Научная статья на тему 'Российское общество в культурно-информационном поле Европы'

Российское общество в культурно-информационном поле Европы Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российское общество в культурно-информационном поле Европы»

А.Л. Андреев

Российское общество в культурно-информационном поле Европы1

Russian society in the European cultural and information space

Развитие отношений России с Европейским союзом, безусловно, зависит не только от существования направляющих нас на путь сотрудничества взаимных интересов, но и от степени культурно-психологической близости россиян и европейцев. В этой связи уместно поставить вопросы о том, насколько «европейскими» являются культурные интересы россиян, насколько интенсивны их культурно-информационные связи с Европой, как в культурно-информационных взаимодействиях происходит политический диалог России и Евросоюза?

В первую очередь отметим: в целом россияне склонны рассматривать свою культуру как европейскую. В одном из ранее проведенных нами исследований (1998) респондентам предлагалось указать место российской культуры на условной шкале Запад - Восток. В итоге в «западной» части шкалы сгруппировались, в общей сложности, 60,0% ответов, в самом центре - около четверти (23,6%), а в «восточной» - менее 17,0%. Однако при сопос-

1 Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Грант № 02-03-18041.

тавлении умонастроений российского общества с данными, характеризующими состояние массового сознания в других странах Европы, выявляются существенные различия как по базовым жизненным смыслам, так и

по характеру интегральной «картины мира». Это касается, в частности, цена

ностной маркировки оси времени (прошлое - настоящее - будущее), взглядов на государство и демократию, представлений о правопорядке и правовых нормах, понимания связи между политическими правами и свободами и др. При этом по некоторым важным позициям в последние годы выявлялись расходящиеся тенденции. Это относится, например, к соотношению между гражданской и национальной идентичностью2.

Данные, полученные нами в ходе проводившегося весной 2000 г. социологического исследования «Россияне о судьбах России в ХХ веке и своих надеждах на XXI век», показывают, что культурные интересы образованных слоев российского общества достаточно разносторонни, но в целом, они ориентированы на отечественную культуру. Абсолютным фаворитом, с точки зрения массовых вкусов, является старое советское кино: оно безусловно нравится почти 85% россиян, а безусловно не нравится менее чем 1,5%. Одним из столпов духовного мира по-прежнему остается русская классическая литература, существенно опередившая по положительным откликам не только зарубежную классику (60,0% против 40,0%), но в еще большей степени - произведения современных писателей. Вместе с тем, среди этих последних приоритет также был отдан российским авторам - почти 37% против 25,5% (см. табл. 1).

Таблица 1

Предпочтения россиян в сфере духовной жизни (в %)

№ Сферы Нравится Не очень нравится Не нравится

1 2 3 4 5

1. Зарубежные фильмы 34,1 44,6 21,3

2. Старое советское кино 86,9 11,7 1,4

3. Современные российские фильмы 43,4 46,0 10,6

4. Развлекательные телепередачи 53,5 34,3 12,2

5. Проблемные телепередачи 50,0 38,0 12,0

2 См. подробнее: Россия на рубеже веков. - М., 2000.

Продолжение табл. 1

1 2 3 4 5

6. Научно-популярная литература, мемуары 40,7 40,1 19,2

7. Русская классическая литература 57,5 32,2 10,3

8. Современная русская литература 32,5 53,7 13,8

9. Современная зарубежная литература 21,8 56,0 22,2

10. Детективы, фантастика 46,5 33,0 20,5

11. Рок-музыка 18,9 33,6 47,5

12. Советская эстрада 63,3 28,6 8,1

13. Зарубежная классическая литература 35,7 45,1 19,2

14. Театр 62,2 30,8 7,0

15. Художественные выставки 50,7 38,4 10,9

16. Самообразование 60,0 31,6 8,4

17. Посещение церкви, чтение религиозной литературы 34,5 41,2 24,3

18. Туризм, путешествия 75,4 18,1 6,5

Если рассматривать полученные в ходе социологических исследований данные с точки зрения баланса между отечественной традицией и западной культурой, то значимые различия проявляются только в возрастном срезе. Например, зарубежные фильмы привлекают почти 60% молодых людей, в то время как среди респондентов среднего возраста (31-50 лет) этот показатель почти в 2 раза, а среди самых старших (после 50 лет) почти в 4 раза ниже. При этом меняется и соотношение симпатий между современными зарубежными и отечественными лентами: если средняя и старшая возрастные группы отдают предпочтение российскому кинематографу (причем вторая - со значительно большим преимуществом), то у молодых зрителей перевешивает интерес к зарубежным постановкам (60% против 50% соответственно).

Сходная, хотя и более «сглаженная» картина наблюдается в области читательских предпочтений. В старших возрастных когортах больше любят русскую классику, вслед за которой примерно на одном уровне идет зарубежная классическая и современная российская литература. У молодых же читателей интерес к современной зарубежной книге такой же, как к отечественной, и почти такой же, как к зарубежной классике. Однако русская классическая литература и в этой группе все же занимает

первое место, хотя уровень симпатий к ней на 20% ниже, чем у самых старших.

Возраст, когда россияне проявляют наибольший интерес к европейской, жизни и культуре, - приблизительно до 40 лет. В этот период интенсивность зарубежных поездок, оцениваемая посредством вопроса «Удалось ли за последний год посетить хотя бы одну европейскую страну?», - держится с небольшими колебаниями в диапазоне 6-7%. Чтение книг зарубежных писателей - 31-38%, посещение выставок и концертов -7-12, чтение специальных изданий о Европе - 25-35, просмотр европейских фильмов - 62-78, телепередач, посвященных европейской культуре, - 57-68%. Респонденты в возрасте до 35 лет наиболее активно используют для получения информации о европейской жизни и культуре Интернет.

Тем не менее проводившаяся Лабораторией социологических исследований МЭИ в 1999 и 2002 гг. экспресс-диагностика культурной компетентности студентов московских вузов при помощи вопросов типа «Кем были эти люди?» показала, что испытуемые значительно чаще дают правильные ответы, когда речь идет о деятелях отечественной культуры, чем о фигурах, представляющих общеевропейское культурное наследие. Некоторые из полученных в ходе этого исследования результатов оказались прямо-таки курьезными: например, в 1999 г. около 27% опрошенных считали, что Б. Брехт является <...> нацистским военным преступником. Впрочем, спустя три года правильно идентифицировали этого выдающегося и хорошо известного у нас в прошлом драматурга всего 12% опрошенных.

Отвечая на открытые вопросы, предлагающие перечислить самые любимые произведения искусства, студенты очень часто называют имена европейских художников. Обычно это великие итальянцы эпохи Возрождения, французские импрессионисты, немецкие, французские и итальянские композиторы XIX в. Хорошо известно и ценимо творчество С. Дали, П. Пикассо, Ф. Феллини. Что же касается новейших тенденций европейской культуры, то, по сути дела, единственная ее область, которая органически интегрирована в духовный мир российской учащейся молодежи и которая выступает в качестве фокуса если не общего, то по крайней мере доминирующего интереса, это рок-музыка. Что же касается литературы,

кинематографа, живописи, то знакомство с ними почти всегда носит отрывочный и довольно случайный характер. Консолидирующие духовные парадигмы здесь сегодня не просматриваются. И это, безусловно, существенно отличает нашу современность от культурной ситуации советского общества конца 50-х - конца 80-х годов, когда то, что происходило в зарубежном искусстве, переживалось отечественной интеллигенцией как часть ее собственного экзистенциального опыта.

После 50 лет «европейская» составляющая культурной практики резко теряет в весе, а после 60 лет становится сравнительно незначительной. Только просмотр европейских фильмов и посвященных европейской теме телепрограмм, а также прослушивание радиопередач еще сохраняется на достаточно высоком уровне, хотя и здесь отмечается заметный спад по сравнению с младшими возрастными группами. Среди респондентов старше 60 лет удалось за год съездить в одну из европейских стран менее чем 1,5% опрошенных, посетить концерт европейских артистов - чуть более 1%, сходить на выставку - 3%. В этом возрасте становится совсем малым количество получающих информацию о Европе через Интернет - 0,5%. Снижается у самых старших россиян и интерес к посвященным Европе специализированным изданиям: после 50 лет он падает с почти 20 до 13,1%, а после 60 лет доходит до отметки 10%.

Исследование, проведенное ИКСИ РАН в мае-июне 2002 г., конкретизировало общую картину культурных ориентаций российского общества применительно к смысловым контекстам и проблемам российско-европейского сотрудничества. При этом основной акцент делался не на декларативные предпочтения, а на реальную культурную практику россиян (см. табл. 2).

Таблица 2

Как россияне в течение последнего года знакомились с теми или иными явлениями европейской жизни и культуры? (в %)

Явления европейской жизни и культуры %

1 2

Посетили одну из европейских стран 4,5

Прочитали книгу европейского писателя 26,9

Посетили выставку, посвященную европейской культуре 6,2

Сходили на концерт европейских артистов 6,2

Продолжение табл. 2

1 2

Посмотрели европейский кинофильм 56,6

Читали специальные издания (газеты, журналы) о жизни и культуре в Странах Европы 19,9

Смотрели телевизионные передачи, посвященные европейской культуре 55,6

Слушали радиопередачи, посвященныеевропейской культуре 20,7

Получали информацию о жизни и культуре Европы через Интернет 3,8

Получали информацию о жизни Европы от друзей и знакомых, проживающих или часто бывающих там 20,1

Другое 1,3

За последний год не знакомились с теми или иными явлениями европейской жизни и культуры 22,2

Как показывают полученные данные, основным источником информации о жизни европейских стран и их культуре для россиян являются кино и телевидение, в меньшей степени - книга. Непосредственные личные впечатления имеют довольно ограниченное распространение. Это связано с тем, что россияне все еще мало бывают за рубежом (за последний год хотя бы одну из европейских стран удалось посетить 4,5% опрошенных). Да и такие, дающие определенный запас живых впечатлений формы культурных контактов, как посещение выставок и концертов европейских артистов, охватывают в общей сложности не более 6,5% российского населения. Более широко циркулирует опосредованная информация, почерпнутая от знакомых. Но и она доходит лишь до одного человека из пяти. К тому же подобная информация касается в основном бытовых вопросов и не имеет специфического достоинства живой наглядности. Поэтому знание о Европе у значительной массы, если не у большинства россиян - это знание на уровне «экранной картинки». Не случайно, когда «средний» российский гражданин пытается дать вербальный ответ на вопрос о том, что приходит ему на ум в связи с названием какой-либо европейской страны, он вспоминает в первую очередь ее телевизионные виды и некоторые элементарные сведения из школьного учебника истории.

Культурное пространство России, если рассматривать его в плане перспектив культурной интеграции с Европой, чрезвычайно неоднородно. В

роли своеобразных «конденсаторов» социокультурного зарубежного опыта

выступают, в первую очередь, мегаполисы. Отметим, что ни областные центры, ни даже районные города практически не уступают Москве и Санкт-Петербургу по степени «телевизионного» знакомства с европейскими странами. Их жители так же или почти так же часто смотрят европейские фильмы и слушают радиопередачи, рассказывающие о жизни и культуре европейских стран. Практически в равной степени доступна и информация от часто бывающих в Европе или постоянно там живущих друзей и знакомых. Правда, по мере понижения административного статуса и величины поселения, падает и читаемость книг европейских писателей. Перепад по этому показателю между занимающими полярно противоположные позиции типами поселений (мегаполис - село) - практически двукратный. А вот что касается специальных изданий о жизни и культуре в странах Европы, то население небольших городов прибегает к ним почти наравне с москвичами и петербуржцами, а областные центры в этом отношении даже немного опережают мегаполисы.

Вместе с тем, когда мы обращаемся к показателям, характеризующим интенсивность непосредственных контактов с жизнью и культурой современной Европы, картина становится совершенно другой. Здесь четко обозначаются разрывы культурного опыта, причем последние заметны уже при сопоставлении Москвы и Санкт-Петербурга с другими крупными городами. Различия между областными центрами и «глубинкой» также значительны, но все же они в целом менее выражены. Так, например, за последний год в странах Европы удалось побывать приблизительно каждому шестому жителю мегаполиса, в то время как в областных центрах этот показатель почти в 4 раза ниже. Возможности селян в этом плане еще более ограничены, но все же за год их побывало за границей всего на 25% меньше, чем жителей областных центров.

Жители Москвы и Санкт-Петербурга в 2-3 раза чаще, чем жители других крупных городов, бывают на выставках, посвященных европейской культуре, и на концертах европейских артистов. В «глубинке» этот показатель падает в 2-3 раза. Наконец, существуют очень сильные различия в плане включенности в международное общение через Интернет: информацию о жизни и культуре Европы получают этим путем свыше 8% жите-

лей мегаполисов, в то время как в областных центрах - 4,8%, в районных центрах - 3, на селе - 1,5%.

Впрочем, социокультурная среда российских мегаполисов, в свою очередь, также неоднородна, и линии культурно-информационного взаимодействия с Европой распределены в ней весьма неравномерно. Дело в том, что «чувствительность» к европейским влияниям в современном российском обществе зависит от социально-демографических различий.

Не раз уже отмечалось, что мощным фактором дифференциации культурных практик в современной России стал уровень материального благосостояния. Это, естественно, имеет свое специфическое преломление в сфере культурных контактов россиян с Европой. Так, среди той части наших респондентов, которые представляют «средний класс», побывало за последний год в Европе в 2,5 раза больше граждан, чем среди тех, кто аттестовал себя как низкообеспеченных, и в 5,5 раз больше тех, кто живет за чертой бедности. Примерно аналогичный разрыв зафиксирован и по такому показателю, как получение информации о культуре и жизни европейских стран через Интернет. Малообеспеченные в 2 раза, живущие за чертой бедности в 3 раза реже ходят на концерты европейских артистов, почти не посещают выставок и даже меньше читают.

Единственное, в чем малоимущие слои населения почти не уступают более состоятельным соотечественникам, - это интерес к освещающим зарубежную жизнь телепередачам.

Вместе с тем материальное благосостояние чаще всего оказывает влияние на культурную практику не само по себе, а в комбинации с другими социальными факторами, определяющими «базисный» уровень духовного развития данного индивида.

Понятна, в частности, положительная корреляция между степенью проявления интереса к жизни и культуре Европы и уровнем образования. Тем не менее дело не только в образовании как таковом, но и в роде занятости, в принадлежности к той или иной социально-профессиональной группе. Так, инженерно-технический персонал, безусловно, существенно превосходит рабочих по образовательному цензу, но не слишком сильно отличается от них по знакомству с европейской литературой (перепад цифр, характеризующих количество прочитанных за год книг европейских авто-

ров, - всего 2%, причем в пользу рабочих), по интересу к европейскому кино и посвященным Европе телепередачам, по частоте посещения выставок и концертов. Резкий скачок категория ИТР дает только по Интернету, но это связано, скорее всего, не с собственно культурными, а со специфически профессиональными потребностями.

В целом социально-профессиональные группы, на которые делится современное российское общество по их отношению к культурно-информационному взаимодействию с Европой, можно отнести к трем основным типам. Назовем их «активные», «интересующиеся» и «отстраненные».

К «активным» надо отнести гуманитарную интеллигенцию, студентов и предпринимателей. Главные отличительные черты данного типа - высокая интенсивность непосредственных личных контактов, особый интерес к специализированным изданиям, а также к европейским писателям. Представители всех трех вошедших в эту категорию социальных групп значительно чаще других посещают европейские страны. Лидируют здесь, по вполне понятным причинам, предприниматели, среди которых за последний год побывал в Европе приблизительно каждый четвертый. Но и для остальных двух групп этот показатель в два или почти в два раза выше, чем в среднем по выборке.

Выставки и концерты особенно привлекают гуманитарную интеллигенцию. Но вопреки расхожим мнениям представители малого и среднего бизнеса почти не уступают ей в этом (а не вошедшую в категорию «осведомленных» инженерно-техническую интеллигенцию заметно опережают). В целом же посещаемость «культурных мероприятий» в рассматриваемых нами трех социальных группах в 2,5 - 3,5 раза выше, чем в среднем по выборке.

Более трети студентов и предпринимателей и чуть ли не половина представителей гуманитарной и творческой интеллигенции читают специализированные издания, освещающие жизнь Европы и ее культуру, тогда как среди ИТР, служащих и госслужащих - от одной пятой до четверти опрошенных (в среднем по выборке - около 20%). Примерно такие же (но несколько более «смягченные») различия проявляются и в выборе для чтения книг европейских писателей. Наконец, если бы не высокий показатель интернет-активности в группе ИТР, «осведомленные» заняли бы ли-

дирующую позицию и по этому показателю. Во всяком случае, студенты

занимают по нему второе, а предприниматели третье место в стандартном перечне из 11 основных социально-профессиональных групп.

Ко второму из выделенных нами типов - «интересующиеся», - судя по данным проведенного исследования, можно отнести военных (включая сотрудников МВД), служащих (в том числе госслужащих), ИТР, работников торговли и сферы обслуживания (включая транспорт и связь). Как это ни странно, по уровню значений основных индикаторов, характеризующих культурные потребности, сюда же вполне органично вписываются безработные (видимо, среди них велика доля лиц, имеющих «интеллигентные» профессии).

Основные показатели категории «интересующихся»: поездки в европейские страны за последний год состоялись у 3-4% респондентов, на «культурных мероприятиях» побывали 5-9% (чуть более высокую цифру - 12% - дала посещаемость концертов европейских артистов у ИТР), книги европейских авторов прочитали 25-30% опрошенных. Интерес к специализированным изданиям в отнесенных к данному типу социальных группах зафиксирован на уровне 21-29%, а получение культурно-познавательной информации через Интернет в целом варьируется в диапазоне 4-6% (за исключением, с одной стороны, группы ИТР, где данная цифра многократно выше, а с другой стороны, - работников торговли и услуг, где она оказалась самой низкой среди всех социально-профессиональных групп, не исключая и жителей села). В целом же приведенные цифры близки к средним данным по выборке.

Наконец, к категории «отстраненные» можно отнести наиболее обездоленные слои российского общества - рабочих, жителей села и городских пенсионеров. Совершенно ясно, что здесь должны «поползти» вниз все показатели, которые естественным образом коррелируют с материальной обеспеченностью. Действительно, количество зарубежных поездок, степень доступа к Интернету и даже посещаемость выставок и концертов во всех трех этих группах неизменно оказывается ниже средних показателей, причем в ряде случаев значительно. Но даже и такие достаточно доступные формы приобщения к культурной жизни Европы, как просмотр соответствующих телепрограмм и кинофильмов, развиты в этой социаль-

ной среде меньше, чем в других социально-демографических группах.

Только у рабочих они еще держатся на среднем уровне, а у сельских жителей и пенсионеров отклоняются вниз от средних на 6-10%. В то же время среди рабочих каждому пятому, а среди сельских жителей и пенсионеров почти каждому третьему за год вообще не довелось познакомиться с теми или иными явлениями европейской жизни и культуры.

При сопоставлении социокультурных типов, занимающих в нашей классификации противоположные позиции («активных» и «отстраненных»), видны очень значительные (многократные) перепады показателей: так, среди рабочих, пенсионеров и жителей села доля побывавших в течение года в Европе в 8-10 раз меньше, чем у предпринимателей, и в 3-4 раза меньше, чем у студентов, посещаемость концертов и выставок - в 5-10 раз, а интернет-включенность - в 10-20 раз ниже, чем у лидирующих социально-профессиональных групп.

Каково же количественное соотношение трех выделенных социокультурных типов в российском обществе? Если условно соотнести эти типы с определенными социальными группами (принадлежность к которым может быть зафиксирована формально), то получится следующая пропорция: соответственно 1 5:25:60. При этом, судя по количеству тех, кто отрицательно ответил на вопрос, приходилось ли ему (ей) в течение года знакомиться с какими-либо явлениями культуры из жизни европейских стран, до четверти россиян практически вообще не включены в какое-либо систематическое взаимодействие с культурным полем Европы, и европейские влияния могут доходить до них лишь эпизодически.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.