Научная статья на тему 'Российское студенческое волонтёрство в контексте целей и ценностей устойчивого развития'

Российское студенческое волонтёрство в контексте целей и ценностей устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенческое волонтёрство / цели устойчивого развития / третья миссия университетов / общечеловеческие ценности / students’ volunteering / sustainable development goals / universities’ third mission / universal values

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиневич Ольга Владимировна, Мелёхина Елена Анатольевна

В статье рассматривается вопрос о студенческом волонтёрстве для реализации целей устойчивого развития в условиях глобального кризиса и трансформации образовательной политики российского государства – возвращения воспитательной функции высшего образования на основе ценностей российской цивилизации. Деятельность российского государства по достижению целей устойчивого развития направлена на продвижение инфраструктурных проектов и «зелёной повестки». Осуществляется масштабная государственная программа поддержки и развития волонтёрства, однако волонтёрству для устойчивого развития уделяется недостаточно внимания как в практическом, так и в научном смысле. Экологическое и социальное волонтёрство, обозначенные в правительственных документах как приоритетные направления в развитии добровольчества, не соотнесены с реализацией целей устойчивого развития. И на практике, и в научных исследованиях недооценивается необходимость продвижения волонтёрства для устойчивого развития в вузах, выполняющих миссию социально-экономического развития общества в партнёрстве с бизнесом и институтами гражданского общества. Используя системный и деятельностный подходы и обобщая эмпирические данные о студенческом волонтёрстве, авторы статьи поставили цель – обосновать студенческое экологическое и социальное волонтёрство в качестве деятельной платформы реализации целей устойчивого развития и необходимость его дальнейшей системной поддержки. Показано, что в российских вузах, выполняющих третью миссию, концепция устойчивого развития не является идейным ориентиром практик волонтёрства, хотя компетенции студенчества, направленные на достижение общественного блага, могли бы активнее формироваться не только на теоретическом уровне, но и в практической добровольческой деятельности, ориентированной на благо будущих поколений. В межсекторальном партнёрстве вуза, бизнеса и государства экологические и социальные цели реализуются средствами добровольчества под патронажем государства, а российский бизнес, действующий на основе принципов ESG1, недостаточно направляет свои усилия на совместное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зиневич Ольга Владимировна, Мелёхина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian University Students’ Volunteering within the Framework of Sustainable Development Goals and Values

The article deals with the issue of university students’ volunteering aimed at pursuing the sustainable development goals under conditions of global crisis and transformation of Russian educational policy in terms of renewal of the higher education upbringing function on the basis of traditional values of the Russian civilization. Russia’s activities on achieving sustainable development goals address carrying out infrastructure projects and Green Agenda. Although large-scale state program of volunteering support and development is being executed, volunteering for sustainable development is not given close attention. Ecological and social volunteering prioritized by governmental regulatory documents is not consistent with implementing sustainable development goals. The need to facilitate volunteering development in universities accomplishing the mission of social and economic development of society in partnership with businesses and civil society institutions is underestimated both in research and in practice. Using system and activity approaches, the authors set the goal to describe the present state of students’ ecological and social volunteering as an efficient platform for attaining sustainable development goals and necessitate its further systemic support. It is shown that the concept of sustainable development is not being an ideological orientation of volunteering practices, although students’ competences aimed at promoting common welfare could be more efficiently developed not only at theoretical level but through real volunteering for the good of future generations. In cross-sectoral partnership of universities, businesses and state, ecological and social goals are achieved by means of volunteering under the supervision of the state while Russian businesses, applying the ESG (Environmental, Social, Governance) principles, do not spare their efforts on collaborative development. As for the subjective factor impeding the development of university students’ volunteering the lack of ideological orientation towards sustainable development, which could be based on universal values specified by Russian culture codes.

Текст научной работы на тему «Российское студенческое волонтёрство в контексте целей и ценностей устойчивого развития»

Высшее образование в России

Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia

ISSN 0869-3617 (Print), ISSN 2072-0459 (Online) http://vovr.elpub.ru

Российское студенческое волонтёрство в контексте целей и ценностей устойчивого развития

Научная статья

DOI: 10.31992/0869-3617-2023-33-3-104-125

Зиневич Ольга Владимировна - д-р филос. наук, заведующий кафедрой международных отношений и регионоведения, ORCID: 0000-0002-2065-3020, ozinevich@gmail.com Мелёхина Елена Анатольевна - канд. пед. наук, декан факультета гуманитарного образования, ORCID: 0000-0001-7502-9949, melexina@corp.nstu.ru

Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск, Россия Адрес: 630073, г. Новосибирск, проспект К. Маркса, 20

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о студенческом волонтёрстве для реализации целей устойчивого развития в условиях глобального кризиса и трансформации образовательной политики российского государства - возвращения воспитательной функции высшего образования на основе ценностей российской цивилизации. Деятельность российского государства по достижению целей устойчивого развития направлена на продвижение инфраструктурных проектов и «зелёной повестки». Осуществляется масштабная государственная программа поддержки и развития волонтёрства, однако волонтёрству для устойчивого развития уделяется недостаточно внимания как в практическом, так и в научном смысле. Экологическое и социальное волонтёрство, обозначенные в правительственных документах как приоритетные направления в развитии добровольчества, не соотнесены с реализацией целей устойчивого развития. И на практике, и в научных исследованиях недооценивается необходимость продвижения волонтёрства для устойчивого развития в вузах, выполняющих миссию социально-экономического развития общества в партнёрстве с бизнесом и институтами гражданского общества. Используя системный и деятельностный подходы и обобщая эмпирические данные о студенческом волонтёрстве, авторы, статьи поставили цель - обосновать студенческое экологическое и социальное волонтёрство в качестве деятельной платформы реализации целей устойчивого развития и необходимость его дальнейшей системной поддержки. Показано, что в российских вузах, выполняющих третью миссию, концепция устойчивого развития не является идейным ориентиром практик волонтёрства, хотя компетенции студенчества, направленные на достижение общественного блага, могли бы активнее формироваться не только на теоретическом уровне, но и в практической добровольческой деятельности, ориентированной на благо будущих поколений. В межсекторальном партнёрстве вуза, бизнеса и государства экологические и социальные цели реализуются средствами добровольчества под патронажем государства, а российский бизнес, действующий на основе принципов ESG1, недостаточно направляет свои усилия на совместное развитие.

1 ESG - экология, социальная политика и корпоративное управление.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. 1 This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. © Зиневич О.В., Мелёхина Е.А., 2024.

И] BY 4.0 |

Ключевые слова: студенческое волонте'рство, цели устойчивого развития, третья миссия университетов, общечеловеческие ценности

Для цитирования: Зиневич О.В, Мелёхина Е.А. Российское студенческое волонтёрство в контексте целей и ценностей устойчивого развития // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 3. С. 104-125. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-33-3-104-125

Russian University Students' Volunteering within the Framework of Sustainable Development Goals and Values

Original article

DOI: 10.31992/0869-3617-2023-33-3-104-125

Olga V. Zinevich - Dr. Sci. (Philosophy), Head of the International Relations and Regional Studies Department, ORCID: 0000-0002-2065-3020, ozinevich@gmail.com

Elena A. Melekhina - Cand. Sci. (Education), Dean of the Humanities Department, ORCID: 00000001-7502-9949, melexina@corp.nstu.ru Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, Russia Address: 20, K. Marks prospect, Novosibirsk, 630073, Russian Federation

Abstract. The article deals with the issue of university students' volunteering aimed at pursuing the sustainable development goals under conditions of global crisis and transformation of Russian educational policy in terms of renewal of the higher education upbringing function on the basis of traditional values of the Russian civilization. Russia's activities on achieving sustainable development goals address carrying out infrastructure projects and Green Agenda. Although large-scale state program of volunteering support and development is being executed, volunteering for sustainable development is not given close attention. Ecological and social volunteering prioritized by governmental regulatory documents is not consistent with implementing sustainable development goals. The need to facilitate volunteering development in universities accomplishing the mission of social and economic development of society in partnership with businesses and civil society institutions is underestimated both in research and in practice. Using system and activity approaches, the authors set the goal to describe the present state of students' ecological and social volunteering as an efficient platform for attaining sustainable development goals and necessitate its further systemic support. It is shown that the concept of sustainable development is not being an ideological orientation of volunteering practices, although students' competences aimed at promoting common welfare could be more efficiently developed not only at theoretical level but through real volunteering for the good of future generations. In cross-sectoral partnership of universities, businesses and state, ecological and social goals are achieved by means of volunteering under the supervision of the state while Russian businesses, applying the ESG (Environmental, Social, Governance) principles, do not spare their efforts on collaborative development. As for the subjective factor impeding the development of university students' volunteering the lack of ideological orientation towards sustainable development, which could be based on universal values specified by Russian culture codes.

Keywords: students' volunteering, sustainable development goals, universities' third mission, universal values

Cite as: Zinevich, O.V., Melekhina, E.A. (2024). Russian University Students' Volunteering within the Framework of Sustainable Development Goals and Values. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 33, no. 3, pp. 104-125, doi: 10.31992/0869-3617-2023-33-3-104125 (In Russ., abstract in Eng.).

Введение

Несмотря на усиление мировой турбулентности, существует целый ряд общих для всего мира проблем, которые не под силу решить отдельной стране. Основные глобальные проблемы устойчивого (сбалансированного) развития человеческого социума и природной среды не потеряли своей актуальности и даже обрели новую остроту. В их числе: экологический ущерб; растущее социальное неравенство; гражданское недовольство; внутренний национализм; сокращение рабочих мест; возрождение суеверий; международные конфликты; терроризм; болезни, эпидемии. Цели и основные направления устойчивого развития, сформулированные в российских правительственных документах, перекликаются с семнадцатью целями международной повестки дня по устойчивому развитию: правительство РФ поддерживает инвестиционные проекты, имеющие экологические и экономические цели (обращение с отходами; энергетика; строительство; промышленность; транспорт и промышленная техника; водоснабжение и водоотведение; природные ландшафты, реки, водоёмы и биоразнообразие; сельское хозяйство) и экологическую повестку2.

Концепция устойчивого развития предполагает, что акторы - государство, бизнес, образовательные и научные институты и институты гражданского общества - действуют в рамках межсекторального партнёрства. Особое место занимают университеты, где сосредоточен кадровый потенциал, необходимый для создания инновационных техно-

логий, что имеет решающее значение для будущего сбалансированного экономического, экологического и социального развития страны и мира. Повестка устойчивого развития декларируется в программах развития вузов по модели университета 3.0 и 4.0, но её характер и масштабы реализации таковы, что за редким исключением, эта деятельность остаётся на уровне отдельных образовательных программ и мероприятий, дополняющих основные направления участия университетов в жизни региона [1]. В то же время перед российскими университетами ставятся задачи «духовно-экологического развития» - ориентации студенческой молодёжи на ценности российской культуры [2]. Не менее важно воспитывать студенчество в духе понимания вклада России в мировые процессы и сопряжения специфических цивилизационных ценностей с универсальными общечеловеческими ценностями, а также осознания ответственности за сбалансированное развитие и жизнь будущих поколений в глобальном масштабе [3]. Фу-туризация высшего образования включает в себя заботу о будущем, осознание ценностей своей цивилизации в общечеловеческом глобальном контексте. Концепция устойчивого развития даёт основания для формирования ответственности за настоящее и будущее российского общества и, одновременно, ориентацию на диалог с представителями различных культур.

Мировая практика показывает, что добровольчество является значимым фактором деятельности университета, позволяя

2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. № 1912-р // Официальное опубликование правовых актов. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107200045 (дата обращения: 15.01.2024); Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2023 № 812 «Об утверждении Климатической доктрины Российской Федерации» // Официальное опубликование правовых актов. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202310260009 (дата обращения: 15.01. 2024).

студентам, по мнению К. Голдсворт, выходить из зоны комфорта, приобретать опыт участия в значимых для местного сообщества волонтёрских проектах и формировать востребованные работодателями так называемые переносимые навыки [4; 5]. К примеру, волонтёрская деятельность студентов университетов США сопровождается «сервисным обучением - Service Learning», что согласно Т.Н. Боковой и С.В. Тимофеевой, способствует воспитанию гражданской ответственности и повышает уровень служения обществу [6]. Волонтёрская деятельность включена в рабочие программы университетских дисциплин, что позволяет сочетать общественную добровольческую деятельность молодёжи и активное обучение как при работе с преподавателем, так и во взаимном обучении студентов [6, с. 191].

Что касается видов волонтёрской деятельности, которой занимаются студенты зарубежных вузов, то в публикациях отмечают следующие: помощь больным; участие в благотворительных мероприятиях; участие в экологических акциях [7]; помощь в проведении значимых для местного сообщества культурных и спортивных мероприятий [8]; работа учителями в отдалённых экономически неблагоприятных территориях [9]; ликвидация безграмотности; забота об инвалидах; борьба с распространением и употреблением наркотиков; забота о детях из детских домов [10].

Несмотря на существенное количество зарубежных публикаций, посвящённых проблеме волонтёрской деятельности в целях устойчивого развития с участием вузовской молодёжи, остаются недостаточно изученными волонтёрские практики студентов российских университетов. Целью данной работы является обоснование студенческого экологического и социального волонтёрства в качестве деятельной платформы реализации целей устойчивого развития и необходимость его дальнейшей системной поддержки. В связи с этим авторы статьи попытались проанализировать связь реализации целей устойчивого развития со студенческим до-

бровольчеством для получения ответа на следующие вопросы.

1. Каким образом добровольный вклад студентов в решение экологических и социальных вопросов способствует достижению стратегических целей устойчивого развития российских университетов?

2. Как реализуются экологические и социальные цели средствами студенческого добровольчества в межсекторальном партнёрстве, и готов ли бизнес делить бремя социальной ответственности с российскими университетами?

3. Какие ценности могли бы стать основой в продвижении волонтёрской деятельности для устойчивого развития в вузах России?

В попытке найти ответ на эти вопросы использовались документальные источники и опубликованные результаты социологических исследований. Обобщения и выводы, сделанные в работе, носят характер гипотез, которые нуждаются в дальнейшем подтверждении и развитии.

Методологическая основа работы

В представленном исследовании в качестве методологической основы использовался системный подход, позволяющий рассмотреть внешние факторы и их влияние на внутреннюю среду университета - организацию волонтёрства и освоение студентами ценностей добровольческой деятельности. Согласно системному подходу, структура системы - это устойчивая, упорядоченная организация её компонентов, и функция системы рассматривается как поведение системы в некоторой среде. Функция определяется как внутренним строением системы, так и внешней средой. Современный российский университет, в миссию которого внедрена идея служения обществу, развивается в тесном взаимодействии с внешними стейкхолдерами - бизнесом, государством и институтами гражданского общества, где государство является доминирующим актором, влияющим на внутреннюю среду университета, в том числе организацию студен-

ческого волонтёрства и формирование ценностной платформы добровольчества.

К анализу студенческого волонтёрства для устойчивого развития применим дея-тельностный подход, согласно которому в качестве объективных факторов развития рассматриваются продукты человеческой деятельности, в данном случае - организационно-управленческие структуры и их функции, а в качестве субъективных - цен-ностно-мотивационные основания деятельности акторов (субъектов) [11].

Студенческое волонтёрство изучается в контексте реализации третьей миссии университета - миссии «социального участия» («социального служения», «общественного служения»), безвозмездного вклада членов университетской корпорации в различные сферы жизни общества [12].

В качестве рабочего определения волон-тёрства используются его характеристики, прописанные во «Всеобщей декларации добровольчества» (2001 г.). Волонтёрством считается «индивидуальное или коллективное действие»; способ поддержки «человеческих ценностей, заботы о ближнем и служения людям»; реализация «права и ответственности» людей как членов общества при одновременном совершенствование личностного потенциала; установление

связей, способствующих жизни в здоровых устойчивых сообществах и совместной работе «над созданием инновационных решений общих проблем народов Земли»3.

Основными источниками информации о добровольчестве в интересах устойчивого развития послужили документы и материалы, размещённые на правительственных сайтах, на порталах некоммерческих организаций (НКО) и экспертных сообществ, а также опубликованные данные крупномасштабных социологических исследований волонтёр-ства4. Авторы статьи опираются на исследование о потенциале развития волонтёрства (добровольчества) в Российской Федерации с участием 2000 респондентов, где студенты были выделены в качестве самостоятельной группы; в отчёте размещена информация об экологическом и социальном волонтёрстве студентов, т. е. тех видах деятельности, которые наиболее приближены к деятельности по реализации целей устойчивого разви-тия5. Использованы данные о студенческом волонтёрстве, полученные в 2023 г. Министерством науки и высшего образования РФ совместно с Ассоциацией волонтёрских центров по результатам опроса с участием более 30 000 студентов из 78 регионов с целью узнать, как на самом деле студенческая молодёжь относится к добровольчеству6.

3 Всеобщая Декларация Добровольчества // КДобру. Информационно-методический портал. URL: http://www.kdobru.ru/materials/Всеобщая%20Декларация%20Добровольчества.pdf (дата обращения: 15.01. 2024).

4 Культура общественного участия в мегаполисе: экосистема московского волонтёрства. Аналитический доклад. М.: Общероссийский общественный фонд «Общественное мнение», 2019. 232 с. URL: https://media.fom.ru/fom-static/kultura_uchastiya_web.pdf (дата обращения: 15.01.2024); Аналитический отчёт «Исследование потенциала развития добровольчества в Российской Федерации» // Добро. Журнал. URL: https://dobro.press/wp-content/uploads/2020/06/Analiticheskiy-otchet_potentsial-razvitiya-v-RF.pdf (дата обращения: (дата обращения: 15.01.2024); В волонтёры я б пошёл! // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/v-volontery-ja-b-poshel(дата обращения: 15.01.2024); Экологический активизм в России: мотивы и практики // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/ flleadmin/user_upload/presentations/2023/VCI0M_Den_ehkologa.pdf (дата обращения: 15.01.2024).

5 Отчёт о проведении исследования потенциала развития добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации // Программа Роспатриот. URL: https://rospatriotcentr.ru/upload/report.pdf (дата обращения: 15.01.2024).

6 Кто эти люди? Результаты самого масштабного в истории исследования студенческого добровольчества // Добро. Журнал. URL: https://dobro.press/articles/kto-eti-ludi-rezultaty-samogo-masshtabnogo-v-istorii-issledovaniya-studencheskogo-dobrovolchestva (дата обращения: 15.01.2024).

В статье приводятся данные всероссийских опросов о реализации бизнесом целей устойчивого развития7.

Студенческое волонтёрство: концепция и практики

В условиях мировой турбулентности Россия остаётся открытой для равноправного диалога на международной арене и вместе с другими странами интегрирует добровольчество в систему достижения целей устойчивого развития. Документ о волонтёрстве для устойчивого развития, опубликованный ООН в июле 2020 г., ориентирован на реализацию трёх целей: «усиление ответственности за осуществление повестки дня в области развития; интеграцию добровольчества в национальные и глобальные стратегии осуществления; совершенствование количественной оценки добровольчества в целях содействия целостному пониманию вовлечённости людей в достижение ЦУР»8. Обращает на себя внимание тот факт, что вовлечение в волонтёрство связывается с «целостным пониманием» устойчивого развития, то есть принятием концепции устойчивого развития на основе осознания взаимосвязи экологических, экономических и социальных процессов.

В Российской Федерации принята Концепция волонтёрства9 и ряд программных и законодательных документов, перечень которых можно найти в документе Ассоциации волонтёров России10. Министерство экономического развития РФ при участии иных федеральных органов исполнительной власти ежегодно отчитывается о достигнутых результатах11. Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжьь) выполняет функции координатора молодёжной

политики и создания «среды с равными ус-

12

ловиями для самореализации молодёжи»12. Институтом гражданского общества, регулирующим волонтёрство, является крупнейшая НКО - Ассоциация волонтёрских центров13, которая работает совместно с правительственными организациями и выполняет государственную программу развития волонтёрства. На платформе этой организации осуществляется информационная, консультационная, экспертная, организационная и иные виды сервисной поддержки добровольчества. При поддержке государства и по поручению президента в 2023 г. во всех городах и населённых пунктах страны создаются центры общественного развития («Добро.Центры»), организуются форумы гражданского участия и международная премия «#МЫВМЕСТЕ», в образова-

7 Устойчивое развитие: консенсус между властью, бизнесом и обществом // ВЦИОМ. URL: https:// wciom.ru/flleadmin/user_upload/2023-09-29_Rodin_K._USTOICHIVOE_RAZVITIE.pdf; Устойчивое развитие: общественный взгляд // ВЦИОМ. URL: 2023_07_03_Fedorov_V_V_Ustoichivoe_razvitie.pdf (дата обращения: 15.01.2024).

8 Plan of action to integrate volunteering into the 2030 agenda // UN Volonteers. URL: https://www.unv.org/ sites/default/flles/P0A%20INF0N0TE%20V7pdf. (дата обращения: 15.01.2024).

9 Распоряжение от 27 декабря 2018 г. № 2950-р // Правительство Российской Федерации. URL: http:// static.government.ru/media/flles/e6LFLgABRP4MyQ8mW7HClCGR8esYBYgq.pdf (дата обращения: 15.01.2024).

10 Стандарт работы организатора добровольческой/ волонтёрской деятельности // Добро. Университет. URL: https://edu.dobro.ru/upload/uf/8b2/8b28d27e0458ebce2iDd9f93ad076f61.pdf (дата обращения: 15.01.2024).

11 Итоги развития добровольчества в 2022 г. // Министерство экономического развития российской федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d04/Sonko/minekonomrazvitiya_ rossii_podvelo_itogi_razvitiya_dobrovolchestva_v_2022_godu.html (дата обращения: 15.01.2024).

12 Об агентстве // Росмолодежь. URL: https://fadm.gov.ru/agency/about/ (дата обращения: 15.01.2024).

13 Ассоциация волонтёрских центров. URL: https://dobro.ru/organizations/7/info (дата обращения: 15.01.2024).

тельные программы высшего образования включается модуль «Обучение служением». Примечательно, что тематика премии 2023 г. отображает три трека, соотносимых с целями устойчивого развития - экологический, охраны здоровья, «равные возможности и социальная справедливость»14. Из крупных некоммерческих организаций, совмещающих статус НКО со статусом СМИ, следует назвать АСИ - экспертную организацию и информационное агентство некоммерческого сектора15, в задачи которой входит популяризация деятельности некоммерческих организаций и неорганизованных гражданских инициатив.

В потоке информации о волонтёрстве, которая публикуется государственными и негосударственными институтами, содержатся сведения и о студенческом волонтёрстве. Однако в медиапространстве информация о вузах и о студентах-волонтёрах в основном подаётся в общем контексте различных городских и региональных мероприятий. Волонтёрство в вузах представлено как неотъемлемая часть воспитательного процесса и развития молодёжной политики в вузах и включает в себя социальное и экологическое волонтёрство16. Мероприятия по волонтёр-ству для целей устойчивого развития заметны в вузах, которые находятся в регионах, где актуальна экологическая повестка, а также в вузах педагогического и экономического профиля. Достижения студентов-волонтёров для устойчивого развития учтены в работе ВШЭ Москвы и Санкт-Петербурга. Дискурс официальных вузовских сайтов о

волонтёрстве для устойчивого развития свидетельствует о том, что волонтёрство для этих целей имеет, скорее, событийный, чем системный характер, что связано с наличием серьёзных барьеров, в их числе: недостаточное финансирование и материально-техническое оснащение волонтёрских центров; мотивационные, кадровые, организационные и информационные барьеры17. В российских вузах недостаточно практик, которые необходимы для реализации миссии «социального участия» («социального служения», «общественного служения»), т. е. безвозмездного вклада студенчества в жизнь социума [12].

Студенческое волонтёрство для устойчивого развития: сформировано ли единое

пространство научных исследований?

Научный дискурс об устойчивом развитии (УР), миссии вузов, волонтёрстве и студенческом добровольчестве в российском обществе не находится в едином исследовательском пространстве, несмотря на то, что учёные занимаются изучением различных аспектов этого социального феномена.

В отечественных публикациях освещается опыт российских университетов по вкладу в устойчивое развитие. Активность вузов, направленная на достижение устойчивого развития, рассматривается в ракурсе социальной ответственности университета [13]. С этой целью изучаются данные мониторинга об участии вузов в реализации целей устойчивого развития18. Предлагается рассматривать развитие университета от

14 Международная премия # МЫВМЕСТЕ. URL: https://xn--e1aglkf7g.xn--b1agazb5ah1e.xn--p1ai/ (дата обращения: 15.01.2024).

15 Агентство социальной информации. URL: https://www.asi.org.ru/about/(дата обращения: 15.01.2024).

16 Волонтёрство // Президентская академия. URL: https://www.ranepa.ru/vysshee-obrazovanie/ studencheskaya-zhizn/ty-i-obshchestvo/volonterstvo/ (дата обращения: 15.01.2024).

17 Доклад о развитии добровольчества в России // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://economy.gov.ru/material/flle/dc54bb62900b2d48ed5c7ca5709efa02/doklad-o-razvitii-dobrovolchestva-za-2022-god.pdf (дата обращения: 15.01.2024).

18 Участие вузов в реализации целей устойчивого развития // Результаты мониторинга информации о тенденциях развития высшего образования в мире и в России. Вып. 9. М.: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. Научно-исследовательский институт развития образования,

модели 3.0 к модели 4.0, и стратегическая цель университета 4.0 характеризуется как «глобальное влияние на устойчивое развитие общества, экосистемная интеграция» [14, с. 42]. Показано, что университетское сообщество - преподаватели, студенты, администрация - интегрируют свою деятельность, направленную на достижение целей УР, но каждый актор имеет свою специфику [1]. Далеко не каждый студент может внести свой вклад в развитие общества через участие в научных исследованиях и создание инновационных технологий, но потенциально каждый может избрать различные направления волонтёрства в качестве своей внеаудиторной активности. Научный дискурс о волонтёрстве в отдельных вузах является основным в изучении студенческого во-лонтёрства в отечественных исследованиях [15-18].

Обзор основных направлений в изучении студенческого волонтёрства в российской и зарубежной литературе представлен М.В. Певной, А.Н. Тарасовой и Д.Ф. Телепаевой. Здесь упомянуты такие направления в исследовании волонтёрства, как развитие коммуникативных и организаторских компетенций, развитие личностных качеств, вклад в карьерный рост, формирование профессиональных компетенций, гражданственности и сплочённости, а также организация и управление волонтёрской деятельностью и преодоление барьеров неучастия. Рассматриваются такие факторы, способствующие или снижающие волонтёрскую активности, как «личностные качества», «накопленный опыт», «условия институциональной среды» [19].

Обращает на себя внимание тот факт, что изучение студенческого добровольчества для устойчивого развития в российских университетах не принадлежит мейнстриму отечественных исследований, хотя эта проблематика обсуждается в научных кругах

[20; 21]. В то время как на базе зарубежных университетов проводится масштабная работа по изучению мотивационного спектра участия студентов в реализации целей УР: изучаются факторы участия и неучастия и делается акцент на развитие мышления и эмоционального интеллекта в воспитании лидеров - студентов как «творцов перемен» для устойчивого развития [22]. В частности, результаты исследования о мотивации студентов к участию в волонтёрской деятельности, проведённые в пяти англоговорящих странах, подтверждают гипотезу авторов о том, что альтруистические мотивы свойственны тем студентам, которые занимаются волонтёрством на постоянной основе, тогда как студенты участвующие в добровольческих мероприятиях время от времени побуждаемы в большей степени социальными мотивами, например, влиянием ближайшего окружения - преподавателей, друзей, или необходимостью установления связей и приобретения необходимых навыков для перспективного карьерного роста [23]. Мотивы приобретения нового опыта и развития таких навыков, как работа в команде, саморегулирование, гибкость мышления, творчество определили участие студентов польских и испанских университетов в добровольческом сопровождении третьих Европейских игр в 2023 г., причём возраст и пол участников, как показали результаты исследования, не оказали существенного влияния на мотивацию [24]. Мотивационный потенциал студенческого волонтёрства при организации массовых спортивных мероприятий в Испании [8] оказывает влияние на желание студентов глубже понять происходящее, побуждает к самосовершенствованию и формирует ценностное отношение к деятельности.

В сравнении с результатами исследования западных коллег о мотивации студентов к во-

2022. 142 с. URL: https://www.rea.ru/ru/org/managements/Nauchno-issledovatelskijj-institut-razvitija-obrazovamja/Documents/ МОНИТОРИНГ%20№%209_УЧАСТИЕ%20ВУЗОВ%20В%20РЕАЛИЗА-ЦИИ%20ЦЕЛЕЙ%20УСТОЙЧИВОГО%20РАЗВИТИЯ^(дата обращения: 15.01.2024).

]]т51АЫ иЫ!УЕК5ПУ ЕТПОЕЫК' УоШИТЕЕКШС \EITHIN ТНЕ НИАМЕ\АТПК ТОН ЯтШШАЬВЕЕ БеУЕЮРМЕЫТ СТА15 АЫО УА!ПЕ5

лонтёрству, результаты малазийских исследователей также подтверждают мотивы ориентации на карьерный рост, установление новых контактов и личностный рост, однако на первом месте оказывается ценностная составляющая - чувство ответственности за тех, кто находится в сложных жизненных условиях, и желание построить лучшее общество [25]. Исследование, проведённое в университете Малайя (Малайзия), подтверждает наличие высокого уровня альтруистического поведения у тех студентов, которые вовлечены в добровольческую деятельность и готовы отдавать свои силы и время на благо нуждающихся в их помощи людей [26].

Однако, не только альтруизм мотивирует студентов к добровольчеству, но и желание приобрести профессиональный опыт, который откроет большие возможности для трудоустройства по окончании университета [27], а также необходимость самоутверждения, которое основывается на таких составляющих, как реальность, рефлексия и признание. Согласно К. Реш, М. Кнапп и И. Шриттессер: участвуя в волонтёрских проектах в сообществах за пределами университетского кампуса, студенты расширяют понимание многообразия реальности, рефлексируют на полученный в результате взаимодействия с этой реальностью опыт, и получают признание от других людей: сокурсников, преподавателей и/или тех, кому была оказана помощь [28].

О положительном влиянии принятых в обществе норм на желание китайских студентов участвовать в благотворительности и волонтёрской деятельности сообщается в исследовании о религиозной составляющей волонтёрства. Авторы Ф. Ци, Ю. Лю и Ё. Цян приходят к выводу о том, что, в отличие от студентов западных университетов, китайские студенты меньше руководствуются религиозными мотивами в волонтёрской дея-

тельности, но в значительной степени требованиями университетов к её выполнению, а также конкуренцией с сокурсниками, добившимися лучших результатов в волонтёрстве и получивших более высокие оценки [29].

Нельзя утверждать, что российские студенты менее мотивированы к выполнению волонтёрской деятельности в целях устойчивого развития и что организация такой деятельность не является значимой для университетов. Практика Service Learning также реализуется в ряде российских университетов, как и в университетах США, причём начиная с сентября 2023 г. в образовательные программы вузов рекомендовано включение модуля «Обучение служением»19. Однако существует недостаточная доказательная база эффективности реализации таких практик [30], включая практики волонтёрской деятельности.

Одной из причин редкого использования дискурса устойчивого развития в отечественных научных исследованиях, по-свящённых студенчеству, является непро-яснённость ценностных оснований самого концепта. В условиях поворота российского государства к актуализации традиционных ценностей, ценности устойчивого развития попадают в разряд либеральных ценностей западной культуры и цивилизации: констатируется связь концепции устойчивого развития с либеральным дискурсом [31] и необходимость поиска «нового облика русской идеи» [32]. Нельзя не согласится с тем, что ценности западной демократии и капитализма, которые базируются на идее частной собственности и общественного договора, а также этика либерализма - свободы в сочетании с индивидуализмом и прагматизмом не являются сегодня универсальными. Глобализация под знаком универсализированных ценностей Запада находится в кризисном состоянии, идёт обратный процесс, который

19 Перечень поручений по итогам заседания Госсовета Пр-173ГС, п. 8. от 29.01.2023 // Официальные сетевые ресурсы Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/70421 (дата обращения: 15.01.2024).

можно назвать национально-культурной локализацией. Однако критика либеральных ценностей не означает отказ от универсальных ценностей человеческого бытия. Что касается целей устойчивого развития, принятых международным сообществом, то, согласно выработанной ООН позиции, каждая страна сама вырабатывает национальную стратегию устойчивого развития в зависимости от преобладающих политических, историко-культурных и экологических условий 20. Это означает, что ценности должны отображать национальные культурные коды, не упуская при этом универсальные, общечеловеческие смыслы, необходимые для межнационального и межкультурного диалога в ходе решения глобальных проблем.

В отечественной научной литературе представлены работы о национальных и культурных основаниях добровольчества

[33] и развитии духовно-нравственного потенциала личности на основе волонтёрства

[34]. Заслуживает внимания обсуждение вопросов воспитания и духовно-нравственного развития личности в контексте традиционных российских ценностей [35]. Исследуются традиции добровольчества и их актуализация для решения экологических вопросов и достижения социальной справедливости в масштабе страны и отдельных регионов, но цели и ценности устойчивого развития остаются на исследовательской периферии [36-39].

Что касается проблемы сопряжения ценностей устойчивого развития со специфическими российскими ценностями, то этот вопрос не только не имеет для своего изучения развёрнутых эмпирических данных, но и не рассматривается на уровне гипотетической теоретической модели, позволяющей получать системные (а не фрагментированные) данные о ценностных детерминантах волон-

тёрской деятельности студенчества с учётом потребностей как глобального, так и локального развития.

Институциональная среда и состояние волонтёрства на платформе вуза

Рассматривая институциональную среду, влияющую на выбор волонтёрской деятельности в качестве значимой для студенчества, в первую очередь следует обратить внимание на регулирование волонтёрства со стороны органов государственной власти. В межсекторном партнёрстве вуза, государства и бизнеса государство является ведущим актором: под контролем правительства и местных администраций проводятся мероприятия с вовлечением в добровольчество молодёжи и студенчества. Растёт и некоммерческий сектор, организующий граждан к участию в добровольчестве. Расширение некоммерческого сектора происходит под патронажем Минэкономразвития. Государство стремится и к кооперации с бизнесом, «включая корпоративное добровольчество в рамках программ социальной ответственности бизнеса». При этом первостепенное значение придаётся экономическим целям, а вузам отводится сопутствующая образовательная и воспитательная роль21. Достижение целей устойчивого развития (экономических, экологических и социальных) в российской практике государственного планирования также связано преимущественно с экономическими целями, и высшее образование не рассматривается как основная движущая сила этого развития.

Отношение к добровольчеству в вузах отражает общую ситуацию в стране. В правительственных документах 2020 г. экологическое и социальное направления волонтёр-ства характеризуются как «привлекательные» для населения, но в документе 2018 г.

20 National strategies and SDG integration // United Nations. URL: https://sdgs.un.org/topics/national-sustainable-development-strategies (дата обращения: 15.01.2024).

21 План мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации до 2025 г. // Правительство Российской Федерации. URL: http://static. government.ru/media/flles/E4nlpcxFWNk0ASI8Alish7UvztBJ8FMel.pdf (дата обращения: 15.01. 2024).

Таблица 1

Виды волонтёрской деятельности, в которых участвовали имеющие опыт волонтёрства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

участники опроса

Table 1

Types of volunteering activities in which survey participants with experience were involved

Зооволонтёрство (помощь животным) 14,2%

Добровольчество (волонтёрство) в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения 11%

Добровольчество (волонтёрство) в сфере охраны природы 9,7%

Добровольчество (волонтёрство) в сфере физической культуры и спорта 9,3%

Добровольческая (волонтёрская) деятельность в области образования 8,6%

Источник: Отчёт о проведении исследования потенциала развития добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации22.

71% опрошенных констатирует недостаточность социальной помощи - бездомным, инвалидам, сиротам, жертвам насилия, а 62% считают, что экологическая деятельность (защита природы, уборка территорий ) тоже развита недостаточна23. В 2021 г., по данным Росстата, произошло существенное снижение (на 20,3%) показателя количества отработанных на одного волонтёра часов в месяц, что связано «с уменьшением количества массовых мероприятий на фоне распространения новой коронавирусной инфекции»24.

О немногочисленности добровольчества в сфере экологии и социальной поддержки свидетельствуют и данные опроса 2022 г. (табл. 1).

Новым направлением волонтёрства, значимым для развития социального направления добровольчества, является поддержка людей, пострадавших во время специальной военной операции, но на момент опроса каждый четвёртый опрошенный был вовсе не осведомлён о такого рода волонтёрской

деятельности. В исследовании показано, что респондентам мало интересно семейное волонтёрство, корпоративное добровольчество и инклюзивное добровольчество. Является тревожным показателем пониженный интерес к волонтёрской помощи людям с ограниченными возможностями здоровья, что препятствует развитию инклюзивного образования для людей с ограниченными возможностями в вузах страны.

Приведённые данные свидетельствуют о том, что за последние пять лет экологическое и социальное волонтёрство так и не стало приоритетным для населения РФ. В исследовании ВЦИОМ 2023 г.25 показана динамика экологического активизма молодёжи. По сравнению с данными опроса 2021 г. имеет место снижение уровня вовлечённости россиян в экологические практики: показатель в группе 18-24 лет снизился (с 61 до 47%).

На этом фоне обращает на себя внимание уровень студенческой осведомлённости о добровольчестве и его основных направ-

22 Отчёт о проведении исследования потенциала развития добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации // Программа Роспатриот. URL: https://rospatriotcentr.ru/upload/report.pdf (дата обращения: 15.01.2024).

23 Аналитический отчёт «Исследование потенциала развития добровольчества в Российской Федерации» // Добро. Журнал. URL: https://dobro.press/wp-content/uploads/2020/06/Analiticheskiy-otchet_ potentsial-razvitiya-v-RF.pdf(дата обращения: 15.01. 2024).

24 Резюме научных результатов научно-исследовательской работы... // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://nko.economy.gov.ru/upload/docs/nir-dobrovolchestvo. pdf(дата обращения: 15.01. 2024).

25 Экологический активизм в России: мотивы и практики // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/fileadmin/ user_upload/presentations/2023/VCI0M_Den_ehkologa.pdf (дата обращения: 15.01.2024).

Источник: Отчёт о проведении исследования потенциала развития добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации.26

Что такое добровольчество по мнению студентов (в порядке убывания количества упоминаний)26

• Безвозмездная, бескорыстная помощь, без желания какой-либо выгоды • Активное развитие волонтёрства в России, активно поддерживается государством • Большое количество направлений волонтёрской деятельности • Добровольческие центры в регионах • Ассоциация волонтёрских центров • Волонтёры Победы • DOBRO.RU • Волонтёры-медики

• Большое количество волонтёров в России • Волонтёрская книжка • Российское движение школьников» есплатный труд» Акция «Мы вместе»« Поисково-спасательный отряд «ЛизаАлерт» • Помощь животным • Год волонтёра • Добрые, неравнодушные и отзывчивые люди • Экологические движения» Важный институт гражданского общества» Волонтёры культуры • Добровольная помощь • Спортивное волонтёрство • Активная помощь

• Развивается с ранних лет: школьники активно участвуют в добровольчестве • Помощь пожилым людям, инвалидам, людям в трудной жизненной ситуации • Помощь жителям ДНР и ЛНР • Инициативы Росмолодежи

Источник: Отчёт о проведении исследования потенциала развития добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации

Таблица 2

Информационная доступность направлений волонтёрства в студенческой среде

Table 2

Accessibility of information on volunteering opportunities in the student environment

Направление волонтёрства Ранжирование

Добровольчество по месту жительства ранг - 14

Инклюзивное добровольчество ранг - 15

Добровольчество граждан в возрасте 55 лет и старше ранг - 16

Семейное волонтёрство ранг - 17

Корпоративное добровольчество ранг - 18

лениях. Данные онлайн-опроса студентов в исследовании 2022 г. указывают на высокую информированность студентов о волонтёрской деятельности, что свидетельствует об успехах в реализации правительственной просветительской программы. Ниже представлены ответы респондентов на вопрос, что именно они знают о добровольчестве в порядке убывания количества упоминаний27.

Приведённые данные говорят о том, что студенты знают «определение» волонтёр-

ства, им известно об организационных усилиях государства и НКО и проводимых мероприятиях, но об экологическом и особенно социальном волонтёрстве вспоминают заметно реже.

Ранжиирование наиболее освещаемых направлений волонтёрства (табл. 2) выявило низкую информационную доступность инклюзивного и корпоративного добровольчества, что указывает на непопулярность этих видов волонтёрства в студенческой среде.

26 Отчёт о проведении исследования потенциала развития добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации // Программа Роспатриот. URL: https://rospatriotcentr.ru/upload/report.pdf (дата обращения: 15.01.2024).

27 Отчёт о проведении исследования потенциала развития добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации // Программа Роспатриот. URL: https://rospatriotcentr.ru/upload/report.pdf (дата обращения: 15.01.2024).

Несколько иной взгляд на приверженность социальному и экологическому направлению волонтёрства можно найти в изложении результатов опроса студенчества, проведённого Министерством образования и науки в 2023 г.28. Самыми популярными направлениями добровольческой деятельности среди студенческой молодёжи показаны социальное (71%), событийное (46,4%) и экологическое (39,4%). Эти цифры могли бы выглядеть надёжным подтверждением распространённости добровольчества, если бы не следующий факт. Исследование показало, что 56% опрошенных считают себя волонтёрами, из которых треть занимается волон-тёрством на постоянной основе. Кроме того, среди видов волонтёрства немалую долю занимает событийное волонтёрство, участие в различных мероприятиях, которое отчасти зависит от их наличия или отсутствия, а не от выбора самого студента.

В приведённых исследованиях устойчивое развитие не выделяется в качестве особого направления в деятельности волонтёров-студентов, а экологическое и социальное студенческое волонтёрство, которое можно рассматривать как частичный вклад в достижение его целей, не выглядят развитым и растущим. Следует отметить слабую информированность о корпоративном добровольчестве, что говорит об отсутствии связи с экономическим сектором и бизнесом. Совместная волонтёрская деятельность с бизнес-структурами не является приоритетной для вузов и в основном сводится к предложению вузами курсов дополнительного образования.

В интересах устойчивого развития бизнес осуществляет программу ESG (защиты окру-

жающей среды, социальной ответственности и корпоративного управления). В исследовании «Устойчивое развитие: консенсус между властью, бизнесом и обществом»29 устойчивое развитие рассматривается через призму взаимодействия основных акторов этого процесса - власти, бизнеса и общества, образующих экосистему «в интересах получения прибыли и социально-экономических благ». Примечательно, что в данном исследовании университет не «учтён» в качестве актора (гаранта, юридического лица или итогового потребителя, благополучате-ля), что свидетельствует о несущественности факта сотрудничества бизнеса с вузами в интересах устойчивого развития. Национальным ESG Альянсом декларируются цели, непосредственно не ориентированные

30

на экономический рост30, но основной целью бизнеса всё же является получение прибыли [40]. Можно предположить, что широкие совместные программы в партнёрстве с университетами по устойчивому развитию, предусматривающие безвозмездный вклад в общее благо, не востребованы бизнес-партнёрами, хотя в обществе есть запрос к бизнесу на социальные и экологические проекты, в том числе в сфере образования31.

Таким образом, институциональная среда для развития студенческого волонтёр-ства характеризуется высокой степенью патронажа государства (без заметного участия бизнеса). В последние годы достигнуты определённые результаты в сфере информирования студентов о добровольчестве, однако рост экологического и социального волонтёрства остаётся под вопросом. Поскольку эти виды волонтёрства не поддер-

28 Кто эти люди? Результаты самого масштабного в истории исследования студенческого добровольчества // Добро. Журнал. URL: https://dobro.press/articles/kto-eti-ludi-rezultaty-samogo-masshtabnogo-v-istorii-issledovaniya-studencheskogo-dobrovolchestva (дата обращения: 15.01.2024).

29 Устойчивое развитие: консенсус между властью, бизнесом и обществом // ВЦИОМ. URL: https:// wciom.ru/fileadmin/user_upload/2023-09-29_Rodin_K._UST0ICHIV0E_RAZVITIE.pdf (дата обращения: 15.01.2024).

30 Национальный ESG Альянс. URL: https://erg-a.ru/ (дата обращения: 15.01.2024).

31 Устойчивое развитие: общественный взгляд // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/presentation/ prezentacii/rol-biznesa-v-ustoichivom-razvitii-gorodov (дата обращения: 15.01.2024).

Таблица 3

Основные факторы, способствующие желанию заняться добровольческой деятельностью

Table 3

Main factors stimulating participation in volunteering

Возникновение потребности в получении нового опыта, навыков 20

Появление большего количества свободного времени 14,7

Уже занимаюсь/занимался волонтёрской деятельностью 12,4

Возникновения желания завести полезные знакомства, новых друзей 11,5

Информирование о том, куда нужно обратиться, чтобы стать волонтёром, что для этого нужно 11,4

Предложение хорошего поощрения за участие 9,8

Приглашение друзей/знакомых 8

Возникновение потребности реализовать свою идею, проект 6,4

Затрудняюсь ответить 2,7

Ничего не может этому способствовать, мне это неинтересно 2,3

Источник: Отчёт о проведении исследования потенциала развития добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации.32

живаются концептом устойчивого развития, это лишает субъекты добровольчества возможности идентифицировать свою деятельность в контексте вклада в жизнь будущих поколений человечества и в достижение общественного блага.

Ценностно-мотивационный фактор развития студенческого волонтёрства в интересах устойчивого развития: к постановке проблемы

В исследованиях студенческого волонтёрства в вузах страны обсуждаются мотивы, которые лежат в основе добровольчества. Полученные социологами результаты дают первый срез для конкретизации постановки проблемы о ценностях в волонтёрской деятельности. Подчеркнём ещё раз: тот факт, что добровольчеством на постоянной основе заняты 20,9% процентов респондентов, говорит о том, что информированность у большей части студентов не подразумевает устойчивой и реализуемой на практике мотивации к волонтёрской деятельности. Кроме того, готовность «делать добро» другим, ориентация на общественное благо не исключает удовлетворение собственных по-

требностей и возможность самореализации (табл. 3). Заметно, что потребность реализовать свою идею, подразумевающая проявление инициативы и лидерство, имеет низкий рейтинг, что свидетельствует о «заорганизо-ванности» волонтёрства, не способствующей проявлению инициативы «снизу».

Волонтёрская деятельность невозможна без установления баланса между ориентацией на общественное и личное благо. Изучая мотивацию к добровольчеству, исследователи подчёркивают важность самоидентификация обучающихся как волонтёров [16] и самореализации в волонтёрской деятельности [15]. Отмечено и наличие «сугубо утилитарного подхода» к волонтёрству [16, с. 67]: далеко не всегда волонтёрская деятельность на практике обусловлена и/или формирует нравственные качества личности, которые необходимы волонтёру.

В отечественных исследованиях волон-тёрства остаются в тени два вопроса: об освоении молодёжью ценностей, присущих российскому обществу и о сочетании универсальных (общечеловеческих) ценностей с ценностями национальными. Учёными отмечены некоторые особенности национального

32 Отчёт о проведении исследования потенциала развития добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации // Программа Роспатриот. URL: https://rospatriotcentr.ru/upload/report.pdf (дата

обращения: 15.01.2024).

менталитета, подкрепляющие «неучастие» в добровольчестве. Выявленные черты имеют отрицательные коннотации: инфантилизм как философия пассивности и бездействия в сочетании с ожиданием организации и регламентации этой деятельности - «востребованность формализованного способа участия» и «ориентация на соответствие чьим-то ожиданиям» [16, с. 66-68]. Гипотетически эти особенности можно рассматривать как имеющие свои корни в менталитете русского «национального космоса», но этот вопрос требует дополнительных исследований.

Попытку вычленить специфические российские культурные черты в отношении добровольчества можно найти в исследовании с использованием методология Г. Хофстеде, в котором говорится, что «... для России в большей степени характерно проявление коллективистской культуры <...> феминных по сравнению с маскулинными черт <...> а также высокая степень ограниченности социальными нормами в проявлении собственных потребностей, в т. ч. связанных с организацией досуга, склонность к пессимизму и цинизму» [33, с. 251]. Выводы не кажутся убедительными, поскольку не решён вопрос об адаптации к российским реалиям теории и методологии, основанной на «западном» взгляде на российскую культуру.

Существует запрос на обсуждение глобальных проблем с позиций общечеловеческих ценностей. К числу «универсальных базисных ценностей человека», основанных на витальных и социальных потребностях, отечественные философы относят ценности жизни, безопасности, здоровья, общения, признания, свободы, любви, самоактуализации, познания, красоты, справедливости [41]. По версии ООН, фундаментальными ценностями устойчивого развития (SDV) следует считать ценности социальные - «свободу, равенство, солидарность, терпимость, уважение к природе и общую ответственность». В публикации издательства Ю1 подчёркивается, что ценности имеют различное содержание в зависимости от принявшей их стра-

ны и существуют различия в их восприятии с точки зрения стран развитых и стран развивающихся. Авторы публикации стремятся к пониманию SDV, основанному на перспективах развивающихся стран [42].

Есть мнение, с которым можно отчасти согласиться, что разделение стран на развитые и развивающиеся скрывает необходимость догоняющей модернизации согласно западному (в основе своей либеральному) образцу. Но важно и то, что провозглашены общие ценности, основанные на идее устойчивого развития, и поиск специфического содержания этих ценностей актуален для российского общества. С целью высвечивания специфических российских культурных кодов в их сочетании с общечеловеческими, полезно обратиться к дискурсу русской философии с её поисками истинных и справедливых путей единения без претензий на доминирование. «Обладание истиной не может составлять привилегии народа так же, как оно не может быть привилегией отдельной личности. Истина может быть только [вселенскою], и от народа требуется подвиг служения этой вселенской истине, хотя бы, и даже [непременно, с] пожертвованием своего национального эгоизма», - писал Владимир Соловьев [42, с. 301].

Заключение

Концепция устойчивого развития включена в стратегии развития российских университетов по моделям 3.0 и 4.0 и предусматривает безвозмездный вклад вузов, совместно с бизнесом, в развитие общества. В настоящее время идея и цели устойчивого развития не определяют деятельность студентов на добровольных началах. Концепт устойчивого развития не используется в организации студенческого добровольчества, хотя его актуализация могла бы быть полезна для понимания студентами стратегических целей экологического и социального волонтёрства. Меры, которые принимает государство для вовлечения студенчества в волонтёрскую деятельность путём расширения информа-

ционных и организационных возможностей участия, с одно стороны, способствуют развитию добровольчества, но с другой, ведут к разрыву между информированностью и реальным участием. Этот разрыв подкреплён тем, что основным видом деятельности студентов в вузе является деятельность теоретическая, связанная с освоением транслируемого контента, далёкая от практики и потому невостребованная отечественным бизнесом в ходе реализации его миссии социальной ответственности.

Важным фактором неучастия в волон-тёрстве является слабая ориентация на практическое воплощение в собственной деятельности студента идеи «делать добро». По мнению авторов, эта идея нуждается не только в возможности подкрепить её «здесь и сейчас» реальными добрыми делами, но также и в масштабировании, и футуриза-ции деятельности как заботы о будущих поколениях. С этих позиций переосмысление концепта устойчивого развития на основе актуализации исторически сложившегося в России понимания добровольчества и ответственности за судьбу человечества является новым вызовом институту российского высшего образования.

Литература

1. Зиневич О.В, Мелёхина Е.А. Высшее образование для глобального и локального устойчивого развития // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 3.С. 84-102. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-84-102

2. Иванов А.В, Попков Ю.В. Духовно-экологическая цивилизационная перспектива: ценностный потенциал молодёжи в сибирском контексте // Сибирский социум. 2021. Т. 5. № 1(15). С. 8-19. DOI: 10.21684/2587-84842021-5-1-8-19

3. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Российское образование в контексте стратегии устойчивого развития // Экономика промышленности. 2018. № 1. С. 103-115. D0I:10.17073/2072-1633-2018-1-95-105

4. Holdsworth С. Why Volunteer? Understanding Motivations for Student Volunteering // British Journal of Educational Studies.

2010. Vol. 58. No. 4. P. 421-437. DOI: 10.1080/ 00071005.2010.527666

5. Holdsworth C, Brewis G. Volunteering, Choice and Control: A Case Study of Higher Education Student Volunteering // Journal of Youth Studies. 2014. Vol. 17. No. 2. P. 204-219. DOI: 10.1080 /13676261.2013.815702

6. Бокова Т.Н., Тимофеева С.В. Волонтёрство и «сервисное обучение» как компонент образовательного процесса в университетах США // Kant. 2022. № 1 (42). C. 190-195. DOI: 10.24923/2222-243X.2022-42.36

7. Rahman N.A. Values Orientation Towards Intention to Sustain in Environmental Volunteering: Views from University Students // International Journal of Education. 2022. Vol. 14. No. 3. P. 169-180. DOI: 10.5296/ije.v14i3.20106

8. Angosto S, Dmz-Su6rez A., Lypez-Gullyn J.M. Motivation and Satisfaction in University Sports Volunteering // Journal of Human Sport and Exercise, in press. 2021. DOI: 10.14198/ jhse.2023.181.13

9. Xu Sh. Chinese University Student Volunteering for Schools in Distant Locations // British Journal of Educational Studies. 2022. Vol. 70. Iss. 3. P. 323-343. DOI: 10.1080/00071005.2021.1960266

10. Peric Yu. Student Volunteering: A New Path to Personal Growth and Sustainable Community Development. Case of Volunteering Program of the Graduate Program in Entrepreneurship at the J.J. Strossmayer University in Osijek, Croatia // Proc. of the Сonference: European University for Voluntary Service (EUV). 2011. September 1-3. Basel. Switzerland. URL: https://www.researchgate.net/ publication/310599340_Student_volunteering_a_ new_path_to_personal_growth_and_sustain-able_community_development_Case_of_Volun-teering_Program_of_the_Graduate_Program_ in_Entrepreneurship_at_the_JJ_Strossmayer_ University_in_Os (дата обращения: 10.01.2024).

11. Момджян К.Х. Субстанциальный подход в теоретическом обществознании, его необходимость и принципы // Вопросы философии. 2022. № 2. С. 71-82. DOI: 10.21146/0042-87442022-2-71-82

12. Зиневич О.В, Балмасова Т.А. Гуманитаризация университета и миссия социального участия // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 11. С. 52-63. DOI: 10.31992/08693617-2021-30-11-52-63

13. Дмитриева М.А, Воронина А.В. Социально-ответственный университет и его роль в

реализации концепции устойчивого развития общества // Устойчивое развитие: геополитическая трансформация и национальные приоритеты. Материалы XIX Международного конгресса с элементами научной школы для молодых учёных. В 2-х т.: отв. ред. А.В. Семёнов, П.Н. Кравченко. Москва. 30-31 марта 2023 г. С. 1447-1458. EDN: CFKAJP.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Штыхно Д.А., Константинова Л.В, Гагиев Н.Н, Смирнова Е.А., Никонова О.Д. Трансформация моделей университетов: анализ стратегий развития вузов мира // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 6. С. 27-47. DOI: 10.31992/0869-3617- 2022-31-6-27-47

15. Большов В.Б, Николаенко В.В. Волонтёрство и волонтёрская практика как способ самореализации студентов вузов // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 3 (17). С. 377-388. EDN: ADVXAU.

16. Певная М.В, Дроздова А.А. Культурное во-лонтёрство студентов вузов: оценка опыта участия и потенциал развития // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 8-9. С. 4157. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-41-57

17. Нам Т.А. Экосистема добровольчества в системе высшего образования (на примере СПБПУ) // Гуманитарные и социальные науки. 2022. № 3. С. 169-177. DOI: 10.18522/20701403-2022-92-3-169-177

18. Нятина Н.В. Волонтёрская деятельность в оценках студентов: преимущества и барьеры // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 3. С. 30-33. DOI: 10.24158/ spp.2022.3.4

19. Певная М.Д, Тарасова А.Н, Телепаева Д.Ф. Волонтёрское неучастие студентов, или как эффективно организовать обучение добровольчеству в российских университетах // Университетское управление: практика и анализ. 2023. Т. 27. № 2. С. 59-74. DOI: 10.15826/ umpa.2023.02.013

20. Воронёноо А.И, Заседателева А.В, Тишке-вич М.Я. Роль волонтёрской деятельности в формировании устойчивого развития общества // Приоритетные направления развития правовой системы общества: материалы IX Международной научно-практической конференции (Гомель, 12-13 мая 2022 г.): в 2 ч. Ч. 2 / редкол.: И.И. Эсмантович (гл. ред.) [и др.]; Гомельский гос. ун-т им. Ф. Ско-рины. Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2022. С. 148-151. URL: http://elib.gsu.by/jspui/

handle/123456789/54231 (дата обращения: 10.01.2024).

21. Дружакина О.П. Наставничество в развитии профессионального экологического волонтёрства в вузе // Наставничество и экология: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых учёных, преподавателей, приуроченной к IX Ежегодному молодёжному фестивалю в области устойчивого развития ВУЗЭКОФЕСТ: отв. Е.Н. Ерофеева. Ульяновск, 2023. С. 105-110. EDN: TXQOZD.

22. Ivanova E, Rimanoczy I. (Eds.). Revolutionizing Sustainability Education: Stories and Tools of Mindset Transformation (1st ed.). USA: Rout-ledge. 2021. 262 p. DOI: 10.4324/9781003229735

23. Smith K, Holmes K, Haski-Leventhal D, Cnaan R.A, Handy F, Brudney J.L. Motivations and Benefits of Student Volunteering: Comparing Regular, Occasional, and Non-Volunteers in Five Countries // Canadian Journal of Nonprofit and Social Economy Research. 2010. No. 1(1). P. 65-81. DOI: 10.22230/cjnser.2010v1n1a2

24. Rozmiarek M, Grajek M, Malchrowicz-Mosko E, Krupa-Kotara K, Burgos J., Aguirre-Betola-za A.M., Castaceda-Babarro A. Selected Motivations of Student Sports Volunteers in Terms of Professional Activity and Previous Volunteering Experience // Sustainability. 2021. Vol. 15. No. 13. Article no. 10531. DOI: 10.3390/ su151310531

25. MohdR.N, Ma'amor H, Zamzuri N.H, Raml N., Ghazali A.R., Saridan S. Assessing Event Volunteer Motivational Factors and Quality of Life among University Students // Information Management and Business Review. 2023. Vol. 15. No. 4(SI). P. 478-485. DOI: 10.22610/imbr. v15i4(SI)I.3623

26. Mohd N.R, Noor A., Mohd R, Mohd H. Am I selfishly selfless? The roles of altruism and socio demographic factors on volunteering commitment among premier public university students // International Journal of Humanities Technology and Civilization. 2020. Vol. 5. Iss. 2. P. 35-46. DOI: 10.15282/ijhtc.v5i2.5777

27. Ariza A.C, Garcia E.G., Magaca E.C, Sanches-Rivas E. Volunteering in the University Context: Student Perception and Participation // Education Sciences. 2020. Vol. 10. No. 12. Article no. 380. DOI: 10.3390/educsci10120380

28. Resch K, Knapp М, Schrittesser I. How do universities recognize student volunteering? A symbolic interactionist perspective

on the recognition of student engagement in higher education // European Journal of Higher Education. 2022. Vol. 12. No. 2. P. 194210. DOI: 10.1080/21568235.2021.1919170

29. Xie F, Lu Уг, Zhang Yo. Does Religious Belief Affect Volunteering and Donating Behavior of Chinese College Students? // Religions. 2020. Vol. 11. No. 8. P. 403. DOI: 10.3390/rel11080403

30. Никольский В.С. Обучение служением в России: становление предметного поля // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 12. С. 9-28. DOI: 10.31992/0869- 3617-2023-32-12-9-28

31. Гудина С.П. К вопросу о нарастающем кризисе либерализма на примере реализации концепции устойчивого развития в современных условиях // Устойчивое развитие: геополитическая трансформация и национальные приоритеты. Материалы XIX Международного конгресса с элементами научной школы для молодых учёных. В 2-х т.: отв. ред.: А.В. Семёнов, П.Н. Кравченко. Москва. 30-31 марта 2023 г. T. 1. C. 918-925 EDN: KGFQPA.

32. Некрасов С.Н. Устойчивое развитие - новая жизнь старой концепции либеральной идеологии глобализаторов // Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы: материалы IV Всероссийской научной конференции с международным участием. Иркутск. 24 апреля 2020 г. С. 271-275. EDN: QNEJEK.

33. Базуева Е.В., Артамонова А.С. Диффузия волонтёрства за рубежом и в России: культурные основания, оценка барьеров, технологии интенсификации // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14. № 6. С. 240-257. DOI: 10.15838/esc.2021.6.78.14

34. Майкова В.П, Данилова О.А. Волонтёрство как фактор духовно-нравственного развития личности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2022. № 2. С. 100-107. DOI: 10.18384/2310-7227-2022-2-100-107

35. Нечаев Д.Н. Самобытность, устремлённая в будущее (project identity): региональные

идентичности в РФ как фактор устойчивого развития территорий и воспроизводства традиционных ценностей // Россия: тенденции и перспективы развития. 2021. № 16-2. C. 761763. EDN: MKUEWT

36. Горлова Н.И. Становление и развитие института волонтёрства в России: история и современность. М.: Ин-т Наследия, 2019. 290 с. EDN: ZBIDXN.

37. Зимин А.Э. Этапы становления волонтёрства в России: историко-культурный аспект // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023. № 1. C. 134-140. DOI: 10.47370/2078-1024-2023-15-1-134-140

38. Калинин В.С, Верпатова О.Ю. Волонтёр-ство как средство проявления патриотизма // Социология. 2022. № 6. С. 66-73. EDN: FPWSWN.

39. Касьянов В.В. Социально-исторические векторы развития волонтёрства в России: основные проблемы и противоречия // Гуманитарий Юга России. 2020. № 5. С. 51-64. DOI: 10.18522/2227-8656.2020.5.3

40. Миловидов В.Д. «Зловещая долина устойчивости»: продолжит ли мировая экономика расти? // Мировая экономика и международные отношения. 2023. Т. 67. № 5. С. 5-15. DOI: 10.20542/0131-2227-2023-67-5-5-15

41. Момджян К.Х. О проблеме общечеловеческих ценностей // Вопросы философии. 2020. № 3. С. 25-41. DOI: 10.21146/0042-87442020-3-25-41

42. Quoquab F, Thurasamy R, Mohammad J. (Eds.). Driving Green Consumerism Through Strategic Sustainability Marketing. Hershey, PA: IGI Global. 2018. 301 р. DOI: 10.4018/978-15225-2912-5

43. Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского // Сочинения: в двух томах. М.: Мысль, 1988. Т. 2. С. 290-323. URL: https://www. booksite.ru/fulltext/0/001/001/033/27.htm (дата обращения: 10.01.2024).

Статья поступила в редакцию 20.01.2024 Пржнята к публикации 04.03.2024

References

1. Zinevich, O.V., Melekhina, E.A. (2023). Vyssheje Obrazovanije dlja Globalnogo i Lokalnogo Ustoichivogo Razvitija [Higher Education for Global and Local Sustainable Development]. Vysshee Obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 32, no. 3, pp. 84-102, doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-84-102 (In Russ., abstract in Eng.).

2. Ivanov, A.V., Popkov, Yu.V. (2021). Dukhovno-ecologicheskaya tzivilizatzionnaja perspectiva: tzennostniy potenzial molodezhi v sibirskom contexte [Spiritual and ecological civilizational perspective: the value potential of young people in the Siberian context]. Sibirskiy Sotzium = Siberian Socium. Vol. 5, no. 1(15), pp. 8-19, doi: 10.21684/2587-8484-2021-5-1-8-19 (In Russ., abstract in Eng.).

3. Ursul, A.D., Ursul, T.A. (2018). Rossiyskoje Obrazovanie v Kontekste Strategii Ustoichi-vogo Razvitija [Russian Education in the Perspective of Sustainable Development Strategy.]. Ekonomika promyshlennosti = Russian Journal of Industrial Economics. No. 1., pp. 103-115, doi:10.17073/2072-1633-2018-1-95-105 (In Russ., abstract in Eng.).

4. Holdsworth, C. (2010). Why Volunteer? Understanding Motivations for Student Volunteering. British Journal of Educational Studies. Vol. 58, no. 4, pp. 421-437, doi: 10.1080/00071005.2010. 527666

5. Holdsworth. C., Brewis, G. (2014). Volunteering, choice and control: a case study of higher education student volunteering. Journal of Youth Studies. Vol. 17, no. 2, pp. 204-219, doi: 10.1080/1 3676261.2013.815702

6. Bokova, T.N., Timofeeva, S.V. (2022). Volonterstvo i 'servisnoje obuchenije' kak component obrazovatelnogo prozessa v universitetah SShA [Volunteering and "service training" as a component of the educational process at USA universities]. Kant. Vol. 42, no. 1, pp. 190-195. doi: 10.24923/2222-243X.2022-42.36 (In Russ., abstract in Eng.).

7. Rahman, N.A. (2022). Values Orientation Towards Intention to Sustain in Environmental Volunteering: Views from University Students. International Journal of Education. Vol. 14, no. 3, pp. 169-180, doi: 10.5296/ije.v14i3.20106

8. Angosto, S., DHaz-Suórez, A., Lypez-Gullyn, J.M. (2021). Motivation and satisfaction in university sports volunteering. Journal of Human Sport and Exercise, in press, doi: 10.14198/ jhse.2023.181.13

9. Xu, Sh. (2022). Chinese university student volunteering for schools in distant locations. British Journal of Educational Studies. Vol. 70, no. 3, pp. 323-343, doi: 10.1080/00071005.2021.1960266

10. Peric, Yu. (2011). Student volunteering: a new path to personal growth and sustainable community development Case of Volunteering Program of the Graduate Program in Entrepreneurship at the J.J. Strossmayer University in Osijek, Croatia. In: European University for Voluntary Service (EUV) conference. Basel. Switzerland. 1-3 September 2011. URL: https://www.research-gate.net/publication/310599340_Student_volunteering_a_new_path_to_personal_growth_ and_sustainable_community_development_Case_of_Volunteering_Program_of_the_Gradu-ate_Program_in_Entrepreneurship_at_the_JJ_Strossmayer_University_in_Os (accessed: 10.01.2024).

11. Momdzhyan, K.Kh. (2022). Substantzialniy podhod v teoreticheskom obschestvoznanii, ego ne-obhodimost' i principy [Substantial approach in theoretical social science, its necessity and principles]. Voprosy Philosophii. No. 2, pp. 71-82, doi: 10.21146/0042-8744-2022-2-71-82 (In Russ., abstract in Eng.).

12. Zinevich, O.V., Balmasova, T.A. (2021). Gumanitarizatzija universiteta i missija sotzialnogo uchastija [Humanitarization of University and Social Engagement Mission]. Vysshee Obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 30, no. 11, pp. 52-63, doi: 10.31992/08693617-2021-30-11-52-63 (In Russ., abstract in Eng.).

13. Dmitrieva, M.A., Voronina, A.V. (2023). [Socially Responsible University and its Role in Implementation of the Concept of Sustainable Development of Society]. In: Semyonov, A.V., Kravchenko P.N. (Eds.). Ustoichivoje razvitije: geopoliticheskaja transformatzija i natzionalnyje prioritety [Sustainable development: geopolitical transformation and national priorities]. Proceedings of

XIX International congress with elements of scientific school for young researches. In 2 volumes: 30-31 March 2023, Moscow. Vol. 2, pp. 1447-1458. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_53803948_46242196.pdf(accessed 15.01.2024). (In Russ., abstract in Eng.).

14. Shtykhno, D.A., Konstantinova, L.V., Gagiev, N.N., Smirnova, E.A., Nikonova, O.D. (2022).TransformationofUniversityModels: Analysisofthe DevelopmentStrategiesofUniversities in the World. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 31, no. 6, pp. 27-47, doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-6-27-47 (In Russ., abstract in Eng.).

15. Bolshov, V.B., Nikolaenko, V.V. (2020). Volonterstvo i volonterskaja praktika kak sposob samo-realizatzii studentov vuzov [Volunteering and volunteer practice as a way of university students' selfrealization]. Sotzialnaja competentnost' = Social Competence. Vol. 5, no. 3(17), pp. 377388. Available at: https://journals.istu.edu/sociacom/journals/2020/03/articles/09 (accessed 15.01.2024). (In Russ., abstract in Eng.).

16. Pevnaya, M.V., Drozdova, A.A. (2022). Cultural Volunteering of University Students: Assessment of Participation Experience and Potential for Development. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 31, no. 8-9, pp. 41-57, doi: 10.31992/08693617-2022-31-8-9-41-57 (In Russ., abstract in Eng.).

17. Nam, T.A. (2022). Ekosystema dobrovolchestava v systeme vysshego obrazovanija (na primere SPBGU) [Ecosystem of Volunteerism in the Higher Education System (on the Example of St.

Petersburg Polytechnic University)]. Gumanitarnye i Socialnye nauki = The Humanities and Social Sciences. No. 3, pp. 169-177, doi: 10.18522/2070-1403-2022-92-3-169-177 (In Russ., abstract in Eng.).

18. Nyatina, N.V. (2022). Volonterskaya dejatelnoct' v otsenkah studentov: preimuschestva I bar-jery [Volunteering in Student Assessments: Advantages and Barriers]. Obschestvo: sociologija, psychologija, pedagogika = Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. No. 3, pp. 30-33, doi: 10.24158/spp.2022.3.4 (In Russ., abstract in Eng.).

19. Pevnaya, M.D., Tarasova, A.N., Telepaeva, D.F. (2023). Volonterskoje neuchastie studentov, ili kak effectivno organizovat' obuchenie dobrovolchestvu v rossijskih universitetah [Students' Nonpartici-pation in Volunteer Activities, or How to Effectively Organize Volunteering Education in Russian Universities]. Universitetskoe upravlenie: practika i analiz = University Management: Practice and Analysis. Vol. 27, no. 2, pp. 59-74, doi: 10.15826/umpa.2023.02.013 (In Russ., abstract in Eng.).

20. Voroneneko, A.I., Zasedateleva, A.V., Tishkevich, M.Ya. (2022). [The Role of Volunteering in Formation of Sustainable Development of Society]. In: Esmantovich, I.I. et al. (Eds.). Priority Areas of Development of the Governance System of Society. Proc. of the IX Int. Sci. and Pract. Conf., 12-13 March 2022. Gomel: Gomel Scorina Univ. Publ.: Part 2, pp. 148-151. Available at: http://elib.gsu.by/jspui/handle/123456789/54231 (accessed: 10.01.2024).

21. Druzhakina, O.P. [Mentoring in Developing Professional Ecological Volunteering in University]. In: Erofeeva E.N. (Ed.). (2023). Mentoring and ecology: Proceedings of Int. Sci. and Pact.Conf. of undergraduate and graduate students, young researches and teachers, associated with IX annual festival in the area of sustainable development VUZECOFEST. Ul'anovsk, pp. 105-110. Available at: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/22056/547.pdf?sequence=1 (accessed 15.01.2024). (In Russ.).

22. Ivanova, E., Rimanoczy, I. (Eds.). (2021). Revolutionizing Sustainability Education: Stories and Tools of Mindset Transformation: 1st ed. USA: Routledge, 262 p., doi: 10.4324/9781003229735

23. Smith, K., Holmes, K., Haski-Leventhal, D., Cnaan, R. A., Handy, F., Brudney, J. L. (2010). Motivations and Benefits of Student Volunteering: Comparing Regular, Occasional, and Non-Volunteers in Five Countries. Canadian Journal of Nonprofit and Social Economy Research. Vol. 1, no. 1, pp. 65-81, doi: 10.22230/cjnser.2010v1n1a2

24. Rozmiarek, M., Grajek M., Malchrowicz-Mosko, E., Krupa-Kotara, K., Burgos, J., Aguirre-Be-tolaza, A.M., Castaœda-Babarro, A. (2021). Selected Motivations of Student Sports Volunteers in Terms of Professional Activity and Previous Volunteering Experience. Sustainability. 2021. No. 15, article no. 10531, doi: 10.3390/ su151310531

25. Mohd Rashid, N., Ma'amor, H., Zamzuri, N.H., Raml, N., Ghazali, A. R., Saridan, S. (2023).As-sessing Event Volunteer Motivational Factors and Quality of Life among University Students. Information Management and Business Review. Vol. 15, no. 4 (SI), pp. 478-485, doi: 10.22610/ imbr.v15i4(SI)I.3623

26. Mohd, N.R, Noor, A., Mohd, R., Mohd, H. (2020). Am I Selfishly Selfless? The Roles of Altruism and Socio Demographic Factors on Volunteering Commitment Among Premier Public University Students. International Journal of Humanities Technology and Civilization. Vol. 5, no. 2, pp. 35-46, doi: 10.15282/ijhtc.v5i2.5777

27. Ariza, A.C., Garcia, E.G., Magaсa, E.C., Sanches-Rivas, E. (2020). Volunteering in the University Context: Student Perception and Participation. Education Sciences. Vol. 12, no. 10, p. 380, doi: 10.3390/educsci10120380

28. Resch, K., Knapp, М., Schrittesser, I. (2022). How Do Universities Recognize Student Volunteering? A Symbolic Interactionist Perspective on the Recognition of Student Engagement in Higher Education. European Journal of Higher Education. Vol. 12, no. 2, pp. 194210, doi: 10.1080/21568235.2021.1919170

29. Xie, F., Lu, Y^, Zhang, Yo. (2020). Does Religious Belief Affect Volunteering and Donating Behavior of Chinese College Students? Religions. Vol. 11, no. 8, p. 403, doi: 10.3390/rel11080403

30. Nikolskiy, V.S. (2023). Service Learning in Russia: Scoping Review. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 32, no. 12, pp. 9-28, doi: 10.31992/0869-3617-202332- 12-9-28 (In Russ., abstract in Eng.).

31. Gudina, S.P. (2023). [On the Growing Crisis of Libralism as Exemplified by the Implementation of the Sustainable Development Concept in Contemporary Conditions]. In: Semyonov, A.V., Kravchenko P.N. (Eds.). Sustainable Development: Geopolitical Transformation and National Pririties: Proceedings of XIX International Congress with Elements of Scientific School for Young Researches. In 2 vol., 30-31 March 2023, Moscow. Vol. 1, pp. 918-925. Available at: htt-ps://elibrary.ru/download/elibrary_53803892_60893838.pdf (accessed 15.01.2024). (In Russ., abstract in Eng.).

32. Nekrasov, S.N. [Sustainable Development - New Life of the Old Concept of Globalizators' Liberal Ideology]. In: Social Processes in Modern Russian Society: Proceedings of the IV All-Russ. Sci. Conf. with Int. Part. 24 April 2020, Irkutsk. Pp. 271-275. Available at: https://eli-brary.ru/download/elibrary_42761212_50834481.pdf (accessed 15.01.2024). (In Russ., abstract in Eng.).

33. Bazueva, E.V., Artamonova, A.S. (2021). Diffuzija volonterstva za rubezhom i v Rossii: kulturnye osnovanija, otsenki barjerov, tehnoliogii intensificatsii [The Diffusion of Volunteering Abroad and in Russia: Cultural Foundations, Assessment of Barriers, Intensification Technologies]. Eko-nomicheskije i sotsialnye peremeny: facty, tendentsii, prognoz = Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. Vol. 14. No. 6. pp. 240-257. doi: 10.15838/esc.2021.6.78.14 (In Russ., abstract in Eng.).

34. Maykova, V.P., Danilova, O.A. (2022). Volonterstvo kak factor dukhovno-nravstvennogo razvitija lichnosti [Volunteering as a Factor of Spiritual and Moral Development of a Person. Vestnik Moskovskogo Gosudarstvennogo Oblastnogo universiteta. Serija: Filosofskie nauki. = Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Philosophy. No. 2. pp. 100-107. doi: 10.18384/2310-7227-2022-2-100-107. (In Russ., abstract in Eng.).

35. Nechaev, D.N. (2021). [Project Identity: Regional Identities in the Russian Federation as a Factor of Sustainable Development of Territories and Reestablishment of Traditional Values.]. In: Russia: trends and prospects of development. Annual issue. Vol. 16, p. 2, pp. 761-763. Available at: https://xn--h1aaobe.xn--p1ai/site/assets/files/6447/2021_e_rossiia_tendentcii_i_perspek-tivy_razvitiia_16_2.pdf (accessed 15.01.2024). (In Russ.).

36. Gorlova, N.I. (2019). Stanovlenie i pazvitie instituta volonterstva v Rossii: istoriya i sovre-mennost' [Genesis and Development of Volunteering in Russia: History and Contemporaneity Moscow: Russian Heritage Inst. Publ. 290 p. Available at: https://elibrary.ru/download/eli-brary_37204328_25510995.pdf(accessed 15.01.2024). (In Russ.).

37. Zimin, A.E. (2023). Etapy stanovlenija volonterstva v Rossii: istoriko-kulturny aspect [Genesis of volunteering in Russia: historical and cultural aspects]. Vestnik Majkopskogo Gosudarstven-nogo Tehnologiceskogo Universiteta = Bulletin of Maikop State Technological University. No. 1, pp. 134-140, doi: 10.47370/2078-1024-2023-15-1-134-140. (In Russ., abstract in Eng.).

38. Kalinich, V.S., Verpatova, O.Yu. (2022). Volonterstvo kak sredstvo projavlenija patriotizma [Volunteering in Russia: Historical and Cultural Aspects]. Sotsiologija = Sociology. No. 6, pp. 66-73. Available at: https://soziologi.ru/upload/iblock/825/68lsrvdbq7o4ghxgt72p960nh1vogo 2w/CoqMOAorMH%20№6%202022.pdf (accessed 15.01.2024). (In Russ., abstract in Eng.).

39. Kasyanov, V.V.(2020). Sotsialno-istoricheskie vectory razvitija volonterstva v Rossii: osnovnye problem i protivorechija [Socio-historical vectors of Volunteering Development in Russia: MainProblems and Contradictions]. Gumanitarii Yuga Rossii = Humanities of the South of Russia. No. 5, pp. 51-64, doi:10.18522/2227-8656.2020.5.3 (In Russ., abstract in Eng.).

40. Milovidov, V.D. (2023). Zloveschaja dolina ustoichivosti: prodolzhit li mirovaja ekonomika rasti? [The Uncanny Valley' of Sustainability: Will World Economy Keep Growing?]. Mirovaja Ekonomika i Mezhdunarodnye Otnoshenija = World Economy and International Relations. Vol. 67, no. 5, pp. 5-15, doi: 10.20542/0131-2227-2023-67-5-5-15 (In Russ., abstract in Eng.).

41. Momdzhyan, K.Kh. (2020). O problem obschechelovecheskih tsennostei [On the Problem of Universal Value] . Voprosy Philosophii. No. 3, pp. 25-41, doi: 10.21146/0042-8744-2020-3-2541 (In Russ., abstract in Eng.).

42. Quoquab, F., Thurasamy, R., Mohammad, J. (Eds.). (2018). Driving Green Consumerism Through Strategic Sustainability Marketing. Hershey, PA: IGI Global Publ. 301 p., doi: 10.4018/978-1-5225-2912-5

43. Solovjev, V.S. (1988). Tri rechi v pamjat' Dostoevskogo [Three Speeches to Commemorate Dos-toevskiy]. In: Sochinenia [Essays]: in 2 volumes. Moscow: Mysl' Publ. Vol. 2, pp. 290-323. Available at: https://www.booksite.ru/fulltext/0/001/001/033/27.htm (accessed: 10.01.2024). (In Russ.).

The paper was submitted 20.01.2024 Accepted for publication 04.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.