► НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
УДК 37.014 ББК 74.04
РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОТ ЛОКАЛЬНЫХ ПРАКТИК К ГЛОБАЛЬНЫМ ТРЕНДАМ (заметки о форуме «Образование России» / EDU Russia)
RUSSIAN EDUCATION: FROM LOCAL PRACTICES TO GLOBAL TRENDS (NOTES ON THE EDU RUSSIA FORUM)
Брызгалина Елена Владимировна
Заведующая кафедрой философии образования философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, кандидат философских наук, доцент E-mail: [email protected]
Смирнова Анна Андреевна
Аспирантка кафедры философии образования философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье участники Форума «Образование России», состоявшегося в Казани 2-4 марта 2017 г., анализируют основные направления экспертных дискуссий, прошедших на площадках представительного Форума. Выявление основных тем и направленности дискуссий дано в контексте глобальных образовательных трендов, отражающих эволюцию образования в его ценностном, процессуальном и результативном измерениях.
Bryzgalina Elena V.
Head of the Philosophy of Education Department, Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University, PhD in Philosophy, Associate Professor E-mail: [email protected]
Smirnova Anna A.
Post-graduate student at the Philosophy of Education Department, Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University E-mail: [email protected]
Abstract. In the article participants of the «EDU Russia» Forum, held in Kazan on March 2-4, 2017, analyze the main directions of expert discussions that took place during the Forum. Identification of the main subjects and topics of discussions are presented in the context of global educational trends that reflect the evolution of education in its value, procedural and effective dimensions.
Ключевые слова: образовательные практики, образовательная среда, образование как ценность, тренд развития образования, образование как процесс, образование как результат.
Keywords: educational practices, educational environment, education as a value, the trend of education development, education as a process, education as a result
2-4 марта 2017 г. в Казани состоялся международный Форум «Образование Poccuu»/EDU Russia.
Региональное мероприятие было организовано с размахом, можно сказать, амбициозно, и было заявлено организаторами в перспективе как ежегодное событие. Министерство образования и науки Республики Татарстан, выступив одним из заглавных организаторов, обеспечило высокий статус приглашенных спикеров, качественную организацию и разностороннюю повестку дня. Формат включал в себя, помимо пленарного заседания и большого количества сессий, мастер-классы; отдельную программу по корпоративному образованию и HR; выставку образовательных проектов, ведущих и региональных книжных издательств, дневную экскурсию по ведущим образовательным учреждениям Казани.
Форум позиционировался как дискуссионная площадка, которая должна позволить заинтересованным в развитии российского образовании представителям педагогической общественности, экспертам - представителям бизнеса и организаторам образования открыто ставить и обсуждать острые вопросы, относящиеся ко всему проблемному полю современного российского образования.
В обширной и насыщенной программе форума традиционно присутствовали темы о качестве дошкольного, школьного и высшего образования, о профессиональных вопросах и мотивации педагогов. Широко освещались на официальных мероприятиях и в ходе кулуарных дискуссий наиболее интересные векторы развития современного образования всех уровней, связанные с дигитализацией общества - электронное образование нового формата, цифровой образовательный контент. Также были затронуты такие вопросы, как создание комплексной инфраструктуры, обеспечивающей условия для эффективного современного процесса образования, условия развития дополнительного образования, учет в образовательном процессе особенностей России как многонационального государства и создание возможностей для сохранения в рамках единого образовательного пространства страны культурной идентичности отдельных народов.
Тренды как основные тенденции развития образования задают направленность изменений в среднесрочной перспективе основным уровням и формам образования [1]. Их особенностью является то, что фактически выявление трендов в образовании играет моделирующую и конструирующую роль, определяя архитектуру образования будущего. Используем индикаторный метод определения трендов на основании программы форума, опыта личного участия в дискуссиях и общения с коллегами. Очевидно, что при невозможности одновременного присутствия на всех площадках форума в Казани для авторов статьи как представителей такой исследовательской области, как философия образования, важно описать основные направления дискуссий в контексте глобальных
образовательных трендов, отражающих эволюцию образования и требующих философского осмысления.
Набор тем форума и смелость организаторов в декларации открытого обсуждения привлекли около 2500 участников из 7 стран и 35 регионов России.
Центральным мероприятием форума, которое ознаменовывало открытие, стало пленарное заседание «Человеческий потенциал - ключевой ресурс развития регионов России». В нем приняли участие Президент Республики Татарстан Рустам Нугралиевич Минниханов, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Павел Станиславович Зенькович, генеральный директор Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «WorMSkШs Россия» Роберт Наилевич Уразов и другие эксперты.
В своем приветственном слове Рустам Нургалиевич Минниханов отметил, что необходимость создания в республике международной площадки для обмена опытом и привлечения лучших практик управления в сфере образования обсуждалась давно. Он также сообщил об успешной реализации Стратегии развития образования в 2011-2015 гг., в результате которой в республику были привлечены значительные средства. Они позволили реализовать важнейшие для региона проекты в сфере модернизации и информатизации институтов образования.
Павел Станиславович Зенькович указал на важность адаптации российского образования к современным вызовам и требованиям XXI в. По мнению представителя Министерства образования и науки России, одной из важнейших задач остается подготовка кадров в сфере образования с учетом современных реалий развития отрасли. По мнению Зеньковича, роль преподавателя объединяет в себе задачи обеспечения фундаментальных знаний и воспитания личности, которая сможет нести ответственность, принимать решения и при этом с уважением относиться к своей истории и культуре.
Выступления спикеров пленарного заседания акцентировали внимание присутствовавших на специфике развития Татарстана, как важного образовательного центра, который демонстрирует на своем примере постановку и поиск решения важнейших вопросов современного образования. В круг таких вопросов входит сохранение культурной идентичности в процессе образования в условиях этнокультурного разнообразия общества, воспитание уважения и терпимости в реальности многоконфессионального сообщества. Кроме того, регион позиционируется признанным центром 1Т-образования благодаря в том числе открытию Иннополиса.
С целью знакомства делегатов между собой, обмена контактами и организации активного интерактивного общения помимо сайта конференции у всех присутствующих была возможность присоединиться к онлайн-опросам и обсуждению мероприятий через специальный интерактивный сервис и приложение (MeYou.ru). Информация о количестве чатов, твитов и зарегистрированных в приложении пользователей транслировалась в реальном времени на всех мониторах мероприятия во время пауз между выступлениями спикеров. Эта находка позволила избежать технических шероховатостей и «голубых экранов» с точки зрения организации. И одновременно она показала глубину погружения образовательного сообщества в виртуальную среду. Формирование феномена, который мы называем
«поп-образование», по аналогии с феноменом «поп-науки» [2], обладающим близкими социальными функциями, практически на каждом мероприятии поставило участников в ситуацию непременного размещения селфи для социальных сетей и чек-ин с информацией об участии в научной конференции. Участники мероприятия были увлечены не только обсуждениями процесса виртуализации образования, организаторы создали условия для виртуализации общения и контента в течение всего времени проведения форума.
Представляется, что встраивание профессионального педагогического сообщества в актуальный социальный контекст, как тренд развития образования, должно стать предметом отдельной рефлексии. Феномен «поп-образования» представляет собой своеобразный жанр позиционирования образования как социального института, который вовлекает в свою орбиту всех субъектов образования, навязывая им особые формы выполнения социальных ролей. Для педагогов - это сосредоточение не столько на содержательных задачах образовательного процесса, сколько на создании и тиражировании экстравагантных инновационных методик преподавания, на эффектных их демонстрациях как индикаторе эффективности.
Для обучающегося - это внимание к игровым формам получения формального образования, выбор эдьютейтмента как ключевой формы дополнительного и внесистемного образования. Для организаторов процесса и системы образования - это работа по созданию концептуальных построений, обосновывающих новую конфигурацию образовательных учреждений, описание миссии вновь создаваемых элементов в системе образования. В этом не следует видеть сугубо негативные коннотации, речь идет о своеобразной форме ответа системы образования на социальные процессы. Глобальный тренд развития культуры как демонстрации подстраивает образование под рамки, существенно трансформирующие социальные роли, в первую очередь, преподавателей и учителей.
«Поп-образование» включает в себя также сильный экономический компонент. Часто субъекты современного образования рассматривают процесс в первую очередь с точки зрения получения выгоды. В качестве примера можно привести проект Иннополис -построенный в сорока километрах от Казани город с современной инфраструктурой и возможностями для образования и профессионального развития. Интеллектуальное ядро города - Университет Иннополис, специализирующийся на образовании и научных исследованиях в сфере информационных технологий и робототехники. Отличительными чертами выстраивания процесса образования Иннополиса являются, в первую очередь, процесс развития университета как бизнеса. Эта стратегия реализуется через вовлечение профильных компаний в работу университета на постоянной основе. Студенты в таком случае обеспечены местом прохождения практики, компании получают амбициозных молодых специалистов, а университет - достаточные спонсорские средства. Еще одно существенное отличие данной системы - создание собственных образовательных программ, формирующих будущие отрасли экономики и IT, и, что немаловажно, построение всех рабочих процессов в университете по принципу IT-компаний: agile, проектная работа, привлечение талантов, отбор студентов по собственным критериям, тестирование продуктов до вывода на рынок. Все эти факторы обеспечивают университету Иннополис статус успешного экономического проекта.
В приведенном примере проявляется еще одна характеристика «поп-образования»: оно обладает существенной социальной значимостью, поскольку создает высокий уровень востребованности образовательных продуктов у большого числа потребителей. Его задача состоит в том, чтобы обучающийся и заказчики образования были нацелены на такой результат, который не укладывался бы в известные и апробированные варианты, кардинально менял представление о процессе и результате образования.
Даже в том случае, когда в образовании обсуждаются вполне традиционные проблемы, выбор ракурса их рассмотрения, акцент на ранее не считавшихся значимыми факторах развития образования и его результатах обеспечивает к ним внимание и в качестве положительного эффекта может привести к новым содержательным сценариям развития. Например, на секции, посвященной цифровому образованию, Максим Спиридонов, соос-нователь и генеральный директор центра онлайн-образования «Нетология», сформулировал основную функцию несистемных провайдеров образовательных услуг. Он определил ее как функцию «кнута» - внешнего организатора учебного времени индивида, обратив внимание на то, что значительное число потребителей образовательных услуг не в состоянии, даже при высокой мотивации, самостоятельно сформировать и реализовать учебные задачи в течение фиксированного времени. На фоне неоднократной фиксации отсутствия должной мотивации как антидрайвера современного образования, в особенности формального (например, в докладе Дмитрия Фишбейна, директора лицея НИУ ВШЭ «Подходы к влиянию на учебную самостоятельность и ответственность старшеклассников»), пример центра «Нетология» показывает, какие разнонаправленные решения обнаруживаются в пространстве образования.
«Поп-образование» возникает на фоне преодоления некоторых педагогических стандартов образования, характерных для индустриального типа культуры и ориентированных на знаниевую парадигму образования. Компетентностная модель потребовала обращения к гораздо большему кругу факторов, обеспечивающих развитие образования, чем раньше.
В знаниевой парадигме основные импульсы развития образования исходили из развития науки как основания образования и индустриальной экономики как сферы применения научных результатов в виде технологий. Для компетентностной парадигмы контекстуальная зависимость образования выглядит как несравненно более сложная система, тем самым расширяя круг факторов, которые надо учитывать эксперту в сфере образования.
При этом феномен «поп-образования» склоняет экспертов к рассмотрению факторов, влияющих на функционирование образования как процесса и как системы, как того, что радикальным образом определяет развитие образования. Это приводит к смещению акцентов понимания образования с трактовки как ценности на трактовку как результата.
Таким образом, «поп-образование» трансформирует понимание образовательной реальности, выстраивая смысловые интерпретации, направленные на внешние формы реализации образовательных задач. Образование без внешних эффектов позиционирования становится невостребованным.
Рассуждая о трендах образования, Е. М. Николаева и М. Д. Щелкунов используют понятие, близкое понятию «поп-образование» и «социальная ангажированность»
применительно к университетам. Эти авторы указывают, что «социальная ангажированность влечет превращение университета в своеобразную "станцию социального обслуживания", быстро и результативно реагирующую на запросы общества. Она обусловливает прозрачность университетского организма для общества: предоставление широкой информации о своей деятельности, наличие общественных инстанций наблюдения и контроля за состоянием университетских дел (общественные и наблюдательные советы), открытые публичные обсуждения, доступ представителей СМИ. Эти меры способствуют формированию позитивного имиджа вуза в общественном сознании, укреплению его деловой репутации, открывают возможности для привлечения новых учащихся, сотрудников и партнеров. Социальная ангажированность расширяет границы социальной субъект-ности университета, предоставляя ему новые возможности стать полноправным актором общественных изменений» [3].
Следует отметить, что «поп-образование» не является упрощением или спрямлением, скорее это концептуальное представление образования, его субъектов и институций в культуре. Как и произведения «поп-культуры», проявления «поп-образования» пользуются успехом у публики, затрагивая все уровни и все формы образования. Однако, по мнению авторов статьи, наиболее очевидно проявления феномена «поп-образования» можно проследить при обращении к развитию цифрового и электронного образования.
Не случайно на форуме в Казани самый большой блок мероприятий был направлен на обсуждение цифрового и электронного образования, детерминированности изменения роли преподавателя в образовательном процессе влиянием медиасреды и доступности информации, на описание и выявление преимуществ новых технологий в обучении и управлении качеством образования, образовательными организациями.
Прежде всего, следует отметить, что при всеобщем признании в качестве основного тренда развития образования его виртуализацию, открытость, делокализацию, связанные с дигитализацией общества, в российском педагогическом и экспертном сообществе не сложилось устойчивых традиций разделения используемых понятий.
Представляется, что это обстоятельство не случайно. Оно связано с тем, что влияние развития цифровой среды на образование должно сегодня рассматриваться не в виде обобщенного тренда, а в виде выделения «трендов внутри тренда», дифференцированных в зависимости от типов и уровней образования со специфическим соотношением внутри каждого «мини-тренда» целевого и технологического сценариев. Например, при анализе eLearning четко выделилось две группы участников: одна была настроена на обмен опытом применения конкретных технологий и организационных решений, оставив в прошлом ответ на вопрос о целесообразности развития образования в этом направлении, другая группа участников считала необходимым на этапе использования технологий и с учетом накопленного опыта вернуться к обсуждению вопросов целеполагания.
Форум выявил, что в современном российском образовательном пространстве не существует обобщенной достоверной информации о том, насколько образование приобрело цифровой характер. Представленные в Казани доклады позволяли создать впечатление об отдельных сегментах рынка образовательных услуг, которые на сегодняшний день наиболее дигитализированы, познакомиться с практическими сценариями, реализованными
драйверами рынка. Возможно, что начавшееся весной 2017 г. масштабное исследование он-лайн-издания East-West Digital News позволит сформировать обобщенную картину, необходимость которой продемонстрировал форум в Казани.
Высокий уровень поставленных на форуме проблем дигитализации образования в своих докладах отразили участники секции «Цифровое образование». Евгения Юрьевна Кулик, руководитель дирекции по онлайн-образованию НИУ ВШЭ, сообщила о том, как онлайн-обучение меняет университеты, как трансформируется под эти задачи набор необходимых компетенций преподавателя. Яков Сомов, генеральный директор «Лекториу-ма», рассуждал о принципах производства онлайн-курсов.
Перевод образования, по крайней мере значительной его части, в виртуальное пространство обостряет проблему соотношения обучения и воспитания в современном образовании, в том числе профессиональном. Технологии неизбежно порождают гуманитарные проблемы, размывая границы идентификации человека под влиянием наступающих технологий, ослабляя роль образования в трансляции, поддержании и трансформации ценностной основы деятельности. Развитие тренда на уход образования в онлайн, вызванного преимущественно экономическими причинами, необходимостью экономизации образования, содержит вызов по отношению к ценностным аспектам образования. Возникает зона серьезных рисков отрыва профессионального обучения от воспитания, тогда как внутри самой науки формируется тренд на введение собственно аксиологических факторов в саму ткань исследовательской деятельности -от постановки научных и технологических задач до оценки последствий их внедрения в практику.
Аналогичным вызовом является заявленная в дискуссиях на темы развития дошкольного и школьного образования проблема глобальной геймификации процесса личностного становления. В рамках мастер-класса по дополнительному образованию Лилия Мухаметшина, проект Educare, и Майк Тируман (Mike Thiruman), Президент Союза преподавателей Сингапура, презентовали конкретные примеры, иллюстрирующие тренд глобальной геймификации процесса образования. Любой учащийся во время занятия должен играть с партнерами по обучению, интенсивно передвигаться по аудитории, отгадывать ребусы. Существенно, что, по мнению докладчиков, все это необходимо проделывать с улыбкой и невероятным зарядом позитива. Важно понимать, имеет ли значение в момент игры предмет познания.
На следующий день в рамках сессии «Корпоративное обучение: вместе или вместо» обсуждение тренда геймификации было продолжено уже в диспуте между представителями корпоративных университетов ПАО «Сбербанк», ПАО «РЖД» и Академии Росатома. Андрей Александрович Вербицкий, профессор, академик РАО, пытался оспорить однозначную позицию коллег о том, что должно восприниматься, как активный метод обучения. Однако эксперты в рамках процессов-драйверов подчеркивали необходимость развлекать сотрудника, пока незаметно ему прививают необходимые компетенции и «воспитывают» в рамках корпоративной культуры компании. В этот момент перед руководством корпоративный университет становится инициатором изменений дорожной карты долгосрочной траектории развития компании.
Высокое качество представленных на форуме образовательных практик на примере программы «Истоки» было показано в рамках сессии «Школа и многонациональный мир» Гульназ Радмиловной Шафиковой, Министром образования Республики Башкортостан, в рамках обсуждения вопросов о сохранении культурной идентичности и важности знания родного языка. Проблемы социально-философских последствий подобной трансформации системы образования нуждаются в детальном обсуждении.
В связи с этим очевидно, что динамизм и сращивание различных сфер жизни актуализируют задачу поиска методов построения и поддержания социальных структур и отношений, управление которыми было бы адекватно их уровню сложности. Примером упомянутых выше структур и отношений является сетевая форма организации.
Даже самые консервативные социальные институты, призванные по своим функциям воспроизводить традиционные способы организации знаний, трансформируются сегодня в направлении более широкого внедрения различных форм сетей. Причем происходит это как под влиянием стохастических процессов, так и в связи с направленными процессами конструирования социальной реальности.
Наука как социальный институт испытывает изменения, проявляющиеся в повышении роли сетей. Ранее неоценимое значение в исследованиях и научных открытиях имел индивидуальный вклад личности. Теперь же научные разработки ведутся научными коллективами, от имени коллектива делаются доклады, публикуются научные статьи. Именно такие коллективы, имея в своем составе профессионалов из разных научных сфер деятельности, претендуют на более весомую экспертную оценку в свете усиления трендов, которые диктует нам всеобщая виртуализация информации, с одной стороны, и стремление постнеклассической науки к сопоставлению и синергии накопленных отдельными дисциплинами знаний - с другой.
Философия образования с учетом значимости процессов как спонтанного образования, так и направленного формирования образовательных сетей на разных уровнях взаимодействия между объектами и субъектами образования должна уточнить понимание онтологии образования. Найти баланс гармоничного дополнения друг другом процессов обучения и воспитания на всех уровнях образования. Олег Игоревич Мухин, профессор Пермского национального исследовательского политехнического университета, презентовал авторский проект «Интеллектуальная школа», в рамках которого возможно осуществление мгновенной систематизации всех учебных материалов и результатов обучения ребенка с последующим информированием родителей, а также подбором и комплексным использованием средств обучения, эффективных для каждого случая. Дискуссионным и важным представляется вопрос философской онтологии процессов формирования учебной траектории и последующим определением профессиональных компетенций ребенка. Нам только предстоит понять, влияет ли такой процесс на свободу выбора ребенка и на уровень его собственной ответственности применительно к образованию [4].
Конструирование моделей кооперации и сетевых подходов в образовании позволит двигаться в русле конвергентного развития экономической, политической и культурной сфер жизни общества, а также позволит избежать, на наш взгляд, тревожных симптомов
противопоставления высшего образования и обучения профессиональным компетенциям в корпоративном образовании. Так, например, обсуждение изменений роли корпоративного университета в функционировании компании во время специальной сессии форума отчетливо обнажило эти тенденции.
По заключению экспертов, тренд развития корпоративных университетов состоит в усилении их влияния на руководство компании и в разработке проектов по изменению траектории развития компании на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Университет на базе компании стремится не только диктовать сотруднику, что знать, а что «забыть», он конструирует свою реальность. На деле же это огромные затраты, аккумулируемые в относительно независимом подразделении компании. В противовес этому в реальном применении сетевого подхода достигается высокий уровень взаимодействия между работодателем и университетом. Точное прогнозирование спроса на специалистов и формирование социального заказа на отдельные компетенции и на целые отрасли знаний позволяют учитывать нюансы и готовить специалистов в рамках профессионального образования.
Эта тема была поддержана во время обширной дискуссии «Вуз: сохраняя старое, как двигаться к новому», начиная с доклада Александра Геннадьевича Тормасова, ректора университета Иннополис, о подготовке кадров строго под заказ бизнеса и организацию сильных связей с заказчиками, подрядчиками и субъектами образования и продолжая докладом Валентины Федоровны Шамшович, исполнительного директора Ассоциации образовательных организаций «Электронное образование Республики Башкортостан», о взаимодействии на разных уровнях между основным и донорским вузами, выстраивании взаимодействий с предприятиями-заказчиками, о разработке локальных нормативных актов для обеспечения функционирования формирующихся сетевых организаций на базе образовательных учреждений.
Мировой тренд развития образовательной системы связан с последствиями коммерциализации всех сфер жизни, когда знание функционирует как товар. Но обмен знаниями не подразумевает утрату стоимости у того, кто передает стандартный товар. Государство как ключевой субъект образования стремится минимизировать расходы бюджета на образовательные цели. Отдельные образовательные учреждения ставят главной целью деятельности извлечение прибыли, субъекты образования относятся к образованию как к услуге.
Студенты прагматически относятся к своему обучению. Рыночная стоимость образования для студента определяется тем, как выгодно его можно продать будущему работодателю. В статус невостребованного знания зачастую попадает как раз ценностный компонент, обеспечивающий целостность картины мира, та подлинная фундаментальность как оптимальное соотношение специализированной и общекультурной подготовки.
Преподавателю приходится выстраивать коммуникацию в условиях прагматичного неприятия содержания некоторых учебных предметов, форм деятельности. Постоянное требование ответа на вопрос о прикладном прагматическом применении тех или иных знаний требует отсыла к результатам применения образования, которые, давайте скажем честно, от образования, собственно, мало зависят. Актуальный вопрос - должна ли
коммуникация в вузе быть полностью выстроена под прагматические запросы рынка или студентов как субъектов образования? Казалось бы, ФГОС и образовательные программы устанавливают формальные границы - курсы, участие в коммуникации представителей реальных секторов экономики, но в реальности коммуникации пределы учета запроса на прагматическую ориентацию еще должны быть установлены.
Преподаватели все более прагматически относятся к своей миссии. В ходе реформ преподаватели высшей школы оказались между наукой и преподаванием. Причем именно между, поскольку эффективное гармоничное соединение компетенций не только труднодостижимо, но и труднооцениваемо как фактор карьерного продвижения преподавателя. Преподаватели как коллективный субъект оказались разделенными по линиям - хороший ученый - хороший лектор, вносит вклад в рейтинг вуза по цитированию - не вносит и так далее. Гармония преподавательской и научной ипостасей не стимулируется системой оценивания квалификации преподавателя, не представлена как цель во многих эффективных контрактах. Во многих вузах ввели дополнительные критерии эффективности труда преподавателей - вклад в привлечение внебюджетных средств.
Реформы последних лет в российском образовании делали акцент на формализацию критериев оценивания преподавателей, среди которых неформализуемый критерий эффективной коммуникации был практически не представлен. Наука и преподавание в работе конкретного преподавателя в ходе реформ российского высшего образования оказались в разной степени востребованными. Наукометрия заставляет многих преподавателей в ущерб процессу коммуникации - образовательной и даже научной - выбирать деятельность, оцениваемую формально. На основании ценностного анализа трендов образования должна быть сформирована правовая база, регулирующая процессы профессиональной деятельности преподавателей как на уровне государства, так и на уровне отдельных образовательных институтов.
Безусловно, эти важнейшие вопросы обсуждались на высоком экспертном уровне. Критические точки зрения позволяли открыто дискутировать о глобальных трендах, отталкиваясь от реальности конкретных примеров, разбирая ситуации и намечая пути решения. Надеемся, что площадка данного форума в дальнейшем продолжит привлекать все больший пул профессионального сообщества и будет обеспечивать сферу образования множеством как поставленных задач, так и найденных решений.
Список литературы
1. Ашмарина С. И., Шепелев А. В. Исследование трендов развития современной системы высшего образования // Вестн. ЮУрГу. Сер.: Экономика и менеджмент. - 2014. - № 4. - С. 82-89.
2. Брызгалина Е. В., Прохода В. А. О критериях оценки педагогической деятельности преподавателя в контексте управления качеством образования // Экономика образования. - 2014. - № 1. - С. 65-72.
3. Николаева Е. М., Щелкунов М. Д. Глобальное пространство высшего образования: основные тренды и черты // Уч. зап. Казанского ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. - 2015. - № 1. - С. 107-117.
4. Быкова Н. Н. Внедрение дистанционных технологий в учебный процесс - главный тренд в развитии системы образования ХХ1 века // Вестн. ЛГУ им. А. С. Пушкина. - 2013. - № 3. - С. 66-73.
References
1. Ashmarina S. I., Shepelev A. V. Issledovanie trendov razvitiya sovremennoy sistemy vysshego obrazovaniya. Vestn. YuUrGU. Ser.: Ekonomika i menedzhment. 2014, No. 4, pp. 82-89.
2. Bryzgalina E. V., Prokhoda V. A. O kriteriyakh otsenki pedagogicheskoy deyatelnosti prepodavatelya v kontekste upravleniya kachestvom obrazovaniya. Ekonomika obrazovaniya. 2014, No. 1, pp. 65-72.
3. Nikolaeva E. M., Shchelkunov M. D. Globalnoe prostranstvo vysshego obrazovaniya: osnovnye trendy i cherty. Uch. zap. Kazanskogo un-ta. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2015, No. 1, pp. 107-117.
4. Bykova N. N. Vnedrenie distantsionnykh tekhnologiy v uchebnyy protsess - glavnyy trend v razvitii sistemy obrazovaniya XXI veka. Vestn. LGU im. A. S. Pushkina. 2013, No. 3, pp. 66-73.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2017, № 3