Научная статья на тему 'Российское коммуникационное пространство: исторический опыт и цивилизационные особенности'

Российское коммуникационное пространство: исторический опыт и цивилизационные особенности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
238
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / СИНТЕЗ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СЕТЕВАЯ СТРУКТУРА / COMMUNICATION ENVIRONMENT / NATIONAL IDENTIFICATION / VALUES / IDENTITIES SYNTHESIS / POLITICAL COMMUNICATION / NETWORKING STRUCTURE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чекунова Марина Анатольевна

В статье на основе концептуальных подходов к власти, анализа российского опыта государственного управления и особенностей диалога между властью и обществом рассматривается вопрос национальной вариативности систем политической коммуникации и политических культур. Исходя из коммуникативной концепции власти, автор на примере России раскрывает связь между спецификой политических коммуникаций и национальными моделями государственного управления. Общий вывод работы заключается в том, что игнорирование цивилизационной и национальной специфичности коммуникационного пространства, наряду с признанием политического отставания России, грозит превращением политических коммуникаций в инструмент информационной войны и технологию «контролируемого хаоса».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Чекунова Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN COMMUNICATION ENVIRONMENT: HISTORICAL EXPERIENCE AND CIVILIZATION PECULIARITIES

The paper considers the issue of the national variability for the political communication systems and political cultures on the basis of conceptual approaches to power, analysis of the Russian experience for public administration and special features of the dialogue between power and society. Basing on the communicative concept of power the author by the example of Russia reveals relation between the specificity of political communications and national models for public administration. The general conclusion is that ignoring national and civilization specificity of communication environment together with the acceptance of the fact of political backwardness of Russia, may cause transformation of political communications into the tool for information war and the technology of controlled chaos.

Текст научной работы на тему «Российское коммуникационное пространство: исторический опыт и цивилизационные особенности»

ТЕМА НОМЕРА

УДК 321.01

Российское коммуникационное пространство: исторический опыт и цивилизационные особенности

В статье на основе концептуальных подходов к власти, анализа российского опыта государственного управления и особенностей диалога между властью и обществом рассматривается вопрос национальной вариативности систем политической коммуникации и политических культур. Исходя из коммуникативной концепции власти, автор на примере России раскрывает связь между спецификой политических коммуникаций и национальными моделями государственного управления. Общий вывод работы заключается в том, что игнорирование цивилизационной и национальной специфичности коммуникационного пространства, наряду с признанием политического отставания России, грозит превращением политических коммуникаций в инструмент информационной войны и технологию «контролируемого хаоса».

Ключевые слова: коммуникационное пространство, национальная идентификация, ценности, синтез идентичностей, политическая коммуникация, сетевая структура.

В последние годы существенно расширился исследовательский потенциал коммуникативных концепций власти, в которых она (власть) предстает как специфический способ коммуникации и государственного управления [2; 7; 16 и др.]. Действительно, государственное управление представляет собой разноплановый и многоступенчатый процесс. Его участниками являются институты гражданского общества и бизнеса, неправительственные и правительственные институты. В силу многосубъектно-сти государственное управление вполне возможно определять как специфическую систему коммуникаций [31]. Из этого посыла вытекает прямая связь между спецификой политических коммуникаций и национальными моделями государственного управления.

Динамичность современной политической жизни и усложнение коммуникационной деятельности в обществе на различных уровнях стимулировали процесс выработки новых моделей государственного уп-

М.А. Чекунова

© Чекунова М.А., 2015

13

Российское коммуникационное пространство...

равления. Согласно классификации голландского ученого Я. Куймана, эти модели могут быть сведены в шесть групп:

— модель в рамках либеральной концепции минимального участия государства, перекладывающая большую часть общественных услуг на частный сектор;

— модель корпоративного управления, переводящая взаимоотношения между обществом и государственными органами в плоскость отношений «акционеры — менеджеры», причем последние действуют в интересах первых;

— модель согласно концепции «нового государственного менеджмента», сменяющая традиционную бюрократическую модель управления государством;

— предложенный Всемирным банком механизм «хорошего управления», в рамках которого государственное управление сводится к практикам экономической, политической и административной власти по управлению делами государства;

— модель социально-кибернетического управления, исходящая из идеи постоянного усложнения общества и, в силу этого, непригодности устоявшихся институтов и структур государственной власти;

— модель, реализующая концепцию политических сетей, понимающая государственное управление как «управление без правительства», то есть с помощью структур гражданского общества, объединенных в политические сети [3].

Как мы видим, общий вектор трансформации взглядов на современное государственное управление нацелен на признание важности механизмов обратной связи (или их полного доминирования) в системе политических коммуникаций при резком снижении роли государства в жизни общества. В зарубежной научной мысли на смену государству-админист-ратору сначала пришло государство-менеджер, а затем государственное управление стало расцениваться как специфический сервис [11; 23].

Отход от принципов иерархичного управления в пользу сетевого принципа и «дистанционного» управления сопровождается фактическим снятием с властных институтов ответственности за управление политическими, социальными и экономическими сферами. Государственная власть на всех уровнях размывается множеством акторов, отношения между которыми и правила игры постоянно, и зачастую непредсказуемо, меняются. Очевидно, что все эти управленческие модели могут дать результаты (и то далеко не всегда) только в государствах с развитой культурой политического участия. В противном случае неформальная структура сети создает существенные риски и препятствия для осуществления стабильной и эффективной государственной политики. И, наконец, инкорпорация проблемных политических сетей в процесс государственного управления на практике, вместо широкого общественного доступа к процессу принятия решений, способствует созданию инструментария внешнего давления на суверенную государственную власть.

14

Российское коммуникационное пространство...

Понятна в целом и основная причина такой трансформации — кризис модели национального государства, основанной на представительной демократии. Однако предлагаемые рецепты «лечения» нередко весьма радикальны — вплоть до разрушения государства. Современные проекты «электронной или облачной демократии», «открытого» или даже «виртуального» государства содержат принципиальную установку на уничтожение традиционной государственности. Иными словами, в жертву глобальной политической коммуникации предлагается принести одного из ведущих субъектов этой самой коммуникации.

Известно, что от способности органов государственной власти проводить политику, соответствующую четко сформулированным и адекватным реальности целям и задачам, зависит будущее нации. Механизмы государственного управления представляют собой не только инновационные процессы, механизмы и методы, но, прежде всего, национальные и цивилизационные основания этого управления. Так, И.А. Ильин усматривал в государственном строе «костяк, несущий мускулы, органы и кожу» [14]. Без твердого государственного фундамента, замешанного, в том числе, на укоренившихся традициях взаимодействия между властью и обществом, все заимствованные управленческие новации вряд ли будут способствовать повышению качества политической системы, легитимности и эффективности власти.

Все вышесказанное заставляет задуматься о применимости всех указанных моделей государственного управления и, соответственно, каналов и интенсивности политической коммуникации, в отношении российской цивилизации и государственности. Тем более, что вариативность моделей политической коммуникативистики не должна сводиться только к потенциалу коммуникационных возможностей. Цивилизационный и исторический опыт стран демонстрирует различие в самих формах политической коммуникации. Краткий экскурс в историю взаимоотношений российской власти и народа позволяет не только описать отечественную модель политической коммуникации вне параметров «догоняющей модели развития», но и показать перспективы ее трансформации на современном этапе.

Известно, что до начала ХХ стотелия в России отсутствовали конституция, партийная система и профсоюзы. Служит ли это достаточным основанием считать отечественную систему политической коммуникации отсталой? Действительно ли «старый порядок» существовал в Российской империи практически без изменений, как это видится некоторым зарубежным исследователям [19]? В современной западной и отчасти отечественной историографии распространилось мнение о неполноценности российской государственности в сравнении с Западом, подразумевающей или отрицание цивилизованности, или ее периферийный характер [3; 9]. Причину замедленной эволюции системы государственного управления ряд авторов усматривает в отсутствии в России правосознания, другие ука-

15

Российское коммуникационное пространство...

зывают на дефицит доверия между властью и обществом, третьи акцентируют внимание на насаждении общественных институтов «сверху» [20]. Впрочем, наличие в России государства — «двигателя всякого успеха», в том числе, «формирующего» общество, признавали российские мыслители разного идеологического спектра [17; 27]. Показательно, что даже солдаты, отказываясь присягать Временному правительству, при этом не сомневались в особом предназначении Российского государства.

Анализ отечественной политической культуры показывает, что понятие «власти» в российской традиции тесно смыкается с понятием «государства». Оба этих конструкта существуют практически неразделимо в массовом сознании. Другое дело, что для монархического сознания характерны пафос доверия к главе государства, культ чести и служения, органическое восприятие государственности. Тогда как в республиканском сознании, наоборот, доминируют утилитарное восприятие власти, культ независимости и карьеры, механическое восприятие государственности [12].

При этом идея «от Бога данной власти» тесно переплетается с ожиданиями социальной справедливости [5]. Даже сегодня особая роль государства в России нередко объясняется необходимостью защиты слабых и реализации принципа социальной справедливости [21]. Также современные авторы пишут о восприятии государства и общества как некоей единой субстанции [29]. Очевидно, что вертикаль власти всегда воспринималась с акцентом на подчиненность и субординацию. Понятно, что в такой властной системе государственное управление и коммуникация между властью и обществом носили зачастую однонаправленный и неправовой характер.

Так было далеко не всегда. Начиная с конца XVIII столетия, российская верховная власть ориентировалась на развитие законодательной базы. После издания при Николае I «Полного собрания Российских законов» в 45 томах и «Свода действующих законов Российской империи» в 15 томах, недостатка в законах не было. При том, что в народе, предпочитавшем закону жизнь «по совести», и в зараженных казнокрадством и коррупцией властных структурах отсутствовало желание их выполнения. Впрочем, правовой нигилизм не противоречил стремлению власти формировать «полузависимые» институты гражданского общества (коммент. 1), процесс создания которых понимался как своеобразное «сотрудничество» власти и общества. Ведь Российское государство, по мнению И.А. Ильина, «есть не корпорация (“все снизу”) и не учреждение (“все сверху”), но сочетание того и другого» [15].

Специфику российского коммуникационного пространства определяло и русское православие, смотревшее на политическую власть как на второстепенное, по сравнению с духовной сферой, дело. Тем не менее атрибуты и символы православной церкви (например, Исаакиевский собор или храм Василия Блаженного) стали одновременно символами российской государственности. Ценности сформировавшейся в течение тысячелетия пра-

16

Российское коммуникационное пространство...

вославной ментальности стали внутренне связанными с ценностями Российского государства. Более того, для большинства русских православие выступало и продолжает выступать одним из маркеров культурной и этнической идентификации [18; 33]. Не случайно российскими консерваторами страна представлялась «большой семьей» с «отеческим авторитетом власти» [22]. В силу этого, даже в основу антимонархических настроений предреволюционного времени была положена монархистская ментальность. Так, императору Николаю II ставилось в вину, что он не был «настоящим» царем-батюшкой. Кроме того, в отечественной мысли под православным понималось идеократическое государство, в котором правящий слой формировался «по признаку преданности одной общей идее-прави-тельнице» [26]. Такой взгляд, с одной стороны, сужал пространство коммуникации до вертикали, а с другой — выстраивал это пространство как «многоэтажное», где диалог власти и народа мог протекать с разной интенсивностью в различных сферах общественной жизни (политической, экономической, социальной, духовной и пр.).

Еще одно важное обстоятельство. На внутреннюю ситуацию в России определяющее влияние оказывали международное положение и, соответственно, внешняя политика Российского государства. Эффективность государственного управления и обеспечивающие ее каналы и способы политической коммуникации оценивались во многом по тому, как и в какой мере эта политика содействовала внешнему могуществу государства. Внешнее измерение (как правило, в форме «высшего предназначения») имело и идеологическую составляющую политической коммуникации: «Москва — Третий Рим» и теория официальной народности, идея мировой революции и «новое политическое мышление». Вспомним, что у В.Г. Белинского даже патриотизм означал, что «любить свою родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому» [4].

Показательно, что патриотизм в России носит не столько националистическую, сколько государственническую направленность. Другими словами, патриотизм, в силу одинакового понимания его сущности властью и обществом, выступал одним из каналов вербальной и невербальной коммуникации, особенно в условиях столь частого для России внешнего вызова. Здесь обнаруживается не только проблема отношения к Западу и его ценностям, но и задача самоутверждения (идентификации) себя на европейском фоне [13]. Для всей российской истории базовой составляющей патриотизма оставалась державность, понимаемая как характеристика политического, экономического, военного и духовного могущества страны в мире. В силу этого коммуникация между властью и обществом призвана была обеспечить поддержание внутренней жизнеспособности и единства государства и, самое главное, быструю мобилизацию огромных человеческих и материальных ресурсов для поддержания этих параметров [10].

17

Российское коммуникационное пространство...

Одновременно с этим политическая коммуникация была призвана сформировать чувство «особой миссии» державы, в том числе и необходимости «цивилизационного освоения» евразийского пространства. Формирование и развитие общества, форму его государственности и хозяйствования, характер протекания исторических процессов и политическую коммуникацию во многом обусловило срединное (геополитическое и цивилизационное) положение России между Востоком и Западом. Евразийский выбор Северо-Восточной Руси в противостоянии европейской экспансии, одновременно с ролью «щита меж двух враждебных рас, Монголов и Европы» [6], в силу «материкового призвания» страны превратил Московское царство в широкий и прочный мост, связывающий Азию и Европу [28]. При этом управленческая стратегия исходила из того, что удержать целостность обширной полиэтнической и многоконфессиональной империи можно было только с помощью жесткой авторитарной власти и сильного централизованного государства.

Вся история Северо-Восточной Руси (затем Московии и Российской империи) была тесно связана с укреплением и утверждением величия верховной власти. На периферии русского мира, где отсутствовали прочные вечевые традиции, государственная власть обретала новое качество — самовластье как организующий принцип политической жизни. В дальнейшем своеобразный «русский путь» (от реформы к реформе), диктуемый внешним вызовом, потребовал постоянного усиления власти. Но именно посредством сильной авторитарной государственности Россия веками сохраняла себя как самостоятельное государство, освобождаясь то от татарского ига, то от польской интервенции в годы Смуты, то от фашистской агрессии.

Следует учитывать постоянное расширение коммуникационного пространства, в которое активно вовлекались разные слои российского социума. В данном случае речь идет не только о российском дворянстве и купечестве, но, после проведения земской реформы, и о представителях других сословий Российской империи. Другое дело, что коммуникация редко принимала форму диалога, реализуясь в форме традиционного властного монолога. Даже сословная самоорганизация дворянства фактически до падения самодержавия ограничивалась рамками местного самоуправления.

В Советском Союзе («империи наоборот» или «империи позитивных действий», по определению Т. Мартина) коммуникационное пространство во многом напоминало прежнюю российскую реальность. Так, усиление государственно-патриотических начал связывалось с понятием «новой социалистической Родины», а формирование советского патриотизма предусматривало необходимость «вобрать в себя лучшие традиции русской истории».

Кроме того, коммуникация власти и народа в советское время сохраняла традиционный патерналистский характер. В российском массо-

18

Российское коммуникационное пространство...

вом сознании 1990-х годов патерналистский кластер выражался в опоре на сильное государство, персонифицированную власть и государственные социальные гарантии. Новый образ власти созидательного прагматизма, власти с «социальным лицом», с опорой на ценности служения и ответственности с 2000 года обрел свой символ в лице Путина [1].

В свою очередь, особенности культурно-ценностных предпочтений российских граждан свидетельствуют о распространении ряда характерных для советской эпохи идентификационных ориентаций, специфического синтеза российской и советской идентичностей. Заметим, что в последнее время (особенно после присоединения Крыма) в коммуникационном пространстве современной России актуализировались ценности патриотизма, который в силу своей двойственной природы (терминальной и инструментальной) начинает выступать важной составляющей системы государственного управления и средством легитимизации принимаемых российской властью решений. Вероятно, в формирующейся системе политической коммуникации чувство патриотизма, наряду с реанимацией принципа социальной справедливости, призвано компенсировать дефицит уважения к закону.

Результаты проведенного Всемирным банком в 1990-х годах исследования показали, что страна, имеющая плохую экономическую политику, но устойчивую и ясную систему правил, развивается лучше, нежели страна, правительство которой осуществляет грамотную экономическую политику [24]. К этим правилам следует отнести и устоявшиеся принципы государственного управления и коммуникации власти и общества. Не секрет, что господство «политического рынка» даже в развитых демократических режимах нередко оборачивается навязыванием обществу одной определенной модели политического поведения [8]. Свобода политической конкуренции как части коммуникационного пространства в российской традиции всегда была ценностью низшего порядка по отношению к стабильности и безопасности государства или вообще не рассматривалась как ценность. Цивилизационная многополярность мира предполагает органичность государственных систем, наличие традиционных политических институтов и устойчивых механизмов политической коммуникации.

В получившей научное признание неотрадиционной теории особенностью России считается сочетание «традиционности» и «современности». При этом подразумевается, что культурные ценности и социальная интеграция в России основаны на традиции, а экономическое и технологическое ее развитие ориентируется на мировые стандарты [30]. Из Восточной Римской империи массовым сознанием был воспринят и своеобразный космополитизм — наднациональный характер как политической власти, так и государственности в целом [25]. Российская государственность всегда несла в своей основе нравственно-идеологическую доктрину, связанную с попытками сформулировать свою историческую миссию служения че-

19

Российское коммуникационное пространство...

ловечеству. Даже заключенная в рамках СССР Россия строилась в рамках доктрины справедливого и нравственного мироустройства.

Краткий экскурс в историю российской государственности показывает, что в нашей стране веками складывалась собственная устойчивая система ценностных ориентаций в сфере государственного управления и политической коммуникации, в основе которой лежала иерархия субъектов политики: «государство — общество — индивид». При патерналистской роли государства установилась авторитарная форма власти, опиравшейся на мощный бюрократический аппарат и нередко открытый произвол властей, подпитываемый правовым нигилизмом разных слоев российского социума. Точнее, следует говорить о доминировании Правды и «жизни по совести» над сухой буквой Закона. В этом случае коммуникация власти с политическими партиями, церковными и другими организациями строилась на признании их существования как механизмов укрепления власти и усиления жизнеспособности российского социума.

Как уже отмечалось, вытекающий из специфики государственности характер власти формировал своеобразное пространство политической коммуникации в системе «власть — общество». Народные массы, с одной стороны, ожидали от власти конкретной помощи и поддержки, а с другой, испытывали по отношению к ней страх и недоверие. Не менее амбивалентным было отношение к власти и образованного общества. Все это способствовало мифологизации сферы политики и персонализации власти. В итоге в системе политической коммуникации России руководящие личности всегда играли ведущую роль, а институты — периферийную. Кроме того, отношение к власти в России всегда было двунаправленным: на власть верховную и власть на местах. Если первая с веками приобрела признаки сакральности, то вторая всегда оставалась «козлом отпущения».

Заметим, что активное и масштабное проникновение в Российскую Федерацию многочисленных западных фондов было нацелено, в первую очередь, на разрушение сложившейся «отсталой» системы коммуникации власти и общества. Прежде всего речь шла о контроле над образованием и информацией, переписывании истории и дискредитации Русской православной церкви, поддержке сепаратизма, прикрываемой кампанией по защите прав человека. Именно этим объясняется политика фондов, нацеленная на взаимодействие не с центральной властью, а с регионами.

Конечно, в настоящее время нельзя отрицать развитие информационных технологий, с 1980-х годов активно проникающих в сферу государственного управления и политической коммуникации. Сопутствовавший этому переход от директивных к косвенным методам управления, а затем к технологиям «мягкой силы», привел к формированию гибридных сетевых сообществ. Распространение этих процессов на политическую систему современной России актуализировало поиск адекватных технологий государственного управления и нового формата политической коммуни-

20

Российское коммуникационное пространство...

кабельности государства с учетом не только управленческих традиций и ценностных представлений населения, но обеспечения национальной безопасности. Игнорирование цивилизационной и национальной специфики коммуникационного пространства, наряду с признанием политического отставания России, на практике грозит превращением политических коммуникаций в инструмент «цветных революций». Но это уже отдельная тема.

Комментарии

1. Наглядный пример как отрицательного, так и положительного государственного «попечительства»: Славянское благотворительное общество, Русское географическое и Русское археологическое общества, Редакционные комиссии и пр.

Литература

1. Антоненко С. От советского к постсоветскому образу — мутации мифа власти в современной России // Мифы и мифология в современной России. М., 2000. С. 196—197, 201.

2. Арендт X. Vita Activa, или о деятельной жизни. СПб.: Алетейя, 2000.

3. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта: в 3 т. М., 1991. Т. 3. С. 266—296.

4. Белинский В.Г. Собр. соч. М., 1954. Т. 4. С. 489.

5. Бердяев Н.А. Судьба России: Сочинения. М., 2004. С. 543—544.

6. Бицилли П.М. «Восток» и «Запад» в истории Старого Света // Метаморфозы Европы. М., 1993. С. 72.

7. Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993.

8. Бутаков Я. Индийский вариант. Однопартийная многопартийность как возможное будущее политической системы России // Русский журнал. 2004. 17 августа. [Электронный ресурс] URL: http://old.russ.ru/culture/20040817_ scen.html

9. Валлерстайн И. Россия и капиталистическая мир-экономика, 1500—2010 // Свободная мысль. 1996. № 5. С. 38—39.

10. Владимиров А.И. О национальной государственной идее России // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2000. № 3. С. 41—69.

11. Гаман-Голутвина О.В. Меняющаяся роль государства в контексте реформ государственного управления: отечественный и зарубежный опыт // Полис. 2007. № 4. С. 24—48.

12. Дибиров А.-Н.З. Теория политической легитимности. М., 2007. С. 77.

13. Игрицкий Ю. Россия и Запад: К философско-политическому осмыслению проблемы // Свободная мысль. 2000. № 5. С. 74.

14. Ильин И.А. Искусство строить федерацию // Родина. 1990. № 7. С. 37.

15. Ильин И.А. Какие выборы нужны России? // Собр. соч. М., 1993. Т. 2. Кн. 2. С. 24.

16. Луман Н. Власть. М.: Праксис, 2001.

21

Российское коммуникационное пространство...

17. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. СПб., 1909. Ч. 1. С. 148.

18. Митрофанова А.В. Россия и славяно-православный мир: от иллюзий к реальности // Национальная идентичность России и демографический кризис. Материалы Всероссийской научной конференции (20—21 октября 2006 г.). М., 2007. С. 178—179.

19. Московские публичные чтения Фонда Фрица Тиссена. Вып. 2. М., 2008. С. 11; Вып. 4. М., 2008. С. 19; Вып. 7. М., 2010. С. 23.

20. Московские публичные чтения Фонда Фрица Тиссена. Вып. 2. М., 2008. С. 5; Вып. 7. М., 2010. С. 27.

21. Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М., 2004. С. 241— 242.

22. Русский консерватизм: проблемы, подходы, мнения // Отечественная история. 2001. № 3. С. 106—107.

23. Сморгунов Л.В. Сравнительный анализ политико-административных реформ: от нового государственного менеджмента к концепции Governance // Полис. 2003. № 4. С. 50—58.

24. Счастливчики и лузеры: баланс сил (online-конференция 12—21 июля 2007 г.) // Наше мнение. [Электронный ресурс] URL: http://www.nmnby. org/pub/0707/24d.html.

25. Тихомиров Л. Монархическая государственность. СПб., 1992. С. 94.

26. Трубецкой НС. Об идее-правительнице идеократического государства // Трубецкой Н. Наследие Чингисхана. М., 2000. С. 518.

27. Ульянов Н.И. Русское и великорусское // Родина. 1990. № 3. С. 87.

28. Федотов Г. Будет ли существовать Россия? // Социум. 1990. № 10/11. С. 64.

29. Шевцова Л.Ф. Режим Бориса Ельцина. М., 1999. С. 486.

30. Эксперт. 2006. № 7. 20 февраля.

31. Bang H.P. Governance as social and political communication. Manchester; New York: Manchester University Press, 2003.

32. Kooiman J. Social-Political Governance // Public Management Review. 1999. № 1. P. 67—92.

33. Molokotos-Liederman L. The Religious Factor in the Construction of Europe: Greece, Orthodoxy and the European Union. London, 2003. Р. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.