Научная статья на тему 'Российское авторское право: сущность и проблемы гражданско-правового регулирования'

Российское авторское право: сущность и проблемы гражданско-правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1859
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРУД / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / АВТОРСКОЕ ПРАВО / ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / OWNERSHIP / INTELLECTUAL LABOUR / INTELLECTUAL PROPERTY / COPYRIGHT / COPYRIGHT OBJECTS / COPYRIGHT LAW AND RELATED RIGHTS / INTELLECTUAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Улаева Наталия Львовна

В статье проведен правовой анализ авторского права как на международном уровне, так и на уровне национального российского права. Рассмотрены проблемы и перспективы совершенствования действующего гражданского законодательства в рассматриваемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian copyright: essence and problems of civil-law regulation

The article is devoted to legal analysis of copyright, both at the international level and at the level of national Russian law. The article also discussed the problems and prospects for improving the existing civil legislation in this area.

Текст научной работы на тему «Российское авторское право: сущность и проблемы гражданско-правового регулирования»

Улаева Наталия Львовна

кандидат юридических наук, доцент, Краснодарский университет МВД России (тел.: +78612581426)

Российское авторское право: сущность и проблемы гражданско-правового регулирования

В статье проведен правовой анализ авторского права как на международном уровне, так и на уровне национального российского права. Рассмотрены проблемы и перспективы совершенствования действующего гражданского законодательства в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: право собственности, интеллектуальный труд, интеллектуальная собственность, авторское право, объекты авторского права, законодательство об авторском праве и смежных правах, интеллектуальная деятельность.

N.L. Ulaeva, Master of Law, Assistant Professor, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612581426.

Russian copyright: essence and problems of civil-law regulation

The article is devoted to legal analysis of copyright, both at the international level and at the level of national Russian law. The article also discussed the problems and prospects for improving the existing civil legislation in this area.

Key words: ownership, intellectual labour, intellectual property, copyright, copyright objects, copyright law and related rights, intellectual activity.

В последние годы в обществе проявился несомненный и значительный интерес к авторскому праву по ряду объективных и субъективных причин.

Возникновение дефиниции «право собственности на результаты интеллектуальной деятельности» можно отнести к временам античности. При этом римское право основывалось на концепции так называемой «бестелесной» вещи [1, с. 83] применительно к соответствующим объектам правового регулирования. До возникновения массового распространения объектов авторского труда [2, с. 19], т.е. до изобретения книгопечатания, правовое регулирование творческой деятельности осуществлялось на основе базовых положений права собственности. В последующем, с появлением книгопечатания и широкомасштабного распространения печатных работ, возникла необходимость создания самостоятельного института правового регулирования -«интеллектуальной собственности».

В основе международной охраны авторского права сегодня лежит, прежде всего, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений [3]. При этом следует отметить, что до середины XIX в. как такового понятия «авторское право» не существова-

ло, а само право собственности могло распространяться лишь на отдельные овеществленные объекты произведений искусства. И только начиная с середины XIX в. авторское право становится самостоятельной формой собственности и приобретает приоритетную систему правового регулирования на международном уровне [4, с. 218]. К элементам системы международной охраны авторских прав можно отнести принятые на международном уровне правовые акты в рамках Бернского союза. Особую роль выполняет подписанная 14 июля 1967 г. Стокгольмская конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности при ООН (далее -ВОИС) [5].

Следует отметить, что понятие «интеллектуальная собственность» стало применяться и во внутреннем законодательстве отдельных стран. Так, в Конституции РФ [6] в ст. 44 указано, что интеллектуальная собственность охраняется законом, а в п. «о» ст. 71 устанавливается исключительная компетенция Российской Федерации в отношении правового регулирования интеллектуальной собственности. В последующем, в рамках становления российской системы норм авторского права, были приняты Законы РФ от 23 сентября 1992 г.

117

№ 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (утратил силу) [7] и от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (утратил силу) [8]. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» был разработан российскими специалистами на основе «Типового закона ВОИС об авторском праве и смежных правах» [9], о котором в настоящее время ВОИС предпочитает не упоминать, и был существенно изменен и дополнен в 2004 г.

Ключевым моментом развития законодательства об авторском праве и смежных правах с уверенностью можно признать принятие и вступление в силу с 1 января 2008 г. части четвертой Гражданского кодекса РФ (далее -ГК РФ) [10], что привело к отмене действовавшего специального законодательства в области интеллектуальной собственности в целом. Следовательно, Россия пошла по пути кодификации всех положений об интеллектуальной собственности, против которой активно, но безуспешно выступала ВОИС, стремящаяся к унификации национального законодательства с нормами новых международных договоров, разрабатываемых чаще всего под эгидой государств - мировых лидеров. В подобных условиях только очень небольшое число действительно независимых государств смогли кодифицировать свое национальное законодательство, к их числу смело можно отнести Россию.

Несмотря на то, что ВОИС стремилось к повсеместной унификации национального законодательства, в международных договорах до сих пор не представлено понятие «авторское право». ГК РФ также не содержит соответствующего понятия, однако устанавливает, что результатом соответствующей творческой деятельности авторов являются произведения науки, литературы и искусства. Таким образом, понятие «авторское право» можно определить как установленное законодательством право некоторых лиц на произведения науки, литературы или искусства, созданные творческим трудом этих же или иных лиц. Следует отметить, что это наиболее распространенная модель определения «авторское право», которая не исключает возможность существования и других дефиниций, имеющих, прежде всего, теоретическое значение. При этом следует учитывать, что в соответствии с ранее действовавшим Законом РФ «Об авторском

праве и смежных правах» авторское право определялось как отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

Немаловажным является и тот факт, что на сегодняшний день система (перечень) произведений, подлежащих охране в рассматриваемой сфере, намного расширился [11, с. 213], соответственно, расширился и круг объектов авторского права, пользующихся международной охраной. Необходимо также отметить, что правовой режим охраны авторского права существенно отличается от правового режима охраны иных результатов интеллектуальной деятельности тем, что произведения литературы, науки и искусства становятся объектом авторского права с момента самого факта их создания автором без соблюдения каких-либо формальностей (например, осуществления регистрации, соответствующего оформления, публикации и т.д.). Также не только установлены субъекты авторского права, но и определен круг их прав, в том числе позволяющих осуществлять защиту своего авторского права как на международном уровне, так и на национальном.

Право интеллектуальной собственности в большинстве стран мира имеет двойственную природу, т.е. права на некоторые объекты интеллектуальной собственности разделяются на личное неимущественное и исключительное имущественное право. Стандартным решением возникающих проблем в рассматриваемой сфере при нарушении прав интеллектуальной собственности является применение к нарушителю не только гражданско-правовых мер защиты субъективного права, но и мер, предусмотренных административным и уголовным законодательством.

Несмотря на многие положительные стороны кодификации российского законодательства в сфере регулирования такого института гражданского права, как авторские и смежные права (в рамках принятия и действия части четвертой ГК РФ), оно все же не является совершенным и нуждается в соответствующей доработке, в частности нужно обратить внимание на следующие положения.

Во-первых, определение в ст. 1257 ГК РФ автора произведения менее совершенно, чем определение автора, которое использовалось в утратившем юридическую силу с 1 января 2008 г. Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах»: «автор - физиче-

118

ское лицо, творческим трудом которого создано произведение». Понятие «гражданин» уже, чем понятие «физическое лицо». В силу вышесказанного более уместно изменить понятие, используемое в ст. 1257 ГК РФ, и сформулировать его следующим образом: «Автором произведения науки, литературы и искусства признается физическое лицо, творческим трудом которого оно создано...».

Во-вторых, п. 1 ст. 1267 ГК РФ регламентирует, что «авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно». Следовательно, ст. 1267 ГК РФ регламентирует охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора. Таким образом, не совсем корректна формулировка названия и п. 1 ст. 1267 ГК РФ. Закон охраняет не те или иные объекты гражданских прав, а права участников гражданского оборота, с ними связанные, поэтому правильнее было бы сформулировать наименование и положения п. 1 указанной статьи следующим образом: «Охрана права на авторство, права автора на имя и права на неприкосновенность произведения».

В-третьих, п. 1 ст. 1259 ГК РФ не раскрывает термин «произведение», что также нуждается в доработке и законодательном определении. Следует отметить, что ранее действовавший Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» регламентировал определения понятий «произведение» и «составное произведение».

В-четвертых, вопросы квалификации объекта как охраноспособного или как неохраноспособного, охраняемости идей, образов и т.п.

1. Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М., 2002.

2. Судариков С.А. Основы авторского права. М., 2000.

3. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, Женева, ВОИС, 1996 г., № 287.

4. Богуславский М.М. Вопросы авторского права в международных отношениях. М., 2003.

5. Стокгольмская конвенция об учреждении ВОИС 1967 // Законодательство СССР по изобретательству: в 3 т. М., 1983. Т. 1.

6. Конституция Российской Федерации: принята на референдуме 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о по-

являются одной из актуальнейших проблем в сфере соответствующего правового регулирования.

Так, согласно ч. 5 ст. 1259 ГК РФ (ранее п. 4 ст. 6, ст. 8 Закона РФ «Об авторских и смежных правах») авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах. Соответствующие объекты становятся охраняемыми, когда перерастают в форму произведения, при этом ни ранее действовавшее специальное законодательство, ни часть четвертая ГК РФ не дают единообразного определения формы произведения, а значит, и объекта правовой охраны. Это приводит к многочисленным коллизиям как в рамках правопримения, так и в рамках охраны и защиты нарушенных авторских прав. Следовательно, необходимо законодательно регламентировать термин «форма произведения» для предотвращения возникновения соответствующих проблем в целом.

Подводя итог, необходимо признать, что, несмотря на отмену специального законодательства и введение в действие части четвертой ГК РФ, пробелы и коллизии не были полностью устранены. Прежде всего, это связано с тем, что понятийный аппарат так и не был приведен в соответствие, многие дефиниции не приобрели нужного формата, а большинство правовых конструкций в рамках авторского права остались, к сожалению, неизменными.

1. Novitsky I.B. Fundamentals of Roman civil law. Moscow, 2002.

2. Sudarikov S.A. Copyright basics. Moscow, 2000.

3. Berne Convention, Geneva, WIPO, 1996, № 287.

4. Boguslavsky M.M. Copyright issues in international relations. Moscow, 2003.

5. Stockholm convention establishing WIPO, 1967 // The legislation of the USSR on the invention: in 3 vol. Moscow, 1983. Vol. 1.

6. The Constitution of the Russian Federation: approved by referendum on Dec. 12, 1993 (as amended on Dec. 30, 2008 № 6-FCL, Febr. 25, 2014 № 2-FCL) // Rus. newsp. 1993. Dec. 25;

119

правках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 25 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ) // Рос. газ. 1993. 25 дек.; Собр. законодательства РФ. 2014. № 9. Ст. 851.

7. О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных: закон РФ от 23 сент. 1992 г. № 3523-I // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 42. Ст. 2325 (утратил силу).

8. Об авторском праве и смежных правах: закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 32. Ст. 1242; 1995. № 30. Ст. 2866; 2004. № 30. Ст. 3090 (утратил силу).

9. Договор ВОИС по авторскому праву и согласованные заявления в отношении договора ВОИС по авторскому праву, Женева, ВОИС, 2000 г., № 226(R).

10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 дек. 2006 г. № 230-ФЗ (в ред. от 28 нояб. 2015 г., с изм. и доп., вступ. в силу от 1 янв. 2016 г.). Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/

11. Комментарий к законодательству об охране интеллектуальной собственности / под общ. ред. В. И. Еременко. М., 2007.

Coll. of legislation of the Russian Federation. 2014. № 9. Art. 851.

7. On legal protection of software and databases: law of the Russian Federation d.d. Sept. 23, 1992 № 3523-I // Bull. of Congress of People's Deputies of the Russian Federation and the Supreme Soviet of the Russian Federation. 1992. № 42. Art. 2325 (repealed).

8. On copyright and related rights: law of the Russian Federation d.d. July 23, 1992 № 3523-I// Bull. of Congress of People's Deputies of the Russian Federation and the Supreme Soviet of the Russian Federation. 1993. № 32. Art. 1242; 1995. № 30. Art. 2866; 2004. № 30. Art. 3090 (repealed).

9. The WIPO copyright treaty and agreed statements concerning WIPO copyright treaty, Geneva, WIPO, 2000, № 226(R).

10. The Civil Code of the Russian Federation (Part Four) d.d. Dec. 18, 2006 № 230-FL (as amended on Nov. 28, 2015, Jan. 1, 2016). Access from legal reference system «ConsultantPlus». URL: http://www.consultant.ru/

11. Commentary to the legislation on the protection of intellectual property law / gen. ed. by V.I. Eremenko. Moscow, 2007.

ИЗДАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ

Лозовский Д. Н. Зарубежный опыт обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства / Д. Н. Лозовский. - Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2016. - 100 с.

В монографии рассмотрен зарубежный опыт деятельности правоохранительных органов по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства. Проанализированы система мер и порядок их производства, исследованы особенности организации государственной защиты в отдельных зарубежных странах.

Для профессорско-преподавательского состава, адъюнктов, курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России и практических работников.

120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.