Научная статья на тему 'Российско-японская территориальная проблема в президентство В. В. Путина (2004 2008) и Д. А. Медведева (2008 2012)'

Российско-японская территориальная проблема в президентство В. В. Путина (2004 2008) и Д. А. Медведева (2008 2012) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
596
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА / РЕВИЗИЯ ИТОГОВ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ / КОМПРОМИСС / МИРНЫЙ ДОГОВОР / НОТЫ ПРОТЕСТА / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / TERRITORIAL PROBLEM / REVISION OF THE RESULTS OF WORLD WAR II / COMPROMISE / PEACE TREATY / NOTES OF PROTEST / SPECIAL-PURPOSE PROGRAM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Харюшина Наталья Александровна

Вниманию читателей предлагается окончание статьи о российско-японском территориальном споре. Автор рассматривает его развитие в годы правления президентов России В.В. Путина (2004 2008) и Д.А. Медведева (2008 2012), характеризует современные позиции и действия сторон. Отмечаются попытки Японии подвергнуть ревизии итоги Второй мировой войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian-Japanese territorial problem in the reign of the presidents of Russia V. Putin (2004-2008) and D. Medvedev (2008-2012)

Readers are invited to the end of the article about the Russian-Japanese territorial dispute. The author examines it's development in the reign of the presidents of Russia V. Putin (2004 2008) and D. Medvedev (2008 2012), describes the current positions and actions of the sides. The efforts of Japan to revise the results of the Second World War are noted.

Текст научной работы на тему «Российско-японская территориальная проблема в президентство В. В. Путина (2004 2008) и Д. А. Медведева (2008 2012)»

УДК 327

Харюшина Наталья Александровна

Дальневосточный федеральный университет Владивосток, Россия

Российско-японская территориальная проблема в президентство В.В. Путина (2004 - 2008) и Д.А. Медведева (2008 - 2012)

Вниманию читателей предлагается окончание статьи о российско-японском территориальном споре. Автор рассматривает его развитие в годы правления президентов России В.В. Путина (2004 - 2008) и Д.А. Медведева (2008 - 2012), характеризует современные позиции и действия сторон. Отмечаются попытки Японии подвергнуть ревизии итоги Второй мировой войны.

Ключевые слова и словосочетания: территориальная проблема, ревизия итогов Второй мировой войны, компромисс, мирный договор, ноты протеста, целевая программа.

После передачи Китаю в 2004 г. островов на реках Амур и Аргунь первые лица страны решили провести зондаж общественного мнения россиян - выяснить их реакцию на возможную передачу Японии оспариваемых ею российских территорий [12. С. 379].

Участвуя в программе НТВ «Апельсиновый сок» 14 ноября 2004 г., министр иностранных дел С.В. Лавров подтвердил признание Россией Совместной декларации СССР и Японии от 1956 г., в которой «предлагалось отдать Японии два южных... острова. И на этом поставить точку. Соответственно, провести границы, заключить мирный договор» [8. С. 107]. Высказывание С.В. Лаврова было воспринято россиянами и японцами как готовность российского руководства передать Японии два острова. Примечательно, что 15 ноября 2004 г. на встрече с членами кабинета министров Президент РФ В.В. Путин также выразил готовность Москвы «выполнять все взятые на себя обязательства, тем более ратифицированные документы», но только «в том объёме, в каком. партнёры готовы выполнять те же самые договорённости» [8. С. 108].

Реакция россиян на шокирующие высказывания первых лиц государства, к тому же сделанные перед возможным визитом Путина в Японию (февраль 2005 г.), была бурной. Активизировались противники любых территориальных уступок. На Дальнем Востоке, особенно на Сахалине

и Курилах, прошли митинги и демонстрации. На Сахалине в конце 2004 г. представители КПРФ, ЛДПР, «Родины», депутатской группы областной Думы «За российские Курилы», казачества и Православной церкви провели массовый митинг, участники которого пригрозили начать партизанскую войну и потребовать отставки президента России в случае передачи Южных Курил Японии [8. С. 108 - 109].

В Заявлении Сахалинского совета общественных организаций, в частности, говорилось: «Мы заявляем, что в случае проведения переговоров с Японией по вопросу передачи ей южных Курильских островов, а тем более в случае подписания договора об их передаче без согласования с населением Сахалинской области мы оставляем за собой право призвать население к гражданскому неповиновению. Мы заявляем, что в случае передачи Курильских островов Японии мы оставляем за собой право обратиться к Федеральному Собранию РФ с требованием об отрешении от должности Президента Путина В.В. по обвинению в государственной измене. Мы призываем политические партии, общественные организации, всех, кто неравнодушен к судьбе России, кто согласен с нами, поддержать нас и проявить свою волю» [12. С. 391].

Решительные слова и действия российской общественности не могли не повлиять на политику В. В. Путина в территориальном вопросе с Японией. Успокаивающие россиян высказывания из уст президента прозвучали уже 23 декабря 2004 г. на пресс-конференции в Кремле. По словам Путина, глава МИД С.В. Лавров «не предлагал (Японии) никаких островов», а лишь «упомянул о Декларации 1956 года» [8. С. 109].

Ещё решительнее было заявление президента В.В. Путина по поводу принадлежности Южных Курил, сделанное 27 сентября 2005 г. Отвечая на вопросы россиян в программе «Прямая линия», Путин заявил, что Курильские острова находятся под суверенитетом Российской Федерации, что закреплено международным правом, и пересмотр их принадлежности недопустим. «Это результаты Второй мировой войны, и вот в этой части мы ничего не собираемся обсуждать» [19], - заявил российский президент. Данное высказывание В. В. Путина должно было успокоить россиян, особенно жителей Сахалинской области, вселить в них уверенность в том, что политика российского руководства направлена на защиту национальных интересов.

Однако следующее высказывание президента тут же смягчило непреклонную позицию российской стороны: «Вопрос. является очень чувствительным и для Японии, и для России. Я надеюсь, просто уверен, что при доброй воле, а такая добрая воля у России есть, мы всегда найдём такой вариант, который устроил бы обе стороны и пошёл бы на благо тем людям, которые живут на этих территориях, и на благо народов как Рос-

сии, так и Японии. Такие варианты могут быть найдены при желании идти навстречу друг другу» [19].

Как мы видим, заявление президента В.В. Путина о нежелании обсуждать принадлежность Курильских островов было опровергнуто его дальнейшим высказыванием о «доброй воле» России применить на практике вариант решения территориальной проблемы, который бы устроил не только Россию, но и Японию (с её непримиримостью в данном вопросе!).

Противоречивость позиции Путина вновь обнаружилась во время его визита в Токио в ноябре 2005 г., когда он заявил о своей готовности к совместному с японской стороной поиску взаимоприемлемых условий, на которых можно было бы подписать мирный договор. Подобный ответ прозвучал 9 сентября 2006 г. на встрече с иностранными политологами в Ново-Огарёво. Тогда президент сказал следующее: «С Японией нам бы хотелось урегулировать все наши спорные вопросы, в том числе территориального характера. Мы не хотим их консервировать - мы искренне хотим решать, но на приемлемых условиях и для России, и для Японии» [12. С. 395].

Важно отметить, что Российско-японский план действий и Совместное заявление о принятии Российско-японского плана действий (2003 г.) были последними подписанными и опубликованными двусторонними документами России и Японии, в которых фиксировалось согласие России в лице её высшего руководителя на ведение переговоров с японской стороной о принадлежности Южно-Курильских островов. В будущем

В.В. Путин, в нарушение установившейся традиции, отказался от письменного подтверждения в двусторонних российско-японских документах спорности принадлежащих России территорий. Тем не менее, он не ставил точку в переговорах по территориальной проблеме с Японией и высказывал намерение её решить. Такую же позицию занимал и Президент РФ Д. А. Медведев.

В 2009 г. Медведев заявил о желании решить территориальную проблему настоящим поколением [20] и, как указывалось в ряде источников, предложил в феврале того же года в разговоре с Премьер-министром Японии Асо Таро на Сахалине поиск «нестандартного решения» пограничного вопроса. По словам исследователя А.А. Кошкина, причиной такого предложения было желание Д.А. Медведева привнести элемент новизны в российскую позицию и намекнуть на то, чтобы подумать о возможности компромиссного разрешения противоречий [12. С. 399].

Однако вскоре С. В. Лавров опроверг сообщения о том, что Россия предложила урегулировать территориальную проблему с Японией «нестандартным способом». Глава МИД РФ высказал принципиальную позицию Москвы, которая заключалась «в готовности искать такое решение, которое отвечало бы интересам и России, и Японии, а также пользовалось бы поддержкой народов» двух стран [13]. В комментарии Депар-

тамента информации и печати МИД РФ говорилось о том, что президент России и Премьер-министр Японии «выразили намерение искать взаимоприемлемое решение указанной проблемы [мирного договора, включая аспект пограничного размежевания - Прим. Х.Н.А.], действуя в духе готовности к встречному движению от крайних подходов и понимания необходимости поддержания здоровой, конструктивной атмосферы вокруг такого диалога, в том числе путём активного развития российско-японского сотрудничества по всем направлениям» [14].

Тем не менее, результатом встречи Д. А. Медведева и Асо Т. явилось предложенное японской стороной «арифметическое решение» территориальной проблемы - раздел Южно-Курильских островов пополам по площади. При реализации этого варианта решения территориального спора к Японии отошли бы острова Хабомаи, Шикотан, Кунашир, около четверти острова Итуруп, омывающие их 200-мильные экономические зоны и важные в военно-стратегическом отношении глубоководные проливы. Российская сторона с таким решением проблемы, естественно, не согласилась.

Необходимо отметить, что в период правления Д. А. Медведева Токио неоднократно пытался оказать беспрецедентное давление на Россию в территориальном вопросе. После заявления Премьер-министра Японии Т. Асо в парламенте 20 мая 2009 г. о «незаконной оккупации Россией северных территорий» (южной части Курильских островов) последовало законодательное закрепление японских притязаний на российские земли. В июне-июле 2009 г. сначала нижняя, а затем верхняя палаты парламента Японии единогласно приняли поправки к закону 1982 г. «О специальных мерах по содействию решению проблемы северных территорий». В новом провокационном документе депутаты парламента назвали оспариваемые Токио российские Южные Курилы «исконными территориями Японии» и призвали добиваться скорейшего их «возвращения». В конце ноября

2009 г. Токио предпринял очередную попытку подвергнуть ревизии итоги Второй мировой войны: было обнародовано заявление правительства Японии о том, что Южно-Курильские острова «находятся под оккупацией России».

Как отреагировал Д.А. Медведев на заявления руководства Японии, противоречащие основополагающим законам Российской Федерации?

В ответ на заявление Т. Асо о «незаконной оккупации Россией» Южных Курил российский президент в телефонном разговоре призвал Премьер-министра Японии «воздерживаться от публичных заявлений и риторики по чувствительным проблемам российско-японских отношений» [18]. В своём приветственном слове по случаю вручения в Кремле верительных грамот зарубежными послами 29 мая 2009 г. Д.А. Медведев заявил о стремлении России к новому качеству взаимовыгодного партнёрства с Японией, о её готовности к продолжению диалога с японской сторо-

ной «по поиску взаимоприемлемого решения проблемы мирного договора». Заявление Т. Асо президент назвал попытками японских партнёров поставить под сомнение суверенитет России над Курильскими островами с использованием односторонних, лежащих за рамками правового поля, неприемлемых оценок в данной сфере. Российский президент сказал, что такие действия не способствуют продолжению переговоров, и выразил надежду на то, что в Токио «адекватно оценят ситуацию и сделают правильные выводы» по данному поводу [2]. Однако последующие акции японской стороны показали обманчивость надежд Д. А. Медведева.

В начале июля 2009 г. на встрече в Италии в рамках саммита 08 с Премьер-министром Японии Т. Асо Д. А. Медведев заявил о том, что обсуждение таких сложных тем, как заключение мирного договора и территориальная проблема, «должно проходить в соответствующей атмосфере, а эта атмосфера в последнее время не сильно улучшилась, а наоборот, ряд шагов привёл к всплеску эмоций». Однако, по словам президента, «это не означает, что контакты будут прерваны» [11].

Провокационные акции Японии подверглись более резкому осуждению со стороны российских законодателей. Ответные заявления были приняты 24 июня 2009 г. Г осударственной думой РФ и 7 июля 2009 г. Советом Федерации [7]. В Заявлении Госдумы РФ прозвучало требование к Токио дезавуировать принятые японскими парламентариями поправки к закону. В противном случае Правительству России предлагалось прекратить обсуждение с японской стороной территориальной проблемы [3].

На действия Токио отреагировало и Министерство иностранных дел РФ. После Заявления от 11 июня 2009 г. в связи с принятием нижней палатой Парламента Японии поправок к т.н. закону о специальных мерах по содействию решению «проблемы северных территорий» [5] МИД РФ 24 ноября 2009 г. направил в МИД Японии официальную ноту - ответ на правительственное заявление «об оккупации Россией» Южных Курил. В последнем Заявлении МИД России подчёркивалось, что «южные Курильские острова являются неотъемлемой частью территории Российской Федерации на законных основаниях по итогам Второй мировой войны в соответствии с имеющими обязательную юридическую силу для Токио соглашениями и договорённостями между союзными державами, а также Уставом ООН, который ратифицирован Японией». Заявление правительства Японии было названо неприемлемым [6].

Несмотря на явно реваншистский характер заявлений японской стороны, Президент России Д. А. Медведев продолжал говорить о существовании территориальной проблемы и возможности её разрешения. Так, в интервью газете «Известия» 7 мая 2010 г. он подчеркнул, что между Россией и Японией «есть проблемы, в том числе и территориальная», «если ей заниматься активно, по-честному, если отказаться от так назы-

ваемых крайних точек зрения, то в конечном счёте в исторической перспективе эта проблема разрешима» [1].

Вопреки своим компромиссным высказываниям по вопросу о принадлежности Южных Курил, Президент РФ Д. А. Медведев в ноябре

2010 г. совершил беспрецедентный в истории России визит на один из оспариваемых Японией островов - Кунашир. Реакцией на эту поездку стали ноты протеста со стороны Японии, в т. ч. отзыв из России посла Японии, а также выражение японцами сожаления и негодования. Москва в ответ заявила, что суверенитет РФ в отношении Курил не подлежит пересмотру, а президент России будет совершать рабочие поездки независимо от реакции Токио [4]. После Д.А. Медведева Южно-Курильские острова посетили высокопоставленные чиновники российского правительства, что вызвало очередной протест японской стороны [16].

В начале 2011 г. обстановка вокруг территориальной проблемы накалилась до такой степени, что 7 февраля 2011 г., по случаю т.н. «дня северных территорий», японские экстремисты, а точнее граждане Японии, следующие призывам японского правительства, парламента, неправительственных организаций и др. добиваться «возвращения» ЮжноКурильских островов, осквернили перед Посольством России в Токио российский флаг. Из-за отказа японских властей преследовать экстремистов в уголовном порядке Россия заявила протест Токио.

Примечательно, что официальный представитель МИД РФ А. Лукашевич на брифинге, состоявшемся 17 февраля 2011 года, заявил о том, что в Москве категорически отвергают возможность каких-либо переговоров с Японией по территориальному вопросу. «Никаких переговоров по этим темам не ведётся, - сказал Лукашевич. - Собственно, о переговорах и речи быть не может, поскольку наши позиции кардинально расходятся». Российский дипломат также подчеркнул: «Вопрос о суверенитете России над Курилами безотзывный, и он не подлежит никаким сомнениям». Однако следующее заявление официального представителя МИД о том, что Россия готова к диалогу по заключению мирного договора с Японией, вселило беспокойство в россиян. «Мы по-прежнему настроены обсуждать с японскими коллегами вопросы, касающиеся заключения российско-японского мирного договора», - сказал А. Лукашевич. Для этого, по его словам, Японии необходимо признать итоги Второй мировой войны [15].

Позиция России по Южным Курилам в последние месяцы президентства Д. А. Медведева, озвученная министром иностранных дел С.В. Лавровым, отличается твёрдостью: «Курилы были, есть и будут российской территорией в соответствии с решениями, которые были приняты по итогам Второй мировой войны и закреплены в Уставе ООН. Там сказано, что всё, что сделали державы-победительницы, является частью международ-

ного права и мироустройства по итогам Второй мировой войны. Разговоры о других документах, о декларации Сан-Франциско (якобы японцы трактуют её так, что она не включает Южную гряду), аргумент о том, что Советский Союз её не подписал, не имеют никакого значения. Есть Устав ООН, в котором всё написано просто и понятно» [9. С. 160].

Как мы видим, речь идёт только об Уставе ООН как основополагающем документе в вопросе о принадлежности Южных Курил. В то же время Москва не отказывается от заключения мирного договора с Японией, но переговоры о нём, по словам С.В. Лаврова, должны вестись «на взаи-моуважительной основе, с учётом всех исторических и правовых реалий, которые существуют на сегодняшний день, с учётом признания итогов Второй мировой войны», «в атмосфере, которая исключает нагнетание эмоций с той и другой стороны», «без одностороннего толкования истории и политизации» [9. С. 161]. Фоном для разговора по проблеме мирного договора, по словам главы МИД РФ, должно быть широкое двустороннее сотрудничество во всех областях [17].

Нужно отметить, что в президентство Д. А. Медведева во многом изменилась ситуация на Южно-Курильских островах и вокруг проблемы их принадлежности. Протесты японской стороны не могли не повлиять на восприятие российским руководством территориальной проблемы с Японией, на его отношение к оспариваемым островам и проживающим на них людям. Органы российской власти, как справедливо заметил исследователь О. И. Казаков, стали более активно реагировать на события в Японии [10], на слова и действия японской стороны, связанные с Южно-Курильскими островами. Активизируются действия руководства нашей страны в защиту российского суверенитета над оспариваемыми Японией территориями. Наблюдается стремление власти способствовать экономическому и социальному развитию Курильских островов, реализации целевых программ, направленных на такое развитие. Уходит в прошлое неуверенность жителей Курил в будущем, желание покинуть родные острова. С преобразованиями, охватившими Сахалинскую область, в т.ч. Южные Курилы, с изменением российской действительности, с усилением России (по сравнению с ельцинским периодом) изменяется взгляд российского руководства и общественности на необходимость «смягчения» позиции ради экономического сотрудничества с Японией.

В последнее время российско-японские отношения вышли на новый уровень развития в самых разных сферах: расширяются торговоэкономические, социально-культурные и др. контакты. Россияне были солидарны с японским народом в преодолении последствий трагедии на АЭС «Фукусима-1». Тем не менее, не ослабевают территориальные претензии Японии к России - требования о «возвращении» ЮжноКурильских островов. На официальном уровне, под которым понимается

ведение переговоров с российской стороной, японцами оспаривается принадлежность Южно-Курильских островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и островной гряды Хабомаи. На неофициальном уровне, т.е. когда требования выдвигаются, опубликовываются, но не выносятся на переговоры, притязания Японии доходят до всей Курильской гряды и Южного Сахалина.

Несмотря на многочисленные вызовы с японской стороны, территориальная проблема не снята российским руководством, точка в ней не поставлена, а значит, возможны новые переговоры, амбициозные заявления, решительные действия Токио и новые компромиссные предложения Москвы. Данное обстоятельство не может не вызывать тревогу у россиян.

1. Брифинг официального представителя МИД России А.А. Нестеренко 12 мая 2010 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.mid.rU/brp_4.nsf/0/C81CBBFEF69A9C6AC3257721004B4BFB (дата обращения: 19.02.2011).

2. Выступление Президента РФ Д.А. Медведева на церемонии вручения верительных грамот послами иностранных государств 29 мая 2009 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа^йр://события.президент.рф/ %D0%B2%D 1 %8B%D 1%81 %D 1 %82%D 1 %83%D0%BF%D0%BB%D0%B 5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/4236 (дата обращения: 06.03.2012).

3. Заявление Государственной думы о принятии Палатой представи-

телей Парламента Японии поправок к закону о специальных мерах по содействию решению проблемы северных территорий (24.06.2009) [Электронный ресурс] // Япония наших дней. - 2009. - № 1. - С. 137. Режим доступа: http://japanstudies.ru/docs/2009-ЯНД-1.pdf (дата обращения:

06.03.2012).

4. Заявление МИД России (01.11.2010) [Электронный ресурс] // Япония наших дней. - 2010. - № 4. Режим доступа: http://japanstudies.ru/ images/books/jnd_6.pdf (дата обращения: 06.03.2012).

5. Заявление МИД России (11.06.2009) [Электронный ресурс] // Япония наших дней. - 2009. - № 1. - С. 135 - 136. Режим доступа: http://japanstudies.ru /docs/ 2009-ЯНД-1.pdf (дата обращения: 06.03.2012).

6. Заявление МИД России в связи с сообщениями СМИ об утверждении Правительством Японии подготовленного японским МИД документа, содержащего формулировку «незаконная оккупация Россией» южных Курильских островов (24.11.2009) [Электронный ресурс] // Япония наших дней. - 2009. - № 2. Режим доступа: http://japanstudies.ru/docs/ 2010-%D0%AF%D0%9D%D0%94-2.pdf (дата обращения: 06.03.2012).

7. Заявление Совета Федерации в связи с принятием Парламентом Японии поправок к Закону о специальных мерах по содействию решению

проблемы северных территорий (07.07.2009) [Электронный ресурс] // Япония наших дней. - 2009. - № 1. - С. 138 - 139. Режим доступа: Ьйр://]арап81;иё1е8.ги/ёос8/2009-ЯНД-1.рёГ (дата обращения: 06.03.2012).

8. Иванов А. В. Российско-японские отношения: вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс] / А.В. Иванов // Япония в Восточной Азии: внутреннее и внешнее измерения: сб. стат. / Институт международных исследований. - М.: МГИМО - Университет, 2009. - С. 73 - 139. Режим доступа: http://www.mgimo.ru/files/118510/kb-08_japan-Lukin.pdf (дата обращения: 01.06.2011).

9. Из ответов министра иностранных дел России С. В. Лаврова на

вопросы радиослушателей в эфире радиостанций «Голос России», «Радио России» и «Эхо Москвы» 21 октября 2011 г. [Электронный ресурс] // Япония наших дней. - 2011. - № 4(10). Режим доступа:

http://japanstudies.ru/images/books/jnd_10.pdf (дата обращения: 10.03.2012).

10. Казаков О.И. Курильская парадигма Медведева [Электронный ресурс] / О.И. Казаков // Япония наших дней. - 2011. - № 1(7). Режим доступа: http://japanstudies.ru/images/books/jnd_7.pdf (дата обращения: 06.03.2012).

11. Кондратьев В. Второй день саммита 08, 09.07.2009 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ntv.ru/novosti/168052/ (дата обращения: 06.03.2012).

12. Кошкин А.А. Россия и Япония: Узлы противоречий / А.А. Кошкин. - М.: Вече, 2010. - 480 с.: ил. - (Актуальная история).

13. Лавров С. Россия не предлагала Японии урегулировать территориальную проблему «нестандартным способом» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vff-s.ru/sd/p2/r9a.html#68 (дата обращения:

06.03.2012).

14. МИД РФ: На встрече в Южно-Сахалинске Медведев и Асо «выра-

зили намерение искать взаимоприемлемое решение» территориальной проблемы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vff-

s.ru/sd/p2/r9a.html#68 (дата обращения: 05.03.2012).

15. Москва обеспокоена заявлениями японского министра после осмотра с воздуха Южных Курил (19.02.2011) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.interfax.by/news/world/87863 (дата обращения:

10.01.2012).

16. О реакции в Японии на посещение южных Курильских островов представителями Правительства Российской Федерации (16.05.2011) [Электронный ресурс] // Япония наших дней. - 2011. - № 2(8). - С. 158. Режим доступа: http://japanstudies.ru/images/books/jnd_8.pdf (дата обращения: 06.03.2012).

17. О телефонном разговоре министра иностранных дел России

С.В. Лаврова с министром иностранных дел Японии К. Гэмбой (09.09.2011)

[Электронный ресурс] // Япония наших дней. - 2011. - № 3(9). Режим доступа: http://japanstudies.ru/images/books/jnd_9.pdf (дата обращения: 06.03.2012).

18. Павлятенко В. Нужен ли России мирный договор с Японией? [Электронный ресурс] / В. Павлятенко. Режим доступа: http://www.debn-dv.ru/article/1749 (дата обращения: 06.03.2012).

19. Стенограмма прямой линии с Президентом РФ Владимиром Путиным. Первая часть (27.09.2005) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vibory2008.ru/609.html (дата обращения: 08.06.2011).

20. Ябунака М. Образ японской дипломатии [Электронный ресурс] / М. Ябунака // Япония наших дней. - 2009. - №1. Режим доступа: http://japanstudies.ru/docs/2009-ЯНД-1.pdf (дата обращения: 17.02.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.