Научная статья на тему 'РОСТ ТОВАРООБОРОТА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ'

РОСТ ТОВАРООБОРОТА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРООБОРОТ / ПОСТКРИЗИСНАЯ ЭКОНОМИКА / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сетдеков И.Х.

Данная статья посвящена анализу ситуации, сложившейся в сфере малого и среднего бизнеса в период пандемии, помимо анализа сложной экономической ситуации, сложившейся конкретно в отдельно взятом бизнесе, рассматриваются и предлагаются на суд читателя практические рекомендации по адаптации к новым экономическим условиям. Также в работе рассматриваются новые подходы ведения бизнеса в условиях зарождающейся цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОСТ ТОВАРООБОРОТА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ»

УДК33

Сетдеков И.Х.

РОСТ ТОВАРООБОРОТА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Ключевые слова:

Товарооборот, посткризисная экономика, саморегулирование, планирование, социально

ориентированный бизнес

08.00.01 - Экономическая теория, 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством

Данная статья посвящена анализу ситуации, сложившейся в сфере малого и среднего бизнеса в период пандемии, помимо анализа сложной экономической ситуации, сложившейся конкретно в отдельно взятом бизнесе, рассматриваются и предлагаются на суд читателя практические рекомендации по адаптации к новым экономическим условиям. Также в работе рассматриваются новые подходы ведения бизнеса в условиях зарождающейся цифровой экономики.

1) Введение. Актуализация. Новизна.

Российская экономика в очередной раз столкнулась с экономическим кризисом. Однако кризис, вызванный пандемией 2020 - 2021 гг., имеет совершенно иные последствия для всех участников экономической деятельности. В нашей работе мы рассмотрим положение, в котором находились и продолжают находится представители малого и среднего бизнеса. Именно они являются наиболее пострадавшими в нынешней ситуации. Вполне объяснимы среди предпринимателей панические и пессимистические настроения.

Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова представила данные о том, что за период пандемии порядка 4 с половиной миллионов индивидуальных предпринимателей и предприятий малого и среднего бизнеса были вынуждены закрыться. Эти неутешительные цифры она озвучила телеканалу «Россия 24».

«Первая волна принесла серьезнейшие потери в экономическом плане - 4,5 миллиона ИП, малых и средний предприятий, предприятий малого и среднего бизнеса, обанкротились. Прекратили свое существование», - цитирует РИА «Новости» омбудсмена.

Тем временем среднесписочная численность работников, занятых в сегменте малого и среднего предпринимательства (МСП), по состоянию на 10 декабря 2020 года достигла 15 млн 509,813 человек, что на 1% превышает показатель на аналогичную дату прошлого года, отмечает ТАСС со ссылкой на данные Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы (ФНС).

Впрочем, несмотря на рост количества работников, общая численность субъектов МСП на 10 декабря упала на 3,8% до 5 млн 702,15. Из них число юридических лиц составило 2 млн 362,558 (минус 6,2%), число индивидуальных предпринимателей (ИП) - 3 млн 339,592 (снижение на 2%). https://www.rosbalt.ru/business/2020/12/10/1877457.html(1).

Не менее важно отметить, что наемные работники были вынуждены остаться без работы или без полноценной выплаты заработной платы - неминуемой реакцией бизнеса стало сокращение рабочих мест либо сокращение рабочего дня. Следовательно, необходимо говорить и о понижении покупательной способности в целом по стране как о факторе, влияющем на экономику.

Именно в таких условиях находятся предприниматели сегодня. Это данность. Автор предлагает не посыпать голову пеплом, не думать о выезде за пределы страны в поисках места под солнцем, а собраться с мыслями, проанализировать все на холодную голову и действовать, исходя из тех условий, которые объективно есть на сегодня.

Один опытный и довольно известный предприниматель, выступая в эфире одного из телеканалов и критикуя многие действия нынешних властей, высказал довольно интересную идею: «Настоящий предприниматель должен уметь работать на падающем и нестабильном рынке».

В этой работе мы хотим предложить новые подходы к решению тех проблем, которые возникли у бизнеса из-за пандемии и пробудить интерес к обсуждению этих подходов для их дальнейшего совершенствования. В этой связи хотелось бы ввести в оборот инструментов для бизнеса -саморегулирование и планирование. С точки зрения экономической теории эти инструменты известны учеными давно, но, насколько известно автору, в практической области они не применяются и найти что-то по данным инструментам в открытых источниках оказалось невозможно.

2) Товарооборот и его рост. Описание бизнеса. Факторы влияния.

Рассмотрим товарооборот в его строго научном понимании и это понимание применим к реальному бизнес процессу для выявления факторов, влияющих на его нынешнее состояние (стагнации) и применим новые инструменты для перехода к росту товарооборота при сохранении внешних негативных факторов.

Как и в любой науке, в экономике также есть несколько взглядов на то, что представляет из себя такое емкое понятие как товарооборот. Рассмотрим несколько из них и определимся в том, каким определением будем пользоваться мы для решения своих практических задач.

Товарооборот - это объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период. (ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения»). В этом случае все предельно кратко и четко, как и следует нормативному документу.

Товарный оборот - продвижение товара от производства к потребителю. (Смушков В.В. Товарооборот и торговля. М., 1929). В работе марксистского экономиста В.В. Смушкова (2) иной взгляд на проблему определения сущности товарооборота. Смушков понимал товарный оборот как процесс и его числительные показатели за временной период не имели значения для автора. Таковы были реалии конца 20-х - начала 30-х гг., в которых каждому явлению необходимо было дать новое, «не буржуазное» определение.

Товарооборот - процесс купли-продажи, в основе которого лежит переход права собственности на товар в обмен на его денежный эквивалент.

Валовый товарооборот - сумма всех продаж товара на пути движения от производителя к потребителю.

Чистый товарооборот - товарооборот, освобожденный от повторного учета, равный конечной или предельной продаже товара. Конечная продажа означает, что конкретная партия товара далее реализовываться не будет. (3) Безруков А.В. Содержание введение система показателей, отражающая товародвижение и товарооборот Статистика товарооборота.

В нашей небольшой статье мы возьмем за основу ГОСТовское определение товарооборота (из-за его лаконичности и указания на время) и наполним его качеством определения «чистый товарооборот», так как продукция пекарни, как вы понимаете, уважаемый читатель, продается всего лишь один раз.

Розничный товарооборот относится к числу важнейших показателей экономического развития той или иной страны. В товарообороте налицо все народнохозяйственные пропорции, видна структура валового внутреннего продукта, распределение национального дохода и т.д. Объем розничной продажи товаров прямо влияет на денежное обращение в стране, так как выручка в сфере торговли составляет большую часть налично-денежного обращения. В результате продажи товаров населению страны компенсируются произведенные затраты и воспроизводится вновь созданная стоимость, что в свою очередь двигает дальнейший роста производства.

Пекарня как бизнес, с одной стороны процесс ответственный и технологически сложный, с другой стороны достаточно прозрачный для анализа и коррекции своих действий. Моему детищу - пять лет, расположены мы в городе Зеленоград. В промышленной зоне Зеленограда мы имеем постоянную торговую точку, промышленное предприятие является для нас источником сбыта. То есть работники предприятия приобретают нашу продукцию.

Помимо основной и постоянной торговой точки наше предприятие имеет четыре торговые точки, осуществляющие торговлю в выходные дни. Эти точки находятся в православных храмах и основную выручку дают в выходные дни за счет прихожан.

Ассортимент наш достаточно прост для потребителя (пирожки, ватрушки, пельмени, блинчики, квас), но при этой простоте у нас большой выбор внутри самого ассортимента (начинки от повидла и

свежей вишни до грибов). Качество продукции никогда не вызывало нареканий или негативных отзывов со стороны покупателей.

В количественном измерении наш бизнес - это от 5 000 до 10 000 хлебобулочных и кондитерских изделий в неделю. Данные разнятся из-за сезонности. То есть лето и пик пусков у нас проходит на минимуме производства, а осень - весна на максимуме.

Особо хочется подчеркнуть - вся продукция нашей пекарни является качественной. Мы не снижаем затраты на качестве сырья, будь то мука, мясо или повидло с капустой. Мы осознаем, что потребляют наши пирожки, булочки, и так далее трудящиеся завода и прихожане православных храмов.

Можно предположить, что в нашей стране очень много со схожими показателями бизнесов, которые кормят и содержат не только семью предпринимателя, но и обеспечивают стабильной занятостью и заработком несколько граждан. Преимущество подобного рода предприятий заключатся в достаточно высокой мобильности (закрыть одну торговую точку и открыть новую не является большой проблемой), гибкости (например, переход с выпечки пирожков на итальянскую пиццу не вызовет производственного коллапса). Но у малого бизнеса (и даже у среднего) есть одна ахиллесова пята -отсутствие достаточных денежных накоплений. В предприятиях подобных нашей пекарни от 50 до 80% выручки - это аренда, закупка сырья, полуфабрикатов, выплата зарплат, техническое обслуживание оборудования, оплата электричества и воды. Следовательно, без достаточных денежных накоплений, устойчивость и самое главное способность к развитию прямо пропорционально притоку покупателей и их покупательная способность.

Пандемия отразилась на нашем предприятии следующим образом:

- резкий отток покупателей в промзоне

- полное ил частичное закрытие точек в православных храмах

- просрочка текущих платежей

Однако, чтобы не пополнить список из выступления главного омбудсмена России госпожи Татьяны Москальковой, мы в условиях кризиса предприняли следующие шаги:

- полный и всесторонний анализ ситуации как вне предприятия, так и внутренний аудит

- переход на доставку нашей продукции

- поиск и внедрение новых инструментов ведения бизнеса

Наши наблюдения, изучение опыта коллег, обращение к историческому наследию и желание быть востребованными в новых посткризисных условиях заставили нас начать процесс профилактических действий. То есть действий способных предотвратить при повторении внешних негативных явлений падение производства и как следствие сокращение товарооборота. И здесь нам хотелось бы ввести в профессиональный оборот термин саморегулирование. В буквальном смысле этот термин означает добровольное установление определенных правил и возложение на себя каких-либо ограничений. Если говорить о деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, под саморегулированием следует понимать регулирование их деятельности в определенном секторе рынка без вмешательства государства.(4) Саморегулируемые организации. Методическое пособие. Торгово-промышленная палата Ростовской области. 2012 г.

В этом контексте саморегулирование подразумевает взаимодействие между участником рыночных отношений и государством, но мы имеем ввиду скорее внутреннее производственное и финансовое саморегулирование. Стандартное поведение предпринимателя в условиях падения спроса и ухудшения общей экономической ситуации следующее - сокращение затрат (увольнение сотрудников), снижение себестоимости произведенной продукции (как правило это снижение отражается на качестве продукции), уход в серые или черные схемы отчетности для сокрытия налогооблагаемой базы.

Мы не будем рассматривать подобное поведение. По меткому замечанию социолога Долгорукова А.М., такое поведение является «реактивным». (5) От замысла к действию: стратегическое управление / Долгоруков А. М. - М., 2011

Как быть бизнесу, который независимо от внешних факторов не собирается увольнять сотрудников, уходить от налогов (хотя государство и могло бы пойти нам на встречу в определенных элементах налогообложения), не может себе позволить травить покупателей пальмовым маслом, но при

этом хочет зарабатывать и развиваться? Ответ сложен и прост одновременно. Необходимо создавать новые ситуации, а не реагировать на внешние факторы. В нашем случае саморегулирование означало, что предприятие осознано сохранило уровень качества произведенной продукции, отказалось от увольнения двух сотрудников (предложив им менее загруженный график работы с сокращением оклада на 20%). Также был понижен план рентабельности предприятия и план чистой прибыли. Накопление денежных запасов происходило в том числе и за счет сокращения доходов собственника предприятия. В этом, как видится, лежит социальная ответственность бизнеса - способность к самоограничению в доходах. Если вам как предпринимателю нечего сокращать в прибыли и рентабельности, простите, но вы не либо не предприниматель, либо у вас не бизнес...

Попробуем более детально рассмотреть последнее предложение. Покупателей в период пандемии объективно стало в разы меньше (в нашем случае в 2,8 раз меньше), так как предприятие перешло на 30% режим работы. Православные храмы, как известно, тоже придерживались режима самоизоляции и принесли нам 90% падения продаж, покупалось лишь 10% продукции сотрудниками храмов и членами их семей. Нашей реакцией стало налаживание доставки на дом. В процессе налаживания доставки хорошую службу нам сыграло качество продукции. В рекламный бюджет мы практически не вкладывались, за исключением приобретения дополнительных опций уже существующих страниц в социальных сетях. Город Зеленоград достаточно небольшой и наша пекарня многим жителям известна. Доставка нам позволила вернуть 56% покупателей (был сделан анализ по итогам трех месяцев работы). При этой форме работы повышение стоимости продукции составило 8%.

Однако, при решении задачи по выживанию предприятия, не решалась вторая и не менее важная задача - устойчивое развитие предприятия. Да, в сложных условиях, предприятие не разорилось, сотрудники сохранили рабочие места, качество не пострадало. Но что дальше? Каковы горизонты?

И здесь мы обратились к прошлому нашей страны. Существует стереотип о советском экономическом опыте как о провале, как о сплошном дефиците на все и сразу. Часто приходится слышать о том, что советская экономика была неэффективна и бесперспективная. Однако, существует работа экономиста Ханина Г.И., в которой этот миф внимательно рассматривается и автором делаются совершенно иные выводы. (6) Г. И. Ханин. Динамика экономического развития СССР. Новосибирск, 1991

Казалось бы, что может взять современный российский ИП с оборотом в несколько сотен тысяч рублей из фундаментального труда о целой эпохе? В этом и заключатся принцип настоящего предпринимательства - способность учиться всему и всегда. Когда мы часто слышим «японское», «западногерманское», «южнокорейское» экономическое чудо, мы с коллегами задумывались о том, почему не существует российского экономического чуда. Однако, советский опыт дает нам право именно «экономическим чудом» называть рост экономики в послевоенные 40 - начало 50 - х гг. На чем строился успех восстановления советской экономики в катастрофических условиях? На планировании и кооперации.

Естественно, в рамках данной статьи невозможно обсуждение подобных пластов экономической науки. Однако, хотелось привести пример того, как индивидуальный предприниматель (или шире -представитель бизнеса) может использовать планирование как инструмент по развитию своего предприятия. Планирование понятие достаточно емкое, но мы будем его использовать именно в инструментальном выражении. Планирование для нас - механизм распределения ресурсов внутри предприятия и между участниками предприятия для обеспечения всех необходимых им потребностям в рамках деятельности данного предприятия. Но при этом у нас есть внешнее планирование - мы перешли от интуитивных и наблюдательных оценок планируемых объёмов закупок, продаж и, следовательно, объёмов производства к планируемым. Переход к этому способу производства не прост и нами еще не завершен. В чем его принцип? Исследование реальных потребностей покупателя в твоей продукции, статистическая оценка рынка, социальный портрет уже существующего покупателя, ведение базы данных клиентов. То есть в идеальном будущем нашего предприятия на произведенные 1 000 высокачественных булочек и пирожков будет 1 000 покупателей, а заранее спланированная прибыль от этих пирожков за определенный период времени позволит нам запустить проект по открытию в Зеленограде ресторана русской традиционной кухни с восстановленными рецептами старинных блюд.

Еще раз подчеркнем, что планирование и саморегуливание процессы для нас взаимообусловленные и внедренные одновременно друг с другом.

Не менее эффективным для нас оказалось такое явление как кооперация. Мы будем рассматривать это понятие как одну из основных форм организации взаимодействия между предприятиями и физическими лицами, характеризующихся объединением ресурсов и сил участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей.

Вместо конкуренции мы решили идти путем кооперации. В конкуренции, как и у любого явления есть положительные и отрицательные стороны. В нынешних экономических реалиях кооперация более инструментальна - поэтому мы пошли путем объединения усилий небольших пекарен и производств питания. В чем это выразилось? На основании сначала устных, а потом и письменных договоренностей семь производств договорились оказывать друг другу следующие услуги

1) краткосрочный товарный кредит

2) бартер

3) переадресация клиентов в случае невозможности его удовлетворить

4) создание кассы взаимопомощи

5) обмен производственным опытом при краткосрочной командировке сотрудников друг к другу. Внедрение кооперации решило две задачи, стоявшие перед нами - все участники выросли за три

месяца в товарообороте с 5 до 13% (каждое предприятие по-разному росло тоже по разным причинам); общий психологический климат в трудовых коллективах изменился в лучшую сторону. Факты взаимопомощи в трудные времена укрепляют надежду людей и повышают уверенность в своих силах.

Нам предстоит еще много открыть для себя в кооперации как явлении и в его организационно-правовой форме. Пока мы хотим закрепить полученный опыт и «оцифровать» все измеряемые от наших нововведений показатели для научного анализа. Когда будут сформированы графики, таблицы, дающие полную картину происходящего, мы будем искать еще более совершенные инструменты по достижению целей и задач, стоящих перед нашим производством. 3) Заключение.

Товарооборот - это важнейший показатель любого торгового и производственного предприятия. В нашем конкретном случае мы и производство, и торговое предприятие. Товарооборот показывает объем эффективности деятельности предприятия, от его оборачиваемости зависит объем валового дохода и прибыли.

Мы в данной статье хотели показать, как на развитие розничного товарооборота оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. Но что еще важнее для нас - показать, что кризисное и посткризисное состояние экономики нашей страны не повод для отчаяния. Особенностью нынешней эпохи является социальная скорость, то есть скорость социальных изменений. А они в свою очередь вызываются скоростью внедрения технологических усовершенствований.

Особенностью предпринимательской деятельности всегда являлось способность к адаптации к различным условиям. В 90-е гг. прошлого века предприниматели уже показали это. Но в наше время предприниматель должен быть еще и социальным дизайнером, человеком, несущим ответственность не только за соблюдение нормы прибыли, но и отвечающим за качество продукции, за уровень жизни сотрудников, за скорость внедрения технологических и социальных инноваций.

Надеемся, что данная тема не оставит равнодушными читателей, предпринимателей, представителей академической науки и на страницах журнала «Финансовый Бизнес» разгорится полемика по тем вопросам, которые мы постарались сегодня отразить. Список использованной литературы:

1. Смушков В.В. Товарооборот и торговля. М., 1929

2. Саморегулируемые организации. Методическое пособие. Торгово-промышленная палата Ростовской области. 2012 г.

3. Ханин Г. И. Динамика экономического развития СССР. Новосибирск, 1991

4. Долгоруков А. М. От замысла к действию: стратегическое управление /- М., 2011

5. Борисов, Е. Ф. Основы экономики: учебник и практикум для СПО/Е. Ф. Борисов. - 7-е изд., перераб.

и доп. - М., 2017

6. Балалова Е.И. Кооперативы как экономическая основа демократического общества / Е.И. Балалова, Н.А.Васильев, Д.Н.Калачева // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2017

7. Агеев А.И. Битва за будущее: кто первым в мире освоит ноомониторинг и когнитивное программирование субъективной реальности? / А.И.Агеев, Е.Л.Логинов // Экон. стратегии. - 2017

©Сетдеков И.Х., 2022

УДК 004.042

Филимонов О.И.,

ИП Adlook.me, финансовый директор, соискатель Санкт-Петербургского государственного

экономического университета (СПбГЭУ), Россия, Санкт-Петербург, Кухта М.В.,

АО Управляющая компания «МАГИСТР», оценщик, магистр экономики,

Россия, Санкт-Петербург

СПЕЦИФИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНЕТ-КОММЕРЦИИ

Аннотация

Специфика электронной или Интернет-коммерции, обусловленная использованием возможностей Интернета и применением информационно-коммуникационных технологий, требует тщательного изучения ряда вопросов, связанных с функционированием этого вида виртуального бизнеса. Прежде всего, это относится к процессу ценообразования в условиях электронной торговли, выявлению его новых особенностей в сравнении с общеизвестной классикой. В фокусе статьи - освещение этой специфики в области ценообразования, изучение его методов и видов затрат, и выявление изменений непосредственно в алгоритме самого процесса ценообразования с использованием известных методов научного исследования. Полученные результаты далее планируется использовать при проведении стоимостной оценки такого виртуального бизнеса как рекламная биржа, торгующая информацией в сети Интернет.

Ключевые слова:

виртуальный бизнес, специфика Интернет-коммерции, электронные магазины, особенности ценообразования в условиях Интернет- торговли, методы и алгоритм ценообразования,

специфика затрат.

Oleg I. Filimonov,

IE Adlook.me, Financial Director, graduate of the St. Petersburg State University of Economics

(UNECON), Russia, St. Petersburg, filimon.oleg@gmail.com .

Maria V. Kukhta,

Management Company «MAGISTR», аppraiser, Master of Economics, Russia, St. Petersburg, makerova-mariya@mail.ru

PRICING SPECIFIC IN THE CONDITIONS OF INTERNET-COMMERCE

Abstract

The specificity of electronic or Internet-commerce, due to the use of the Internet and the use of information

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.