Розенберг Г.С. Экология в картинках (Учебное пособие). Тольятти: ИЭВБ РАН, 2007. 217 с. + 15 презентаций.
Член-корреспондент РАН Г.С. Розенберг - один из наиболее активно «практикующих» специалистов в области экологического образования России. В Тольятти, Самаре, Ульяновске и Нижневартовске им опубликовано 7 учебных пособий (Розенберг, Мозговой, 1992; Розенберг, Краснощеков, 1992; Розенберг, Мозговой, Гелашвили, 1999; Розенберг, Рянский, Шустов, 2002; Розенберг, Краснощеков, Саксонов, 2003, Розенберг, 2004; Розенберг, Рянский, 2004). Свои методические наработки Г.С. Розенберг апробировал в течение 20 лет при чтении курса экологии в разных вузах страны - Самарском госуниверситете, Волжском университете им. В.Н. Татищева (Тольятти), Тольяттинском госуниверситете, Нижневартовском госпединституте, Мордовском госуниверситете и др.
У Г.С. Розенберга сформировался свой объем экологии для курса, который читается в соответствии с программой, предназначенной для студентов 3-5 курсов, специализирующихся по экологии. К традиционной общей (биологической) экологии он добавляет биосферную экологию, причем понимает ее очень широко, включая в этот раздел характеристику экосистемных процессов (пищевые цепи, пирамиды биомассы, функционирование гидротермальных оазисов и др.). Особое внимание он уделяет понятию ноосферы и состоянию проблемы отношений Человека и биосферы в контексте разработки концепции перехода мирового сообщества на устойчивое развитие. Проблемы прикладной экологии и вопросы сохранения биологического разнообразия в этот курс не входят.
Очередному «эколого-просветительскому опусу» Г.С. Розенберга предпослан эпиграф: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать [хоть и банально, но верно...]. Народная пословица». В пособии, действительно, можно увидеть многое. Это первое российское вузовское электронное учебное пособие по экологии, к тексту которого прилагается СЭ с 15 презентациями. Большая часть текста - справки об ученых, упоминаемых в пособии («Кое-что об экологах и близких к ним людях (краткие биографические сведения)»).
Мотивы написания своего учебного пособия автор объясняет следующим образом: «... после выхода "Ликов экологии" у меня
сформировался достаточно прочный интерес к истории экологии. Поэтому идея создать "шпаргалку для лектора" и показать слушателям (еще раз подчеркну - именно показать с использованием современной мультимедийной техники) становление и развитие экологической науки через ее лидеров появилась вполне закономерно» (с. 3).
По сравнению с «Ликами» (которые, к слову, стали настольной книгой рецензентов), количество фигурантов в новой книге возросло почти в 2 раза - с 200 до 378. С одной стороны, это хорошо, но с другой -довольно опасно, так как в число характеризуемых личностей вошли слишком «разнокалиберные» величины, включая и тех, кто не столько внес, сколько вынес из экологии.
«Введение» автор заключает следующим образом: «. я надеюсь, что мой труд будет интересен не только мне, а окажется полезным, во-первых, специалистам, которые смогут почерпнуть из него что-то новое (хотя бы в структуре изложения материала), во-вторых, таким же, как я, в меру ленивым лекторам (не надо пачкаться мелом, рисуя схемы и формулы и пр.), и, наконец, слушателям, которые смогут узнать не только об экологии, но и "в лицо" ведущих экологов прошлого и наших современников» (с. 5).
Перечислим презентации, которые вошли в пособие.
1. Системно-методологические проблемы современной экологии (системная экология).
2. Факториальная экология.
3-5. Демэкология: динамика, структура, взаимодействие популяций.
6. Экологические ниши.
7. Экологическое разнообразие.
8. Синэкология.
9-11. Структура сообществ: континуум, пространственные закономерности.
12-13. Динамика сообществ: сукцессии, климакс, эволюция.
14. Экология биосферы: энергетика, продуктивность.
15. Экология биосферы: ноосфера.
Не имея возможности анализировать содержание презентаций (при экологическом плюрализме почти по каждой из них можно вступить с автором в дискуссию по объему, структуре и содержанию), ограничимся об-
В мире книг
щей характеристикой всего массива данных, который очень велик - в каждой презентации от 30 до 70 слайдов, т.е. общее число слайдов составляет около тысячи!
• Все содержание пособия объединено системой двенадцати концепций теоретической экологии, которые ранее были опубликованы (Розенберг, 1991). К числу этих «несущих конструкций» современной экологии отнесены следующие концепции: совокупного действия природных факторов, устойчивости популяций, минимального размера популяций, (теория) естественного отбора, экологической ниши, биологического (экологического) разнообразия, экосистемы, континуума, периодической географической зональности, климакса, сетчатой эволюции сообществ, биосферы. В рамках этих концепций рассматриваются другие компоненты теоретического знания: законы, правила, принципы, постулаты, гипотезы, аксиомы, уравнения и др.
• Лейтмотивом курса являются принципы системной экологии. «Смотрителю» предлагается познакомиться с основными понятиями системологии - «система» и «сложная система», принципы иерархической организации мира, контринтуитивного поведения сложных систем, множественности моделей, осуществимости моделирования, рекуррентного объяснения, минимаксного построения моделей.
• Предельное насыщение экологии математикой с приведением множества аналитических моделей, потенциал которых далеко не всегда оценивается реалистически. Многие модели в природе не работают, в том числе и самые популярные - «хищник - жертва» и конкуренции. В целом разнообразие экологических явлений столь велико, что втиснуть их в прокрустово ложе строгих законов, как правило, не удается.
• Большое внимание уделяется заимствованной из геометрии концепции фракталов (раздел написан совместно с Д.Б. Гелашвили и Д.И. Иудиным). По Мандельброту (2002), «фракталом называется структура, состоящая из частей, которые в каком-то смысле подобны целому». Через фракталы автор пытается объяснять проблему экологического (биологического) разнообразия в экосистеме. Это более чем спорный подход, так как в экосистеме на уровнях от организма до крупных территориальных единств господствует индивидуальность, порождающая континуум. По этой причине в составе экосистемы крайне
сложно выделить элементы, «подобные целому» - ценоячейки, ценомолекулы, кон-сорции и т.д. Компоненты экосистем объединены стохастическими сетями с невысокой теснотой связи. Реализуется принцип «малому количеству ролей соответствует большое количество исполнителей», что повышает устойчивость экосистем.
• При характеристике материала автор знакомит «смотрителя» не только с содержанием концепций, но и с их авторами. Презентации изобилуют множеством фотографий, значительная часть которых - не формальные портреты, а кадры из жизни ученых (для многих ученых приводится несколько фотографий). При оформлении слайдов проявился бесспорный художественный вкус автора, а 15 его разнообразных портретов (в том числе со стаканом пива и с букетом цветов), которыми завершаются презентации со словами «Благодарю за внимание», еще раз иллюстрируют присущее Розенбергу чувство юмора. Анонсированная во «Введении» иллюстративная компонента курса заслуживает высокой оценки.
• Как говорили древние греки-диалектики, любое достоинство, продленное через меру, становится недостатком. В пособии «смотрителя» буквально подавляет избыточность материала. Впрочем, никто не заставляет составителей «шпаргалок» для лекционных курсов использовать весь материал. Базу данных пособия нужно использовать как богатейший «супермаркет», в котором каждый найдет нужный ему «товар» и может пройти мимо полок с тем, что ему не нужно. И все-таки, можно пожелать автору в дальнейшем добиться большей компактности материала, так как тысяча слайдов - это недопустимо много даже для преподавателя, о студентах мы и не говорим.
Коснемся лишь очень актуального для современной экологии вопроса о содержании концепции устойчивого развития, которую, как метко заметили О.К. Дрейер и В.А. Лось [1], пока можно уподобить «философскому камню», при поиске которого родилась химия (остается надеяться, что в ходе конкретизации положений концепции и ее реализации человечество научится жить более экологично). Автор уверенно занимает центристскую позицию эколога-реалиста и выступает против как биосфероцентризма (на слайде великолепный снимок - морда обезьяны выглядывает из-под руки человека), так и ан-
тропоцентризма (технократического подхода). Он подвергает вполне заслуженной критике термин «ноосфера», который в настоящее время превратился в средство для заклинания (чур, чур меня! Я - за ноосферу, и потому мое видение будущего единственно правильное!). Однако напрасно автор не дал критического анализа популярной у российских экологов гипотезы биотической регуляции биосферы В.Г. Горшкова - В.И. Дани-лова-Данильяна (см. [2]), которая и является теоретическим основанием требования депопуляции человечества, критикуемого в пособии. Следовать мудрому афоризму Козьмы Пруткова «Зри в корень» Розенберг не захотел.
Полагаем, что критика представлений о коэволюции человека и биосферы, которые были сформулированы Н.Н. Моисеевым, не оправдана. Моисеев понимал коэволюцию не как биолог, а использовал этот термин для обозначения тенденции изменения биосферы под влиянием человека до квазиустойчивого состояния и подчинения деятельности человека нормативам экологической емкости биосферы, при котором сохраняется эта квазиустойчивость. Таким образом, за представле-
ниями Моисеева стояли те же установки, что и у автора при его трактовке устойчивого развития («Человечество + Биосфера = Гармонизация отношений»).
В целом «первая ласточка» из числа электронных учебных пособий по вузовской экологии - явление самое отрадное, особенно с учетом того, что с 2005 г., по решению ООН, начата реализация программы «Декада образования в целях устойчивого развития». «Экология в картинках» является бесспорным вкладом в реализацию этой программы.
Колоссальный труд, который затратил автор на поиск уникального собрания иллюстраций, заслуживает благодарности «смотрителей» пособия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дрейер O.K., Лось В.А. Экология и устойчивое развитие: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997.
2. Майстренко В.Н., Миркин Б.М. [Рецензия] // Как ответить на глобальный вызов цивилизации? / Башк. экол. вестн. 2006. № 2; М.
3. Зеленый мир. 2007. № 3-4. Рец. на кн.: Данилов-Данильян В.И., Лосев K.C., Рейф И.Е. Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России. М.: Зеленый мир. 2006. № 19-20.
© 2009 Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова
Институт биологии УНЦ РАН, г. Уфа