РОССИЯ И МИР
В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
ЕВРОПА И ГЕРМАНИЯ ГЛАЗАМИ РОССИЯН
Ниже публикуется дайджест большого аналитического доклада, составленного представительством германского Фонда им. Фридриха Эберта в Российской Федерации в сотрудничестве с Институтом комплексных социологических исследований РАН под руководством П.Шульце (руководителя представительства) и М.К.Горшкова (директора ИКСИ РАН) год назад на основе социологических опросов. Данные опросов и выводы авторов доклада актуальны и сегодня.
Российско-европейское сотрудничество глазами россиян
Как показал настоящий опрос, общественные настроения в России в целом благоприятствуют развитию отношений с Европой. Так, свыше половины наших сограждан (51,5%) поддержали тезис о том, что Россия должна всемерно стремиться войти в Европейское сообщество, став частью общеевропейского экономического пространства.
Вместе с тем, нельзя не признать, что по вопросу «позиционирования» России в Европе и мире наши сограждане далеки от консенсуса. Об этом свидетельствует, в частности, их отношение к суждениям о месте России в Европе и европейском экономическом пространстве (см. таблицу 1).
При этом в некоторых политически очень весомых регионах соотношение сторонников и противников вхождения в Европейское сообщество близко к паритетному. В их числе между прочим, оказалась и Москва, где голоса «за» и «против» разделились в отношении 42% и 39%. Сторонники вхождения России в Европу приблизительно в одной и той же пропорции представлены во всех возрастных и образовательных группах, процент их заметно падает только в самой старшей возрастной когорте (после 60 лет), но доля твердых противников интеграции с Европой и здесь не выше, чем в среднем по выборке.
Как показал опрос, считающих, что Западная Европа в принципе не заинтересована в сотрудничестве с Россией, явное меньшинство (4,5%). Многие россияне верят в то, что развитые европейские страны заинтересованы в выходе России из кризиса. Другой вопрос, какими мотивами руководствуется Европа, когда она развивает отношения с Россией?
Здесь мнения российских граждан разделились. В таблице 2 приведено в порядке убывания распределение оценок о возможных мотивах Западной Европы при сотрудничестве с Россией.
Таблица 1
ОТНОШЕНИЕ РОССИЯН К СУЖДЕНИЯМ О МЕСТЕ РОССИИ В ЕВРОПЕ И ЕВРОПЕЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ, В %
Суждения %
1
Россия - часть Европы. В XX в. она оказала огромное влияние на судьбы европейских государств и народов, и в XXI в. она будет теснее всего связана именно с этим регионом. 41,7
Россия не является в полной мере европейской страной. Это особая евразийская цивилизация, и в будущем центр ее политики будет смещаться на Восток. 35,5
Трудно сказать. 22,8
2
Усиление России представляет собой угрозу для европейских стран, поэтому эти страны не заинтересованы в действительном подъеме России. 47,9
Развитые европейские страны заинтересованы в том, чтобы Россия преодолела кризис, так как Европа - это общий дом и для России, и для них самих. 38,1
Трудно сказать. 14,0
3
Россия должна всемерно стремиться к тому, чтобы войти в Европейское сообщество, став частью общеевропейского экономического пространства. 51,5
России не обязательно, а может быть, и не нужно входить в Европейское сообщество. 29,5
Трудно сказать. 19,0
Таблица 2
МНЕНИЯ РОССИЯН О ВОЗМОЖНЫХ МОТИВАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ПРИ СОТРУДНИЧЕСТВЕ С РОССИЕЙ, В %
Возможные мотивы %
Западная Европа заинтересована исключительно в природных ресурсах России (нефть, газ и т.д.). 58,5
Западная Европа заинтересована в России в качестве противовеса мировому господству США. 23,2
Западная Европа заинтересована в использовании культурного и интеллектуального потенциала России. 20,0
Западная Европа заинтересована в равноправном экономическом сотрудничестве с Россией. 16,7
Западная Европа заинтересована в развитии демократии и рыночных реформ в России. 14,0
Затруднились ответить. 8,4
(Сумма цифр превышает 100%, поскольку можно было выбрать до двух вариантов ответа).
Как видно, достаточно большое количество россиян считает, что Западная Европа заинтересована в равноправном экономическом сотрудничестве с Россией, в развитии в ней демократии и рыночных реформ, в использовании ее интеллектуального и культурного потенциала. Эти мнения коррелируют с той точкой зрения, что европейцы заинтересованы в укреплении общего дома, каковым Европа является и для них самих, и для россиян. Но одновременно, как уже отмечалось, в целом по стране до половины населения (48,0%) с данной позицией не согласны, считая, что европейцы не заинтересованы в подъеме России, поскольку усматривают в этом угрозу для себя.
Говоря о перспективах сотрудничества России и Европы, безусловно следует иметь в виду целый ряд фоновых факторов, как социокультурных, так и исторических, которые оказывают существенное влияние на оценки и суждения россиян. Влияние этих факторов видно даже на отношении наших сограждан к субъектам, с которыми России приходится взаимодействовать, особенно если эти субъекты связаны с многолетним противостоянием Запад-Восток. Речь идет прежде всего о НАТО. Из всех международных организаций и объединений, в которые входят ведущие страны Западной Европы, именно эта организация хуже всего воспринимается массовым сознанием. Не случайно само упоминание этого термина у 70% россиян вызывает отрицательную реакцию.
При этом психологический дискомфорт вызывает, по-видимому, не только ассоциация НАТО с военной угрозой, но и неясность функций и целей альянса в отношении России (враги или всё же не враги?). Общая размытость ситуации отразилась в первую очередь в ответах на вопрос о том, к чему, по мнению россиян, может привести подписание договора о сотрудничестве НАТО с Россией и возможное заключение союза между ними.
Респондентам было предложено несколько вариантов возможных последствий наметившегося сближения России и НАТО. Почти все они собрали примерно одинаковое количество голосов - немногим больше или меньше 15% (см. таблицу 3).
Однако тревоги и сомнения, омрачающие в глазах россиян перспективы сближения с Европой, связаны не только с расширением НАТО. Одним из источников психологической напряженности в последнее время стала и «мирная» экспансия Евросоюза, создавшая непростую ситуацию вокруг Калининградской области. Однако, сталкиваясь с действительным (или воображаемым) «принуждающим воздействием», россияне отнюдь не склонны «прогибаться». И в вопросе о Калининградской области российское общество заняло четкую позицию защиты национального суверенитета. Свыше 60% россиян высказались за то, чтобы эта территория продолжала иметь такой же статус, как и все другие российские регионы (см. таблицу 4).
Таблица 3
МНЕНИЯ РОССИЯН О ВОЗМОЖНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЯХ СОЗДАНИЯ СОЮЗА НАТО-РОССИЯ, В %
Возможные политические последствия %
Это откроет перспективу вхождения России в блок НАТО в качестве полноправного члена. 13,3
Это будет равноправный союз, где решения по ключевым вопросам безопасности будут приниматься всеми странами НАТО и Россией коллегиально. 16,7
Заключение такого союза позволит Западу нейтрализовать негативное отношение России к расширению НАТО на Восток (Прибалтика, Украина и т.п.). 17,2
Заключение такого союза позволит при необходимости России и НАТО совместно использовать военную силу. 17,3
Это даст возможность ведущим европейским странам - членам НАТО и России противодействовать господствующим устремлениям США. 15,1
Ничего позитивного этот договор не даст, так как НАТО - это порождение «холодной войны» и его следует распустить. 27,4
Затруднились ответить. 20,5
(Сумма цифр превышает 100%, поскольку можно было выбрать до двух вариантов ответа).
Таблица 4
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОССИЯН О СТАТУСЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, В %
Возможные варианты статуса %
Калининградская область должна оставаться в России и сохранять такой же правовой статус, как и все остальные субъекты Российской Федерации. 61,2
Политический и правовой статус Калининградской области не должен меняться, но ее нужно сделать свободной экономической зоной. 19,6
Калининградской области следует предоставить статус совместного управления России и Европейского сообщества. 2,7
Поскольку до войны Калининградская область была частью Восточной Пруссии, эта область со временем может быть присоединена к Германии. 2,7
Затруднились ответить. 13,8
Выяснение характера отношений России и Западной Европы через призму общественного мнения касается и вопросов о том, в каком качестве Россия могла бы войти в Европейское сообщество; как это может быть увязано с очень непростым процессом реструктурирования постсоветского пространства. Ибо ни для кого
еще в полной мере не ясно, как европейский вектор интеграции соотносится с интеграцией в рамках СНГ.
Во всяком случае, выражая свое отношение к Союзу России и Белоруссии в контексте европейских перспектив российской политики, половина российского населения (47%) присоединилась к тому мнению, что надо стремиться к скорейшему завершению создания союзного государства. Еще около 30% населения предпочли бы ограничиться интеграцией российской и белорусской экономик, но сомневаются в необходимости создания союзного государства. Высказавшихся против особых отношений с Белоруссией, тех, кто предпочел бы строить их как с любым другим соседним государством, оказалось сравнительно немного (около 11,5%).
Следует отметить, что мнения россиян по вопросам международного сотрудничества, интеграции и развития отношений с Европой являются достаточно консолидированными. Основные пропорции в распределении мнений довольно стабильно выдерживаются независимо от возраста, образования, материальной обеспеченности и типа поселений. В этом смысле российское общество демонстрирует достаточно высокий уровень гомогенности.
Проблемы культурной интеграции
Развитие отношений России с Европейским сообществом, безусловно, зависит не только от взаимных интересов, но и от степени культурно-психологической близости россиян и европейцев. В этой связи уместно поставить вопросы о том, насколько «европейскими» являются культурные интересы россиян, насколько интенсивны их культурно-информационные связи с Европой, как диалог России и Европы преломляется в культурной практике «среднестатистического» россиянина?
В первую очередь отметим: в целом россияне склонны рассматривать свою культуру как европейскую. Этот факт был социологически зафиксирован еще в одном из ранее проведенных нами исследований, в ходе которого респондентам предлагалось указать место российской культуры на условной шкале «Запад - Восток». В итоге в «западной» части шкалы сгруппировались в общей сложности 60,0% ответов, в самом центре - около четверти (23,6%), а в «восточной» - менее 17,0%.
Настоящее исследование конкретизировало общую картину культурных ори-ентаций российского общества применительно к проблемам российско-европейского сотрудничества. При этом смысловой акцент задававшихся респондентам вопросов был перенесен с культурных предпочтений на реальную культурную практику россиян (см. таблицу 5).
Как показывают полученные данные, основным источником информации о жизни европейских стран и их культуре для россиян являются кино и телевиде-
ние, в меньшей степени - книга. Непосредственные личные впечатления имеют довольно ограниченное распространение. Это связано с тем, что россияне все еще мало бывают за рубежом (за последний год хотя бы одну из европейских стран удалось посетить 4,5% опрошенных).
Таблица 5
КАК РОССИЯНЕ В ТЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО ГОДА ЗНАКОМИЛИСЬ С ТЕМИ ИЛИ ИНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИЗНИ,В %
Источник информации %
Посетили одну из европейских стран. 4,5
Прочитали книгу европейского писателя. 26,9
Посетили выставку, посвященную европейской культуре. 6,2
Сходили на концерт европейских артистов. 6,2
Посмотрели европейский кинофильм. 56,6
Читали специальные издания (газеты, журналы) о жизни и культуре в странах Европы. 19,9
Смотрели телевизионные передачи, посвященные европейской культуре. 55,6
Слушали радиопередачи, посвященные европейской культуре. 20,7
Получали информацию о жизни и культуре Европы через Интернет. 3,8
Получали информацию о жизни Европы от друзей и знакомых, проживающих или часто бывающих там. 20,1
Другое. 1,3
За последний год не знакомились с теми или иными явлениями европейской жизни и культуры. 22,2
Жители Москвы и Санкт-Петербурга в два-три раза чаще, чем жители других крупных городов, бывают на выставках, посвященных европейской культуре и на концертах европейских артистов. В «глубинке» этот показатель падает в два-три раза. Наконец, существуют очень сильные различия в плане включенности в международное общение через Интернет: информацию о жизни и культуре Европы получают этим путем свыше 8% жителей мегаполисов, в то время как в областных центрах - 4,8%, в районных центрах - 3, на селе - 1,5%.
В целом социально-профессиональные группы, на которые делится современное российское общество по их отношению к культурно-информационному взаимодействию с Европой, можно отнести к трем основным типам. Назовем их «осведомленные», «интересующиеся» и «отстраненные».
В состав «осведомленных» входят предприниматели, студенты и гуманитарная интеллигенция. Главная отличительная черта этого типа в целом - это высо-
кая интенсивность непосредственных личных контактов, особый интерес к специализированным изданиям, а также к европейским писателям. Представители всех трех вошедших в эту категорию социальных групп значительно чаще других посещают европейские страны. Лидируют здесь по вполне понятным причинам предприниматели, среди которых за последний год побывал в Европе приблизительно каждый четвёртый. Но и для остальных двух групп этот показатель в два или почти в два раза выше, чем в среднем по выборке.
Выставки и концерты особенно привлекают гуманитарную интеллигенцию. Но вопреки расхожим мнениям, представители малого и среднего бизнеса почти не уступают ей в этом. В целом же посещаемость «культурных мероприятий» в этих трех социальных группах в два с половиной - три с половиной раза выше, чем в среднем по выборке.
Более трети студентов и предпринимателей и чуть ли не половина представителей гуманитарной и творческой интеллигенции читает специализированные издания, освещающие жизнь Европы и ее культуру, тогда как среди ИТР, служащих и госслужащих - от 1/5 до 1/4 опрошенных (в среднем по выборке - около 20%).
Ко второму типу - «интересующиеся», можно отнести военных (включая сотрудников МВД), служащих (в том числе госслужащих), ИТР, работников торговли и сферы обслуживания (включая транспорт и связь). Как это ни странно, по уровню значений основных индикаторов, характеризующих культурные потребности, сюда же вполне органично вписываются безработные (видимо, среди них велика доля лиц, имеющих «интеллигентные» профессии).
Основные показатели категории «осведомленных»: поездки в европейские страны за последний год состоялись у 3-4% респондентов, на «культурных мероприятиях» побывали 5-9% (чуть более высокую цифру - 12% дала посещаемость концертов европейских артистов у ИТР), книги европейских авторов прочитали 25-30% опрошенных. Интерес к специализированным изданиям в отнесенных к данному типу социальных группах зафиксирован на уровне 21-29%, а получение культурно-познавательной информации через Интернет в целом варьируется в диапазоне 4-6%.
Наконец, к типу «отстраненные» можно отнести наиболее обездоленные слои российского общества - рабочих, жителей села и городских пенсионеров. Количество зарубежных поездок, степень доступа к Интернету и даже посещаемость выставок и концертов во всех трех группах неизменно оказывается ниже средних показателей, причем в ряде случаев значительно. Но даже и такие достаточно доступные формы приобщения к культурной жизни Европы, как просмотр соответствующих телепрограмм и кинофильмов, развиты в этой социальной среде меньше, чем в других социально-демографических группах. Только у рабочих они еще держатся на среднем уровне, а у сельских жителей и пенсионеров отклоняются вниз от средних на 6-10%. В то же время среди рабочих каждому пятому, а среди
сельских жителей и пенсионеров почти каждому третьему за год вообще не довелось познакомиться с теми или иными явлениями европейской жизни и культуры.
Почти на этом же уровне (свыше 26%) данный показатель был зафиксирован в ходе исследования у безработных, но в этой социальной группе он отчасти компенсируется достаточно высокими значениями индикаторов, позитивно характеризующих культурную информированность и включенность. Тем не менее есть, по-видимому, основания полагать, что при более «дробном» и специализированном анализе какие-то подгруппы безработных должны были бы быть переведены из категории «интересующихся» в состав «отстраненных».
Каково же количественное соотношение трех выделенных социокультурных типов в российском обществе? Если условно соотнести эти типы с определенными социальными группами (принадлежность к которым может быть зафиксирована формально), то получится следующая пропорция: соответственно 15:25:60. При этом, судя по количеству тех, кто отрицательно ответил на вопрос, приходилось ли ему (ей) в течение года знакомиться с какими-либо явлениями культуры из жизни европейских стран, до четверти россиян практически вообще не включены в какое-либо систематическое взаимодействие с культурным полем Европы, и европейские влияния могут доходить до них лишь эпизодически.
Образ Европы и образ России:
проекция на массовое сознание
На фоне резкого падения симпатий россиян к США, восприятие ими Европы выглядит устойчиво позитивным. Весной 2000 г. благоприятные ассоциации со словом «Европа» зафиксированы у 83,0% респондентов, а летом 2002 г. - у 79,0%. Это намного выше, чем соответствующий показатель по слову «Америка» (56,6 и 43,3%). Однако, если сопоставить приведенные цифры с показателями, характеризующими реакции россиян на другие термины, составляющие «словарь» внешней политики, становится ясно, что европейская политическая реальность в разных ее ипостасях воспринимается весьма дифференцированно.
Авторов настоящего доклада в свое время весьма удивило выявленное в результате такого сопоставления различие в оценках понятий «Европа» и «Запад». В 2000 г. оно почти достигло отметки в 40,0%, в 2002 г. - составило 30%. Парадоксальным кажется и то, что аналогичный (лишь ненамного меньший) перепад показателей разделяет понятия «Европа» и «Европейский союз» (ЕС). Летом 2002 г. положительные ассоциации с первым из них зафиксированы у 79%, а со вторым -только у 59% респондентов. Соотношение же уровней антипатии составило 13,6 и 20,6% соответственно. Таким образом, Европа как особое культурно-историческое образование ближе и понятнее россиянам, чем Европа - ЕС, выступающая в виде институционального субъекта международной политики.
Исходя из этих пояснений, очевидно, и надо интерпретировать ответы россиян на вопросы, проясняющие их взгляды на место, которое может или должна занимать в Европе Россия. Более 40% наших сограждан считают, что Россия - это часть Европы, которая органически принадлежит европейской истории и в XXI в. будет теснее всего связана именно с этой частью мира. Сторонников широко распространившегося в последнее время евразийства оказалось 35,5%. Причем число это по сравнению с данными нашего исследования двухлетней давности практически не изменилось.
Реконструировать образ Европы в массовом сознании россиян и лучше уяснить, как он соотносится с образом России, позволяют ответы на один из вопросов настоящего исследования, согласно которому респондентам надо было отметить в предложенном им списке слова, ассоциирующиеся с Западной Европой или/и с Россией. Полученные в результате данные представлены в таблице 6.
Если выделить 4-5 общезначимых смысловых ассоциаций, которые респонденты отмечали чаще всего, то окажется, что «Западная Европа» для россиян это в первую очередь - благосостояние, комфорт, права человека, цивилизация, наркотики. На указанных характеристиках сходятся все возрастные и все образовательные группы.
Россия у наших сограждан, к сожалению, ассоциируется сегодня в первую очередь с кризисом и наркотиками, к которым в ряде социально-демографических групп добавляется «моральный упадок». Вместе с этими негативными словами в семантическое ядро образа России входят позитивные элементы. Это такие слова, как патриотизм, духовный мир, интеллект.
Сопоставляя полученные данные, нетрудно установить, что смысловые поля рассматриваемых нами образов («Западная Европа» и «Россия») почти не пересекаются, во всяком случае - в зонах своей наивысшей интенсивности. Единственная точка, где соприкасаются смысловые ядра этих образов (примерно на уровне 75%) - это «наркотики».
Особого упоминания заслуживает соотношение России и Западной Европы на шкале таких качеств, как «сила - слабость». Вряд ли следует удивляться тому, что «слабость» в настоящее время ассоциируется преимущественно с Россией. Во всяком случае к нашей стране его отнесли свыше 57% опрошенных, тогда как к Западной Европе - всего 12,3%. Вместе с тем одновременно и даже как бы независимо от этого России приписывается и противоположное качество - сила. Причем по этому показателю она даже немного опередила Западную Европу (48,5% против 45,2%).
Таким образом, сопоставляя свою страну с Западной Европой, россияне отнюдь не чувствуют себя подавленными или, тем более, «потерпевшими поражение». И это самоощущение во многом определяет в их глазах условия и рамки сотрудничества с Европой.
Таблица 6
КАКИЕ ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ НИЖЕ СЛОВ В НАИБОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ОТВЕЧАЮТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ РОССИЯН О ВЕДУЩИХ СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, А КАКИЕ - О РОССИИ, В %
Слова Западная Европа Россия
1. Права человека 79,9 16,9
2. Расцвет 66,9 16,7
3. Гуманизм 41,4 38,1
4. Угроза 43,2 24,6
5. Воля 29,0 42,3
6. Культура 64,4 56,5
7. Слабость 12,3 57,3
8. Комфорт 82,4 3,8
9. Благосостояние 88,8 6,1
10. Угасание 14,0 43,6
11. Угнетение 18,7 42,3
12. Скука 27,3 33,8
13. Свобода 58,9 34,2
14. Кризис 14,3 79,6
15. Безопасность 52,6 16,8
16. Насилие 39,2 56,9
17. Цивилизация 78,7 15,7
18. Патриотизм 25,0 68,4
19. Интеллект 41,5 61,6
20. Энергия 34,8 49,0
21. Честность 27,6 40,3
22. Духовный мир 29,8 63,6
23. Лицемерие 55,6 35,1
24. Диктат 35,4 27,4
25. Дисциплина 70,1 9,4
26. Наркотики 75,4 75,6
27. Моральный упадок 32,5 63,1
28. Демократия 62,9 28,6
29. Эгоизм 50,0 29,0
30. Гармония 37,2 18,0
31. Взаимопомощь 30,7 55,0
32. Мир 37,3 44,0
33. Сила 45,2 48,5
Что думают россияне о российско-германских отношениях и перспективах их развития
Определение роли и места России в международном сообществе и, прежде всего в Европе, невозможен без определения неких «точек опоры», т.е. стран-партнеров, которые были бы ей близки но конкретным политическим и экономическим интересам и отношения с которыми носили бы добрососедский, благожелательный характер. В Европе для россиян такой страной является Германия. Это отчетливо показали наши исследования, проведенные еще в середине 90-х годов.
В целом, за прошедшие годы восприятие Германии российским общественным мнением практически не изменилось. Как шесть лет назад, так и в настоящее время оно весьма позитивно.
Несмотря на то, что российские граждане старше 60 лет проявляют более прохладное отношение к Германии, тем не менее общая тенденция значительного преобладания положительного отношения к этой стране имеет место среди респондентов всех возрастных групп (см. таблицу 7).
Таблица 1
ОТНОШЕНИЕ К ГЕРМАНИИ РОССИЯН РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТОВ, В %
Какие чувства вызывает у россиян упоминание Германии До 30 лет 31-50 лет 51-60 лет Старше 60 лет
В основном положительные 72,9 71,3 62,9 60,3
В основном отрицательные 10,7 12,1 19,0 22,2
Затруднились ответить 16,4 16,6 18,1 17,5
Весьма оптимистичными видятся большинству россиян и перспективы российско-германских отношений. При этом данные исследований показывают, что этот оптимизм также имеет тенденцию к росту.
Примечательно то, что та же самая тенденция - роста оптимизма применительно к взаимоотношениям наших двух стран прослеживается и в Германии. Так, согласно данным опроса, проведенного Институтом демоскопии в Алленсбахе в августе 2002 г., число немцев, считающих, что отношения между Россией и Германией в перспективе будут хорошими, возросло с 36% в 1996 г. до 55% в 2002 г.
Наибольший оптимизм в вопросе о том, как будут складываться российско-германские отношения в долговременном плане, демонстрируют, прежде всего, респонденты из материально обеспеченных слоев российского населения. Доля считающих, что эти отношения будут хорошими, среди них составляет 71,3%. Тогда как россияне, живущие за чертой бедности, гораздо более сдержанны в своих оцен-
ках. Среди них позитивно настроены лишь чуть более половины (53,8%), а скептиков, напротив, гораздо больше, чем в других слоях - 31,1%.
Как свидетельствуют данные настоящего исследования, Германия воспринимается российскими гражданами как безусловный экономический лидер Европейского сообщества. В этой роли ее видят 43,3% респондентов. За исключением Великобритании (занимающей второе место в иерархии лидерства в ЕС - 22,2%), ни одна другая крупная европейская страна не обладает в глазах россиян достаточным потенциалом, позволяющим претендовать на европейское лидерство. Например, «за Францию» высказались в этом опросе только 6% респондентов, Италия получила 1% голосов, другие страны - десятые доли процента.
При этом стремление Германии усилить свои экономические позиции, по мнению россиян, являются основным направлением ее нынешней политики в Европе. Так, почти треть опрошенных считает, что Германия хочет первенствовать в Европе для того, чтобы обеспечить свои экономические интересы. Другие возможные цели - стремление объединить Европу с тем, чтобы не было больше войн, или же, напротив, - попытка добиться мирным путем того, чего эта страна не смогла достичь военными методами.
Иначе говоря, большинство россиян не усматривают у нынешней Германии каких-то особых экспансионистских устремлений, в отличие, например, от тех же США. Это, по всей видимости, одна из причин высокого уровня доверия россиян к этой стране. Другая, не менее важная, причина заключается в том, что, несмотря на экономическую мощь современной Германии, у россиян нет по отношению к ней «комплекса неполноценности». В отличие от 1996 г., когда этот комплекс существовал, в настоящее время относительное большинство россиян считает, что Россия и Германия - это страны, обладающие примерно одинаковым весом и влиянием в мире. Понятно, что, когда речь идет о степени влияния, учитывается не только экономический потенциал, но и роль, влияние России и Германии на мировые процессы в прошлом и настоящем. Применительно к России можно констатировать, что эта роль в глазах отечественного общественного мнения вновь начинает возрастать.
Оценивая взаимоотношения между Россией и Германией, многие люди руководствуются не только «высокими материями», но и собственными представлениями, в том числе включающими и личный опыт пребывания в Германии или общения с друзьями и родственниками, побывавшими там. Россияне, которым приходилось посещать Германию, а также получать информацию о ней от близких им людей, насчитывают в своих рядах больше оптимистов, нежели те, кто там никогда не был и не имеет, что называется, неформальной информации об этой стране.
В то же время, несмотря на высокие оценки настоящего и будущего российско-германских отношений, россияне не склонны их идеализировать. На прямой
вопрос о том, существуют ли сегодня проблемы во взаимоотношениях между Россией и Германией, большинство наших сограждан (45,4%) ответило утвердительно. Хотя следует отметить, что еще шесть лет назад таковых насчитывалось почти на 15% больше (в 1996 г. проблемы в их взаимоотношениях были очевидны для 59,1% опрошенных).
Как показал опрос, наиболее часто среди проблем, которыми сопровождаются нынешние отношения России и Германии, россияне называют три - сложности с определением статуса Калининградской области, память россиян и немцев о войне 1941-1945 гг. и нежелание Германии возвратить России культурные ценности, вывезенные во время войны. Эти три проблемы оказались значимы практически для одинакового числа опрошенных (21-42%).
Из приведенных данных видно, что основные проблемы концентрируются в основном в три блока, два из которых связаны с прошлым отношений наших стран и один - с сегодняшними реалиями.
С этой точки зрения определенный интерес представляет оценка россиянами самого факта объединения Германии в 1990 г. Результаты исследования показали, что сегодня, впрочем как и шесть лет назад, большинство россиян (59,0%) считает, что это объединение было вполне закономерным. Различие состоит лишь в том, что определенная часть из них - 23,1% - считает, что это объединение, будучи закономерным, тем не менее было осуществлено чересчур быстро. Однако почти четверть россиян (23,5%) до сих пор убеждена, что тогдашнему Советскому Союзу и его лидеру М. Горбачёву не следовало допускать, и тем более способствовать краху ГДР и объединению двух Германий.
При этом за последние шесть лет заметных изменений в оценках россиянами объединения Германии не произошло.
В течение последнего года в число наиболее острых вопросов буквально ворвалась так называемая «калининградская проблема» - ее отмечают 24,0% россиян. Конечно, латентно калининградский фактор существовал все послевоенные годы. Однако сегодня он приобретает крайне острые формы и чреват серьезными политическими последствиями. Данный фактор постепенно начинает «затмевать» ранее остро воспринимавшуюся россиянами проблему расширения НАТО на восток.
В целом же можно констатировать с достаточно высокой долей определенности, что российско-германские отношения развиваются по восходящей траектории. Если где и произошло действительное прекращение «холодной войны», так это между Россией и Германией. Сегодня отношения наших двух стран, и это видно по всем показателям настоящего исследования, развиваются в гораздо более позитивном ключе, чем с некоторыми другими странами, ранее считавшимися друзьями и добрыми соседями России.
Образ Германии и немцев
В культурном пространстве России, в классической и современной литературе, на экране телевизоров и в кинофильмах, в исторической литературе «немцы» присутствуют очень часто. За последнее десятилетие эти каналы информации дополнились опытом делового общения, связанного с развитием российско-германских связей в области бизнеса, культуры, образования, туризма. Каким же на сегодня предстает образ Германии и немцев в массовом сознании россиян?
Еще несколько десятилетий назад немцы в обыденном сознании россиян не отделялись от фашистов. То было следствие войны, которая оставила глубочайший след в национальном самосознании и россиян, и немцев. Теперь - более полувека спустя после окончания войны - образ Германии и немцев приобретает новые черты. В этой связи одна из задач настоящего исследования состояла в том, чтобы выяснить, в какой мере в российском национальном самосознании память о войне соединяется с идеей немецкой вины за прошлое.
Прямой вопрос на эту тему был сформулирован следующим образом: «Со времени окончания Второй мировой войны прошло более полувека. Считаете ли Вы, что настало время для того, чтобы немецкий народ перестал испытывать чувство вины перед жертвами гитлеровской агрессии?». Ответы на этот вопрос распределились так:
50,9% - да, это время настало. Нынешнее и последующие поколения немцев не должны ощущать чувство вины за злодеяния гитлеровского режима;
32,7% - нет, чувство вины за злодеяния гитлеровского режима должны ощущать и нынешнее, и последующие поколения немцев;
16,4% - затруднились ответить.
Как видно, через 57 лет после окончания войны, половина россиян полагают, что нынешнее поколение немцев не должно ощущать чувства вины за злодеяния гитлеровского режима, но в то же время третья часть наших сограждан придерживаются противоположного мнения. При этом в возрастных группах старше 50 лет более 40% полагают, что национальное чувство вины немцев перед жертвами фашизма должно сохраняться, а в группах от 18 до 40 лет доля лиц, согласных с этим утверждением уменьшается до 20-33%. Дополнительный анализ показал, что такие признаки, как пол, образование, тип места жительства, не влияют на распределение ответов на этот вопрос.
Более полувека, которые прошли со времени окончания Второй мировой войны, способствовали глубокому и разностороннему пониманию проблем самой Германии, судеб и роли немецкого народа и немецкой культуры. Какова же общая оценка Германии в массовом сознании россиян? На вопрос «Чем прежде всего является для Вас Германия?» были выявлены следующие мнения (см. таблицу 8, в % по отношению к общему числу опрошенных).
Таблица 8
ОЦЕНКА ГЕРМАНИИ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ РОССИЯН, В %
Чем прежде всего является для россиян Германия %
Страной порядка и дисциплины. 56,0
Виновником Второй мировой войны. 41,8
Страной, у которой есть чему поучиться. 30,2
Примером экономического успеха и лидером объединенной Европы. 22,1
Страной, где производят качественные вещи. 20,8
Перспективным деловым партнером для России. 20,3
Родиной Гёте, Канта, Бетховена. 19,7
Уютной, красивой страной. 14,5
Примером того, как надо защищать национальные интересы. 7,6
Обычной европейской страной. 7,1
Извечным врагом славянских народов. 6,2
Государством, которое всегда поддерживает США и их политику. 3,5
Другое. 0,5
Не знают. 1,0
(Сумма цифр превышает 100%, поскольку можно было выбрать до трех вариантов ответа.)
Следует заметить, что среди россиян, которые могут изъясняться или знают немецкий язык (12,0%), бывали в Германии (9,2%), имеют там родственников, друзей (15,1%), образ Германии более положительный и они в большей мере ориентируются на будущее, чем на прошлое.
Позитивная оценка Германии, ее экономических достижений, высокого уровня организации и культурного наследия, а также заинтересованность в деловом партнерстве с ней усиливается по мере роста образовательного уровня россиян, а также среди людей, считающих, что они скорее выиграли, чем проиграли от проводимых в России рыночных реформ. При этом представители разных профессиональных групп обращают большее внимание на то, что им ближе. Так, значимость сотрудничества двух стран подчеркивают в первую очередь предприниматели и студенты (соответственно 32,8 и 31,5%); а вклад Германии в мировую науку и культуру чаще других отмечает гуманитарная и творческая интеллигенция (41,5%).
Рассмотрим теперь ассоциативный ряд, который выстраивается у россиян, когда они слышат само название страны. Так, при ответе на вопрос «Когда при Вас говорят о Германии, что первым делом приходит Вам на ум?» ответы респондентов распределились следующим образом: 69,0% - Великая Отечественная война;
31,4% - телевизионные виды опрятных, старинных немецких городов;
30,8% - названия крупных немецких фирм — производителей товаров;
22,0% - великие германские мыслители, музыканты, писатели, деятели культуры;
19,7% - пиво, сосиски;
12,3% - германское послевоенное «экономическое чудо»;
9,8% - имена друзей, родственников, знакомых, живущих в Германии;
6,3% - немецкие спортсмены;
2,7% - иное.
(Сумма цифр превышает 100%, поскольку можно было выбрать до трех вариантов ответа.)
Примечательно, что интерес к культурному наследию Германии проявили более 20% россиян. Кроме того, также одна пятая часть опрошенных уважает немецкое пиво и сосиски. Но только чуть более 12% россиян выразили свой интерес к послевоенному немецкому «экономическому чуду». Это означает, что в российском информационном поле очень слабо представлен опыт решения послевоенных экономических проблем в Германии. Между тем подобный опыт имеет практическое значение для преодоления кризисной ситуации в самой России.
Телевизионные и книжные образы Германии дополняются сведениями о жизни в этой стране друзей, родных, знакомых российских граждан. Из этих разнообразных данных складываются мнения российского населения об особенностях национального характера немцев в сравнении с характером россиян (см. таблицу 9).
В таблице приведены данные опроса не только 2002, но и 1996 г., что позволяет проверить устойчивость этнонациональных стереотипов в массовом сознании россиян. В позитивном стереотипе образа самих россиян на первые места выходят такие качества, как: доброта, гостеприимство, терпимость, смелость, духовность. В то же время россияне отмечают, что среди негативных качеств прежде всего им свойственны: расхлябанность, необязательность и неряшливость. В свою очередь, стереотипный образ немцев характеризуется такими позитивными качествами, как: аккуратность, пунктуальность, законопослушание, деловитость, вежливость. К негативным свойствам немецкого характера россияне отнесли: скупость, эгоизм и жестокость.
Характерно, что и негативные, и позитивные характеристики за последние годы увеличились. При этом сама иерархия представлений россиян о свойствах характера, присущих немцам и им самим, за шесть лет практически не изменилась.
В настоящем исследовании использовался контрольный вопрос, цель которого заключалась в выявлении распространенности германофобии в российском самосознании. Опрашиваемых просили выразить свое отношение к суждению «немцы - исконные враги русского народа». Ответы были следующими (см. таблицу 10).
Таблица 9
МНЕНИЯ РОССИЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА НЕМЦЕВ В СРАВНЕНИИ С ХАРАКТЕРОМ РОССИЯН
Черты характера Присущи россиянам Присущи немцам
1996 г. 2002 г. 1996 г. 2002 г.
Доброта 81,6 84,0 7,3 4,7
Гостеприимство 89,6 87,0 11,6 8,2
Терпимость - 80,4 - 6,3
Смелость - 78,5 - 5,8
Расхлябанность 59,9 73,4 1,2 2,0
Необязательность 64,7 73,5 3,5 5,5
Неряшливость 50,1 64,3 2,6 4,1
Духовность - 62,9 - 14,4
Честность 43,4 34,6 32,5 29,7
Жестокость 18,0 14,3 37,4 45,1
Эгоизм 20,6 14,4 36,8 46,1
Вежливость 27,0 17,6 56,1 65,3
Скупость 10,7 5,0 54,5 72,0
Деловитость 24,3 12,0 69,4 79,2
Законопослушание 12,0 8,3 67,1 79,0
Расчетливость 14,7 6,7 72,5 84,0
Пунктуальность 3,5 4,2 67,6 88,8
Аккуратность 7,6 2,5 89,6 94,4
Таблица 10
ОЦЕНКА РАСПРОСТРАНЕННОСТИ ГЕРМАНОФОБИИ В РОССИЙСКОМ САМОСОЗНАНИИ
Год Согласны Не согласны Трудно сказать
1996 4,6 70,4 25,0
2001 12,3 65,3 22,4
2002 14,9 60,7 24,4
Обратим внимание, что от 60 до 65% респодентов в 2001-2002 гг. твердо избрали позицию несогласия с тем, что «немцы - исконные враги русского народа». И только от 12 до 15% согласились с этим суждением. Заметим также, что это распределение оказалось менее благоприятным в сравнении с 1996 г. Скорее всего некоторое увеличение антинемецкой установки можно объяснить ростом экстремистских умонастроений среди определенной категории россиян. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что около 40% опрошенных и для России, и для Германии вполне допускают вероятность оживления фашистских идей.
Важной информацией является распределение позитивных и негативных оценок по тем субъектам Российской Федерации, где проводилось настоящее исследование. Выяснилось, что российские регионы очень сильно отличаются в этом вопросе друг от друга. Наименее распространены отрицательные установки по отношению к немцам в Новгороде, Архангельске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Уфе, Казани, Самаре; а наиболее распространены - в Московской области и Ставропольском крае.
Значимым показателем терпимости или нетерпимости россиян по отношению к немцам может служить их предположение (пусть чисто гипотетическое), могли бы они жениться на немке или выйти замуж за немца. 33,3% респондентов считают, что, конечно, могли бы; 29,0 - вряд ли; 21,0 - ни при каких обстоятельствах не стали бы связывать себя узами брака с немцем (немкой) и 16,6% затруднились с ответом.
Еще одним существенным показателем толерантности можно считать мнение россиян о том, хотели бы они жить в Германии и если да, то при каких условиях. Исследование показало, что 9,3% россиян «хотели бы переехать в Германию насовсем»; 26,8 - желали бы выехать туда на учебу, на временную работу; 38,3 -не хотели бы ни при каких обстоятельствах; 8,3 - хотели бы жить за рубежом, но не в Германии; 17,3% затруднились ответить.
Иными словами, 46,6% россиян не хотели бы жить в Германии ни постоянно, ни временно, а 36,1% - желали бы так или иначе там жить.
Если вопросы о возможности жениться на немке (выйти замуж за немца) и о желании (нежелании) жить в Германии позволяют косвенно выяснить отношение россиян к немцам, то вопрос о симпатии (антипатии) к ним был поставлен довольно прямо (см. таблицу 11).
Таблица 11
ОТНОШЕНИЕ РОССИЯН К НЕМЦАМ И НЕМЦЕВ К РОССИЯНАМ, В %
Относятся 1996 Как немцы относятся к русским 2002 Как немцы относятся к русским 1996 Как россияне относятся к немцам 2002 Как россияне относятся к немцам
С симпатией 25,0 26,0 28,0 29,0
Без особой симпатии 29,0 31,0 22,0 25,0
Не могут определенно сказать 26,0 22,0 29,0 28,0
Никак не относятся 20,0 21,5 21,0 18,0
Как показывает таблица, судя по данным опросов 1996 и 2002 гг., проведенных практически одновременно в России и Германии, уровень распределения симпатий и антипатий немцев и русских друг к другу практически не претерпел изменений.
По-прежнему симпатии россиян к немцам несколько преобладают над их антипатиями. И напротив, негативное отношение немцев к русским несколько преобладает над позитивным. При этом почти половина и тех, и других выразить свое отношение затруднились. Этот показатель свидетельствует о том, что для значительной части общества, с той и другой стороны, однозначный выбор в этом вопросе остается проблематичным, что, скорее всего, связано с амбивалентностью реальных психологических установок. В данном случае отказ от выражения своего отношения может быть соотнесен с негативной оценкой, которая выражается следующей формулой: «я не испытываю симпатии к ним (русским или немцам), но это мое личное дело, и я не стремлюсь заявлять об этом».
В целом исследование показало, что в российском массовом сознании преобладают позитивные установки по отношению к Германии и к немцам. Безусловно, утверждению этих позитивных установок способствует развитие отношений между Германией и Россией как на межгосударственном уровне, так и на уровне учреждений, институтов различного рода и личных контактов.
Заключение
Результаты настоящего исследования и осуществленный их анализ позволяют в заключение сформулировать ряд общих выводов.
1. Массовое сознание россиян весьма восприимчиво к внешнеполитической проблематике. В диапазон общественного интереса входят как вопросы, связанные с реализацией основных направлений внешней политики России, так и вопросы двусторонних отношений с ведущими мировыми и европейскими государствами.
2. В целом российские граждане позитивно оценивают изменения во внешней политике России, произошедшие за период президентства В. Путина. Причем, улучшение международного положения РФ наши соотечественники выделяют в качестве главного успеха в деятельности нынешнего президента страны. При этом значительная доля наших сограждан отмечает укрепление позиций России в диалоге с США и с ведущими европейскими странами, которого удалось добиться при В. Путине. Вместе с тем в общественном мнении россиян продолжает иметь место широкое распространение «синдрома настороженности» к Западу и прежде всего к США.
3. В большинстве своем россияне хорошо осознают необходимость тесного сотрудничества с Западной Европой. Однако по различным аспектам этого со-
трудничества общественное мнение российского населения носит противоречивый характер. Так, не менее половины наших сограждан настроены в пользу вхождения России в Европейское сообщество (ЕС). Однако весьма представительна в российском обществе и доля «евроскептиков». По крайней мере, каждый третий россиянин полагает, что входить в ЕС совсем необязательно, а может быть и не нужно.
Скептический настрой россиян относительно делового взаимодействия с европейскими странами тесно связан с оценками наших сограждан возможных мотивов, которыми, по их мнению, Западная Европа руководствуется при сотрудничестве с Россией. Более половины населения полагает, что Европу интересуют исключительно природные ресурсы нашей страны. Однако примерно треть россиян исходит из того, что Западная Европа заинтересована в преодолении кризиса в России, в равноправном экономическом сотрудничестве с нашей страной, в развитии в ней демократии и рыночных реформ.
Основные тревоги и сомнения россиян, омрачающие в их глазах перспективы сближения России с Западной Европой, связаны, во-первых, с расширением НАТО на Восток и неясностью для большинства населения возможных политических последствий создания союза НАТО-Россия, а во-вторых, с созданием напряженной ситуации вокруг Калининградской области. В глазах многих российских граждан нагнетание вокруг анклава пограничных, таможенных и иных проблем выглядит как доказательство нелояльности в отношении России, стремлении чинить ей препятствия и затруднения.
В целом россияне преодолели сугубо «идеологическое» отношение к сотрудничеству с Европой, которое характеризовало их позицию в начале 90-х годов. В большинстве своем они не питают иллюзий относительно намерений партнеров, готовы к тому, что те могут вести дело к ослаблению российских позиций, но вместе с тем надеются, что сотрудничество с Европой даст России стратегический выигрыш. Отсюда - главный вопрос у россиян сегодня: готовы ли европейцы со своей стороны идти навстречу потребностям и ожиданиям российского общества, или они ориентируются только на свои собственные представления о том, что должны делать россияне?
4. Воздействие культурно-информационного поля Европы все еще слабо отражается на культурной практике россиян и почти не проникает в «толщу» российского общества. И хотя ликвидация «железного занавеса», безусловно, значительно расширила возможности общения, знакомства с культурными традициями, доступа к информации и т.д., в практическом плане они пока используются лишь в пределах относительно узкого социального слоя. В этом смысле российское общество фактически все еще остается «закрытым», какие бы по этому поводу ни провозглашались декларации. Расширение сферы гуманитарного взаимодействия между населением упирается в низкий уровень жизни и материального благосос-
тояния россиян. И пока данная проблема не будет решена, вряд ли можно будет добиться снятия между Россией и Европой разделяющих их культурно-исторических перегородок.
5. Проявляющееся стремление большинства россиян к отождествлению себя с Европой носит по сути своей характер определенной культурной доминанты и отнюдь не распространяется (автоматически) на наднациональные институты ЕС и разного рода евростандарты. «Европейские устремления» сочетаются у россиян с пониманием своих сильных сторон и возможностей, прежде всего в духовной сфере, а также с осознанием ценности своего исторического опыта и находящихся в стране природных ресурсов. Эти устремления достаточно сильны, но мысль о движении в Европу у россиян ассоциируется именно с Европой и лишь во вторую очередь с представляющим ее Евросоюзом. В целом россияне настроены на интеграцию, но они хотели бы входить в Европейское сообщество в своём собственном качестве - именно как Россия, а не как еще одна приведенная к «европейским стандартам» восточноевропейская страна.
6. С 1996 г. (когда было проведено наше исследование «Что думают россияне о Германии и немцах?») восприятие Германии российским общественным мнением практически не изменилось и остается весьма позитивным. Во всяком случае, в настоящее время, как и шесть лет назад, свыше 2/3 российских граждан испытывают положительные чувства к Германии. Наряду с этим довольно оптимистично большинство населения оценивает и перспективы российско-германских отношений. Причем, наибольший оптимизм в этом проявляют респонденты из материально обеспеченных слоев.
Большая часть россиян не видит в политике нынешней Германии каких-либо экспансионистских устремлений, в отличие, например, от США. Не испытывают наши сограждане по отношению к Германии и «комплекса неполноценности»: значительная доля россиян полагает, что Россия и Германия обладают в современном мире примерно одинаковым весом и влиянием. При этом ФРГ воспринимается нашими согражданами как явный экономический лидер Европейского сообщества.
В заключение еще раз подчеркнем, что большинство российского населения в целом положительно относятся к Германии и весьма оптимистично настроены в оценках возможных перспектив сотрудничества с ней. Слагаемые этого положительного образа весьма многообразны - начиная от сложившегося в российском общественном мнении восприятия Германии как некоего символа благополучия, стабильности и порядка до понимания ее экономического и политического веса в современном мире и, прежде всего, в Европе и соответствующего признания Германии как одного из самых перспективных партнеров для России.