Научная статья на тему 'РОСТОВЫЕ ТАБЛИЦЫ УЧАЩИХСЯ И ИХ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ'

РОСТОВЫЕ ТАБЛИЦЫ УЧАЩИХСЯ И ИХ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОСТОВЫЕ ТАБЛИЦЫ УЧАЩИХСЯ И ИХ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ»

Выводы

1. При изучении реакций учащихся 7-х и 8-х классов в подопытных и контрольных группах удалось установить: а) у учащихся, работавших в подопытных группах, отмечено большее увеличение показателей спирометрии, динамометрии, оксигенацни по сравнению с учащимися контрольных групп; б) увеличение показателей отмечается у учащихся подопытной группы 7-х классов только после первых 3 часов работы, при работе во вторую половину дня после 372-часового отдыха они крайне незначительны: в) показатели пульса и данные динамометрии рук, исследованные в течение рабочего дня, в подопытных группах умеренно нарастают к концу рабочего дня, в контрольных группах у учащихся 7-х классов после 3 часов работы наблюдается снижение данных динамометрий рук и более значительное нарастание пульса; у учащихся 8-х классов в контрольной группе примерно такая же картина наблюдается после 4 часов работы.

2. На основании проведенных исследований можно сделать следующие предложения: 1) 5-часовой рабочий день для учащихся 7-х классов, даже с перерывом, нельзя признать целесообразным; 2) 5-часовой режим непрерывной работы для учащихся 7-х классов и 6-часовой режим работы для учащихся 8-х классов нежелательны.

ЛИТЕРАТУРА

Белостоцкая Е. М„ Глушкова Е. К. и др. Тезисы докл. на 14-м съезде гигиенистов. Омск, 1960.—Гусаров Е. П. Гиг. и сан., 1959, № 7, стр. 44—Ш а р о-ва М. А., Кайсина О. В. и др. Тезисы докл. 5-й научной конференции по вопросам гигиены детей и подростков. М., 1959, стр. 12. — Храмцова А. Д. Тезисы докл. отчетной годичной научной конференции Ленинградск. сан.-гиг. мед. ин-та, посвящ. внеочередному 21-му съезду КПСС. Л., 1959, стр. 83.

Поступила 8/1У 1960 г

-к Ъ

РОСТОВЫЕ ТАБЛИЦЫ УЧАЩИХСЯ И ИХ ПРАКТИЧЕСКОЕ

ПРИМЕНЕНИЕ

Кандидат медицинских наук Е. И. Кореневская, кандидат педагогических наук Д. С. Лещинский

Из Белорусского научно-исследовательского санитарно-гигиенического института

Ростовые таблицы учащихся дают материал для характеристики физического развития детей. Построенные на большом фактическом материале они нужны проектно-етроительным организациям для исчисления количества парт необходимых размеров для школ-новостроек. Ростовые таблицы могут и должны быть использованы руководителями школ, учителями и школьными медицинскими работниками для ориентировочного подбора и первоначальной расстановки парт по классам до измерения роста детей, которое обычно проводится после начала учебного года. Таблицы могут оказать существенную помощь при сменных занятиях в правильном подборе классов занимающихся посменно в одних и тех же помещениях.

Ростовых таблиц детей школьного возраста составлено много. Их можно разделить на две основные группы: таблицы, указывающие распределение по ростовым группам учащихся в целом по школе или по типам школ, и таблицы, в которых дано распределение по ростовым группам учащихся каждого класса в отдельности.

Практическая ценность таблиц и исчислений первого рода незначительна. Пользуясь ими, очень трудно рассчитать количество нужных парт разных размеров для школ с несколькими параллельными классами. Кроме того, в большинстве этих таблиц не указано, где, когда и какое количество учащихся было обследовано.

В таблицах разных авторов и даже одних и тех же авторов имеются существенные расхождения в количестве учащихся одного и того же роста, которым требуются парты определенного размера, Так, в школах Ленинграда в 1945/46 учебном году учащиеся .с ростом до 120 см составляли 19,1% от общего числа обследованных школьников.

По данным Д. И. Арон1, школьников с ростом до 120 см в Москве в 1939/40' учебном году было 5,5%, а в школах Минска в 1959/60 учебном году — всего 2.94%.

1 Справочник санитарного врача. Медгиз, М., 1950, стр. 420.

Ростовые учащихся школ Минска

Класс Показатель 110—119 120—129 Рэсг 130—139 №

6 г 8

1-Й Число учащихся.............. % ................... Необходимое количество парт........ 1 359 16,4 3 5 371 65,0 13 1 515 18,3 4

2-й Число учащихся......• . . • . . . . % ................... Необходимое количество парт........ 277 3,7 1 3 641 48,3 10 .3 269 43,4 8

3-й Число учащихся.............. % ................... Необходимое количество парт........ 37 0,5 1 441 19,9 4 4 197 57,7 11

4-й Число учащихся.............. % ................... Необходимое количество парт........ 14 0,2 393 5,0 1 3 336 42,8 8

1—4 е % .................... 5,5 Необходимое количество парт........ 4 10 846 35,2 28 12317 39,9 31

5-й % ................... Необходимое количество парт •.....• . 1 3 0,0 52 0,6 1 524 18,7 4

6-й Число учащихся.............. % ................. Необходимое количество парт ........ 2 0,0 8 0,1 361 4,7 1

7-й Число учащихся.....•........ % ..........•........ Необходимое количество парт . . •..... — 3 0,0 61 1.1

1—7-е Число учащихся.............. % ................... Необходимое количество парт ........ 1 692 3,2 4 10 909 20,9 28 14 263 27,3 36

8-й Число учащихся.............. % ...........•...... Необходимое количество парт ........ — — 1 0,0

9-й Число учащихся.............. % .................. Необходимое количество парт........ — — 1 0,0

10 й Число учащихся.............. % ................... Необходимое количество парт........ — — —

1—10-е Число учащихся .............. % ................... Необходимое количество парт........ 1 692 2,94 4 10 909 18,95 28 14 265 24,79 36

Таблица 1

группы

в 1959/60 учебном году

140—149 150-159 160—169 170 и выше

Всего учеников

парты годниксв

9 10 11 12

24 1 _ _ 8 270

0,3 0,0 - — 100 0,9

— — - — 20

333 14 2 7536

4,4 0,2 0,0 — 100 3,8

1 — — — 20

1 471 120 5 _ 7 271

20,2 1,6 0,1 — 100 6,2

4 1 — — 20

3 371 638 37 4 7 793

43,3 8,2 0,5 0,0 100 5,0

9 2 .— — 20

5 199 773 44 4 30 870

16,8 2,5 0,1 0,0 100 3,9

14 3 - — 80

4 082 2 177 319 21 8 178

49,9 26,6 3,9 0,3 100 10,0

10 5 1 — 20

2610 3 599 984 84 7 648

34,1 42,1 12,9 1,1 100 7,2

7 9 3 20

825 2 686 1 698 242 5515

15,0 48,7 30,8 4,4 100 5,4

3 10 6 1 20

12716 9 235 3 045 351 52 211

24,4 17,7 5,8 0,7 100 5,5

34 27 10 1 140

120 1 012 1 299 337 2 769

4,4 36,5 46,9 12,2 100 4,5

1 7 9 3 20 »

23 441 738 299 1 502

1,5 29,4 49,2 19,9 100 3,1

— 6 10 4 20

15 282 473 303 1 073

1,4 26,3 44,1 28,2 100

— 5 9 6 20

12 874 10 970 5 555 1 290 1 57 555

22,37 19,06 9,65 2,24 100 5,4

35 45 38 14 200

К сожалению, основные данные о росте школьников, приведенные в таблице А. Я. Гуткина, нашли отражение в типовых проектах школ для исчисления разных размеров парт. Так, по типовому проекту № 2-02-73 средней школы на 920 мест, разработанному Государственным проектным институтом Министерства просвещения РСФСР (чертежи отпечатаны в 1959 г.), предусмотрены изготовление и расстановка в первых классах школ 13 парт № 6, а всего в 1-—4-х классах—19 парт № 6. Такого большого количества парт № 6 не рекомендует для школ ни одна из существующих ростовых таблиц, кроме указанной таблицы А. Я. Гуткина. Если учесть, что в школах Минска потребность в партах № 6 для первых классов определяется в среднем 3 на класс, то станет очевидным, к чему может привести некритическое пользование ростовыми таблицами. При расстановке в первых классах школ Минска 13 парт № 6, как это предусмотрено типовым проектом № 2-02-73, половина первоклассников будет вынуждена сидеть за непригодной для них партой.

Для практического использования наиболее удобны таблицы, дающие разбивку учащихся по ростовым группам в каждом классе.

Отдел школьной гигиены Белорусского научно-исследовательского санитарно-гигиенического института разработал таблицы ростовых групп учащихся белорусских

школ. Для составления этих таблиц были использованы данные измерения в 1959/60 учебном году роста 57 555 учащихся 66 средних школ Минска и 15 426 учащихся 145 начальных, 7-летних и средних школ Минского сельского района. Поскольку различия между обеими таблицами незначительны, мы ограничимся анализом одной из них и краткими комментариями к другой. Приводим таблицу ростовых групп учащихся школ Минска (табл. 1).

Как видно из табл. 1, в ней дано распределение учащихся каждого класса по ростовым группам в абсолютных цифрах и в процентах и исчислено количество парт разных размеров для каждого класса из расчета 20 парт на класс. Итоги выведены для 1—4-го классов (начальная школа), 1—7-го классов (7-летняя школа) и 1—10-го классов (средняя школа).

Быстрый рост детей и значительные различия в росте учащихся даже в параллельных классах, начиная с первого, говорят о необходимости, по-первых, измерять рост школьников и вносить поправки в их размещение за партами хотя бы 2 раза в год и, во-вторых, свидетелтствуют о необходимости тщательного индивидуального подбора «пар классов» даже при условии, если в помещении посменно один за другим занимаются параллельные классы.

Для иллюстрации можно привести распределение по ростовым группам учащихся 4 классов школы Л"» 22 Минска (табл. 2).

Внимательный анализ показывает, что при сменных занятиях 1б класса с 1з всех учащихся обоих классов можно правильно разместить при расстановке в помещении 20 парт, а учащихся 1е и 1ж классов — при расстановке 21 парты, что еще возможно. При посменных же занятиях 16 и 1е классов потребовалось бы поставить в помещении 27 парт (№6—3 парты, №7—13 парт, №8—11 парт), чего сделать никак нельзя.

Поскольку на ростовой состав класса оказывает влияние количество второгодников, в табл. 1 указан средний процент второгодников по каждому классу в школах Минска.

Как показывает таблица ростовых групп, учащиеся каждого класса распадаются в основном на 3—4 ростовые группы. В соответствии с этим следует в каждый класс ставить парты 3—4 размеров. Между тем в процессе обследования школ Белорусской ССР было выявлено большое количество классных комнат с партами одного какою-либо размера.

Инструкции министерств просвещения и здравоохранения рекомендуют при двухсменных занятиях размещать в одних и тех же помещениях параллельные или смежные по годам обучения классы.

Анализ таблицы ростовых групп показывает, что при чередовании смежных 1-го и 2-го, 2-го и 3-го, 3-го и 4-го классов подобрать парты по росту всем школьникам нельзя, так как в этих классах имеется в среднем только от 13 до 15 парт совпадающих размеров. В то же время при посменном чередовании старших классов, например 8-го с 10-м, т. е. с разрывом на два года обучения, в этих классах оказывается в среднем 17 совпадающих по размерам парт. Поскольку в старших классах количество учеников, как правило, меньше 40, то при размещении в классе 20—21 парты можно подобрать мебель, нужную для всех учащихся 8-х и 10-х классов.

1 08

Таблица 2

Распределение учащихся первых классов школы № 22 Минска по ростовым группам

Число учащихся ростом

Класс Всего

110—119 см 120-129 см 130—139 см

16 14 22 36

1е 5 25 7 37

1 ж 4 26 9 39

1з 4 18 16 38

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица ростовых групп учащихся Минского сельского района показывает, что сельские школьники отличаются по росту от городских очень незначительно и только в первых классах для них нужно добавить одну парту № 6 взамен парты № 8.

Выводы

1. Ростовые таблицы учащихся следует разрабатывать во всех созюных республиках и в других территориальных или административных центрах, население которых может иметь свои ростово-возрастные особенности.

Обобщенные ростовые таблицы необходимо составлять на достаточно обширном фактическом материале, и они должны иметь точные ссылки на источники.

2. Медицинские работники школ (там, где они есть) должны составлять поклассные ростовые таблицы, которые следует использовать при расстановке парт по классам, пополнении фонда парт, составлении плана чередования классов при двухсменных занятиях, для чего рост учащихся нужно измерять не менее 2 раз в год в сжатые сроки, чтобы результаты измерений могли быть быстро использованы.

3. При двухсменных занятиях школ желательно в начальных (1—4-е) классах устанавливать посменное чередование, как правило, только между параллельными классами, в среднем звене (5—8-е классы) можно допустить наряду с чередованием параллельных классов чередование классов, смежных по годам обучения, и в старшем звене (9—11-е классы) можно допустить при наличии дополнительных парт или столов чередование классов с разрывом в 2 года обучения.

4. Столы и стулья в старших классах (9—11-е) следует устанавливать трех размеров, соответствующих по размеру партам № 10, 11 и 12. При занятиях по кабинетной системе с включением в нее учащихся 7-х классов желательно размещение в кабинетах некоторого количества (около 15%) столов и стульев, соответствующих по размерам парте № 9.

Поступила 11/Х 1960 г.

О СОДЕРЖАНИИ МЕТИЛОВОГО СПИРТА В ВИНАХ

Л. С. Феклисова и А. С. Колбасина

Из Контрольной лаборатории 4-го Главного управления : при Министерстве здравоохранения СССР

Метиловый спирт в виноградных винах является естественным компонентом. Он •образуется в процессе брожения сусла из эфиров метилового спирта, входящих в состав пектиновых веществ зинограда. .Существующими ГОСТ определение метилового спирта как нежелательной примеси в виноградных винах не предусмотрено. Его содержание нормируется только для спирта этилового ректификата, сырца и питьевого, водок и коньяка.

Нам удалось найти только одну работу (Е. И. Андреевская1 о содержании метилового спирта в отечественных виноградных винах. Е. И. Андреевская исследовала вина, выпускаемые Северо-Кавказским винтрестом, и вина опытного подвала Донского сельскохозяйственного института. Многие широко употребляемые в СССР виноградные вина, особенно грузинские и крымские, не вошли в круг исследования Е. И. Андреевской. Кроме того, используя для определения метилового спирта метод Фелленберга с некоторыми изменениями, она брала для анализа 500 мл вина и подвергала его троекратной разгонке. Такая подготовка вина к исследованию хотя и способствовала более полному отгону метилового спирта, но практически при массовых анализах, особенно дорогих и марочных вин, неприемлема.

Поэтому перед нами была поставлена задача дополнить сведения о содержании метилового спирта в виноградных винах новыми данными и разработать более простой, но достаточно точный метод исследования.

Большая часть известных методов определения метилового спирта основана на окислении его до формальдегида и затем обнаружении последнего по цветным реакциям. Метод образования цветной реакции формальдегида с фуксинсернистой кислотой наиболее разработан, обладает сравнительно высокой чувствительностью, поэтому принят ГОСТ для обнаружения примеси метилового спирта в этиловом спирте, водке и коньяке. В процессе экспериментальной проверки этого метода установили, что чувствительность его зависит от многих факторов, из которых самыми важными являются: ■а) соответствующая пропись приготовления реактива, выбранная из многих, нмею-

1 Е. И. Андреевская. Вестник виноградарства, виноделия и виноторговли СССР, 1931, № I, стр. 54—60.

10Э

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.