Научная статья на тему 'Рост стоимости бизнеса как целевая направленность осуществляемых инноваций'

Рост стоимости бизнеса как целевая направленность осуществляемых инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левчаев П.А.

Приступая к рассмотрению экономических аспектов инновационного развития региона приходится констатировать, что выбранная направленность и проблематичность этой тематики сегодня, безусловно, важна, она не просто актуальна, она имеет определяющее значение и для экономики нашего государства. После многих лет реформ приходит понимание того, что зачастую реализуемые меры, те или иные теории не приносят ожидаемого результата. В чем же дело? Все так хорошо работало, имело положительную реализацию, опыт применения за рубежом и вдруг такой, часто нулевой результат. Вот и наступает осознание того, что многие положения мировой экономической мысли, реформаторства не могут "прижиться" в отечественной экономике слишком разные первоначальные условия, особенности менталитета, исторические особенности. Поэтому, задумываясь над инновационной направленностью развития, мы пытаемся не только определить стратегические ориентиры, но и оценить возможность, приемлемость их тактической реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рост стоимости бизнеса как целевая направленность осуществляемых инноваций»



РОСТ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА КАК ЦЕЛЕВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ

ИННОВАЦИЙ

ПЛ. ЛЕВЧАЕВ, кандидат экономических наук, доцент Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева

Приступая к рассмотрению экономических аспектов инновационного развития региона, приходится констатировать, что выбранная направленность и проблематичность этой тематики сегодня, безусловно, важна, она не просто актуальна, она имеет определяющее значение и для экономики нашего государства. После многих лет реформ приходит понимание того, что зачастую реализуемые меры, те или иные теории не приносят ожидаемого результата. В чем же дело? Все так хорошо работало, имело положительную реализацию, опыт применения за рубежом — и вдруг такой часто нулевой результат. Вот и наступает осознание того, что многие положения мировой экономической мысли, реформаторства не могут «прижиться» в отечественной экономике — слишком разные первоначальные условия, особенности менталитета, исторические особенности. Поэтому, задумываясь над инновационной направленностью развития, мы пытаемся не только определить стратегические ориентиры, но и оценить возможность, приемлемость их тактической реализации. Сегодня на самом высоком уровне задаются вопросами о новой

' Признанным [3] является определение инновации - вложения средств в экономику, обеспечивающих смену техники и технологии. Решающим здесь являются достижения НТП, крупные открытия. Очевидна фундаментальность понятия, факторов, лежащих в основе явления. В какой мере способна на такое наша экономика, которая привыкла к тому же к экстенсивной направленности развития, росту, основанному на экспорте сырьевых ресурсов?

2 Если говорить о качестве нового порядка, то 10-кратный рост стоимости — это вряд ли достижимо. В экономике, финансах измеряют процентный прирост, поэтому более 100% прироста - здесь, пожалуй, можно говорить о качественном росте, о создании нового стоимостного образования.

5 Здесь важно также определиться с временными границами реализуемого проекта, ориентиром может служить мировой опыт в аналогичной сфере.

4 Здесь правила задают транснациональные корпорации и банки, интересам которых часто уступают даже государства.

концепции развития, местоположении национальной экономики в мировом разделении труда, направленности ее вектора [1,2], и думается, что если есть вопрос — будет и ответ.

Конечно, сложность исследований данной проблематики обусловлена еще и тем, что отсутствует полное понимание того, что такое инновация, что есть инновация в той или иной сфере науки1. Мы постараемся остановиться на финансовом аспекте этого вопроса, хотя понятно, что в современном мире любая инновация принимается только тогда, когда дает стоимостный прирост экономике. Вот и получается, что с этой точки зрения финансовая инновация — интегральный показатель, имеющий в своей основе факторы самой различной природы и порядка, но неизменно реализующие себя в оценке экономической эффективности.

Таким образом, инновацию с точки зрения финансовой науки, особенностей современного мироустройства мы определяем как нововведение, обеспечивающее в итоге качественный рост первоначальной стоимости. Спорным является вопрос о критериях такого качества, надо полагать, что 15 или 40% здесь будет мало, поскольку мы по-прежнему говорим скорее о приросте к имеющемуся образованию. Нам же принципиально важно новое стоимостное образование2. Выходит, что с финансовой точки зрения по реализации запланированного инновационного проекта3 мы должны иметь более 100 % стоимостного прироста. Другой же прирост в нашей экономике не обеспечит ее выход на уровни, принятые в передовых странах. Так мы получим только «отечественную» инновацию. Но мы стараемся выйти на мировой рынок и соответствовать его требованиям. Кстати, отметим, что там, на мировом финансовом пространстве, нашей стоимости почти что нет [I]4, а за подтверждение нашей состоятельно-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя -и тяъг&кяем

19

сти (например, через сертификацию продукции и т.д.) нам приходится платить по принятым ценам. Это притом, что отечественная экономика зарабатывает мало, а платить за вхождение в мировую

— ой как много (часто — в разы!). Вот такой подход к финансовой инновации.

Взгляд на инновацию с позиции финансов важен еще и потому, что он сводит воедино, оценивает конечную эффективность самых различных усовершенствований. Рост финансовых ресурсов, стоимости позволяет оценить любые нововведения, будь-то организационная структура, технология, конечный продукт и т.д.

На что же должен опираться рост стоимости? Приходит на ум утверждение Президента РФ о том, что мы можем себя реализовать, только будучи первыми. Действительно, это инновационный путь. В любом другом случае мы идем за лидером, т.е. в лучшем случае вторые. Мы как потребители не задумываемся о том, что вроде бы такое благо, как доступность импорта, совместное производство имеют в конечном итоге для отечественной экономики часто и негативные результаты - мы идем, привыкаем идти в векторе, выбранном не нами, но мировым лидером5. При такой тактике мы в лучшем случае «хватаемся за хвост», но не знаем, куда смотрит лидер. Рост стоимости должен опираться на реальные возможности экономики, в противном случае она не выдержит гонки, развалится (как если бы отечественный автомобиль конкурировал в скорости с иномаркой). Рост стоимости (то же самое удвоение ВВП) есть скорее критерий для отбора лучших проектов, а не для всей совокупности экономических объектов (вспомним, что надежность любой системы определяется слабейшим ее элементом — зачет в командной гонке идет по последнему участнику). Такие критерии определят точки роста на уровне предприятия, региона, национальной экономики. Кстати, есть и точки убытка

— в них уходит стоимость. Итак, рост стоимости отдельного бизнеса, предприятия, отрасли, региональной, национальной экономики — вот критерий эффективности осуществляемых инноваций, стратегия же — это инновационный вектор развития, а инновация — это там, где мы первые.

5 Напомним, что экономическая экспансия может предполагать последовательность этапов реализации услуг и занятия места на рынке: продажа товара; продажа технологической линии по производству комплектующих, товаров; продажа франшизы; продажа технологии производства; продажа и размещение производства.

Концепция стоимости бизнеса сейчас довольно популярна, имеет разработанный инструментарий [4, 5]. Да и каждый руководитель знает, что и с чем сравнить, чтобы объективно оценить стоимость того, чем он управляет. Если предприятие, отрасль и т.д. дают прирост в соответствии с установленными темпами инновационного роста (развития), то, значит, это образование не только востребовано в современной экономике, но и попадает в цикл инновационного экономического развития. Важно еще научиться здесь функционировать. Прирост стоимости какого-либо образования означает, что поведение экономического субъекта положительно оценивается рынком, а при такой оценке оплата бывает больше, чем конкурентам.

Рост стоимости — это подтверждение рынком выбранного предприятием курса, практики хозяйствования руководителя, квалификации работающих (им и заработную плату можно повысить), доверия акционеров (они получат на вложенные средства достойный процент), состоятельности, самостоятельности региона (авторитета его руководства у населения, других губернаторов) и экономической мощи государства (возможности влиять на расстановку сил в мире и реализовывать собственный интерес). Рост стоимости — это показатель того, где завтра она приумножится, а если она уже выведена из оборота (бизнеса, предприятия и т.д.), то, значит, производное от этого не получит развития и о конкуренции в инновациях здесь уже вряд ли можно говорить.

Каким должно быть поведение экономических субъектов, чтобы, не обладая первоначально преимуществом в финансовых ресурсах, стоимости, обеспечить инновационный акцент развития? Эти меры, формы существования и поведения систем давно уже известны экономике — специализация (когда предприятие добивается роста стоимости, делая ставку на конкурентоспособность в отдельном, узком, сегменте), кооперация (рост стоимости происходит за счет финансовой мощи, которая обеспечивает абсолютное превосходство ряда параметров бизнеса и вытеснение «нерентабельных» конкурентов). Только так мы можем осуществить качественно новые введения и, заняв доступные ниши, потеснив конкурентов, впоследствии быть первыми в мировом разделении труда, инновационно развивающимися.

Итак, основными результирующими положениями будем считать:

20

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя -и тсРгЖЖгсм

ItUHaêaMjCtu

15 (48) - 2005

необходимость осмысления достигнутого уровня развития, поиск инновационной концепции развития в условиях интеграции и глобализации, научное обоснование вектора движения экономики;

инновационность развития предполагает рост (максимально возможный на основе уникального сочетания используемых факторов, обеспечивающих качественно новый прирост стоимости) стоимости бизнеса, предприятия, отрасли, региональной и национальной экономики; научным подходом теоретико-методологических построений выступает системный подход,

позволяющий органично использовать имеющиеся элементы знаний в конструкции будущего состояния рассматриваемого образования;

планируемые инновации имеют своим ориентиром рост стоимости экономических субъектов, региональной и национальной экономики; оценка исходного состояния экономических субъектов, региональной и национальной экономики, выбор приоритетов развития, оценка осуществленных мероприятий производятся с использованием уже разработанного инструментария стоимостной концепции бизнеса.

Литература

1. В поисках новой теории: Книга для чтения по экономической теории с проблемными ситуациями: Учеб. пособие / Под ред. А.Г. Грязновой и H.H. Думной,- М.:КНОРУС, 2004.

2. Бабинцева Н.С. Некоторые новые подходы в экономической теории: очерки. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003,- 200 с.

3. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - Книжный мир, 2002. —895с.

4. Валдайцев C.B. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учеб. пособие ддя вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 720 с.

5. Левчаев П.А. Стоимостная природа финансовых ресурсов и оценка бизнеса // Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» Государственного университета Высшей школы в экономике http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/175859.html.

t \

Приглашаем к сотрудничеству!

Издательский дом «Финансы и Кредит» оказывает услуги по изданию книг, брошюр, монографий, учебников, учебно-методической и художественной литературы. Издание осуществляется за счет средств автора. Срок изготовления монографий объемом 10 печатных листов в мягкой обложке составляет 35 дней.

Тел./факс: 237-8657 Http:/www.financepress.ru

237-8659, 959-6979 e-mail: post@financepress.ru

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгот>ъя ъ

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.