Научная статья на тему 'Рост фактора силы в международных отношениях: причины и последствия'

Рост фактора силы в международных отношениях: причины и последствия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1244
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИЛА / ФАКТОР СИЛЫ / ЖЁСТКАЯ СИЛА / МЯГКАЯ СИЛА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / STRENGTH / POWER FACTOR / HARD POWER / SOFT POWER / INTERNATIONAL RELATIONS / GLOBALIZATION / SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Комарова Елизавета Вячеславовна, Волкова Марина Аркадьевна

В статье раскрываются роль и значение таких важных категорий современной политики как «сила», «фактор силы», «жёсткая» и «мягкая» сила. Определяется их содержание. Даётся анализ причин роста «фактора силы» в международных отношениях в настоящее время и его последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GROWTH OF FORCE FACTOR IN INTERNATIONAL RELATIONS: CAUSES AND CONSEQUENCES

The article reveals the role and importance of such important categories of modern politics as “power”, “force factor”, “hard” and “soft” power. Their content is determined. The analysis of the reasons for the growth of the "force factor" in international relations at present and its consequences is given.

Текст научной работы на тему «Рост фактора силы в международных отношениях: причины и последствия»

56

УДК: 327

РОСТ ФАКТОРА СИЛЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

© Комарова Елизавета Вячеславовна1, © Волкова Марина Аркадьевна2

'Учащаяся,2учитель истории и обществознания

Средняя школа №149, г. Красноярск

В статье раскрываются роль и значение таких важных категорий современной политики как «сила», «фактор силы», «жёсткая» и «мягкая» сила. Определяется их содержание. Даётся анализ причин роста «фактора силы» в международных отношениях в настоящее время и его последствий.

Ключевые слова: сила, фактор силы, жёсткая сила, мягкая сила, международные отношения, глобализация, безопасность.

На протяжении всей известной нам истории человечества, исключая последние 70 лет (с 1949 по 2019гг.), сила была важнее слова. Добиваться желаемых результатов с помощью силы человек научился значительно раньше, чем говорить. С этой точки зрения фактор силы является древнейшим среди всех факторов мощи государства. В теории международных отношений категория силы лежит в основе большинства концепций политического мышления1.

С развитием человечества изменялись цивилизации, государства, технологии и международные отношения. Тем не менее, до 1949г. в системе международных отношений закон силы по-прежнему превалировал над силой закона. 29 августа 1949г. СССР провёл успешное испытание атомной бомбы и создал ситуацию, при которой стороны потенциального военного конфликта получили возможность гарантированно уничтожить друг друга. С этого момента фактор силы перестал быть доминантой в международной сфере и, созданная чуть ранее ООН в действительности, а не на бумаге, стала несущей конструкцией международной системы коллективной безопасности. Так было до конца XX века.

Анненков В.И. и другие. Военная сила в международных отношениях: учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2011. С 29.

В XXI веке ООН, по-прежнему оставаясь центром многосторонней дипломатии, постепенно утрачивает роль главного арбитра в межгосударственных конфликтах. Об этом свидетельствуют бомбардировки Югославии в 1999г., войны в Афганистане 2001г., Ираке 2003г., Йемене и Сирии 2014г., начатые без санкций Совета Безопасности ООН. Поэтому в действующей Концепции внешней политики России не просто справедливо отмечается повышение роли фактора силы в международных отношениях2, а более того, это отражает актуальнейшую проблему современного мира.

В теории международных отношений сила - многозначный термин. Американский историк, автор теории «политического реализма» Ганс Моргентау определял силу как

« 3

«власть над умами и действиями людей» . Другой известный американский теоретик и политик Генри Киссинджер дал ещё более краткое её определение, полагая, что во

4

внешней среде «сила есть влияние» . Американский политолог Джон Стоссинджер определял силу в международных отношениях как «возможность государства использовать свои реальные или потенциальные ресурсы таким образом, чтобы воздействовать на образ жизни и поведение других государств»5. Таким образом, помимо прямого значения силы, заключающегося в военном потенциале государства, разные авторы определяли её с позиций власти, влияния, наличия ресурсов, то есть форм её использования. Это многообразие форм силы в системе современных международных отношений принято разделять на «жёсткую силу» и «мягкую силу»6.

Под «жёсткой силой» понимают достижение необходимого результата путём насилия, принуждения, диктата и других форм грубого навязывания своей воли. В противоположность «жёсткой силе» «мягкая сила» предполагает получение нужного результата через убеждение и взаимную выгоду, без подавления и принуждения. Комбинация «жёсткой» и «мягкой» силы, чётко сформулированная государством в рамках его внешней политики, превращает последнюю в

Концепция Внешней политики Российской Федерации (30 ноября 2016 г.),

Раздел II, п.6.

3 Morgenthau H. Politics among Nations. 4th ed. New York, 1967. P. 97.

4 Kissinger H. American Foreign Policy. 3d ed. New York, 1977. P. 57.

5 Stossinger J.G. The Might of Nations. World Politics in Our Time. New York, 1969. P. 27.

6 Давыдов Ю.П. Понятие «жёсткой» и «мягкой» силы в теории международных отношений. Международные процессы №1, январь-март 2015. URL: http://www.intertrends.rU/old/four/006.htm#note14

57

важнеишии инструмент развития и позиционирования такого государства. В России в качестве указанного инструмента выступает принятая 30 ноября 2016г. Концепция внешнеИ политики, которая закрепляет базовые принципы, основные направления, цели и задачи страны в международном пространстве.

При этом в Концепции внешней политики России под повышением роли фактора силы в международных отношениях имеется в виду «жёсткая сила», а именно: «...наращивание и модернизация силового потенциала, создание и развёртывание новых видов вооружения, втягивание ведущих государств в региональные конфликты.»1. Положения Концепции в части роста фактора силы базируются на принятых ранее стратегических нормативных документах: Военной доктрине Российской Федерации от 25 декабря 2014г. и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 31 декабря 2015г. Так, Военная доктрина предупреждает о сохранении тенденций к силовому разрешению многих региональных конфликтов, а также об усилении военных опасностей для России по ряду направлений2. В Стратегии национальной безопасности тоже говорится о том, что роль фактора силы в международных отношениях не снижается. Более того, наблюдается стремление к наращиванию и модернизации наступательных вооружений, в том числе и в соседних с Россией регионах3. Безусловно, констатация роста фактора силы в указанных документах на протяжении нескольких лет является следствием происходящих в мире событий. Это региональные военные конфликты последнего времени, разрушение системы коллективной безопасности, рост числа обладающих ядерным оружием государств и немыслимый ранее размах международного терроризма.

С 2000г. число вооружённых конфликтов в мире неуклонно растёт, и к 2019г. рост составил более 30%4. Всё чаще Россия становится участником того или иного военного конфликта. Так, с 2011г. по настоящее время наша страна участвует в

1 Концепция Внешней политики Российской Федерации (30 ноября 2016 г.), Раздел II, п.6.

2 Военная доктрина Российской Федерации (25 декабря 2014 г.), Раздел II, п.10-11.

3 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (31 декабря 2015 г.), Раздел II, п.14.

4 Густерин П.В. Географическая статистика войн и вооружённых конфликтов XXI века. Военное обозрение, 16.07.2019.

иЯЬ: https://topwar.ru/160166-geograficheskaja-statistika-vojn-i-vooruzhennyh-konfliktov-xxi-veka.html

гражданской войне в Сирии, которая ввиду значительного вовлечения в конфликт иностранных государств и организаций по сути является опосредованной войной между региональными державами. В течение всего срока конфликта идут переговоры на различных международных площадках о прекращении военных действий и решении всех вопросов дипломатическими средствами. Тем не менее, до настоящего времени конфликтующие стороны полагаются только на военную силу.

Ещё одним вооружённым конфликтом, в который вовлечена Россия, является немеждународная война на востоке Украины, которая идёт с 2014г. Многочисленные переговоры, в том числе с участием международных посредников, свой ресурс ещё не исчерпали, но и не привели к прекращению огня. Боевые столкновения частей В СУ с отрядами самообороны ЛНР и ДНР происходят ежедневно, и военной силой решается практически любой вопрос между противоборствующими сторонами.

Основу международной системы коллективной безопасности составляли советско-американские, а затем и российско-американские договоры о нераспространении, ограничении и сокращении ряда вооружений. С начала 2000-х годов США выходят из этих договоров в одностороннем порядке либо не продляют их. В 2001г. США денонсировали Договор по ограничению противоракетной обороны (ПРО). В 2019г. США официально вышли из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Кроме того, США официально высказывают сомнения в продлении со своей стороны в 2021г. Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-3). Эти действия безоговорочно свидетельствуют о наращивании военного потенциала США в виде создания системы противоракетной обороны нового поколения, отдельные элементы которой будут размещены в непосредственной близости к границам России. По словам руководителя центра международной безопасности А. Арбатова: «Инструментов контроля за ядерным оружием не останется, и начнётся полномасштабная гонка вооружений»5.

Другой мировой проблемой, связанной с ядерным оружием, является игнорирование

5 Братерский А.В. «Шагаем к новой гонке вооружений»: что будет с ядерным арсеналом России. Газета.щ,

15.08.2019.URL:https://www.gazeta.ru/politics/2019/08/15_a_12579793.shtml

58

многими государствами Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) от 1967г. Весной 1998г. ядерные испытания провели Индия и Пакистан, тем самым сообщив всему миру об обретении ими ядерного оружия. Отличительным моментом возникшей ситуации является то, что руководители этих государств рассматривают ядерное оружие не столько как средство сдерживания от возможного нападения, сколько как мощный инструмент военного противоборства друг с другом. По сути, впервые возникла реальная угроза локальной ядерной войны, последствия которой невозможно спрогнозировать.

Действиями Индии и Пакистана был сломлен психологический барьер,

препятствовавший распространению ядерных вооружений. Ряд государств уже последовали этому примеру: КНДР, Иран, Израиль, -предположительно имеют ядерное оружие1. Весьма вероятно, что этот список будет увеличиваться и становящееся всё более вероятным попадание ядерного оружия в нестабильные регионы будет многократно увеличивать военный потенциал его обладателя, чем создаст глобальную стратегическую угрозу всему миру.

С распадом СССР и ликвидацией биполярного мира США приобрели статус мирового гегемона и повсеместно приступили к насаждению собственного порядка, культуры и ценностей, другими словами, начали глобализацию. Причём легитимное

сопротивление этому процессу, особенно со стороны развивающихся стран, оказалось почти невозможным. В этих условиях терроризм стал своеобразной реакцией на однополярный мир и попытку присвоения США и НАТО права на легитимное насилие и выражение ценностей цивилизованности2.

С усилением глобализации

развивались и формы международного терроризма, пока он не принял завершённый вид и не стал угрозой для всего человечества. Так, международная террористическая организация «Исламское государство» была очень многочисленна, хорошо вооружена, имела стабильные источники финансирования, действовала открыто и ставила своей целью создание нового государства на завоёванных

1 Современные международные отношения: учебник; под ред. Торкунова А.В., Малыгина А.В. — М.: МГИМО - Университет, 2018. С 431.

2 Бузгалин А.В. Имперская модель мира и альтернативные ей перспективы. Международные процессы №1, январь-март 2015. URL: http://old.intertrends.ru/five/009.htm

территориях. Как представляется, борьба с подобными террористическими организациями возможна только военными средствами, причём само появление последних толкает государства к наращиванию военного потенциала.

В заключение следует ещё раз отметить, что, к сожалению, роль фактора силы в современных международных отношениях повышается, как это и указано в Концепции внешней политики России. Вместе с тем, не вызывает сомнения тот факт, что сила, даже военная, - не всемогуща. Фактор силы -«жёсткой силы» - не всегда позволяет добиваться нужного результата. В недавнем прошлом две мощнейшие ядерные державы дважды терпели поражение от неядерных, маломощных в военном отношении государств (США во Вьетнаме, Советский Союз - в Афганистане). В настоящее время человечество остро нуждается в новой международной системе, основанной на согласованных нормах, правилах и законах международного поведения. Правда, для утверждения такой системы в международной сфере и для нормального её функционирования также нужна сила, но «мягкая». Нашей стране просто необходимо участвовать в формировании этой новой модели международных отношений и именно этим обеспечивать свою безопасность. Ради достижения этой высокой цели всем государствам стоит приучить свою «жёсткую силу» к законопослушному поведению для обеспечения мирового порядка.

GROWTH OF FORCE FACTOR IN INTERNATIONAL RELATIONS: CAUSES AND CONSEQUENCES

©Komarova E.V., ©Volkova M.A.

Municipal Autonomous Educational Institution "Secondary School No. 149", Krasnoyarsk

Abstract. The article reveals the role and importance of such important categories of modern politics as "power", "force factor", "hard" and "soft"power. Their content is determined. The analysis of the reasons for the growth of the "force factor" in international relations at present and its consequences is given. Keywords: Strength, power factor, hard power, soft power, international relations, globalization, security

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.