УДК 327
Харюшина Наталья Александровна
Дальневосточный федеральный университет Владивосток, Россия
Российско-японская территориальная проблема в президентство В.В. Путина (2004 - 2008) и Д.А. Медведева (2008 - 2012)
Вниманию читателей предлагается окончание статьи о российско-японском территориальном споре. Автор рассматривает его развитие в годы правления президентов России В.В. Путина (2004 - 2008) и Д.А. Медведева (2008 - 2012), характеризует современные позиции и действия сторон. Отмечаются попытки Японии подвергнуть ревизии итоги Второй мировой войны.
Ключевые слова и словосочетания: территориальная проблема, ревизия итогов Второй мировой войны, компромисс, мирный договор, ноты протеста, целевая программа.
После передачи Китаю в 2004 г. островов на реках Амур и Аргунь первые лица страны решили провести зондаж общественного мнения россиян - выяснить их реакцию на возможную передачу Японии оспариваемых ею российских территорий [12. С. 379].
Участвуя в программе НТВ «Апельсиновый сок» 14 ноября 2004 г., министр иностранных дел С.В. Лавров подтвердил признание Россией Совместной декларации СССР и Японии от 1956 г., в которой «предлагалось отдать Японии два южных... острова. И на этом поставить точку. Соответственно, провести границы, заключить мирный договор» [8. С. 107]. Высказывание С.В. Лаврова было воспринято россиянами и японцами как готовность российского руководства передать Японии два острова. Примечательно, что 15 ноября 2004 г. на встрече с членами кабинета министров Президент РФ В.В. Путин также выразил готовность Москвы «выполнять все взятые на себя обязательства, тем более ратифицированные документы», но только «в том объёме, в каком. партнёры готовы выполнять те же самые договорённости» [8. С. 108].
Реакция россиян на шокирующие высказывания первых лиц государства, к тому же сделанные перед возможным визитом Путина в Японию (февраль 2005 г.), была бурной. Активизировались противники любых территориальных уступок. На Дальнем Востоке, особенно на Сахалине
и Курилах, прошли митинги и демонстрации. На Сахалине в конце 2004 г. представители КПРФ, ЛДПР, «Родины», депутатской группы областной Думы «За российские Курилы», казачества и Православной церкви провели массовый митинг, участники которого пригрозили начать партизанскую войну и потребовать отставки президента России в случае передачи Южных Курил Японии [8. С. 108 - 109].
В Заявлении Сахалинского совета общественных организаций, в частности, говорилось: «Мы заявляем, что в случае проведения переговоров с Японией по вопросу передачи ей южных Курильских островов, а тем более в случае подписания договора об их передаче без согласования с населением Сахалинской области мы оставляем за собой право призвать население к гражданскому неповиновению. Мы заявляем, что в случае передачи Курильских островов Японии мы оставляем за собой право обратиться к Федеральному Собранию РФ с требованием об отрешении от должности Президента Путина В.В. по обвинению в государственной измене. Мы призываем политические партии, общественные организации, всех, кто неравнодушен к судьбе России, кто согласен с нами, поддержать нас и проявить свою волю» [12. С. 391].
Решительные слова и действия российской общественности не могли не повлиять на политику В. В. Путина в территориальном вопросе с Японией. Успокаивающие россиян высказывания из уст президента прозвучали уже 23 декабря 2004 г. на пресс-конференции в Кремле. По словам Путина, глава МИД С.В. Лавров «не предлагал (Японии) никаких островов», а лишь «упомянул о Декларации 1956 года» [8. С. 109].
Ещё решительнее было заявление президента В.В. Путина по поводу принадлежности Южных Курил, сделанное 27 сентября 2005 г. Отвечая на вопросы россиян в программе «Прямая линия», Путин заявил, что Курильские острова находятся под суверенитетом Российской Федерации, что закреплено международным правом, и пересмотр их принадлежности недопустим. «Это результаты Второй мировой войны, и вот в этой части мы ничего не собираемся обсуждать» [19], - заявил российский президент. Данное высказывание В. В. Путина должно было успокоить россиян, особенно жителей Сахалинской области, вселить в них уверенность в том, что политика российского руководства направлена на защиту национальных интересов.
Однако следующее высказывание президента тут же смягчило непреклонную позицию российской стороны: «Вопрос. является очень чувствительным и для Японии, и для России. Я надеюсь, просто уверен, что при доброй воле, а такая добрая воля у России есть, мы всегда найдём такой вариант, который устроил бы обе стороны и пошёл бы на благо тем людям, которые живут на этих территориях, и на благо народов как Рос-
сии, так и Японии. Такие варианты могут быть найдены при желании идти навстречу друг другу» [19].
Как мы видим, заявление президента В.В. Путина о нежелании обсуждать принадлежность Курильских островов было опровергнуто его дальнейшим высказыванием о «доброй воле» России применить на практике вариант решения территориальной проблемы, который бы устроил не только Россию, но и Японию (с её непримиримостью в данном вопросе!).
Противоречивость позиции Путина вновь обнаружилась во время его визита в Токио в ноябре 2005 г., когда он заявил о своей готовности к совместному с японской стороной поиску взаимоприемлемых условий, на которых можно было бы подписать мирный договор. Подобный ответ прозвучал 9 сентября 2006 г. на встрече с иностранными политологами в Ново-Огарёво. Тогда президент сказал следующее: «С Японией нам бы хотелось урегулировать все наши спорные вопросы, в том числе территориального характера. Мы не хотим их консервировать - мы искренне хотим решать, но на приемлемых условиях и для России, и для Японии» [12. С. 395].
Важно отметить, что Российско-японский план действий и Совместное заявление о принятии Российско-японского плана действий (2003 г.) были последними подписанными и опубликованными двусторонними документами России и Японии, в которых фиксировалось согласие России в лице её высшего руководителя на ведение переговоров с японской стороной о принадлежности Южно-Курильских островов. В будущем
В.В. Путин, в нарушение установившейся традиции, отказался от письменного подтверждения в двусторонних российско-японских документах спорности принадлежащих России территорий. Тем не менее, он не ставил точку в переговорах по территориальной проблеме с Японией и высказывал намерение её решить. Такую же позицию занимал и Президент РФ Д. А. Медведев.
В 2009 г. Медведев заявил о желании решить территориальную проблему настоящим поколением [20] и, как указывалось в ряде источников, предложил в феврале того же года в разговоре с Премьер-министром Японии Асо Таро на Сахалине поиск «нестандартного решения» пограничного вопроса. По словам исследователя А.А. Кошкина, причиной такого предложения было желание Д.А. Медведева привнести элемент новизны в российскую позицию и намекнуть на то, чтобы подумать о возможности компромиссного разрешения противоречий [12. С. 399].
Однако вскоре С. В. Лавров опроверг сообщения о том, что Россия предложила урегулировать территориальную проблему с Японией «нестандартным способом». Глава МИД РФ высказал принципиальную позицию Москвы, которая заключалась «в готовности искать такое решение, которое отвечало бы интересам и России, и Японии, а также пользовалось бы поддержкой народов» двух стран [13]. В комментарии Депар-
тамента информации и печати МИД РФ говорилось о том, что президент России и Премьер-министр Японии «выразили намерение искать взаимоприемлемое решение указанной проблемы [мирного договора, включая аспект пограничного размежевания - Прим. Х.Н.А.], действуя в духе готовности к встречному движению от крайних подходов и понимания необходимости поддержания здоровой, конструктивной атмосферы вокруг такого диалога, в том числе путём активного развития российско-японского сотрудничества по всем направлениям» [14].
Тем не менее, результатом встречи Д. А. Медведева и Асо Т. явилось предложенное японской стороной «арифметическое решение» территориальной проблемы - раздел Южно-Курильских островов пополам по площади. При реализации этого варианта решения территориального спора к Японии отошли бы острова Хабомаи, Шикотан, Кунашир, около четверти острова Итуруп, омывающие их 200-мильные экономические зоны и важные в военно-стратегическом отношении глубоководные проливы. Российская сторона с таким решением проблемы, естественно, не согласилась.
Необходимо отметить, что в период правления Д. А. Медведева Токио неоднократно пытался оказать беспрецедентное давление на Россию в территориальном вопросе. После заявления Премьер-министра Японии Т. Асо в парламенте 20 мая 2009 г. о «незаконной оккупации Россией северных территорий» (южной части Курильских островов) последовало законодательное закрепление японских притязаний на российские земли. В июне-июле 2009 г. сначала нижняя, а затем верхняя палаты парламента Японии единогласно приняли поправки к закону 1982 г. «О специальных мерах по содействию решению проблемы северных территорий». В новом провокационном документе депутаты парламента назвали оспариваемые Токио российские Южные Курилы «исконными территориями Японии» и призвали добиваться скорейшего их «возвращения». В конце ноября
2009 г. Токио предпринял очередную попытку подвергнуть ревизии итоги Второй мировой войны: было обнародовано заявление правительства Японии о том, что Южно-Курильские острова «находятся под оккупацией России».
Как отреагировал Д.А. Медведев на заявления руководства Японии, противоречащие основополагающим законам Российской Федерации?
В ответ на заявление Т. Асо о «незаконной оккупации Россией» Южных Курил российский президент в телефонном разговоре призвал Премьер-министра Японии «воздерживаться от публичных заявлений и риторики по чувствительным проблемам российско-японских отношений» [18]. В своём приветственном слове по случаю вручения в Кремле верительных грамот зарубежными послами 29 мая 2009 г. Д.А. Медведев заявил о стремлении России к новому качеству взаимовыгодного партнёрства с Японией, о её готовности к продолжению диалога с японской сторо-
ной «по поиску взаимоприемлемого решения проблемы мирного договора». Заявление Т. Асо президент назвал попытками японских партнёров поставить под сомнение суверенитет России над Курильскими островами с использованием односторонних, лежащих за рамками правового поля, неприемлемых оценок в данной сфере. Российский президент сказал, что такие действия не способствуют продолжению переговоров, и выразил надежду на то, что в Токио «адекватно оценят ситуацию и сделают правильные выводы» по данному поводу [2]. Однако последующие акции японской стороны показали обманчивость надежд Д. А. Медведева.
В начале июля 2009 г. на встрече в Италии в рамках саммита 08 с Премьер-министром Японии Т. Асо Д. А. Медведев заявил о том, что обсуждение таких сложных тем, как заключение мирного договора и территориальная проблема, «должно проходить в соответствующей атмосфере, а эта атмосфера в последнее время не сильно улучшилась, а наоборот, ряд шагов привёл к всплеску эмоций». Однако, по словам президента, «это не означает, что контакты будут прерваны» [11].
Провокационные акции Японии подверглись более резкому осуждению со стороны российских законодателей. Ответные заявления были приняты 24 июня 2009 г. Г осударственной думой РФ и 7 июля 2009 г. Советом Федерации [7]. В Заявлении Госдумы РФ прозвучало требование к Токио дезавуировать принятые японскими парламентариями поправки к закону. В противном случае Правительству России предлагалось прекратить обсуждение с японской стороной территориальной проблемы [3].
На действия Токио отреагировало и Министерство иностранных дел РФ. После Заявления от 11 июня 2009 г. в связи с принятием нижней палатой Парламента Японии поправок к т.н. закону о специальных мерах по содействию решению «проблемы северных территорий» [5] МИД РФ 24 ноября 2009 г. направил в МИД Японии официальную ноту - ответ на правительственное заявление «об оккупации Россией» Южных Курил. В последнем Заявлении МИД России подчёркивалось, что «южные Курильские острова являются неотъемлемой частью территории Российской Федерации на законных основаниях по итогам Второй мировой войны в соответствии с имеющими обязательную юридическую силу для Токио соглашениями и договорённостями между союзными державами, а также Уставом ООН, который ратифицирован Японией». Заявление правительства Японии было названо неприемлемым [6].
Несмотря на явно реваншистский характер заявлений японской стороны, Президент России Д. А. Медведев продолжал говорить о существовании территориальной проблемы и возможности её разрешения. Так, в интервью газете «Известия» 7 мая 2010 г. он подчеркнул, что между Россией и Японией «есть проблемы, в том числе и территориальная», «если ей заниматься активно, по-честному, если отказаться от так назы-
ваемых крайних точек зрения, то в конечном счёте в исторической перспективе эта проблема разрешима» [1].
Вопреки своим компромиссным высказываниям по вопросу о принадлежности Южных Курил, Президент РФ Д. А. Медведев в ноябре
2010 г. совершил беспрецедентный в истории России визит на один из оспариваемых Японией островов - Кунашир. Реакцией на эту поездку стали ноты протеста со стороны Японии, в т. ч. отзыв из России посла Японии, а также выражение японцами сожаления и негодования. Москва в ответ заявила, что суверенитет РФ в отношении Курил не подлежит пересмотру, а президент России будет совершать рабочие поездки независимо от реакции Токио [4]. После Д.А. Медведева Южно-Курильские острова посетили высокопоставленные чиновники российского правительства, что вызвало очередной протест японской стороны [16].
В начале 2011 г. обстановка вокруг территориальной проблемы накалилась до такой степени, что 7 февраля 2011 г., по случаю т.н. «дня северных территорий», японские экстремисты, а точнее граждане Японии, следующие призывам японского правительства, парламента, неправительственных организаций и др. добиваться «возвращения» ЮжноКурильских островов, осквернили перед Посольством России в Токио российский флаг. Из-за отказа японских властей преследовать экстремистов в уголовном порядке Россия заявила протест Токио.
Примечательно, что официальный представитель МИД РФ А. Лукашевич на брифинге, состоявшемся 17 февраля 2011 года, заявил о том, что в Москве категорически отвергают возможность каких-либо переговоров с Японией по территориальному вопросу. «Никаких переговоров по этим темам не ведётся, - сказал Лукашевич. - Собственно, о переговорах и речи быть не может, поскольку наши позиции кардинально расходятся». Российский дипломат также подчеркнул: «Вопрос о суверенитете России над Курилами безотзывный, и он не подлежит никаким сомнениям». Однако следующее заявление официального представителя МИД о том, что Россия готова к диалогу по заключению мирного договора с Японией, вселило беспокойство в россиян. «Мы по-прежнему настроены обсуждать с японскими коллегами вопросы, касающиеся заключения российско-японского мирного договора», - сказал А. Лукашевич. Для этого, по его словам, Японии необходимо признать итоги Второй мировой войны [15].
Позиция России по Южным Курилам в последние месяцы президентства Д. А. Медведева, озвученная министром иностранных дел С.В. Лавровым, отличается твёрдостью: «Курилы были, есть и будут российской территорией в соответствии с решениями, которые были приняты по итогам Второй мировой войны и закреплены в Уставе ООН. Там сказано, что всё, что сделали державы-победительницы, является частью международ-
ного права и мироустройства по итогам Второй мировой войны. Разговоры о других документах, о декларации Сан-Франциско (якобы японцы трактуют её так, что она не включает Южную гряду), аргумент о том, что Советский Союз её не подписал, не имеют никакого значения. Есть Устав ООН, в котором всё написано просто и понятно» [9. С. 160].
Как мы видим, речь идёт только об Уставе ООН как основополагающем документе в вопросе о принадлежности Южных Курил. В то же время Москва не отказывается от заключения мирного договора с Японией, но переговоры о нём, по словам С.В. Лаврова, должны вестись «на взаи-моуважительной основе, с учётом всех исторических и правовых реалий, которые существуют на сегодняшний день, с учётом признания итогов Второй мировой войны», «в атмосфере, которая исключает нагнетание эмоций с той и другой стороны», «без одностороннего толкования истории и политизации» [9. С. 161]. Фоном для разговора по проблеме мирного договора, по словам главы МИД РФ, должно быть широкое двустороннее сотрудничество во всех областях [17].
Нужно отметить, что в президентство Д. А. Медведева во многом изменилась ситуация на Южно-Курильских островах и вокруг проблемы их принадлежности. Протесты японской стороны не могли не повлиять на восприятие российским руководством территориальной проблемы с Японией, на его отношение к оспариваемым островам и проживающим на них людям. Органы российской власти, как справедливо заметил исследователь О. И. Казаков, стали более активно реагировать на события в Японии [10], на слова и действия японской стороны, связанные с Южно-Курильскими островами. Активизируются действия руководства нашей страны в защиту российского суверенитета над оспариваемыми Японией территориями. Наблюдается стремление власти способствовать экономическому и социальному развитию Курильских островов, реализации целевых программ, направленных на такое развитие. Уходит в прошлое неуверенность жителей Курил в будущем, желание покинуть родные острова. С преобразованиями, охватившими Сахалинскую область, в т.ч. Южные Курилы, с изменением российской действительности, с усилением России (по сравнению с ельцинским периодом) изменяется взгляд российского руководства и общественности на необходимость «смягчения» позиции ради экономического сотрудничества с Японией.
В последнее время российско-японские отношения вышли на новый уровень развития в самых разных сферах: расширяются торговоэкономические, социально-культурные и др. контакты. Россияне были солидарны с японским народом в преодолении последствий трагедии на АЭС «Фукусима-1». Тем не менее, не ослабевают территориальные претензии Японии к России - требования о «возвращении» ЮжноКурильских островов. На официальном уровне, под которым понимается
ведение переговоров с российской стороной, японцами оспаривается принадлежность Южно-Курильских островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и островной гряды Хабомаи. На неофициальном уровне, т.е. когда требования выдвигаются, опубликовываются, но не выносятся на переговоры, притязания Японии доходят до всей Курильской гряды и Южного Сахалина.
Несмотря на многочисленные вызовы с японской стороны, территориальная проблема не снята российским руководством, точка в ней не поставлена, а значит, возможны новые переговоры, амбициозные заявления, решительные действия Токио и новые компромиссные предложения Москвы. Данное обстоятельство не может не вызывать тревогу у россиян.
1. Брифинг официального представителя МИД России А.А. Нестеренко 12 мая 2010 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.mid.rU/brp_4.nsf/0/C81CBBFEF69A9C6AC3257721004B4BFB (дата обращения: 19.02.2011).
2. Выступление Президента РФ Д.А. Медведева на церемонии вручения верительных грамот послами иностранных государств 29 мая 2009 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа^йр://события.президент.рф/ %D0%B2%D 1 %8B%D 1%81 %D 1 %82%D 1 %83%D0%BF%D0%BB%D0%B 5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/4236 (дата обращения: 06.03.2012).
3. Заявление Государственной думы о принятии Палатой представи-
телей Парламента Японии поправок к закону о специальных мерах по содействию решению проблемы северных территорий (24.06.2009) [Электронный ресурс] // Япония наших дней. - 2009. - № 1. - С. 137. Режим доступа: http://japanstudies.ru/docs/2009-ЯНД-1.pdf (дата обращения:
06.03.2012).
4. Заявление МИД России (01.11.2010) [Электронный ресурс] // Япония наших дней. - 2010. - № 4. Режим доступа: http://japanstudies.ru/ images/books/jnd_6.pdf (дата обращения: 06.03.2012).
5. Заявление МИД России (11.06.2009) [Электронный ресурс] // Япония наших дней. - 2009. - № 1. - С. 135 - 136. Режим доступа: http://japanstudies.ru /docs/ 2009-ЯНД-1.pdf (дата обращения: 06.03.2012).
6. Заявление МИД России в связи с сообщениями СМИ об утверждении Правительством Японии подготовленного японским МИД документа, содержащего формулировку «незаконная оккупация Россией» южных Курильских островов (24.11.2009) [Электронный ресурс] // Япония наших дней. - 2009. - № 2. Режим доступа: http://japanstudies.ru/docs/ 2010-%D0%AF%D0%9D%D0%94-2.pdf (дата обращения: 06.03.2012).
7. Заявление Совета Федерации в связи с принятием Парламентом Японии поправок к Закону о специальных мерах по содействию решению
проблемы северных территорий (07.07.2009) [Электронный ресурс] // Япония наших дней. - 2009. - № 1. - С. 138 - 139. Режим доступа: Ьйр://]арап81;иё1е8.ги/ёос8/2009-ЯНД-1.рёГ (дата обращения: 06.03.2012).
8. Иванов А. В. Российско-японские отношения: вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс] / А.В. Иванов // Япония в Восточной Азии: внутреннее и внешнее измерения: сб. стат. / Институт международных исследований. - М.: МГИМО - Университет, 2009. - С. 73 - 139. Режим доступа: http://www.mgimo.ru/files/118510/kb-08_japan-Lukin.pdf (дата обращения: 01.06.2011).
9. Из ответов министра иностранных дел России С. В. Лаврова на
вопросы радиослушателей в эфире радиостанций «Голос России», «Радио России» и «Эхо Москвы» 21 октября 2011 г. [Электронный ресурс] // Япония наших дней. - 2011. - № 4(10). Режим доступа:
http://japanstudies.ru/images/books/jnd_10.pdf (дата обращения: 10.03.2012).
10. Казаков О.И. Курильская парадигма Медведева [Электронный ресурс] / О.И. Казаков // Япония наших дней. - 2011. - № 1(7). Режим доступа: http://japanstudies.ru/images/books/jnd_7.pdf (дата обращения: 06.03.2012).
11. Кондратьев В. Второй день саммита 08, 09.07.2009 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ntv.ru/novosti/168052/ (дата обращения: 06.03.2012).
12. Кошкин А.А. Россия и Япония: Узлы противоречий / А.А. Кошкин. - М.: Вече, 2010. - 480 с.: ил. - (Актуальная история).
13. Лавров С. Россия не предлагала Японии урегулировать территориальную проблему «нестандартным способом» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vff-s.ru/sd/p2/r9a.html#68 (дата обращения:
06.03.2012).
14. МИД РФ: На встрече в Южно-Сахалинске Медведев и Асо «выра-
зили намерение искать взаимоприемлемое решение» территориальной проблемы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vff-
s.ru/sd/p2/r9a.html#68 (дата обращения: 05.03.2012).
15. Москва обеспокоена заявлениями японского министра после осмотра с воздуха Южных Курил (19.02.2011) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.interfax.by/news/world/87863 (дата обращения:
10.01.2012).
16. О реакции в Японии на посещение южных Курильских островов представителями Правительства Российской Федерации (16.05.2011) [Электронный ресурс] // Япония наших дней. - 2011. - № 2(8). - С. 158. Режим доступа: http://japanstudies.ru/images/books/jnd_8.pdf (дата обращения: 06.03.2012).
17. О телефонном разговоре министра иностранных дел России
С.В. Лаврова с министром иностранных дел Японии К. Гэмбой (09.09.2011)
[Электронный ресурс] // Япония наших дней. - 2011. - № 3(9). Режим доступа: http://japanstudies.ru/images/books/jnd_9.pdf (дата обращения: 06.03.2012).
18. Павлятенко В. Нужен ли России мирный договор с Японией? [Электронный ресурс] / В. Павлятенко. Режим доступа: http://www.debn-dv.ru/article/1749 (дата обращения: 06.03.2012).
19. Стенограмма прямой линии с Президентом РФ Владимиром Путиным. Первая часть (27.09.2005) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vibory2008.ru/609.html (дата обращения: 08.06.2011).
20. Ябунака М. Образ японской дипломатии [Электронный ресурс] / М. Ябунака // Япония наших дней. - 2009. - №1. Режим доступа: http://japanstudies.ru/docs/2009-ЯНД-1.pdf (дата обращения: 17.02.2011).