DOI 10 . 24412/2658-5960-2021-34-118-129 УДК 327 (471+52)
Владимир Васильевич Кожевников1
v. ютп@гатЫег . ru
РОССИЙСКО-ЯПОНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ (ПОСЛЕ УХОДА В ОТСТАВКУ С. АБЭ)
В статье анализируются российско-японские отношения в период пандемии. 2020-й — особенный год не только из-за пандемии, но и из-за того, что завершился период руководства японской политикой, связанной с РФ, премьер-министром С. Абэ. Он больше всех руководителей государств встречался с президентом В.В. Путиным (27 раз) на разных платформах и всегда ставил во главу угла решение территориальной проблемы. При этом Япония соблюдала, пусть и в меньшей степени, санкционные меры Запада в отношении России. Объём торговли между странами упал до уровня 2016 г. В конечном итоге С. Абэ не удалось достичь своей цели — возвращения Южных Курил Японии. По состоянию здоровья он вынужден был уйти в отставку в конце лета 2020 г. Пост премьер-министра занял Ё. Суга, его заместитель, который сразу же продемонстрировал намерение решать территориальный вопрос в традиционном для Японии ключе, то есть добиваться возвращения четырёх островов и лишь потом заключать мирный договор. Ё. Суга обозначил готовность сохранять союзнические отношения с Вашингтоном и первым из иностранных лидеров посетил нового президента США. Таким образом, двусторонние российско-японские отношения вернулись на прежнюю ступень. При этом новый премьер Японии не обладает харизмой С. Абэ, которому удавалось поддерживать «дружественные» связи с президентом В.В. Путиным. Вероятнее всего, что ближайшего развития диалога Москвы и Токио, а также его выхода на новый уровень ожидать не стоит.
Ключевые слова: российско-японские отношения, президент В.В. Путин, ^
премьер-министр С. Абэ, новый премьер-министр Ё. Суга, пандемия, двусторонние отношения, мирный договор, санкции, российско-японские эко- ^ номические отношения, территориальный вопрос, совместное использова- ^ ние Южных Курил, поправки к Конституции Российской Федерации. §
со
- ^
1 Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, ^ Владивосток, Россия. ¡В:
Vladimir V. Kozhevnikov 2
v. ronin@rambler. ru
RUSSIAN-JAPANESE RELATIONS IN THE PERIOD OF THE PANDEMIC (AFTER THE RESIGNATION OF S. ABE)
The article analyzes Russian-Japanese relations during the pandemic. 2020 is a special year not only due to the pandemic, but also because the period of the leadership of Japanese policy towards the Russian Federation by Prime Minister S. Abe ended. He met with the president V. Putin (27 times) more than all the leaders of states. He always put the solution of the territorial problem at the forefront. At the same time, Japan complied, albeit at a lesser stage, with the Western sanctions against Russia. The volume of trade between the countries fell to the level of 2016. Ultimately, S. Abe failed to achieve his goal — the return of the South Kuriles. For health reasons, he was forced to resign at the end of summer 2020. Y. Suga, his deputy, took over as prime minister. He immediately demonstrated his determination to resolve the territorial issue on the traditional Japanese platform, that is, to seek the return of the 4th island, only then to conclude a peace treaty. He demonstrated his readiness to maintain allied relations with the United States and was the first foreign leader to visit the new US president. Thus, bilateral Russian-Japanese relations returned to their previous level. At the same time, the new Japanese prime minister does not have the charisma of S. Abe, who managed to maintain "friendly" relations with President V.V. Putin. And it looks like Russian-Japanese relations will remain at the same level.
Keywords: Russian-Japanese relations, President V.V. Putin, Prime Minister S. Abe, new Prime Minister Y. Suga, pandemic, bilateral relations, peace treaty, sanctions, Russian-Japanese economic relations, territorial issue, joint use of the South Kuriles, amendments to the Constitution of Russian Federation.
На первый взгляд может показаться, что за последнее десятилетие Россия и Япония совершили значительный прорыв в двусторонних отношениях. Вышел ряд постановлений и заключён ряд соглашений, касающихся взаимодействия двух соседних государств, проведены встречи и заседания, направленные на укрепление сотрудничества, получили развитие культурный обмен и обмен кадрами. Но в глаза бросает-jt ся один нюанс: складывается впечатление, что последнее время Япония § делала это исключительно для решения территориального спора, причём только в свою пользу. С. Абэ вернулся на должность премьер-министра в декабре 2012 г. и посвятил всё время своего пребывания на по-g сту решению этой задачи. В 2013 г. он начал активизировать отношения < с Россией. С. Абэ был полон энтузиазма — известны его слова: «Я решу
U 2 Institute of History, Archaeology and Ethnology of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Ё Vladivostok, Russia.
территориальную проблему, пока я нахожусь у власти» [2]. Тем не менее тогда он не заявлял: «Верните острова!», — а прикладывал усилия к развитию отношений с РФ. При этом встречи лидеров двух государств продолжались с завидной регулярностью, и общее их число с момента прихода С. Абэ на пост премьер-министра на разных площадках достигло 27! И на каждой С. Абэ обозначал японскую позицию: прежде всего решение территориальной проблемы, а на втором этапе — подписание мирного договора. Здесь и проходил водораздел между подходами Токио и Москвы: японская сторона настаивала на предварительном решении территориальной проблемы, позиция Российской Федерации сводилась к следующему: мы не обсуждаем территориальный вопрос, мы обсуждаем проблему мирного договора. Она чётко звучала в заявлениях МИД РФ и, может быть, более компромиссно в выступлениях президента В.В. Путина.
Но Токио по-прежнему в военно-стратегических вопросах занимал, по сути, агрессивную позицию по отношению к Москве: наращивал и совершенствовал свои вооружённые силы, которые уже считаются седьмой по силе армией в мире; не только сохранил военные объекты и базы США на своей территории, но и разместил американскую систему ПРО; проводил совместные с Пентагоном учения по десантированию на «условные острова»; активно возрождал военно-морской флот; приступил к созданию собственных авианосцев с размещением на них американских истребителей F-35. В политических вопросах ситуация была не лучше: Япония стабильно голосует в ООН в унисон с США и западными странами против РФ; она присоединилась к антироссийским санкциям и требованиям. Мягко говоря, Токио без восторга выслушивает предложения Москвы по обоюдной отмене визового режима для активизации туризма и контактов граждан двух стран. Япония требует на всех уровнях, от начальных школ до верхов правительства и политических партий, российскую территорию — Курильские острова. По мнению известного политолога В.С. Микояна, Токио — сдержанный противник (до поры до времени сдержанный) с ничего не значащей улыбкой на каменном лице, но вовсе не спокойный, добропорядочный и доброжелательный сосед [10].
Видно, что и успехи российско-японских экономических отношений далеко не так велики, как хотелось бы. Приведём данные только за 2020 г. ^ Товарооборот России с Японией составил 16 168 875 669 долл. США, е уменьшившись на 20,4% (на 4 144 465 123 долл. США) по сравнению с 2019 г. Доля Японии во внешнеторговом обороте РФ в 2020 г. соста- < вила 2,8475% против 3,0475% в 2019 г. По доле в российском товарообо- § роте в 2020 г. Япония заняла 11-е место (в 2019 г. — 9-е). Доля России во т внешнеторговом обороте Японии — 1% [13]. Однако предложение В.В. Путина довести товарооборот до 30 млрд долл. США ещё стоит на повест- ^ ке дня. Президент РФ считает, что наши страны вполне могут сделать ё
это [16]. Ведь в 2012 г. товарооборот составлял 31 млрд долл. США, а уже в 2016 г. он упал до 16,04 млрд долл. США.
Кстати, после этих слов В.В. Путина японская сторона выступила с заявлением, что не давала согласия на сделанное президентом России предложение увеличить товарооборот между двумя государствами в полтора раза — до 30 млрд долл. США. Об этом сообщило агентство Kyodo: «Господин Путин просто обозначил цифру, но это не значит, что японская сторона с ней согласилась», — цитирует агентство представителя европейского департамента МИД Японии [15]. Похоже, что сам Токио не верит в перспективу развития двусторонних экономических отношений.
При премьер-министре С. Абэ было сделано предложение активизировать совместную экономическую деятельность на Южных Курилах [1]. Стоит отметить, что данная деятельность там — нелёгкая задача: существуют, во-первых, проблемы правового характера, а во-вторых, имеется важный неразрешённый вопрос, касающийся суверенитета этих территорий. Стоит отметить, что господин С. Абэ заявил, что «Курилы должны стать зоной совместного проживания россиян и японцев». Он говорил: «Мне хотелось сделать так, чтобы те, кто раньше жил на островах, и те, кто сейчас живут на островах, смогли на основе доверия развивать связи и сотрудничество и сделать условия, при которых они могли бы жить совместно, работать и думать о будущем этих островов. Курилы могут стать зоной совместного проживания, совместного процветания» [19]. Разумеется, Япония может обещать всё что угодно, чтобы обосновать крайнюю необходимость в мирном договоре и получить Южные Курилы. При этом будут предупреждения, что без передачи островов на более широкий диапазон взаимодействия с Токио можно не рассчитывать. Нам стоит вспомнить вывод видного востоковеда И.А. Латышева: «Чем решительнее и твёрже будет поставлена президентом России точка в территориальных торгах с Японией, тем быстрее затухнет один из очагов нестабильности и вражды на дальневосточных рубежах нашей страны, тем скорее в отношениях двух стран возобладает дух подлинного добрососедства и дружбы» [7]. Поэтому было бы правильно спокойно поддерживать и, если получится, развивать отношения там, где это возможно и где выгодно РФ без заведомо ущербного для неё мирного договора.
При этом не следует забывать, что в Токио крайне болезненно отно-^ сятся к любым вариантам любой деятельности подданных Японии, кото-е рые могут пусть даже косвенно свидетельствовать об отходе от официальной позиции о непризнании российского суверенитета над Южными < Курилами. Именно поэтому Япония ставит условие создать на Южных Ку-§ рилах (о-ва Шикотан, Кунашир и Итуруп) особую, экстерриториальную, го зону предпринимательства, полностью изъятую из российского законодательства, таможенных правил, налогообложения, административно-^ го управления. Другими словами, Токио в действительности призыва-Ё ет отказаться от российского государственного суверенитета над этими
территориями. К сожалению, фактически с этим подходом согласился и президент РФ В.В. Путин в самом начале процесса переговоров ещё на совместной с С. Абэ пресс-конференции в Японии 16 декабря 2016 г. Отвечая на вопрос японского журналиста, он сказал: «Если мы сделаем правильные шаги, предлагаемые премьер-министром Японии: создать отдельную структуру по хозяйственной деятельности, заключить межправительственное соглашение, отработать механизм взаимодействия (, то сможем. — В.К) и сформировать такие условия, которые позволили бы добиться окончательного решения по мирному договору» [2]. Иначе говоря, президент России дал добро японскому принципу «без решения вопроса об островах мирного договора быть не может». Аналогов же таких экстерриториальных зон в государственной или экономической истории РФ ещё не было. Это всё-таки не концессии или нечто в таком же роде.
Премьер-министр Японии после возвращения президента В.В. Путина в Россию уточнил в интервью японским СМИ: речь идёт о такой правовой архитектуре, которая не подвергала бы сомнению позицию Токио, что эти острова — «исконные территории» Японии. На это министр иностранных дел С.В. Лавров заявил: «МИД России в плотном взаимодействии с другими профильными российскими ведомствами ведёт интенсивную работу с тем, чтобы подобрать действительно экономически значимые проекты, реализация которых содействовала бы социально-экономическому развитию южных Курильских островов, принесла бы ощутимую пользу населению сопредельных российских и японских регионов. При этом правовые рамки реализации таких проектов не должны противоречить российскому законодательству. Это — основополагающий критерий осуществления совместной хозяйственной деятельности» [6]. В данном заявлении С.В. Лавров в какой-то степени противоречил президенту.
Но возникает главный вопрос: зачем же создавать себе «головную боль»? И это при том, что цель Токио остаётся достаточно прозрачной: вернуть Японии Южные Курилы.
Думается, сегодня нет необходимости обсуждать проблему мирного договора, так как на современном этапе это не актуально и лишь даёт повод для обострения территориальной проблемы. Взамен можно обсуждать идею заключения договора о дружбе и сотрудничестве, с фиксацией границ между государствами. Но ничего подобного не свойственно для ^ стратегии Токио. Абсолютно прав был политолог В.С. Микоян, когда го- е ворил, что «вместо невостребованного жизнью мирного договора с Японией есть выход», который одновременно поможет либо ускорить заклю- < чение формального мирного договора, либо обойтись без него, оставив § эту идею навсегда в прошлом. «Принятие поправки в Конституцию РФ т о неотторжимости российских земель окажет бесценную услугу нашим дипломатам, мучающимся на переговорах с японцами в попытках дока- ^ зать очевидное, позволит им вздохнуть с облегчением, сбросив с себя ё
это поизносившееся ярмо. Нетрудно предугадать, что раз новая редакция Конституции навсегда закроет вопрос об эвентуальной передаче „северных территорий", пусть даже лишь части островов Малой Курильской гряды, у Токио пропадёт аппетит к мирному договору как к таковому» [10].
Принятие поправок к Конституции РФ о неотторжимости российских земель наконец состоялось летом 2020 г. Но с оговоркой, которая, на наш взгляд, отчасти обесценивает эту поправку. В скобках к этой поправке включена фраза «за исключением делимитации, демаркации и редемаркации». Это оставило лазейку для Японии, и комментаторы с её стороны как раз обратили внимание на данную оговорку. Тогдашний генеральный секретарь японского правительства Ё. Суга заявил: «Семнадцатого июня мы сделали представление в связи с тем, что эта поправка не совпадает с позицией нашей страны по четырём северным островам и не может быть принята. Решение вопроса «северных территорий» является очень важным, правительство по-прежнему намерено продолжать переговоры с Россией на основе базовой позиции о решении территориальной проблемы и заключении мирного договора» [цит. по: 5].
Ёсинори Китано — эксперт в области международных отношений — писал: «1 июля 2020 года в России прошел референдум по поправкам в Конституцию. В результате Путин получил возможность продлить срок полномочий, и велика вероятность, что он будет находиться у власти до 2036 года. Кроме того, в новую Конституцию включили статью о запрете на отчуждение территорий. При этом исключением является демаркация границ с сопредельными государствами. Можно предположить, что переговоры по Южным Курилам выступают в качестве исключения. Тем не менее я полагаю, что теперь территориальные переговоры усложнились. Как новому премьеру Суга общаться с авторитарной администрацией Путина в таких тяжёлых условиях?» [3].
Представитель МИД РФ М.В. Захарова заявила, в свою очередь, что оговорка к поправкам не касается переговоров о мирном договоре с Японией: «Мы видим целью переговоров заключение такого основополагающего документа, который был бы шире просто мирного. И имеем в виду договор о мире, дружбе и добрососедстве, сотрудничестве, который стал бы прочной, современной юридической основой для вывода отношений между нашими странами на качественно новый уровень». ^ По утверждению М.В. Захаровой, ни демаркация, ни делимитация границ е не имеют никакого отношения к переговорам с Японией по мирному договору: «В диалоге с Токио мы всегда исходили из нерушимости наших < границ, подчёркивали необходимость признания Японией итогов Второй § мировой войны в полном объёме, включая полную принадлежность юж-т но-курильских островов Российской Федерации. Никаких изменений нет. И Мало того, никаких изменений быть не может» [4]. ^ Согласно заявлениям М. В. Захаровой, существующая поправка
Ё не имеет отношения к Курильским островам. Давайте ещё раз прочитаем
внимательно предложенную формулировку. Если при старом тексте Конституции РФ президент — теоретически — захотел бы подарить Курилы, то юридически он мог бы это сделать. Но над ним стоял бы Конституционный суд, который имел полное право вынести решение о незаконности данного «подарка», перечеркнув тем самым столь долгожданный для Японии результат.
А как дела обстоят теперь? Теперь, если президент — теоретически — решит подарить кому-либо опять же условные Курилы, — никакой Конституционный суд ему не сможет возразить и объявить его решение незаконным! Почему? Всё дело в формулировках новой Конституции РФ. Там прописано, что любые действия, направленные на отчуждение территории, являются незаконными. За исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами (делимитация — определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путём переговоров).
Иными словами, переговоры о передаче условных Курил Японии на договорных условиях есть не что иное, как делимитация! Жители РФ рассчитывали, что отдать территории их страны после приёма поправок будет нельзя, но это не так. Согласно принятой поправке передача территорий теперь регламентирована в конституции. Вот в чём проблема! И никакой Конституционный суд или любой другой государственный орган не сможет обвинить президента или парламент, утвердивший его решение, в незаконных действиях, так как их действия будут полностью соответствовать Конституции РФ, а значит, иметь полную легитимность [12].
В 2020 г. произошли серьёзные изменения во внутренней политике Японии. Премьер-министр С. Абэ, 18 лет занимавший ключевую позицию в борьбе за возвращение Японии южно-курильских островов, часто встречавшийся с президентом В.В. Путиным и постоянно «обрабатывающий» его в отношении уступок, ушёл в отставку по состоянию здоровья. Это породило множество прогнозов о будущем российско-японских отношений.
По мнению канд. экон. наук В.Г. Швыдко, следует признать, что ушедший в отставку премьер играл в них стабилизирующую роль. Причём она особенно важна была во время многих негативных событий последнего десятилетия. Это и неожиданно резкие заявления депутатов парламента ^ в адрес России, и поддержка, правда, в ограниченном размере американ- е ских санкций против РФ. С. Абэ не допустил поворота японской политики в сторону ухудшения российско-японских отношений, сделав одним < из своих главных обещаний в сфере внешней политики заключение мир- § ного договора с Россией [18]. Отставка премьер-министра внесла свои го нюансы в спор Токио и Москвы о принадлежности Курильских островов. Заявление Ё. Суга после вступления на пост остудило радужные надеж- ^ ды оптимистов в РФ. Ё
«Северные территории — это острова, на которые распространяется наш суверенитет. Кроме того, предметом переговоров с Россией о мирном договоре является определение принадлежности всех четырёх северных островов. Это последовательная позиция нашего правительства», — сказал Ё. Суга, согласно ТАСС [20].
Кстати, законодательством Японии уже оформлено, что острова являются её исконными территориями. А руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН В.Н. Кистанов подчеркнул, что накануне ухода С. Абэ в отставку японский МИД опубликовал ежегодную «Голубую книгу» по дипломатии, в которую вернул формулировку, что японский суверенитет распространяется на все четыре острова. В «Голубой книге» за 2018 и 2019 гг. эта фраза отсутствовала — С. Абэ хотел создать благоприятную обстановку для «выжимания уступок» персонально от В.В. Путина. Не исключено, что возвращение формулировки было ответом на ужесточение политики со стороны России. Москва акцентированно стала требовать — чего раньше не наблюдалось, — чтобы Япония признала законность владения РФ всеми четырьмя островами [цит. по: 14].
В Японии утверждается, что отсутствие мирного договора с Россией — основной вопрос, препятствующий нормализации отношений между Москвой и Токио. Это якобы в последние годы приобрело особую значимость: выдвижение Китая на ведущие мировые позиции изменяет положение всех других стран, — объясняет политолог Ф.А. Лукьянов. Это, по мнению эксперта, особенно важно для Японии: «Поэтому идея [Абэ] о том, что можно преодолеть главное препятствие [в виде отсутствия мирного договора] и тогда будут другие предпосылки для развития отношений и выстраивания более тонкого баланса между Японией и Китаем, Россией и Китаем, — эта идея, конечно, имела место». Кроме того, между В.В. Путиным и С. Абэ явно была персональная симпатия, напоминает Ф.А. Лукьянов: «Но этого не хватило. Поскольку проблема относится к категории почти неразрешимых». Территориальные споры вообще тяжело урегулировать, а урегулирование российско-японского спора, учитывая контекст и тематическое окружение, видимо, изначально было обречено, считает эксперт: «Хотя прилагались усилия, как минимум, чтобы обеспечить впечатление прогресса». С уходом С. Абэ и, соответственно, личного фактора в отношениях между нашими странами вопрос подписания мирного договора на обозримую перспективу уходит из активной повестки дня туда же, где он был всегда. Он будет негативным багажом, который не мешает каждодневным отношениям, но препятствует т стратегическим долгосрочным изменениям, — убеждён Ф.А. Лукьянов: «Это стандартная ситуация для этой проблемы, и мы к ней возвращаемся» [цит. по: 11]. Перед новым лидером Японии, кем бы он ни был, никаких моральных обязательств у российской стороны не будет, а принятые
<
поправки к Конституции РФ фактически закрыли и юридическую возможность достижения договорённостей [цит. по: 11]. Но Ё. Суга сказал, что не собирается передавать эту проблему на решение следующим поколениям и надеется, что пункт о делимитации оставляет Японии возможность вернуть Южные Курилы.
Д.В. Стрельцов полагает, что «Россия и Япония могли бы подписать не мирный договор, ставящий точку во Второй мировой войне, а базовый договор о дружбе и добрососедстве. Это позволит „отвязать" островной спор от базового договора, придав этому спору характер технической проблемы делимитации границы. На этом фоне решение проблемы границы с Россией на условиях передачи Японии хотя бы небольшой части утраченных в ходе войны территорий становится для неё одним из способов избавления от клейма „враждебного государства". Провозглашённый японским руководством лозунг „Подвести черту под послевоенной дипломатией", по сути, означает не что иное, как позиционирование Японии в качестве „нормальной" страны, не отягощённой ответственностью за грехи прошлого и способной добиваться устранения допущенной в её отношении „исторической несправедливости". Совершенно по-другому ситуация выглядит из Москвы. Россияне в большинстве своём вообще не видят необходимости в мирном договоре с Японией. Отсутствие мирного договора не мешало РФ развивать нормальные отношения с Японией во всех областях, в том числе политической, на протяжении многих десятилетий. По сути, Декларация 1956 г. и сыграла роль российско-японского мирного договора» [17]. Проблема мирного договора на этом фоне закономерно воспринимается многими россиянами как эвфемизм вопроса о принадлежности Южных Курил, втянувшись в обсуждение которого под давлением японской стороны, российское руководство показало свою слабость, фактически согласившись поставить под сомнение незыблемость итогов минувшей войны в диалоге с проигравшей Японией. С точки зрения многих россиян, любые территориальные уступки Японии, даже в русле исполнения международно-правовых обязательств, являются не чем иным, как «капитуляцией», подрывающей легитимность полученного в результате победы статуса великой державы.
Итак, Япония возвращается на традиционную позицию. По словам нового премьера, страна продолжит развивать совместную с Россией хозяйственную деятельность на южной части Курил. Ё. Суга подчеркнул, что такая деятельность не должна ущемлять юридические позиции обеих сторон. Это фактически был ответ на очередное заявление главы МИД РФ С.В. Лаврова, который традиционно призвал Японию в качестве первого шага на пути к мирному договору признать суверенитет Рос- т сии над Южными Курилами. МИД РФ регулярно напоминает, что сначала Япония должна признать итоги Второй мировой войны и суверенитет РФ над всеми российскими землями, включая и эти территории.
<
Таким образом, новый, 2021-й, год начался с того, что Ё. Суга, став премьер-министром, фактически «обнулил» все достижения, которых добился его предшественник. А новый премьер, который пришёл на смену Ё. Суга, — Ф. Кисида, заступивший на этот пост 4 октября 2021 г., — практически поддержал и даже обострил политику Ё. Суга в отношениях с Россией.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агафонов К. Абэ: совместная деятельность на Курилах может быть большим плюсом для отношений с РФ. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3925847 (дата обращения: 20.06.2017).
2. Заявления для прессы и ответы на вопросы журналистов по итогам российско-японских переговоров. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/53474 (дата обращения: 25.12.2016).
3. Китано Ёсинори. Yahoo News Japan: в Японии не могут понять, что у Путина на уме. URL: https:// https://inosmi.ru/politic/20201006/248248519.html (дата обращения: 11.10.2020).
4. Кошкин А.А. Ни демаркация, ни делимитация границ не имеют отношения к переговорам с Японией по мирному договору. URL: https://www.fondsk. ru/news/2020/07/20/demarkacia-delimitacia-granic-ne-imeut-otnoshenia-k-peregovoram-s-yaponiey-po-mirnomu-dogovoru-51412.html (дата обращения: 25.07.2020).
5. Кошкин А.А. Переговоры с Японией об отчуждении Курил должны быть прекращены. URL: https://regnum.ru/news/2994336.html (дата обращения: 15.06.2020).
6. Лавров: совместное освоение южных Курил не должно противоречить законодательству РФ. URL: https://tass.ru/politika/4131085 (дата обращения: 02.04.2017).
7. Латышев И.А. Россия и Япония. В тупике территориального спора. 2000—2004 г. М.: Алгоритм, 2004. 302 с.
8. Микоян В. К очередной встрече В. Путина с С. Абэ. URL: https://regnum.ru/news/ polit/2649360.html (дата обращения: 17.08.2019).
9. Микоян В. К российско-японским переговорам о совместном использовании Курил. URL: https://polpred.com/?ns=1&ns_id=2989600 (дата обращения: 06.05.2020).
10. Микоян В. Новый вирус: «чувство вины» перед Японией. Чем его лечить. URL: https://regnum.ru/news/polit/2906744.html (дата обращения: 06.05.2020).
11. Мишутин Г., Бочарова С. Новый премьер Японии вряд ли будет так же тесно работать с Россией. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2020/08/30/83 8200-premer-yaponii (дата обращения: 10.10.2020).
jt 12. Новая Конституция = сдача интересов? URL: https://zen.yandex.ru/media/bigwar/ е novaia-konstituciia--sdacha-interesov-5ee2433de399a224a2f0547a (дата обраще-
12 ния: 15.06.2020).
< 13. Отчёт о внешней торговле между Россией и Японией в 2020 году: товарооборот,
экспорт, импорт, структура, товары, динамика. URL: https://russian-trade.com/ ^ reports-and-reviews/2021-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-yaponiey-v-2020-g/
< (дата обращения: 15.02.2021).
14. Полунин А. Курилы: Токио приступает к «плану Б». Чего новый премьер Суга U хочет добиться от Путина при личной встрече? URL: https://svpressa.ru/politic/
Ё article/277301/ (дата обращения: 15.10.2020).
15. СМИ: Япония не давала согласия на предложение Путина расширить товарооборот до $30 млрд. URL: https://tass.ru/ekonomika/6036328?utm_source=yxnews&utm_ medium=desktop (дата обращения: 02.02.2019).
16. Смирнов Д. От рейса для бывших жителей Курил до оборота в $30 млрд: о чём договорились путин и Абэ в Москве. URL: https://tsargrad.tv/news/ot-rejsa-dlja-byvshih-zhitelej-kuril-do-oborota-v-30-mlrdo-chem-dogovorilis-putin-i-abje-v-moskve_180128 (дата обращения: 24.05.2021).
17. Стрельцов Д. Саммит Путина и Абэ: некоторые итоги и размышления. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/sammit-putina-i-abe-nekotorye-itogi-i-razmyshleniya (дата обращения: 08.02.2019).
18. Терехов В. Россия — Япония: восемь лет поисков. Об уходе Синдзо Абэ с японской политической сцены. URL: https://porti.ru/news/49313 (дата обращения: 05.09.2020).
19. Японский премьер заявил о необходимости нового подхода к вопросу мирного договора. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3878739 (дата обращения: 25.12.2016).
20. Японский премьер заявил, что суверенитет Японии распространяется на южные Курилы. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10501389 (дата обращения: 25.12.2016).
REFERENCES
1. Agafonov K. Abe: sovmestnaya deyatel'nost' na Kurilakh mozhet byt' bol'shim plyusom dlya otnosheniy s RF [Abe: Joint Activities in the Kuril Islands Can be a Big Plus for Relations with the Russian Federation]. Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3925847 (accessed 20.06.2017). (In Russ.)
2. Zayavleniya dlyapressy i otvety na voprosy zhurnalistovpo itogam rossiysko-yapon-skikh peregovorov [Press Statements and Answers to Journalists' Questions Following Russian-Japanese Talks]. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/53474 (accessed 25.12.2016). (In Russ.)
3. Kitano Esinori. Yahoo News Japan: v Yaponii ne mogut ponyat', chto u Putina na ume [Yahoo News Japan: Japan Cannot Understand What Is on Putin's Mind]. Available at: https://inosmi.ru/politic/20201006/248248519.html (accessed 11.10.2020). (In Russ.)
4. Koshkin A.A. Ni demarkatsiya, ni delimitatsiya granits ne imeyut otnosheniya k perego-voram s Yaponiey po mirnomu dogovoru [Neither Demarcation nor Delimitation of Borders have Anything to do With Negotiations with Japan on a Peace Treaty]. Available at: https://www.fondsk.ru/news/2020/07/20/demarkacia-delimitacia-granic-ne-imeut-otnoshenia-k-peregovoram-s-yaponiey-po-mirnomu-dogovoru-51412.html (accessed 25.07.2020). (In Russ.)
5. Koshkin A.A. Peregovory s Yaponiey ob otchuzhdenii Kuril dolzhny byt' prekra-shcheny [Negotiations with Japan on the Alienation of the Kuriles Should be Termi- ^ nated]. Available at: https://regnum.ru/news/2994336.html (accessed 15.06.2020). g (In Russ.)
6. Lavrov: sovmestnoe osvoenie yuzhnykh Kuril ne dolzhno protivorechit' zakonodatel'stvu < RF [Lavrov: the Joint Development of the Southern Kuriles Should not Contradict the Legislation of the Russian Federation]. Available at: https://tass.ru/ ^ politika/4131085 (accessed 02.04.2017). (In Russ.) §
7. Latyshev I.A. Rossiya i Yaponiya. V tupike territorial'nogo spora. 2000—2004 [Russia
and Japan. At an Impasse in a Territorial Dispute. 2000—2004]. Moscow, Algoritm ej Publ., 2004, 302 p. (In Russ.) £
8. Mikoyan V. K ocherednoy vstreche V. Putina s S. Abe [To the Next Meeting of V. Putin with S. Abe]. Available at: https://regnum.ru/news/polit/2649360.html (accessed 17.08.2019). (In Russ.)
9. Mikoyan V. Krossiysko-yaponskimperegovoram o sovmestnom ispol'zovaniiKuril [Towards the Russian-Japanese Negotiations on the Joint Use of the Kuriles]. Available at: https://polpred.com/?ns=1&ns_id=2989600 (accessed 06.05.2020). (In Russ.)
10. Mikoyan V. Novyy virus: «chuvstvo viny» pered Yaponiey. Chem ego lechit' [A New Virus: "the Feeling of Quilt" before Japan. How to Treat It]. Available at: https://regnum. ru/news/polit/2906744.html (accessed 06.05.2020). (In Russ.)
11. Mishutin G., Bocharova S. Novyy prem'er Yaponii vryad li budet takzhe tesno rabotat' s Rossiey [The New Prime Minister of Japan is Unlikely to Work as Closely with Russia]. Available at: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2020/08/30/838200-premer-yaponii (accessed 10.10.2020). (In Russ.)
12. Novaya Konstitutsiya = sdacha interesov? [New Constitution = Surrender of Interests?]. Available at: https://zen.yandex.ru/media/bigwar/novaia-konstituciia--sda-cha-interesov-5ee2433de399a224a2f0547a (accessed 15.06.2020). (In Russ.)
13. Otchet o vneshney torgovle mezhdu Rossiey i Yaponiey v 2020 godu: tovarooborot, eksport, import, struktura, tovary, dinamika [Report on Foreign Trade Between Russia and Japan in 2020: Trade Turnover, Export, Import, Structure, Goods, Dynamics]. Available at: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2021 -02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-yaponiey-v-2020-g/ (accessed 15.02.2021). (In Russ.)
14. Polunin A. Kurily: Tokio pristupaet k «planu B». Chego novyy prem'er Suga khochet dobit'sya ot Putina pri lichnoy vstreche? [Kuril Islands: Tokyo Embarks on "Plan B". What does the New Prime Minister Suga want to Get from Putin in Person?]. Available at: https://svpressa.ru/politic/article/277301/ (accessed 15.10.2020). (In Russ.)
15. SMI: Yaponiya ne davala soglasiya na predlozhenie Putina rasshirit' tovarooborot do $30 mlrd [Media: Japan did not Agree to Putin's Proposal to Expand Trade to $ 30 Billion]. Available at: https://tass.ru/ekonomika/6036328?utm_source=yxnews&utm_ medium=desktop (accessed 02.02.2019). (In Russ.)
16. Smirnov D. Ot reysa dlya byvshikh zhiteley Kuril do oborota v $30 mlrd: o chem do-govorilis' Putin i Abe v Moskve [From a Flight for Former Residents of the Kuriles to a Turnover of $ 30 Billion: what Putin and Abe Agreed on in Moscow]. Available at: https://tsargrad.tv/news/ot-rejsa-dlja-byvshih-zhitelej-kuril-do-oborota-v-30-mlrdo-chem-dogovorilis-putin-i-abje-v-moskve_180128 (accessed 24.05.2021). (In Russ.)
17. Strel'tsov D. Sammit Putina iAbe: nekotorye itogi i razmyshleniya [Summit of Putin and Abe: Some Results and Reflections]. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/sammit-putina-i-abe-nekotorye-itogi-i-razmyshleniya (accessed 08.02.2019). (In Russ.)
18. Terekhov V. Rossiya — Yaponiya: vosem' letpoiskov. Ob ukhode Sindzo Abe s yapon-skoy politicheskoy stseny [Russia — Japan: Eight Years of Searching. On the Departure of Shinzo Abe from the Japanese Political Scene]. Available at: https://porti.ru/ news/49313 (accessed 05.09.2020). (In Russ.)
JS 19. Yaponskiy prem'er zayavil o neobkhodimostinovogopodkhoda k voprosu mirnogo dogo-§ vora [The Japanese Prime Minister Spoke of the Need for a New Approach to the Issue
of a Peace Treaty]. Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3878739 < (accessed 25.12.2016). (In Russ.)
g 20. Yaponskiy prem'er zayavil, chto suverenitet Yaponii rasprostranyaetsya na yuzhnye Ku-^ rily [The Japanese Prime Minister Said that Japan's Sovereignty Extends to the South-
g ern Kuriles]. Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10501389 (ac-
cessed 25.12.2016). (In Russ.)
f
н^ Дата поступления в редакцию 20.07.2021