Научная статья на тему 'РОСТ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СРЕДИ ВЗРОСЛЫХ'

РОСТ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СРЕДИ ВЗРОСЛЫХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОНЛАЙН-КУРСЫ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВЗРОСЛЫЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кремень С.А., Цицикашвили К.П.

В статье рассматривается проблема возрастающей востребованности дистанционного обучения среди взрослых людей. Объясняется актуальность данной проблемы в условиях пандемии Covid-19. Дается характеристика различных онлайн-курсов и особенности их восприятия людьми зрелого возраста. Приводятся результаты исследования среди взрослых, показавшие, что в условиях пандемии популярность онлайн-курсов значительно возросла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING DEMAND FOR DISTANCE LEARNING RESOURCES AMONG ADULTS

The articledeals with the problem of increasing demand for distance learning among adults. The relevance of this problem in conditions of pandemic Covid-19 is explained. The characteristic of different online courses and the particulates of its perception among middle age people are given. The results of the study among adults show that increasing popularity of online courses has substantially increased in conditions of pandemic.

Текст научной работы на тему «РОСТ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СРЕДИ ВЗРОСЛЫХ»

Сюжетные линии о деятельности экологических активистов и экологических мероприятиях занимают 15,7 % экологических публикаций рассматриваемого информационного агентства. Больше всего новостных сюжетов, относящихся к данной теме, было посвящено деятельности шведской эко-активистки Греты Тунберг.

Далее, по частоте встречаемости в новостном пространстве «РИА Новости», располагаются публикации, посвященные проблемам мусора и утилизации отходов (14,3 %). Актуальность этих новостных сюжетов, обусловлена тем, что в январе 2019 г. в нашей стране начался новый этап «мусорной реформы». В этом году наблюдался резкий рост недовольства населения в связи с различными проблемами обращения с отходами в РФ. Это, в частности, подтверждается увеличением среднемесячной частоты создания онлайн-петиций данной тематики на платформе Change.org [4, с. 46] и высоким уровнем онлайн-мобилизации населения отдельных регионов против строительства мусорных полигонов и мусоросжигательных заводов [5, с. 31]

Среди экологических публикаций на официальном сайте «РИА Новости» 11,3 % новостей было посвящено качеству воды в природных водоёмах и водоснабжении, сохранению водных биоресурсов, контролю уровня загрязнений водных ресурсов, а также очистке рек и прудов. Тема изменения климата встречается в 10,7 % новостных сюжетов «РИА Новости». В таких публикациях представлена информация о причинах и последствиях глобального потепления и защите экосистем от климатических изменений.

Вопросам, касающимся качества воздуха отводится 7,7 % новостных сообщений. В таких новостях были рассмотрены проблемы загрязнения воздуха и влияния на здоровье людей, технологии слежения за качеством воздуха, росту озоновых дыр в атмосфере. Тема экологического просвещения и образа жизни встречается в 7 % новостных публикаций. К ней относятся тенденции популяризации экопродукции, экотуризма, экологического транспорта, а также экологического образования. Доля сообщений об экологических катастрофах и связанных с ними рисками (изменение радиационного фона, нефтяные катастрофы, масштабные лесных пожарах и т.п.) составила 6 % всех новостей. Меньше всего внимания уделялось таким экологическим трендам, как альтернативная энергетика и энергосбережение (2 %), качество почвы, территорий и дорог (2 %) и темам, касающимся влиянию пандемии Covid-19 на окружающую среду (2 %).

Таким образом, в результате проведённого контент-анализа были выявлены наиболее приоритетные экологические темы, чаще всего освещаемые информационным агентством «РИА Новости». К ним относятся: организационно-практическая деятельностью органов власти в отношении окружающей среды; сохранение и поддержание экосистем животного и растительного мира; деятельность экологических активистов и экологические мероприятия. Данные направления информационного потока новостей формируют экологические тенденции и установки в российском обществе.

Библиографический список:

1. Заморкин. А. А. Социально-философские подходы к изучению феномена виртуальной коммуникации / А. А. Заморкин // Теория и практика общественного развития. 2014. - № 1. - C. 40-43.

2. Орлова, М. В. Экологическая журналистика: сущностные характеристики понятия / М. В. Орлова // Вектор науки ТГУ. - Тольятти, 2013. - С. 220-223.

3. Шаркова, Е. А. Экологическая журналистика в России: этапы становления / Е. А. Шаркова // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - 2012. - № 2. - С. 239-243.

4. Пупкова, Ю. В. Реформа сферы обращения с отходами: общественная реакция в сети Интернет (Ч. 1) / Ю. В. Пупкова, Ю. Р. Шевцов // Общество: социология, психология, педагогика. - 2019. - № 11 (67). - С. 43-49.

5. Пупкова Ю.В., Шевцов Ю.Р. Реформа сферы обращения с отходами: общественная реакция в сети Интернет (Ч. 2) / Ю. В. Пупкова, Ю. Р. Шевцов // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. - № 2 (70). - С. 27-32.

УДК 374.1

РОСТ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СРЕДИ ВЗРОСЛЫХ INCREASING DEMAND FOR DISTANCE LEARNING RESOURCES AMONG ADULTS

Кремень С. А., канд. пед. наук, доцент Цицикашвили К. П., студент ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет» Россия, г. Смоленск, skremen@yandex.ru, xeniats@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема возрастающей востребованности дистанционного обучения среди взрослых людей. Объясняется актуальность данной проблемы в условиях

пандемии Covid-19. Дается характеристика различных онлайн-курсов и особенности их восприятия людьми зрелого возраста. Приводятся результаты исследования среди взрослых, показавшие, что в условиях пандемии популярность онлайн-курсов значительно возросла.

Ключевые слова: дистанционное образование, онлайн-курсы, электронное обучение, студенты, образование, взрослые.

Abstract. The articledeals with the problem of increasing demand for distance learning among adults. The relevance of this problem in conditions of pandemic Covid-19 is explained. The characteristic of different online courses and the particulates of its perception among middle age people are given. The results of the study among adults show that increasing popularity of online courses has substantially increased in conditions of pandemic.

Keywords: distance learning, online courses, e-learning, students, education, adults.

В последние десятилетия во всем мире значительно возросла популярность онлайн-обучения. Если раньше курсы появлялись в основном на площадках крупных университетов, то в настоящий момент развивающиеся образовательные платформы концентрируют в себе большое количество учебных курсов различного уровня сложности и продолжительности. Согласно статистическим данным, в России около 7,2 миллиона человек проходили различные онлайн-курсы на российских и зарубежных платформах [1]. Численность их пользователей всех возрастов ежегодно возрастает [2]. Сегодня онлайн-сегмент рассматривается потребителями и в качестве альтернативы традиционному офлайн обучению, и как дополнительный элемент во всей системе образования.

Проблема онлайн-обучения взрослых достаточно обсуждаема в последние годы. Во многих исследованиях «взрослыми» обучающимися называют людей в возрасте старше 24 лет, имеющих работу [3]. С одной стороны, у «взрослых студентов» есть работа, семья, что не позволяет полностью сконцентрироваться на учебе, с другой стороны, именно для этой категории и являются особенно удобными онлайн-курсы, дающие возможность учиться, не выходя из дома.

Проблема роста спроса на специалистов, способных эффективно работать в постоянно изменяющихся условиях, стоит особенно остро, что явно проявилось в условиях пандемии Covid-19 [4]. Люди, вынужденные сидеть дома, стремятся не только разнообразить свой досуг, но и получить дополнительные знания, повысить квалификацию, при этом не нарушая правил самоизоляции. В этой ситуации многие обратили свое внимание на различные онлайн-курсы, популярность которых возросла также и потому, что многие платформы открыли бесплатный доступ ко всем или почти всем материалам.

Существует большое количество ресурсов, предлагающих онлайн-курсы. Самыми популярными и крупными платформами дистанционного обучения являются Coursera, edX и Udacity [5]. Удобство такого типа обучения состоит в том, что прохождение какого-либо курса не требует особых временных или технических затрат - необходим лишь доступ в интернет и несколько часов свободного времени, а само получение новой информации не представляет сложности. В интерактивном формате пользователи имеют возможность общаться с преподавателем, выполнять задания и даже сдавать экзамены непосредственно на самой платформе. Обучение на онлайн-курсах может осуществляться из любой точки земного шара, независимо от времени и места, что особенно важно в условиях изоляции.

Однако для ряда пользователей, особенно для тех, кто раньше не имел опыта онлайн-обучения, существуют трудности в понимании самого процесса обучения. Многие взрослые считают информацию на печатном носителе (книга, учебник, пособие) наиболее удобным источником при изучении материала [6], в то время как при прохождении онлайн-курсов приходится изучать материал непосредственно с экрана монитора, часто отсутствует обратная связь с преподавателем, не всегда ощущается законченность курса и т.д.

Исходя из всего вышесказанного, целью нашего исследования стало выявление роста востребованности онлайн-курсов среди взрослых пользователей. В исследовании приняли участие слушатели факультета дополнительного образования Смоленского государственного университета в возрасте от 26 до 62 лет (N = 23), из них 22 женщины и 1 мужчина, профессиональная деятельность которых не играла в исследовании большой роли.

Методом исследования послужил составленный нами опросник, включающий 10 вопросов, направленных на выявление частотности пользования онлайн-курсами, заинтересованность в процессе и мнение о результатах прохождения. Анкетирование проводилось на добровольной основе в сети интернет в два этапа: первый - в период до начала пандемии, второй - во время карантинных мер, что позволило сравнить результаты и сделать выводы о росте популярности онлайн-курсов среди взрослых людей.

В ходе первого этапа исследования было выяснено, что около 81% респондентов уже имели опыт дистанционного образования. Что касается тематики курсов, то результаты распределились следующим образом: менеджмент и бизнес (41%); искусство и музыка (35%); финансы и кредит (12%); литература (6%); садоводство (4%); другое (2%).

Однако только 39,4% опрошенных проходили курсы регулярно, а не просто в ознакомительных целях. Говоря про причины интереса к онлайн курсам, участники отмечали: «карьерные цели» (35%), «в целях отдыха/досуга» (47%), «возможность узнать что-то новое» и другие.

В качестве способа подачи изучаемого материала участники особенно выделили онлайн-занятия с преподавателем в режиме реального времени (56%), что позволяет задавать вопросы по ходу обсуждения какой-либо темы. Затем были названы вебинары (29%), когда слышен только голос преподавателя, виден экран его компьютера, но, по мнению участников, это не давало осуществить личностный контакт.

Кроме того, были отмечены онлайн-курсы без взаимодействия с преподавателем (12,2%), на которых участники имели возможность посмотреть уже заранее записанные лекции, что было удобно для коротких курсов развлекательной тематики, но совершенно не подходило для реализации курсов, например, по точным наукам. В то же время было отмечено, что длинные лекции достаточно сложно смотреть без обратной связи. Была названа наиболее удобная для восприятия длительность видео -15-25 минут.

Популярность такого типа курсов вполне понятна в силу того, что видеоматериал, в отличие от лекции в режиме реального времени, можно посмотреть позже, разобрать непонятные моменты. Это особенно важно для людей старшего возраст, для которых само обучение в такой форме порой представляет проблему, возникают сложности при восприятии материала [7]. Формат видео позволяет пропустить уже изученную информацию и несколько раз просмотреть непонятные моменты.

И, наиболее низко оцененным ресурсом был назван тот тип организации онлайн-курсов, когда пользователь получает доступ к материалам учебников и статей, но не контактирует с преподавателем и вообще не видит его как такого (2,8%).

На втором этапе исследования, оказалось, что 52% респондентов во время пандемии намного чаще стали просматривать различные курсы в связи с большим количеством свободного времени. Однако участники отметили, что, начав проходить курсы, не всегда доходили до конца (41%), не говоря уже о получении сертификата.

Во время пандемии онлайн-занятия с преподавателем в режиме реального времени упоминались наиболее часто (78,4%) в силу того, что в условиях самоизоляции, когда нет возможности встречаться с людьми в реальной жизни, любой вид общения приобретает особую ценность. Респонденты отметили, что чувствовали себя одиноко (53%), а прохождение курсов вносило в жизнь определенный порядок и вселяло уверенность в завтрашнем дне.

Вторым по частоте использования тип подачи материала стали курсы без прямого общения с преподавателем, но просмотр видеоматериалов, лекций и т.д. (19,4%). В связи с тем, что во время режима самоизоляции все члены семьи находились дома, такой способ подачи материала был удобен в силу того, что участники не видели, что происходит на заднем фоне.

На втором этапе тип обучения без контакта с преподавателем вообще, самостоятельное изучение материала не получил высокой оценки (2,2%), впрочем, как и на первом этапе.

Во время пандемии пользователи намного чаще отдавали предпочтение курсам гуманитарного профиля: анализ литературных и музыкальных произведений, история и лингвистика. Это говорит о том, что в условиях перманентного стресса, люди стремятся не просто к получению новых знаний, а ищут способ расслабления и релаксации. Многие респонденты отметили, что именно сейчас они решили начать изучать новый иностранный язык (42%) в силу того, что «будущее так туманно, и нужно быть готовыми ко всему».

Среди наиболее популярных онлайн платформ среди опрошенных стали: Coursera (44,2%), платформа «Открытое образование» (35%), edX (12,8%), Udacity (8%). Причем в период пандемии интерес к материалам англоязычных платформ значительно возрос, что не удивительно - многие ранее дорогие онлайн-курсы были предоставлены пользователям в свободном доступе.

Результаты исследования показали, что взрослые являются активными пользователями он-лайн-курсов. Ситуация пандемии стала катализатором этого процесса. Желание совершенствоваться в сфере своей профессиональной деятельности, развивать себя как личность, стать более эрудированными - явились основными причинами обращения к дистанционному образованию.

Библиографический список:

1. Рынок онлайн-образования в России и мире: сегмент массовых онлайн-курсов. [Электронный ресурс]. - URL: https://json.tv/ict_telecom_analytics_view/17nok-onlayn-obrazovaniya-v-rossii-i-mire-segment-massovyh-onlayn-kursov-20141209065340 (дата обращения: 27.05. 2020). - Текст: электронный.

2. Kasworm, C. The influence of the knowledge society: trends in adult higher education / С. Kasworm // Journal of Continuing Higher Education. - 2011. - № 59 (2). - P. 104-107.

3. Forbus, P. A study of non-traditional and traditional students in terms of their time management behaviors, stress factors, and coping strategies / P. Forbus, J. J. Newbold, S. S. Mehta // Academy of Educational Leadership. - 2011. - № 15. - P. 109-125.

4. Coronavirus Lockdowns Spark Boom in Online Learning for Adults, Too. - URL: https://www.wsj.com/articles/coronavirus-lockdowns-spark-boom-in-home-schooling-for-grown-ups-11590053401 (дата обращения: 25.05. 2020). - Текст: электронный.

5. Vatsala, L. Preferences of Adult E-Learners towards Online Resources / L. Vatsala, S. Pissay // Nitte Management Review. - 2014. - № 8(2). - P. 115-125.

6. Ho, K. W. E-Learning in Higher Education for Adult Learners in Singapore / K. W. Ho, G. Chong, D. Ding // International Journal of Information and Education Technology. - 2015. - № 1 (5). - P. 348-353.

7. Brecht, D. Learning from online video lectures / D. Brecht // Journal of Information Technology Education: Innovations in Practice. - 2012. - № 11. - Р. 227-250.

УДК 378.147

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ COMPUTER TECHNOLOGIES AS A MEAN OF GRAPHIC TRAINING OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION

Панчук Т. А., канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет

имени В. М. Шукшина» Россия, Алтайский край, г. Бийск panchuk_biysk@mail.ru

Аннотация. В статье определены организационно-педагогические условия графической подготовки бакалавров педагогического образования с использованием средств компьютерных технологий к профессиональной деятельности учителя предметной области «Технология». Определена система обучения проектной деятельности студентов в процессе освоения дисциплин предметной подготовки, которая позволяет обеспечить формирование готовности к руководству проектной деятельностью школьников.

Ключевые слова: графическая подготовкаучителя, технологическое образование, компьютерные технологии, проектная деятельность.

Abstract. The article defines the organizational and pedagogical conditions for the graphic preparation of bachelors of teacher education using computer technology for the professional activity of a teacher in the subject area «Technology». The system of teaching students' project activities in the process of mastering the subject-related disciplines has been determined, which allows for the formation of readiness for the guidance of project activities for schoolchildren.

^y words: graphic teacher training, technological education, computer technology, project activities.

Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации определены приоритетные направления, которые позволят обеспечить, в том числе, «переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта» [1, с. 9].

В рамках изучения предмета «Технология» школьники осваиваютнаряду с традиционными технологиями обработки различных материалов, также и современные цифровые технологии [2]. Профессиональная деятельность учителя предмета «Технология» требует от педагога готовности к выполнению не только общепедагогических трудовых функций обучения, развития и воспитания учащихся, но и обладания предметными компетенциями. Пожалуй, нет подобного учителя в школе, который должен обладать таким широким кругом предметных знаний, умений и навыков [3].

Учитель должен использовать во всех видах образовательной деятельности проектный метод обучения. Проектная деятельность обучающихся в ходе освоения предметной области «Технология» является ведущей формой учебной деятельности [2]. Как в проектной деятельности, так и в процессе освоения технологических процессов по изготовлению изделий учениками разрабатывается конструкторская и технологическая документация. Поэтому школьники должныовладеть опытом конструирования, планирования технологических процессов изготовления изделий, а также навыками применения информационных технологий в ходе учебной деятельности.

Во многом от учителя предмета «Технология» зависит, будут ли его ученики вовлечены в техническое творчество и появится ли у них интерес к инженерной деятельности. Поэтому, основополагающим компонентом в профессиональной деятельности бакалавра технологического профиля является его графическая подготовка и готовность к руководству проектной деятельностью обучающихся в создании предметной среды.

Для того, чтобы обеспечить современные требования к совершенствованию содержания и методов технологического образования в образовательных организациях, в Алтайском государственном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.