Российско-японские политические отношения сегодня: надежды и перспективы
Владимир Васильевич Кожевников,
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток. E-mail: [email protected]
В статье рассматривается современное состояние российско-японских политических отношений с момента прихода на пост премьер-министра С. Абэ в декабре 2012 г. по март 2016 г. При вступлении в должность премьер-министра, наряду с другими задачами, которые стоят перед его правительством, С. Абэ провозгласил стремление активизировать японо-российские отношения с целью решения территориального вопроса и заключения мирного договора. В 2013 г. начались активные контакты руководителей двух стран. Но, в связи с событиями на Украине и в Крыму, ситуация в двусторонних отношениях резко изменилась. Япония присоединилась к санкциям Запада в отношении России, но при этом для Японии было важно сохранять близкие отношения с РФ. Стремление к сохранению отношений связано не только с намерением С. Абэ добиться решения территориального вопроса и заключения мирного договора, но и с усилением позиции Японии в Восточной Азии. Россия, в свою очередь, заинтересована в улучшении отношений с Японией, в том числе и для того, чтобы вырваться из сети санкций, введённых против неё США и странами Запада в связи с украинским кризисом. В статье подробно анализируется переговорный процесс между двумя странами в последние годы, в том числе переговоры заместителей министров иностранных дел России и Японии в Токио в феврале 2016 г., которые привели к договорённости о визите С. Лаврова в Токио и неофициальном визите С. Абэ в Россию весной 2016 г. Автор приходит к выводу, что так ожидаемый японцами визит В. Путина в Японию если и состоится, то не приведёт к заключению мирного договора.
Ключевые слова: Россия, Япония, США, КНР, российско-японские отношения, территориальная проблема, мирный договор, переговоры президента Российской Федерации и премьер-министра Японии С. Абэ.
Russian-Japanese political relations today: hopes and prospects.
Vladimir Kozhevnikov, Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples
of the Far East, FEB RAS, Vladivostok, Russia. E-mail: [email protected].
The article analyses a current state of Russian-Japanese political relations since S. Abe became Prime-Minister of Japan from December 2012 until March 2016. During the inauguration, along with other goals which were in front of the government, S. Abe proclaimed the intention to activate Russian-Japanese relations in order to solve the territorial question and to conclude a peace treaty. In 2013, active contacts of the leaders of two countries started, but after the events in the Ukraine and the Crimea the situation changed sharply. Japan joined the sanctions against Russia, but it was still important for Tokyo to maintain close relations with Moscow which was determined not only by S. Abe's intention to reach a decision about the territorial question and to conclude the treaty of peace but also by the rise of the position of Japan in East Asia. In turn, Russia seeked to improve the relations with Japan in order to get away from the sanctions introduced by the US and by the states of the West. The negotiating process between Russia and Japan which has been on in recent years is examined in detail. The recent negotiations of Deputy Ministers of Foreign Affairs of both countries in Tokyo (February 2016) which brought to the agreement of S. Lavrov's visit to Tokyo and S. Abe's unofficial visit to Russia in spring 2016 are reviewed. The author concludes that so expected visit of Vladimir Putin to Japan V. Putin's possible visit to Japan won't lead to the conclusion of a peace treaty. Keywords: Russia, Japan, US, China, Russian-Japanese relations, territorial problem, peace treaty, negotiations of the President of the Russian Federation and the Prime-Minister of Japan S. Abe.
В декабре 2012 г. на выборах в японский парламент победила либерально-демократическая партия Японии. На пост премьер-министра был избран Синдзо Абэ. При вступлении в должность наряду с другими задачами, которые стоят перед его правительством, С. Абэ провозгласил стремление активизировать японо-российские отношения с целью решения территориального вопроса и заключения мирного договора [20].
Можно по-разному трактовать это стремление: возможно, это было желание действительно улучшить двусторонние отношения; может быть, это была попытка повысить свой авторитет в свете предстоящих в то время выборов в верхнюю палату парламента, а может быть, это было стремление укрепить позиции Японии в территориальных спорах с КНР и Южной Кореей. Но, так или иначе, почти сразу началась подготовка к поездке С. Абэ в Москву.
Визит С. Абэ в Москву состоялся в апреле 2013 г. Переговоры на высшем уровне вызвали новые надежды в Японии и отчасти в Российской Федерации на скорое решение проблемы мирного договора.
В тоже время наблюдатели заметили, что о Южных Курилах лидеры двух стран на пресс-конференции по итогам переговоров старались не упоминать, а в Совместном заявлении по итогам встречи выражение «территориальная проблема» вообще не фигурирует [7, с. 52]. Но, как известно, Япония без разрешения территориального спора просто не видит возможностей для заключения мирного договора. Как рассматривать сложившуюся в ходе переговоров ситуацию? Можно предположить, что это начало переосмысления традиционной политики Токио? Или всё же это не более чем тактика в условиях территориальных споров Японии с КНР и Южной Кореей? Консервативная японская газета «Санкэй симбун» однозначно писала: «Территория государства — это не то, чем можно делиться. Нет ни одной причины, по которой Япония должна уступать. Если мы будем сомневаться, то Китай и Южная Корея воспользуются нашей слабостью в противостоянии вокруг островов Сэнкаку и Такэсима». Поэтому автор статьи указывал, что премьер-министр С. Абэ должен ещё раз подчеркнуть принципиальную позицию — «заключение мирного договора путём решения проблемы принадлежности четырёх островов» — и тем самым консолидировать общественное мнение Японии для возвращения островов [7, с. 50].
События 2013 г. давали возможность для оптимизма с обеих сторон. Отношения между двумя странами успешно развивались. Достаточно сказать, что товарооборот между РФ и Японией в 2013 г. превысил 34 млрд долл. [16]. Политические отношения также развивались. Активизировались переговоры по мирному договору: состоялась встреча заместителей министров иностранных дел, которая, правда, не привела к конкретному результату.
Сближению России и Японии способствовала и обстановка в АТР. В регионе обострились отношения между Японией и Китаем, что объективно играло на руку российско-японским отношениям, как и рост военно-политического соперничества США и Китая. Кроме того, сближение России и Китая заставляло японское правительство искать новых партнёров, и таким партнёром могла стать Россия. Визит С. Абэ в Москву показал, что японская сторона на тот момент была заинтересована в партнёрстве с РФ. Тем более что Россия в японо-китайском территориальном споре занимала подчёркнуто нейтральную позицию. Также сближение Москвы и Токио в тот момент можно было объяснить растущим влиянием Китая в Тихоокеанском регионе. Япония явно хотела бы предотвратить тесный союз России и КНР. Поэтому отношения двух стран в 2013 г. были достаточно интенсивными. Прошли четыре встречи на высшем уровне, ещё одна состоялась в феврале 2014 г. в Сочи на Олимпийских играх, куда С. Абэ прилетел 7 февраля сразу после митинга в Токио, посвящённого проблеме северных территорий. Дело шло к визиту В.В. Путина в Токио.
Но события на Украине и в Крыму резко изменили ситуацию в двусторонних отношениях. Прежде всего, не состоялась поездка министра
иностранных дел Японии в Москву для подготовки приезда в Японию президента Российской Федерации В.В. Путина. В результате визит, который, планировался уже на осень 2014 г., «завис». Кроме того, была отменена встреча заместителей министров иностранных дел по мирному договору, не состоялось заседание межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам. Вслед за США и ЕС Токио ввёл санкции в отношении России, пусть не такие решительные, как их союзники. Москва ответила гневными заявлениями и списком граждан Японии, которых не будут пускать в Россию. Токио при этом постоянно подчёркивал, что визит В.В. Путина не отменён, но было ясно, что провести его осенью 2014 г. уже вряд ли удастся. Кроме того, складывалось впечатление, что США дали понять Японии, что официальный визит российского президента был бы совершенно неуместным на фоне украинских событий.
Санкции Японии в отношении России были восприняты президентом РФ очень серьёзно. Уже 24 мая 2014 г. В.В. Путин выразил недоумение по этому поводу: «С удивлением недавно услышали, что Япония присоединилась к каким-то санкциям — при чём здесь Япония, я не очень понимаю — и приостанавливает переговорный процесс по этой теме» [8]. Выразив недовольство действиями японской стороны, В. Путин дал понять, что санкции могут сказаться на переговорах по территориальной проблеме. Практически сразу российский МИД заявил об отмене российско-японских консультаций на уровне заместителей министров иностранных дел. Это было сигналом с российской стороны о том, что она не намерена обсуждать территориальную проблему. Ситуацию в двусторонних отношениях обострил тот факт, что премьер-министр Японии Абэ не принял участие в церемонии празднования 70-й годовщины победы над Германией 9 мая. Это привело к ещё большему ужесточению позиции России.
Чтобы не допустить полного разрыва двусторонних отношений, правительство Японии в сентябре 2015 г. отправило в Москву специального посланника правительства, экс-премьера Ё. Мори, который пользовался авторитетом в российских политических кругах. Он привёз президенту В.В. Путину послание японского премьер-министра. Вскоре после этого состоялся телефонный разговор двух лидеров, в котором Путин поздравил С. Абэ с днём рождения, а японский премьер предложил российскому президенту провести двустороннюю встречу в Пекине в ноябре на саммите АТЭС [13].
Обострила отношения между Японией и Россией очередная поездка Д. Медведева на остров Итуруп в августе 2015 г. Она вызвала ожидаемо резкую реакцию со стороны Японии. В Токио заявили, что визит российского премьера на острова, которые Страна восходящего солнца продолжает считать своими, «ранит чувства японского народа» [23]. Это привело к опасности отмены визитов министра иностранных дел Японии в Россию и президента России в Японию. Тем не менее, визит министра иностранных дел Японии Фумио Кисиды в Москву в сентябре 2015 г. состоялся. Возникает вопрос: почему же стороны пошли на сближение? По мнению
экспертов, возросшая активность Токио на российском направлении при любом раскладе должна была принести дивиденды японскому премьер-министру Абэ, который 8 сентября 2015 г. был переизбран на пост главы правящей в стране Либерально-демократической партии, что продлило его мандат до сентября 2018 г. Заведующий кафедрой востоковедения МГИМО МИД Д. Стрельцов так истолковал эту ситуацию: «Для Синд-зо Абэ сегодня важно предпринять хоть какие-то шаги на российском направлении, чтобы оправдать полученный им широкий кредит доверия и подтвердить свой имидж активного лидера в глазах однопартийцев и японского общественного мнения. Кроме того, в условиях нарастающего противостояния с Китаем Токио важно иметь хорошие отношения с соседями и ключевыми игроками в регионе, включая Россию» [1]. Директор Центра азиатской стратегии России Института экономики РАН Г. Толорая обратил внимание ещё на один фактор, связанный с попытками Токио играть более самостоятельную роль в отношениях с Россией: «Японцам очень трудно выходить из-под американского зонтика, и они разрываются пополам, пытаясь избежать осложнений с Вашингтоном и при этом проводить многовекторную политику. Тем не менее, провозгласив курс на многовекторность, премьер Абэ понимает, что игнорировать Россию было бы недальновидно» [1]. Поэтому С. Абэ и проявил самостоятельный подход в дипломатических отношениях с Россией. Похоже, прежде всего он рассчитывал на использование дипломатического капитала, накопленного им с 2013 г. в виде установления личных доверительных отношений с В.В. Путиным, надеясь употребить его в решении территориальной проблемы. Кроме того, он планировал усилить позицию Японии в Восточной Азии, прежде всего на китайском направлении. Япония явно не хочет чрезмерно активного сближения России с Китаем.
Россия тоже идёт на сближение с Японией по объективным причинам. Разумеется, одной из её целей является расширение экономического сотрудничества, и, в первую очередь, в сфере энергоносителей. Более того, это необходимо с точки зрения политики безопасности, для противостояния своему традиционному оппоненту — Соединённым Штатам. Для этого России важно обеспечить сотрудничество с Китаем. Однако КНР, пользуясь своим перевесом в численности населения и экономической мощи по сравнению с РФ, стремится расширить влияние в Центральной Азии и на Дальнем Востоке. Поэтому является для России соседом, внушающим ощущение возможной угрозы и требующим особого внимания. В связи с этим нет ничего странного в том, что Россия пытается разыгрывать японскую карту в своей дипломатии на китайском направлении. Также надо учитывать и тот факт, что в тот момент Россия направляла основные усилия во всех сферах на достижение своей главной цели — вырваться из сети санкций, введённых против неё США и странами Запада в связи с украинским кризисом. Косвенным подтверждением этой мысли служит заявление председателя Государственной думы С. Нарышкина в ходе его визита в Японию в мае 2015 г.: «Чем дольше они продолжаются
(санкции Японии в отношении России), тем более весомым становится ущерб, который они наносят японско-российским отношениям. Подобной политике необходимо положить конец» [11].
В таких условиях в сентябре 2015 г. в Москве состоялась встреча министров иностранных дел Японии и России. Она чётко проявила официальные позиции двух сторон в отношении российско-японских отношений на данный момент. Японская позиция на переговорах сводилась к традиционному подходу — решение территориальной проблемы и затем заключение мирного договора. Это было отчётливо выражено в заявлении Ф. Кисиды в аэропорту перед вылетом в Россию [5].
На встрече министров ставился и вопрос о приглашении президента Российской Федерации В. Путина в Японию для обсуждения территориальной проблемы. Можно предположить, что целью визита министра иностранных дел Японии в Москву была и более частная задача: создать благоприятную обстановку в отношениях В. Путина и С. Абэ накануне встречи двух лидеров в Нью-Йорке на сессии ООН в конце сентября. Складывалось впечатление, что японская сторона рассчитывает на то, что только через личный диалог Абэ и Путина можно выйти на конструктивное, с японской точки зрения, решение этого сложного вопроса. В Токио всерьёз рассчитывают на прогресс в подписании мирного договора, разумеется, через решение территориальной проблемы, а конкретно — через политическую волю В.В. Путина. Но здесь далеко не всё очевидно. Сам В.В. Путин в своих заявлениях был не всегда последователен. Так, в ходе «прямой линии» с жителями России 27 сентября 2005 г. он говорил: «Что касается переговорного процесса с Японией по четырём островам: они находятся под суверенитетом Российской Федерации, это закреплено международным правом, это результат Второй мировой войны, и вот в этой части мы ничего не собираемся обсуждать» [2].
Но в тоже время в мае 2012 г. (как сообщала NHK 12 мая 2012 г.) В.В. Путин и премьер-министр Японии Ё. Нода в телефонном разговоре договорились продолжить переговоры по проблеме «северных территорий», исходя из того, что в условиях изменения стратегической обстановки в Азиатско-Тихоокеанском регионе развитие отношений между Россией и Японией будет отвечать интересам обеих стран. Известно и предложение В.В. Путина о «хикивакэ» (ничьей) в решении проблемы мирного договора, вызвавшее массу споров у экспертов как в России, так и в Японии. Вот почему японская сторона возлагает особые надежды именно на политическую волю В.В. Путина.
С другой стороны, позиция российского МИДа отличается от японской позиции принципиально, что С. Лавров неоднократно подчёркивал. Это было хорошо заметно на итоговой пресс-конференции после встречи министров в Москве. В ответе на слова Ф. Кисиды «с моей стороны был поднят территориальный вопрос, и я чётко пояснил позицию Японии в связи с односторонними действиями и высказываниями российской стороны» С. Лавров подчеркнул, что российская делегация не обсуждала
с японскими коллегами проблему северных территорий, этот вопрос не стоит на повестке дня: «Мы не обсуждали северные территории. Ни северные территории Японии, ни северные территории Российской Федерации не являются предметом нашего диалога» [4]. Далее он резюмировал: «Продвижение в вопросе заключения мирного договора с Японией возможно только после признания Японией исторических реалий после второй мировой войны и принятия Устава ООН». Кроме того, он добавил что тема Курил не будет рассматриваться в ходе визита президента В. Путина в Японию и на повестке дня стоит вопрос, который согласовали оба лидера — «заключение мирного договора». И ещё раз заметил, что Япония должна принять послевоенные реалии, в которых Курильские острова не являются её территорией» [4].
Московские переговоры С. Лаврова и Ф. Кисиды были подытожены дежурной дипломатической фразой «договорились продолжить консультации» и признанием того, что между Москвой и Токио сохраняются разногласия, для преодоления которых необходимы новые встречи. То есть никакого прорыва в отношениях между странами не было, как не было и проявления готовности ни одной из сторон пойти на уступки. В то же время необходимо обратить внимание на новый нюанс российской позиции — проблема мирного договора чётко отделяется от проблемы «северных территорий», чего не было раньше.
Ситуация повторилась 28 сентября 2015 г. в Нью-Йорке на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, когда состоялась российско-японская встреча на высшем уровне. На ней стороны договорились возобновить переговоры по мирному договору, согласившись «планировать продвижение переговоров с целью выработки взаимоприемлемого решения». При этом, по уже сложившейся традиции, японский премьер акцентировал внимание на решении территориальной проблемы и заключении на этой основе мирного договора, а президент РФ — исключительно на решении проблемы мирного договора [25].
Япония по-прежнему надеялась на политическую волю В.В. Путина, способного и, как они полагают, готового обсуждать территориальную проблему, в отличие от Д. Медведева и С. Лаврова. Автора удивляют такие ожидания: неужели в Японии думают, что Д.А. Медведев мог самостоятельно, без согласия президента посещать Южные Курилы? Невольно возникает ассоциация с классической системой «доброго и злого полицейского».
Новую напряжённость в двусторонних отношениях вызвала пресс-конференция С.В. Лаврова 26 января 2016 г. Отвечая на вопрос, касающийся отношений России и Японии, он сказал: «Мы не считаем что мирный договор — это синоним решения территориальной проблемы. Это шаг, который необходим для того, чтобы отношения между двумя странами были нормальными не только по сути, но и по юридическому оформлению. Напомню, что единственный документ, который был подписан и ратифицирован двумя странами в 1956 г., т.н. Декларация, очень чётко ставит под-
писание мирного договора на первое место вне зависимости от того, как будет и может быть достигнута договорённость в окончательном виде по островам. Там сказано: мирный договор, а затем, возможно, не возвращение, а передача Советским Союзом Японии в качестве жеста доброй воли этих двух южных островов. Повторю, эта Декларация, прежде всего, исходила из главного тезиса: она фиксировала признание Советским Союзом и Японией итогов Второй мировой войны. Без подтверждения этой позиции и признания итогов Второй мировой войны, как они закреплены в Уставе ООН, нам практически невозможно двигаться вперёд...» [3].
Заявление главы российской дипломатии С. Лаврова о нетождественности подписания мирного договора между РФ и Японией и решения «курильского вопроса» вызвало крайне возмущённую реакцию японской стороны. Как заявил заместитель генсека японского правительства К. Хагиуда, Япония считает «неприемлемыми» замечания главы МИД РФ. В то же время, говоря о возможной реакции японских властей на слова Лаврова, Хагиуда подчеркнул, что позиция Японии уже «выражена чётко» и какой-либо дополнительной реакции Токио не последует. По его словам, нацеленность Японии на «наращивание политического диалога с Россией» сохраняется. Это касается и переговоров по спорным территориям, отметил чиновник [19].
15 февраля 2016 г. в Токио состоялись запланированные консультации заместителей глав МИД России и Японии. Стороны провели обмен мнениями, который станет основой для дальнейшего диалога Москвы и Токио, заявил специальный представитель японского правительства по отношениям с РФ Тикахито Харада. (Недавно в МИД Японии была введена новая должность на уровне зам. министра иностранных дел.) «В ходе консультаций был обсуждён весь комплекс вопросов российско-японских отношений. Основное внимание при этом уделено задачам продвижения политического диалога, взаимодействия в сфере безопасности, торгово-экономических связей и сотрудничества в практических областях», — подчёркивается на сайте МИД РФ. В заявлении также указано, что заместитель Министра иностранных дел РФ И. Моргулов и Т. Харада обменялись мнениями «по ряду актуальных международных тем, в т.ч. по вопросам всеобъемлющего обеспечения безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе» [12]. Выступая перед журналистами в японском внешнеполитическом ведомстве, Харада подчеркнул, что стороны на переговорах затронули сирийский и украинский кризисы, а также проблему КНДР. «Думаю, мы смогли провести обмен мнениями, который дал подпитку устремлённой в будущее атмосферы для подготовки к дальнейшему диалогу», — сказал журналистам Т. Харада в Министерстве иностранных дел Японии после пятичасовой встречи с И. Моргуловым [22].
В то же время МИД РФ по итогам переговоров объявил, что на консультациях достигнута договорённость об организации официального визита российского министра иностранных дел С. Лаврова в Японию в середине апреля [9].
В этот же день глава МИД Японии Ф. Кисида подтвердил, что в Токио ожидают в эти сроки приезда С. Лаврова. Что касается конкретных сроков возможного визита в Японию президента РФ В. Путина, то, как сообщил журналистам Т. Харада, они не обсуждались в ходе нынешних консультаций в Токио. Однако на встрече шла речь о возможной неофициальной поездке в Россию японского премьер-министра С. Абэ до официального визита Путина в Японию [26]. Ранее в японской печати сообщалось, что такой визит может состояться в мае этого года. Ожидается, что 6 мая, накануне саммита G7 в г. Исэсима (Япония), глава японского правительства прилетит в Сочи и побеседует с президентом РФ В. Путиным [26].
После этой встречи на повестку дня снова вышел вопрос о позиции США в российско-японских отношениях. Известно, что в апреле 2015 г. С. Абэ в ходе беседы с президентом США Б. Обамой сообщал ему о решимости пригласить В. Путина в Японию для переговоров о заключении мирного договора. Видимо, он ожидал реакции американского президента и рассчитывал, что Обама лично предостережёт японского премьер-министра по поводу политики японского правительства в отношении России. Но тот не стал реагировать непосредственно на данное высказывание С. Абэ, и беседа продолжилась обсуждением других вопросов. Фактически С. Абэ воспринял это как молчаливое согласие на планы японского премьер-министра организовать визит В.В. Путина в Японию. Такая реакция Б. Обамы расстроила представителей Государственного департамента США. По окончании встречи японской стороне была незамедлительно изложена позиция американского правительства в вопросе о российско-японских отношениях на современном этапе: «В отношении дипломатии на российском направлении самым важным должно быть единство позиций стран-участниц G7, и мы хотим, чтобы до перелома в ситуации на Украине японская сторона с осторожностью подходила к вопросу визита в Японию Владимира Путина» [15]. В этот раз, в отличие от ситуации весной 2015 г., президент США сам позвонил С. Абэ и напрямую посоветовал не ездить в Россию для встречи с В. Путиным. Японское агентство Киодо сообщило, что президент США Барак Обама 9 февраля призвал Абэ воздержаться от поездки в Россию. По данным агентства, Обама сказал Абэ, что «сейчас не время» для визита [21].
Однако генсек правительства Японии Ёсихидэ Суга сообщил, что премьер-министр страны Синдзо Абэ не стал менять планов относительно неофициального визита в Россию в мае [14; 21].
С одной стороны, налицо попытки американской стороны помешать укреплению японо-российских отношений, что они постоянно демонстрировали на протяжении всей истории советско-японских и российско-японских отношений. Кроме того, у Б. Обамы сейчас, как известно, очень непростые отношения с внешнеполитическими союзниками, которые зачастую не разделяют американского взгляда на внешнюю политику. И публичная самостоятельность японского союзника может стать крайне неприятным прецедентом, которым воспользуются израильтяне, турки,
саудовцы и другие несогласные. Такая самостоятельность Японии беспокоит США, особенно в ситуации в АТР, где набирает силу Китай.
С другой стороны, интересна позиция Японии в этом вопросе. Видимо, это реализация как внутренней идеи (демонстрация японскому электорату самостоятельности С. Абэ), так и идеи внешней — показать Москве, что Токио обладает достаточным уровнем суверенитета для принятия важных и серьёзных решений в российском вопросе. Москву же подобная демонстрация японской «самостоятельности», безусловно, впечатлила. А значит, шансы на обмен высокопоставленными визитами в этом году увеличились [10]. По мнению японского аналитика М. Икэды, премьер-министр Японии С. Абэ намерен как можно быстрее посетить Россию. В мае этого года Япония возглавит саммит G7, который пройдёт в японском городе Исэсима. По всей видимости, Япония хочет воспользоваться своим положением для того, чтобы углубить диалог с Россией и развивать переговоры по «северным территориям». С другой стороны, по его мнению, можно сделать вывод о том, что президент В. Путин настроен на японо-российский диалог. Ведь не случайно предложение о неофициальном визите Абэ в Россию внёс именно президент РФ. Поскольку визит В.В. Путина в Японию пока не удаётся осуществить, Россия предложила собственный вариант. Исходя из этого, японская сторона полагает, что появились перспективы для того, что российская дипломатия будет отдавать больший приоритет по сравнению с другими странами Запада Японии. Это связано, прежде всего, с международной изоляцией России, вызванной украинским кризисом. В доказательство этого тезиса М. Икэда приводит мнение профессора МГИМО Д. Стрельцова: «Конфронтация с западными странами уже достигла своих пределов. Сейчас некоторые представители власти считают, что для того, чтобы пошатнуть антироссийскую позицию западных стран, необходимо развивать отношения с Японией» [6].
По-другому смотрит на ситуацию ещё один японский эксперт — С. Хакамада. Он известен своим традиционным требованием «возвращения» Японии четырёх южнокурильских островов. В 2013 г. он опубликовал статью, в которой подчёркивал «толерантную», по его словам, позицию Японии. «Хотелось бы разъяснить: в России существует заблуждение относительно позиции Японии. Принципиальный подход нашей страны к переговорам по мирному договору состоит в том, чтобы „разрешить вопрос принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи и заключить мирный договор". Это не жёсткий подход наподобие такого: „подтвердить принадлежность Четырёх островов Японии и заключить мирный договор". То есть сам этот подход как таковой ничего не говорит о том, какой стране и каким образом должны принадлежать Четыре острова. В этом смысле японский подход нейтрален. Японская сторона тоже хорошо понимает, что переговоры не могут начаться, если она будет обуславливать их начало признанием принадлежности Японии Четырёх островов» [17]. Казалось бы, «правильные» слова! Если вдуматься в формулировку «разрешить вопрос о принадлежности островов», то можно
понять, что, действительно, речь идёт не о передаче островов, а исключительно о принадлежности, и поэтому российская сторона согласилась на включение её в совместные документы, имея в виду существующую реальность. С российской точки зрения вопрос о принадлежности островов подразумевает договорённость окончательно зафиксировать в мирном договоре линию границы. Но С. Хакамада явно лукавит и сам себе противоречит в следующем абзаце. «...Разумеется, и японский народ, и правительство Японии заявляют, что в историческом и правовом отношении Четыре острова являются японской территорией, и на протяжении многих лет требуют их возвращения. В этом состоит принципиальная позиция Японии — позиция, которая остаётся неизменной и сегодня. Однако при этом премьер-министры Японии и её министры иностранных дел неукоснительно занимают нейтральную позицию (разрешить вопрос принадлежности Четырёх островов и заключить мирный договор) в качестве фундаментального подхода к переговорам по мирному договору. Необходимо чётко понимать существование этих двух позиций и то, в чем состоит разница между ними» [17]. Как сочетать эти два утверждения? В итоге он возвращается к своему основному тезису о необходимости «возвращения» четырёх островов Японии и все его рассуждения о «нейтральной позиции» Японии теряют всякий смысл, как и его обращения к двусторонним документам, которые он обильно цитирует. Ибо толкование фразы «разрешить вопрос о принадлежности островов» в России и Японии принципиально различается. В Японии оно понимается как однозначная передача островов Японии, а в России — как признание фактической реальности принадлежности их Российской Федерации, о чем и говорит министр иностранных дел С. Лавров. В последующих статьях позиция С. Хакамады сформулирована ещё более жёстко. Он говорит о нежелательности визита В. Путина в Японию, так как, по его мнению, «Путин даже стал отрицать возможность возврата двух островов, но японские СМИ не сообщили об этом». Далее С. Лавров развивает свою основную линию. По его словам, глава России заявил, что никаких требований, кроме возврата двух островов, не существует. По российской логике, фраза «четыре острова являются предметом переговоров» означает, что Россия готова обсуждать совместное развитие четырёх островов, однако они должны находиться под российским суверенитетом. Можно с уверенностью говорить о том, что жёсткая позиция МИД РФ полностью соответствует позиции президента Путина. Теория российской стороны состоит том, что, если ложь повторить 100 раз, она станет правдой. Японскому правительству следует представить контраргументы. Объяснения должны быть чёткими и логичными, чтобы их смог понять народ и международное сообщество. «Осторожная дипломатия», направленная только на поддержание диалога, воспринимается как слабая. Премьер Абэ уже в третий раз планирует посетить Россию. Воспользовавшись этим, Япония должна чётко заявить о проблеме северных территорий на международном уровне [18].
Такая поездка состоялась в мае 2016 г. С. Абэ во время визита в страны Европы 6 мая посетил с неофициальным визитом Российскую Федерацию и встретился в г. Сочи с президентом В.В. Путиным. И, хотя встреча была неофициальной, она дала конкретные результаты. С. Абэ предложил восемь новых программ для российской экономики и российских граждан: в области медицинских услуг, развития малой и средней промышленности, нефти, газа, ядерной и электроэнергетики, экспортных отраслей на Дальнем Востоке, высоких технологий, обустройства городов, а также взаимных гуманитарных обменов. Президент Путин назвал эти предложения прекрасными и сказал, что хотел бы сотрудничать с японской стороной. В свою очередь, В.В. Путин, пригласил С. Абэ в на Восточный экономический форум, который пройдёт во Владивостоке в сентябре этого года. Президент России и премьер-министр Японии пришли к соглашению о возобновлении формата встреч «2+2», под которым подразумеваются встречи министров оборонных и внешнеполитических ведомств двух стран. Также руководителями стран были обсуждены планы визита В.В. Путина в Японию, который был отложен. Кроме того, премьер-министр Японии С. Абэ предложил президенту России Владимиру Путину «новый подход» к решению вопроса Курильских островов. Правда, он не был озвучен для широкой общественности. Генеральный секретарь кабинета министров Японии Ёсихидэ Суга 9 мая заявлял: «Для того чтобы совершить прорыв в продолжавшихся до сих пор переговорах, лидеры двух стран договорились о новом подходе: они не будут держаться за старые идеи, а продолжат диалог с целью найти приемлемое для обеих сторон решение». Казалось бы, обнадёживающие слова, открывающие новые возможности для поиска решения проблемы, и совет С. Хакамада не был воспринят в японских правительственных кругах. Но Ёсихидэ Суга тут же фактически дезавуировал своё заявление, публично высказавшись: «Изменения в основной позиции Японии по вопросу Южных Курил отсутствуют» и раскрыл эту позицию: «Сперва решение проблемы четырёх островов, затем — заключение мирного договора. В этой нашей базисной позиции никаких изменений нет»1. Вот вам и новый подход!
Таким образом, визит В. Путина в Японию если и состоится, то имеет высокие шансы закончиться тем же. Недаром обе стороны — и Россия, и Япония — оставляют себе пространство для отступления, говоря о том, что относятся с уважением к точке зрения президента России организовать свой визит в наиболее благоприятное с политической и экономической точки зрения время [24]. А когда наступит идеальный момент, наступит ли он вообще и как им воспользуются Россия и Япония это — остаётся по-прежнему вопросом.
1 Премьер-министр Японии примет участие в Восточном экономическом форуме // TASS.RU: Информационное агентство России. URL: http://tass.ru/ekonomika/3267223 (дата обращения 07.05.2016).
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. Бесспорные территории // КоммерсантЪ. 2015. 22 сентября. № 173. С. 6.
2. Владимир Путин о проблеме Курил // КоммерсантЪ. 2006. 15 декабря. № 235. С. 9.
3. Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В. Лаврова в ходе пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2015 году, Москва, 26 января 2016 года // MID.RU: сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/press_service/ minister_speeches/-/asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/content/id/2032328 (дата обращения: 02.02.2016).
4. Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В. Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Японии Ф. Кисидой, Москва, 21 сентября 2015 года // MID.RU: сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.rU/vistupleniya_ministra/-/asset_publisher/MCZ7HQuMdqBY/ content/id/1760488 (дата обращения: 10.11.2015).
5. Глава МИД Японии Фумио Кисида назвал цели своего визита в РФ // Российская газета, 20.09.2015. URL: http://rg.ru/2015/09/20/vizit-site-anons.html (15.11.2015).
6. Икэда М. Перспективы переговоров по «северным территориям»: реакция России стала жёстче // INOSMI.RU: новостной портал. URL: http://inosmi.ru/ politic/20160201/235235612.html (дата обращения: 28.02.2015).
7. Кожевников В.В. Десять лет спустя: что-нибудь изменится? Размышления об итогах визита японского премьер-министра в Москву // Россия и АТР. 2013. № 3. С. 49-60.
8. Кузьменков В.В. Возобновление переговоров между Японией и Россией: туманные перспективы визита президента РФ в Японию // NIPPON.COM: сайт о политике, экономике, общественной и культурной жизни современной Японии. URL: http://www.nippon.com/ru/column/g00320 (дата обращения: 23.02.2016).
9. МИД РФ: Сергей Лавров посетит Японию в середине апреля // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2016/02/15/mid-rf-sergej-lavrov-posetit-iaponiiu-v-seredine-aprelia.html (дата обращения: 20.02.2016).
10. Мирзаян Г. Токио намерен говорить с Москвой // EXPERT.RU: Эксперт Online. 23.02.2016. URL: http://expert.ru/2016/02/23/yaponiya/Pny (дата обращения: 27.02.2016).
11. Нарышкин встретился с Абэ в Токио, визит в Японию Путина обсуждается // NOVOSTI364: новостной сайт. URL: https://novosti364.ru/Narishkin-vstretilsya-s-Abe-v-Tokio-vizit-v-Yaponiyu-Putina-obsujdaetsya-16785579 (дата обращения:
21.07.2015).
12. О консультациях заместителя Министра иностранных дел России И.В. Моргулова с представителем правительства Японии Т. Харада // MID.RU: сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/ news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2091 166 (дата обращения:
01.03.2016).
13. Премьер Японии предложил Путину встретиться на саммите АТЭС в Пекине // RIA.RU: новостной портал. URL: http://ria.ru/politics/20140922/1025053515.html (дата обращения: 15.12.2015).
14. Премьер-министр Японии посетит Россию в мае // Новые ведомости. URL: http:// nvdaily.ru/info/70438.html (дата обращения: 04.03.2016).
15. Судзуки Ёсикацу. Самостоятельная дипломатия премьер-министра Абэ в отношениях с Россией: замыслы и просчёты // NIPPON.COM: сайт о политике, экономике, общественной и культурной жизни современной Японии. URL: http://www. nippon.com/ru/column/g00306 (дата обращения: 30.12.2015).
16. Торгово-экономическое сотрудничество между Российской Федерацией и Японией // ECONOMY.GOV.RU: Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/jp/jp_ru_relations/jp_ru_ trade/ (дата обращения: 12.12.2015).
17. Хакамада С. Как кардинально улучшить российско-японские отношения // CARNEGIEENDOWMENT.ORG: официальный сайт фонда Карнеги. URL: http:// carnegieendowment.org/files/Article_Hakamada_Russian.pdf (дата обращения: 15.06.2014).
18. Хакамада С. О северных территориях необходимо чётко заявлять на международном уровне // INOSMI.RU: новостной портал. URL: http://inosmi.ru/ politic/20160208/235315245.html (дата обращения: 02.03.2016).
19. Японцев возмутили слова Лаврова о мирном договоре. В Токио выступили с резким заявлением // MK.RU: новостной портал. URL: http://www.mk.ru/ politics/2016/01/27/yaponcev-vozmutili-slova-lavrova-o-mirnom-dogovore.html (дата обращения: 05.02.2016).
20. Japan Today. 2012. December.
21. Бэйдайторё, сюсё но хоро дзисюку унагасу. Коконока то дэнва кёги. Сю-сё ва хосин каэдзу = Президент США в телефонном разговоре девятого числа с премьер-министром призвал его к самоограничению в поездке в Россию. Премьер-министр не стал менять свои планы // Нихон кэйдзай симбун. URL: http://www.nikkei.com/article/DGXLASFS23H5R_T20C16A2PP8000 (дата обращения: 04.03.2016).
22. Киси гайму дайдзин риндзи кайкэн кироку = Запись внеочередной пресс конференции министра иностранных дел Японии Кисида // MOFA.GO.JP: сайт Министерства иностранных дел Японии. URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/press/ release/press4_002957.html (дата обращения: 01.03.2016).
23. Медведев сюсё эторофу сима хаири хоппо рёдо кайхацу о касоку = Премьер-министр Медведев побывал на Итурупе, ускорение развития северных территорий // MAINICHI.JP: новостной портал. URL: http://mainichi.jp/articles/20150823/ ddr/001/030/002000c (дата обращения 09.10.2015).
24. Нитиро-сюно га кайдан. Хоппо рёдо мондай но косё сайкай дэ итти = Японо-российские переговоры на высшем уровне — согласие вновь открыть переговоры по проблеме северных территорий // Ёмиури симбун. 29.09.2015.
25. Путин си, нэннай хонити э тёсэй кэйдзоку. Нитиро сюно кайдан = Японо-российская встреча на высшем уровне: продолжается урегулирование визита господина Путина в Японию до конца года // Асахи симбун. 29.09.2015. URL: http://www.asahi.com/articles/ASH9Y34XPH9YUTFK001.html (дата обращения: 27.02.2016).
26. Рабуров гайсё сигацу тюдзюн райнити, Абэ сюсё но хоро тёсэй дэ идти = Достигнуто согласие о визите министра иностранных дел России Лаврова в Японию во второй декаде апреля и посещении Премьер-министра Абэ в Россию // Санкэй симбун. 15.02.2016. URL: http://www.sankei.com/politics/news/160215/ plt1602150034-n1.html (дата обращения: 22.02.2015).
REFERENCES
1. Besspornye territorii [Indisputable territories]. Kommersant, 2015, September, 22, no. 173, p. 6. (In Russ.)
2. Vladimir Putin o probleme Kuril [V. Putin about the problem of the Kuril Islands]. Kommersant, 2015, January, 15, no. 235, p. 9. (In Russ.)
3. Vystuplenie i otvety na voprosy SMI Ministra inostrannyh del Rossii S.V Lavrova v hode press-konferencii po itogam dejatel'nosti rossijskoj diplomatii v 2015 godu, Moskva, 26 janvarja 2016 goda [Foreign Minister of the Russian Federation S.V. Lav-rov's speech and answers to questions to the press at a press conference following results of the diplomatic activity in 2015, Moscow, January 26, 2016]. Available at: http:// www.mid.ru/press_service/minister_speeches/-/asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/ content/id/2032328 (accessed 02.02.2016). (In Russ.)
4. Vystuplenie i otvety na voprosy SMI Ministra inostrannyh del Rossii S.V. Lavrova v hode sovmestnoj press-konferencii po itogam peregovorov s Ministrom inostrannyh del Ja -poniiF. Kisidoj, Moskva, 21 sentjabrja 2015 goda [Foreign Minister of the Russian Federation S.V. Lavrov's speech and answers to questions to the press at a joint press conference following results of negotiations with Foreign Minister of Japan F. Kishida, Moscow, September 21, 2015]. Available at: http://www.mid.ru/vistupleniya_ministra/-/asset_ publisher/MCZ7HQuMdqBY/content/id/1760488 (accessed 10.11.2015). (In Russ.)
5. Glava MID Japonii Fumio Kisida nazval celi svoego vizita v RF [Foreign Minister of the Ministry of Foreign Affairs of Japan F. Kishida named the goals of his visit to the Russian Federation]. Rossijskaja gazeta. 20.09.2015. Available at: http:// rg.ru/2015/09/20/vizit-site-anons.html (accessed 15.11.2015). (In Russ.)
6. Ikjeda M. Perspektivy peregovorov po "severnym territorijam": reakcija Rossii stala zhestche [Prospects of negotiations on "the Northern Territories": Russia's reaction became harder]. Available at: http://inosmi.ru/politic/20160201/235235612.html (accessed 28.02.2015). (In Russ.)
7. Kozhevnikov V.V. Desjat' let spustja: chto-nibud' izmenitsja? Razmyshlenija ob itogah vizita japonskogo prem'er-ministra v Moskvu [Ten years later: will anything change? Reflections about results of the visit of Foreign Minister of Japan to Moscow] // Ros -sija i ATR, 2013, no. 3, pp. 49-60.
8. Kuz'menkov V.V. Vozobnovlenie peregovorov mezhdu Japoniej i Rossiej: tumannye perspektivy vizita prezidenta RF v Japoniju [Renewal of negotiations between Japan and Russia: clouded prospects of the visit of the President of the Russian Federation to Japan]. Available at: http://www.nippon.com/ru/column/g00320 (accessed 23.02.2016). (In Russ.)
9. MID RF: Sergej Lavrov posetit Japoniju v seredine aprelja [Ministry of Foreign Affairs: S. Lavrov will visit Japan in the middle of April]. Rossijskaja gazeta. Available at: http://www.rg.ru/2016/02/15/mid-rf-sergej-lavrov-posetit-iaponiiu-v-seredine-aprelia.html (accessed 20.02.2016). (In Russ.)
10. Mirzajan G. Tokio nameren govorit' s Moskvoj [Tokyo is going to speak to Moscow]. Jekspert Online. 23.02.2016. Available at: http://expert.ru/2016/02/23/yaponiya/?ny (accessed 27.02.2016). (In Russ.)
11. Naryshkin vstretilsja s Abje v Tokio, vizit v Japoniju Putina obsuzhdaetsja [S. Narysh-kin met with S. Abe in Tokyo; V. Putin's visit to Tokyo is being discussed]. Available at: https://novosti364.ru/Narishkin-vstretilsya-s-Abe-v-Tokio-vizit-v-Yaponiyu-Putina-obsujdaetsya-16785579 (accessed 26.07.2017). (In Russ.)
12. O konsul'tacijah zamestitelja Ministra inostrannyh del Rossii I.V. Morgulova s pred-stavitelem pravitel'stva Japonii T. Harada [Consultations of the Deputy Minister of Foreign Affairs I.V. Morgulov with government representative of Japan C. Harada].
Available at: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/Vasset_publisher/cKNon-kJE02Bw/content/id/2091 166 (accessed 01.03.2016). (In Russ.)
13. Prem'erJaponiipredlozhilPutinu vstretit'sja na sammite ATJeS vPekine [Prime Minister of Japan offered V. Putin to meet at the Summit in Beijing]. Available at: http:// ria.ru/politics/20140922/1025053515.html (accessed 15.12.2015). (In Russ.)
14. Prem'er-ministr Japonii posetit Rossiju v mae [Prime Minister of Japan will visit Russia in May]. Novye vedomosti. Available at: http://nvdaily.ru/info/70438.html (accessed 04.03.2016). (In Russ.)
15. Sudzuki Josikacu. Samostojatel'naja diplomatija prem'er-ministra Abje v otnosheni-jah s Rossiej: zamysly i proschjoty [Independent diplomacy of Prime Minister S. Abe in relations with Russia: intentions and miscalculations]. Available at: http://www.nip-pon.com/ru/column/g00306 (accessed 30.12.2015). (In Russ.)
16. Torgovo-jekonomicheskoe sotrudnichestvo mezhdu Rossijskoj Federaciej i Japoniej [Trade and economic cooperation between the Russian Federation and Japan]. Available at: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/jp/jp_ru_relations/jp_ru_trade/ (accessed 12.12.2015). (In Russ.)
17. Hakamada S. Kak kardinal'no uluchshit' rossijsko-japonskie otnoshenija [How to improve Russian-Japanese relations dramatically]. Available at: http://carnegieendow-ment.org/files/Article_Hakamada_Russian.pdf (accessed 15.06.2014). (In Russ.)
18. Hakamada S. O severnyh territorijah neobhodimo chetko zajavljat' na mezhdunarod-nom urovne [It is necessary to claim clearly about the northern territories internationally]. Available at: http://inosmi.ru/politic/20160208/235315245.html (accessed 02.03.2016). (In Russ.)
19. Japoncev vozmutili slova Lavrova o mirnom dogovore. V Tokio vystupili s rezkim zaja-vleniem [Japanese were outraged by Lavrov's words about a peace treaty. Tokyo made a sharp statement]. Available at: http://www.mk.ru/politics/2016/01/27/yaponcev-vozmutili-slova-lavrova-o-mirnom-dogovore.html (accessed 05.02.2016). (In Russ.)
20. Japan Today. 2012, December. (In Eng.)
21. Bjejdajtorjo, sjusjo no horo dzisjuku unagasu. Kokonoka to djenva kjogi. Sjusjo va hosin kajedzu. Nihon kjejdzaj simbun [The President of the US in his phone talk with Prime Minister called to self-restriction with a visit to Russia. Prime Minister didn't change his plans]. Available at: http://www.nikkei.com/article/DGXLASFS23H5R_ T20C16A2PP8000 (accessed 04.03.2016). (In Japan.)
22. Kisigajmu dajdzin rindzi kajkjen kiroku [Record of a special press conference of Minister of Foreign Affairs F. Kishida]. Available at: http://www.mofa.go.jp/mofaj/press/ release/press4_002957.html (accessed 01.03.2016). (In Japan.)
23. Medvedev sjusjo jetorofu sima hairi hoppo rjodo kajhacu o kasoku [Prime Minister D. Medvedev visited Iturup, acceleration of the development of the Northern Territories]. Available at: http://mainichi.jp/articles/20150823/ddr/001/030/002000c (accessed 09.10.2015). (In Japan.)
24. Nitiro-sjuno ga kajdan. Hoppo rjodo mondaj no kosjo sajkaj dje idti [Japanese-Russian top-level negotiations — agreement to start negotiations on the issue of the Northern Territories]. Jomiuri simbun. 29.09.2015. (In Japan.)
25. Putin si, njennaj honiti je tjosjej kjejdzoku. Nitiro sjuno kajdan [Japanese-Russian toplevel meeting: continuation of arrangement of Mr Putin's visit to Japan until the end of the year]. Asahi simbun. Available at: http://www.asahi.com/articles/ASH9Y34X-PH9YUTFK001.html (accessed 27.02.2016). (In Japan.)
26. Raburov gajsjo sigacu tjudzjun rajniti, Abje sjusjo no horo tjosjej dje idti [The agreement on Foreign Minister of the Russian Federation S. Lavrov's visit to Japan in the second half of April and Prime Minister S. Abe's visit to Russia is reached]. Sankjej simbun. 15.02.2016. Available at: http://www.sankei.com/politics/news/160215/ plt1602150034-n1.html (accessed 22.02.2015). (In Japan.)