Научная статья на тему 'Рождение хора в пьесах А. Н. Арбузова 1930-х годов'

Рождение хора в пьесах А. Н. Арбузова 1930-х годов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
370
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА МИРОМ / СВЯЗЬ СО ЗРИТЕЛЯМИ / ХОР / А. Н. АРБУЗОВ / ПЕРСОНАЖ / СЮЖЕТ / PUBLIC OPINION / COMMUNICATION WITH THE AUDIENCE / CHORUS / A. N. ARBUZOV / PERSONAGE / STORY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ай Хуэйжун

Данная статья посвящена анализу ряда общих особенностей пьес, созданных А. Н. Арбузовым до Великой Отечественной войны: «Шестеро любимых», «Дальняя дорога», «Таня», «Город на заре». В этих пьесах драматург ищет сближения зрителей с происходящим на сцене, считает необходимым дать со сцены общественную оценку индивидуальным проявлениям характеров в конфликтных ситуациях, в результате чего он, опираясь на традиции античного театра, воплотил данный замысел в образе хора. Хор появляется в пьесе «Город на заре» с исключительной ситуацией: герои делают общее дело в грозящих гибелью условиях, что определило необходимость общей оценки хором героев и их поступков. Хор в пьесе и общая душа всех строителей, и сумма личностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHORUS APPEARANCE IN A. N. ARBUZOV’S PLAYS OF THE 1930S

The article analyzes some common features of A. N. Arbuzov’s plays written before the Great Patriotic War: “The Six Beloved”, “A Long Road”, “Tanya”, “City at the Dawn”. In these plays the dramatist wants to draw the audience into the scene, he finds it necessary to articulate public opinion on individuals’ behaviour in conflict situations. Relying on the antique theatre traditions the dramatist introduced the chorus image which satisfies his purpose. The chorus appears in the play “City at the Dawn” in extraordinary situation: the characters pursue a common goal in life-threatening circumstances which predetermined the necessity to articulate (by chorus) public opinion on characters and their actions. The chorus in the play is simultaneously the builders’ common soul and the integrity of individuals.

Текст научной работы на тему «Рождение хора в пьесах А. Н. Арбузова 1930-х годов»

Ай Хуэйжун

РОЖДЕНИЕ ХОРА В ПЬЕСАХ А. Н. АРБУЗОВА 1930-Х ГОДОВ

Данная статья посвящена анализу ряда общих особенностей пьес, созданных А. Н. Арбузовым до Великой Отечественной войны: "Шестеро любимых", "Дальняя дорога", "Таня", "Город на заре". В этих пьесах драматург ищет сближения зрителей с происходящим на сцене, считает необходимым дать со сцены общественную оценку индивидуальным проявлениям характеров в конфликтных ситуациях, в результате чего он, опираясь на традиции античного театра, воплотил данный замысел в образе хора. Хор появляется в пьесе "Город на заре" с исключительной ситуацией: герои делают общее дело в грозящих гибелью условиях, что определило необходимость общей оценки - хором - героев и их поступков. Хор в пьесе - и общая душа всех строителей, и сумма личностей.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2017/1 -2/1 .html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 1(67): в 2-х ч. Ч. 2. C. 11-15. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/1-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

10.01.00 ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

УДК 82-2

Данная статья посвящена анализу ряда общих особенностей пьес, созданных А. Н. Арбузовым до Великой Отечественной войны: «Шестеро любимых», «Дальняя дорога», «Таня», «Город на заре». В этих пьесах драматург ищет сближения зрителей с происходящим на сцене, считает необходимым дать со сцены общественную оценку индивидуальным проявлениям характеров в конфликтных ситуациях, в результате чего он, опираясь на традиции античного театра, воплотил данный замысел в образе хора. Хор появляется в пьесе «Город на заре» с исключительной ситуацией: герои делают общее дело в грозящих гибелью условиях, что определило необходимость общей оценки - хором - героев и их поступков. Хор в пьесе - и общая душа всех строителей, и сумма личностей.

Ключевые слова и фразы: оценка миром; связь со зрителями; хор; А. Н. Арбузов; персонаж; сюжет. Ай Хуэйжун

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток [email protected]

РОЖДЕНИЕ ХОРА В ПЬЕСАХ А. Н. АРБУЗОВА 1930-Х ГОДОВ

Произведения Алексея Арбузова стали классикой в советской драматургии потому, что окружающая жизнь в них показана через индивидуальные характеры героев, которым посвящены многочисленные работы русских и китайских критиков, литературоведов (К. Рудницкий, И. Вишневская, И. Василинина, И. Григорай, Тун Даомин, Чэнь Шисюн и др.). Исследуя арбузовскую манеру создания произведений, критики указали, что в созданных драматургом образах часто проявляется преемственность, в том числе и в образе хора, который присутствует с раннего периода его творчества вплоть до предпоследней пьесы «Победительница» (1983). Появление хора как особого образа в отдельных пьесах А. Н. Арбузова вызывало удивление некоторых критиков и всегда нуждалось в объяснении. К. Томашевский считал введение Арбузовым хора в «Город на заре» режиссерски спорным: «Нужен ли этот хор?.. Местами слишком уж много пластических экзерсисов приходится проделывать исполнителями пьесы в целях, очевидно, большей ритмичности действия» [8, с. 59]. Лишним считал хор и участник первого спектакля А. А. Галич, будущий поэт и драматург. Обращение Арбузова к хору в «Иркутской истории» театральный критик Ю. А. Зубков назвал «выражением недоверия к зрителю» [6, с. 4].

Защищали необходимость хора в ряде пьес Арбузова не только русские критики Б. Галантер, А. Шаров, С. Заманский, К. Рудницкий, И. Вишневская, но и китайские литературоведы Чень Шисюн, Тун Даомин, Ань И, Ли Чжэн, Дую Сяо. Они считали присутствие хора поэтической особенностью этих пьес. В то же время они не заметили, имеет ли творческую предысторию «Город на заре», в котором хор впервые появляется как действующее лицо. В этой статье, исследуя драмы, созданные Арбузовым до Великой Отечественной войны: «Шестеро любимых» (1934), «Дальняя дорога» (1935), «Таня» (1938), «Город на заре» (1940), - мы попытаемся указать на их общие особенности и объяснить, почему драматург создал образ хора в пьесе «Город на заре», завершающей данный этап его творчества.

Хор, непременная составляющая античной драмы, играл важную роль в создании тесной связи между зрителями и сценой, выполняя и художественную, и общественную функции. По замечанию Г. Гегеля, «публика находила в хоре объективного представителя своего собственного суждения обо всем происходящем» [4, с. 589]. Хор выступал не только наблюдателем жизненных переживаний героев, но и выразителем оценки окружающего мира: он одобрял или осуждал героев. В. Ярхо выразил в литературоведческих работах общее понимание функции хора: «Хор - это голос поэта, а то даже и всей гражданской общины, судящей трагических героев с позиций общенародной нравственности» [9]. Эта функция хора особенно важна Арбузову, который хочет сблизить зрителей со сценой, дать отклик мира на речи и поступки персонажей. Хор в пьесах Арбузова стал важным элементом в стремлении драматурга передать замысел своих пьес.

Хор появляется как действующее лицо в творчестве Арбузова не сразу, а с накоплением писательского опыта. Перед «Городом на заре» он создал пьесы «Шестеро любимых», «Дальняя дорога», «Таня», принесшие ему известность как драматургу. В них, несмотря на отсутствие хора в его прямом выражении, видна тенденция оценки происходящих событий обществом. Выявляя их общие особенности, мы видим, что Арбузов уделил большое внимание сценическому выражению общественной оценки происходящего. Арбузову важно не только изобразить изменение жизненного пути его персонажей, но и показать оценку, данную героям окружающим миром, в который включены не только созданные драматургом персонажи, но и сидящие

в зале зрители, постоянно переживающие за судьбы героев. Арбузов не один раз указывал: драматург должен жить в театре, а значит, и после выпуска спектакля должен отслеживать реакцию зрителей на то, что происходит на сцене. «Театр в понимании Арбузова - живой диалог актера со зрителем... Он не может остаться, как и полагается автору, в стороне» [7, с. 12].

В пьесах Арбузова сюжет построен так, что положительная оценка зачастую совпадает с наградой героев любовью. С одной стороны, после всех испытаний герои получают любовь как награду от судьбы. С другой стороны, награда совпадает с ожиданием зрителей, которые переживают за персонажей. Как указала М. И. Громова, в пьесах Арбузова «любовь. главный критерий счастья и гармонии в человеческих отношениях» [5, с. 8].

«Шестеро любимых» - первая удачная пьеса Арбузова. Она начинается с пролога, который в античной драме исполнял обычно хор. В прологе арбузовской комедии актеры и актрисы представляют зрителям свои мнения об отношениях между сценой и залом, одновременно вызывая интерес к будущему событию. Здесь же автор загадал загадку, которую разрешил только в конце пьесы.

Гайдар. Но одного я не стану скрывать (показывает на Лену) - я люблю эту девушку.

Лена (повязывает на голове платочек). А я не скажу вам, как к нему отношусь [1, с. 45].

Конфликт между Леной и Гайдаром создался отчасти комическим недоразумением: Гайдар украл переходящее знамя, чтобы не передать его бригаде, где находится Лена, не зная, что надо передать именно ей, а Лена назвала подлецом парня, который не хочет отдать знамя девушке, не зная, что это Гайдар. Когда Гайдар признался ей в любви, Лена нарочно, со зла сказала, что она уже замужем. В процессе развития этой любовной линии уже видна оценка Лены обществом. Саввишна назвала ее орлом, потому что она заняла первое место во время уборочной. А начальник ее бригады ценил ее как умнейшего человека. Такая оценка предупредила зрителей, что Лена способна на героический поступок, и в какой-то степени объясняет, почему она, рискуя жизнью, спасает Гайдара, который едва не утонул, чтобы спасти унесенную ветром лодку. Разумеется, главная причина ее героизма была в любви к Гайдару. Этот «секрет» раскрылся только в финале пьесы.

Лена (обращаясь к зрителям). Помните, перед началом спектакля я не хотела говорить, как отношусь к нему. Ну что ж, сейчас я открою вам этот секрет. (Выходит на авансцену, смотрит на зрителей.) Ой... Ой, а ведь, кажется, вы догадались об этом сами [Там же, с. 99-100].

Лена получила не только любовь Гайдара, но и признание окружающих людей. А Гайдар в финале хочет передать знамя публично, чтобы все узнали о героическом поступке Лены. Постоянные загадки в развязке пьесы разъяснялись, а ожидания зрителей оправдались. Пьеса начиналась и заканчивалась обращением к залу. Оно сближало зрителей с героями.

В связи с тем, что время действия пьесы «Шестеро любимых» ограничено тремя часами (между тремя и шестью часами утра), в пьесе не произошло существенных изменений в характерах персонажей. Такие изменения стали чрезвычайно важны для драматурга в последующих произведениях. Как не однажды заметили, Арбузов любит людей, которые изменились к лучшему после годов странствий. Поэтому ему особенно важна оценка героев окружающим миром.

В финале «Дальней дороги» и «Тани» герои превратились в людей, достойных похвалы общества, получили вербальное одобрение окружающих. Одобрение со стороны мира стало результатом их жизненных поисков и изменения отношения к окружающему миру. Одновременно некоторые из них награждены любовью.

В пьесе «Дальняя дорога» Лилю Брегман сначала называли (и справедливо) неудачницей. Такая оценка оказала большое влияние на нее. Ей казалось, что она ни на что не способна, и она едва не потеряла совсем веру в себя. Ее сюжетная линия в пьесе выстраивается так, что Лиля пришла в коллектив строителей метро Москвы (сама пришла к ним в общежитие), а затем работа и доверие товарищей помогли ей отбросить прошлое. Именно здесь, что важно, она нашла свою любовь.

Путь Лили - от страха перед жизнью, в которой ничто не удается, через суровый, подчас героический труд к товарищам и радости. Этот путь повторяется в сюжетных линиях Максима Самодельного и Ильи Солнышкина. Они были изгнаны из бригады Бейчеховского за хулиганство и трусость и едва не исключены из комсомола. Особенно характерна для общего сюжетного движения линия Ильи, который сначала хотел уклониться от спуска в шахту в опасный момент, но затем все-таки решил пойти на рискованный спуск. Драматург уделил большое внимание изображению психологических колебаний Солнышкина, чтобы показать изменение в самочувствии героя. Здесь нельзя не согласиться с точкой зрения Вишневской на героя Арбузова: «Человек, который хочет стать лучше, - уже человек поступка, а возможно, и подвига» [3, с. 53]. В пьесе потребуется, однако, категорический приказ Лешки остановить аварию, чтобы Илья, рискуя жизнью, спас положение. Героем стал и Максим. Поступки Максима и Ильи получили горячее одобрение метростроевцев. О них сообщило радио.

Голос Лешки: И этот коллектив дал стройке таких работников, как Максим Самодельный, бессменно трое суток руководивший сбойкой, как Илюша Солнышкин, который, рискуя своей жизнью, помог бригаде кончить сбойку раньше срока [2, с. 103].

Когда Максим собрался идти в армию, Топсик поет: «Когда же он вернется, когда же он вернется, Он будет знаменитый и отважный человек» [Там же, с. 107].

Лиля и Илья награждены не только уважением метростроевцев, но и радостью взаимной любви. Сюжет построен так, что без решения пойти в метро они не встретили бы друг друга. Пьеса, в сущности, о том, как люди, выключенные из потока жизни общества, становятся важной его частью, необходимыми людьми, и тогда получают возможность любить и радоваться.

Ту же мысль Арбузов продолжает развивать в «Тане». Героиня думала, что, найдя счастье в браке с Германом, она сохранит свою радость, отказавшись от иных потребностей души - избранной профессии, друзей,

чуть ли не всего мира, который почти потерял для нее интерес: она отнеслась равнодушно даже к смерти соседского ребенка. Таня неоднократно слышала неодобрение мужа и друзей по медицинскому институту.

Герман. А ты... ты не жалеешь, что бросила институт? Этой весной ты была бы уже врачом: ведь тебе оставался всего год до выпуска [1, с. 110].

Отрыв от окружающего мира жестоко мстит героине: сначала она теряет мужа, а затем, отдавшись полностью ребенку, теряет и его. Результатом этих потерь стал резкий поворот Тани к общей жизни людей. Она стала врачом в глухом районе Сибири. Но в этой пьесе Арбузова самоотверженный труд героини не решил вполне ее отношения с обществом: ее уже уважали, но сама себя она не чувствует вполне достойным человеком, страдая в разлуке с Германом.

Игнатов. Вы все еще его любите?

Таня. Наверное. Хотя. Это не совсем точное слово - люблю. Нет, просто я все еще принадлежу ему. (Пауза.) Иной раз подумаю, и кажется - встреть я его сейчас, не совладала бы с собой, бог знает что натворила, только бы быть с ним вместе. Никого бы не пощадила [Там же, с. 158]!

Окружающий мир, как ей кажется, для нее значит до сих пор меньше, чем любовь Германа. Только когда она добралась в поселок геологов в пургу, чтобы спасти ребенка, который оказался сыном Германа и Шама-новой, она почувствовала себя свободной, независимой от прежней любви. Ее героическим поступком выразили восхищение чуть не все геологи поселка.

Бяшняк. Мы, товарищ доктор, большое, золотое спасибо говорим за то, что вы нашего парнишку выходили. А про то, как вы шли к нам в пургу и смерти не боялись, про этот ваш бесценный поступок мы дали весть в Москву. Пускай вся страна знает, какой вы дорогой человек [Там же, с. 175].

Неудачница, как себя однажды назвала Таня Рябинина, превратилась в уважаемого советским миром человека. Жизненные поиски Тани увенчались одобрением мира окружающих людей - таково обязательное завершение сюжета и в этой пьесе.

Стремление героев стать частью общей жизни и обязательная оценка результатов этого стремления стали необходимой особенностью пьес Арбузова 1930-х годов: «Шестеро любимых», «Дальняя дорога», «Таня». Прямое введение хора в пьесу «Город на заре» стало естественным результатом опыта предыдущих пьес. В этой пьесе Арбузова хор - действующее лицо и народный голос.

Хор состоит из всех комсомольцев, строителей, которые приехали из разных мест страны на Дальний Восток построить новый город на берегу Амура. Такой состав предопределил, что хор представляет единую душу будущего города и имеет возможность дать справедливую оценку каждому герою и его поступку. Он всегда появляется в необыкновенный, важный момент для судьбы будущего города, постоянно сопровождает развитие действия, одобряет, оценивает, осуждает персонажей. Хор соединил строительную и любовную линии воедино: героям нужно не только выжить в трудных условиях незнакомого края, но и составить семейные ячейки, создать в будущем городе жизнь, стать его коренными жителями. Эта мысль заложила основу сюжета всей пьесы и предопределила ее структуру.

Присутствие хора в пьесе создает композиционную цельность. Жанр пьесы определяется автором как «драматическая хроника в трех действиях, шести картинах, с тремя интермедиями». Действия были отданы поступкам многочисленных героев и их личным взаимоотношениям. Интермедии были отведены хору. Их место строго продумано: каждая находится между первой и второй картинами в каждом действии. Эти хоровые интермедии не отрываются от действия, сопровождают его, связывают отдельные звенья воедино. Без них пьеса не может развиваться последовательно. Тем более что в этих хоровых интермедиях лирически представлены важные для строителей события: в воображении Зяблика и - благодаря его речам -всех строителей представляется будущий город, показаны в тайге сбежавшие со стройки Зорин, Жора и Альтман, хор подбрасывает Наташе пистолет, чтобы спасти Альтмана и заготовленный лес, осуществляется взрыв скалы во благо города Зябликом и его смерть.

Строители мечтают не только построить новый город, но и стать его первыми коренными жителями. Поэтому с хором связан лирический сюжет, смыкающийся напрямую с центральной сюжетной линией борьбы за создание нового города. В этом процессе хор выполняет свою важную функцию - дает оценку поступкам героев. Если в предыдущих пьесах мир и общество дают оценку героям - одобрение - в основном после того, как они выбрали правильный путь, то в «Городе на заре» хор как народный представитель выражает и осуждение, и сочувствие, и утешение. Другими словами, на основе накопленного опыта Арбузов развил тенденцию давать оценки миром, обществом словам и действиям героев.

Зяблик был мечтателем и философом. Он постоянно погружался в свои мечты, не обращая внимания на насмешки окружающих людей. В отличие от Аграновского, который считает появление нового города в неоправданно короткие сроки предлогом вернуться в Москву и достичь успехов в карьере, Зяблик мечтал построить город за шесть месяцев, даже за четыре, потому что он искренне верит в это, хотя еще не научился тяжелому труду. Именно его мечта и энтузиазм были нужны будущему городу, а вначале были одобрены только коллективным хором. Сам выдумщик оценивался героями по большей части негативно. После обращения Зяблика к хору с рассказом о плане нового города, в котором будет и площадь Фомы Кампанеллы, и памятник великому утописту, отношение к нему хора (но не отдельных героев) меняется:

Очарованный хор провожает уходящего с площадки Зяблика тихим шелестом аплодисментов, точно боится вспугнуть то, о чем только что говорил юноша [Там же, с. 199].

Зяблик не заботился о быте, в принципе был против вещей. Он не привез с собой необходимой одежды -только зеркало, потому что считал, что, наблюдая себя, человек познает мир. Он ведет себя как наивный

ребенок, а думает как настоящий философ. Именно такие противоречивые стороны в характере делают его симпатичным. Зяблик не имеет способностей, необходимых для тяжелой работы и суровой жизни строителей города. Но ему повезло: он получил любовь Оксаны, несмотря на то, что она, как и другие строители, сначала не видела в странных поступках и речах Зяблика что-то ценное. Он погиб бы, если бы не заботы Оксаны.

Благодаря ее любви и заботе Зяблик выжил, когда мороз и голод угрожали жизни всех строителей, некоторые из них погибли. Любовная линия достигла кульминации, когда они решили пожениться. Однако герой не думал о себе и Оксане, когда надо было спасти от воды штабеля бревен, труд всей зимы, и попавших в опасность Альтмана и Наташу. Зяблик решил инженерную проблему - взорвать скалу, преграждавшую путь воде, а затем осуществил ее и погиб.

Зяблик. Вода уйдет из Волчьего рва - скала закрывала ей дорогу. Наташа и Альтман вернутся. (Смотрит на Оксану.) Милая. до свидания. (Умирает.) [Там же, с. 263].

Над героически погибшим Зябликом хор склоняет знамена. Хор представляет весь город и народ, воздав Зяблику дань высокого уважения. Оксана, хоть потеряла любимого, станет сильнее, потому что от него ждет ребенка. Ребенок, как и любовь, представляют награду судьбы. Зяблик погиб, но сын, скорее всего, будет похож на него.

Зяблик не был единственным человеком, который получил одобрение хора. Наташа, у которой слабое здоровье и не лучшие трудовые успехи, по мнению хора, душой лучше всех девчат в лагере. Альтман, который плохо работает (не умеет, не учен), получил утешение хора. Хор спас ему жизнь, подбросив Наташе пистолет, после того как он вернулся в город, уйдя от предателей. Хор ценит то, что Альтман, как и Зяблик, уверен в создании прекрасного города.

Альтман. Не будет в нашем городе маленьких переулочков. Только проспекты! (Задумчиво.) Асфальт надо поливать из длинной кишки, тогда он пахнет бензином и фиалками. И я сам, сам буду поливать асфальт, и смешные стриженые мальчишки будут бежать за мной и, приплясывая, кричать: «Дяденька, окати!..» [Там же, с. 205].

Арбузов создает героя своего, особенного типа. Героем становится не обязательно человек, который способен на трудовые рекорды, а тот, который всю душу посвятил своему делу. В образах Лены в «Шестеро любимых», Ильи Солнышкина в «Дальней дороге», Тани в финале пьесы тоже очевидна эта черта. Таким людям драматург не жалеет высокой оценки в виде одобрения миром и хором. Это доказывает последовательность Арбузова в разработке сюжетов и объясняет причину, почему он обращается к хору, более яркому представителю оценки обществом, миром в «Городе на заре».

Хор не только дает высокую оценку настоящим героям, но и осуждает Зорина, который, сбежав из города, предал не только товарищей, но и любимую Лелю. Зорину вначале повезло больше, чем другим: в первый день он нашел земляка Жмелькова, подружился со многими, потом получил признание как хороший работник, вызвал интерес Лели, которая полюбила его. Другими словами, у Зорина были и любовь, и дружба, и доверие товарищей - самые ценные вещи для человека, особенно когда он находится в далеком краю. Но он не ценил ничего, убежав из города, предполагая, что все погибнут от голода. В этот момент хор дал ему оценку - «Иуда», упомянув осину проклятую.

Голос из хора (плача, на самых верхах).

«Не кукуй, горька кукушка,

На осине проклятой,

Сядь на белую березу,

Прокукуй над сиротой» [Там же, с. 226].

Зорин считал, что он сможет выжить и найти счастье, бросив товарищей и любимую. На самом деле он стал сиротой - не только в прямом значении этого слова, но и в нравственном смысле. Он стал предателем. На его пути к будущему спутником будет только предатель Жора.

Хор, как душа города, жестоко осуждает Зорина за его эгоизм, одновременно выражая свое сочувствие. Каждый комсомолец в отдельности ему не сочувствует.

Хор.

«Иди, говорят, ступай, говорят,

Гуляй, говорят, по свету,

Ищи, говорят, себе, говорят,

Долюшки-привету» [Там же].

Хор знает, что Зорин скорее всего погибнет в тайге. Ради личного блага он пожертвовал всем - любовью, дружбой, доверием товарищей - самым ценным в жизни. Без этих слагаемых качеств у человека нет будущего.

Итак, мы видим, что хор появляется в пьесе с исключительной ситуацией: герои делают общее дело в условиях, грозящих гибелью. Это определило необходимость общей оценки - хором - героев и их поступков. Хор в пьесе - и общая душа всех строителей, и сумма личностей, способных на индивидуальное суждение. Именно такая структура хора и его функции были необходимы в пьесе о строительстве Комсомольска.

Хор отсутствует в большинстве последующих пьес Арбузова, имевших большой успех не только в России, но и на сценических подмостках мира. Появление хора в драмах «Иркутская история», «Счастливые дни несчастливого человека» и «Победительница» объясняется наличием в них, как и в «Городе на заре», исключительной ситуации и необходимостью ее осмыслить. В каждой из названных пьес ситуация своя и своя структура и функция хора.

Список литературы

1. Арбузов А. Н. Избранное: в 2-х т. М.: Искусство, 1981. Т. 1. 728 с.

2. Арбузов А. Н. Театр: пьесы. М.: Сов. писатель, 1961. 691 с.

3. Вишневская И. Л. Алексей Арбузов: очерк творчества. М.: Сов. писатель, 1971. 231 с.

4. Гегель Г. Эстетика: в 4-х т. М.: Искусство, 1971. Т. 1. 675 с.

5. Громова М. И. Русская драматургия конца ХХ - начала XXI века. М.: Наука, 2009. 218 с.

6. Зубков Ю. А. Встретились три человека. // Советская культура. 1960. 5 января.

7. Крымова Н. А. Театр Арбузова // Арбузов А. Избранное: в 2-х т. М.: Искусство, 1981. Т. 1. С. 6-38.

8. Томашевский К. Заря безыменная // Театр. 1940. № 10. С. 51-59.

9. Ярхо В. Н. Трагический театр Софокла [Электронный ресурс]. URL: http://Hb.ru/POEEAST/SOFOKL/sofokl0_4.txt (дата обращения: 24.12.2016).

CHORUS APPEARANCE IN A. N. ARBUZOV'S PLAYS OF THE 1930S

Ai Huirong

Far Eastern Federal University, Vladivostok ahr. 2006@163. com

The article analyzes some common features of A. N. Arbuzov's plays written before the Great Patriotic War: "The Six Beloved", "A Long Road", "Tanya", "City at the Dawn". In these plays the dramatist wants to draw the audience into the scene, he finds it necessary to articulate public opinion on individuals' behaviour in conflict situations. Relying on the antique theatre traditions the dramatist introduced the chorus image which satisfies his purpose. The chorus appears in the play "City at the Dawn" in extraordinary situation: the characters pursue a common goal in life-threatening circumstances which predetermined the necessity to articulate (by chorus) public opinion on characters and their actions. The chorus in the play is simultaneously the builders' common soul and the integrity of individuals.

Key words and phrases: public opinion; communication with the audience; chorus; A. N. Arbuzov; personage; story.

УДК 811.111; 801.73

В статье анализируется концепт «красота», который реализуется в структуре рассказа посредством актуализации лингвокультурных знаний читателя, внутритекстовых связей. На грани жизни и смерти ма-канинский герой остро ощущает антиномию красоты и безобразия. В работе анализируется эстетическая оценка красоты человека («внешней мужской» и духовной), красоты окружающего мира (величественных гор) и красоты мастерства. Доказывается, что концепт «красота» разворачивается благодаря привлечению интертекстуальной парадигмы художественного произведения и авторского замысла.

Ключевые слова и фразы: концепт; концепт «красота»; значение слова «красота»; внешняя красота; внутренняя (духовная) красота; красота природы; красота мастерства; авторский замысел; художественная картина мира; В. Маканин; безобразное (некрасота).

Вайрах Юлия Викторовна, к. филол. н., доцент Казорина Анна Владимировна, к. филол. н., доцент

Иркутский национальный исследовательский технический университет vayrakh @yandex. гы

КОНЦЕПТ «КРАСОТА» КАК ОРГАНИЗУЮЩИЙ КОНСТРУКТ РАССКАЗА В. МАКАНИНА «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННЫЙ»

Включение различных областей знания в филологические исследования оправдывает попытки литературоведов искать новые подходы к изучению художественного текста. Открытия когнитивной лингвистики видоизменили литературоведческий подход к тексту с позиции особенностей авторского осмысления и восприятия отдельных концептов. В нашем исследовании концепт осмысливается как «ментальный конструкт, выраженный в языковом знаке и создающий художественное пространство». Д. С. Лихачев понимает концепт или общее понятие как «мыслительное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода» [3, с. 4]. В художественном тексте введение концепта регулируется авторским замыслом и отражает художественную картину мира писателя.

Слово «красота» функционирует в языке в разных значениях: 1) красивое, прекрасное (внешность, манеры); 2) качество, которое может доставлять наслаждение; 3) красивые, прекрасные места; 4) разговор о чем-то прекрасном, приносящем радость собеседнику; 5) талант, мастерство [1; 6].

В первом предложении текста В. Маканин вводит цитату Ф. М. Достоевского «Красота спасет мир», которую произносит юноша Ипполит Терентьев, герой романа «Идиот»: «...князь утверждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен. <... > Какая красота спасет мир?..» [4]. Контекст цитаты выражает идею романа «Идиот»: создать художественный образ прекрасного человека - князя Мышкина. В тексте В. Маканина цитата переосмысливается автором, и появляются новые смыслы: трудно оставаться духовно и физически красивым на войне, на фоне безобразного, чудовищного искажения мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.