И. ЧЖЭН
аспирант кафедры политологии Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова*
Российско-китайское сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом
Российско-китайское взаимодействие в настоящий момент переживает свой расцвет. Стороны развивают стратегическое партнерство, важным аспектом которого является сотрудничество между Россией и Китаем по обеспечению глобальной и региональной безопасности. Эффективность такого сотрудничества напрямую зависит от того, насколько успешно будет развиваться российско-китайское партнерство, направленное на противодействие новым вызовам и угрозам безопасности. Одной из таких угроз является международный терроризм, прежде всего, в его исламистском варианте. Россия и Китай как страны-соседи стремятся к защите границ от проникновения террористических группировок. Стороны понимают всю важность совместного противодействия международному терроризму, отвечающего их национальным интересам.
Значимость темы российско-китайского противодействия терроризму обусловила значительный интерес со стороны российских1 и иностранных исследователей. Впрочем, несмотря на наличие работ, в которых рассмотрено сотрудничество РФ и КНР по противодействию терроризму, данная тема нуждается в дальнейшем изучении. Это связано со стремительно меняющейся международной обстановкой, развитием такого сложного и многоаспектного явления, как терроризм, и методов борьбы с ним. Таким образом, актуальность статьи определена необходимостью изучения последних тенденций в области развития двустороннего сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом.
* Чжэн И, e-mail: [email protected]
1 См., например/ Васильев Л.Е. Борьба с терроризмом на пространстве ШОС. М., 2017; РФ и КНР в ШОС: Коллективн. монография / Под ред. С.Г. Лузянина. М., 2015.
Цель статьи - изучить современное состояние российско-китайского сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом. Для достижения данной цели проанализируем уровни, цели, методы антитеррористического сотрудничества. Понимание ситуации будет неполным без представления о правовой базе двустороннего сотрудничества.
Сотрудничество России и Китая по противодействию терроризму основано прежде всего на двусторонних договорах и соглашениях, в которых отразилась политическая воля руководства стран-соседей противостоять данной угрозе. В настоящее время сложилась обширная договорная база по совместному противодействию терроризму, охватывающая различные аспекты борьбы с данным явлением. Но так было не всегда. Рассмотрим, как изменялась позиция сторон по отношению к совместной борьбе с терроризмом.
Нормализация отношений России и Китая началась в 1990-е гг., и взаимодействие сторон в сфере безопасности стало одним из приоритетных направлений сотрудничества. В эти годы стороны были заинтересованы прежде всего в развитии военно-технического сотрудничества. Китай стремился получить новейшее вооружение и технологии. Российское руководство, столкнувшееся с серьезными экономическими трудностями, рассчитывало на получение выгод от развития военно-технического сотрудничества. Проблема борьбы с терроризмом на тот момент не находилась в фокусе внимания.
Новый этап сотрудничества России и Китая наступил после того, как лидером РФ стал В. Путин. Стороны продолжили взаимодействие на основе принципов взаимного уважения суверенитетов и территориальной целостности, уделяя большее внимание тем направлениям сотрудничества, которые раньше не были подробно рассмотрены в нормативно-правовой базе. В Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, подписанном в 2001 г., рассмотрены основные аспекты взаимодействия сторон. Данный документ ознаменовал переход к всеобъемлющему партнерству РФ и КНР. Статья 20 Договора посвящена сотрудничеству в сфере безопасности, включающему борьбу с
1
международным терроризмом .
1 См.: Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. 18.07.2001.
В течение последующих лет линия на усиление антитеррористического сотрудничества становилась все сильнее. Борьба с терроризмом стала одним из факторов, определяющих сотрудничество в области безопасности в целом.
Террористическая угроза все нарастала. Особые опасения Москвы и Пекина вызывали связи чеченских боевиков и уйгурских сепаратистов с международным террористическим подпольем. Процесс активизации радикалов-исламистов в Центральной Азии, регионе, являющемся сопредельным с РФ и КНР, предопределил усиление антитеррористического взаимодействия между Россией и КНР и побудил их к созданию Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), одним из главных направлений деятельности которой является борьба с «силами трех зол», а
именно совместное противодействие терроризму, сепара-
1
тизму и экстремизму во всех их проявлениях .
Одновременно с развитием двустороннего и многостороннего антитеррористического сотрудничества в Центральной Азии стороны продолжали укреплять юридическую базу противодействия международному терроризму. Осенью 2003 г. РФ и КНР подписали коммюнике, включившее соглашение о совместном противодействии международному
терроризму, этническому сепаратизму и религиозному
2
экстремизму .
Россия и Китай вносят вклад в решение наиболее актуальных вопросов теоретического и юридического характера, связанных с противодействием данному явлению. Прежде всего речь идет о формулировке понятия «международный терроризм». До сих пор не существует универсального определения данного феномена. Россия и Китай, двустороннее антитеррористическое сотрудничество которых развивается в рамках различных международных организаций, активно участвовали в разработке формулировки «международный терроризм», принятой ШОС. В «Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепа-
//URL:http://www.mid.ru/ru/maps/cn/-/asset_publisher/ WhKWb5DVBQka /content/id/576870 (Дата обращения: 17.10.2017).
1 См.: Хартия ШОС. 07.06.2002. // http://infoshos.ru/ru/?id=33 (Дата обращения: 17.10.2017).
2 См.: Чжун Э. Цзунли цяньшу хуэйу ляньхэ гунбао цяндяо цзяцян фань-кун хэцзо // URL: http://news.sina.com.en/c/2003-09-24/2021812990s.shtml (Дата обращения: 17.10.2017).
ратизмом и экстремизмом» дано определение, в котором
терроризм рассматривается прежде всего как разновид-
1
ность преступной деятельности .
Антитеррористическое сотрудничество сторон стало многоаспектным, и в настоящее время РФ и КНР выступают с различными инициативами на международной арене, призванными улучшить ситуацию в сфере борьбы с терроризмом. В июле 2017 г. Москва и Пекин приняли совместное заявление по итогам переговоров Президента РФ и Председателя КНР. Стороны призвали членов международного сообщества совместно поддерживать стабильность в мире и предложили подписать международную конвенцию по борьбе с актами химического и биологического терроризма2.
Изучив антитеррористическое взаимодействие сторон, мы пришли к следующим выводам относительно целей и методов сотрудничества РФ и КНР в сфере борьбы с терроризмом. Выделим несколько уровней сотрудничества в соответствии с целями и методами. Первый уровень сотрудничества - национальный. На данном уровне стороны поддерживают друг друга в борьбе с терроризмом и сепаратизмом, фактически не проводя границу между этими явлениями. Общей целью России и Китая на данном уровне выступает прежде всего стабильное и предсказуемое развитие государства, ликвидация угрозы децентрализации страны.
Помимо поддержки друг друга на государственном уровне стороны проводят постоянный обмен информацией и опытом. Другой эффективный, уже силовой метод противодействия терроризму - регулярное проведение совместных антитеррористических военных учений. Россия - самый частый партнер в двусторонних и многосторонних антитеррористических учениях Китая. К 2016 г. проведено более 20 совместных российско-китайских учений.
Второй уровень сотрудничества - региональный, и цели сторон на данном уровне заключаются прежде всего в поддержании стабильности в Центральной Азии, защите
1 См.: Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001 // Борьба с международным терроризмом: Сб. документов / Науч. ред. В.В. Устинов. М., 2005, с. 143.
2 См.: Совместное заявление России и Китая: ПРО, терроризм и корейский вопрос. 04.07.2017 // URL: https://mir24.tv/news/16256209/sov-mestnoe-zayavlenie-rossii-i-kitaya-pro-terrorizm-i-koreiskii-vopros (Дата обращения: 17.10.2017).
собственных границ от проникновения членов центрально-азиатских вооруженных радикальных исламистских группировок1. Здесь главным методом антитеррористического сотрудничества является взаимодействие в рамках региональных организаций, прежде всего в ШОС.
На региональном уровне Пекин и Москва используют следующие методы антитеррористического противодействия. Стороны участвуют в работе региональных организаций, среди которых главенствующая роль отведена ШОС. Страны-участницы ШОС создают и совершенствуют правовую базу антитеррористического сотрудничества, разрабатывают стратегии противодействия терроризму, проводят совместные оперативно-розыскные мероприятия, контртеррористические учения. Также стороны совместно осуществляют розыск лиц, подозреваемых в террористической, экстремистской и сепаратистской деятельности.
Третий уровень сотрудничества - международный. Целями Москвы и Пекина на данном уровне являются совместное противодействие терроризму на международной арене, поддержка друг друга в развитии более справедливого, многополярного мироустройства. На международном уровне стороны выступают за главенствующую роль ООН в борьбе с терроризмом и формирование режимов борьбы с данным явлением. Также РФ и КНР выступают в качестве защитников принципа национального суверенитета всех стран. Стороны стремятся к формулированию и закреплению в международном праве универсальной дефиниции «международный терроризм» и обсуждению данного определения на уровне ООН. Поддержка решений друг друга в различных международных межправительственных организациях и структурах является важнейшим методом сотрудничества.
Таким образом, сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом между Россией и Китаем является важнейшим направлением стратегического партнерства и полностью отвечает национальным интересам сторон.
1 Подробнее о деятельности вооруженных исламистских группировок в Центральной Азии см.: Васецова Е.С. Исламистские группировки Центральной Азии // Русская политология - Russian Political Science, 2016, № 1, с. 49-53.
Чжэн И. Российско-китайское сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом. Предмет исследования - сотрудничество Российской Федерации и Китайской Народной Республики в сфере борьбы с терроризмом в его исламистской форме. Автор анализирует современное состояние сотрудничества РФ и КНР в борьбе с терроризмом и его проявлениями.
Ключевые слова: Россия, Китай, терроризм, Центральная Азия, Шанхайская организация сотрудничества, исламизм.
Zheng Yi. The interaction between The Russian Federation and People's Republic of China in fighting with terrorism. The subject of the investigation is studying of the interaction between The Russian Federation and People's Republic of China in struggle with terrorism in its Islamistic form. The author analyzes the current state of the interaction between The Russian Federation and People's Republic of China in fighting with terrorism and its manifestation.
Keywords: Russia, China, terrorism, Central Asia, Shanghai Cooperation Organization, islamism.