Научная статья на тему 'Рост православной идентификации в 1985-1997 гг. (на материалах Челябинской области)'

Рост православной идентификации в 1985-1997 гг. (на материалах Челябинской области) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
241
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПРАВОСЛАВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВ НАЯ ЦЕРКОВЬ / ЕПИСКОП ГЕОРГИЙ / МИЛОСЕРДИЕ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / СЕСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ / ЗАКЛЮЧЕННЫЕ / CHELYABINSK REGION / ORTHODOX IDENTIFICATION / ORTHODOX CHURCH / BISHOP GEORGE / CHARITY / SPIRITUAL CULTURE / BENEVOLENCE / SISTERS OF CHARITY / PRISONERS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сосновских Елена Геннадьевна

На материалах Челябинской области анализируется проблема православной идентификации в период 1985-1997 годы. Для изучения процесса были проанализированы политические предпосылки, а также развитие духовной культуры, которое проявилось в общественном интересе к духовной литературе, музыке, изобразительному искусству, религиозным праздникам и обрядам. Рассматривается деятельность сестер милосердия, работа православной церкви с заключенными и инвалидами. Кроме того, показано, какое большое значение на рост религиозной идентификации играет деятельность священнослужителей, их взаимодействие с органами власти по решению насущных социальных проблем. Раскрывается деятельность епископа Челябинского и Златоустовского Георгия. Рост внимания к религии зафиксирован автором с 1988 г., в этом проявилась идентификация с православием как с частью культуры, этот процесс усилился после принятия религиозного законодательства 1990-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increase of orthodox identification in 1985-1997 years (based on the materials of Chelyabinsk region)

The problem orthodox identification in 1985-1997 years is analyzed on the materials of Chelyabinsk region. To study this process were analyzed the main factors political background and spiritual culture development, which manifested in the interest in spiritual literature, music, fine Arts, religious holidays and ceremonies. The article depicts work of sisters of charity and the work of Orthodox church with prisoners and disabled people. Besides the important factor of growth of orthodox identification is ecclesiastics’ activity, their interaction with authorities about solution of social problems. The activity of bishop of Chelyabinsk and Zlatoust diocese George is shown. Increase of attention to religion as a part of the culture was remarked in 1988 and it became more noticeable after the religious legislation of 1990 year.

Текст научной работы на тему «Рост православной идентификации в 1985-1997 гг. (на материалах Челябинской области)»

УДК 94(470.55) «1985/1997» + 271.2; ББК Т3(2Р-4Ч)6-2 + Э372.24

рост православной идентификации В 1985—1997 гг. (на материалах челябинской области)

Е. Г. Сосновских

На материалах Челябинской области анализируется проблема православной идентификации в период 1985—1997 годы. Для изучения процесса были проанализированы политические предпосылки, а также развитие духовной культуры, которое проявилось в общественном интересе к духовной литературе, музыке, изобразительному искусству, религиозным праздникам и обрядам. Рассматривается деятельность сестер милосердия, работа православной церкви с заключенными и инвалидами. Кроме того, показано, какое большое значение на рост религиозной идентификации играет деятельность священнослужителей, их взаимодействие с органами власти по решению насущных социальных проблем. Раскрывается деятельность епископа Челябинского и Златоустовского Георгия. Рост внимания к религии зафиксирован автором с 1988 г., в этом проявилась идентификация с православием как с частью культуры, этот процесс усилился после принятия религиозного законодательства 1990-х гг.

Ключевые слова: Челябинская область, православная идентификация, Русская Православная Церковь, епископ Георгий, милосердие, духовная культура, благотворительность, сестры милосердия, заключенные.

Религиозные представления, ценности, обычаи являются неотъемлемой частью любого общества и могут претендовать на роль определяющего фактора цивилизационного развития. Несмотря на длительный период господства атеистической морали, современная Россия отождествляет себя с православным вероисповеданием. Очевидно, в этом проявляется понимание важности православия для развития отечественной культуры и общества в целом. Процесс формирования социокультурной идентификации был начат в период перестройки в связи с изменениями в государственной политике, а также с возрождением национального самосознания народов, проживавших на территории страны. Тем не менее, он не является завершенным, что приводит к множественным дискуссиям в научном сообществе о дальнейшем пути развития российской цивилизации.

Челябинская область является многонациональным регионом, в котором трудно выделить конфессиональное большинство. Поэтому процессы трансформации государственно-конфессиональных отношений в 1985—1997 годах в области имели свой неповторимый характер. Особый интерес представляют процессы возрождения духовной культуры и деятельность в рамках милосердия и благотворительности, которые являются показателем социальной активности конфессии. Эта активность привела к росту православной религиозности жителей региона. Изучение православного ренессанса на территории Челябинской области позволит уяснить факторы и особенности роста православной идентификации.

В начале перестройки Русская Православная Церковь (РПЦ) заявила о намерении принимать участие в жизни общества, способствовать разрешению насущных проблем. С конца 1980-х годов церковь стремилась к сотрудничеству с органами государственной и местной власти, участвовала в разработке религиозного законодательства. в рамках законодательной инициативы она внесла проект о

церковной медицине и проект «Церковь и армия в условиях демократического общества». Показателем перемен стало празднование тысячелетия крещения Руси. Это событие стало ключевым моментом в перестройке отношений государства и конфессий в период перестройки. в обществе юбилей не был однозначно воспринят, многие люди совершенно не приняли идеи церковно-государственного праздника1. Атеистическая пропаганда уходила в прошлое, но атеистический элемент общественного сознания некоторых граждан укоренился основательно. Празднование Тысячелетия крещения Руси было воспринято ими как «стремление сотворить из церковного юбилея общенародный праздник под знаменем "Тысячелетия русской культуры"». Отношение атеистов к этому событию было однозначным: отмечался церковный юбилей, а не общенародный праздник [32]. Такая двойственность создала неопределенность в общественном сознании. с одной стороны, начались перемены в отношении религии, но с другой, сохранялась атеистическая пропаганда.

Несмотря на неоднозначные оценки данного события со стороны граждан, Челябинская область присоединилась к празднованию юбилея православной церкви. В честь Тысячелетия была организована выставка, однобоко трактовавшая деятельность церкви [26], выходили в свет и научные публикации на эту тему. 12 июня 1988 года в честь праздника во всех храмах города состоялось торжественное богослужение. Началось празднование юбилея в Свято-Семеновском соборе, затем участники юбилейных торжеств заложили венок к братским могилам на Лесном кладбище [15]. Празднества продолжились в театре оперы и балета им. М.И. Глинки, где собрались священнослужители и прихожане из

1 Отец Игорь (Шестаков) — историк, пресс-секретарь Челябинской и Златоустовской епархии РПЦ. Настоятель Свято-Троицкого храма, возглавляет Совет православных молодежных объединений Челябинской области. Интервью из архива автора.

16 приходов Челябинской епархии. Празднования церковного юбилея привлекли внимание общественности к роли православной церкви в истории и культуре страны.

Изначально Челябинская область входила в состав Свердловской и Курганской епархии, которой руководил архиепископ Мелхиседек (В. М. Лебедев, руководил Челябинской епархией до 1989 года). Она была крупной, поэтому тесного взаимодействия с паствой и властями не наблюдалось. Демократизация в период перестройки позволила церкви по-новому оценить ситуацию и принять решение о разукрупнении [16]. Уменьшение территории епархии позволило священнослужителям более тесно контактировать с потенциальной паствой, вести просветительскую работу с населением области.

После формирования Челябинской и Злато-устовской епархии ее возглавил о. Георгий (А. И. Грязнов), отличавшийся высокой степенью социальной активности и взаимодействием с властями. Отец Георгий получил восемнадцать приходов по всей Челябинской области, которые нужно было восстанавливать. впоследствии он увеличил количество приходов более чем в десять раз. Благодаря открытию духовного училища в области появилось 83 священнослужителя с духовным образованием1.

Будучи заметным общественным деятелем, Георгий смог наладить контакты с руководящими органами — вернуть и отреставрировать областные храмы, а также начать масштабное строительство культовых сооружений в городе и области. Епископ также выступал за создание системы благотворительности, в которую входили бы гостиницы, приюты, больницы. для этого, по его словам, государство должно поощрять социальное строительство церкви.

Благодатной была и «почва» для деятельности епископа — с конца перестройки интерес к религии возрастал. в январе 1988 года сотрудники Челябинского горкома составили записку о количестве обрядов, совершенных в свято-симеоновском соборе г. Челябинска. В 1986 году было окрещено 92 человека, а в 1987 году — 2315 (из них 513 совершеннолетних). Количество венчаний составило 22, отпеваний — 59 [22, л. 27]. Обряды совершались независимо от образования либо профессии [25, л. 27].

Возрождение «духовной культуры» ускорилось после появления законов «О свободе совести и религиозных организациях» (СССР) и «О вероисповеданий» (РСФСР) 1990 года. Интерес к православной культуре проявился в рамках проведения выставок, конференций, встреч со священниками, в создании программ и газет религиозного характера. Например, с 1990 года традиционными стали «Дни духовности и народного творчества», которые проводились на озере Тургояк.

В феврале того же года состоялся вечер «Встреча с русским православием», на котором выступил председатель неформального общества «Возрождение православия» В. И. Бетин. В рамках вечера прозвучал рассказ о «русских народных религи-

1 Из них с высшим образованием — 1, средним — 16, духовным высшим — 2, духовным средним — 12 [5, л. 207].

озных праздниках», состоялась дискуссия. Перед собравшимися выступил хор «Октоих» [3].

Популярностью среди населения пользовались духовная музыка и литература. В 1990 году в течение нескольких вечеров челябинцы слушали знаменитые распевы, стихиры, псалмы, молитвы — песенные памятники XVI—XIX веков, предназначенные для разных праздников, обрядов, ритуалов. Исполнял эти произведения хор Московской Патриархии «Древнерусский распев» [40]. В г. Миассе в декабре 1990 года состоялись концерты духовной музыки хора Свято-троицкой церкви. Проходили эти мероприятия в здании храма [12]. В конце октября 1992 года во Дворце культуры железнодорожников состоялся концерт русского оркестра «Малахит». Помимо классического репертуара, прозвучали молитвы и тексты из Библии на старославянском языке [30]. В феврале 1994 года прошел фестиваль духовного возрождения, организованный Комитетом по культуре и искусству городской администрации. В рамках фестиваля в детской музыкальной школе №2 3 состоялся концерт «Во всем любовь», который открывали Н. В. Пар-фентьева — председатель Комитета по культуре и искусству — и Г. логинов — директор музыкальной школы. Организаторами праздника т. Пановой и о. Игорем (Шестаковым) была проделана большая работа — они отбирали участников и договаривались о проведении мероприятия со спонсорами (АО «Технэс») [41].

В начале 1991 года в краеведческом клубе «уральский собеседник» прошла встреча, посвященная религиозному краеведению. На конференции присутствовал епископ Челябинский и Злато-устовский Георгий, с которым состоялась беседа о милосердии и духовной культуре. На конференции были представлены также материалы о мусульманстве, иудаизме, католичестве и протестантизме. Кроме того, на конференции рассказали о древних городах — Аркаим, Синтанта, Устье, Ольгино, объектах язычества [14].

С 1991 по 1997 годы в печати обсуждались темы религиозной литературы [38, с. 8—9] и религиозных праздников [33, с. 5], разъяснялись их суть и смысл [2, с. 5; 17]. Итогом массовых праздничных богослужений, популярности религиозных праздников стало появление дополнения к законодательству. В 1992 году в статью Кодекса закона о труде были внесены изменения, одним из которых было объявление 7 января — Рождества Христова — всероссийским праздником. Обыденностью стали ежегодные поздравления епископа Челябинского и Златоустовского с праздниками, его выступления с праздничными проповедями2. Также со страниц газет Владыка поздравлял горожан с Рождеством Христовым и другими православными праздниками.

Появились и православные газеты. В 1992 году Епархиальное Управление Русской Православной Церкви впервые начало издавать свою газету. Она называлась «Православная жизнь» [35]. В 1993 году появилось издание «Русь державная» (г. Москва), посвященное не только православию, но и другим

2 См. напр. [19].

Рост православной идентификации в 1985—1997 гг.

(На материалах Челябинской области)

Е. Г. Сосновских

религиям и убеждениям [9]. Стоит отметить и челябинскую газету с православным содержанием «Околица».

В январе 1992 года в музее декоративно-прикладного искусства открылась выставка книг и печатной продукции брюссельского издательства «Жизнь с Богом». Наравне с религиозной литературой были представлены и другие книги издательства. На церемонии открытия выставки присутствовал хор «Октоих» [18].

Тема религии стала популярной не только в литературе и на страницах газет, но и в фотоискусстве. В 1991 году выставочный зал «Каменный пояс» организовал фотовыставку А. Николаева, посвященную торжествам 1000-летия крещения Руси [21, л. 46]. В марте 1991 года в Гипромезе состоялась встреча с Владыкой Георгием, на которой он рассказал о религии, о проблемах церкви в области, о структуре и планах епархии. Встреча была приурочена к фотовыставке «Храмы Челябинской области» [42]. В 1992 году в салоне «Фотолюбитель» состоялась выставка «Возрождение», авторы представленных на ней работ — С. Жидков и Л. Иванова [6]. Широко освещалось пребывание православных икон [43].

Не осталось в стороне от возрождения православной идентификации и кино. В августе 1994 года в кинотеатре «Знамя» проходил бесплатный показ фильма «Освящение престола», снятый по заказу троицкого православного собора. фильм рассказывал о роли православной веры в боях на чудском озере, Куликовом поле, под Бородином [1]. Ранее, в мае, собор спонсировал показ фильма «За други своя» — о роли церкви в годы Великой Отечественной войны [10].

Большую роль в возрождении православных традиций в челябинской области сыграло казачество, которое издавна имело тесные связи с православием, хотя некоторые краеведы в своих исследованиях опровергают информацию о том, что в казацких рядах должны быть только верующие люди — православные, особенно в работах по Оренбургскому казачьему войску [29].

Еще одним аспектом православного возрождения в Челябинской области стала деятельность в области благотворительности и милосердия. Проведение благотворительных акций представителями любых конфессий в начале перестройки было запрещено. В 1989 году были разработаны и утверждены рекомендации по взаимоотношениям исправительно-трудовых учреждений с религиозными организациями и служителями культа [4, л. 106]. Согласно этому документу, церкви было разрешено оказывать добровольную помощь осужденным, без вмешательства в уголовные наказания; разрешалось участие в религиозных обрядах и использование культовых предметов. Осужденные же не имели права отказываться от распоряжений в связи с религиозной верой.

Основная масса программ в сфере благотворительности и милосердия началась в 1990 году по разрешению властей. В 1992 году в храме иконы Божьей Матери «Нечаянная радость»1 при Челя-

1 Община во имя иконы Божьей матери «Нечаянная радость» зарегистрирована 16.03.1992; Часовня на территории больницы использовалась под складские

бинской городской больнице № 1 появились курсы сестёр милосердия, подготовка которых составляла два года и три месяца. Предполагалось, что данная группа сестер будет работать в больницах, госпиталях, домах престарелых. Сестрами милосердия стали высококвалифицированные сотрудники, получившие диплом медучилища. В 1994 году состоялся первый выпуск таких специалистов [7].

Программы в сфере милосердия осуществлялись и в местах лишения свободы. С заключенными требовалась особая воспитательная работа. В 1994 году общиной Петро-Павловской церкви г. Коркино были проведены четыре духовные встречи с заключенными «Учреждения трудового воспитания строго режима ЯВ-48/1»: на праздники Рождества Христова, Благовещения, Пасхи, успения Божьей Матери. В 1995 году прошло две встречи, в ходе которых заключенные смогли приобрести религиозную литературу, иконы, нательные крестики. Администрацией учреждения и с согласия самих заключенных был отработан один воскресный день в пользу церкви (участвовали 700 человек) [37, л. 14].

Благотворительные акции также проводились совместно с представителями других вероисповеданий. В сентябре 1992 года на Золотой горе служители православной церкви, мусульманской и иудейской религии обратили свое слово к Богу за упокой усопшим на митинге жертв сталинских репрессий, который был организован под руководством общества «Мемориал» [8]. За помощью обращались и иностранные миссионеры. В 1994 году г. Челябинск посетила сербская монахиня, православный миссионер с миротворческой миссией Матушка Ангелина. Она передала свое сообщение, поддержанное троицким православным собором, сестричеством Милосердия национально-культурного центра «Русский дом» [27]. В октябре мать Ангелина встретилась с челябинцами и призвала горожан пожертвовать медикаменты для сербских госпиталей. Сбор гуманитарной помощи и перевязочных материалов проходил в Свято-Симеоновской церкви [12].

В конце апреля 1992 года в Челябинском дворце культуры железнодорожников прошел благотворительный праздник для жителей Советского района, организованный совместно с районной администрацией. Все вырученные деньги было решено направить на благотворительность [30].

Мероприятия милосердия проводились с детьми, пенсионерами, матерями. Часто такие встречи организовывались совместно с членами правительства области. В декабре 1997 года Челябинской и Злато-устовской епархией было принято решение провести благотворительную елку в честь Рождества Христова. Для этого последовало обращение к губернатору П. И. Сумину за помощью в финансировании и предоставлении здания тетра юного зрителя для мероприятия [28, л. 9]. В рабочем поселке «Октябрьский» было проведено несколько праздничных

помещения. Затем была передана верующим братства «Александра Невского», а в апреле 1992 года возвращена зарегистрированной общине во имя иконы Божьей матери «Нечаянная радость» (см.: Георгиева Е. Звон колокола) [23, л. 4].

встреч и бесед в дошкольных учреждениях. По просьбе администрации прошли встречи с ветеранами труда. Благодаря работе протоиерея С. Гулько, были решены вопросы по организации питания пенсионеров. Для этой цели выделили земельный участок для выращивания овощей, организовали автобус с целью поездок до него. Однако пенсионеры не откликнулись на предложение. Проводились встречи с роженицами, в рамках которых проводились беседы о материнстве как истинном назначении женщины. Прошла встреча с ветеранами от отдела «социальной защиты и помощи ветеранам» [37]. Под эгидой церкви состоялся уникальный марафон для инвалидов. Епископ Челябинский и Златоустовский Георгий благословил участников марафона на инвалидных колясках — Ю. Шаповалова, Е. Колычкова, А. Сухана (ученика духовной семинарии) [11].

священники стали чаще появляться и в рамках эфира радиопередач. Выступления проходили и рано утром, и вечером, когда большинство радиослушателей собирались у приемников. Священнослужители были гостями самых разных передач, например «В одной знакомой улице». Разговоры велись на разные темы, но в основном, служители церкви рассказывали о важности веры, духовных ценностях, нравственных ориентирах [23, л. 26—31]. Средства массовой информации представляли священнослужителей в различных ракурсах — не только как религиозных деятелей, но и как простых граждан и творческих личностей.

Существовали и культурные центры, способствовавшие развитию православной культуры. Челябинское отделение советского Фонда культуры занималось возрождением фольклора, утверждением в быту народных традиций. В марте 1991 года во Дворце пионеров им. Н. К. Крупской прошел круглый стол ассоциации «Единение», на котором были освещены проблемы возрождения церкви и веры. В резолюции круглого стола было отмечено значение религиозной литературы для населения и отмечена весомая роль церкви в милосердии и общественной жизни в целом. После заседания была организована экскурсия в органный зал [20. л. 46].

Основным документом, определяющим взаимодействие церкви и государства на региональном уровне, стало Соглашение, заключенное в марте 1997 года в г. Москве [34, с. 66]. Оно носило название «Соглашение о сотрудничестве между администрацией Челябинской области и Русской Православной Церковью (в регионе Челябинской области) в культурно-образовательной и социально-экономической сферах» [36, с. 5]. Соглашение вышло на полгода раньше нового закона «О свободе совести и религиозных организациях». Данный факт является доказательством того, что процессы формирования православной идентификации населения в Челябинской области были масштабными, что требовало соответствующего регулирования.

В документе были затронуты и такие важные вопросы, как работа с тоталитарными сектами, развитие милосердия, взаимодействие по реставрации памятников истории и культуры, сотрудничество со СМИ. Документ имел более широкую сферу применения и затрагивал социально-важные сфе-

ры — семью, образование, культуру, коррекционные учреждения (тюрьму), органы презрения (дома престарелых, инвалидов и проч.). Эти сферы затрагивают нравственные основы общества, поэтому должны были находиться под контролем.

Таким образом, в рассматриваемый период православие оказало значительное влияние на все сферы общественной жизни, в том числе оно появилось в качестве элемента массового сознания. После 1988 года в повседневные практики активно стали внедряться такие элементы православной культуры, как обряды, праздники, способствовавшие формированию «переходного» поведения. Некоторые люди включались в мировоззренческий поиск и приходили к религии.

Развивалось строительство храмов, часовен, соборов, монастырей. Оно проходило при участии общественности, активистов и меценатов. Развернулись обширные процессы строительства культовых зданий, повысился уровень образования священнослужителей, увеличилось число общин и приходов.

Литература и источники

1. Аносов, И. Вера — спасительница наша /И. Аносов //Вечерний Челябинск. — 1994. — 11 авг.

2. Божья воля, божья кара. Кошелек и совесть должны расти пропорционально //Новая газета. — 1996. — 8 апр.

3. Встреча с русским православием // Вечерний Челябинск. — 1990. — 13 февр.

4. ГАРФ. Ф. А-661. Оп. 1. Д. 12.

5. ГАРФ. Ф. Р-6191. Оп. 6. Д. 3346.

6. Георгиева, Е. Возрождение / Е. Георгиева // Челябинский рабочий. — 1992. — 30 июля.

7. Диплом от Бога // Новая еженедельная газета. — 1994. — 11 марта.

8. Дурманова, И. Дань памяти на Золотой горе / И. Дурманова //Голос. — 1992. — 11—18 сент.

9. Заметка о газете «Русь державная» // Вечерний Челябинск. — 1993. — 3 дек.

10. Заметка о сербской миссионерке матушке Ангели-не //Вечерний Челябинск. — 1994. — 25 окт.

11. Заметка о трансроссийском супермарафоне на инвалидных колясках // Православная жизнь. — 1992. — № 2.

12. «За други своя» //Вечерний Челябинск. — 1994. — 5 мая.

13. Катаев, В. Миасс /В. Катаев // Челябинский рабочий. —1990. — 25 дек.

14. Кедров, А. Епископ встречается с краеведами / А. Кедров //Вечерний Челябинск. — 1991. — 5 апр.

15. Кириллов, Б. Веха нашей истории / Б. Кириллов // Челябинский рабочий. — 1988. — 16 июля.

16. Кириллов, Б. Новый этап /Б. Кириллов // Челябинский рабочий. — 1989. — 11 мая.

17. Корнякова, В. Рождество Христово / В. Корняко-ва //Вечерний Челябинск. — 1991. — 2 янв.

18. Назаленова, Н. «Жизнь с Богом» /Н. Назаленова // Вечерний Челябинск. — 1992. — 23 янв.

19. Новогоднее обращение епископа Челябинского и Златоустовского Георгия // Челябинский рабочий. — 1994. — 31 дек.

20. ОГАЧО. Ф. П-2. Оп. 1. Д. 10.

21. ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 201. Д. 2468.

22. ОГАЧО. Ф. Р-92. Оп. 38. Д. 982.

23. ОГАЧО. Ф. Р-1041. Оп. 6. Д. 845А.

24. ОГАЧО. Ф. Р-1282. Оп. 3. Д. 3257.

25. ОГАЧО. Ф. Р-1589. Оп. 1. Д. 2433.

26. О свободе совести // Вечерний Челябинск. — 1988. — 8 сент.

Е. Г. Сосновских

Рост православной идентификации в 1985—1997 гг.

(На материалах Челябинской области)

36. Соглашение о сотрудничестве между администрацией Челябинской области и Русской Православной Церковью (в регионе Челябинской области) в культурно-образовательной и социально-экономической сферах от 26 марта 1997 года // Южноуральская панорама. — 1997. —10—16 апр.

37. Справка-отчет Его Преосвященству, Преосвя-щеннейшему Георгию, епископу Челябинскому и Злато-устовскому от настоятеля Петро-Павловской церкви г. Коркино, протоиерея Сергея Гулько // КЕУЧЗЕ. Ф. 1. Оп. 1 Д. 10.

38. Уварова, И. Почему в Рождество наряжают именно ёлку?: отрывок из книги «Народный календарь. Рождество» / И. Уварова // Новая еженедельная газета. — 1997. — 6—12 янв.

39. Федорова, А. Слово Божье в детской «зоне» / А. Федорова // Челябинский рабочий. — 1997. — 7 февр.

40. Федорова, Л. Музыка церкви / Л. Федорова // Вечерний Челябинск. — 1990. — 18 февр.

41. Чуносов, А. Возрождаются забытые праздники / А. Чуносов //Вечерний Челябинск. — 1994. — 7 февр.

42. Шенкман, С. Дела мирские / С. Шенкман //Вечерний Челябинск. — 1991. — 7 марта.

43. Шибанов, Н. Табынская святая/Н. Шибанов // Челябинский рабочий. — 1992. — 7 авг.

СОСНОВСКИХ Елена Геннадьевна, магистр истории, канд. ист. наук., Южно-Уральский государственный университет (Челябинск, Россия). Научные интересы: история религии, социология религии, религии Древнего Востока. E-mail: sosnovskikheg@gmail.com

Поступила в редакцию 10 декабря 2014 г.

27. Пахомова, Т. «Майка Россия, помоги!» / Т. Пахомо-ва //Вечерний Екатеринбург. — 1994. — 22 дек.

28. Письмо епископа Челябинского и Златоустовского Иова губернатору Челябинской области П. И. Сумину от 17 декабря 1997 года //КЕУЧЗЕ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 17.

29. Попов, Л. Какими верующими были казаки / Л. Попов // Челябинский рабочий. — 1992. — 11 сент.

30. Садчикова, Л. Концерт с... молитвами /Л. Садчи-кова // Челябинский рабочий. — 1992. — 24 окт.

31. Садчикова, Л. Пасхальное празднование в Советском районе / Л. Садчикова // Челябинский рабочий. — 1992. — 22 апр.

32. Сляднев, М. Без символов // Собеседник (прил. к Челябинский рабочий) /М. Сляднев. — 1988. — 13 марта.

33. Смирнов, К. Сретение с чудом / К. Смирнов //Новая газета. — 1995. — 14—20 сент.

34. С миром и в согласии в новый век (беседа губернатора Челябинской области Петра Ивановича Сумина с архиепископом Челябинским и Златоустовским Иовом накануне 2000 г.) //Государство и религиозные объединения: социальное партнерство. — Челябинск, 2000.

35. С помощью Христа // Вечерний Челябинск. — 1992. — 30 июля.

Bulletin of the South Ural State University Series «Social Sciences and the Humanities» 2015, vol. 15, no. 1, pp. 61—66

increase of orthodox identification IN 1985—1997 YEARs (based on the materials of chelyabinsk region)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E. G. Sosnovskikh, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, sosnovskikheg@gmail.com

The problem orthodox identification in 1985—1997 years is analyzed on the materials of Chelyabinsk region. To study this process were analyzed the main factors — political background and spiritual culture development, which manifested in the interest in spiritual literature, music, fine Arts, religious holidays and ceremonies. The article depicts work of sisters of charity and the work of Orthodox church with prisoners and disabled people. Besides the important factor of growth of orthodox identification is ecclesiastics' activity, their interaction with authorities about solution of social problems. The activity of bishop of Chelyabinsk and Zlatoust diocese George is shown. Increase of attention to religion as a part of the culture was remarked in 1988 and it became more noticeable after the religious legislation of 1990 year.

Keywords: Chelyabinsk region, orthodox identification, Orthodox church, bishop George, charity, spiritual culture, benevolence, sisters of Charity, prisoners.

References

1. Anosov I. Vera — spasitel'nitsa nasha [Faith — our savior]. Vechernii Cheliabinsk, 1994. 11th August.

2. Bozh'ia volia, bozh'ia kara. Koshelek i sovest'dolzhny rasti proportsional'no [God's will, God's punishment. Purse and conscience should increase in proportion]. Novaia gazeta, 1996. 8th april. S. 5; Korniakova V. RozhdestvoKhristovo [Nativity]. Vechernii Cheliabinsk, 1991. 2nd January.

3. Vstrecha s russkimpravoslaviem [Meeting with Russian Orthodoxy]. Vechernii Cheliabinsk,1990. 13th February.

4. Gosudarstvennyi arkhiv Rossiiskoi Federatsii [State Archive of Russian Federation] F. A.-661. Inventory 1. File 12.

5. Georgieva E. Vozrozhdenie [Revival]. Cheliabinskii rabochii, 1992. 30th July.

6. Diplom otBoga [Diploma from God]. Novaia ezhenedel'naia gazeta, 1994. 11th March.

7. Durmanova I. Dan' pamiati na Zolotoi gore [Tribute to the memory of the Golden Mount]. Golos, 1992. 11—18 Septem-

8. «Za drugi svoia» ["For his friends"]. Vechernii Cheliabinsk, 1994. 5th May.

9. Zametka o gazete «Rus'derzhavnaia» [A note on the newspaper "Rus Reigning"]. Vechernii Cheliabinsk, 1993. 3rd December.

10. Zametka o serbskoi missionerke matushke Angeline [A note on the Serbian missionary Mother Angeline]. Vechernii Cheliabinsk, 1994. 25th October.

11. Zametka o transrossiiskom supermarafone na invalidnykh koliaskakh [A note on trans Russian supermarathon wheelchair]. Pravoslavnaia zhizn',1992. № 2.

12. With the high education — 1, secondary education — 16, spiritual higher education — 2, spiritual secondary education — 12. Gosudarstvennyi arkhiv Rossiiskoi Federatsii [State Archive of Russian Federation] F. R.-6191. Inventory 6. File 3346.

13. Kataev V. Miass [Miass]. Cheliabinskii rabochii, 1990. 25th December.

14. Kedrov A. Episkop vstrechaetsia s kraevedami [Bishop meets with local lore]. Vechernii Cheliabinsk, 1991. 5th April.

15. Kirillov B. Vekha nashei istorii [Milestone in our history]. Cheliabinskii rabochii, 1988. 16th July.

16. Kirillov B. Novyi etap [A new stage]. Cheliabinskii rabochii, 1989. 11th May.

17. Nazalenova N. «Zhizn'sBogom» [Life with God]. Vechernii Cheliabinsk, 1992. 23rd January.

18. For example, Novogodnee obrashchenie episkopa Cheliabinskogo i Zlatoustovskogo Georgiia [New Year's address Bishop of Chelyabinsk and Zlatoust George]. Cheliabinskii rabochii, 1994. 31st December.

19. O svobode sovesti [On Freedom of Conscience]. Vechernii Cheliabinsk, 1988. 8th September.

20. Religious community in the name of the icon of God Mother «Unexpected Joy» was registered in 16.03.1992; Chapel on the territory of hospital was used as warehouse. Then it was transmitted to believers of religious community of "Alexander Nevsky". In April of 1992 it was returned to the religious community in the name of the icon of God Mother «Unexpected Joy». Oblastnoi Gosudarstvennyi Arkhiv Cheliabinskoi Oblasti [Regional State Archives of the Chelyabinsk region]F. R-1041. Inventory 6. File 845A

21. Oblastnoi Gosudarstvennyi Arkhiv Cheliabinskoi Oblasti [Regional State Archives of the Chelyabinsk region]F. P-2. Inventory 1. File 10.

22. Oblastnoi Gosudarstvennyi Arkhiv Cheliabinskoi Oblasti [Regional State Archives of the Chelyabinsk region]F. P-288. Inventory 201. File 2468.

23. Oblastnoi Gosudarstvennyi Arkhiv Cheliabinskoi Oblasti [Regional State Archives of the Chelyabinsk region]F. R-1282. Inventory 3. File 3257.

24. Oblastnoi Gosudarstvennyi Arkhiv Cheliabinskoi Oblasti [Regional State Archives of the Chelyabinsk region]F. R-1589. Inventory 1. File 2433.

25. Oblastnoi Gosudarstvennyi Arkhiv Cheliabinskoi Oblasti [Regional State Archives of the Chelyabinsk region]F. R-92. Inventory 38. File 982.

26. Father Igor (Shestakov) — historian, press-secretary of Chelyabinsk and Zlatoust eparchy of Orthodox church. Rector of Holy Trinity Church, headed by the Council of Orthodox youth organizations of the Chelyabinsk region. Interview of the author's archive.

27. Pakhomova T. «MaikaRossiia, pomogi!» [Maika Russia, help!]. Vechernii Ekaterinburg, 1994. 22nd December.

28. Pis'mo episkopa Cheliabinskogo i Zlatoustovskogo Iova gubernatoru Cheliabinskoi oblasti P.I. Suminu ot 17 dekabria 1997 goda [Letter from Bishop of Chelyabinsk and Zlatoust Job Chelyabinsk Region Governor Pyotr Sumin on 17 December 1997]. Office of the Diocesan Office of Chelyabinsk and Zlatoust Diocese F. 1. Inventory 1. File 217.

29. «Pochemu v Rozhdestvo nariazhaiut imenno elku?» Otryvok iz knigi I. Uvarovoi «Narodnyi kalendar'. Rozhdestvo» ["Why for Christmas people are decorating the Christmas tree?" An excerpt from the book I. Uvarova "People's calendar. Christmas »]. Novaia ezhenedel'naia gazeta, 1997. 6—12 January. pp. 8—9.

30. Popov L. Kakimi veruiushchimi byli kazaki [What believers were Cossacks]. Cheliabinskii rabochii, 1992. 11th september.

31. S mirom i v soglasii v novyi vek (beseda Gubernatora Cheliabinskoi oblasti Petra Ivanovicha Sumina s arkhiepiskopom Cheliabinskim i Zlatoustovskim Iovom nakanune 2000 g.) [With peace and harmony in the new century (talk Chelyabinsk Region Governor Pyotr Sumin of Chelyabinsk and Zlatoust Archbishop Job eve 2000)] Gosudarstvo i religioznye ob"edineniia: sotsial'noepartnerstvo [ State and religious associations: social partnership], 1999, p. 66; «Vozrozhdenie Urala», № 34 (December).

32. S pomoshch'iu Khrista [With the help of Christ].Vechernii Cheliabinsk, 1992. 30 July.

33. Sadchikova L. Kontserts... molitvami [Concert with prayers ...]. Cheliabinskii rabochii, 1992. 24th october.

34. Sadchikova L. Paskhal'noeprazdnovanie v Sovetskom raione [Easter celebration in the Soviet area]. Cheliabinskii rabochii, 1992. 22nd April.

35. Sliadnev M. Bezsimvolov [Without symbols]. Sobesednik (pril. k Cheliabinskii rabochii), 1988. 13th March.

36. Smirnov K. Sretenie s chudom [Candlemas miracle]. Novaia gazeta, 1995. 14—20 September.

37. Soglashenie o sotrudnichestve mezhdu administratsiei Cheliabinskoi oblasti i Russkoi Pravoslavnoi Tserkov'iu (v re-gione Cheliabinskoi oblasti) v kul'turno-obrazovatel'noi i sotsial'no-ekonomicheskoi sferakh ot 26 marta 1997goda. [Agreement on cooperation between the administration of the Chelyabinsk region and the Russian Orthodox Church (in the region of Chelyabinsk region) in the cultural, educational and socio-economic spheres of March 26, 1997]. Iuzhnoural'skaia panorama, 1997. 10—16 April.

38. Spravka-otchet Ego Preosviashchenstvu, Preosviashchenneishemu Georgiiu, episkopu Cheliabinskomu i Zlatous-tovskomu ot nastoiatelia Petro-Pavlovskoi tserkvi g. Korkino, protoiereia Sergeia Gul'ko [Help-report His Grace, His Grace George, Bishop of Chelyabinsk and Zlatoust from the abbot Peter-Paul church Korkino Archpriest Sergei Gulko]. Office of the Diocesan Office of Chelyabinsk and Zlatoust Diocese F. 1. Inventory 1. File 10.

39. Shibanov N. Tabynskaia sviataia [Tabynsk holy]. Cheliabinskii rabochii, 1992. 7th August.

40. Fedorova L. Muzyka tserkvi [Church Music]. Vechernii Cheliabinsk, 1990. 18th February.

41. Chunusov A. Vozrozhdaiutsia zabytye prazdniki [Revived the forgotten holidays]. Vechernii Cheliabinsk, 1994. 7th February.

42. Shenkman S. Dela mirskie [Worldly affairs]. Vechernii Cheliabinsk, 1991. 7th March.

43. Fedorova A. SlovoBozh'e v detskoi «zone» [The Word of God in the children's "zone" (prison)]. Cheliabinskii rabochii, 1997. 7th February.

Received Desember 10, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.