Научная статья на тему 'Роторный насос от идеи до модели – стадия изготовления'

Роторный насос от идеи до модели – стадия изготовления Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
126
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОБЪЕМНЫЙ КПД / ЗАСЛОНКА / ПОДВИЖНАЯ ОСЬ / НАДЕЖНОСТЬ КОНСТРУКЦИИ / HYDRODYNAMIC EFFICIENCY / VOLUMETRIC EFFICIENCY / VALVE / MOVABLE AXLE / STRUCTURAL RELIABILITY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Крашенинников М. В., Сальманов Р. С., Алибеков С. Я., Маряшев А. В.

Описывается опыт проектирования роторного насоса новой конструкции. Кратко дается обзор завершающего этапа работ – изготовление и доработка конструкции опытной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Authors describe the experience of designing the new scheme of rotary pump. Briefly reviews the final phase of the work making and completion design of the experimental model.

Текст научной работы на тему «Роторный насос от идеи до модели – стадия изготовления»

УДК 621.662.6

М. В. Крашенинников, Р. С. Сальманов, С. Я. Алибеков,

А. В. Маряшев

РОТОРНЫЙ НАСОС ОТ ИДЕИ ДО МОДЕЛИ - СТАДИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

Ключевые слова: гидродинамическая эффективность, объемный КПД, заслонка, подвижная ось, надежность конструкции.

Описывается опыт проектирования роторного насоса новой конструкции. Кратко дается обзор завершающего этапа работ - изготовление и доработка конструкции опытной модели.

Keywords: hydrodynamic efficiency, volumetric efficiency, valve, movable axle, structural reliability.

Authors describe the experience of designing the new scheme of rotary pump. Briefly reviews the final phase of the work - making and completion design of the experimental model.

В ходе проводимых нашей командой работ была разработана новая принципиальная схема роторного насоса [1], которая должна совместить в себе низкую себестоимость и высокие эксплуатационные показатели. Также была спроектирована в виртуальной среде модель насоса, которая была принята для изготовления.

Корпус было решено изготавливать из алюминиевого сплава Д16, который имеет низкий коэффициент трения в паре с бронзой и с фторопластом, а также достаточную прочность. Для изготовления внешней части ротора был выбран фторопласт 4. Шарниры должны быть наиболее износостойкими, и иметь высокий коэффициент трения, поэтому должны быть изготовлены из бронзы. Это позволит прочно закрепить заслонку в шарнирах, а также свободно работать без локальных нагреваний и «затирания» в паре трения Д16-бронза. Ввиду низких давлений и оборотов рабочей модели, заслонку было решено изготовить также из алюминиевого сплава Д16.

Далее были произведены работы по составлению конструкторской документации при помощи программных средств виртуальной среды SolidWorks, также были подобраны и закуплены материалы, необходимые для изготовления деталей сборки.

В соответствии с конструкторской документацией были изготовлены основные детали рабочей модели насоса. Далее была произведена частичная сборка насоса, рис.1. Как видно на фотографии, первоначальное исполнение полностью (за исключением формы заслонки) соответствовало сборочному чертежу: подвижный шарнир заслонки был установлен в вырез в изготовленном из фторопласта внешнем роторе насоса. Далее детали были доработаны и приточены друг к другу, что позволило добиться необходимой подвижности насоса, снижения сопротивления трения. Были произведены пробные запуски насоса, что выявило не достаточную прочность соединения внешнего ротора и заслонки: при холостой работе на малых оборотах насос успешно перекачивает воздух, однако, при работе с жидкостью, давление в области нагнетания выдавливало шарнир заслонки из ротора). Были предприняты попытки укрепления соединения путем установки в ротор бронзовой вставки, однако и она не выдерживала нагрузки, в

связи с чем устройство могло работать, не разрушаясь только при перекачке жидкости в реверсивном направлении.

Рис. 1 - Сборка насоса в соответствии с чертежами

В связи с обозначенной проблемой

пришлось установить стальной штифт в верхний шарнир подвижной заслонки, что не могло не сказаться на эффективности работы рабочей модели (появилось отверстие в центральной части шарнира, через которое будут проходить паразитные перетоки жидкости из области нагнетания в область всасывания, снизится объемный КПД насоса). Также проблема решается изменением направления вращения роторного насоса, т.к. конструкция

является реверсивной. В таком случае давление не выдирает заслонку из ротора, а, наоборот, плотно прижимает ее к нему.

Дальнейшие запуски под нагрузкой

показали, что неучтена инерция жидкости, которая всасывается в область под заслонкой, и, не успевая пройти в основную область всасывания, частично выталкивается обратно во впускное отверстие возвращающейся в нижнее положение заслонкой, что существенно снижает эффективность работы. Проблема была решена отказом от полного перекрытия камеры, которая находится под заслонкой. Для этого форма заслонки была доработана: полностью срезали и закруглили ребро, которое плотно входило в вырез корпуса.

В результате описанной доработки удалось полностью избавиться от обратного выталкивания

жидкости во впускной патрубок. Штуцеры были установлены на герметик и уплотняющую ленту в корпус насоса, рис.2.

Рис. 2 - Штуцеры насоса

Так как на предыдущем этапе пришлось изменить геометрию заслонки, нарушив герметичность перекрывания области всасывания, то при имеющейся позиции выпускного патрубка при вращении будет существовать момент, когда впускной и выпускной патрубки одновременно будут открытыми по отношению к общему объему, что при невысокой скорости жидкости вызовет обратный переток из выпускного патрубка (зоны высокого давления) в зону во впускной патрубок (зону низкого давления). В связи с описанной проблемой пришлось внести изменения в конструкцию установки: вместо выпускного

штуцера была изготовлена заглушка, которая была установлена на ту же подложку. Выпускной штуцер был установлен в торцевой стенке насоса через дополнительный вкладыш (рис. 3 - заглушка, в задней стенке корпуса видно место установки выпускного штуцера). Теперь перед прохождением положения, наиболее близкого к неподвижной оси заслонки выпускное окно полностью перекрывается подвижным ротором, как только он выдавливает весь нагнетаемый объем, и в последующем выпускное окно открывается только в тот момент, когда заслонка проходит свое нижнее положение.

Рис. 3 - Заглушка, отверстие выпускного штуцера

Далее согласно плану работ была проведена полная сборка насоса (рис.4), Вал насоса был установлен в муфту электропривода. В качестве вводной и выводной магистралей были установлены шланги из ПВХ (9 мм). После полной сборки модели, и установки ее на электропривод с переменной частотой вращения и моментом стало возможным запустить рабочую модель.

Рис. 4 - Насос готов к запуску

В результате пробных запусков были подобраны момент сопротивления насоса (путем изменения момента на винтах, прижимающих крышку), а также наиболее подходящая частота работы (диапазон от 60 до 160 об/мин). Выбранный диапазон позволяет увидеть работу насоса, основные паразитные перетоки. При работе на большей частоте можно достигнуть большего напора и подачи, но при этом конструкция будет нагреваться при перекачке воздуха (при работе с жидкостью тепло отводится при помощи нее), а также будет невозможно без специализированного оборудования отследить процессы, происходящие при перекачке.

Таким образом, при проведении первых испытаний насоса при частоте вращения, равной 110 об/мин были получены следующие результаты: подача 2,2 литра в минуту при давлении 0,16 МПа, что является неплохим показателем, учитывая рабочий объем модели. Расчетный объемный КПД насоса оказался ниже расчетного, 65%, что связано с изменениями в конструкции, которые пришлось сделать при проектировании и изготовлении.

Литература

1. Зайченко И. З. и др. Пластинчатые насосы и гидромоторы. - М.: Машиностроение, 1970г. - 229 с.

2. Крашенинников М. В., Алибеков С.Я.

Энергобезопасность и энергосбережение. 2011. №6, 2022 с.

3ю Михайлов А. К. Лопастные насосы. Теория, расчет и конструирование. М.: Машиностроение, 1977г. - 288 с.

4. Поляков В.В. Насосы и вентиляторы: Учебное пособие./ Скворцов Л.С. - М.: Стройиздат, 1990г. - 336 с.

5. Gulich J. F. Centrifugal Pumps. Second edition. - Berlin: Springer, 2008г. - 964 с.

6. Хадиев М.Б., Соколов Н.В., Максимов Т.В., Выбор конструкции подшипника скольжения с неподвижными подушками с целью изучения нестационарных характеристик. Вестник Казанского технологического университета №16 2011 г., 208-211с.

7. Алибеков С.Я., Крашенинников М.В., Сальманов Р.С., Маряшев А.В. Роторный насос от идеи до модели. Вестник Казанского технологического университета №6 2013 г., 160-162с.

© М. В. Крашенинников - асп. каф. машиностроения и материаловедения Поволжского госуд технол. ун-та, г. Йошкар-Ола, [email protected]; Р. С. Сальманов - канд. техн. наук, доц. каф. физики КНИТУ; С. Я. Алибеков - д-р техн. наук, проф., зав. каф. машиностроения и материаловедения Поволжского госуд технол. ун-та, г. Йошкар-Ола; А. В. Маряшев -канд. техн. наук, доц. той же кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.