Научная статья на тему 'Российское законодательство середины ХІХ – начала ХХ в. как источник по истории повседневности православного приходского духовенства'

Российское законодательство середины ХІХ – начала ХХ в. как источник по истории повседневности православного приходского духовенства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
235
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
законодательная база / свод законов / православие / белое духовенство / сословие / личное и потомственное дворянство / почетное гражданство / legislative base / statute-book / rights / Orthodoxy / secular clergy / estate / personal and hereditary nobility / honoured citizenship

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Беликова Наталья Юрьевна

В статье характеризуются основные позиции законодательства Российской империи середины ХІХ – начала ХХ в., которые регламентировали правовое положение духовенства РПЦ. Информативность данного источника позволяет рассматривать его как один из базовых для исследования проблемы повседневной жизни православного приходского духовенства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian legislation of middle ХІХ – the beginnings of the XX century as the source on history of daily occurrence of orthodox parish clergy

The article is devoted to description of the Russian church-civil legislation in the middle of the ХІХ – beginning of the ХХ сenturies as one of sources for research of problem of the Orthodox parish clergy everyday life. The author gives a brief characterization of the existing in the Russian Empire the complex legislative materials and notes that legislation in the area of the Church was not fully codified and legislative acts was located in different vaults, collections and volumes. This made it difficult practical work with documents, and led to the emergence of a number of special editions, the purpose of which was to unify Church and civil materials regarding the legal status of the Russian Orthodox Church, the structure of the Church, control systems, social and economic status of priests and clergymen and a number of other issues. The purpose of this article identified the analysis of the above mentioned complex laws and regulations and the identifying information necessary to recreate the daily life of the Orthodox parish clergy in the Russian Empire of second half XIX – beginning XX centuries. On the basis of the conducted research the author concludes that there existed in the Russian Empire legislation concerning the clergy is quite informative. Defining the point of view of the Russian state in place of the parish clergy in society, the social status of the clergy and members of their families, on their rights and duties, material aspects of existence and activity, denoting moral precepts for the priests and clerks from the diocesan authorities, the author proposes as a next step in the study of the problems of everyday life of the clergy, the analysis of practical implementation of the above legislative requirements in the everyday life of the rural parish priest.

Текст научной работы на тему «Российское законодательство середины ХІХ – начала ХХ в. как источник по истории повседневности православного приходского духовенства»

ISSN 2226-2830 В1СНИК МАРГУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНЮЕРСИТЕТУ _СЕР1Я: 1СТОР1Я. ПОЛ1ТОЛОГ1Я, 2015, ВИП. 13-14

discomfort for its population in everyday life. The descriptions of the XIXth century inform that there was no lighting outside after darkness and the streets weren't paved and as a result people in the rainy weather especially in spring and autumn had to wade through mud that didn't cause happiness.

The section of the descriptive and statistical sources containing information on the Greeks' character and behavior, the relationships in the Greek society, revealing the peculiarities of their mentality and psychology is of peculiar value. The descriptive and statistical sources enable to appraise services in demand among the Greeks. Using the descriptive and statistical sources along with other documents enables to carry out the comparative analysis and studying everyday life in the dynamics.

Key words: source, descriptive and statistical materials, everyday life, Mariupol uyezd Greeks.

РЕЦЕНЗЕНТИ: Гедьо А.В., дл.н, проф.; Новтова С.В., кл.н., доц.

УДК 930.1:281.93«1857-1911»(045)

Н.Ю. Беликова

РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СЕРЕДИНЫ Х1Х - НАЧАЛА ХХ В. КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ ПРАВОСЛАВНОГО

ПРИХОДСКОГО ДУХОВЕНСТВА

В статье характеризуются основные позиции законодательства Российской империи середины Х1Х - начала ХХ в., которые регламентировали правовое положение духовенства РПЦ. Информативность данного источника позволяет рассматривать его как один из базовых для исследования проблемы повседневной жизни православного приходского духовенства.

Ключевые слова: законодательная база, свод законов, православие, белое духовенство, сословие, личное и потомственное дворянство, почетное гражданство.

Правовое положение православного духовенства в Российской империи середины Х1Х - начала ХХ в. регламентировалось рядом законодательных и подзаконных актов. Они были включены в состав многотомных «Полного собрания законов Российской империи» [1] и «Свода законов Российской империи» [2], а также публиковались в «Собрании узаконений и распоряжений правительства», издаваемом при Правительствующем Сенате [3]. Отдельные определения, циркулярные указы Синода и другие материалы выходили в официальных периодических изданиях Синода -«Церковных Ведомостях», «Циркулярных указах Святейшего Правительствующего Синода» [4], а также в «Церковном Вестнике» и «Епархиальных Ведомостях». Сведения относительно правового положения духовенства содержались также в уставных документах, таких как «Устав духовных консисторий» [5], уставы православных духовных академий, семинарий и училищ [6].

Церковное законодательство в Российской империи не было полностью кодифицировано, законодательные акты размещались в различных сводах, собраниях и томах (например, «Полное собрание законов Российской империи» - это три собрания, составленные по хронологическому принципу и включающие 133 тома, «Свод законов Российской империи» - это подготовленные по тематическому принципу три пятнадцатитомных издания (1832, 1842, 1857 гг.) с Продолжениями очередными (183417

1839, 1858 - 1861, 1864, 1868, 1870, 1871, 1872, 1879, 1881, 1883, 1887, 1889, 1891, 1893, 1908, 1909, 1910, 1913, 1914 гг.), Продолжениями сводными (1834-1839, 1863, 1876, 1886, 1890, 1895, 1902, 1906, 1912 гг.) и переизданиями отдельных томов и частей). Такое многообразие затрудняло практическую работу с законодательством и обусловило появление ряда специальных изданий, целью которых было сведение воедино всех материалов относительно правового положения РПЦ в России, структуры церкви, системы управления, церковного права, материального положения священно- и церковнослужителей и ряда других вопросов.

Одним из первых подобных изданий стали «Законоположения о православном духовенстве» [7, с. 1-130], опубликованные в «Календаре для духовенства на 1882 год», с целью - как указано в данном материале - «избавить...читателей от необходимости иметь дорогостоящий свод и от трудностей им пользоваться в нужных случаях» [7, с.1]. Текст «Законоположений» составлен по систематическому принципу.

Экстраординарный профессор кафедры церковного законоведения Санкт-Петербургской духовной академии и обер-секретарь Св. Синода Т.В. Барсов в 1885 г. издал первый том «Сборника действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания» [8]. Вошедшие в сборник постановления расположены в систематическом порядке. Структурно текст содержит 2155 статей и делится на три части: Часть I. О церковном управлении; Часть II. О распространении и охранении православной веры; Часть III. О сословиях православного духовного ведомства.

«Алфавитный указатель действующих и руководственных канонических постановлений, указов, определений и распоряжений Святейшего Правительствующего Синода (1721-1901 г. включительно) и гражданских законов, относящихся к духовному ведомству православного исповедания» был подготовлен С.В. Калашниковым [9] и выдержал три переиздания в 1890, 1896 и 1902 гг. (второе издание было репринтно переиздано в 2011 г. [10]). Текст составлен по алфавитно-тематическому принципу, но следует заметить, что этот принцип применен не к собственно законам и постановлениям, а к терминам и понятиям из самых разных сфер общественной жизни, в т.ч. и опосредствовано относящихся к церковной (например, есть статьи «архитекторы», «вымогательство», «губернатор», «игры азартные» и т.д.).

Т.о., можно сделать вывод, что существует значительный пласт законодательных материалов по церковным вопросам. Цель данной статьи - на основе анализа выше упомянутого комплекса законодательных и подзаконных актов, выявить сведения, необходимые для воссоздания повседневной жизни православного приходского духовенства Российской империи второй половины XIX - начала ХХ в.

Согласно «Законам о состояниях» «Свода законов Российской империи» (определимся, что будем работать с редакцией 1857 г. как самой поздней, с Продолжениями 1876, 1899, 1906, 1908 и 1909 гг.) к белому духовенству принадлежали: 1) протопресвитеры, протоиереи и пресвитеры, иереи и протодиаконы, диаконы и иподиаконы (в редакции 1857 г. сюда были также включены обер-священники (ст.246) и в Приложении 1876 г. - главные священники (ст.341)); 2) причетники (1857, ст.246) в звании псаломщика (1876, ст.341). Доказательствами принадлежности к духовному состоянию служили акты духовного состояния и ставленные грамоты (ст.247 - 1857 г., ст.342 - 1876 г., ст.408 - 1899 г.).

Закон определял, что в состав белого духовенства могут вступать лица из всех сословий (1857 г. - ст.269, 1876 г. - ст.365, 1899 г. - ст.426), в Своде 1857 г. была оговорка - «кроме крепостных». При этом, как мы дальше увидим, социальный статус священнослужителя мог меняться. Представители податных сословий допускались в белое духовенство только с разрешения епархиального руководства, и только в случае

18

нехватки лиц духовного звания и соответствующего образования желающих получить должность. Окончательное принятие решения происходило на уровне губернатора (ст. 270, 365, 427 соответственно). Возраст для вступления в сан для диакона должен быть не моложе 25, и для священника, по возможности, не моложе 30 лет [11, с.83].

«Законом о состояниях» было определено, что священнослужители и причетники через законный брак сообщали права своего состояния своим женам, в Своде от 1857 г. -читаем: пока те не переменят его новым замужеством (ст. 272). Это, достаточно дискриминационное, положение было изъято из последующих редакций текста, в которых сказано, что вдовы не принадлежащих к потомственному дворянству священнослужителей и причетников, пользуются: первые - правами личного дворянства, вторые - правами личного почетного гражданства (ст.368, 512).

Согласно Своду 1857 г. [12] дети духовенства причислялись по родителям к духовному ведомству, не подлегая обязанности избирать другой род жизни. Но, если они объявляли о желании поступить на службу (обладая правом на это), и в течении двух полугодий не поступали ни на военную, ни на гражданскую службу, то, по распоряжению Казенной палаты, записывались в одно из податных состояний (ст.291, 1857). Детей священников и диаконов, рожденных до получения отцами этих званий, а также детей церковнослужителей, было запрещено брать на государственную службу. Их могли принимать в канцелярские служители Духовных консисторий, попечительств и правлений, и в качестве исключения - в присутственные места недуховных ведомств в отдаленных и малозаселенных краях империи (ст.294, 1857).

В период реформ 1860-70-х гг. происходят существенные изменения [13, с.119-120]. Детям духовенства разрешили поступать в университеты (1863 г.), в гимназии (1864 г.), в военные училища (1866 г.). С 1867 г. правом поступления в семинарии стали пользоваться все православные, а не только дети духовенства. 22 мая 1867 г. вышел закон о запрете передачи приходов сыновьям и зятьям по наследству. 26 мая 1869 г. был принят закон «Об устройстве детей лиц православного духовенства», который сохранил за ними права на духовное образование, но не саму принадлежность к духовному званию. Т.о., замкнутость духовного сословия была ликвидирована. Детям священнослужителей, было предоставлено право потомственного почетного гражданства, а детям причетников - личного почётного гражданства. Дети низших церковнослужителей, как лица духовного звания, освобождались от податей, и могли приписываться при достижении совершеннолетия к городскому или сельскому обществу. Сыновьям священнослужителей и причетников, которые поступили в духовное звание из личных дворян, при поступлении на гражданскую службу гарантировались права, присвоенные их званию. Закон от 15 марта 1871 г. уточнил ряд положений закона 1869 г. - в частности, уравнял в правах на гражданскую службу детей, рожденных до вступления отцов в духовный сан с рожденными после этого, подтвердил принадлежность детей причетников к личному почетному гражданству. 20 марта 1871 г. были обнародованы Высочайше утвержденные постановления главного присутствия по делам православного духовенства, определяющие семейные права духовенства. Положения вышеупомянутых законов были обобщены в новой редакции свода законов о детях духовенства от 13 мая 1871 г. Дети духовных лиц - выходцев из податных сословий были уравнены в правах, с детьми духовенства, выходцами из других сословий. Если отцы имели звание потомственного дворянства или были пожалованы орденами, дающими права потомственного дворянства (Св.Георгия всех степеней, Св. Владимира первых трех степеней) [9, п.530], то и дети считались в дворянском достоинстве; если их отцы были пожалованы орденами (Св. Анны 2-й, 3-й или 4-й степени или Св. Станислава 2-й и 3-й степени), дающими права личного дворянства, или окончили полный курс в академиях или семинариях с учеными степенями или званием,

19

то дети принадлежали к почетному потомственному гражданству [14]. Было также подтверждено их право поступать на гражданскую службу, обращаться к торговым, промышленным и другим частным занятиям [15]. Циркулярный указ Св. Синода от 17 июня 1871 № 37 отменял положение, которое ограничивало будущего священнослужителя при выборе невесты девицами духовного звания. Это же положение коснулось и псаломщиков [9, с.50-51].

Что касается повинностей, то согласно Своду 1857 г. («Закон о состояниях», ст.281) духовенство было свободно от всех личных податей и рекрутской повинности («воинской» по Своду 1876 г., ст.373). Свод от 1899 г. (ст.394) подтвердил освобождение от воинской службы священнослужителей всех христианских вероисповеданий и православных псаломщиков, окончивших курс в духовных учебных заведениях, на основаниях, определенных в Уставе о воинской повинности (ст.79).

Священники и диаконы, а также их дети, жены и вдовы (если они вторично не вышли замуж и, тем самым, не изменили своего статуса на более низкий) не подлежали телесным наказаниям (ст.283, 1857). В редакции от 1876 г. это положение дано шире -все «лица духовного ведомства» освобождаются от телесных наказаний (ст.375, 1876).

В судебном отношении духовенство подлежало либо только суду духовного правительства, либо гражданскому, но при депутатах с духовной стороны (ст.282, 1857). Решение о типе суда принималось в соответствии с «Уставом духовных консисторий». В редакции «Закона о состояниях» 1876 г. (ст.374) положение о подсудности духовенства светскому и духовному суду сохраняется. В ст.10 «Законов уголовных» [16] прописано, что в юрисдикцию суда духовного священнослужитель попадает за преступления против должности, благоустройства и благочестия. Дела об обидах, причиненных духовными лицами, также подлежат ведомству духовного начальства, если с обидой не соединено преступление уголовное, в противном случае дело передается в уголовный суд [5, ст.201].

Устав духовных консисторий определял наказания за определенные типы нарушений. Так, священника, который ударил кого-либо рукой или орудием во время богослужения низводили в причетники. Причетник же за подобное прегрешение должен был быть исключен из духовного звания [5, ст.179]. Если священник совершал богослужение в нетрезвом виде, обличенный в этом в первый раз, он должен был быть отлучен от места и переведен с запретом священнослужения на причетническую должность впредь до полного раскаяния, исправления и очищения совести перед духовником [5, ст.181]. Обличенный в нарушении целомудрия или святости брака священнослужитель должен быть исключен из духовного звания [5, ст.185]. В указе Св. Синода от 16 марта 1820 г. [9, п.1245] сказано, что священник, изгнавший от себя жену, запрещается в священнослужении, пока не примет он ее в сожительство неразлучное.

Священники и церковнослужители должны были всегда находиться при своих церквях [17, ст.3], а в приходы отлучаться только для отправления треб, при этом в дальние приходы, удаленные, более чем на 15 верст, с видом от своего благочинного [17, ст.66]. Выезжать в другие епархии разрешалось с позволения епархиального начальства, по настоятельным нуждам и на умеренные сроки [17, ст.67]. В паспортах (отпускных билетах) обязательно указывались имя священника, церковь, в которой он служит, время, на которое он отпущен и место, куда направляется [17, ст.69]. Священно- и церковнослужители, отправившиеся в отпуск, никуда не должны были с определенного маршрута заезжать [17, ст.70]. С января 1895 г. в соответствии с Положением о видах на жительство (1894) началась выдача новых по форме документов. Духовенство получило бессрочные паспортные книжки, в случае отлучки с постоянного места жительства им, по их просьбе, выдавались виды на жительство. Жены духовных лиц и их дети - не достигшие 21 года незамужние дочери и 17 лет сыновья - получали паспорта с согласия

20

главы семейства. Вдовы и достигшие совершеннолетия дочери получали бессрочные паспортные книжки от духовных властей, которые ранее выдали паспорт главе семейства [18].

Духовенство имело право на получение пенсий. Были установлены: 1) пенсии и единовременные пособия за долговременное и беспорочное прохождение службы; 2) «постоянные и единовременные пособия, назначаемые из внимания к особенному усердию в исполнении должностей и к происшедшим от этого болезненным припадкам, не позволяющим продолжить службу временно или продолжительно» [19, ст.1]. При этом было четко установлено, что нельзя получать и пенсию, и жалованье по вступлению вновь на службу [19, ст.3]. Для начисления полного оклада пенсии устанавливался срок службы в 35 и более лет. Срок для выслуги считался от времени получения священного сана до приказа об увольнении с должности [7, с. 58]. Вдова священника имела право на пенсию по мужу, если он, получал ее при жизни или имел на нее право [7, с.59]. Священникам с 1 января 1879 г. полагалась пенсия за выслугу лет 130 р. в год, вдовам, не имеющим детей или имеющим взрослых детей - 65 р., имеющим малолетних или увечных детей - 90 р. [20]. Диаконам и их вдовам с 1 января 1880 г. соответственно - 65, 40, 50 р. в год [21].

Заштатные священнослужители, вдовы и сироты имели право на единовременные пособия. Они могли выдаваться из следующих источников: 1) из пенсионного кредита, если часть его оставалась свободной от распределения [7, с.70]; 2) из особого капитала, который состоял в ведении Св. Синода для назначения пособий сельскому духовенству и формировался за счет 2% вычетов из жалованья причтов городских и сельских церквей (а также фиксированных отчислений от священников, которые не получали жалованье от казны и следовательно не вносили 2% сбор) [7, с.71]. Прослужившим менее 25 лет и действительно нуждающимся духовным лицам и их вдовам выдавались единовременные пособия: священникам и их вдовам - по 70 р., диаконам и их вдовам - по 50 р., церковнослужителям и их вдовам - по 30 р. [9, п.1448]. Вдовы и сироты духовного звания женского пола определялись в просвирницы при церквях решением епархиального попечительства о бедных духовного звания [9, п. 1832].

Духовным лицам за их заслуги было гарантировано право на награды, в т.ч. и на ордена. За некоторым исключением [22, ст.192, 196, 197] лица, награжденные орденами, приобретали права потомственного дворянства. Духовное лицо (выходец не из податного сословия) приобретало право на получение ордена св. Анны 3-й степени в случае, если речь шла об: 1. Обратившем «к церкви не менее 100 человек нехристиан или раскольников особо вредных сект»; 2. Протоиерее или священнике, исполнявшем с усердием 12 лет подряд должность благочинного или члена: духовной консистории, духовного правления, епархиального попечительства о бедных духовного звания, правления семинарии или духовного училища [7, с.55]. Ордена жаловались по представлению начальства; самому священнику просить о награждении не позволялось, кроме как о награждении орденами Св. Владимира и Св. Анны по статуту [23, ст.666 и Прим.]. Кроме того, на священников часто возлагались специфические обязанности -например, внушать прихожанам необходимость прививок против оспы, за успешные действия в этом направлении предполагалась награда [24, ст. 769-774].

Что касается имущественных прав священнослужителей, то согласно законодательству представители белого духовенства не могли приобретать ни деревень, ни крепостных людей, ни с землей, ни без нее; за исключением лиц, перешедших из дворянства, и священников, получивших потомственное дворянство (через получение ордена) [12, с.284]. В 1876 г. данная норма сохранилась в несколько измененной редакции [25, ст.377]. В случае получения населенных имений в наследство, личный дворянин должен был передать их в казну, получая денежную компенсацию [12, ст.285].

21

Лицам из числа белого духовенства было разрешено приобретать землю и дома в селениях и городах с правом собственности [25, ст.376].

Дома духовенства, а также вдов и сирот этого звания, освобождались от постоя, поземельного сбора и других городских повинностей, кроме исправления мостовых, освещения фонарями наряду с другими обывателями [12, ст.287]. В редакции 1876 г. уточнялось, что данное положение сохранялось для местностей, где не было введено в действие Городовое положение 1870 г. Там, где Положение действовало, дома священно- и церковнослужителей не подлежали оценочному городскому сбору, если не приносили дохода [26]. Кроме того, дома лиц белого духовенства пользовались льготами по отправлению воинской постойной повинности на основании правил, изложенных в Уставе о земских повинностях (ст. 378). От воинского постоя (как непосредственного, так и платежа квартирных денег) освобождались дома священно- и церковнослужителей, а также их вдов и сирот. Если же имелись еще дома, в которых они не проживали, эти дома облагались квартирной податью на общих основаниях.

Права белого духовенства по заключению обязательств и договоров в Своде 1857 г. содержали три ограничения: 1) никто из них не мог лично обязываться или ручаться за других ни в каких судебных местах, по подрядам и т.п.; 2) недворяне не могли держать у себя в услугах крепостных людей; 3) никто из духовенства не мог быть ходатаем и поверенным в чужих делах, кроме дел своей церкви и малолетних, под их опекой состоящих [12, ст.288]. Эти же статьи в более поздних редакциях (ст.379 в редакции 1876 г. и ст.431 в редакции 1899 г.) имели некоторые отличия: в пункте 1 добавлено - а также «обязываться векселями» (1899), пункт 2, по вполне очевидным причинам, отсутствует; в пункте 3 уже под 1876 г. уточнено - «кроме тех дел, где они ходатайствуют за духовное ведомство, или за жен и детей своих, или за питомцев, находящихся на их попечении». Кроме того, священнослужителям было запрещено принимать звание членов правлений и советов сельских ссудосберегательных товариществ [9, п.2079], они не могли избираться в почетные и участковые мировые судьи, быть членами воинских присутствий [9, п.2080].

«Законами о состояниях» от 1857 г. духовным лицам, которые владели недвижимым имуществом по праву дворянства, запрещалось заниматься винокурением и продажей вина, но разрешались питейные дома и винокурни отдавать в аренду или на откуп (ст.289). Кроме того, священнослужителям нельзя было давать под проценты деньги, заниматься ростовщичеством, торговлей и промыслами [9, п.950-951]. Вдовы и незамужние дочери могли заниматься торговлей по купеческим и промысловым свидетельствам (Указ Св. Синода от 31 мая 1826 № 4817 [7, п.247].

Земля, отведенная церкви для довольствия причта [25, ст.400], составляла неприкосновенную церковную собственность. На усадебной земле располагались собственные дома причта или церковные дома, сады и огороды, на полевой - пашни и сенокосы. Земля разделялась пропорционально между членами причта: настоятель получал три части, помощник настоятеля - две части и причетник - одну. К церковным оброчным статьям относились церковные дома, не предназначенные для жительства, лавки, мельницы, рыбная ловля, отдаваемые в аренду отхожие пустоши [25, ст.399]. Доходы с них в пользу причта делились в той же пропорции. Пахотную и сенокосную землю можно было сдавать в аренду, с согласия настоятеля и ведома всего причта. На усадебных землях члены причта могли строить дома, которые также могли сдаваться в аренду. Если член причта покидал церковь, он мог продать свои постройки, но без земли [9, п.87-88]. В более поздней редакции «Свода законов.» появилось положение о возможности отчуждения церковных земель. Так, их отчуждение производилось только с Высочайшего соизволения, испрашиваемого через Совет Министров [14, ст.447-1]. Сумма, вырученная от продажи земли, могла идти исключительно на приобретение

22

государственных процентных бумаг или покупку новой земли, взамен проданной. Полученные т.о. доходы также шли на содержание причта [14, ст.447-2].

Если при приходах имелись лесные дачи, то духовенство могло употреблять из них лес только на собственные нужды (как строевой и дровяной), а не для торговли [8, п.1352]. Главный надзор за дачей поручался местному священнику и церковному старосте [8, п.1353]. Министр Государственных имуществ должен был содействовать улучшению быта православного духовенства отпуском леса из некоторых казенных дач бесплатно или по уменьшенной цене [8, п.1354-1355].

При каждой сельской церкви на усадебной земле должен был быть церковный дом (дома), для каждого члена причта или для всех вместе (в зависимости от местных условий). При церковных домах (каменных, деревянных, а в местностях, где не было дерева, камня и кирпича - из того материала, из которого строились обывательские дома) должны были создаваться дворы и службы [7, с.89]. Расходы по строительству возлагались в п.о. на прихожан. Снабжение церковных домов мебелью и вещами возлагалось на священнослужителей и причетников; если же это делали прихожане, то пожертвованные ими вещи должны были быть внесены в опись церковного дома и составить церковную собственность [7, с.90]. Духовенство пользовалось церковными домами на праве временного владения, размещаясь в них вместе с семьями [7, с.92]. Наряду с церковными, существовали и собственные дома священников и причта.

Земельные и лесные угодья, данные правительством на содержание церкви и причта, освобождались от поземельного сбора на местные земские повинности [25, ст.408]. В тех местах, где к составу имущества духовенства принадлежал десятинный сбор, он проводился снопами, зерном или деньгами, и поступал к православному священству в количестве, соразмерном числу прихожан [25, ст.409]. Законом были определены и правила раздела кружечных доходов и других местных средств содержания причта: при любом его составе соотношение доходов сохранялось одинаковым: 3 - части священнику, 2 - диакону, 1 - псаломщику [9, п.403].

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что существовавшая в Российской империи законодательная база относительно лиц духовного звания достаточно информативна. Определив точку зрения Российского государства на место приходского духовенства в обществе, на социальный статус священнослужителей и членов их семей, на их права и обязанности, материальные аспекты существования и деятельности, обозначив моральные предписания священникам и причетникам со стороны епархиальных властей, следует наметить в качестве следующего шага в исследовании проблемы повседневности духовенства, анализ практического воплощения вышеупомянутых законодательных предписаний в каждодневной жизни приходского священника.

Список использованной литературы

1. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е (1649 - 1825). -Санкт-Петербург, 1830. - Т. 1- 45.; Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е (12 декабря 1825 - 1 марта 1881). - Санкт-Петербург, 1830-1884. - Т. 1-55; Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е (1 марта 1881-1913). -Санкт-Петербург; Петроград.,1885-1917. - Т. 1-33; Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii. Sobranie 1-e (1649 - 1825). - Sankt-Peterburg, 1830. T. 1- 45.; Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii. Sobranie 2-e (12 dekabrya 1825 - 1 marta 1881). - Sankt-Peterburg, 1830-1884. - T. 1-55; Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii. Sobranie 3-e (1 marta 1881-1913). - Sankt-Peterburg; Petrograd.,1885-1917. - T.1-33;

2. Свод законов Российской империи , повелением Государя Императора Николая 1-го составленный. - Санкт-Петербург, 1857. - Т. 1 - 15 ; Свод законов Российской империи. - Санкт-Петербург, 1876. - Т. [1], 2, 3, [4, 5], 8-10, [12, 14], 15; Продолжение

23

Свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. По 1 янв. 1876 г. - Санкт-Петербург, 1877; Законы о состояниях (Св. зак., Т.1Х, изд. 1899 г. по Продолжениям 1906, 1908 и 1909 гг.) [Электронный ресурс] / Сост. Я. А. Канторович. - Санкт-Петербург, 1911. - Режим доступа :

https://books.google.com.ua/books?id=_TpsBgAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onep age&q&f=false; Svod zakonov Rossiyskoy imperii , poveleniem Gosudarya Imperatora Nikolaya 1-go sostavlennyy. - Sankt-Peterburg, 1857. - T. 1 - 15 ; Svod zakonov Rossiyskoy imperii. - Sankt-Peterburg, 1876. - T. [1], 2, 3, [4, 5], 8-10, [12, 14], 15; Prodolzhenie Svoda zakonov Rossiyskoy imperii, izdannogo v 1857 godu. Po 1 yanv. 1876 g. - Sankt-Peterburg, 1877; Zakony o sostoyaniyakh (Sv. zak., T.IKh, izd. 1899 g. po Prodolzheniyam 1906, 1908 i 1909 gg.) [Elektronnyy resurs] / Sost. Ya. A. Kantorovich. - Sankt-Peterburg, 1911. - Rezhim dostupa :

https://books.google.com.ua/books?id=_TpsBgAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onep age&q&f=false;

3. Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате. - Санкт-Петербург, 1863-1917; Sobranie uzakoneniy i rasporyazheniy pravitelstva, izdavaemoe pri Pravitelstvuyushchem Cenate. - Sankt-Peterburg, 1863-1917;

4. Церковные ведомости. Изд. Св. Правительствующего Синода. - Санкт-Петербург, 1888-1917; Циркулярные указы Св. Правительствующего Синода. 18671895. - Санкт-Петербург, 1896; Tserkovnye vedomosti. Izd. Sv. Pravitelstvuyushchego Sinoda. - SPb., 1888-1917; Tsirkulyarnye ukazy Sv. Pravitelstvuyushchego Sinoda. 18671895. - SPb., 1896.

5. Устав духовных консисторий. - Санкт-Петербург, 1841; Устав духовных консисторий. - Санкт-Петербург, 1883; Устав духовных консисторий с дополнениями и изъяснениями. - Санкт-Петербург, 1912; Ustav dukhovnykh konsistoriy. - Sankt-Peterburg, 1841; Ustav dukhovnykh konsistoriy. - Sankt-Peterburg, 1883; Ustav dukhovnykh konsistoriy s dopolneniyami i izyasneniyami. - Sankt-Peterburg, 1912;

6. Устав и штаты духовных академий. - СПб., 1869; Устав и штаты православных духовных академий. - Санкт-Петербург, 1884; Устав православных духовных семинарий и училищ. - Санкт-Петербург, 1896; Ustav i shtaty dukhovnykh akademiy. - SPb., 1869; Ustav i shtaty pravoslavnykh dukhovnykh akademiy. - Sankt-Peterburg, 1884; Ustav pravoslavnykh dukhovnykh seminariy i uchilishch. - Sankt-Peterburg, 1896;

7. Законоположения о православном духовенстве // Календарь для духовенства на 1882 год. Бесплатное приложение к газете «Церковно-общественный вестник». - Санкт-Петербург, Типография Ф. Г. Елеонского и К, 1882 . - С. 1-130 ; Zakonopolozheniya o pravoslavnom dukhovenstve // Kalendar dlya dukhovenstva na 1882 god. Besplatnoe prilozhenie k gazete «Tserkovno-obshchestvennyy vestnik». - Sankt-Peterburg, Tipografiya F. G. Yeleonskogo i K, 1882 . - S. 1-130

8. Барсов Т. В. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания / Т. В. Барсов. -Санкт-Петербург : Синодальная типография, 1885. - Том 1. - 663 с. ; Barsov T. V. Sbornik deystvuyushchikh i rukovodstvennykh tserkovnykh i tserkovno-grazhdanskikh postanovleniy po vedomstvu pravoslavnogo ispovedaniya / T. V. Barsov. - Sankt-Peterburg : Sinodalnaya tipografiya, 1885. - Tom 1. - 663 s.

9. Алфавитный указатель действующих и руководственных канонических постановлений, указов, определений и распоряжений Святейшего Правительствующего Синода (1721-1901 г. включительно) и гражданских законов, относящихся к духовному ведомству православного исповедания / сост. С. В. Калашников. - Санкт-Петербург : Изд. И. Л. Тузова, 1902. - 592 с.; Alfavitnyy ukazatel deystvuyushchikh i rukovodstvennykh

24

kanonicheskikh postanovleniy, ukazov, opredeleniy i rasporyazheniy Svyateyshego Pravitelstvuyushchego Sinoda (1721-1901 g. vklyuchitelno) i grazhdanskikh zakonov, otnosyashchikhsya k dukhovnomu vedomstvu pravoslavnogo ispovedaniya / sost. S. V. Kalashnikov. - Sankt-Peterburg : Izd. I. L. Tuzova, 1902. - 592 s.;

10. Калашников С. В. Алфавитный указатель постановлений, указов, определений и распоряжений Святейшего правительствующего Синода / С. В. Калашников. -Москва : Книга по Требованию, 2011. - 406 с.; Kalashnikov S. V. Alfavitnyy ukazatel postanovleniy, ukazov, opredeleniy i rasporyazheniy Svyateyshego pravitelstvuyushchego Sinoda / S. V. Kalashnikov. - Moskva : Kniga po Trebovaniyu, 2011. - 406 s.

11. Высочайше утвержденный 16 апреля 1869 года журнал Присутствия по делам православного духовенства IV п.1-2 // Алфавитный указатель. - Санкт-Петербург : Изд. И. Л. Тузова, 1902. - С. 83 ; Vysochayshe utverzhdennyy 16 aprelya 1869 goda zhurnal Prisutstviya po delam pravoslavnogo dukhovenstva IV p.1-2 // Alfavitnyy ukazatel. - Sankt-Peterburg : Izd. I. L. Tuzova, 1902. - S. 83

12. Свод законов Российской империи, повелением Государя Императора Николая

1-го составленный. - Санкт-Петербург : Тип. Второго Отделения Собственной Е.И.В.Канцелярии, 1857. - Том IX : Законы о состояниях; Svod zakonov Rossiyskoy imperii, poveleniem Gosudarya Imperatora Nikolaya 1-go sostavlennyy. - Sankt-Peterburg : Tip. Vtorogo Otdeleniya Sobstvennoy Ye.I.V.Kantselyarii, 1857. Tom IKh : Zakony o sostoyaniyakh

13. Руновский Н. П. Церковно-гражданские законоположения относительно православного духовенства в царствование императора Александра II / Н. П. Руновский. - Казань : Типо-литография Императорского унив-та, 1898. - С. 119-120 ; Runovskiy N. P. Tserkovno-grazhdanskie zakonopolozheniya otnositelno pravoslavnogo dukhovenstva v tsarstvovanie imperatora Aleksandra II / N. P. Runovskiy. - Kazan : Tipo-litografiya Imperatorskogo univ-ta, 1898. - S.119-120

14. Законы о состояниях (Св. зак., Т.1Х, изд. 1899 г. по Продолжениям 1906, 1908 и 1909 гг. [Электронный ресурс] / сост. Я. А. Канторович. - Санкт-Петербург, 1911. -Режим доступа : https://books.google.com.ua/books?id=TpsBgAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepa ge&q&f=false; Zakony o sostoyaniyakh (Sv. zak., T.IKh, izd. 1899 g. po Prodolzheniyam 1906, 1908 i 1909 gg. [Elektronnyy resurs] / sost. Ya. A. Kantorovich. - Sankt-Peterburg, 1911. - Rezhim dostupa : https://books.google.com.ua/books?id=TpsBgAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepa ge&q&f=false;

15. Закон от 26 мая 1869 г. № 47138 // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. - Санкт-Петербург, 1869. - Т. 39 ;. Высочайше утвержденное мнение Государственного совета от 15 марта 1871 г. № 49361 // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. - Санкт-Петербург, 1871. - Т. 41; Zakon ot 26 maya 1869 g. № 47138 // Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii. Sobranie 2-e. -Sankt-Peterburg, 1869. - T. 39 ;. Vysochayshee utverzhdennoe mnenie Gosudarstvennogo soveta ot 15 marta 1871 g. № 49361 // Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii. Sobranie

2-e. - Sankt-Peterburg, 1871. - T. 41.

16. Продолжение Свода законов Российской империи 1857 г. По 1 янв. 1876 г. [Сводное]. - Санкт-Петербург, 1876. - Т. 15 : Законы судопроизводства уголовного.; Prodolzhenie Svoda zakonov Rossiyskoy imperii 1857 g. Po 1 yanv. 1876 g. [Svodnoe]. -Sankt-Peterburg, 1876. - T. 15 : Zakony sudoproizvodstva ugolovnogo

17. Свод законов Российской империи. Изд. 1857 г. - Санкт-Петербург, 1857. -Т. XIV : Уставы о паспортах, о предупреждении преступлений, о цензуре, о

содержащихся под стражею и о ссыльных ; Svod zakonov Rossiyskoy imperii. Izd. 1857 g. - Sankt-Peterburg, 1857. - T. XIV : Ustavy o pasportakh, o preduprezhdenii prestupleniy, o tsenzure, o soderzhashchikhsya pod strazheyu i o ssylnykh

18. Положение о виде на жительство // Церковные ведомости. - 1895. - № 22.-Часть официальная. Пп. 35-36; Polozhenie o vide na zhitelstvo // Tserkovnye vedomosti. -1895. - № 22.- Chast ofitsialnaya. Pp. 35-36

19. Продолжение Свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. По 1 янв. 1876 г. [Сводное]. - Санкт-Петербург, 1876. - Т. III : Уставы о службе гражданской. Устав пенсионный. - Ст.1 ; Prodolzhenie Svoda zakonov Rossiyskoy imperii, izdannogo v 1857 godu. Po 1 yanv. 1876 g. [Svodnoe]. - Sankt-Peterburg, 1876. - T. III : Ustavy o sluzhbe grazhdanskoy. Ustav pensionnyy. - St. 1

20. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е (1 марта 18811913). - Санкт-Петербург; Петроград , 1878. - 9 декабря. № 509108; Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii. Sobranie 3-e (1 marta 1881-1913). - Sankt-Peterburg; Petrograd , 1878. - 9 dekabrya. № 509108;

21. Определение Св. Синода 25 января 11 февраля 1880 г. №217 // Церковные ведомости. - 1880. - № 9; Opredelenie Sv. Sinoda 25yanvarya 11 fevralya 1880 g. №217 // Tserkovnye vedomosti. - 1880. - № 9.

22. Продолжение Свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. По 1 янв. 1876 г. [Сводное]. - Санкт-Петербург, [1876]. - Т. I: Учреждение орденов и других знаков отличия. - Ст.192, 196, 197 ; Prodolzhenie Svoda zakonov Rossiyskoy imperii, izdannogo v 1857 godu. Po 1 yanv. 1876 g. [Svodnoe]. - Sankt-Peterburg, [1876]. - T. I: Uchrezhdenie ordenov i drugikh znakov otlichiya. - St.192, 196, 197

23. Свод законов Российской империи. - Санкт-Петербург, 1899. - Т. III : Уставы о службе гражданской, Ст. 666 и Прим.; Svod zakonov Rossiyskoy imperii. - Sankt-Peterburg, 1899. - T. III : Ustavy o sluzhbe grazhdanskoy, St. 666 i Prim

24. Свод законов Российской империи. -Санкт-Петербург, 1892. - Т. XIII : Устав врачебный, Ст.769-774; Svod zakonov Rossiyskoy imperii. - Sankt-Peterburg, 1892. -T. XIII : Ustav vrachebnyy, St.769-774;

25. Продолжение Свода законов Российской империи 1857 г. По 1 янв. 1876 г. [Сводное]. - Санкт-Петербрг,1876. - Т. IX : Законы о состояниях Ст.376; Prodolzhenie SZRI 1857 g. Po 1 yanv. 1876 g. [Svodnoe]. Tom IX: Zakony o sostoyaniyakh - SPb.,1876. -St.376.

26. Городовое положение. Ст.129 // Церковные ведомости. - 1892. - №32; Gorodovoe polozhenie. St. 129 // Tserkovnye vedomosti. - 1892. - №32.

Статья поступила в редакцию 13.10 2015 г.

N. Bielikova

THE RUSSIAN LEGISLATION OF MIDDLE Х1Х - THE BEGINNINGS OF THE XX CENTURY AS THE SOURCE ON HISTORY OF DAILY OCCURRENCE OF

ORTHODOX PARISH CLERGY

The article is devoted to description of the Russian church-civil legislation in the middle of the Х1Х - beginning of the ХХ centuries as one of sources for research of problem of the Orthodox parish clergy everyday life.

The author gives a brief characterization of the existing in the Russian Empire the complex legislative materials and notes that legislation in the area of the Church was not fully codified and legislative acts was located in different vaults, collections and volumes. This made it difficult practical work with documents, and led to the emergence of a number of special editions, the purpose of which was to unify Church and civil materials regarding the legal status of the Russian Orthodox Church, the structure of the Church, control systems, social and economic status of priests and clergymen and a number of other issues.

26

The purpose of this article identified the analysis of the above mentioned complex laws and regulations and the identifying information necessary to recreate the daily life of the Orthodox parish clergy in the Russian Empire of second half XIX - beginning XX centuries.

On the basis of the conducted research the author concludes that there existed in the Russian Empire legislation concerning the clergy is quite informative. Defining the point of view of the Russian state in place of the parish clergy in society, the social status of the clergy and members of their families, on their rights and duties, material aspects of existence and activity, denoting moral precepts for the priests and clerks from the diocesan authorities, the author proposes as a next step in the study of the problems of everyday life of the clergy, the analysis of practical implementation of the above legislative requirements in the everyday life of the rural parish priest.

Key words: legislative base, statute-book, rights, Orthodoxy, secular clergy, estate, personal and hereditary nobility, honoured citizenship.

Н.Ю. Белжова

РОСШСЬКЕ ЗАКОНОДАВСТВО СЕРЕДИНИ Х1Х - ПОЧАТКУ ХХ СТ.ЯК ДЖЕРЕЛО З 1СТОР11 ПОВСЯКДЕННОСТ1 ПРАВОСЛАВНОГО ПАРАФ1ЯЛЬНОГО ДУХОВЕНСТВА

У cmammi до^джуеться церковно-цившьне законодавство Ростськоi iMnepii середини Х1Х - початку ХХ ст. як джерело з тторИ повсякденного життя православного парафiяльного духовенства. Автор коротко характеризуе wнуючий в Ростськт iмпeрii комплекс законодавчих матeрiалiв, i констатуе, що законодавство в церковнт сфeрi не було повтстю кодифтованим - законодавчi акти розмщувалися в рiзних зводах, зiбраннях, томах. Це ускладнювало практичну роботу is документами, i зумовило появу низки спещальних видань, метою яких було зведення воедино уЫх церковних i церковно-громадських матeрiалiв щодо правового становища РПЦ, структури церкви, системи управлтня, сощального i матeрiального становища священно - i цeрковнослужитeлiв та iнших питань.

Метою даног статтi визначено аналiз вищезгаданого комплексу законодавчих i тдзаконних актiв та виявлення вiдомостeй, нeобхiдних для вiдтворeння повсякденного життя православного парафiяльного духовенства Ростськог iмпeрii другог' половини Х1Х - початку ХХ ст.

На пiдставi проведеного до^дження автор робить висновок, що законодавча база щодо оЫб духовного звання, яка wнувала в Ростськт iмпeрii досить тформативна. Визначивши точку зору держави на м^це парафiяльного духовенства в суспiльствi, на сощальний статус свящeннослужитeлiв i члетв гх Ымей, гх права та обов'язки, матeрiальнi аспекти шнування i дiяльностi, позначивши моралью приписи священикам i причетникам з боку епархiально'i влади, автор намiчае в якостi наступного кроку у до^дженш проблеми повсякдення духовенства, аналiз практичного втшення вищезазначених законодавчих припиЫв у повсякденному життi парафiяльного сшьського священика.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключовi слова: законодавча база, звiд закотв, православ'я, бше духовенство, стан, особисте i потомствене дворянство, почесне громадянство.

РЕЦЕНЗЕНТИ: Гедьо А.В., дл.н., проф.; Молчанов В.Б., K.i.H., с.н.с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.