Научная статья на тему 'О территориальной проблеме в российско-японских отношениях'

О территориальной проблеме в российско-японских отношениях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
6274
687
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА / СУВЕРЕНИТЕТ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ / МИРНЫЙ ДОГОВОР / ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ЗАКОНЫ РФ / ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА / ИТОГИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ / A TERRITORIAL ISSUE / SOVEREIGNTY / A TERRITORIAL INTEGRITY / PEACE TREATY / THE FUNDAMENTAL LAWS OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE POWERS OF THE PRESIDENT / RESULTS OF WORLD WAR II

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Харюшина Наталья Александровна

В статье рассматривается российско-японская территориальная проблема спор о принадлежности южных островов Курильской гряды, перешедших к СССР/Российской Федерации по итогам Второй мировой войны. Автор статьи, считая данную проблему искусственно созданной Японией и неправомерно признанной СССР и Россией, прослеживает историю её развития в периоды правления М.С. Горбачёва, Б.Н. Ельцина, В.В. Путина и Д. А. Медведева, показывает двойственность их позиции в вопросе принадлежности оспариваемых Японией островов. В первой части статьи исследование названной проблемы доведено до 2003 г. принятия Российско-японского плана действий и выступления Сахалинской областной думы с заявлением в адрес Президента РФ В.В. Путина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The territorial problem in Russian-Japanese relations

The author of this article considers the Russian-Japanese territorial problem a dispute about the ownership of the southern Kuril Islands, which moved to the Soviet Union/ the Russian Federation at the end of World War II. According to the author's opinion, this problem was artificially created by Japan and improperly recognized by the USSR and Russia. The article traces the history of this problem during the reign of M. Gorbachev, B. Yeltsin, V. Putin, D. Medvedev and shows ambivalence of their position in the territorial issue. In the first part of the article consideration of this problem ends in 2003, when Moscow and Tokyo carried the Russian-Japanese Plan of Actions and the Sakhalin Region Duma made the statement addressed to President Vladimir Putin.

Текст научной работы на тему «О территориальной проблеме в российско-японских отношениях»

УДК 327

Харюшина Наталья Александровна

Дальневосточный федеральный университет Владивосток, Россия

О территориальной проблеме в российско-японских отношениях

В статье рассматривается российско-японская территориальная проблема - спор о принадлежности южных островов Курильской гряды, перешедших к СССР/Российской Федерации по итогам Второй мировой войны. Автор статьи, считая данную проблему искусственно созданной Японией и неправомерно признанной СССР и Россией, прослеживает историю её развития в периоды правления М.С. Горбачёва, Б.Н. Ельцина, В.В. Путина и Д. А. Медведева, показывает двойственность их позиции в вопросе принадлежности оспариваемых Японией островов.

В первой части статьи исследование названной проблемы доведено до 2003 г. - принятия Российско-японского плана действий и выступления Сахалинской областной думы с заявлением в адрес Президента РФ В.В. Путина.

Ключевые слова и словосочетания: территориальная проблема, суверенитет, территориальная целостность, мирный договор, основополагающие законы РФ, полномочия президента, итоги Второй мировой войны.

Российско-японская территориальная проблема - спор о принадлежности южных островов Курильской гряды - это сложный феномен, который является для Российской Федерации предметом двусторонних отношений по определению, но на самом деле затрагивает как её внутреннюю политику, так и внешнюю.

Данная территориальная проблема напрямую связана с вопросами:

- власти и государственного управления,

- суверенитета, территориальной целостности,

- военной и экономической безопасности России: богатые биологическими, минеральными, рекреационными и другими ресурсами Южные Курилы являются в то же время стратегически необходимыми позициями для обеспечения безопасности восточных границ страны,

- исполнения положений Конституции, Концепции национальной безопасности РФ и других основополагающих документов о незыблемости территориальной целостности России, о сохранении и укреплении её

суверенитета, о функциях Президента РФ по поддержанию государственного единства, а также о политической, экономической и социальной стабильности как интересах государства и т. д.,

- демографической политики, социально-экономического развития регионов, включающих острова Южно-Курильской гряды,

- официальной интерпретации исторических событий, прямо или косвенно касающихся Южных Курил и территориальной проблемы, «исторической памяти» народа об этих событиях,

- идеологической, морально-психологической сферы общественной жизни в России.

Проблема принадлежности Южно-Курильских островов затрагивает и внешнюю политику Российской Федерации:

- отношения с другими странами,

- позиционирование России в мире и её имидж,

- представление российских национальных интересов и их отстаивание на международной арене в соответствии с законами РФ (Конституцией, Концепцией национальной безопасности, Концепцией внешней политики РФ и др.), которые, отметим особо, провозглашают защиту интересов личности, общества, государства высшим приоритетом внешнеполитического курса России, утверждают необходимость равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Разрешение территориальной проблемы на условиях японской стороны - передача Японии оспариваемых ею островов Южно-Курильской гряды - противоречит законодательству Российской Федерации и представляет собой многоплановую угрозу её национальным интересам (геополитическим, военно-стратегическим, экономическим, политическим, идеологическим и др.) и безопасности [9. С. 404 - 409; 15; 19. С. 124 - 164].

Следует отметить, что к названным выше островам относятся не четыре, как принято считать, а 8 островов (Итуруп и Кунашир, расположенные в Большой Курильской гряде, и острова Шикотан, Зелёный, Танфильева, Полонского, Юрий, Анучина, входящие в Малую Курильскую гряду), а также мелкие рифовые группы островов (Демина, Лисьи, Шишки), островки (Сигнальный, Сторожевой и др.) и надводные скалы (Пещерная, Удивительная и др.). В русской топонимике начиная с XVIII века острова Малой Курильской гряды, за исключением острова Шикотан, именуются Плоскими. Японцы называют эту островную группу Хабомаи, по названию деревни на острове Хоккайдо [19. С. 124, 126]. Именно японское наименование зафиксировано в двусторонних российско-японских документах, относящихся к территориальному спору.

Важно понимать, что вопрос о принадлежности Южно-Курильских островов касается чести и национального достоинства России и россиян [9. С. 406 - 407]. Уступка территории, которой Российская Федерация владеет

на законных основаниях и которая является предметом многолетних, близких к ультимативным требований Японии, её геополитическим нажимом на нашу страну, - такая уступка понизила бы статус России среди других государств мира, создала бы ей имидж страны, не способной отстаивать свои национальные интересы. А сохранение территориальной целостности России, как отмечается в основополагающих документах и в политологической литературе, является одним из основных жизненно важных и постоянных национальных интересов Российской Федерации, в отличие от второстепенных и переменных, способных служить предметом торга при реализации главных и постоянных интересов [5; 14].

Передача Японии Южных Курил - необоснованные территориальные уступки - явилась бы, как справедливо отмечает доктор исторических наук, профессор А. А. Кошкин, социальной травмой в сознании российского народа, могла бы стать фактором внутригосударственной и международной нестабильности [9. С. 407].

Решающими полномочиями в деле сохранения единства и территориальной целостности России обладает президент, являясь главой государства (п. 1 ст. 80) и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (п. 2 ст. 80) [8]. Президент не может не выполнять обязанностей, соответствующих его статусу. Одной из них является обязанность в соответствии с п. 2 ст. 80 принимать в установленном Конституцией порядке меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности [12]. Таким образом, нейтрализация японских территориальных претензий к России является одной из главных обязанностей президента. Её невыполнение должно поставить вопрос о несоответствии руководителя государства занимаемой им должности.

М.С. Горбачёв и Б.Н. Ельцин, зафиксировавшие в двусторонних российско-японских документах [13; 18; 20] серьёзные уступки СССР/России в пользу Японии в территориальном споре, склонялись к передаче ЮжноКурильских островов. Вспомним сетования Горбачёва, потерявшего все свои посты, о том, что он «допустил ошибку, недооценив требования японцев о возвращении Северных территорий», и что, если бы он «оставался на своём прежнем посту, вопрос о Северных территориях, вероятно, уже давно был бы разрешён» [1; 9. С. 369]. Ельцин сначала высказывался за немедленное возвращение Японии всех островов Южно-Курильской гряды, затем выдвинул пятиэтапный план решения территориальной проблемы, не исключавший передачу островов Японии [10. С. 319 - 320]. Эти высшие руководители не осмелились сделать последний шаг в сторону Японии не из морального чувства необходимости выполнять принятые на себя обязательства перед народом относительно защиты территориальной целостности страны и т. д. Причиной их колебания было сильное противостояние российской общественности и оппозиционных сил, кото-

рые выступали против территориальных потерь, а также боязнь пойти против воли большинства народа и потерять его поддержку в период ослабления собственных политических позиций или перед президентскими выборами.

Приведём слова Б. Ельцина, сказанные в Японии в 1990 г.: «Общественное мнение нашей страны сформировалось и исходит из того, что проблемы этой нет. И если бы руководство приняло лобовое решение «давайте отдадим четыре острова Японии», то такое руководство перестало бы существовать. Народ нашей страны убрал бы его. И хотелось бы, чтобы японцы это понимали» [11; 10. С. 364]. Осложнение экономической и политической ситуации в России, как замечает исследователь А. А. Кошкин, заставляло Ельцина учитывать настроение народа. Это видно из его заявления японским журналистам, сделанного в июле 1993 г.: «Российскому народу сейчас трудно. Добавить ему ещё территориальную проблему - он не выдержит и взорвётся. Из Японии я уеду под аплодисменты, а в Россию меня не пустят» [9. С. 371]. Как и следовало ожидать, территориальный вопрос не поднимался Б. Ельциным во время встречи в Кремле с премьер-министром Японии Р. Хасимото в апреле 1996 г. и перед выборами Президента РФ, назначенными на июнь 1996 г. [10. С. 357].

В периоды правления Горбачёва (1985 - 1991) и Ельцина (1990 -1999) судьба Южных Курил не раз была предрешена. Только активные выступления патриотически настроенной российской общественности и органов региональной власти - потоки писем, телеграмм, обращения, заявления, митинги в защиту Южных Курил - были способны переломить действия высших руководителей, несущие угрозу территориальной целостности и безопасности России. Отметим, что россияне посылали телеграммы и письма протеста Президенту СССР М.С. Горбачёву, президенту РСФСР/РФ Б.Н. Ельцину, министру иностранных дел, затем премьер-министру РФ Е. М. Примакову, министру иностранных дел РФ И.С. Иванову, в Верховный Совет РСФСР, Федеральное Собрание РФ, патриарху Алексию II, послу Японии в России Эдамуре, премьер-министру Японии Миядзаве, в Организацию Объединённых Наций, борцам за права человека и даже императору Акихито. При М.С. Горбачёве и Б.Н. Ельцине Южные Курилы уцелели, то есть остались российской территорией, однако территориальная проблема в российско-японских отношениях была зафиксирована в двусторонних документах, углублена, внедрена в сознание россиян и мирового сообщества.

Президенты РФ В. В. Путин (в данной статье рассматривается его правление в 2000 - 2008) и Д. А. Медведев (2008 - 2012) неоднократно заявляли о своей твёрдой позиции в территориальном вопросе, о невозможности для России поступаться принадлежащими ей территориями. Однако вопреки своим высказываниям они продолжали обсуждать с японской сто-

роной проблему принадлежности Южных Курил и даже демонстрировали готовность идти на компромисс в этом вопросе.

Так, после заверений В. В. Путина в том, что он «возвращать острова не собирается» [6; 9. С. 377 - 378], последовало подписанное им совместное российско-японское Заявление по проблеме мирного договора (от 5 сентября 2000 г.), в котором российская сторона подтвердила действенность всех договорённостей по территориальной проблеме с Японией, заключённых в период правления Б. Н. Ельцина, и признала необходимым продолжение переговоров с целью выработки мирного договора «путём решения вопроса о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи» [2]. Таким образом, как справедливо замечает профессор А. А. Кошкин, при Путине, как и при Ельцине, входящие по Конституции РФ в состав России земли признавались спорными [9. С. 378].

Признание В.В. Путиным в последующих российско-японских документах [4; 16; 17] юридической силы Совместной декларации СССР и Японии от 19 октября 1956 г. также означало продолжение переговоров по территориальной проблеме. Напомним, в данном документе 56-летней давности выражено согласие Советского Союза на передачу Японии островной гряды Хабомаи и острова Шикотан после заключения мирного договора между СССР и Японией.

В связи с принятием 10 января 2003 г. в Москве Российско-японского плана действий [16] и подписанием Совместного заявления Президента Российской Федерации и Премьер-министра Японии о принятии Российско-японского плана действий [17] - в этих двусторонних документах объектами спора выступили все Южно-Курильские острова, на которые выдвигает претензии Япония, - Сахалинская областная дума 23 января 2003 г. выступила с заявлением, в котором говорилось:

а) о дальнейшем отходе Президента РФ В. В. Путина от правового миропорядка, установленного Ялтинским и Потсдамским соглашениями, безоговорочной капитуляцией милитаристской Японии, Сан-Францисским мирным договором 1951 г., закрепившим отказ Японии от прав и притязаний на Курильские острова;

б) о продолжении В. В. Путиным во внешней политике линии территориальных уступок Горбачёва и Ельцина;

в) об игнорировании им:

- заявлений Сахалинской областной думы от 7 декабря 2000 г., 19 апреля 2001 г., 29 июня 2001 г.,

- заявления парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» от 18 мая 2001 г.,

- рекомендаций парламентских слушаний «Советско-японская Декларация 1956 г. и проблемы национальной безопасности Российской Фе-

дерации», проведённых Сахалинской областной думой 12 - 13 сентября

2001 г.,

- рекомендаций парламентских слушаний «Южные Курилы: проблемы экономики, политики и безопасности», проведённых Государственной думой Федерального Собрания Российской Федерации 18 марта

2002 г.,

- мнения председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ С. Миронова и решения Комитета по международным делам Совета Федерации от 13 мая 2002 г. [3; 21. С. 49 - 50].

Напомним основные пункты «Рекомендаций парламентских слушаний "Южные Курилы: проблемы экономики, политики и безопасности"». В них указывалось: «Исходя из юридического, исторического и морального обоснования принадлежности южных Курильских островов Российской Федерации, а также принимая во внимание их исключительную важность с геополитической, военно-стратегической, морально-политической и экономической точек зрения, участники парламентских слушаний заявляют о том, что так называемый территориальный вопрос нашёл своё законное и справедливое решение по итогам Второй мировой войны, закреплённое соответствующими международными соглашениями, и в повестке дня российско-японских отношений стоять не должен». Было выражено убеждение в том, что «мирный договор с Японией ценой территориальных уступок России неприемлем» [22. С. 74].

Президенту РФ В. В. Путину было рекомендовано:

1. Исходя из положений ст. 4 (п. 3: «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории») и ст. 5 (п. 3: «Федеративное устройство Российской Федерации основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти...») Конституции РФ [7] и «в рамках принципиальной линии на укрепление национальной безопасности и территориальной целостности Российского государства, закреплённой в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, рассмотреть возможность пересмотра сформировавшегося в советском и российском руководстве в 90-е годы подхода к вопросу о принадлежности Южных Курил, который признаёт наличие территориальной проблемы в отношениях с Японией».

2. «Ориентировать Министерство иностранных дел России на активное продвижение идеи заключения комплексного (всеобъемлющего) договора о добрососедстве и сотрудничестве (имея в виду, что мир между Россией и Японией уже восстановлен в 1956 г. и дополнительного мирного договора в этой связи не требуется), отражающего современные реалии и потребности развития двусторонних отношений между нашими странами [Россией и Японией], без упоминания пограничного вопроса. В случае подготовки и обсуждения проекта договора о территориальном размеже-

вании с Японией исходить из того, что территориальные уступки со стороны России неприемлемы и что в таком договоре может быть зафиксирована только ныне существующая международно признанная российско-японская граница» [21. С. 50; 22. С. 75].

Однако названные заявления, обращения в адрес В. В. Путина, в том числе Заявление Сахалинской областной думы в связи с принятием Российско-японского плана действий, не изменили занятой российским президентом позиции территориальных уступок в пользу Японии.

1. Вехи на пути к заключению мирного договора между Японией и Россией / пер. с яп. - М., 2000. - С. 142.

2. Заявление Президента Российской Федерации и Премьер-министра Японии по проблеме мирного договора от 5 сентября 2000 года // Ткаченко Б.И. Курильская проблема: история, право, политика и экономика / Б.И. Ткаченко. - Владивосток: Морск. гос. ун-т, 2009. - С. 298 - 299.

3. Заявление Сахалинской областной думы в связи с принятием 10 января 2003 г. в г. Москве «Российско-японского плана действий» от 23 января 2003 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ИйрУМГ-в.пагоё. гц/киг/к/рпк3.Ь1ш1#1 (дата обращения: 30.05.2011).

4. Иркутское Заявление Президента Российской Федерации и Премьер-министра Японии о дальнейшем продолжении переговоров по проблеме мирного договора от 25 марта 2001 г. // Ткаченко Б.И. Курильская проблема: история, право, политика и экономика / Б.И. Ткаченко. - Владивосток: Морск. гос. ун-т, 2009. - С. 300 - 301.

5. Ирхин Ю.В. Политология: учебник / Ю.В. Ирхин. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006. - С. 570.

6. Коммерсант. - 2000. - 5 сент.

7. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учётом

поправок, внесённых Законами Российской Федерации о поправках

к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ). Статья 4 п. 3; ст. 5 п. 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consu1tant.ru/popu1ar/cons/1_1 .Иш1#р44 (дата обращения: 06.03.2011).

8. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учётом

поправок, внесённых Законами Российской Федерации о поправках

к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ). Статья 80 п. 1, 2 [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.consu1tant.ru/popu1ar/cons/1_4.htm1 (дата обращения: 10.03.2012).

9. Кошкин А.А. Россия и Япония: Узлы противоречий / А.А. Кошкин. - М.: Вече, 2010. - 480 с.: ил. - (Актуальная история).

10. Курилы - острова в океане проблем. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998. - 519 с.

11. Латышев И. Кто и как продаёт Россию / И. Латышев. - М., 1994. - С. 13.

12. Левакин И. В. Полномочия Президента РФ по сохранению единства и территориальной целостности Российского государства / И.В. Лева-кин // Вестн. Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Право. - 2001. - № 1. - С. 226 - 232 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/download/46997506.pdf (дата обращения: 12.10.2010).

13. Московская декларация об установлении созидательного партнёрства между Российской Федерацией и Японией от 13 ноября 1998 г. // Сб. док. по истории территориального размежевания между Россией и Японией / МИД РФ и МИД Японии. - М., 2001. - С. 14 - 20.

14. Остроухов Н.В. Международно-правовое обеспечение территориальной целостности Российской Федерации и других государств на постсоветском пространстве / Н.В. Остроухов // Право и безопасность. -2010. - № 1. - С. 28.

15. Павлятенко В.Н. Некоторые размышления по поводу японской формулы «ни победителей, ни побеждённых» / В.Н. Павлятенко // Партитура Второй мировой. Гроза на Востоке / авт.-сост. А. А. Кошкин. - М.: Вече, 2010. - С. 354.

16. Российско-японский план действий (извлечения) // Ткаченко Б. И. Курильская проблема: история, право, политика и экономика / Б.И. Ткаченко. - Владивосток: Морск. гос. ун-т, 2009. - С. 303 - 305.

17. Совместное заявление Президента Российской Федерации и Премьер-министра Японии о принятии Российско-японского плана действий // Кошкин А. А. Россия и Япония: Узлы противоречий / А. А. Кошкин. - М.: Вече, 2010. - С. 474 - 476.

18. Совместное советско-японское заявление Президента СССР М.С. Горбачёва и Премьер-министра Японии Тосики Кайфу от 18 апреля 1991 г. // Курилы - острова в океане проблем. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998. - С. 297 - 304.

19. Ткаченко Б.И. Курильская проблема: история, право, политика и экономика / Б.И.Ткаченко. - Владивосток: Морск. гос. ун-т, 2009. - 312 с.

20. Токийская декларация о российско-японских отношениях от 13 октября 1993 г. // Сборник документов по истории территориального размежевания между Россией и Японией / МИД РФ и МИД Японии. - М., 2001. - С. 6 - 9.

21. Черевко К.Е. Японский парламент «аннексирует» Южные Курилы [Электронный ресурс] / К.Е. Черевко // Мир и политика. - 2010. - №1. -С. 34 - 54. Режим доступа: http://www.adm.sakhalin.ru/uploads/media/ СИегеу-ko_JAponskii_parlament.pdf (дата обращения: 04.03.2011).

22. Южные Курилы: проблемы экономики, политики и безопасности: материалы парламентских слушаний 18 марта 2002 г. - М.: Издание Государственной думы, 2003. - 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.