Секлетова Н. Н., к. п. н.
доцент
ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет
телекоммуникаций и информатики»
Россия, г. Самара Куваева Е.Н. старший преподаватель ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет
телекоммуникаций и информатики»
Россия, г.Самара Калугина М.В. студент 2 курса магистратуры группа ИСТм-01
ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет
телекоммуникаций и информатики»
Россия, г.Самара
РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МИРОВОГО УРОВНЯ. ПРОЕКТЫ
«5-100» И «ПРИОРИТЕТ 2030»
Анотация: статья базируется на указах президента Российской Федерации, ориентированных на развитие системы образования направленных на достижение цели: вывести Россию к 2024 году в десятку лучших стран по качеству образования. Уделено внимание качеству образования. Сделан акцент на реализации проектов «5-100» И «ПРИОРИТЕТ 2030».
Ключевые слова: Российское образование, российские университеты, образование мирового уровня, рейтинг QS, THE, ARWU, проект «5-100», проект «ПРИОРИТЕТ 2030».
Sekletova N.N., Ph.D. associate professor
FSBEI HE " Volga State University of Telecommunications and Informatics»
Russia, Samara Kuvaeva E.N. senior lecturer
FSBEI HE "Volga State University of Telecommunications and Informatics»
Russia, Samara Kalugina M.V. 2nd year master's student ISTm-01
FSBEI HE "Volga State University of Telecommunications and Informatics»
Russia, Samara
RUSSIAN EDUCATION OF THE WORLD LEVEL. PROJECTS «5-100» AND «PRIORITY 2030»
Abstract: the article is based on decrees of the President of the Russian Federation, focused on the development of the education system aimed at achieving the goal: to bring Russia by 2024 in the top ten countries in terms of the quality of education. Attention is paid to the quality of education. Emphasis is placed on the implementation of the projects «5-100» and «PRIORITY 2030».
Keywords: Russian education, Russian universities, world-class education, rating QS, THE, ARWU, project «5-100», project «ПРИОРИТЕТ 2030».
Президент Российской Федерации В.В. Путин поставил задачу вывести Россию к 2024 году в десятку лучших стран по качеству образования. В Указе от 07 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» изложено: «Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить достижение следующих целей и целевых показателей: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования». [1]
Преобразование российского образования сегодня связано с реализацией вхождения Российского образования в мировое образовательное пространство. Для осуществления этой задачи необходимо учитывать изменения, происходящие в образовательной среде ведущих стран мира.
Качество образования напрямую зависит от качества жизни населения страны. В свою очередь благосостояние народонаселения зависит от уровня экономического развития страны. Как итог, у людей с более высоким уровнем образования доходы прямо пропорциональны их уровню образования.
Качество образования - мировой тренд, взятый на вооружение большинством развитых и развивающихся стран, в том числе Россией. Однако результаты воплощения этого принципа на практике в нашей стране, к сожалению, не являются утешительными. [2]
Доля населения с высшим образованием в России достаточно высока, однако уровень образованности ниже чем в развитых странах. Создается впечатление, что основная масса студентов, получивших диплом о высшем образовании на самом деле совершенно не готовы к реальной жизни вне ВУЗа. А уж тем более не готовы «взвалить» на свои плечи ношу вывода страны из сложной экономической ситуации.
Вообще говоря, проект «5-100», основная цель которого: попадание к 2020 году пяти Российских вузов в ТОП-100 лучших университетов мира, по мнению трех рейтингов: британских QS и THE и китайского ARWU, стартовал еще в далеком 2012 году по указу Президента Российской Федерации и уже находится в завешенной стадии. Была поставлена амбициозная задача. Цель к 2020 году не достигнута. Но стремление было. Университеты увеличили число международных проектов. В разы выросла доля иностранных студентов, а также педагогические коллективы пополнились иностранными преподавателями. Ряд университетов открыл двуязычные программы, увеличилась научная активность.
Как следствие в 2021 году из двадцати одного российского вуза, принимавших участие в проекте «5-100» 10 участников попали в 100 лучших учебных учреждений предметного рейтинга QS. [3]
В начале 2021 года ассоциация «Глобальные университеты» огласила, на наш взгляд, не очень радужные итоги проекта «5-100».
Сегодня история развития университетов продолжается благодаря новой программе «ПРИОРИТЕТ 2030». Принять участие в данной программе намерены уже 100 российских вузов.
Изначально, университет должен привлекать хорошо подготовленных абитуриентов. Это первая ступень успеха. Но как добиться этого, если «здесь и сейчас» набираются знаний студенты, которые в школе «звезд не хватали», а университет в приемную кампанию, для заполнения бюджетных мест как говориться «брал всех подряд».
Означает ли это, что университету предназначено быть и далее «середнячком» и влачить жалкое существование пока его не прикроют?
На наш взгляд, необходимо организовать сотрудничество с лучшими российскими и зарубежными преподавателями и ведущими учеными. Сложно. Затратно. Но без заинтересованности студентов невозможно «заманить» их в научную среду. И только великолепный уровень ведущих педагогов мирового уровня мотивирует как обучающих, так и штатных педагогов ВУЗа к изменению сознания, к повышению собственного уровня развития и образованности. В этом случае необходимо федеральное точечное финансирование. Да именно федеральное участие. Нельзя ставить на одну ступень ведущий ВУЗ страны и небольшой отраслевой, возможности которого в разы ниже. Если в региональных учебных заведениях раз от раза те или иные лекции будут читать педагоги мирового уровня - это будет одним из факторов привлекательности учебного заведения для абитуриентов с высоким уровнем развития. Тем самым штатные педагоги будут стремиться увеличить свои рейтинговые показатели. Хотя в продолжении темы увеличения рейтингов педагогами снова «упираемся» в финансовую составляющую. Заработные платы педагогов небольшого регионального учебного заведения ниже чем у
своих соотечественников, обучающих студентов скажем в Москве или Санкт-Петербурге, а стоимость статьи в индексируемых научных изданиях для всех одинакова. Вероятно, и здесь необходимо точечное федеральное финансирование. Конечно и сегодня в университетах существуют меры поддержки педагогов и одаренных учеников. Кроме того, существуют издательства, в которых могут опубликоваться и студенты, и педагоги за вполне разумную сумму и даже бесплатно.
Если обратить пристальное внимание на два указанных в статье фактора и рассмотреть их при федеральном участии, то несомненно будет положительная динамика в развитии Российских университетов, а сегодня акцент сделан в сторону развития региональных университетов. В этом случае программа «ПРИОРИТЕТ 2030» будет реализована с достижением поставленных цели и задач.
Использованные источники:
1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]. Режим доступа -http://kremlin.ru/events/president/news/57425, свободный.- Загл. с экрана
2. ОЭСР: мировые тенденции и национальные традиции. Информационно -аналитический журнал [Электронный ресурс]. Режим доступа -https://akvobr.ru/rossiiskoe_obrazovanie_v_kontekste_obshemirovih_tendentsii. html, свободный.- Загл. с экрана
3. Данилова М. Что такое проект «5 -100» и что он значит для иностранных студентов? [Электронный ресурс]. Режим доступа -https://migranturus.com/chto-takoe-proekt-5-100-i-chto-on-znachit-dlya-inostrantsev-zhelayuschih-uchitsya-v-rossii/ https://migranturus.com/chto-takoe-proekt-5-100-i-chto-on-znachit-dlya-inostrantsev-zhelayuschih-uchitsya-v-rossii/, свободный.- Загл. с экрана