Церковь. Общество. Власть
А. Э. Алакшин
ИСТОЧНИКИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОТЕСТАНТСКИХ ОБЩИН В ПЕТЕРБУРГЕ В XVIII СТОЛЕТИИ
В статье представлен анализ всех видов существующих источников о деятельности лютеранских и реформатских общин Петербурга в XVIII в.
Ключевые слова: источник, протестантская община, архивный фонд, делопроизводственная документация, регистрационная книга, законодательный акт, «Россика».
Актуальность исследования тематики развития протестантских общин Петербурга в XVIII столетии обозначилась в наши дни волной серьезного интереса ученых России и зарубежья к истории их становления и ежедневной деятельности. В последнее десятилетие появились издания, в которых рассматриваются вопросы истории того или иного прихода в XVIII в. - почти все публикации, однако, имеют описательный характер, а приводимые в них сведения, большей частью, являются кратким изложением сути материалов работ историков XK - начала ХХ столетия на русском и немецком языках1. Существует, тем не менее, пока не тронутый исследователями массив документов, в которых содержится бесценная информация о жизни протестантов города в XVIII в. Целью предлагаемой статьи является перечисление видов источников по теме изучения деятельности петербургских протестантских общин - наша работа может послужить отправной точкой всем заинтересованным исследователям в делах изучения истории петербургских лютеран и реформатов.
Сразу отметим, что большая часть источников содержится в российских архивных фондах. Самыми важными из них являются документы Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга. Сосредоточенные в девяти фондах материалы более 200 дел - метрических книг регистрации обрядов, журналов отчетов прихода и расхода денежных сумм общин, протоколов заседаний советов церквей, купчих о приобретении земельных участков для постройки кирок и проекты их планов, журналов учета поступающей платы за обучение в приходских школах, книг о расходовании пожалованных российскими государями денег на нужды общин или школ, правительственных указов об упорядоченности деятельности тех или иных общин, прошений протестантов в органы государственной власти, текстов обращений патронов общин к прихожанам и т. д., -содержат ценнейшие сведения о жизнедеятельности протестантских общин города в XVIII столетии. Некоторые из этих документов были изучены частично или полностью зарубежными исследователями XVIII - начала XX в., сведения же из большинства архивных материалов были введены в научный оборот автором данной статьи2.
Не менее интересным видом источников является хранящаяся в фондах РГИА делопроизводственная документация канцелярии Синода. В протоколах заседаний назначаемых комиссий, в докладах ведомств вышестоящим инстанциям, в «промемориях» (предложениях по решению организационных вопросов, пересылаемых друг другу равными по статусу учреждениями), в многочисленных справках, отчетах и донесениях содержится огромное количество данных о петербургских протестантах - положении общин, методах их организации, схемах ма-
териального содержания пасторов и т. п.; ярко отражена и бытовая сторона жизни протестантов. Культура делопроизводства в России XVIII в. не смогла раскрыть уровень собственных возможностей, принципы же взаимоотношений между органами власти (в частности, Юстиц-коллегией лифляндских, эстляндских и финляндских дел и Синодом) не были четко определены. Все эти противоречия в полной мере обозначились в источниках - документация не носила системного характера; дела, заведенные по малозначимым поводам, могли не сниматься с производства в течение десятков лет; требуемые справки из одного ведомства в другое иногда не высылались; приводимые же в отчетах данные отрывочны. В РГИА находится и книга регистрации обрядов англиканской общины.
Серьезное значение для исследователей темы имеют материалы из фондов Российского государственного архива древних актов (РГАДА) - делопроизводственная документация Юстиц-коллегии лифляндских, эстляндских и финляндских дел, и некоторые тексты эпистолярного жанра. Среди прочего в фондах находятся некоторые документы архива исследователя истории протестантства в России допетровского времени Д. В. Цветаева, написавшего монографию «Из истории иностранных исповеданий в России в Х^-Х^1 вв.». В ходе анализа извлеченных из этого архива сведений нами было выяснено, что Д. В. Цветаев разрабатывал план создания объемного сочинения, посвященного положению западноевропейских протестантов в России с начала XVIII в. Смерть историка помешала реализации его планов, и вся подготовительная работа к написанию книги остановилась на начальном этапе.
К числу законодательных источников по теме принадлежит целый ряд актов, включающих в себя указы императоров, правительствующих Сената и Священного Синода, то есть всех органов высшей законодательной и исполнительной власти Российского государства в XVIII в. Из нескольких десятков названий документов о протестантах особо можно отметить Манифест царя Петра I от 1702 г.3 с предоставлением всем иностранцам, живущим в России, прав свободного отправления собственных религиозных ритуалов и строительства храмов; «Послание Святейшего Синода к православным»4, где иноверцам, без перекрещивания в православие позволялось вступать в браки с русскими; «Грамоту Государю Петру I от Константинопольского Патриарха Иеремии»5, в которой рассматривались вопросы обрядовых норм для иноверцев, принимающих православие, манифесты Анны Иоанновны и Екатерины II с подтверждением и даже расширением круга упомянутых прав. Все нормативные акты были направлены на ускорение процесса упорядочивания форм взаимоотношений между российскими институтами власти и различными иностранными конфессиональными организациями. Втягивая иноверные церкви в правовое поле российского законодательства, эти и другие указы постоянно повышали их социальный статус в России.
Огромную роль в исследовании петербургской истории, конечно же, играют сочинения иностранцев о России, сосредоточенные в фонде «Россика» Российской Национальной (Публичной) библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Многие труды уже переведены на русский язык6, большая же часть доступна для чтения только на иностранных языках . Важнейшими источниками для изучения протестантской тематики XVIII в. являются работы А. Ф. Бюшинга8 и И. Х. Грота9. А. Ф. Бюшинг был действующим пастором при петербургской лютеранской кирке Св. Петра в 1761-1764 гг., а И. Х. Грот - общины Св. Екатерины в 1765-1799 гг.; оба имели доступ ко всем архивным материалам своей и соседних общин, у них была возможность лично беседовать со старейшими европей-
скими колонистами, проживавшими в городе в первые десятилетия его истории. А. Ф. Бюшинга и И. Х. Грота по праву можно назвать выдающимися историками протестантства в России и в частности в Петербурге. Информативная специфика каждого сочинения заключается в том, что А. Ф. Бюшинг подробно описывал события жизни общин с дней их зарождения до 1764-1765 гг.; И. Х. Грот же, при упоминании об этом периоде, ограничивался кратким очерком в несколько абзацев или страниц, основное внимание уделяя истории 1765-го - начала 1790-х гг. И. Х. Грот проявил себя и как аналитик количественных показателей деятельности общин, составляя таблицы проведенных в приходах обрядов крещения, венчаний и погребения. Оба автора представили крайне скупые сведения о петербургских реформатах.
Безусловный интерес для нас представляют записки западноевропейских путешественников, побывавших в Петербурге в первой половине XVIII в., - Гер-кенса (который, как полагает Ю. Н. Беспятых, был сочинителем «Точного известия о новопостроенной Его Царским Величеством Петром Алексеевичем на большой реке Неве и Восточном море города и крепости Санкт-Петербург»), Ф.-Х. Вебера, П. Г. Брюса и др.10 Авторы путевых заметок ставили перед собой задачу максимально точно передать западноевропейскому читателю детали строительства новой столицы России, записывая подробности жизни петербуржцев и жителей бывших шведских колоний. Свое внимание путешественники уделяли и наблюдению за деятельностью протестантских общин в городе - большей частью эти писатели сами были протестантами.
Те или иные сведения заключают в себе и другие описательные источники,
имеющие форму докладов или мемуаров, - такие, например, как «Доклад о России в
11 12
1705-1710 гг.» Г. Грунда , «Россия в начале XVIII в.» Ч. Уитворта , «:Записки» Ю.
Юля13. Степень достоверности этих источников высока, хотя в оценке фактов русской
жизни иностранцами были возможны и некоторые смысловые неточности.
Источниками и одновременно справочными изданиями по истории Петербурга XVIII в. являются «описания» А. И. Богданова14 и И. Г. Георги15. В трудах каждого из них есть информация и о протестантах. В целом, несмотря на скупость, а порой и неточность приводимого авторами материала об иноверцах, значение этих работ переоценить невозможно, поскольку в них представлен общий контекст бытовой жизни Петербурга в первые десятилетия его существования.
Перечисленные источники составляют полный перечень всех отложенных в фондах российских архивов и библиотек документов деятельности петербургских протестантов. Небольшая часть источников находится за рубежом в виде эпистолярных текстов или книг регистрации обрядов общин - так, например, книги шведского и финского приходов были вывезены из Ленинграда через каналы ликвидированного в 1938 г. шведского консульства и впоследствии помещены в Стокгольмский государственный архив.
Источники ждут своих исследователей, и автор выражает надежду увидеть яркие публикации с освещением различных аспектов деятельности лютеранских и реформатских общин города - они, безусловно, помогли бы более глубоко разобраться в общественных событиях беспокойного XVIII столетия.
Примечания
1 Полный обзор историографической литературы по теме автором осуществлен в монографии о деятельности петербургских протестантов. См.: Алакшин, А. Э. Протестантские общины в Петербурге в XVIII веке / А. Э. Алакшин. - Челябинск, 2006. - С. 7-23.
2 Перечень названий обработанных автором документов из фондов ЦГИА Санкт-Петербурга помещен в той же монографии. См. С. 392-398.
3 См.: Полное собрание законов Российской империи. - СПб., 1830. - Т. IV, № 1910. - С. 193-195.
4 Там же. - Т. VI, № 3814. - С. 413-417.
5 Там же. - Т. V, № 3325. - С. 586.
6 См. работы Ю. Н. Беспятых «Петербург Петра I в иностранных описаниях...», «Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях ...» (выходные данные помещены ниже); журналы «Русская старина», «Русский архив» и т. д.
7 См.: Дореволюционные издания по истории СССР в иностранном фонде Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина : систематич. указатель / сост. А. Л. Гольдберг и И. Г. Яковлева. - Вып. II. Образование Российской империи (1682-1725). - Л., 1984; Вып. III. Дворянская империя XVIII в. (1725-1801). - Л., 1986.
8 Busching, A. F. Geschichte der evangelisch-lutherischen Gemeinen im Russischen Reich. Th. 1-2 / A. F. Busching. - Altona, 1766-1767. См. также автобиографию пастора: Busching, A. F. Eigene Le-bensgeschichte / A. F. Busching. - Halle, 1789.
9 Grot, J. Ch. Bemerkungen uber die Religionsfreiheit der Auslander im Russischen Reiche. Bd. 1-3 / J. Grot. - SPb. ; Leipzig, 1797-1798.
10 См.: Беспятых, Ю. Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях : Введение. Тексты. Комментарии / Ю. Н. Беспятых. - Л., 1991; Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях : Введение. Тексты. Комментарии. - СПб., 1995.
11 См.: Грунд, Г. Доклад о России в 1705-1710 годах / Г. Грунд ; пер. с нем., ст. и комм. Ю. Н. Беспятых. - М. ; СПб., 1992.
12 См.: Уитворт, Ч. Россия в начале XVIII в. / Ч. Уитворт ; пер. с англ. Н. Г. Беспятых; ред. перевода, ст. и комм. Ю. Н. Беспятых. - М. ; Л., 1988.
13 См.: Юль, Ю. Записки Юста Юля, датского посланника при Петре Великом (1709-1711) / Ю. Юль ; пер. с дат. Ю. Н. Щербачева // Рус. архив. - 1892. - Кн. 1, Вып. 1-4. - С. 273-304; Кн. 2, Вып. 5-8. - С. 35-74; Кн. 3, Вып. 9-12. - С. 5-48.
14 См.: Богданов, А. И. Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его, с 1703 по 1751 гг. / А. И. Богданов. - СПб., 1779.
15 См.: Георги, И. Г. Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопримечательностей в окрестностях оного / И. Г. Георги. - СПб., 1794.
Ю. Н. Сергеев
ПЕРВЫЙ ОРЕНБУРГСКИЙ И УФИМСКИЙ ЕПИСКОП АМВРОСИЙ
КЕЛЕМБЕТ (1799-1806)
Данная статья посвящена биографии первого епископа Оренбургско-Уфимской епархии в первой четверти XIX в. и охватываает его деятельность в Уфе и последующую биографию.
Ключевые слова: Амвросий Келембет, епископ, Оренбургская епархия, духовная семинария, архимандрит, духовные училища, консистория, духовное правление, Успенский монастырь, Евгений Болховитинов.
Епископат синодального периода по своему составу и происхождению значительно отличается от епископата Московской России XVII в. В московском государстве пребывание в монастыре считалось необходимым условием для получения епископского сана. В XVIII-XIX вв. епископы, как правило, происходили из среды ученого монашества, которое в отличие от монастырской братии было мало знакомо с собственно монастырской жизнью. Преподавание в духовных училищах, а затем ректорство в семинариях были ступеньками лестницы, ведущей к сану епископа. Таким образом, этот высокий сан возлагался на достаточно