УДК 371(091(470.61)
РОСТОВСКИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М.В. КЛОЧКОВА
Педагогический институт ЮЮжного федерального унив ерситета, г. Ростов-на-Дону
Н.Н. ГОНЧАРОВА
Михаил Васильевич Клочков — известный ученый-историк первой половины XX в., профессор, доктор исторических наук. В данной статье рассматривается ростовский период жизни и деятельности ученого. Основное внимание уделяется учебной, воспитательной и научной работе М.В. Клочкова.
е-таіі: допсНаго^апа[email protected]
Ключевые слова: М.В. Клочков, история, университет, профессор, научная работа.
Жизни и творчеству выдающегося историка первой половины ХХ века Михаила Васильевича Клочкова (1877-1952) посвящено незначительное количество исследований, а ростовский период, заключительный период его жизни и деятельности вообще обойден вниманием историков.
Впервые в Ростове-на-Дону М.В.Клочков оказался в сентябре 1944 г., куда он был переведен Наркомпросом по его личной просьбе, которую Михаил Васильевич мотивировал необходимостью закончить свой труд по истории Кубани. Еще одной причиной переезда стало то, что семье Клочкова врачебно-трудовой комиссией было противопоказано пребывание в северных районах СССР (до этого семья Клочкова проживала в городе Архангельске)1.
В Ростове профессор одновременно преподавал в Ростовском Государственном университете (РГУ) и Ростовском Государственном Педагогическом институте (РГПИ). 1944 год был тяжелым для нашей страны. Продолжалась Великая Отечественная война, многие города СССР были разрушены, не хватало продовольствия и предметов первой необходимости. Естественно, все это наложило отпечаток на развитие образования и работу университетов.
После окончания войны положение продолжало оставаться тяжелым. «Общие условия работы историко-филологического факультета (РГУ) в 1945-1946 учебном году чрезвычайно затруднили ход занятий и снизили качество учебной и научной работы научных работников и студентов факультета. В начале первого полугодия значительная часть занятий была прервана из-за холода в учебных помещениях (...не работало паровое отопление), мешал ремонт. Весь учебный год катастрофически не хватало мебели: скамеек, столов, стульев для преподавателей, кафедр (была одна на весь факультет)»2. Помимо этого, «Тормозило работу преподавателей и студентов отсутствие необходимой литературы, как в библиотеке Ун-та, так и в библиотеках города»3. Все это привело к тому, что в первом полугодии 1945-1946 учебного года не был выполнен учебный план. «.Из-за невыполнения плана первого полугодия часть часов передвинулась на второе полугодие и с первых курсов на третий и четвертый. В результате имел место 8-ми часовой рабочий день, на Ш-ем курсе все второе полугодие студенты занимались лекциями и практическими занятиями ежедневно по 8 часов в день»4.
Затрудняла работу университета и историко-филологического факультета в частности нехватка кадров. Почти все члены кафедр историко-филологического фа-
1 Государственный Архив Ростовской области (далее ГАРО). Ф. 4066. Оп. 1. Д. 2025. Личное дело М.В. Клочкова. Л. 9.
2 ГАРО. Ф. Р-46. Оп. 10. Д. 139. Отчет о работе историко-филологического факультета Ростовско-го-на-Дону Государственного университета им. В.М. Молотова за 1945-1946 гг. Л. 1.
3 Там же. Л. 1.
4 Там же. Л. 1.
культета были загружены работой в других учебных заведениях, причем даже штатные работники Университета имели полные ставки в Пединституте и успевали работать еще и в других учебных заведениях»5.
Во втором полугодии умер профессор Н.И. Покровский (12 марта 1946 года), возглавлявший кафедру истории СССР и заведование кафедрой было возложено на профессора М.В. Клочкова6. Кром этого, Михаил Васильевич одновременно возглавлял кафедру истории СССР в Пединституте7.
Несмотря на тяжелые условия труда и катастрофическую перегруженность Клочковым проводилась активная научная и педагогическая работа. В 1945-1946 учебном году помимо занятий Михаил Васильевич руководил работой аспирантов (на тот момент их было 3 человека), давал консультации по написанию диссертаций. Кроме того, профессором Клочковым был написан отзыв на докторскую диссертацию доцента Казанского Университета В.А. Голобуцкого (Казачество на Кубани в XVIII — первой половине XIX вв.), представленную им к защите в ленинградский университет8. 28 января 1947 г. состоялась защита докторской диссертации этого ученого, на которой М.В. Клочков выступил в качестве одного из его оппонентов. Защита состоялась во время заседания ученого совета исторического факультета Ленинградского госуниверситета. «По свидетельству В.А. Голобуцкого, М.В. Клочков был «лично знаком с характером архивных фондов Черноморского войска (он несколько лет работал в Кубанском архиве в Краснодаре)»»9.
В 1947-1948 учебном году Михаил Васильевич принял участие в приеме диссертаций и их защите. Успешно прошла защита аспирантов К.А. Хмелевского «Партийная неделя в 1919 году» и Сысоева «Организация советской власти в Астрахани». На рассмотрение заведующего кафедрой была подана еще одна работа: преподавателя Ставропольского Педагогического института Клепиковой «Борьба Ленина с экономистами». По этой работе были сделаны замечания и предложено автору доработать отдельные главы с доцентом Семерниковым П.В. »10.
Одновременно в Ростове-на-Дону М.В.Клочков продолжал заниматься и научной работой. Он продолжил заниматься исследованием тех тем, которые начал разрабатывать на Кубани и в Архангельске. В 1945-1946 учебном году в «Ученых записках» РГУ была опубликована его статья «Крестьяне Севера XVIII в. по порядным грамотам». К печати была подготовлена еще одна работа — «Посаженный сбор с иногородних на Кубани»11.
В 1947-1948 учебном году профессором Клочковым были сданы в печать еще две статьи: «Ревизская душа, как окладная единица при Петре I» и «Борьба иногороднего крестьянства с казачеством за землю на Кубани (конец XIX — начало XX вв.)»12. Так же была написана критическая статья «Книга Рубинштейна. Русская историография». С этой статьей Михаил Васильевич выступил сначала на объеди-
5 ГАРО. Ф. Р-46. Оп. 10. Д. 139. Отчет о работе историко-филологического факультета Ростовско-го-на-Дону Государственного университета им. В.М. Молотова за 1945-1946 гг. Л. 1.
6 ГАРО. Ф. Р-46. Оп. 10. Д. 140. Отчет об учебной работе кафедры истории СССР за 1945-1946 учебный год. Л. 1.
7 ГАРО. Ф. Р-46. Оп. 10. Д. 139. Отчет о работе историко-филологического факультета Ростовско-го-на-Дону Государственного университета им. В.М. Молотова за 1945-1946 гг. Л. 4.
8 ГАРО. Ф. Р-46. Оп. 10. Д. 140. Отчет об учебной работе кафедры истории СССР за 1945-1946 учебный год. Л. 1.
9 Юсов С.Л. Казанский период жизни и деятельности В. А. Голобуцкого (1943 — 1947 гг.). Режим доступа: //http. www.cossackdom.com
10 ГАРО. Ф. Р-46. Оп. 10. Д. 234. Отчет об учебной работе кафедр истории СССР и всеобщей истории за 1947-1948 уч. г. Л. 6.
11 ГАРО. Ф. Р-46. Оп. 10. Д. 140. Отчет об учебной работе кафедры истории СССР за 1945-1946 учебный год. Л. 1.
12 ГАРО. Ф. Р-46. Оп. 10. Д. 234. Отчет об учебной работе кафедр истории СССР и всеобщей истории за 1947-1948 уч. г. Л. 5.
ненном заседании кафедр истории СССР и марксизма-ленинизма, а затем на всесоюзном совещании историков в Москве в марте 1948 года13.
В 1948-1949 годах «кубанская» проблематика начинает превалировать в исследованиях М.В. Клочкова. Так, он начинает разрабатывать два сюжета: «Первые годы социалистического строительства в Кубанском округе Северо-Кавказского края» и «Борьба иногородних крестьян с казачеством на Кубани за землю»14. По первой теме профессором Клочковым была написана статья «Краснодар. Его социалистическое строительство в период за 1920-1931 гг.». В ходе работы над второй темой Михаилом Васильевичем была подготовлена и впоследствии напечатана в ученых записках Ростовского Пединститута первая глава «Покупка иногородними домов и усадебных мест на Кубани 1861-1905 гг». Также была подготовлена к печати четвертая глава «Пользование иногородними выгоном для пастьбы скота, сенокосами, лесом и прочими угодьями и землями»15.
Кроме этого Михаилом Васильевичем были написаны работы: «Русская правда, как первый сборник законов русского народа», «Борьба славян за свою национальную независимость. Грюнвальдская битва». Но он не мог оставаться в стороне и от местной региональной тематики, приняв участие в коллективной работе «История Донского казачества и крестьянства (XVI-XX вв.)».
Вместе с членами кафедры истории СССР Михаил Васильевич разработал и организовал занятия, посвященные закону о пятилетнем плане. Этот закон был проработан во всех группах, на всех курсах, а затем у студентов были приняты зачеты16. Также кафедра разработала и внедрила в процесс обучения специальную программу изучения истории донского казачества по архивным материалам. Эта программа была внесена в пятилетний план РГУ в качестве главного предмета для коллективной разработки. В эту работу планировалось вовлечь всех историков города, часть учителей средних школ и студентов — отличников ВУЗов17.
Что касается политико-воспитательной работы, то она состояла в активном участии членов руководимой М.В. Клочковым кафедры в мероприятиях университета по проведению политико-образовательной и воспитательной работы среди учащихся, преподавателей, широких кругов интеллигенции и народных масс18. Михаил Васильевич прочитал около 40 лекций на научно-популярные темы, был лектором заочного обучения Высших партшкол при ЦК Партии и Университета марксизма-ленинизма при СКВО для офицеров округа. Также было прочитано несколько лекций для городского актива19. Помимо этого он руководил историческим кружком в Ростовском Государственном университете20.
Михаил Васильевич Клочков принимал активное участие в различных конференциях, семинарах, тематических заседаниях. В 1946-1947 учебном году на кафедре истории СССР был проведен ряд научных семинаров. Профессором Клочковым были подготовлены несколько докладов: «О борьбе с националистической концепцией Грушевского в литературоведении», «Критика нормандской теории» (по поводу статьи шведского ученого Арне, в связи с докладом академика Грекова)21. Так же Про-
13 ГАРО. Ф. Р-46. Оп. 10. Д. 140. Отчет об учебной работе кафедры истории СССР за 1945-1946 учебный год. Л. 1.
14 ГАРО. Ф. Р-46. Оп. 10. Д. 265. Отчет о научно-исследовательской работе университета (РГУ) за 1948 г. Л. 25.
15 Там же. Л. 25.
16 ГАРО. Ф. Р-46. Оп. 10. Д. 140. Отчет об учебной работе кафедры истории СССР за 1945-1946 учебный год. Л. 1.
17 Там же. Л. 1.
18 Там же. Л. 2.
19 Там же. Л. 2.
20 ГАРО. Ф. Р-46. Оп. 10. Д. 139. Отчет о работе историко-филологического факультета Ростов-ского-на-Дону Государственного университета им. В.М. Молотова за 1945-1946 гг. Л. 16.
21 ГАРО. Ф. Р-46. Оп. 10. Д. 234. Отчет об учебной работе кафедр истории СССР и всеобщей истории за 1947-1948 уч. г. Л. 6.
фессор Клочков вместе со старшим преподавателем Беспаловой А.Г. подготовил доклад «О дискуссии по вопросу об образовании русского централизованного государства»22. В марте 1948 года Михаил Васильевич принял участие во Всесоюзном совещании историков в Москве. Об итогах этого совещания он сообщил в докладе на объединенном заседании кафедр истории СССР и марксизма-ленинизма23.
В этом же году Михаил Васильевич вместе с членами кафедры истории СССР принял участие в конференции научных работников Дона и Северного Кавказа, где выступил с докладом на тему: «Посаженная плата за усадебные места с иногородних на Кубани (1868-1905 годы)». Кроме этого профессор Клочков также выступил на научной сессии, посвященной памяти В.Г. Белинского (100 лет со дня смерти) с докладом «Вопросы истории в работах В.Г Белинского»24.
В 1947 году в честь 800-летия Москвы кафедрой истории СССР был подготовлен вечер. На нем были представлены три доклада: аспиранта Кондратовича «Московский Кремль», преподавателя К.А. Хмелевского «Оборона Москвы в Великой Отечественной войне» и заведующего кафедрой М.В. Клочкова «О происхождении Москвы»25.
В марте 1949 года в Ростовском Государственном университете состоялась Первая методическая конференция, в которой приняли участие преподаватели вузов из разных городов СССР. Михаил Васильевич Клочков руководил историкофилологической секцией, заседание которой проводилось со 2 по 4 марта. В ходе работы данной секции было представлено много интересных докладов, затрагивающих актуальные вопросы методики проведения занятий историко-филологического цикла: «Методика вузовских лекций по гуманитарным дисциплинам» (доцент Громов И.П.), «Методика проведения семинарских занятий» (Старший преподаватель Резникова А.М.), «Методика организации самостоятельной работы студентов» (помощник декана Кузнецов В.И.), «Методика руководства самостоятельной работой студентов по изучению трудов классиков марксизма-ленинизма» (доцент Кривин М.М.) и др26.
5 марта состоялась работа подсекций. Профессор Клочков возглавлял историческую подсекцию. Выступил с докладом «Методика воспитания навыков самостоятельной работы с источниками»27. При подготовке данного доклада Михаил Васильевич опирался в основном на работы классиков марксизма-ленинизма (Ленин, Энгельс, Маркс, Сталин). Говоря о том, что такое источник, профессор М.В. Клочков ссылается на определение Энгельса: «В широком смысле источниками называются все те памятники, которые остались от прошлой жизни человеческого общества с самых примитивных ступеней периода дикости, варварства и начала цивилизации и кончая высшими ступенями самого передового культурного состояния»28. Михаил Васильевич отмечает, что история изучает процесс развития человеческого общества во всей его грандиозности по территории, времени, громадной разносторонности и противоречивости, но в единстве и взаимосвязи. В связи с этим историки должны изучать колоссальное количество источников и материалов29.
Что касается методики самостоятельного изучения исторического источника, то на этот счет М.В. Клочков писал: «Большую работу должен проделать коллектив преподавателей при составлении плана преподавания на факультете, в частности на историческом отделении, в выделении источников для самостоятельной работы уча-
22 ГАРО. Ф. Р-46. Оп. 10. Д. 185. Отчет об учебной работе историко-филологического факультета за 1-ый семестр 1946-1947 уч. г. Л. 1.
23 ГАРО. Ф. Р-46. Оп. 10. Д. 234. Отчет об учебной работе кафедр истории СССР и всеобщей истории за 1947-1948 уч. г. Л. 6.
24 Там же. Л. 6.
25 Там же. Л. 6.
26 ГАРО. Ф. Р-46. Оп. 10. Д. 316. Материалы Первой методической конференции (программа, протоколы секционных занятий и др.). Март, 1949г. Л.2-3.
27 Там же. Л. 6.
28 ГАРО. Ф. Р-46. Оп. 10. Д. 315. Материалы Первой методической конференции (доклад проректора по учебной части, тезисы к докладам). Март, 1949 г. Л. 116.
29 Там же. Л. 116.
щихся в связи с задачами преподавания и идейно-политического воспитания»30. Проводя отбор источников для изучения, профессор Клочков отдает предпочтение тем источникам, при изучении которых можно делать марксистские выводы и обобщения. Но указывает, что возможно использовать материалы, собранные старыми буржуазными учеными (Соловьев, Ключевский и др.), применяя к ним критическую оценку, осваивая полезное, прогрессивное, отбрасывая ненужное и вредное31.
Анализируя работу кафедры истории СССР, находящейся под его руководством, Михаил Васильевич сообщает: «Работу по внедрению источников и обучения навыкам пользования ими студентами ведет весь коллектив кафедры по точно разработанному плану. Она пронизывает все виды учебно-производственной работы: лекции, практические занятия, семинары, спецкурсы, дипломные и курсовые работы, сообщения и рефераты на НОК»32.
Методику практических занятий Клочков разделяет на три ступени: первая ступень включает в себя чтение текстов самими преподавателями, комментарии, постановку проблем и дачу отдельных тем для разработки учащимися. На второй ступени рекомендуется вести занятия по реферативной системе, с обсуждением рефератов в группе. Источники должны вводиться в ограниченном количестве. На более высокой ступени стоят дипломные работы, основанные на значительном количестве источников и литературы. Наиболее старательным студентам Михаил Васильевич предлагает рекомендовать работу в архивах33.
С 21 по 23 апреля 1950 года в Ростовском Государственном университете состоялась Вторая методическая конференция, на которой М.В.Клочков возглавил историко-филологическую секцию. Участниками секции обсуждались вопросы: «Учебно-методическая и воспитательная работа на историко-филологическом факультете» (доклад доцента Кривина М.М.), «Методика чтения лекций по общественным дисциплинам» (доцент Буданов В.Г.), «Методика руководства научно-исследовательской работой студентов на историко-филологическом факультете» (доцент Милых М.К.). Профессор Клочков, подводя итог, говорил о том, что лекции, читаемые преподавателями, должны соответствовать духу времени и быть ориентированными на современных студентов и на потребности современного общества. «Для нас важно не только то, что мы проходим науки специальные и философские и желаем дать свои знания учащимся, но надо помнить, что к нам являются не просто ученики, почти малые дети, а уже взрослые граждане Советского Союза. Много среди них военных людей, прошедших пятилетний и больший военный стаж деятельности и даже иной раз прославленные герои. И вот они к нам являются и требуют соответственных знаний. Вот это обстоятельство чрезвычайно повышает значение преподавателей и тех лекций, которые мы читаем. .Такое положение обязывает всех и каждого давать в максимальной степени самое высокое качество нашей работы»34.
По мнению Михаила Васильевича, добиться высокого качества лекций, читаемых преподавателями, можно только при помощи коллективной работы. В своем выступлении он отмечал: «Может ли лектор, хотя бы прекрасный специалист один подняться в науке так, чтобы не отставать ни в чем. Нет, не может. Тут должен быть коллектив кафедры, разных кафедр и вообще всего коллектива в Университете. Только тогда при коллективной работе, при общем овладении делом строительства на нашем фронте можно быть уверенным, что дело пойдет без тех недостатков, которые имеются. Основное звено наше — это кафедра, которая по своей специальности наиболее полно достигает успехов в науке»35.
30 ГАРО. Ф. Р-46. Оп. 10. Д. 315. Материалы Первой методической конференции (доклад проректора по учебной части, тезисы к докладам). Март, 1949 г. Л. 116.
31 Там же. Л. 116.
32 Там же. Л. 116.
33 Там же. Л. 116.
34 ГАРО. Ф. Р-46. Оп. 10. Д. 372. Материалы Второй методической конференции 21-23 апреля 1950 г. Л. 14.
35 Там же. Л. 15.
Далее Клочков упоминает руководимую им кафедру истории СССР: «Оглянувшись на свою кафедру я скажу, что тут много успехов в области общественнополитической и политико-воспитательной работы, но откровенно говоря чистосердечно я не богу быть удовлетворенным работой своей кафедры»36.
Основной причиной является то, что никогда нельзя быть до конца удовлетворенным своей работой. Иначе не будет дальнейшего развития и совершенствования. В качестве примера профессор Михаил Васильевич рассказывает о себе: «Всякий раз, даже когда мне кажется, что я прочел лекцию очень хорошо и заинтересовал студентов, меня посещают мысли, что я не до конца овладел аудиторией и не смог передать ей высшие стороны науки»37.
В 1947 году в честь 30-летия Октябрьской революции на базе РГУ была проведена конференция научных работников Дона и Северного Кавказа. На исторической секции было заслушано 14 докладов. Доклады проходили при активном обсуждении участников заседания секции. Выступления были разносторонними по тематике, содержательны в научном отношении и большей частью касались советского периода. Наибольший интерес представили доклады профессора М.В. Клочкова «10 лет социалистического строительства на Кубани» и доцента Семернина П.В. «О периодизации колхозного движения на Дону»38.
Что касается работы Михаила Васильевича Клочкова в Ростовском-на-Дону Педагогическом и Учительском институте, то там он работал с октября 1944 года в должности заведующего кафедрой народов СССР. За время работы в институте он провел большую подготовительную работу по организации кафедры: под его руководством составлен план работы кафедры, обсуждены и утверждены программы и планы лекций. Лекции М.В. Клочкова проходили на высоком теоретическом уровне, были глубоки по содержанию и насыщенны современным материалом39. Он читал все основные курсы истории СССР. Кроме этого профессор Клочков М.В. руководил работой аспирантов40.
Однако сказывался возраст, и в 1948 году Михаил Васильевич попросил освободить его от заведования кафедрой в Пединституте, так как в силу состояния здоровья ему трудно было сочетать руководство двумя кафедрами. Приказ был подписан 20 января 1948 года41. Тем не менее, его связи с Пединститутом продолжились в дальнейшем. В 1950 году профессор Клочков был назначен председателем государственной экзаменационной комиссии по историческому факультету Ростовского Педагогического и Учительского института42.
Помимо этого М.В. Клочков читал курсы лекций для совпартактива в вечерней партийной школе, для научных работников в вечернем Университете Марксизма-Ленинизма и для политработников при политическом управлении СКВО43. Михаил Васильевич проводил большую пропагандистскую работу: читал научнопросветительские лекции студентам в лектории института, учителям на городских совещаниях, школьникам старших классов во Дворце Пионеров, офицерам в Доме Красной Армии, городскому населению в библиотеке имени Карла Маркса и в городском лектории. Его публичные лекции пользовались широкой известностью и собирали многочисленные аудитории44.
За отличную учебно-производственную и общественную работу профессору Клочкову много раз в приказах выносилась благодарность. В 1946 году указом Пре-
36 ГАРО. Ф. Р-46. Оп. 10. Д. 372. Материалы Второй методической конференции 21-23 апреля 1950 г. Л. 15-16.
37 Там же. Л. 16.
38 ГАРО. Ф. Р-46. Оп. 10. Д. 217. Материалы конференции научных работников Дона и Северного Кавказа, посвященной 30-летию Октября. 24-28 декабря 1947г. Л. 142.
39 ГАРО. Ф. 4066. Оп. 1. Д. 2025. Личное дело М.В. Клочкова. Л. 9.
40 Там же. Л. 27.
41 Там же. Л.27.
42 Там же. Л. 29.
43 Там же. Л. 30.
44 Там же. Л. 27.
зидиума Верховного Совета СССР ученый был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»45.
К 1951 году состояние здоровья Михаила Васильевича стало ухудшаться. Он все реже появлялся в университете, кафедрой практически не руководил46.
Не только сам Михаил Васильевич, но и вся его семья посвятили жизнь науке. Жена Клочкова — Германова Мария Николаевна родилась в Томске в 1899 г. в семье врача. Окончила Московский Пединститут, аспирантуру, защитилась там же в 1937 г. В РГПИ с 1944 г. вела курсы новой и новейшей литературы и курс всемирной литературы на историческом факультете. Заведовала кафедрой зарубежной литературы (с 1947 г.). Дочь Михаила Васильевича — Александра пошла по стопам родителей, обучалась в Архангельском учительском институте.
Известный ростовский историк Ф.И. Поташев в своих воспоминаниях так описывает ту короткую встречу, которая состоялась с профессором М.В. Клочковым в Ростовском Государственном университете: «Он заведовал кафедрой истории СССР, поразил меня какой-то особой интеллигентностью, имел солидный возраст, вес в науке, встал из-за стола и пошел мне на встречу, пожал руку незнакомому пришельцу. Интересовался Архангельским пединститутом, своими коллегами историками, просил не робеть. Впоследствии я работал в Ростовском пединституте с его женой Марией Германовой, опытным филологом и коммуникабельным человеком. Хорошие люди повстречались на моем пути»47.
Умер Клочков 23 марта 1952 года в Ростове — на — Дону. В некрологе, опубликованном в газете «За советскую науку», говорилось: «23 марта после тяжелой продолжительной болезни скончался профессор кафедры истории СССР доктор исторических наук Михаил Васильевич Клочков. Более 50 лет своей жизни Михаил Васильевич отдал науке, благородному делу воспитания молодого поколения. С пользой трудился Михаил Васильевич в области подготовки молодых научных кадров. В чис- ле учеников Михаила Васильевича Клочкова мы встречаем профессоров, доцентов, кандидатов наук. Скромный труженик, воспитатель, отзывчивый товарищ — таким останется Михаил Васильевич Клочков в памяти профессоров, преподавателей и студентов нашего факультета»48.
Итак, несмотря на тяжелые социальные условия, ростовский период жизни и творчества М.В. Клочкова был достаточно плодотворным. Ученый написал несколько значимых научных статей, проводил активную педагогическую и общественную работу, как в стенах университета, так и за его пределами.
ROSTOV-ON-DON LIFE CYCLE AND ACTIVITY OF M.V. KLOCHKOV
N.N. GONCHAROVA
Teachers' Training College of Southern Federal University,
Rostov-on-Don
Mikhail Vasilyevich Klochkov is a famous scientist historian of the first half of the XX-th century, professor, doctor of historical sciences. This article focuses on the period of Rostov's life cycle and activity of the scientist. The emphasis is put on training, educational and scientific work of M. Klochkov. e-mail: goncharowana- [email protected]
Key words: M.V. Klochkov, history, university, professor, scientific work.
45 Там же. Л. 14.
46 ГАРО. Ф. Р-46. Оп. 10. Д. 398. Отчет об учебной работе историко-филологического факультета за 1950-1951 уч. г. Л. 14.
47 Поташев Ф.И. Возмужание творчеством: о времени, о себе, о друзьях-товарищах. Ростов-на-Дону. 2008. С. 134.
48 Профессор М.В.Клочков (некролог) //За советскую науку. 1952. № 13.