Научная статья на тему 'Рождение режиссера'

Рождение режиссера Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
396
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы театра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ТЕАТРА / HISTORY OF EUROPEAN THEATRE / РЕЖИССУРА / DIRECTION / РЕЖИССЕР / DIRECTOR / "КОМЕДИ ФРАНСЕЗ" / АНТУАН / ANTOINE / СВОБОДНЫЙ ТЕАТР / THEATRE LIBRE / COMEDIE-FRANCAISE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пикон-Валлен Беатрис

О возникновении режиссуры в современном значении этого слова в Европе продолжают спорить. Пять лет назад участники международного семинара «Рождение европейской режиссуры. От предрежиссуры к новой творческой функции», организованного Б. Пикон-Валлен и В. Щербаковым в ГИИ, попытались внести некоторую ясность в этот вопрос. Этот семинар стал первым этапом программы по изучению истории рождения режиссера, новой фигуры в театральном пейзаже. Разговор об истоках этой профессии продолжается на страницах «Вопросов театра».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Pre-Direction and the New Creative Function of the Director

There are still debates on the origin of European stage direction in the contemporary sense of the term. Five years ago the participants in the international symposium named 'The Birth of European Stage Direction. From Pre-Direction to a New Creative Function' organized by B. Picon-Vallin and V. Shcherbakov at the State Institute for Arts Research tried to throw some light on this question. That symposium became the first stage of the programme of research on the history of the birth of the director, a new figure in the theatrical landscape. Voprosy Teatra goes on discussing the origins of this profession.

Текст научной работы на тему «Рождение режиссера»

2ll

Истоки, традиции, рифмы

Беатрис ПИКОН-ВАллЕН рождение режиссера к вопросу о предрежиссуре* О возникновении режиссуры в современном значении этого слова в Евро рить до сих пор. Участники Международного семинара «Рождение евр От предрежиссуры к новой творческой функции», организованного Бе совместно с Вадимом Щербаковым в ГИИ еще в 2005 году, впервые пост торую ясность в этот вопрос'. Этот семинар явился первым этапом рождения режиссера, новой фигуры в театральном пейзаже конца XIX-рии превращения предрежиссуры в режиссуру, понимаемую как творчеа ка, отвечающего в театре за все. Понять и осмыслить это процесс «п[ чрезвычайно полезно в перспективе общеевропейской театральной ис ЕВРОПЕйСКАя ИСТОРИя сценографом-режиссером) были Мы предполагаем, что столь слож- представлены в разных странах. ную и многоплановую историю Аппиа писал на двух языках. невозможно изучать примени- Но, несмотря на тесные контакты, тельно к какой-то одной стране. эти режиссеры развивались каждый в Ее следует рассматривать исклю- своем направлении, сохраняя нацио-чительно в рамках европейского нальные и индивидуальные черты. поля, - в которое, впрочем, в на- Термином «предрежиссура» мы, чале века вписалась и Азия, когда на самом деле, обозначаем режиссу-на Всемирной выставке 1900 года ру, которая существовала всегда, но были показаны спектакли «японс- была усовершенствована. Ибо всег-кой богини» Садда-Якко, поразив- да существовала некая организация шей умы новизной своего сцени- сценического пространства, равно ческого существования. как и правила совместного сущест-С самого начала именно Европа вования на сцене при «leadership» стала истинным пространством раз- одного человека - будь то ведущий вития этой новой профессии. Все актер, исполнявший и другие функ-режиссеры - в том числе, и те, кого ции (Сара Бернар, А. Ленский...), так не называли, - много путешест- технический директор или автор вовали. Одни были знакомы между (Островский, Вольтер, Гюго.). Это собой, другие слышали друг о друге. очень точно описал Гастон Бати2. В Они видели работы коллег, начи- театре впервые появляется новая навших менять театральное дело, - профессия, новый художник - ре-гастроли Мейнингера и спектакли жиссер. Режиссура существовала англичанина Ирвинга в Лондоне, о до режиссера, но изменилась и ус-которых они рассказывали друзьям ложнилась с его появлением. по возвращении. Антуан побывал С 80-х годов XIX века начина-решительно везде, Крэг был насто- ется постепенное формирование ящим европейцем. Статьи и книги режиссера, - в каждой культуре этих новых художников, их «мани- по-своему, в зависимости от це-фесты» были переведены, выставки лого ряд обстоятельств, идеоло-работ Крэга (сегодня бы его назвали гических и технических, которые те продолжают спо-опейской режиссуры. атрис Пикон-Валлен арались внести неко-осмысления истории начала ХХ века, исто-тво особого художни-ревращения» было бы тории. * Материалы предоставлены французским историком театра Беатрис Пикон-Вал-лен. Автор благодарит г-жу Наталию Звенигородскую за перевод двух статей с французского языка. 'См. доклады: Вадим Щербаков. Сумма ответов, не снимающая вопрос; Жаклин Разгонникофф. Суфлерские экземпляры и хозяйственные документы архива «Комеди Франсез» как источник изучения структуры спектакля. Терминология профессии - рождение слов и понятий; Беатрис Пикон-Валлен. Движение постановочной мысли XIX века в суфлерских экземплярах «Адрианы Лекуврер»; Галина Макарова. Раннее рождение - генезис режиссерского мышления в Германии; Марина Светает. А.Н. Островский - режиссер; Катрин Ногретт. Первая французская книга о режиссуре и ее автор Луи Бек де Фукьер; Инна Соловьева. Мейнингенский урок рус/жому театру; Сергей Конаев. Актерская режиссура XIX - начала XX веков в материалах ЦНБ СТД; Олег Фельдман. О русской предрежиссуре. 2 Cf. Gaston Baty, «Le metteur en scène», conférence de '944, publié in Rideau baissé, Paris, Bordas, '949, réedité in Gaston Baty, inroduction de B. Picon- Vaiiin, postface de G. Lieber, Coii. « Mettre en scène », A ctes SudPapiers, 2004, pp. '7-3S.

Pro memoria

требуют отдельного анализа. Режиссер становится новым демиургом XX века, его ремесло тесно связано с появлением новых технологий - электричества, например, и его использованием на театральных подмостках, а также с кинематографом, изменившим зрительское восприятие. Vdroug vsio visno na teatralnih pomostah I оказалось, что на восприятие зрителей можно повлиять, создавая эффектный или наоборот тонкий световой акцент. Не случайно Крэг пишет, что у «художника театра будущего» определенная пьеса («Макбет» в данном случае) рождает некое видение, которое он может и должен передать зрителям.

Как я уже сказала, режиссер и его искусство, режиссура, меняющаяся в зависимости от его эволюции, знаний и таланта, - разные понятия. Под режиссурой Крэг подразумевает нечто совсем иное, нежели Антуан. При этом принципы видения ведущего художника, чьи многочисленные функции сводятся именно к реализации и материализации этого видения, остаются теми же всегда и везде.

Отметим, что немец Эрвин Пискатор будучи в Париже в середине 1950-х годов, крайне удивился, узнав от французских театральных деятелей, что в этой стране слово «режиссер» не значится на театральных афишах! Француз Антуан был одним из первых европейских режиссеров (не считая Кронека и Вагнера), но в самой Франции дела у режиссеров обстояли не очень благополучно - тут царила текстовая культура, и режиссера считали «самозванцем», или, как в 1970-х годах скажет известный драматург Мишель Винавер - «третьим лишним» («metteur en trop»).

Ни в Германии, ни в России этого не произошло.

ШАГ В СТОРОНУ

Поначалу профессия режиссера развивалась не в официальных государственных театрах, а в новых, небольших и независимых - в Свободном театре Андре Антуана, в Театре Творчества (Theâtre de l'oeuvre) Орельена Лунье-По, в Художественном Театре Станиславского и Немировича-Данченко, в «Товариществе Новой Драмы» Мейерхольда и т.д. Олег Фельдман сделал на нашем семинаре, как мне кажется, основополагающее замечание: режиссер не мог родиться внутри сложившегося театрального организма, но только в новой структуре, которую он создал бы сам для себя. Режиссер может совершенствовать свою индивидуальность, свои навыки и свое искусство, только выйдя из официальной колеи, начав все с нуля или почти с нуля, проявив смелость и отказавшись от всякой ангажированности. Он может найти и занять свое место, только уйдя из солидных театров или даже не стремясь попасть в них. Пройдет несколько лет успешного и интересного существования этой новой профессии, прежде чем старый театр решится допустить в свои стены Мейерхольда, например, - и то благодаря смелости и уму директора Императорских театров Теляковского. Можно бесконечно рассуждать о необходимости этого «шага в сторону» для развития новой профессиональной специализации, учитывая состояние европейского театра конца XIX века. Приведу еще один пример.

Как именно создается спектакль? Каким образом люди работают

вместе? О практике предрежиссу-ры многое еще неизвестно. Мы продолжаем размышлять об использовании «гиньоля» на сцене «Комеди Франсез» и Парижской Оперы. Речь идет о легкой демонтируемой конструкции, установленной на авансцене, на месте суфлерской будки. Это нечто вроде неглубокой сценической коробки, сидя в которой человек, выполнявший функции режиссера и несколько актеров, наблюдали за работой. На приведенной иллюстрации, Викторьен Сарду (сидит) ведет в «Комеди Франсез» репетицию своей пьесы «Мадам Сан-Жен». Становится понятно, насколько в этой коробке, своеобразном наросте на сценической площадке, автор и режиссер неотделим от актеров, которым он дает указания. Таким образом, можно предположить, что профессия режиссера в полном смысле этого слова предполагает еще один шаг в сторону - ему необходимо отстраниться от исполнителей и спуститься в зал, чтобы увидеть полную картину на расстоянии, с точки зрения зрителя. Авторы трех представленных здесь статей создают своеобразный эскиз театрального пейзажа Европы конца XIX века.

Изучив материалы в архивах «Комеди Франсез», Жаклин Разгонникофф, долгое время занимавшая пост хранительницы Музея-Библиотеки «Комеди Франсез», пишет о театральной практике и поиске зрелищности в этом, уже таком почтенном учреждении.

Александр Чепуров анализирует «монтировочное мышление» и влияние французского и немецкого опыта на практику Императорских театров. Впрочем, нельзя упускать из виду и то, что Мейерхольд, например, читал режиссерские

тетради и сценические экземпляры, хранившиеся в архивах Императорских театров.

Наконец, Катрин Ногретт прокомментировала для нас первую работу о режиссуре, появившуюся во Франции в 1884 г., в которой автор, Луи Бек де Фукьер, пытается определить суть этого понятия. Он предвидит ее неуклонное восхождение, предчувствует серьезную опасность, которая грозит тексту пьесы, и пытается наложить суровые ограничения на власть режиссера.

Итак, речь идет о первых шагах в углубленном изучении истории и теории режиссуры в Европе, которое мы собираемся предпринять для создания своего рода картографии (где фигурировали бы поставленные произведения, спектакли; письменные источники, статьи, книги, дневники, газеты; материалы изобразительного и визуального характера, а также иконография, режиссерские школы, выставки и т.д.). В ней будут упомянуты имена не только художников, вошедших в историю, но и всех тех, кто, не прославившись, внес свой вклад в преобразование европейской театральной практики.

Перевод Наталии Звенигородской

«Гиньоль», где репетирует В. Сарду. Программа обновления пьесы. Из личного архива

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.