Научная статья на тему 'Российское НОУ Хау: космос в учебном классе'

Российское НОУ Хау: космос в учебном классе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
97
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шахраманьян М. А., Епихин А. В., Силкин А. В.

Рассматриваются аспекты становления в общеобразовательных учреждениях нового предмета космической географии, соответствующего программно-технического обеспечения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российское НОУ Хау: космос в учебном классе»

Научно-технические разработки

84

УДК 372. 8. 614

М.А. Шахраманьян д.т.н., А.В. Епихин к.в.н., А.В. Силкин

РОССИЙСКОЕ НОУ-ХАУ: КОСМОС В УЧЕБНОМ КЛАССЕ

Рассматриваются аспекты становления в общеобразовательных учреждениях нового предмета — космической географии, соответствующего программнотехнического обеспечения

М.А. Шахраманьян

А.В. Епихин

А.В. Силкин

Ввек информационных технологий учить школьников и студентов нужно по-новому. К этому выводу пришли в Федеральном центре науки и высоких технологий «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России», предложив уникальные способы подачи учебного материала сразу по многим предметам.

Так, в Федеральном центре впервые в процесс обучения включили космическую географию. В рамках данного предмета широко используются малогабаритные приборы приема информации «Космос-М1», которые позволяют ученику любой школы (где бы она ни находилась) в режиме реального времени получать изображение Земли из космоса с орбитальных спутников.

Данную информацию принимают, дешифрируют и получают изображение Земли. Это технология, которую можно по-разному использовать в процессе изучения почти каждого школьного предмета.

Учебный класс

Ничего подобного не существует на Западе. Это наше российское ноу-хау, разработанное в Федеральной центре. Аппарат является малогабаритным, его антенна устанавливается на крыше. Устройство, в общем-то, доступно по своей стоимости практически любому учебному заведению. А ведь достаточно было бы иметь всего одну такую приставку, и учитель, имеющий в школе локальную сеть, смог бы принять изображение, передать эту информацию всем ученикам и дать им задание: определить состояние погоды в каком-либо районе, обнаружить крупный пожар или разливы рек. Более того, спутник пролетает над этой территорией каждые 3 часа, и поэтому можно постоянно получать новые снимки, сравнивать одно изображение с другим (зная, например, расстояние, на которое смещается циклон, можно определить его скорость, а значит — время его прихода к вам). Так появляются фантастические возможности для вживания в окружающий мир.

ТЕХНОЛОГИИ ГРАЖДАНСКОЙ безопасности

Учащиеся могут самостоятельно анализировать, формировать гипотезы, строить прогнозы. Роль учителя в процессе такого обучения коренным образом меняется — он становится организатором самостоятельной работы ребенка. Возникающая система «человек—машина» позволяет ученику и учителю следить за природными процессами одновременно. Взрослый и ребенок становятся равноправными сотрудниками, исследователями.

Особенно важно, что ребята получают не абстрактные сведения, которые требуется зазубрить, а нечто конкретное. То, что касается их лично, их безопасности. А именно такие вещи лучше и запоминаются. В условиях гигантских расстояний нашей страны, когда, например, в таежных школах Интернета еще долго не будет (несмотря на рапорты о компьютеризации сельских школ), подобные технологии обучения не имеют цены. Ведь если в сельской школе поставить антенну приемника космической информации, ребенок сможет видеть происходящее за три тысячи километров от своего села. И Интернет для этого не нужен. Спутник находится в зоне приема в течение 20 минут. Пока он летит, можно увидеть и Москву, и Африку, и многое другое. Так воспитывается чувство сопричастности к стране и миру — дети видят бушующие пожары, наводнения, могут проследить движение циклонов, понять масштабы и значение этих процессов.

Учащиеся за один пролет спутника могут принять изображение, охватив значительное расстояние (на-

пример, от Каира до Шпицбергена и от Германии до Урала). После этого привязывают полученный снимок к электронной карте местности (на таких картах нанесены контуры материков, морей, названия населенных пунктов, рек, озер, на которые накладывается «живой» космический снимок). Находясь в любом месте страны, учащиеся, наведя на экран курсор, могут (в режиме реального времени) измерить температуру воды в Черном море, определить, какой в тот

момент была верхняя граница облаков и попытаться определить, движется ли на побережье гроза, установить с помощью программного обеспечения тип облачного покрова, определить поле ветра циклона, чтобы понять, куда он через какое-то время придет. С помощью таких снимков можно сделать прогноз осадков на 90 минут и на 12 часов. А, кроме того, измерить, например, площадь озера и через год увидеть, насколько оно уменьшилось. Поразительно хорошо видно на снимках из космоса, как высохло Аральское море, разделившись на две неравные части, а при наложении на него электронной карты видно, каким оно было еще не так давно. Кстати, на школьных контурных картах до сих пор старое, «идеальное» изображение. А тут налицо картина гибели природы.

Всё связанное свидетельствует о крайней актуальности указанных образовательных учреждений. Поэтому не удивительно, что приемники, снабженные специальным программным обеспечением и методикой обучения, уже нашли свое применение более чем в 50 учебных заведениях России (средних школах, центрах образования, вузах и др.).

ТЕХНОЛОГИИ ГРАЖДАНСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Научно-технические разработки

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.