Научная статья на тему 'Российское законодательство в сфере государственно-конфессиональных отношений в контексте современной конфессиональной правовой политики'

Российское законодательство в сфере государственно-конфессиональных отношений в контексте современной конфессиональной правовой политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1321
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / STATE-CONFESSIONAL RELATIONS / РЕЛИГИЯ / RELIGION / РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / RELIGIOUS ORGANIZATION / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / LEGISLATION IN THE FIELD OF STATE-CONFESSIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Авдеев Евгений Александрович

Предметом данного исследования является современное состояние правовой политики в области государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации. Целью настоящей статьи является теоретический анализ современного состояния законодательства в сфере государственно-конфессиональных отношений и оценка перспектив его дальнейшего развития. Возрождение религии, рост числа религиозных организаций в российском обществе являются объективными факторами, актуализирующими необходимость определения правильного вектора конфессиональной правовой политики, совершенствования законодательства в сфере регулирования государственно-конфессиональных отношений и обеспечения правового диалога между государственными и конфессиональными институтами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN LEGISLATION IN THE FIELD OF STATE-CONFESSIONAL RELATIONS IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY CONFESSIONAL LEGAL POLICY

The subject of this study is the contemporary condition of legal policy in the field of state-confessional relations in the Russian Federation. The purpose of this article is a theoretical analysis of the contemporary condition of legislation in the field of state-confessional relations and evaluation of prospects of its further development. Revival of religion, increase in the number of religious organizations in the Russian society are objective factors that actualize the necessity to determine the correct vector of legal policy in confessional area, to improve legislation in the sphere of regulation of state-confessional relations, and to provide conditions for a legal dialogue between government and confessional institutions.

Текст научной работы на тему «Российское законодательство в сфере государственно-конфессиональных отношений в контексте современной конфессиональной правовой политики»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 322

Е. А. Авдеев

российское законодательство в сфере государственно-конфессиональных отношений в контексте современной конфессиональной правовой политики

Предметом данного исследования является современное состояние правовой политики в области государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации. Целью настоящей статьи является теоретический анализ современного состояния законодательства в сфере государственно-конфессиональных отношений и оценка перспектив его дальнейшего развития. Возрождение религии, рост числа религиозных организаций в российском обществе являются объективными факторами, актуализирующими необходимость

E. ^

определения правильного вектора конфессиональной правовой политики, совершенствования законодательства в сфере регулирования государственно-конфессиональных отношений и обеспечения правового диалога между государственными и конфессиональными институтами.

Ключевые слова: государственно-конфессиональные отношения, религия, религиозная организация, законодательство в сфере государственно-конфессиональных отношений.

Avdeyev

russian legislation in the field of state-confessional relations in the context of contemporary confessional legal policy

The subject of this study is the contemporary condition of legal policy in the field of state-confessional relations in the Russian Federation. The purpose of this article is a theoretical analysis of the contemporary condition of legislation in the field of state-confessional relations and evaluation of prospects of its further development. Revival of religion, increase in the number of religious organizations in the Russian society are objective factors that actualize the

Современные социально-политические процессы характеризуются разнона-правленностью. Углубление взаимодействия и взаимовлияния различных регионов, нивелирование социокультурных различий и универсализация на основе массовой культуры и либерально-правовых ценностей актуализирует тенденции, имеющие противоположную направленность - стремление к многополярности и многосубъектности мирового развития,

necessity to determine the correct vector of legal policy in confessional area, to improve legislation in the sphere of regulation of state-confessional relations, and to provide conditions for a legal dialogue between government and confessional institutions.

Key words: state-confessional relations, religion, religious organization, legislation in the field of state-confessional relations.

демодернизация, возрождение традиционных культур, этнических и религиозных ценностей [1, с. 23-26; 3, с. 18-21].

Одним из актуальных трендов современного общества является повсеместное возрождение религии и как следствие - увеличение числа верующих, распространение ценностей традиционных религиозных культур, рост престижа и влияния религиозных организаций. Религия в современном обще-

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

стве оказывает значительное влияние на развитие культурных, социально-экономических и геополитических процессов [2, с. 13-17]. Деятельность религиозных организаций оказывает заметное влияние на ход многих политико-правовых процессов. В итоге развитие правовой культуры и правосознания, достижение социального мира становится невозможным без учета религиозного фактора. Религия в современном мире приобретает статус постоянного и эволюционирующего компонента правового развития общества и входящих в него различных этносоциальных групп, без учета которого устойчивое и преемственное развитие становится невозможным [12, с. 129-130].

В нашей стране религиозное возрождение становится значимым фактором социокультурного развития с начала 90-х годов прошлого века, сохраняя свою актуальность и в наши дни. Например, за последние годы наблюдается постоянный рост количества зарегистрированных религиозных организаций. По состоянию на 1 января 2014 г. в России действует 26 442 зарегистрированных религиозных организации, количество не считающих себя верующими по сравнению с 2000 г., когда данный показатель был равен 32 %, в 2014 г. снизилось и составило 19 % [4, с. 181-184].

В этой связи одним из обязательных условий дальнейшего стабильного развития России становится выработка правильного вектора правовой политики в сфере государственно-конфессиональных отношений, что предполагает дальнейшее совершенствование правового регламентирования в сфере государственно-конфессиональных отношений, регулирование деятельности религиозных организаций, выстраивание отношений, основанных на принципах правового диалога между государственными и конфессиональными институтами, обеспечение реализации прав человека в сфере свободы совести и вероисповедания.

Например, положения Конституции Российской Федерации, касающиеся прав граждан на свободу совести, Федеральный закон «О свободе вероисповеданий» (принят в 1990 г.), Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (принят в 1997 г.), отразившие новые реалии российского общества и взаимоотношений

государства и религиозных объединений на основе конституционного принципа равенства религиозных конфессий, способствовали фактической реализации принципа свободы совести и сформировали достаточно эффективные на тот момент юридические механизмы государственной регистрации и последующей деятельности религиозных организаций. В настоящий момент требуется дальнейшая работа власти, институтов гражданского общества и конфессиональных институтов, направленная на совершенствование юридических механизмов в области противодействия государственной регистрации и деятельности на территории Российской Федерации всевозможных религиозно-экстремистских движений и организаций.

Одним из приоритетных направлений в области обеспечения национальной безопасности России является совершенствование юридических механизмов, противодействующих деятельности тоталитарных религиозных сект, нетрадиционных конфессий и экстремистских религиозных организаций, имеющих деструктивную направленность, ставящих своей целью разрушение традиционных ценностных основ российской государственности, увеличение этноконфессиональной кон-фликтогенности.

В свете вышеизложенного анализ современного состояния законодательства в сфере государственно-конфессиональных отношений и оценка перспектив его дальнейшего развития имеют научную, практическую и социально-политическую значимость.

На сегодняшний день основным законом Российской Федерации, регулирующим государственно-конфессиональные отношения, является Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», от 19 сентября 1997 г. (в редакции Федерального закона от 13 июля 2015 г.) [10].

Он регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений. В законе подтверждаются основные нормы международных договоров, и Конституции Российской Федерации о праве на свободу совести и свободу вероисповедания (статья 3).

Нормативным документом, регулирующим государственно-конфессиональные отношения как на федеральном, так и на

региональном уровне, является Федеральный закон от 30 ноября 2010 г. № 327-Ф3 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» [11]. Данный нормативный акт определяет порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Значительным событием в области государственно-конфессиональных отношений за последние годы стало принятие Федерального закона от 29 июня 2013 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» [7]. В новой редакции статья 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповедания» предусматривает наказание за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, в том числе совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также ужесточение санкций за незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.

Этим же федеральным законом в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены поправки в части ужесточения наказания за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений, или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него. Также введен новый состав административного правонарушения: умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение.

В 2014 году был принят Федеральный закон от 22 октября 2014 г. № 315-Ф3

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [9]. Указанный закон вводит новую категорию достопримечательных мест - «религиозно-исторические места», к которым будут относиться объекты религиозного назначения, являющиеся объектами культурного наследия. По словам юриста Московской патриархии инокини Ксении (Чернеги), придание объектам религиозного назначения, являющихся объектами культурного наследия статуса «религиозно-историческое место», позволит осуществлять охрану духовного наследия, сохранение и защиту особого уклада жизни монастырей [6].

В соответствии с принятым законом условием доступа к памятникам религиозного назначения и нахождения в границах территорий указанных объектов является соблюдение требований к внешнему виду и поведению, соответствующих внутренним установлениям религиозной организации, если таковые не противоречат законодательству Российской Федерации.

Также вышеуказанный закон вносит дополнение в статью 13 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ), в соответствии с которым Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям предоставляется право за счет средств своих бюджетов оказывать финансовую поддержку мероприятий по сохранению находящихся в собственности религиозных организаций объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и выявленных объектов культурного наследия религиозного назначения (представленные выше изменения в Федеральный закон № 7-ФЗ вступили в действие с 22 января 2015 г.).

В нынешнем году Государственной Думой Российской Федерации был принят законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и признании утратившими силу положений отдельных законодательных

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

актов Российской Федерации» [8] в части совершенствования правового регулирования порядка создания и государственной регистрации религиозных организаций. Законопроектом предусматривается новая редакция статьи 9 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в соответствии с которой отменяется пятнадцатилетний срок, в течение которого религиозная группа не могла получить статус юридического лица без подтверждения ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждения о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

Законопроект также предусматривает сокращение периода, в течение которого на местные религиозные организации, не входящие в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, будут распространяться ограничения, установленные абзацем четвертым пункта 3 статьи 27 действующей редакции Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»: они не смогут создавать духовно-образовательные учреждения и будут ограничены в праве приглашать иностранных граждан для осуществления миссионерской деятельности. В то же время им разрешается выступать в качестве юридических лиц, формировать общее имущество, выступать и защищать свои интересы в суде, издавать и распространять религиозную литературу.

Кроме того, законопроект предполагает изменение порядка уведомления о создании религиозной группы - такое уведомление будет представляться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере государственной регистрации религиозных организаций. В соответствии с законопроектом уведомление органа юстиции о создании религиозной группы должно содержать информацию о местах совершения богослужений, других обрядов и церемоний, что позволит религиозной группе проводить религиозные собрания без предварительного уведомления органов исполнительной власти или местного самоуправления.

В конце 2014 года Правительство Российской Федерации внесло в Государствен-

ную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» [5], регламентирующий порядок реализации прав осужденных в сфере обеспечения свободы совести и вероисповедания, а также порядок взаимодействия органов и учреждений уголовно-исполнительной системы с религиозными организациями.

Цель законопроекта - реализация положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, которая предусматривает развитие сотрудничества с традиционными конфессиями, обеспечение осужденным возможности участия в религиозных обрядах, а также реализацию совместных с традиционными конфессиями гуманитарных проектов.

Таким образом, законодательное регулирование государственно-конфессиональных отношений предполагает, во-первых, обеспечение конституционного права человека на свободу совести и вероисповедания, во-вторых, сотрудничество органов государственной власти и религиозных организаций, в первую очередь принадлежащих к традиционным для нашей страны конфессиям, в целях достижения этноконфессиональной стабильности и согласия в обществе, в-третьих, предупреждение негативных тенденций в сфере конфессиональных отношений, выражающихся в отсутствии традиции соблюдения законности, стремлении к использованию религии в качестве средства пропаганды межконфессиональной розни и экстремизма.

Подводя итог, следует подчеркнуть необходимость сотрудничества между органами государственной власти и религиозными организациями (прежде всего речь идет о традиционных для России конфессиях) в целях обеспечения стабильности и межконфессионального мира. Современная социально-политическая ситуация требует дальнейшего совершенствования политико-правовых технологий регулирования в сфере государственно-конфессиональных отношений с целью профилактики предотвращения экстремизма, деятельности, направленной на повышение этноконфессиональной конфликто-генности, разрушения ценностных оснований российской культуры и государственности.

Например, сохранение и укрепление российской федеральной системы невозможно без обращения к медиаторскому потенциалу государственно-конфессиональных отношений, представленному на Северном Кавказе ада-то-шариатскими правовыми нормами в рамках этнонационального правового сознания и правовой культуры, которые могут быть использованы для противодействия экстремизму и сепаратизму [12, с. 129-130].

В этой связи актуальной становится совместная деятельность государства, религи-

озных организаций и гражданского общества, направленная на дальнейшее совершенствование правового регулирования государственно-конфессиональных отношений, ин-ституционализации правового диалога между государством и конфессиями, обеспечение наиболее полной реализации конституционного права на свободу совести и вероисповедания, устранения существующих сегодня несоответствий между законами и социальными практиками, прежде всего на региональном уровне.

Литература

1. Бакланов И. С., Бичахчян М. К., Бакланова О. А. Социальная детерминация динамики правосознания: современный российский опыт // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 8. С. 23-26.

2. Бакланов И. С., Хубиев А. О. Структуры гражданского общества в политическом процессе современности // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Ле-вановича Хетагурова. 2012. № 1. С.13-17.

3. Бакланова О. А. Специфика исследования коллективизма как базового типа социального бытия // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2012. № 1. С.18-21.

4. Государственная национальная политика и государственно-конфессиональные отношения Российской Федерации в 2013-2014 годах / под редакцией А.В. Журавского: в 2 т. Т. I. М.: ФОК-ГИС, 2014. 214 с.

5. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=PRJ;n=129669 (Дата обращения: 21.09.2015).

6. Право на справедливость. Интервью с игуменией Ксенией (Чернегой) [Электронный ресурс]: http://www.patriarchia.ru/db/text/3978985.html (Дата обращения: 21.09.2015).

7. О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан: федеральный закон от 29.06.2013 г. № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. № 26.

8. О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»: федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2015 // Российская газета. 2015. №6725.

9. О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 22.10. 2014 г. N 315-Ф3 // Российская газета. 2014. № 6516.

10. О свободе совести и о религиозных объединениях: федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_16218/ (Дата обращения: 21.09.2015).

11. О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной илимуниципальнойсобственности: федеральный законот30.11.2010г.№327-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 2010. № 49.

12. Шустева А. И. Государственно-конфессиональные отношения в контексте политико-правового обеспечения национальной безопасности // Юристъ - Правоведъ. 2008. № 4. С. 129-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.