УДК 327.2:327.82 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-3-212-217
РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ В РЕТРОСПЕКТИВЕ: ГЕОПОЛИТИКА И ЭНЕРГЕТИКА
Рогов кандидат философских наук, доцент кафедры социологии, Южно-Российский
Илья институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства
Игоревич и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия,
г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected] магистрант, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected]
Аннотация
Актуальность настоящей статьи обусловлена тем, что после ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы ВС РФ на территории САР резко возросла роль Турецкой Республики как буферного государства между Россией и Сирией. История отношений России и Турции насчитывает несколько столетий и содержит немало трагических страниц. В данной статье анализируются два основных направления взаимодействия - геополитический (проблема проливов) и энергетический (проблема торговли углеводородами). Анализ накопившихся проблем и существующего положения дел позволил сделать вывод, что отношения двух требуют перезапуска как на дипломатическом, так и на экономическом фронте. Данная статья - первая в цикле статей, в которых будут рассмотрены наиболее актуальные аспекты взаимодействия Российской Федерации и Турецкой Республики.
Ключевые слова: геополитика, дипломатические отношения, российско-турецкое взаимодействие, военный конфликт, система международных отношений, конвенция Монтрё, турецкий экспорт, проблема проливов, "Южный поток", "Турецкий поток", политический конфликт, туристический бизнес, турецкие курорты.
Российско-турецкие отношения имеют длительную историю, они насчитывают более пяти веков. Общепризнанной датой установления дипломатических отношений Турции и России считается 1492 год. С момента возникновения российско-турецких отношений и вплоть до XX века, они характеризовались острым соперничеством на Черном море, Балканах и Кавказе, нередко возникали военные конфликты. В целом история взаимоотношений России и Турции происходила в рамках острого соперничества. Главной стратегией Османской империи во внешней политике было расширение собственных границ, Российская империя так же увеличивала свою территорию за счет соседних государств. Когда расстояние между границами Российской и Османской империй сокращалось, возникала ответная жесткая реакция с обеих сторон, приводящая к военным столкновениям. Помимо территориальных претензий в основе российско-турецких отношений лежало стремление получить главенствующую роль в судьбе православного христианства или мусульманского мира. Российско-турецкое взаимодействие вплоть до 1960-х годов характеризовались постоянными политическими противоречиями и военными конфликтами. С 1980-х годов наметились положительные тенденции в советско-турецких отношениях, они стали основой дальнейшего взаимодействия. После распада СССР отношения России и Турции вышли на новый уровень. Долгие годы конфронтации сменились стабильным сотрудничеством в торгово-экономической сфере, энергетическое сотрудничество имеет большие перспективы. Регулярно происходят контакты на высшем и высоком уровне. Российско-турецкое взаимодействие происходит в культурной и образовательной сферах.
Несмотря на позитивные сдвиги в российско-турецких отношениях, остаются проблемы, которые не позволяют России и Турции достичь всестороннего стратегического партнерства. К таким противоречиям относятся режим Черноморских проливов, проблема обходных нефтепроводов, деятельность Турции в рамка НАТО.
Первый конфликт в XX веке между Россией и Турцией вспыхнул в связи с началом первой мировой войны, когда Турция выступила в качестве союзницы Германии. 3 марта 1918 г. был заключен Брестский мирный договор, по которому Россия должна была очистить провинции Восточной Анатолии и вернуть их Турции, а также освободить Ардаган, Карс и Батум, далее не вмешиваясь в их государственное строительство. После того, как в Турции началась британская интервенция, между Турцией и СССР образовался диалог, что впоследствии позволило державам выявить общие тенденции сотрудничества друг с другом.
Турецкому правительству было необходимо мировое признание, а РСФСР - союзник в империалистической борьбе, на какое-то время, казалось бы, совершенно разные интересы получилось
Фарапонова Татьяна
Константиновна
совместить, получив в итоге, достаточно, выгодную сделку. Впервые за долгие годы между Турцией и Россией были установлены дружественные отношения.
В первой четверти XX в. в российско-турецких отношениях четко оформилась проблема Черноморских проливов, которая осложняла российско-турецкое сотрудничество. На Лозаннской конференции обсуждался вопрос Черноморских проливов. По итогам переговоров советская Россия была отстраненна от переговоров, а Турция пошла на значительные уступки Западу. Проливы черного моря были демилитаризованы, а торговые корабли могли их пересекать без весомых ограничений. Лозаннская конференция показала, что Турция стремится к сближению с Западом, но несмотря на это обстоятельство, курс на дружеские отношения между Советской Россией и Турцией был неизменным. Об этом свидетельствует ряд заключенных торгово-экономических и дипломатических документов. 17 декабря 1925 г. в Париже был заключен советско-турецкий договор о дружбе и нейтралитете. Советский Союз попытался включить в договор условия, облегчающие прохождение военных судов в черноморских проливах, но Турция не пошла на такие условия, так как не хотела обострения отношений с Западом.
Условия лозаннской конвенции не устраивали ни Советский Союз, ни Турцию. Эта проблема требовала незамедлительного решения. В 1936 г. на международной конференции в Монтрё была выработана новая конвенция о Проливах, действующая и сейчас, где Турция являлась инициатором, а СССР ее поддержал. В результате переговоров 18 июля 1936 г. была подписана новая конвенция, по условиям которой советские военные и торговые суда могли проходить через Поливы без ограничения тоннажа. Турция в свою очередь имела полный суверенитет над зоной Проливов. Теперь Турция стала полноправной хозяйкой Проливов, и трактовала условия конвенции, как ей было выгодно. Именно с признания положений конвенции Монтрё обозначилась главная проблема в российско-турецких отношениях - Турецкий контроль черноморских проливов.
В геополитическом пространстве, Турция больше предпочитала видеть Францию и Англию в лице союзника, а не СССР. Поэтому Турция стремилась установить дипломатические соглашения именно с этими странами в связи с возникшей фашистской угрозой. Заключенный союзный договор Турции с Англией и Францией в итоге оказался бессмысленным. Переговоры Турции и СССР по поводу союза окончились безрезультатно, в связи с тем, что СССР заключила пакт о ненападении с Германией.
Важным периодом в расстановке сил Турции и СССР был период Великой Отечественной войны, в ходе которой Турция стремилась нарастить свою мощь и получить как можно больше выгод от нейтралитета в отношении Германии. Турция была уверена в победе Германии, и в связи с этим создала проект буферной кавказской зоны, т.е. кавказские территории должны объединиться в отдельное государство, над которым некоторую власть будет иметь Турция. После окончания Второй мировой войны, страны мира оказались в новой системе международных отношений, которая имела характер противодействия двух блоков.
Что касается регламентации русско-турецких отношений, на повестке дня снова были Черноморские проливы и пересмотр конвенции Монтрё. Не раз Советский Союз делал попытки пересмотра условий конвенции, он предлагал совместно с Турцией не допускать использование Черноморских проливов государствами, которые имели враждебные намерения в отношении Черноморских держав, т.е. СССР предлагал установку военной базы в Проливах наряду с турецкими. Данное предложение означало разделение суверенитета Турции над Проливами. В итоге конвенция не была пересмотрена, и имеет свою силу до сих пор. СССР отказался от всех территориальных притязаний к Турции. Данный отказ послужил отправной точкой к некоторой стабилизации русско-турецких отношений 1950-60-х годов.
С 60-х годов и до распада СССР советско-турецкие отношения вышли на новый уровень, в них стал постоянно присутствовать элемент сотрудничества. В апреле 1972 года была принята Декларация о принципах добрососедских отношений между Турцией и СССР [1, с. 377]. В июле 1975 г. было подписано межправительственное соглашение о дальнейшем развитии экономического и технического сотрудничества на ближайшие 10-12 лет, которое предполагало сотрудничество в области энергетики, черной и цветной металлургии. 23 июня 1978 г. был подписан Политический документ о принципах добрососедского и дружественного сотрудничества между Советским Союзом и Турцией. В том же году было подписано советско-турецкое Соглашение о разграничении континентального шельфа между двумя странами в Чёрном море.
В 80-е годы XX века советско-турецкие отношения были стабилизированы, совместное сотрудничество было выгодно для обеих сторон. Ввод советский войск в Афганистан ухудшил отношение правящих кругов в Турции к Советскому Союзу, но экономическое сотрудничество осталось на прежнем уровне.
Весь Советский период СССР и Турция находились в противоречивых отношениях. С одной стороны, Советский Союз и Турция развивали дипломатические отношения, начали активно сотрудничать в экономической сфере, устанавливали многосторонние контакты. Основы торгово-экономического сотрудничества были заложены именно в советский период и в дальнейшем получили все большее развитие. С другой стороны, именно в этот период четко оформилась Черноморская проблема в такой форме, которая осложняет российско-турецкие отношения на современном этапе. Близкие отношения Турции и США, участие Турции в НАТО не могли не повлиять на советско-турецкие отношения в рамках биполярной системы международных отношений. Турции и СССР очень сложно давался баланс между существующими противоречиями и видимыми положительными тенденциями в развитии партнерских отношений.
После распада СССР в отношениях России и Турции произошел коренной перелом. Он заключался в активном сотрудничестве в экономической, энергетической и культурной сферах общественной жизни. В 90-е годы Россия столкнулась с острой проблемой национального производства, что вызвало спрос на зарубежные товары. В этих условия Турция являлась выгодным поставщиком дефицитной продукции в Россию, так как мода, и качество соответствовали цене. В период 19921997 гг. «увеличение турецкого экспорта в Россию по стоимости составило 366,7%, импорта -96,9%, рост всего стоимостного объёма торговли - 177%» [1]. За небольшой промежуток времени Россия стала для Турции вторым экспортным рынком по значению.
Особое значение имеет энергетическая политика Росси и Турции. В 1997 году между Турцией и Россией было подписано соглашение по проекту «Голубой поток», который предполагал поставку из России через Чёрное море ежегодно газа 16 млрд. м.3 в течение 25 лет, начиная с 2001 года. С ростом объема поставок российского газа в Турцию Россия приобретает значительно более масштабные возможности для воздействия на это государство. Результаты соглашения 1997 г. воздействовали на принятие Турцией через год более удовлетворяющий Россию регламент о судоходстве, что также свидетельствовало о способности обеих сторон к компромиссу, и об их умении учитывать интересы партнера. Таким образом, работа над проектом "Голубой поток" послужила толчком для вывода энергетики из зоны конкуренции в сферу турецко-российского сотрудничества. Анкара успешно использовала тесные связи с Москвой для усиления своего политического веса на международной арене. Подписание соглашения (15-16 декабря 1997 г.] по строительству "Голубого потока" произошло на фоне временного охлаждения отношений между Турцией и Евросоюзом.
В 90-е годы российско-турецкие отношения имели характер сотрудничества, но остались проблемы, которые обостряют отношения и сейчас. Одна из главных проблем, это режим Черноморских проливов. В 1994 году турецкими властями была опубликована инструкция об измененном, ограничительном порядке мореходства через Проливы под предлогом их экологической защиты. Эти ограничения были связаны с планируемым сооружением нефтепровода Баку-Джейхан, который должен был в будущем составить конкуренцию нефтепроводу Баку-Новороссийск, а в дальнейшем вообще ограничить транспортировку нефти из Новороссийска через Проливы в Средиземное море. Данная инструкция вызвала возмущение у российского руководства, в результате переговоров с турецкой стороной ограничения частично были сняты. 6 ноября 1998 года была опубликована новая инструкция о порядке мореходства в турецких проливах, которая строилась на принципах международного права.
На современном этапе российско-турецкие отношения складываются в рамках политического двустороннего диалога, особенно активно они развиваются в торгово-экономической сфере. Одновременно существуют три основные проблемы в российско-турецких отношениях, решение которых позволило бы Росси и Турции более тесно сотрудничать в политической сфере.
Первая проблема - прохождение российских судов через Черноморские проливы. На данный момент Турция и Россия позиционируют себя в качестве двух игроков, имеющих реальный политический вес в Черноморском регионе, их политика регулируется устаревшей доктриной Монтрё, которая позволяет турецкой стороне широко трактовать свои полномочия. Эту проблему Россия пыталась решить путем пересмотра положений регламента о судоходстве через Проливы в 1994 г., что привело к компромиссу между Россией и Турцией, в 1998 г. был разработан новый регламент о судоходстве через Проливы, который в некоторой степени смог смягчить проблему транспортировки российских грузов. Не раз Россия поднимала вопрос о пересмотре экономических статей конвенции Монтрё, так как они не соответствуют ни турецким, ни российским интересам. Пересмотр экономических статей сразу же поставит вопрос о пересмотре военных статей конвенции, что может значительно ослабить позиции Турции и Росси, следовательно, этот вопрос в ближайшее время не появится на повестке дня.
Вторая проблема российско-турецких отношений - проблема обходных нефтепроводов. Энергетическая политика России и Турции неразрывно связана с режимом черноморских проливов;
это значит, что проблемы, образованные в связи с Черноморскими проливами, порождают вопросы в энергетической сфере. Данную проблему Россия пытается решить с помощью российско-турецкого энергетического проекта «Турецкий поток». Суть данного проекта заключается в строительстве газопровода из Анапского района России по дну Черного моря в западную часть Турции, минуя Украину. Данный проект предусматривает строительство двух ниток магистрального газопровода по дну Черного моря. Предполагается транспортировка российского газа по первой нитке собственно для турецкого потребления, а вторая нитка представляет собой транзит, т.е. Россия будет транспортировать газ в европейские страны непосредственно через турецкую территорию1.
1 декабря 2014 г. между Газпромом и турецкой кампанией Botas Petroleum Pipeline Corporation был подписан меморандум о взаимопонимании по строительству газопровода "Турецкий поток"2. В мае 2015 г. «Газпром» приступил к строительству морского участка газопровода "Турецкий поток", но вскоре проект был заморожен вследствие ухудшения российско-турецких отношений из-за сбитого 24 ноября 2015 года в Сирии турецкими ВВС российского Су-24. Работа по проекту возобновилась через пару месяцев, после официального извинения турецкого правительства перед российским. По итогам встречи президента Турции 10 марта 2017 года Тайипа Эрдогана и президента РФ В. В. Путина, Эрдоганом было сделано заявление, что строительство газопровода «Турецкий поток» полностью восстановлено и активно развивается.
Реализация проекта «Турецкий поток» выгодна как России, так и Турции. Россия сможет прекратить транзит газа через территорию Украины, также сможет улучшить свои позиции на европейском рынке энергоресурсов, Турция в свою очередь получит исключительные права на транзит газа в Европу. С самого начала в осуществлении этого проекта лежал ряд противоречий. Для российской стороны «Турецкий поток» стал альтернативой международного проекта «Южный поток», который не получил своего развития. Как и предшествующий проект «Турецкий поток» ставит Европу в зависимость от российского газа. Усложняет реализацию данного проекта давление на турецкую сторону ее западных партнеров в особенности США. Помимо проектов, получивших свое развитие, существуют альтернативные проекты «Турецкому потоку», главная идея которых заключается в том, что эти газовые проводы будут проходить через Турцию, минуя Россию. Приверженцев такой идеи много как в Европе, так и в самой Турции. Несмотря на всю выгодность участия Анкары в энергетическом российско-турецком проекте, Турция не исключает возможность участия в альтернативном проекте, если тот будет выгодней с экономической и геостратегической позиций.
Отношения России и Турции в сфере энергетики имеют два вектора направленности. Во-первых, это развитие в рамках партнерских отношений, с другой стороны сохраняется соперничество России и Турции в области энергетики. Сам проект «Турецкий поток» имеет двойственный характер, ему присущи большие перспективы дальнейшего сотрудничества России и Турции, но также с реализацией этого проекта Турция превращается в энергетический хаб, что позволит ей оказывать политическое давление как на страны Запада, так и на Россию. Рассмотрение Турцией альтернативных проектов «Турецкому потоку», которые предполагают проведение нефтегазовых проводов в обход России, говорит о том, что в турецких планах присутствует такая идея, как получение статуса сильного энергетического конкурента России.
Третья основная проблема российско-турецких отношений - обеспечение безопасности в Черноморском регионе. Из всех черноморских держав Россия и Турция обладают наибольшим военным потенциалом, что позволяет им принимать основные политические решения в Черноморском регионе и оказывать давление на другие черноморские государства, а также определять собственные сферы влияния. К основному фактору, обостряющему данную проблему, можно отнести стремление США постоянно присутствовать в Черном море. С 8 по 10 сентября 2014 г. в северозападной части Черного моря прошли плановые учения военно-морских сил НАТО и Украины «Си Бриз - 2014», в рамках которых принимала участие Турция. Учения проходили в условиях обострения отношений между Российской Федерацией и странами НАТО, эти учения в основном имели военно-демонстрационный характер. В ходе учений было выявлено, что Турция обладает огромными военно-морскими ресурсами, которые позволяют ей конкурировать с Россией [2]. «В 2014 году главнокомандующий ОВС НАТО в Европе генерал ВВС США Ф. Бридлав заявил, что, начиная с февраля этого года, корабли США находятся в акватории Черного моря «на регулярной периодической основе» [3, c. 52]. Проблему присутствия судов НАТО в Черном море Россия решила очень быстро, обращаясь
1 "Газпром" планирует начать укладку труб первой нитки газопровода "Турецкий поток" летом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.trt.net.tr/russian/iz-rossiiskogo-i-turietskogo-mira/2017/04/27/gazprom-planiruiet-nachat-ukladku-trub-piervoi-nitki-ghazoprovoda-turietskii-potok-lietom-721728 (дата обращения: 09.03.2019).
2 Газопровод "Турецкий поток" // РИА Новости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/spravka/20160903/1475924610.html (дата обращения: 09.03.2019).
к неизменным статьям конвенции Монтрё, в соответствии с которой нечерноморские державы не могут находиться в акватории Черного моря более трех недель. Эти статьи являются поводом для давления российской дипломатии.
К способам обеспечения безопасности в Черноморском регионе можно отнести совместную деятельность Турции и России, которая осуществлялась на региональном уровне в рамках миссий Blackseafor и Black Sea Harmony до 2015 г. Задача Blackseafor заключается в организации гуманитарных миссий, оказании помощи терпящим бедствие, поисках мин, борьбе с терроризмом, контрабандой и нелегальной миграцией, борьбе с экологическими загрязнениями. С 2006 года российские ВМС стали принимать участие в учениях Black Sea Harmony, которые были организованы Турцией. Позднее были подписаны соответствующие межправительственные документы по этому сотрудничеству1. Несмотря на острую конкуренцию в черноморском регионе Турции и России, проблема безопасности остается приоритетной для обеих сторон, с этой точки зрения сотрудничество Турции и России необходимо в Черном море.
В 2015 г. появились сложности в осуществлении подобных проектов, так как турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик Су-24, турецкая сторона обосновала это действие тем, что Россия нарушила турецкое воздушное пространство, хотя российская сторона заявляла, что самолет находился над сирийской территорией. До этого события, российские самолеты, которые участвовали в сирийских операциях, дважды залетали в турецкое воздушное пространство, после чего последовали угрозы от турецкой стороны. После того, как турецкие ВВС сбили российский самолет, наступил «холод» в российско-турецких отношениях до публичного извинения турецкого лидера перед российским правительством.
Безопасность Черноморского региона является важным направлением как российской, так и турецкой политики, поэтому их действия в данном регионе направлены на стабилизацию ситуации и недопущения военных конфликтов.
Несмотря на то, что Россия и Турция стараются отделять экономику от политики в российско-турецких отношениях, во многом именно экономика определяет политику России в отношении Турции и наоборот. Россия стабильно занимает 2-е место во внешнеторговом обороте.2 Так же следует отметить быстро развивающийся туристический бизнес в Турции. Российские граждане больше всего предпочитают турецкие курорты. По итогам 2013 г. был установлен новый рекорд посещения Турцией русским туристами - 4 млн чел. [4, c. 78].
Россия и Турция взаимно инвестируют друг друга. Доля российских инвестиций в турецкой экономике, больше доли турецких инвестиций в российской экономике. К основным статьям российского экспорта в Турцию относится экспорт энергоресурсов, что связано с энергетической политикой РФ. На данном этапе особое значение имеет строительство Россией первой АЭС «Аккую» в Турции [5].
В 2016 г. Турция вышла на 8-е место среди внешнеторговых партнеров России. По сравнению с экономическими показателями 2015 г. товарооборот между Турцией и Россией снизился на 32,1 %, что связано с падением мировых цен на углеводороды и металлы, а также из-за снижения курса рубля3.
На основании современного состояния проблем в рамках российско-турецких отношений можно сделать ряд выводов.
Во-первых, Россия и Турция в отношении друг друга разграничивают сферу экономики и политики. Но несмотря на такую тенденцию, в некоторых моментах политика все-таки превалирует над экономикой, что приводит к некоторой деградации экономических связей и негативно отражается как на экономическом состоянии России, так и на экономическом состоянии Турции.
Во-вторых, устаревшая конвенция Монтрё ограничивает российскую сторону в экономической деятельности, что заставляет российскую политическую элиту обратить внимание на данный факт. Но как уже было сказано ранее, пересмотр экономических статей конвенции даст толчок к пересмотру и военных статей, что может активизировать все мировое сообщество, а также может появиться шанс постоянного присутствия нечерноморских держав в Черном море, что не соответствует турецким и российским интересам. Следовательно, пересматривать Монтрё на данном этапе нет смысла.
В-третьих, проблема обходных нефтепроводов остается нерешенной. Несмотря на все позитивные последствия сотрудничества России и Турции в энергетической сфере, они по-прежнему
1 Черноморский регион во внешнеполитических концепциях Турции: Россия и Турция на Черном море // Адыгэ Хэку [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://aheku.net/news/policy/2318 (дата обращения: 29.04.2019).
2 Торговля между Россией и Турцией в 2016 г // Внешняя Торговля России URL: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2017-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-turtsiey-v-2016-g/ (дата обращения: 17.04.2019).
3 Товарооборот между Россией и Турцией упал почти на треть по итогам 2016 года // Взгляд. Деловая газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vz.rU/news/2017/3/9/861169.html (дата обращения: 24.04.2019).
остаются соперниками в данной области, и рассматривают альтернативные проекты, которые поспособствуют усилению их международного авторитета.
В-четвертых, безопасность Черноморского региона - приоритетное направление как для России так и для Турции. Несмотря на все разногласия по вопросу Черноморских проливов Россия Турция не могут допустить постоянного присутствия нечерноморских держав в Черноморском регионе, а также они вместе с другими черноморскими государствами вынуждены вести борьбу с терроризмом, угрозой возникновения военных конфликтов, угрозой природно-климатических катастроф в данном регионе.
В целом, в рамках российско-турецких отношений существует два вектора: вектор сотрудничества и вектор соперничества. Россия и Турция постоянно балансируют между этими векторами. На данный момент в российско-турецких отношениях превалирует сотрудничество, так как экономический потенциал Турции, ниже Российского, присутствует взаимозависимость экономики, геополитически больший вес имеет Россия. Но также существуют российско-турецкие проекты, которые позволят Турции выйти на новый уровень в мировом пространстве, что может усилить соперничество России и Турции в Черноморско-Каспийском регионе.
Пока перспективы развития российско-турецких отношений складываются в позитивном ключе, но система международных отношений быстро меняется, поэтому нельзя исключать вариант развития российско-турецких отношений в условиях политического конфликта, или даже конфронтации.
Литература
1. КиреевН.Г. История Турции XX век. - М.: ИВ РАН: Крафт+, 2007. 609 с.
2. Сериков А.В., Венцель С.В. Современные геополитические перспективы Турции в Европейском союзе //
Caucasian Science Bridge. 2018.1(1). С. 13-26.
3. Болдырев А.В. Ротационная политика НАТО на Черном море в 2014-2015 годах и российско-турецкие
отношения // Материалы Третьей международной конференции экспертов-тюркологов (МГИМО, г. Москва, 27 марта 2015 г.). - М.: ИМИ МГИМО МИД России, 2015.
4. Гумаров ФЛ. Российско-турецкие отношения: факторы торможения и горизонты сближения // Мате-
риалы Третьей международной конференции экспертов-тюркологов (МГИМО г. Москва, 27 марта 2015 г.). - М: ИМИ МГИМО МИД России, 2015.
5. Ульченко Н.Ю. Основные тенденции развития российско-турецких экономических отношений // Материа-
лы круглого стола (МГИМО г. Москва, 4 апреля 2013 г.). - М.: ИМИ МГИМО МИД России, 2013. С. 124 - 136.
RogovIlya Igorevich, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Sociology, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Faraponova Tatyana Konstantinovna, undergraduate, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
RUSSIAN-TURKISH RELATIONS IN RETROSPECTIVE: GEOPOLITICS AND ENERGY
Abstract
The relevance of this article is due to the fact that after ratification of the Agreement between the Russian Federation and the Syrian Arab Republic on the deployment of an aviation group of the RF Armed Forces on the territory of the SAR, the role of the Republic of Turkey as a buffer state between Russia and Syria has sharply increased. The history of relations between Russia and Turkey dates back several centuries and contains many tragic pages. This article analyzes two main areas of interaction - geopolitical (the problem of the straits) and energy (the problem of trade in hydrocarbons). An analysis of the accumulated problems and the existing state of affairs led to the conclusion that the relations between the two require a restart on both the diplomatic and the economic front. This article is the first in a series of articles that will discuss the most topical aspects of interaction between the Russian Federation and the Republic of Turkey. Keywords: geopolitics, diplomatic relations, Russian-Turkish interaction, military conflict, system of international relations, Montreux Convention, Turkish exports, the problem of straits, South Stream, Turkish Stream, political conflict, tourism business, Turkish resorts.
References
1. Kireev N.G. Istoriya Turcii XX vek. - M.: IV RAN: Kraft+, 2007. 609 s.
2. Serikov A.V., Vencel' S.V. Sovremennye geopoliticheskie perspektivy Turcii v Evropejskom soyuze // Caucasian Sci-
ence Bridge. 2018.1(1). P. 13-26.
3. Boldyrev A.V. Rotacionnaya politika NATO na CHernom more v 2014-2015 godah i rossijsko-tureckie otnosheniya / /
Materialy Tret'ej mezhdunarodnoj konferencii ekspertov-tyurkologov (MGIMO, g. Moskva, 27 marta 2015 g.). - M.: IMI MGIMO MID Rossii, 2015.
4. Gumarov F.L. Rossijsko-tureckie otnosheniya: faktory tormozheniya i gorizonty sblizheniya // Materialy Tret'ej mezhdunarodnoj konferencii ekspertov-tyurkologov (MGIMO g. Moskva, 27 marta 2015 g.). - M: IMI MGIMO MID Rossii, 2015.
5. Ul'chenko N.YU. Osnovnye tendencii razvitiya rossijsko-tureckih ekonomicheskih otnoshenij / / Materialy kruglogo
stola (MGIMO g. Moskva, 4 aprelya 2013 g.). - M.: IMI MGIMO MID Rossii, 2013. P. 124 - 136.