Научная статья на тему 'Российское законодательство XVIII века о регламентации конфессиональной деятельности протестантов'

Российское законодательство XVIII века о регламентации конфессиональной деятельности протестантов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
621
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРОТЕСТАНТЫ / УКАЗ / СЕНАТ / СИНОД / ПРИВИЛЕГИЯ / ОБЯЗАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алакшин Александр Эдуардович

Исследуется вопрос складывания системы законодательства в России XVIII столетия в отношении протестантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российское законодательство XVIII века о регламентации конфессиональной деятельности протестантов»

11 AbediseidM. Op. cit. S. 110.

12 The Economist. 1956. 22 Sept.

13 Frankfurter Allgemeine Zeitung. 1956. 6 Nov.

14Kreysler I., Jungfer K. Deutsche Israel-Politik: Entwicklung, oder politische Masche? Gottingen, 1965. S. 59.

15 Ibid. S. 60.

16 Die Welt. 1958. 14 Jun.

11 AbediseidM. Op. cit. S. 111-112.

18 Ibid. S. 112.

19Deligdisch J. Die Einstellung der Bundesrepublik zum Staate Israel. Bonn, 1914. S. 53.

20 Die Welt. 1951. 29 Dec.

21 Bulletin des Presse- und Informationsamtes der Bundesregierung // Bonn. 1958. 15 Aug.

22 Albrecht U., Sommer A. Deutsche Waffen fur die Dritte Welt. Hamburg, 1912. S. 112.

ЦЕРКОВЬ. ОБЩЕСТВО. ВЛАСТЬ

А. Э. Алакшин

РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО XVIII ВЕКА О РЕГЛАМЕНТАЦИИ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОТЕСТАНТОВ

Исследуется вопрос складывания системы законодательства в России XVIII столетия в отношении протестантов.

Ключевые слова: законодательство, протестанты, указ, Сенат, Синод, привилегия, обязанность.

До недавнего времени тема российского законодательства XVIII в. в отношении живших в стране протестантов в работах отечественных и зарубежных историков специально не рассматривалась — некоторые из исследователей, правда, этот вопрос затрагивали вскользь и лишь в контексте логики системы аргументации собственных сочинений. А. Ф. Бюшинг1 и И. Х. Грот2, например, похвально отзывались о «Манифестах» Петра I и Екатерины II; М. Е. Красножен3 порицал благожелательное отношение монархов к лютеранам и кальвинистам; А. В. Карташёв4, без упоминаний о конкретных указах, в своих «Очерках» критиковал тот же фактор в более позитивной манере изложения сведений о сосуществовании протестантов и православных. В изданной в конце XIX в. монографии Н. Д. Кузнецова была впервые предпринята попытка охарактеризовать некоторые законы об иноверцах5. Автор предлагаемой работы постарался внести и свой вклад в исследование проблемы — один из разделов опубликованной им в 2006 г. монографии о деятельности протестантских общин в Петербурге целиком был посвящен проблемам складывания системы российского законодательства в отношении протестантов6. Целью данной статьи является представление перечня названий основных законов государства о деятельности протестантов на территории страны с определением рамок объявленных в этих указах свобод и обязанностей. Прежде всего, однако, необходимо объявить статус органов законодательной власти в этот период истории и дать краткую характеристику имеющихся в нашем распоряжении текстов источников права.

Россия XVIII в., как известно, была государством абсолютистско-монархическим, и монарх, по сути, являлся единственным законодательным органом в стране. Кабинет Его (или Ее) Величества как канцелярия самодержца был высшим административнозаконодательным учреждением, откуда именные указы рассылались в различные комиссии, в Сенат и т. д. Законотворческой деятельностью де-факто занимались и другие основанные Петром I государственные институты — Сенат и Синод. Права, данные этим органам при их образовании, были более законосовещательными, чем законодательными; на практике же Сенат, например, как «правительствующая» инстанция разрабатывал в недрах своего аппарата огромное количество предписаний норм общественной жизни, издавая их частью от имени императора (в Сенат из Кабинета присылались проекты различных указов для последующей доработки), частью — от своего. Указы, исходящие из канцелярии Синода, также необходимо рассматривать как законы — давались они различным государственным службам и в той или иной мере исполнялись. Функции Синода как государственного органа первоначально не были четко определены, что составляло трудности в его взаимоотношениях с Сенатом. Юстиц-коллегия лифляндских, эстляндских (а с 1762 г. и финляндских) дел, являвшаяся с 1720-х гг. самостоятельным государственным административно-судебным органом, была призвана выносить решения в ситуациях правовых конфликтов в среде неправославных христиан без возможности законодательной инициативы. В 1720-х же годах функции надзора за жизнью иностранцев были поручены и образованной вместо Посольского приказа Коллегии иностранных дел. Контроль этот, однако, был формальным и в большинстве случаев ограничивался лишь аудиенциями иностранным духовным лицам, приезжавшим в Россию из-за границы.

Анализ всех изданных в XVIII в. российских законов о протестантах помогает четко представить ход проводившихся в стране реформ в сфере конфессиональной жизни неправославных христиан. В первой четверти XVIII в. почти все законодательные акты

об иноверцах объектом своим имели только лишь представителей христианских форм религий — протестантов, в первую очередь, и католиков (лишь один из законов этого периода посвящен перекрестившимся в православие мусульманам7). Издание части законов в этот период было вызвано противоречиями религиозной жизни, возникшими вследствие наличия в России большого количества исповедовавших лютеранство пленных шведов (на базе прецедентов со шведами-лютеранами складывалась практика взаимодействия государства с представителями и других этнических и конфессиональных групп); остальные же указы обращены к христианам вообще. В последующие годы XVIII столетия было обнародовано более 300 указов монархов, Сената и Синода о регламентации вопросов жизни иноверцев в стране, и только треть из них своим объектом теперь имела протестантов. Издание части подобных законов было призвано обозначить привилегии конкретных лютеранских общин в Петербурге, Нарве, Дерпте, Выборге или, например, в Ревеле8; других — определить условия массового переселения в Россию европейских колонистов евангелического исповедания9; некоторые постановления запрещали иностранцам заниматься пропагандой лютеранско-кальвинистских идей среди православных. Количество разрешительных законов напрямую зависело от степени благосклонности российских монархов по отношению к иноверцам — все свободы протестантов были подтверждены специальными манифестами в эпохи правления Анны Иоанновны и Екатерины II, периоды же царствования Елизаветы Петровны и Павла I отмечены четкими тенденциями ужесточения контроля за их деятельностью.

Помещаемоая ниже таблица дает представление о ситуации складывания правового поля деятельности протестантов в течение всего XVIII столетия. Однако в ней не содержатся те или иные резолюции руководящих органов власти, которые имели силу ведомственных инструкций, но не получили статуса государственных законов10.

Реестр названий основных государственных законов

о регламентации конфессиональной деятельности протестантов на территории России в XVIII в.

Название закона и его порядковый номер в Полном собрании законов Российской Империи Год обна-родова-ния Объявленные привилегии Объявленные обязанности

Манифест «О вызове иностранцев в Россию с обещанием им свободы вероисповедания» (1910)11 «О призыве шведов в службу и о позволении им в Российском государстве, по учинении присяги, селиться, вступать в супружество, приобретать недвижимую собственность, заниматься торговлею и промыслами» (3778)12 «О присылке из Иностранной Коллегии в Синод Ведомостей о кирках иностранных вер, ныне обретающихся в Российском Государстве, и о состоящих при них пасторах» (3790)13 «Послание Святейшего Синода к православным о беспрепятственном им вступлении в брак с иноверцами» (3814)14 «О публиковании дабы никто не склонял русских к перемене веры грекороссийского вероисповедания и о немедленном объявлении в Синоидальной конторе со стороны пасторов, если кто из лютеран будет действовать вопреки сего указа» (5343)15 «О непогребении иноверных при церквах и непринуждении православных священников приобщать Святых тайн лютеран» (5560)16 Манифест «О дозволении свободного богослужения иноверным христианам» (6693)17 Манифест «О позволении иностранцам кроме жидов выходить и селиться в России» (11720)18 «О дозволении селиться в России Евангелистам Августинского исповедания» (12057)19 «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в дела иноверцев» (13996)20 1702 1721 1721 1721 1728 1730 1735 1762 1764 1773 Свобода проведения богослужений иноверцев, строительства ими храмов, судебного разбирательства над иностранцами полномочиями Тайной коллегии Свобода вероисповедания для шведов на территории всей страны Свобода заключения браков иноверцев с православными без перемены собственной веры Подтверждение прежних привилегий Подтверждение прежних привилегий Свобода проведения богослужения и строительства храмов переселяющимся из Западной Европы колонистам Невмешательство руководства РПЦ в дела общин Регистрация общин и иноверных служителей в Синоде Недопустимость попыток склонения к изменению веры лиц православного исповедания Недопустимость хоронить тела умерших вблизи кирок Подтверждение недопустимости попыток склонения православных лиц и изменников веры

Основные привилегии для протестантов, как мы видим, были обнародованы в эпоху правления Петра I, более же поздние законы или подтверждали прежние свободы, или регламентировали элементы норм деятельности лютеран и реформатов на территории империи. Петр I развил до логического предела идеи политики государственного протекционизма по отношению к протестантам. Предшественники первого российского императора по мере поступления просьб от членов общин отзывались разрешением на введение в практику элементов их традиционной конфессиональной жизни — приглашения пасторов, проведения служб, постройку кирок и навешивания на них колоколов, печатания богословских книг и открытия приходских школ. Петр же указами возвел религиозные привилегии в ранг правовой нормы; он законодательно разрешил иноверцам поступать на гражданскую государственную службу (до конца XVII в. иностранцы служили только в качестве военных) и даже заключать браки с православными без перемены своей веры. Юридически закрепленные свободы оказались значимым фактором в дальнейшей истории страны — статус иностранцев в обществе ключевым образом изменился, и они теперь могли активно влиять на политическую и духовную жизнь всех подданных Российского государства.

Хотя система законодательства о протестантах и совершенствовалась в течение всего XVIII в. (преемники Петра на престоле, как и чиновники учрежденных им исполнительных органов власти, пытались детализировать обязанности и права членов этой группы иноверцев, запрещая их священнослужителям пропаганду своего учения среди представителей других форм религии, попутно позволяя им содержать проповедников в армейских соединениях, иметь отдельные от православных кладбища или основывать собственные земледельческие колонии), ядром ее оставались именно петровские указы. Законченный вид система приняла лишь в первой половине XIX в. Для протестантов Российской империи был учрежден высший орган церковного управления — так называемая Генеральная консистория, в состав которой вошли управлявшие ею генерал, суперинтенденты, депутаты от провинциальных синодов (органов местного самоуправления протестантов) и полномочные наблюдатели правительства. Постановления Генеральной консистории получали силу закона после утверждения их императором. Подобная форма администрирования существовала у протестантов до 1917 г.

Примечания

1 Busching A. F. Geschichte der evangelisch-lutherischen Gemeinen in Russischen Reich. Altona, 17661767. Bd. 1-2.

2 Grot J. Ch. Bemerkungen uber die Religionsfreiheit der Auslander im Russischen Reich. Leipzig, 17971798. Bd. 1-3.

3 См.: КрасноженМ. Е. Иноверцы на Руси. Юрьев, 1900.

4 См.: Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви: В 2 т. М., 1993.

5 См.: КузнецовН. Д. Управление делами иностранных исповеданий в России в его историческом развитии. Ярославль, 1898.

6 См.: Алакшин А. Э. Протестантские общины в Петербурге в XVIII веке. Челябинск, 2006.

7 Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). СПб., 1830. Т. VI, № 4123. С. 792.

8 Там же. Т. VII, № 5215. С. 916; Т. IX, № 6323. С. 27-30; Т. XI, № 8649. С. 701-702; и др.

9 Там же. Т. XVI, № 12290. С. 999-1000; Т. VII, № 12322. С. 17-18; Т. XVIII, № 12897. С. 130-131; и др.

10 Подробнее об этом см.: Алакшин А. Э. Указ. соч. С. 308-313.

11 ПСЗ. Т. IV, № 1910. С. 192-195.

12 ПСЗ :. Т. VI, № 3778. С. 384-387.

13 Там же. № 3790. С. 396.

14 Там же. № 3814. С. 414-419.

15 Там же. Т. VIII, № 5343. С. 115.

16 Там же. № 5560. С. 279-280.

17 Там же. Т. IX, № 6693. С. 482.

18 Там же. Т. XVI, № 11720. С. 126-127.

19 Там же. № 12057. С. 547-548.

20 Там же. Т. XIX, № 13996. С. 775-776.

А. Э. Алакшин

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПАСТОРОВ ПРОТЕСТАНТСКИХ ОБЩИН ПЕТЕРБУРГА В XVIII ВЕКЕ

Рассматриваются вопросы формирования системы материального довольствия пасторов лютеранских и реформатских общин Петербурга в XVIII столетии.

Ключевые слова: протестантская община, пастор, материальное довольствие, жалование, сбор, вознаграждение.

Размеры довольствия духовенства в любых приходах являются важнейшим механизмом поддержания жизнеобеспеченности общин. Формы содержания пасторов в протестантских общинах различных стран Европы сложились в эпоху Реформации — все священнослужители получали от общины жестко установленное помесячное или годовое жалованье. Размер довольствия определялся на церковном собрании и зависел от материальных возможностей конкретного прихода (иногда общины в провинции вообще не могли позволить себе иметь собственного пастора — в таких случаях проповеди в них читались приезжими духовными лицами за оговоренную плату). В сельской местности денежное довольствие часто заменялось натуральным — например, в Швеции и Дании, по государственным законам 1681 г., пасторам давалась одна десятая часть доходов от хозяйств прихожан: с выращенных хлеба, капусты, пеньки, льна, со всех имевшихся в подворье домашних животных — коров, овец, лошадей, свиней, коз, птицы. Другой статьей дохода любого пастора этих земель было взимание с прихожан некоторой суммы денег или иных ценностей за выполнение обрядовых норм (крещения, венчания и т. д.) — плата за требы, возможно, являлась основным источником хозяйственного достатка духовенства. За погребение члена семьи, владевшей шестью коровами, шведский пастор по вышеуказанному закону брал себе одну корову; если в хозяйстве умершего было меньше шести коров — два серебряных талера1. К этой категории налогов было принято причислять и сборы с общинников за отведенное кому-либо место на кладбище. Одним из способов материального вознаграждения пасторов было отчисление им определенного процента общего дохода, полученного от эксплуатации церковной недвижимости,— в некоторых европейских государствах (например, в Германии), общинам, в чьем владении находились те или иные хозяйственные постройки, регулярно выплачивались известные суммы денег даже из казны правительств. Кроме прочего, духовенству делались личные подарки от частных лиц, иногда достаточно ценные2, община же снимала или покупала пастору дом и осуществляла различные выплаты за добросовестную службу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.