Научная статья на тему 'Рост относительных цен на продукцию машиностроения и возможности повышения уровня платежеспособности ее потребителей'

Рост относительных цен на продукцию машиностроения и возможности повышения уровня платежеспособности ее потребителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
368
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнев А. К.

В статье рассматривается динамика относительных цен на технику в периоды 1965-1991 гг. и 1992-2004 гг. Приведены данные подробного расчета индекса роста цен на машины и оборудование в 1991 г. Исследуются возможности двух подходов, предполагающих осуществление в прогнозный период резкого и значительного повышения уровня платежеспособности потребителей техники и соответственно увеличения объемов производства и закупок продукции машиностроения, обрабатывающей промышленности и промышленности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рост относительных цен на продукцию машиностроения и возможности повышения уровня платежеспособности ее потребителей»

РОСТ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ МАШИНОСТРОЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ЕЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

В статье рассматривается динамика относительных цен на технику в периоды 1965-1991 гг. и 1992-2004 гг. Приведены данные подробного расчета индекса роста цен на машины и оборудование в 1991 г. Исследуются возможности двух подходов, предполагающих осуществление в прогнозный период резкого и значительного повышения уровня платежеспособности потребителей техники и соответственно увеличения объемов производства и закупок продукции машиностроения, обрабатывающей промышленности и промышленности в целом.

В отечественной экономике объем производства и закупок техники определяется на основе изменения платежеспособного спроса на нее. Однако потребность экономики в машинах и оборудовании многократно превышает их производство. Она обусловлена, прежде всего, крайней изношенностью к настоящему времени активной части основных производственных фондов отраслей промышленности и малыми объемами инвестиций в их модернизацию. При этом потребность экономики именно в отечественной технике связана с предопределенностью традиционных отечественных технологий промышленного производства, т. е. отсутствием возможности их масштабной замены импортными. Вместе с тем сравнительно малая загрузка производственных мощностей отечественного машиностроения может быть увеличена более чем в 2 раза. Поэтому в условиях примерно двукратного роста платежеспособного спроса на технику со стороны ее потребителей можно увеличить объемы ее производства и закупок более чем в 2 раза. Кроме того, в этих условиях возможно значительное увеличение производства и закупок продукции других отраслей промышленности, в частности обрабатывающей.

Таким образом, актуальным является вопрос о возможности в прогнозный период примерно двукратного повышения уровня платежеспособности потребителей машин и оборудования. По нашему мнению, указанное повышение уровня платежеспособности можно осуществить на основе двух подходов. Однако изучение их предполагает предварительное рассмотрение динамики относительных цен на машиностроительную продукцию в период 1965-1991 гг., а также 1992-2004 гг. Заметим, что изменение относительных цен на продукцию машиностроения определяется как частное от деления индекса роста отраслевой цены на индекс роста цены на продукцию промышленности в целом; аналогичным образом исчисляется изменение относительной цены на продукцию отрасли промышленности.

Рассмотрим итоговые показатели удорожания отечественной машиностроительной продукции в 1965-1991 гг. В этот период, как известно, происходило экономически и обоснованное, и не обоснованное удорожание продукции инвестиционного машиностроения. Экономически обоснованное удорожание машин и оборудования было обусловлено повышением их общего технического уровня и не влияло на динамику относительных цен на инвестиционную технику, в то время как экономически не обоснованное удорожание фактически увеличило относительные цены на продукцию инвестиционного машиностроения (таблица). Экономически не обоснованное

удорожание машин и оборудования осуществлялось как явное в результате пересмотров цен и как скрытое в результате изменений номенклатуры, ассортимента и выпуска новых марок продукции.

Как известно, 1991 г. явился итоговым в динамике роста относительных цен на машины и оборудование. В этот год произошел очень значительный рост цен на машиностроительную продукцию, который, однако, как и в предшествующий период, не стал предметом широкого обсуждения общественностью. Это было связано с реорганизацией в тот период союзного и российского статистических ведомств, которая не способствовала своевременному появлению объективной экономической информации, адекватной реалиям, а также политическими изменениями, значение и последствия которых затеняли собственно экономические изменения. Вместе с тем детализированный и достоверный расчет показателя роста относительных цен на машиностроительную продукцию в 1991 г. имеет очень большое значение для определения общей динамики относительных цен на машины и оборудование не только в 1965-1991 гг., но и в 1992-2004 гг.

Таблица

Динамика экономически не обоснованного удорожания машин и оборудования

Сравниваемые периоды, годы Индекс удорожания

общего явного скрытого

1966-1970/1965 1,04 1,04 1,00

1971-1975/1966-1970 1,05 1,03 1,02

1976-1980/1971-1975 1,08 1,00 1,08

1981-1985/1976-1980 1,18 1,07 1,10

1986-1990/1981-1985 1,32 1,00 1,32

1991/1986-1990 2,15 1,00 2,15

1971-1975/1965 1,09 1,07 1,02

1976-1980/1965 1,18 1,07 1,10

1981-1985/1965 1,39 1,15 1,21

1986-1990/1965 1,83 1,15 1,60

1991/1965 3,94 1,15 3,44

Расчеты показателя удорожания машиностроительной продукции в 1991 г. были произведены с максимальной детализацией и подробным их описанием. Так, в составе машиностроительной продукции были выделены 30 групп техники (198 позиций). При этом 26 групп машин и оборудования (161 позиция) отражали конечную машиностроительную продукцию. Соответственно промежуточную машиностроительную продукцию представляли три группы (13 позиций), а также 22 позиции, выделенные из состава 26 указанных выше групп машин и оборудования. восемь позиций из 161 представляли и конечную, и промежуточную машиностроительную продукцию, поскольку объемы их производства и закупок распределялись между ними примерно в равной пропорции. Кроме того, две позиции техники были выделены из состава группы, которая представляла товарную продукцию инвестиционного машиностроения.

Отдельные позиции техники, выделенные в составе групп конечной машиностроительной продукции. Наибольшее количество позиций было выделено в составе пяти групп машин и оборудования. Этими группами явились: оборудование для металлургической и топливной промышленности (16), сельскохозяйственное машиностроение (15), насосно-компрессорное (13), подъемно-транспортное (14), технологическое оборудование для бумагоделательной, лесотранспортной, легкой, пищевой, стекольной и полиграфической промышленности (13). Средним количеством позиций характеризовались следующие пять групп машин и оборудования: энергетическое (10), железнодорожное (7), строительное и дорожное машиностроение (11), электротехническая промышленность (10), автомобилестроение (8).

Существенно меньшим количеством позиций характеризовались две совокупности групп машин и оборудования. В первую были объединены шесть групп машиностроительной продукции, которая производилась в сравнительно малых объемах: кузнечно-прессовые машины (5), оборудование для литейного производства (4), производство троллейбусов (1), абразивные и алмазные изделия (1),

промышленность средств связи (3), оборудование противопожарное (1). Во вторую совокупность были объединены 10 групп машиностроительной техники, на которую исчисление цены (в расчете на ее главный параметр) представляло сложную и не всегда разрешимую задачу. Поэтому в составе этих групп было выделено сравнительно малое количество позиций техники с исчисленными показателями ее удорожания. К ним относились: станкостроение (5), оборудование для промышленности строительных материалов (2), химическое (1), санитарно-техническое (3), оборудование технологическое для предприятий торговли, общественного питания и пищеблоков, прачечных, химической чистки одежды (3), приборостроение (2), тракторное машиностроение (1), кабельная продукция (4), роботы промышленные и инструмент (4), производство металлоконструкций, нестандартизированное оборудование (4).

Отдельные позиции техники, выделенные в составе групп промежуточной машиностроительной продукции. Были выделены следующие группы: подшипниковая промышленность (4), продукция

межотраслевых производств (6), производство арматуры (3). Кроме того, в составе промежуточной машиностроительной продукции были представлены 30 отдельных позиций техники, сведения о которых уже сообщались.

Согласно выполненным расчетам, показатель общего удорожания конечной машиностроительной продукции в 1991 г. по сравнению с 1990 г. был равен 2,30, а экономически не обоснованного роста цен - 2,16. Показатель общего роста цен на промежуточную машиностроительную продукцию в 1991 г. по сравнению с 1990 г. составил 2,24, а экономически не обоснованного - 2,12. Таким образом, индекс общего роста цен на товарную продукцию инвестиционного машиностроения в 1991 г. по сравнению с 1990 г. составил примерно 2,28, а экономически не обоснованного -2,15.

Экономически не обоснованный рост цен на отдельные группы машин и оборудования. Наиболее значительно подорожала продукция девяти групп машиностроения: кабельной (2,98), оборудования для промышленности строительных материалов (2,60), санитарно-технического (3,61), противопожарного оборудования (2,51), троллейбусы (2,88), автомобилестроения (2,71), технологического оборудования для предприятий торговли, общественного питания и пищеблоков, прачечных, химической чистки одежды (2,80), металлоконструкции, нестандартизированного оборудования (2,49), межотраслевых производств (2,46). Необходимо отметить, что значительным удельным весом в выпуске этой продукции характеризовалось автомобилестроение.

Средними показателями роста цен отличалась продукция 11 групп машин и оборудования: промышленности средств связи (2,21), химического (2,33), подъемно-транспортного (2,16), насоснокомпрессорного оборудования (2,30), подшипниковой промышленности (2,16), технологического оборудования для бумагоделательной, лесотранспортной, легкой, пищевой, стекольной и полиграфической отраслей промышленности (2,32), железнодорожного (2,40), тракторного (2,04), сельскохозяйственного (2,33), энергетического (2,09), строительного и дорожного машиностроения (2,18). Сравнительно малый удельный вес в выпуске этой продукции имели: промышленность средств связи, технологическое оборудование для бумагоделательной, лесотранспортной, легкой, пищевой, стекольной, полиграфической промышленности, подшипниковая промышленность. Значительно большим удельным весом характеризовались другие группы техники, указанные в их общем списке.

Наименьшими показателями удорожания характеризовалась продукция 10 групп техники: электротехнической промышленности (1,96), станкостроения (1,66), кузнечно-прессовых машин (1,87), оборудования для литейного производства (1,71), инструментальной (1,30), приборостроения (1,50), оборудования для металлургической и топливной промышленности (1,99), абразивных и алмазных изделий (1,99), производство арматуры (1,96), капитальный ремонт (1,25). Наиболее значительна в выпуске этой продукции доля электротехнической промышленности, станкостроения и оборудования для металлургической и топливной промышленности.

Экономически не обоснованное удорожание отдельных позиций техники в составе групп машиностроительной продукции. В составе групп энергетического машиностроения, электротехнической промышленности, кабельной продукции, промышленности средств связи, приборостроения наиболее значительными показателями удорожания характеризовались девять позиций техники. А именно: котлы теплофикационные водогрейные (4,09), трубопроводы стационарные и турбинные высокого давления (3,11), электростанции передвижные (2,54), подогреватели высокого давления (2,46), турбины газовые (2,39), трансформаторы силовые (2,69), провода не изолированные для воздушных линий (3,36), кабели силовые большого напряжения (2,85), телефонные аппараты для автоматической телефонной связи (3,13). Средние показатели роста цен имели шесть позиций техники: генераторы переменного тока малой мощности (2,16), оборудование электросварочное (2,12), кабели силовые малого напряжения (2,27), кабели дальней связи (2,12), автоматические телефонные станции (2,36), машины и автоматы пишущие (2,26). Сравнительно малы индексы роста цен 14 позиций техники: котлов паровых (1,69), котлов-утилизаторов, включая

энерготехнологические (1,56), турбин паровых (1,86), турбин гидравлических (1,50), дизелей и дизель-генераторов (1,91), генераторов к паровым и газовым турбинам (1,61), генераторов к гидравлическим турбинам (1,43), генераторов переменного тока большой мощности (1,89), электромашин крупных (1,41), машин постоянного тока (1,99), преобразователей силовых большой мощности (1,91), оборудования электротермического промышленного (1,86), телефонных аппаратов (1,36), вычислительных и управляющих комплексов (1,42). Наибольшим удельным весом в выпуске этой продукции характеризовались: котлы паровые, дизели и дизель-генераторы, турбины паровые, электростанции передвижные, турбины газовые, электромашины крупные, трансформаторы силовые, оборудование электротермическое промышленное, провода не изолированные для воздушных линий электропередач, кабели силовые высокого напряжения, автоматические телефонные станции. Наименьший удельный вес имели турбины гидравлические и генераторы переменного тока малой мощности.

В составе групп: станкостроение, кузнечно-прессовые машины, роботы промышленные, оборудование для литейного производства, технологическое оборудование для бумагоделательной, лесотранспортной, легкой, пищевой, стекольной и полиграфической промышленности, оборудование технологическое для предприятий торговли, общественного питания и пищеблоков, прачечных, химической чистки одежды наиболее значительными показателями роста цен характеризовались 11 позиций техники. Этими позициями были: ножницы (2,38), линии автоматические и полуавтоматические кузнечно-штамповочные (12,16), станки деревообрабатывающие (2,61), автоматические и полуавтоматические линии для деревообработки (5,19), машины швейные промышленные (3,02), мездрильные машины (2,60), нории для очистки зерна большой производительности (2,56), машины печатные (3,02), машины высокой печати (2,56), машины офсетной печати (2,60), оборудование холодильное (шкафы, камеры, прилавки и витрины) (3,21). Средний показатель роста цен имели семь позиций техники: рамы лесопильные (2,01), машины валочные и валочно-пакетирующие (2,03), машины для бесчокерной трелевки леса и пакетоподборщики (2,21), машины сучкорезные передвижные (2,31), машины прядильные (2,26), машины шлихтовальные (2,39), станки ткацкие (2,22). Сравнительно малыми показателями роста цен характеризовались 16 позиций техники: прессы механические (1,65), прессы гидравлические (1,25), тяжелые и уникальные кузнечно-прессовые машины (именниковые) (1,59), машины литейные (1,89), машины для изготовления форм и стержней (1,84), машины очистные и выбивные (1,88), линии и комплекты оборудования технологические для литейного производства (1,42), роботы для автоматизации и механизации подъемно-транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ (1,23), роботы сварочные (1,57), манипуляторы сбалансированные (1,13), роботы промышленные (1,26), станки металлорежущие (1,59), линии автоматические и полуавтоматические станочные (1,25), машины чесальные (1,48), оборудование механическое для переработки мяса, овощей, рыбы, приготовления теста и полуфабрикатов (1,84), установки и машины стиральные (1,49). Наибольшим удельным весом в выпуске этой продукции характеризовались металлорежущие станки. Значительно меньшим был удельный вес станков деревообрабатывающих, прессов механических, тяжелых и уникальных кузнечно-прессовых машин (именниковые), станков ткацких, оборудования торгово-холодильного. Наименьшим удельным весом в выпуске этой продукции характеризовались: линии автоматические и полуавтоматические кузнечно-штамповочные, роботы для автоматизации и механизации подъемнотранспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ, роботы сварочные, манипуляторы сбалансированные, установки и машины стиральные.

В составе групп оборудования для металлургической и топливной промышленности и насоснокомпрессорного наиболее значительными показателями роста цен оказались восемь позиций техники: комбайны очистные и струговые установки для добычи угля и руды (2,74), машины шахтные погрузочные (3,55), вагонетки шахтные и горно-рудные (4,52), станки, установки буровые для гидрогеологического и инженерно-геологического бурения (2,60), насосы горизонтальные (3,53), компрессоры воздушные и газовые приводные (2,54), турбокомпрессоры (2,40), вентиляторы общего назначения (2,99). Средними показателями роста цен на технику характеризовались шесть позиций техники: комбайны проходческие (2,09), комплексы и механизированные крепи для очистных работ в угольных шахтах (2,30), станки буровые для бурения взрывных скважин в горно-добывающей промышленности (2,00), арматура фонтанная (2,34), насосы химические и специальные (2,33), компрессорные стационарные общего назначения (2,38). Сравнительно малые показатели роста цен имели 13 позиций техники: лебедки шахтные и горно-рудные (1,41), установки буровые для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения (1,81), установки буровые для геологоразведочного бурения на твердые ископаемые (1,90), долота шарошечные (1,98), насосы буровые (1,94), установки буровые геофизические и структурно-поискового бурения (1,60), турбобуры (1,76), насосы артезианские и погружные (1,86), установки погружных центробежных электронасосов для добычи нефти (1,62), насосы нефтяные (1,59), насосы песковые грунтовые и шлаковые (1,98), станции передвижные компрессорные (1,47), холодильные установки (1,62). Наибольший удельный вес в выпуске этой продукции составили комплексы и механизированные крепи для очистных работ в угольных шахтах, установки буровые для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения, долота шарошечные, насосы горизонтальные, компрессоры воздушные и газовые приводные, компрессорные стационарные общего назначения, турбокомпрессоры, холодильные установки, вентиляторы общего назначения. Наименьший удельный вес имели несколько позиций техники: вагонетки шахтные и горно-рудные, установки буровые для геологоразведочного бурения на твердые ископаемые, арматура фонтанная, насосы буровые, турбобуры.

В составе групп подъемно-транспортного оборудования, промышленности строительных материалов, строительного и дорожного машиностроения, автомобилестроения и железнодорожного машиностроения наибольшие показатели удорожания имели 15 позиций техники: краны на гусеничном ходу (2,55), краны на автомобильном ходу (2,44), краны козловые электрические (2,71), тали электрические (тельферы) (3,53), погрузчики (2,52), погрузчики одноковшовые и многоковшовые (3,61), погрузчики аккумуляторные (3,89), дробилки (2,67), мельницы (2,52), экскаваторы карьерные гусеничные (2,41), бульдозеры (3,15), автогрейдеры (2,82), машины для строительства автомобильных дорог (2,77), катки дорожные (4,85), автобетоносмесители (2,66). Средние показатели роста цен имели 16 позиций техники: скреперы (2,28), автоцементовозы (2,31), вагоны грузовые магистральные (2,54), вагоны пассажирские магистральные (3,73), вагоны метрополитена (3,09), автомобили грузовые (2,45), автобусы (2,54), машины для городского коммунального хозяйства (2,65), автоцистерны для перевозки нефтепродуктов и сжиженных газов и топливозаправщики (2,47), краны мостовые электрические (2,10), краны портальные (2,17), конвейеры шахтные ленточные (2,21), тепловозы магистральные (2,20), тепловозы маневровые и промышленные широкой колеи (2,20), электровозы рудничные (2,37), автомобили дизельные (2,31). Сравнительно малыми показателями роста цен характеризовались восемь позиций техники: трубоукладчики на тракторах (1,94), краны башенные (1,32), конвейеры скребковые (1,98), машины и оборудование для строительно-дорожных работ (1,82), электровозы магистральные (1,16), прицепы автомобильные (1,95), полуприцепы автомобильные (1,85), прицепы тракторные (1,94). Наибольший удельный вес в выпуске этой продукции имели автомобили грузовые, автобусы и автомобили дизельные. Относительно меньшим был удельный вес кранов на гусеничном ходу, кранов башенных, экскаваторов одноковшовых с ковшом малой емкости и большой емкости, экскаваторов карьерных гусеничных, автобетоносмесителей, бульдозеров, машин для строительства автомобильных дорог, электровозов магистральных, тепловозов маневровых и промышленных

широкой колеи, вагонов грузовых магистральных, электровозов рудничных, вагонов пассажирских магистральных, прицепов автомобильных. Наименьшим удельным весом характеризовались погрузчики одноковшовые и многоковшовые.

В составе следующих групп: сельскохозяйственное машиностроение, санитарно-техническое оборудование, производство металлоконструкций, нестандартизированное оборудование, подшипниковая промышленность, продукция межотраслевых производств, производство арматуры и капитальный ремонт наибольшие показатели роста цен имели девять позиций техники: дождевальные машины и установки (4,08), резервуары-охладители молока (2,43), котлы отопительные (2,48), калориферы (3,90), строительные стальные конструкции (2,62), металлоконструкции сварные для машиностроения (2,45) и строительства (2,48), литье чугунное (2,61), поковки (без поковок из слитков) (3,27). Средними показателями роста цен характеризовались 13 позиций техники: транспортеры для уборки навоза на фермах крупного рогатого скота и свинофермах (2,35), погрузчики универсальные сельскохозяйственного назначения

(2.32), плуги тракторные (2,20), сеялки тракторные (без туковых) (2,10), культиваторы тракторные (2,17), комбайны зерноуборочные (комплектные) (2,15), зернопогрузчики малой производительности (2,14), доильные установки (2,19), подшипники качения (2.12), подшипники радиальные с короткими цилиндрическими роликами (2,30), унифицированные механические и гидромеханические приводы, редукторы нормализованные и вариаторы (2,16), литье стальное (2,30), штамповки (горячие) (2,38). Сравнительно малые показатели роста цен имели 12 позиций техники: машины для внесения в почву минеральных удобрений и извести (1,77), машины картофелеуборочные (1,91), машины зерноочистительные (1,90), косилки-плющилки самоходные (1,76), радиаторы и конвекторы отопительные (1,93), нестандартизированное оборудование (1,91), подшипники роликовые конические (1,97), подшипники шариковые закрытого типа с резиновыми уплотнителями и консистентной смазкой (1,60), литье цветное (1,88), арматура промышленная трубопроводная, задвижки, затворы и запорные узлы к ней (1,96), капитальный ремонт тракторов (1,32), капитальный ремонт автомобилей (1,19). Наибольшим был удельный вес комбайнов зерноуборочных (комплектных). Меньший удельный вес имели следующие позиции техники: машины для внесения в почву минеральных удобрений и извести, сеялки, культиваторы, косилки-плющилки, котлы отопительные, радиаторы и конвекторы отопительные, строительные стальные конструкции, металлоконструкции сварные для строительства, нестадартизированное оборудование. Наименьшим удельным весом характеризовались машины зерноочистительные.

В составе 22 позиций промежуточной машиностроительной продукции наибольшие показатели роста цен имели семь позиций техники: электродвигатели переменного тока с малой высотой оси вращения (2,91), электродвигатели крановые (2,7), провода установочные (3,41), кабели силовые гибкие (3,02), провода обмоточные и эмалированные

(3.32), компрессоры к бытовым холодильникам (2,73), передвижные мастерские на автомобилях (2,94). Средними

показателями роста цен характеризовались 10 позиций техники: двигатели малолитражные (2,14), электродвигатели взрывобезопасные (взрывозащищенные) (2,33), электродвигатели малой мощности для комплектования

электробытовых приборов автоматизации и механизации (2,06), магнитные пускатели (2,13), аккумуляторы и аккумуляторные батареи свинцовые (2,25), электролампы осветительные (2,31), насосы химические и специальные

(2.33), установки кислородные и установки редких газов (2,33), инструмент строительно-монтажный механизированный (2,31), двигатели тракторные и комбайновые на комплектование продукции машиностроения по межотраслевым поставкам (2,22). Сравнительно малые показатели роста цен имели пять позиций техники: выключатели силовые (1,66), устройства комплектные низковольтные (1,48), аккумуляторы и аккумуляторные батареи щелочные (1,85), роботы для оснащения кузнечно-прессовых машин (1,23), устройства числового программного управления (1,20). Наибольшим удельным весом в выпуске этой продукции характеризовались: электродвигатели переменного тока с малой высотой оси вращения, электродвигатели малой мощности для комплектования электробытовых приборов автоматизации и механизации, устройства комплектные низковольтные, аккумуляторы и аккумуляторные батареи свинцовые, аккумуляторы и аккумуляторные батареи щелочные, электролампы осветительные, провода установочные, провода силовые гибкие, провода обмоточные и эмалированные, двигатели тракторные и комбайновые для продукции машиностроения по межотраслевым поставкам. Наименьший удельный вес имели роботы для оснащения кузнечно-прессовых машин.

Таким образом, согласно расчетам, в 1991 г. относительные цены на все выделенные группы (позиции) машиностроительной продукции значительно возросли. Этот рост цен на машины и оборудование в 1991 г. явился «естественным» продолжением динамики удорожания техники в предшествующий период 1965-1990 гг. Заметим при этом, что удорожание техники в 1991 г. и в период 1965-1990 гг. было совершенно однородным. Это подтверждается не только общими для всего периода 1965-1991 гг. условиями и факторами роста цен на машины и оборудование, но и совпадением прогнозного расчетного и фактического показателей удорожания техники в 1991 г. Так, в течение этого периода показатель экономически не обоснованного удорожания техники каждое пятилетие увеличивался примерно в 2 раза по сравнению с 1965 г. Указанный индекс удорожания техники составил в 1966-1970 гг. 1,04, в 1971-1975 гг. 1,09, в 1976-1980 гг. -1,18, в 1981-1985 гг. - 1,39, а в 1986-1990 гг. - 1,83. Поскольку в 1991 г. указанный индекс удорожания техники был равен 3,94, это означает, что он также увеличился примерно в 2 раза по сравнению с аналогичным показателем в 1986-1990 гг. Следовательно, можно сделать вывод, что показатель экономически не обоснованного удорожания техники в 1991 г. оказался примерно равным аналогичному расчетному показателю для периода 1991-1995 гг.

Отметим, что в динамике роста цен на машины и оборудование в 1966-1970 гг. и в 1971-1975 гг. преобладало влияние явного удорожания техники (соответственно 1,04 и 1,08). Вместе с тем в 1976-1980 гг. и в 1981-1985 гг. доминировали показатели скрытого ее удорожания, равные соответственно 1,10 и 1,21. В 1986-1990 гг. и в 1991 г. показатели скрытого экономически не обоснованного удорожания уже значительно превышали показатели явного удорожания и составляли 1,60 и 3,44. Таким образом, экономически не обоснованное удорожание машин и оборудования в 1991 г. по сравнению с 1965 г. было реализовано преимущественно в скрытой форме.

Рост относительных цен на продукцию машиностроения сопровождался, как известно, инфляционными процессами в экономике. Уровень инфляции в промышленности определялся не только динамикой роста относительных цен на продукцию машиностроения, но и удельным весом продукции машиностроения в общем объеме производства продукции промышленности. Последний показатель в течение рассматриваемого периода увеличился примерно вдвое. Удельный вес продукции машиностроения в общем объеме производства продукции промышленности составил: в 1970 г. - 16,3%, в 1975 г. - 20,1, в 1980 г. - 24,3%, а уровень инфляции в промышленности в эти годы с учетом сравнительно малого роста относительных цен на технику определен нами соответственно в 1, 1-2 и 45%. В течение следующих двух пятилетий в связи с высоким ростом относительных цен на продукцию машиностроения уровень инфляции в промышленности был значительно выше. В 1991 г. стремительный рост относительных цен на продукцию машиностроения определил крайне высокий уровень инфляции в промышленности, который характеризовался как гиперинфляция. Удельный вес продукции машиностроения в общем объеме производства продукции промышленности составил: в 1985 г. - 27,4%, в 1990 г. -28,6, в 1991 г. - 29,6%, а уровень инфляции в промышленности в эти годы равнялся соответственно 10-11, 25-26 и 85-88%. Причем в 1991 г. отсутствовало реальное и номинальное повышение относительных цен на продукцию добывающих отраслей промышленности, однако рост цен происходил, по-видимому, на продукцию других отраслей обрабатывающей промышленности, а также в торговораспределительных сетях. Поэтому уровень гиперинфляции в промышленности был, вероятнее всего, существенно выше.

Таким образом, в 1991 г. уровень относительных цен на технику был избыточно высоким для отечественной экономики (в 1988-1991 гг. сократились объемы производства и закупок машин и оборудования, исчисленные с учетом их удорожания). В 1992 г. принятые правительством меры применительно к уровню относительных цен на машиностроительную продукцию привели в двойственному результату. С одной стороны, либерализация экономики способствовала возникновению спросовых ограничений и сокращению платежеспособного спроса на технику в связи с высоким уровнем относительных цен на нее и как следствие снижению этого уровня. С другой - отмена ценового регулирования экономики обусловила резкое и значительное удорожание продукции добывающих отраслей промышленности на внутреннем рынке и дополнительный затратный рост цен на технику и как следствие повышение уровня относительных цен на машиностроительную продукцию. Эти взаимоисключающие процессы сопровождались гиперинфляцией в экономике, что привело к шестикратному спаду производства и закупок машин и оборудования. В этой ситуации машиностроение вынуждено было ликвидировать прежнее «советское» удорожание техники, однако не могло воспрепятствовать возникновению меньшего («нового»)

удорожания техники, связанного с ростом относительных цен на продукцию добывающих отраслей промышленности.

Согласно статистическим данным, индекс снижения относительных цен на продукцию машиностроения составил примерно 0,6 в 2004 г. по сравнению с 1991 г.

В настоящее время уровень относительных цен на машины и оборудование несколько превышает их уровень в 1986-1990 гг., однако он существенно ниже, чем в 1991 г. При этом уровень относительных цен на продукцию добывающих отраслей промышленности в текущий период оказался существенно выше, чем в 1986-1990 гг., а также в 1991 г. Это означает, в частности, что изменились общие ценовые условия в экономике, а также требования к параметрам новой техники и характеристикам ее экономической эффективности. В этих условиях обновление продукции машиностроения предполагает восстановление объемов платежеспособного спроса на ее продукцию, проведение масштабных научно-исследовательских и опытноконструкторских работ и осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности.

Итак, вернемся к рассмотрению возможности повышения уровня платежеспособности потребителей техники, используя два подхода.

Первый подход предполагает снижение относительных цен на машиностроительную продукцию примерно вдвое. Такое снижение цен будет способствовать увеличению на нее платежеспособного спроса более чем в 2 раза.

Подход предусматривает снижение относительных цен на продукцию машиностроения в несколько этапов. На первом этапе необходимо усилить информационный контроль над формированием стоимости продукции добывающих отраслей промышленности и сферы обращения (включая коммерческую деятельность). Второй этап предполагает принятие на федеральном уровне ряда законодательных актов в области ценообразования на продукцию добывающих отраслей промышленности и услуги сферы обращения. Законодательные акты необходимы для ограничения (до 20%) уровня рентабельности указанных отраслей, а также возможности устанавливать цены на продукцию и услуги этих отраслей выше определенного уровня. Этот уровень определяется величиной суммарных затрат на производство продукции (или оказание услуг) и нормативной прибыли, формирующейся в рамках указанной рентабельности. Третий этап - осуществление контроля реализации указанных законодательных актов и принятие соответствующих мер в отношении тех, кто их не выполняет. Затем необходимо усилить информационный контроль над формированием стоимости продукции и услуг других отраслей. При этом возможно принятие ряда федеральных законодательных актов в области ценообразования на продукцию других отраслей, аналогичных указанным ранее для добывающей промышленности и сферы обращения. Кроме того, необходим контроль за выполнением другими отраслями антимонопольного законодательства или принятых нормативных актов, а в случае их невыполнения применить к нарушителям наказующие санкции.

Реализация указанных этапов снижения цен на продукцию и услуги возможна в течение одного-двух лет. Затем можно будет произвести замену активной части полностью изношенных основных фондов промышленности в течение пяти-шести лет. Через два-три года после снижения цен на машиностроительную продукцию и полного восстановления объемов платежеспособного спроса на нее вероятно значительное увеличение объемов производства и закупок конверсионной техники. В этом случае обновление основных фондов промышленности не только ускорится, но будет и более качественным, с использованием новых технологий.

В дальнейшем возможно повышение внутренних цен на продукцию отраслей добывающей промышленности. Повышение должно происходить постепенно по мере улучшения качества технологий отечественной обрабатывающей промышленности, прежде всего машиностроения, а также их обновления на основе капиталовложений в основные производственные фонды промышленности.

Первый подход неоднократно успешно использовался в отдельные периоды отечественной экономики, например в послевоенный. Результаты применения этого подхода, а также его недостатки и преимущества хорошо известны. Недостатки этого подхода можно минимизировать, а возможные результаты представляются крайне важными для развития промышленности и экономики в целом.

Второй подход предполагает использование специального государственного кредитного инвестиционного фонда как одного из важнейших рычагов инвестиционной политики, который может быть создан при активном участии эмиссионных средств и финансовых ресурсов, полученных в результате экспорта продукции добывающих отраслей промышленности. Тремя важнейшими элементами кредитной инвестиционной системы являются: координационно-плановый центр кредитования инвестиционной деятельности при правительстве страны, финансовоконтрольные государственно-банковские структуры и договорно-ответственные структуры производственного сектора. Согласно трехстороннему договору, заключенному при непосредственном участии договорно-ответственных структур производственного сектора, кредитные средства, выделяемые финансовоконтрольными государственными банковскими структурами по согласованию с координационно-плановым центром кредитования инвестиционной деятельности при правительстве страны, оказываются непосредственно связанными с обслуживанием возрастающих объемов производства и реализации продукции инвестиционного машиностроения, инвестиционной деятельности и не представляют серьезных инфляционных угроз экономике страны.

Основной целью деятельности вышеуказанного фонда должно быть не только резкое и значительное увеличение производства машин и оборудования и ускоренное обновление активной части основных производственных фондов промышленности, но и качественное совершенствование технологий и техники с использованием результатов конверсии оборонной промышленности. Причем на первом этапе функционирования указанного фонда предполагается осуществление преимущественно отраслевых приоритетов кредитования инвестиционной деятельности и возможностей снижения стоимости производимой техники. При этом отраслевые приоритеты кредитования инвестиционной деятельности должны быть сориентированы, прежде всего, на производство и закупки отраслевого основного технологического оборудования. В то же время дополнительные объемы закупок вспомогательного оборудования и контрольно-измерительной техники, как правило, должны приобретаться самостоятельно, поскольку существенная часть этой техники - импортного производства. Наивысший приоритет кредитования должна иметь конкурентная и традиционная техника, объемы производства и закупок которой в качестве основного технологического оборудования в дореформенный период были наибольшими. Приоритеты кредитования производства и закупок аутсайдеров должны быть ниже, чем отраслевого технологического оборудования, характеризуемого как конкурентоспособная или традиционная техника, и определяться с учетом их объемов производства и закупок в дореформенный период.

На втором этапе деятельности фонда необходимо использовать все возможности качественного совершенствования технологий и техники, предполагающего, прежде всего, производство и закупки конкурентоспособной и традиционной техники нового поколения. В этот период сложившийся механизм кредитования инвестиционной деятельности в общих чертах сохраняется. Однако неизбежным является целевое финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в качестве дополнительного звена общего кредитования инвестиционной деятельности. Вместе с тем сохранится и определенная преемственность приоритетов инвестиционной деятельности.

Недостаток второго подхода состоит в сравнительной ограниченности специального государственного кредитного инвестиционного фонда в целом, а также его составляющих. Так, очевидна определенная ограниченность эмиссионных средств в составе этого фонда. В то же время финансовые ресурсы, полученные в результате экспорта продукции добывающих отраслей промышленности, должны, прежде всего, быть платежными средствами для обслуживания и погашения внешнего государственного долга, сумма которого является очень значимой и возрастающей. Поэтому ограниченность указанных финансовых ресурсов также представляется доказанной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.