. Amazon запустила интернет-аптеку, торгующую рецептурными препаратами [Электронный ресурс] / Я. Рождественская. - Режим доступа: https://www. kommersant.ru/doc/4575477. - Дата доступа: 16.02.2023.

37. Дрон DHL успешно справился с доставкой лекарств в труднодоступную местность в Танзании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/plus-one/5738700. -Дата доступа: 21.02.2023.

38. Асташина, О. Дроны для доставки медикаментов [Электронный ресурс] / О. Аста-

шина. - Режим доступа: https://dji-blog.ru/ naznachenie/covid-19/drony-dlja-dostavki-medikamentov.html. - Дата доступа: 21.02.2023.

39. Росздравнадзор разъясняет правила и условия дистанционной торговли лекарственных препаратов [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://roszdravnadzor.gov.ru/ news/22053. - Дата доступа: 23.02.2023.

40. Федеральный закон от 20.10.2022 № 405-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202210200012?index=2&rangeSi ze=1. - Дата доступа: 21.02.2023.

41. Эксперты рассказали, как дистанционная торговля рецептурными лекарствами увеличит их доступность [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://minzdrav.gov.ru/special/ news/2022/07/28/19088-eksperty-rasskazali-kak-distantsionnaya-torgovlya-retsepturnymi-lekarstvami-uvelichit-ih-dostupnost. - Дата доступа: 25.02.2023.

42. В Минской области проведут эксперимент по доставке лекарств почтой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.belta.by/regions/view/v-minskoj-oblasti-provedut-eksperiment-po-dostavke-lekarstv-pochtoj-355022-2019. - Дата доступа: 21.02.2023.

43. О поддержке экономики [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 24 апр. 2020 г., № 143 : с изм. и доп. : Указ Президента Респ. Беларусь, 31 дек. 2020, № 512 // Бизнес-Инфо / Проф. правовые системы. -Минск, 2020.

REFERENCES

1. About healthcare [Elektronnyi resurs] : Za-kon Resp Belarus', 18 iiunia 1993 g, № 2435-XII : s izm i dop : Zakon Resp Belarus', 11 dek 2020 g, № 94-Z. V: Professional'nye pravovye sistemy, оbshchestvo s ogranichennoi otvetstvennost'iu. Biznes-Info. Minsk, RB; 2020. (In Russ.)

2. On the circulation of medicines [Elektronnyi resurs] : Zakon Resp Belarus', 20 iiulia 2006 g, № 161-Z : s izm i dop : Zakon Resp Belarus', 14 okt 2022 g, № 213-Z. V: Professional'nye pravovye sistemy, оbshchestvo s ogranichennoi otvetstvennost'iu. Biznes-Info. Minsk, RB; 2022. (In Russ.)

3. On approval of the instruction on the procedure for the formation of the Republican Formulary of Medicines [Elektronnyi resurs] : posta-novlenie M-va zdravookhraneniia Resp. Belarus', 17 apr 2019 g, № 34 : s izm i dop : postanov-lenie M-va zdravookhraneniia Resp Belarus', 20 sent 2022 g, № 99. Normativka.by: informat-sionno-pravovaia sistema. Minsk, RB; 2023. (In Russ.)

4. On the establishment of a list of essential medicines [Elektronnyi resurs] : postanovlenie M-va zdravookhraneniia Resp Belarus', 16 iiulia 2007 g, № 65 : s izm i dop : postanovlenie M-va zdravookhraneniia Resp Belarus', 18 noiab 2020 g, № 106. Normativka.by: informatsionno-pravo-vaia sistema. Minsk, RB; 2023. (In Russ.)

5. Unified register of licenses [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://license.gov.by/. Data dostupa: 20.01.2023. (In Russ.)

6. On measures to introduce a system of state social standards for servicing the population of the republic [Elektronnyi resurs] : postanovlenie Soveta Ministrov Resp Belarus', 30 maia 2003 g, № 724 : s izm i dop : postanovlenie Soveta Min-istrov Resp Belarus', 14 dek 2020 g, № 720. Nor-mativka.by: informatsionno-pravovaia sistema. Minsk, RB; 2023. (In Russ.)

7. Population as of January 1, 2022 and average annual population for 2021 in the Republic of Belarus by regions, districts, cities, urban-type settlements [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statis-tika/publications/izdania/public_bulletin/in-dex_46932/. Data dostupa: 24.02.2023. (In Russ.)

8. Romaniuk AA, Khutkina GA. Analysis of the network of feldsher-obstetric stations in the Vitebsk region, whose medical workers carry out the retail sale of medicines [Elektronnyi resurs]. V: Shchastnyi AT, Gorodetskaia IV, Lud NG, Su-shkov SA, Khishova OM, Cherniavskii IuP, reda-ktory. Studencheskaia meditsinskaia nauka XXI veka. II Forum molodezhnykh nauchnykh obsh-chestv [CD-ROM]. Materialy XVII mezhdunar nauch-prakt konf studentov i molodykh uchenykh i II Foruma molodezh nauch obshchestv; 2017 Noiab 15-16; Vitebsk : v 2 ch. Vitebsk, RB: Vitebskii gos med un-t; 2017. Ch. 2. s. 263-5. (In Russ.)

9. On the procedure for the retail sale of medicines in rural areas [Elektronnyi resurs] : posta-novlenie M-va zdravookhraneniia Resp Belarus', 17 noiab 2009 g, № 123 : s izm i dop : posta-novlenie M-va zdravookhraneniia Resp Belarus', 19 dek 2022 g, № 120. Normativka.by: informat-sionno-pravovaia sistema. Minsk, RB; 2023. (In Russ.)

10. Romaniuk AA, Khutkina GA, Zan'ko LV, Savel'ev SL. The procedure for interaction between the central district pharmacy and medical workers engaged in the retail sale of medicines. Vestn farmatsii. 2017;(4):18-24. (In Russ.)

11. Romaniuk AA, Khutkina GA. On the provision of drugs to the population of rural areas of the Vitebsk region: the opinion of pharmaceutical workers and visitors to pharmacies. Vestn farmatsii. 2018;(1):31-8. (In Russ.)

12. About Licensing [Elektronnyi resurs] : Zakon Resp Belarus', 14 okt 2022 g, № 213-Z. V: Professional'nye pravovye sistemy. Biznes-Info. Minsk, RB; 2022. (In Russ.)

13. Impact of deregulation and regulation of the pharmacy sector in European countries [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://apps. who.int/iris/bitstream/handle/10665/331232/978 9289054591-rus.pdf?sequence=1&isAllowed=y. Data dostupa: 21.02.2023. (In Russ.)

14. Directive 2001/83/EC of the European Parliament and of the Council of November 6, 2001 on medicinal products for Community medical use [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://pharmadvisor.ru/document/tr3537/. Data dostupa: 24.02.2023. (In Russ.)

15. The dangers of buying medicines online [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://www.nhs.uk/nhs-services/pre-scriptions-and-pharmacies/pharmacies/dan-gers-of-buying-medicines-online/. Data dostupa: 24.02.2023. (In Russ.)

16. Prescription collection points and courier services [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://www.abda.de/apotheke-in-deutschland/ was-apotheken-leisten/immer-erreichbar-sein/ rezeptsammelstellen-und-botendienste/. Data dos-tupa: 25.02.2023. (In Russ.)

17. Rechercher un site de vente en ligne autorisé à vendre des médicaments [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.or-dre.pharmacien.fr/je-suis/patient-grand-public/ rechercher-un-site-de-vente-en-ligne-autorise-a-vendre-des-medicaments. - Date of access: 10.02.2023.

18. In French pharmacies there is a big difference in the cost of medicines [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://slon.fr/vo-frantsuzskih-aptekah-bol-shaya-raznitsa-na-stoimost-lekarstv/. Data dostupa: 10.02.2023. (In Russ.)

19. Stazhkova E. France has developed a procedure for the sale of medicines via the Internet [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https:// pharmvestnik.ru/content/news/vo-frantsii-razrab-otan-porjadok-prodazhi-lekarstv-cherez-internet. html. Data dostupa: 23.02.2023. (In Russ.)

20. Medicines and pharmacies in Spain [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://im-mi-grantcentr.ru/ispaniya/lekarstva-i-apteki-v-is-panii. Data dostupa: 28.02.2023. (In Russ.)

21. Pharmacies in Spain [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://zagranportal.ru/ispani-ja/lechenie/apteki-v-ispanii.htm. Data dostupa: 10.02.2023. (In Russ.)

22. List of pharmacies offering distance selling [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https:// distafarma.aemps.es/farmacom/faces/inicio.xht-ml. Data dostupa: 28.02.2023. (In Russ.)

23. Vogler S, Arts D, Sandberger K. Impact of pharmacy deregulation and regulation in European countries [Electronic resource]: summary report. 2012. Mode of access: https://jasmin.goeg. at/227/2/Impact%20of%20pharmacy%20dereg-ulation%20and%20regulation%20in%20Euro-pean%20countries.%20Summary%20report.pdf.

Date of access: 28.02.2023

24. 10 years after deregulation of the Swedish pharmacy market - report [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://www.apteka.ua/arti-cle/507189. Data dostupa: 20.02.2023. (In Russ.)

25. Guidance on Internet supply of non-prescription medicines [Electronic resource]. Mode of access: https://www.thepsi.ie/Libraries/Ap-proved_companies/PSI_Guidance_on_Internet_ Supply_of_Non-Prescription_Medicines.sflb. ashx#:~:text=Part%20A%3A%20only%20reg-istered%20retail,sale'%20medicines%20via%20 the%20internet. Date of access: 12.02.2023

26. Pharmaceutical Society of Ireland [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://www. thepsi.ie/tns/about-psi/overview.aspx. Data dos-tupa: 10.02.2023. (In Russ.)

27. Information about deliver [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://www.pharmacy-store.ie/c/delivery-and-collection/17. Data dostupa: 10.02.2023. (In Russ.)

28. General Pharmaceutical Council [Electronic resource]. Mode of access: https://www. pharmacyregulation.org/registers/pharmacy/ registrationnumber/1123025. Date of access: 10.02.2023

29. Conditions of use for the GPhC voluntary internet pharmacy logo [Electronic resource]. Mode of access: https://www.pharmacyregula-tion.org/sites/default/files/document/gphc-volun-tary-internet-pharmacy-logo-conditions-of-use. pdf. Date of access: 10.02.2023

30. Rozhdestvenskaia Ia. Britain is flooded with illegal online pharmacies registered in China and Russia [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://www.kommersant.uk/articles/bri-taniyu-zapolonili-nelegalnye-onlayn-apteki-za-registrirovannye-v-kitae-i-rossii. Data dostupa: 10.02.2023. (In Russ.)

31. Ordering and delivering medicines at a UK pharmacy [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://aptekaru.co.uk/article/dostavka-i-oplata. html. Data dostupa: 10.02.2023. (In Russ.)

32. Moskalenko R. How online pharmacies are regulated: world experience [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://www.apteka.ua/ar-ticle/509062. Data dostupa: 28.02.2023. (In Russ.)

33. Home delivery of prescription drugs in Japan. Fears of COVID-19 [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://masakaru.ru/strahi-covid-19/ dostavka-reczepturnyh-lekarstv-na-dom-v-ya-ponii.html. Data dostupa: 28.02.2023. (In Russ.)

34. Luk'ianchuk E. The place of online pharmacies on the World Wide Web [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://www.apteka.ua/ar-ticle/100525. Data dostupa: 27.02.2023. (In Russ.)

35. TITLE 21 - FOOD AND DRUGS [Electronic resource]. Mode of access: https:// uscode.house.gov/view.xhtml;jsession-id=2C85B8DEBFB1BB15A7D31E29A34C-3DAA?req=granuleid%3AUSC-prelim-ti-

tle21&saved=%7CZ3JhbnVsZWlkOlVTQy-1wcmVsaW0tdGl0bGUyMS1zZWN0aW9uO-DAx%7C%7C%7C0%7Cfalse%7Cprelim&edi-tion=prelim. Date of access: 27.02.2023

36. Rozhdestvenskaia Ia. Amazon launched an online pharmacy selling prescription drugs [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https:// www.kommersant.ru/doc/4575477. Data dostupa: 16.02.2023. (In Russ.)

37. DHL Drone Successfully Delivers Medicines to Hard-to-reach Areas in Tanzania [Elektron-nyi resurs]. Rezhim dostupa: https://tass.ru/plus-one/5738700. Data dostupa: 21.02.2023. (In Russ.)

38. Astashina O. Drones for the delivery of medicines [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://dji-blog.ru/naznachenie/covid-19/ drony-dlja-dostavki-medikamentov.html. Data dostupa: 21.02.2023. (In Russ.)

39. Roszdravnadzor explains the rules and conditions of distance selling of medicines [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://ro-szdravnadzor.gov.ru/news/22053. Data dostupa: 23.02.2023. (In Russ.)

40. Federal Law No. 405-FZ dated October 20, 2022 "On Amendments to the Federal Law "On the Circulation of Medicines" [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202210200012?in-dex=2&rangeSize=1. Data dostupa: 21.02.2023. (In Russ.)

41. Experts told how remote sale of prescription drugs will increase their availability [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://minzdrav.gov. ru/special/news/2022/07/28/19088-eksperty-rass-kazali-kak-distantsionnaya-torgovlya-retsep-turnymi-lekarstvami-uvelichit-ih-dostupnost. Data dostupa: 25.02.2023. (In Russ.)

42. An experiment on the delivery of medicines by mail will be held in the Minsk region [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https:// www.belta.by/regions/view/v-minskoj-oblas-ti-provedut-eksperiment-po-dostavke-lekarstv-pochtoj-355022-2019. Data dostupa: 21.02.2023. (In Russ.)

43. About supporting the economy [Elektronnyi resurs] : Ukaz Prezidenta Resp Belarus', 24 apr 2020 g, № 143 : s izm i dop : Ukaz Prezidenta Resp Belarus', 31 dek 2020 g, № 512. V: Pro-fessional'nye pravovye sistemy, obshchestvo s ogranichennoi otvetstvennost'iu. Biznes-Info. Minsk, RB; 2020. (In Russ.)

Адрес для корреспонденции:

210015, Республика Беларусь,

г. Витебск, ул. Правды, 24,

УО «Витебский государственный медицинский

колледж имени академика И. П. Антонова»,

тел. (8-0212) 26 25 85,

e-mail: info@vitgmk.by,

Орлова Е. А.

Поступила 10.03.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.