Научная статья на тему 'Ростральный стиль «Летящих» лосей Тутальской писаницы'

Ростральный стиль «Летящих» лосей Тутальской писаницы Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
134
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТИЛЬ / ЛОСЬ / ТУТАЛЬСКАЯ ПИСАНИЦА / STYLE / ELK / TUTALSKAYA PISANITSA

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Ковтун Игорь Вячеславович

Работа посвящена оригинальной стилистике наскальных изображений лосей Тутальской писаницы. Помимо стилистической индикации предполагается особое смысловое значение животных с необычной для лося формой туловища и специфической орнаментацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROSTRAL STYLE OF "FLYING" ELKS FROM TUTALSKAYA PISANITSA

The paper deals with the original stylistics of rock art representations of elks from Tutalskaya Pisanitsa Apart from bearing stylistic indicators, these animals having a body form unusual for elks and unique ornamentation seem to imply some special semantics.

Текст научной работы на тему «Ростральный стиль «Летящих» лосей Тутальской писаницы»

ИСТОРИЯ

УДК 903:7.031

РОСТРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ «ЛЕТЯЩИХ» ЛОСЕЙ ТУТАЛЬСКОЙ ПИСАНИЦЫ

И. В. Ковтун

ROSTRAL STYLE OF "FLYING" ELKS FROM TUTALSKAYA PISANITSA

I. V. Kovtun

Работа посвящена оригинальной стилистике наскальных изображений лосей Тутальской писаницы. Помимо стилистической индикации предполагается особое смысловое значение животных с необычной для лося формой туловища и специфической орнаментацией.

The paper deals with the original stylistics of rock art representations of elks from Tutalskaya Pisanitsa Apart from bearing stylistic indicators, these animals having a body form unusual for elks and unique ornamentation seem to imply some special semantics.

Ключевые слова: стиль, лось, Тутальская писаница.

Keywords: style, elk, Tutalskaya Pisanitsa.

Оригинальные конфигурации тутальских лосей уже выделялись в качестве стилистически значимого (-ых) критерия (-ев) и хронологического индикатора данных изображений [2, с. 47, и др.; 3, с. 52 - 53]. Зауженные крупы, вытянутые, утончённые шеи и удлинённые грацильные, а зачастую и «клювовидные» морды тутальских лосей ещё двадцать лет назад привлекли к себе внимание автора настоящей работы. Они соотносятся с «летящими» оленями на оленных камнях монголо-забайкальского типа и представляются либо предтечей данного стилистического канона, либо эпохальной параллелью - нижнетомской репликой подобной стилизации, подразумевающей не тривиальное содержание лосиных образов.

Но их сходство заключается не в стилистическом тождестве, а в использовании единых принципов изобразительного искажения реального прототипа, отражающего эпохальную тенденцию или т. н. «стиль эпохи». Такие выразительные признаки изображений обусловлены не формальной сопоставимостью конфигураций очертаний тутальских лосей и оленей на оленных камнях, а смысловым значением данных признаков, передающих особое содержание образа. Иначе говоря, стилеобразующие и смыслообразующие составляющие данных изображений суть одно и то же. Ключевое качество значений этих образов сводится к идее полёта, в котором пребывают и монголозабайкальские персонажи, и ряд лосей запечатлённых на Тутальской писанице, не случайно выбитых на труднодоступной высоте скального массива. Поэтому в обоих случаях представлен композитный персонаж, сочетающий черты зверя и птицы (рис.).

Истоки такой комбинации видятся в предшествующем «летящим» тутальским лосям образе коня-птицы. Он известен с финала сейминско-турбинского времени, олицетворяемый скульптурной группой джетыгарского копья [5, с. 230 - 236, фото 156]. Эти древности связаны с распространением в СевероЗападной Азии носителей индоарийских диалектов, взаимодействовавших с прото- или раннеугорскими сообществами [4, с. 53 - 66; 5, с. 59, 87, 145, 147, 286, и т. д.]. В обско-угорской этнографии сохранился и инвариантный остаток ведийского сравнения небесных коней с гусями. При этом образ коня, как и на оленных камнях, замещается фигурой оленя. Взаимо-

©И. В. Ковтун, 2014 | 281

заменяемость коня и оленя/лося также берёт своё начало с сейминско-турбинской эпохи. Но если для татарской изобразительной традиции актуален заменивший лося конский образ, то на оленных камнях монголо-забайкальского типа запечатлён «летящий» олень с клювовидной мордой подобно ведийскому коню также уподоблявшийся птице, точнее её полёту.

Реминисценцией подобного уподобления представляется хантыйская традиция дачи оленям клички, связанной с гусем - «нос гуся». Олени с указанной кличкой имеют на морде характерное белое пятно [6, с. 95]. Такое уподобление представляется не случайным и, скорее всего, обязано образу гусыни как прародительнице высшей обско-угорской фратрии Мось [1, с. 85], контактировавшей с индоарийским и древнеиранским миром. Намного раньше вследствие схожего процесса этнолингвокультурного взаимодействия появились и «клювовидные» морды тутальских лосей. Поэтому стилистически эти изображения можно именовать ростральными (от лат. rostrum -клюв, нос).

Тутальские изображения составляют крайнюю западную периферию нижнетомских писаниц. Ростральные черты этих петроглифов уникальны и потому удостоверяют их привнесённость внешним культурным импульсом. С этим транскультурным воздействием в эпоху поздней бронзы заимствовалась и отличная система выразительных признаков изображений, преобразовавших иконографическую формулу петроглифов «ангарского» стиля. Вторжение в Нижнее Притомье иной системы изобразительных формул, проявившееся как видоизменение стиля «ангарских» рисунков, в действительности означает их кардинально изменившийся смысл. Появившаяся во включавшей индоарийский субстрат сейминско-турбинской среде идея «коня-птицы» [5, с. 230 - 236, фото 156] спустя несколько столетий трансформируется в образ «оленя-птицы» на оленных камнях эпохи поздней бронзы, а в синхронном им тутальском петроглифическом комплексе переосмысливается в облике «лося-птицы» или «летящего» лося.

Литература

1. Анисимов, А. Ф. Космологические представления народов Севера / А. Ф. Анисимов. - М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1959. - 106 с.

2. Ковтун, И. В. Петроглифы Висящего Камня и хронология томских писаниц / И. В. Ковтун. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1993. - 140 с.

3. Ковтун, И. В. Изобразительные традиции эпохи бронзы Центральной и Северо-Западной Азии / И. В. Ковтун. - Новосибирск: Изд-во ИАЭт СО РАН, 2001. - 184 с.

4. Ковтун, И. В. Сейминско-турбинские древности и индоарии / И. В. Ковтун // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2012. - № 4(19). - С. 53 - 70.

5. Ковтун, И. В. Предыстория индоарийской мифологии / И. В. Ковтун. - Кемерово: Азия-Принт, 2013. -702 с.

6. Молданова, Т. А. Орнитоморфная символика в фольклоре и верованиях хантов / Т. А. Молданова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2004. - Вып. 4(41). - (Серия: Гуманитарные науки. История, археология, этнология).

Информация об авторе:

Ковтун Игорь Вячеславович - доктор исторических наук, заведующий лабораторией ФГБУН Института экологии человека СО РАН, 89235671050, [email protected].

Igor V. Kovtun - Doctor of Histoty, Head of the Archaeological Laboratory, Institute for Human Ecology of the Siberian Branch of the RAS.

Статья поступила в редколлегию 12.02.2014 г.

282 | Вестник Кемеровского государственного университета. 2014 № 2 (58) Т. 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.