Научная статья на тему 'РОЖДЕНИЕ НАУКИ В "РОЖДЕНИИ ТРАГЕДИИ": К ПРОБЛЕМЕ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ МИФА'

РОЖДЕНИЕ НАУКИ В "РОЖДЕНИИ ТРАГЕДИИ": К ПРОБЛЕМЕ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ МИФА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРИДРИХ НИЦШЕ / "РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ" / НАУКА / МИФ / ЭСТЕТИКА / ВОЛЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пономаренко Е.С., Кампос А.Д.

Статья посвящена анализу типологии миропониманий в раннем периоде творчества Фридриха Ницше.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BIRTH OF SCIENCE IN THE "THE BIRTH OF TRAGEDY": TO THE PROBLEM OF THE UNIVERSALITY OF THE MYTH

The article is devoted to the analysis of the typology of world outlooks in the early period of the work of Friedrich Nietzsche.

Текст научной работы на тему «РОЖДЕНИЕ НАУКИ В "РОЖДЕНИИ ТРАГЕДИИ": К ПРОБЛЕМЕ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ МИФА»

4.Репичев, А. И., Зверева, Г. П. Исследование товарного ассортимента предприятия АПК // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 2. -С. 483-485

5.АВС анализ в маркетинге: как правильно использовать на практике : Электронный ресурс / http://powerbranding.ru/ [Дата обращения: 27.02.2017]

Пономаренко Е.С.

студент

2 курс, 5 группа, педиатрический факультет ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Россия, г.Саратов Кампос А.Д., кандидат философских наук ассистент кафедры философии, гуманитарных наук и психологии ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава

России Россия, г.Саратов РОЖДЕНИЕ НАУКИ В "РОЖДЕНИИ ТРАГЕДИИ": К ПРОБЛЕМЕ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ МИФА Аннотация: Статья посвящена анализу типологии миропониманий в раннем периоде творчества Фридриха Ницше.

Ключевые слова: Фридрих Ницше, «Рождение трагедии», миропонимание, наука, миф, эстетика, воля

Ponomarenko E.S.

2nd year student of the 5rd group of the Pediatric Faculty FGBOU VO Saratov State Medical University of Ministry of Health of

Russia Russia, Saratov Kampos A.D., Candidate of Philosophy Assistant of the Chair of Philosophy, Humanities and Psychology FGBOU VO Saratov State Medical University of Ministry of Health of

Russia Russia, Saratov

THE BIRTH OF SCIENCE IN THE "THE BIRTH OF TRAGEDY": TO THE PROBLEM OF THE UNIVERSALITY OF THE MYTH Annotation: The article is devoted to the analysis of the typology of world outlooks in the early period of the work of Friedrich Nietzsche.

Keywords: Friedrich Nietzsche, "The Birth of Tragedy", world outlook, science, myth, aesthetics, will

Ключевой работой раннего периода творчества Фридриха Ницше является «Рождение трагедии». Изучение данного текста ставит перед читателем ряд проблем: дионисийского и аполлонийского начал как противоположных обнаружений Единого, первичности и конкретности Воли - как онтологического принципа орфизма, актуализирующего данность потенциальной целостности двух начал. Важным моментом для

уяснения логики Ницше является понимание установленных им причин появления «феномена» Сократа, олицетворяющего оптимистичный настрой на познаваемость мира, и губительности инстинкта науки, приводящего теоретического человека к смирению и обращению к Мифу.

Трагедия «Рождения трагедии» - в несерьезном отношении к поставленным ею проблемам: панэстетизм первой работы заслоняет метафизическую сторону эстетики как онтологической сущности бытия. Поэтому «Рождение трагедии» рассматривается либо как талантливая, но юношески-вздорная работа по эстетике (и тогда на первый план выдвигаются недоработки, нелогичность некоторых выводов Ницше - А.Р. Геворкяном [1, с. 159] (указывает на диалектичность двух начал против якобы утверждаемой Ницше их антиномичности), В. Ханпирой [2, с. 110] (упрекает Ницше в неэтичном умалчивании явления орфизма)), либо как первый шаг Ницше прочь от Этики в сторону субъективистской трактовки проблем морали и нравственности.

С точки зрения Ницше, два разъединенных художественных мира -сновидения и опьянения - Аполлона и Диониса - суть два способа объективации Воли, причем первичность Воли по отношению к ним не утверждает их равносильности, равноправности между собой. Аполлонийский способ бытия и постижения мира характеризуется следующими понятиями: «образ», «созерцание», «иллюзия», «сновидение», «форма» и «явление». Дионисийский - «музыка», «инстинкт», «опьянение», «содержание».

Дионисийское, титаническое начало вырастает из хаотических бездн бытия, постигаемых лишь в формах вне-разума. Аполлонийское же начало аристократично, выражается искусством конечных в пространственно-временном отношении пластических образов, идеалов настоящего, ближайших целей и замкнутых горизонтов. По Ницше, указанные два инстинкта выступают в диссонансе, пока неведомым чудесным образом не соединяются в одном виде искусства: аттической трагедии. Ницше ведет исследование-расследование от текстологических источников к философскому, а в пределе уже к жизненному первоисточнику. Таким образом, попеременно отрицая друг друга два начала «вырождаются», дают жизнь третьему - орфическому.

Устремленность аполлонийца на преобразование мира объясняется верой в его познаваемость: для действия необходима иллюзия. Дионисиец не действует, т.к. знает. Против этой опасности для воли выступило искусство: возвышенное - как художественное преодоление ужасного, а комическое - нелепого. И если аполлониец приобщается к истине, созерцая образы, а дионисиец - переживая восторг зачарованности, то орфик -через слияние с образами в слове. С возрастанием роли Слова все четче проявлялась тенденция оформить миф в сказание о мифических событиях.

Смерть греческой трагедии была насильственной, ее агония была мучительной, но зрелищной. Трагедия как результат взаимодействия начал аполлонийского и дионисийского, сама выносила своего убийцу. Ницше

определяет суть «предательства» Еврипида следующим образом: Еврипид сделал искусство реалистическим, поучительным, психологическим, мелодраматическим. Ницше пишет: «...зеркало, отражавшее прежде лишь великие и смелые черты, стало теперь к услугам той кропотливой верности, которая добросовестно передает и неудачные линии природы»[3, с. 516]. Еврипид пытается убрать из трагедии дионисийский элемент, то, что не относится к моральному решению вопроса, к разуму. Софокл и Эсхил, чтобы сделать для зрителя понятным происходящее, пускались на намеки и искусные ухищрения, а Еврипид ввел в искусство сознание. «В своем критико-продуктивном творчестве он часто должен был чувствовать себя так, словно его задача - жизненно воплотить в драме начало того сочинения Анаксагора, первые слова которого гласят: «Вначале все было смешано; тогда явился рассудок и создал порядок». И если Анаксагор со своим Нус представлял собой среди философов первого трезвого среди поголовно пьяных, то и Еврипиду... его отношение к трагическим поэтам могло представляться в подобном же виде» [3, с. 526].

Союзник Еврипида - демократ и реалист Сократ - приравнял знание к добру, к красоте и к истине. Момент воли совершенно элиминируется из его философии: если человек знает, что есть добро, он не может не быть добрым. Эвдемонизм Сократа враждебен романтической эстетике с ее принципом бессознательности, элитарности искусства; исходит из утилитарного принципа, апеллирует к способности рассуждать, одинаковой у всех людей. И если Сократ услышал перед смертью голос, призывающий его заняться музыкой, то это было искупление разумности.

Отождествляя знание и благие поступки, Сократ выступает против искусства и этики инстинкта: «Ключ к природе Сократа дает нам. «демон Сократа» <...> Между тем как у всех продуктивных людей именно инстинкт и представляет творчески-утвердительную силу, а сознание обычно критикует и отклоняет. У Сократа инстинкт становится критиком, а сознание творцом» [3, с. 529]. «Добродетель есть знание», «Грешат только по незнанию», «Добродетельный есть и счастливый» - в этих трех основных формах оптимизма лежит смерть трагедии. Музыкально-дионисийский фон становится побочным, оптимистическая диалектика гонит из трагедии музыку силлогизмом. Сократ представляет новую форму бытия: он - первый теоретический человек: «Если художник при всяком разоблачении истины остается все же прикованным восторженными взорами к тому, что и теперь, после разоблачения, осталось от ее покрова, - то теоретический человек радуется сброшенному покрову и видит для себя высшую цель и наслаждение в процессе всегда удачного, собственной силой достигаемого разоблачения»[3, с. 536]. Основная тайна науки в предпочтении исканий - Истине.

По Ницше, воля к истине - это всего лишь одна их форм воли в к власти, способ ее проявления. В стремлении «уйти» от мира природы в мир неизменного бытия у «зрелого» Ницше по-прежнему вызывает недоверие [4, с. 23]. Но ее метафизическая мечта (познать и исправить

мир) терпит крушение вместе с заключенным в ее логике оптимизмом: «все снова и снова приводит ее к ее границам, у коих она принуждена превратиться в искусство, - что и было собственной целью этого механизма» [3, с. 537]. Ненасытная жадность оптимистического познания превращается в трагическую покорность судьбе и жажду искусства. Наука рассматривается как опасная подменяющая жизнь сила. Только искусство является полнокровным проявлением подлинной жизни, стихийным процессом жизнеизлияния. Первый акт трагедии, в котором действующими лицами были дионисийский и аполлонийский способы включенности человека в мир, завершился рождением трагедии -орфического рода искусства, где музыка (хор трагедии) определяла ее характер. Второй акт, начавшийся убийством аттической трагедии, посвящен жизни оптимистической Науки, неудовлетворенные претензии которой определяют ее результат - Миф.

По Ницше, Трагедия разбилась об оптимизм науки, наука - об ограниченность логики: идет вечная борьба трагического и теоретического миропониманий. Всегда и во всем человек творит мифологию. Человек не может судить об истине, он может творить только миф об истине: «В вещи самой по себе нет никаких причинных связей необходимости, психологической несвободы, там не следует следствие за причиной, там не правит никакой закон. Мы сами те, сочинившие причины, тождества, относительность, принуждение, закон, основание, цель; и если мы вчиним этот мир знаков по себе в вещи... то мы еще раз займемся, чем мы всегда занимаемся, мифологией»[5, с. 40]. И миф, и музыка являются непосредственным языком мировой воли. Утрата духа музыки приводит к смерти трагедии. Утрата мифа - к смерти культуры. Миф оберегает человека, сохраняет жизнь этому хрупкому существу, претендующему на обладание Истиной. Внимая мифу, мы прикладываем ухо к сердцу мировой Воли.

Оправдание мира как эстетического феномена значит, что радость, порождаемая трагическим мифом, имеет общую родину с радостным ощущением диссонанса в музыке. Универсальность мифа определяется его «защитной» функцией: аполлонийцу и дионисийцу он дает гарантию в виде олимпийцев и титанов соответственно, дает метафизическое утешение, благочестивому орфику - заслуженное блаженство, усомнившемуся во всемогуществе духа науки сократическому человеку -успокоение и надежду.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Трагичность и аполлонийского, и дионисийского начал объясняется ощущением отчужденности (от Объекта и самого себя - соответственно). Будучи противоположны друг другу, Аполлон и Дионис в то же время дополняют друг друга до целого. Однако это целое так и остается потенциальным до тех пор, пока третье начало, будучи первичным, не актуализирует эту данность. Таковым онтологическим принципом выступает воля. Воля как творческое обнаружение субстанции вызывает космос к бытию, она и

начинает, и заканчивает процесс актуального раскрытия потенций духа. Итак, трагическое мироощущение характеризует не только дионисийское начало, но все способы миропостижения.

«Гибель» трагедий совершается в науке, где отрицаются и созерцание, и восторженное переживание в пользу диалектики и беседы с Бездной. Отказываясь от непосредственной связи с Первоединым, теоретический человек-оптимист отчуждается от самой Жизни. Критицизм Ницше относительно роли разума в форме науки и морали объясняется тем, что причину кризиса современной западной цивилизации он видел в абсолютизации разумного начала [6, с. 43]. Но выбранных им средств недостаточно: полнота жизни не может быть постигнута рационально-логическими процедурами. Поэтому сократический человек смиряется и, признав границы разума, с надеждой обращается к спасительному мифу. На каждом уровне объективации Воли человек всегда творит Миф.

Использованные источники:

1.Геворкян А.Р. Ницше и метафизический пессимизм // Вопросы философии. 2001. №8. С. 157-165.

2.Ханпира Е.Э. Античная трагедия и трагедия античности // Вопросы философии. 2000. №9. С. 102-113.

3.Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм./ Так говорил Заратустра; К генеалогии морали; Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм: Сборник. Мн.,1997. С. 453-593.

4.Кампос А.Д. Критика рационального гуманизма в философии Фридриха Ницше. Саратов, 2016. - 146 с.

5.Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах. С. 9-230.

6.Кампос А.Д. Критика разума в философии Фридриха Ницше // К онтологии господства: коллективная монография. М., 2007. С. 42-85.

УДК 091.125

Пономаренко А.М.

студент

2 курс магистратуры, факультет «История философии» Воронежский государственный университет

Россия, г. Воронеж СУЩНОСТЬ НИГИЛИЗМА И ПРОБЛЕМА ТРАНСФОРМАЦИИ ЦЕННОСТЕЙ В ФИЛОСОФИИ Ф. НИЦШЕ. Аннотация: В данной статье поднимается проблема кризиса ценностей, с которым столкнулась Европа в 19 веке. Данная работа ставит себе целью проанализировать творческий путь Ф. Ницше, его становления как философа и как критика европейской христианской культуры. Также, в тексте приводится параллель идей национал-социализма и наследия немецкого мыслителя. Вся культурно-религиозная критика подкрепляется не только цитатами исследуемого философа, но

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.