Научная статья на тему 'Российское образование и пути его совершенствования'

Российское образование и пути его совершенствования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1392
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВОГО СОСТАВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прыткова Наталья Ивановна

В статье рассматривается качество системы российского образования в условиях ее модернизации в процессе постоянно возрастающего общественного образовательного спроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российское образование и пути его совершенствования»

УДК 378

Н.И. Прыткова*

РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

В статье рассматривается качество системы российского образования в условиях ее модернизации в процессе постоянно возрастающего общественного образовательного спроса.

Ключевые слова: модернизация, образование, конкуренция, трудоустройство выпускников, переподготовка и повышение квалификации кадрового состава.

Уровень развития социальной сферы является одной из важнейших характеристик эффективности современного демократического государства, поскольку условия воспроизводства трудовыгх ресурсов напрямую зависят от состояния образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, культуры и спорта, от их роли в реализации социально-экономической политики, во многом определяемой формами и методами их финансирования.

Одной из основных отраслей социальной сферы является образование, модернизация которого, осуществляемая при активном содействии общества, подчинена формированию нового качества, обеспечению его адекватности актуальным и перспективным потребностям и запросам общества во всем их многообразии. Это означает, что в процессе модернизации должны быть учтены запросы государства, постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, конкретные интересы семей, местных сообществ и организаций [1].

Но в настоящее время мир в целом и наша страна в частности столкнулись с глобальным экономическим кризисом, что привело к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. Кризисные процессы воздействуют и на образовательную систему.

Образование — это важнейший ресурс развития интеллектуального, духовного и нравственного потенциала всей нации, от которого зависит будущее нашей страны в целом и последующих поколений. Это ключ к успеху, который поможет сделать карьеру и качественно изменить уровень дохода домохозяйства.

Высшая школа, находясь сегодня в жестких экономических условиях, диктуемых кризисными процессами, должна умело реагировать на потребности рынка труда, доказывать свою полезность для бизнеса и, в частности, для предприятий, на которых кризис уже стал реальностью. Главной задачей высшей школы в настоящее время является создание системы переподготовки кадров, повышения их квалификации [2].

Согласно результатам социологических обследований, по мнению директоров предприятий, президентов фирм, главным фактором, сдерживающим развитие бизнеса в России, является острый дефицит кадров, способных квалифицированно работать в области бизнеса и менеджмента. Стоит особо подчеркнуть, что отсутствие квалифицированных кадров, способных решать реальные проблемы в реальных условиях, — это острейшая проблема, требующая решения. Специалисты, получившие высшее и среднее профессиональное образование, имеют очень большую востребованность.

* © Прыткова Н.И., 2010

Прыткова Наталья Ивановна (natsamara@mail.ru), кафедра экономики Самарского государственного университета, 443011, Россия, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Несмотря на перспективную востребованность, вскоре возникнет проблема трудоустройства выпускников высококвалифицированных работников образовательных учреждений. Поскольку на предприятиях и в организациях идут огромные сокращения штатных работников, молодые специалисты не смогут осуществить свои планы на получение престижной работы. По оценкам Высшей школы экономики, без работы остались до 50 % выпускников очных отделений вузов, или 200 тысяч обладателей дипломов [2].

Высшей школе необходимо скоординировать подготовку специалистов в соответствии с реальными потребностями экономики, направить подрастающее поколение в те сферы экономики, которые необходимы обществу, а следовательно, которые будут нуждаться в кадрах: малый бизнес, развитие импортозамещения, сельское хозяйство.

При этом и стратегия, и тактика работы вузов должны меняться: необходимо строить перспективные планы подготовки специалистов с тем, чтобы выпускники могли быть востребованными и соответствовать реалиям новой экономики, новой социальной жизни через пять и более лет.

Главным критерием востребованности выпускников высшего образовательного заведения должно стать качество учебного процесса. Вузы обязаны максимально приближать образовательные программы к перспективам рынка труда, модернизировать подготовку кадров в соответствии с современными моделями развития экономики и социальной сферы. Важно также сохранить в университетах эффективные научные коллективы и не допустить возврата ситуации 1990-х годов. Эти проблемы были рассмотрены 19—21 марта 2009 г. в Москве на IX съезде Российского Союза ректоров, на котором была определена стратегия развития высшей школы в новых социально-экономических условиях [2].

В России по-прежнему функционирует много вузов, дающих некачественное образование, что обусловливает их неконкурентоспособность. В стране право на существование, по мнению ряда специалистов, имеет не более 50 университетов и 150 вузов, в отличие от тысячи существующих. Остальные учебные заведения должны стать либо филиалами университетов, либо средними профессиональными учебными заведениями, либо их необходимо совсем ликвидировать [2].

Мировой экономических кризис — это не повод сворачивать эффективные программы в образовании, его модернизация прекращена не будет.

Набор антикризисных мер по развитию образования в условиях роста безработицы выглядит революционным. Так, эксперты правительства предлагают увеличить срок обучения в школе до 12 лет, таким образом, выход на рынок труда для подростка отсрочится еще до поступления в вуз. В этом же контексте предлагается объявить модернизацию кадров путем государственного стимулирования программ профессиональной переподготовки безработных.

Следует внести коррективы в содержание образовательных программ в противовес прежней идее о том, что предпочтение будет отдаваться только успешным школьникам, двоечникам дорога в институты будет закрыта, иначе говоря, выпускники школ, которые сдали ЕГЭ на неудовлетворительную оценку, не смогут участвовать в конкурсе при поступлении в высшее учебное заведение. Свидетельством того, что выпускники школ могут продолжать свое обучение, станет их успеваемость, высшее образование абитуриент должен заслужить. В период же кризиса предлагается предоставлять преференции всем, кто изъявил желание учиться, к примеру, пересмотреть запрет для двоечников учиться даже платно.

Кроме того, предлагается отказаться от главного направления реформы высшей школы — перехода на бакалавриат и магистратуру, когда основная масса студентов

Российское образование и пути его совершенствования

73

сможет претендовать лишь на степень бакалавра, которая дается после четырех лет обучения (это соответствовало и потребностям экономики). Двухлетняя же магистратура должна была стать элитной и платной. Таким образом, государство планирует повысить цену вузовских дипломов и одновременно сэкономить на содержании вузов — на обучение в магистратуре могут претендовать лишь лидеры студенческой среды.

В антикризисном предложении ставится обратная цель: бакалаврам, которые заканчивают учебу, предлагается предоставить возможность продолжить обучение по магистерским программам. Выпускникам магистратур — бесплатную возможность поступления в аспирантуры. А для выпускников вузов, где сохранялся специалитет (непрерывная «пятилетка»), предусмотрены программы дополнительного образования на базе вузов — по английскому языку, программированию, бухгалтерскому учету.

Другой блок предложений касается финансирования высшего образования. Предполагается экстренное субсидирование учебных заведений для удержания студентов-платников. С одной стороны, вузы обяжут предоставлять студентам 25-процентную скидку на обучение, а для учащихся, взявших кредит, будет внедрена схема отсрочек по типу ипотечной (в случае потери заемщиком работы). С другой стороны 80 % платы за обучение в этой схеме должно взять на себя государство. На семьи же, согласно проекту, ляжет лишь выплата процентов после восстановления определенного уровня доходов. Подобная мера, по расчетам аналитиков, обойдется госказне на сумму более 20 миллиардов рублей. Их предлагается выделить из госбюджета и разместить в Сбербанке России для предоставления вузовских кредитов.

Компенсировать вложения авторы проекта предлагают ускоренным переводом вузов в форму автономных учреждений (частичная потеря государственных гарантий при увеличении коммерческих свобод) с тем, чтобы со временем они могли увеличить доходы от платных услуг. Однако и эту меру предложено подкрепить господдержкой: обеспечить вузам, решившимся на автономию, покрытие расходов на содержание имущества за счет бюджета.

Ранее Президент РФ Дмитрий Медведев рекомендовал вузам массово переводить студентов коммерческих отделений на бюджетные. Кроме того, предлагалось установить верхнюю планку цены за обучение в вузах. Однако в условиях кризиса бюджет вузов и так оскудеет: платные услуги могут оказаться востребованными лишь наполовину. И до кризиса, признаются в вузах, переход на бакалавриат и магистратуру показал, что студенты нередко приходят в вуз за дипломом и, получив «корочку» бакалавра, не стремятся к тому, чтобы оставаться в вузе дольше. По мнение ректоров ведущих вузов, идея искусственного удержания студента в вузе, независимо от уровня подготовки, в будущем поставит под сомнение возможность вузовской конкуренции. В ректорском сообществе большей популярностью пользуется идея сохранить контингент студентов при помощи государственных вливаний [2].

Как известно, сложности делают нас сильнее. Возможно, преодолевая трудности суровой школы жизни, мы сможем в скором времени приобрести действительную, а не воображаемую уверенность в себе и окружающей обстановке. В условиях кризиса люди нуждаются в стабильности. Они не могут предвидеть, каким образом ситуация будет развиваться, но уверены в том, что хорошее образование обеспечит им интересную работу и заработную плату.

Библиографический список

1. Катанова Е. Назревшие проблемы модернизации системы образования // Экономист. 2008. № 12. С. 16-32.

2.Экспертный совет под руководством первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова предлагает продлить обучение студентов в вузах, чтобы не увеличивать число безработных в стране. Минобрнауки против того, чтобы превращать вузы в «камеры хранения» для «вечных студентов». URL: http://www.rgashm.ru/modules.php?name= News&file=article&sid=112.

N.I. Prytkova*

RUSSIAN EDUCATION AND WAYS OF ITS IMPROVEMENT

This article is devoted to the quantity of system of Russian education in the conditions of its modernization in the process of constantly increasing public educational demand.

Key words: modernization, education, competition, graduates placement, retraining and increasing of qualification of personnel.

* Prytkova Nataliya Ivanovna (natsamara@mail.ru), the Dept. of Economy, Samara State University, 443011, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.