ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ Макаренко Д.В. Email: [email protected]
Макаренко Даниил Владимирович - студент, направление: зарубежное регионоведение, кафедра социологии, политологии и регионоведения, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск
Аннотация: в статье анализируется специфика российско-китайского сотрудничества в Арктическом регионе, программы и перспективы развития Северного морского пути. Цель исследования - изучить роль и влияние китайской стороны на процессы в регионе Северного морского пути. Научная новизна исследования заключается в компоновке выводов о целях и роли китайских транспортных компаний в Арктическом регионе. В результате работы были проанализированы важные аспекты двустороннего сотрудничества, позволяющие понять специфику китайско-российских отношений в данном регионе. Ключевые слова: Арктика, Россия, Китай, Северный морской путь, сжиженный природный газ, экономическое сотрудничество.
RUSSIAN-CHINESE COOPERATION IN THE FRAMEWORK OF DEVELOPMENT OF THE NORTHERN SEA ROUTE
Makarenko D.V.
Makarenko Daniil Vladimirovich - Student, DIRECTION: FOREIGN REGIONAL STUDIES, DEPARTMENT OF SOCIOLOGY, POLITICAL SCIENCE AND REGIONAL STUDIES, PACIFIC NATIONAL UNIVERSITY, KHABAROVSK
Abstract: the article analyzes the specifics of Russian-Chinese cooperation in the Arctic region, programs and prospects for the development of the Northern Sea Route. The purpose of the research is to study the role and influence of the Chinese side on the processes in the region of the Northern Sea Route. The scientific novelty of the study lies in drawing conclusions about the goals and role of Chinese transport companies in the Arctic region. As a result of the work, important aspects of bilateral cooperation were analyzed, making it possible to understand the specifics of Chinese-Russian relations in the region. Keywords: Arctic, Russia, China, Northern Sea Route, liquefied natural gas, economic cooperation.
УДК 332.146.2
Арктические судоходные маршруты включают Северо-восточный проход (Северный морской путь), Северо-западный проход и Центральный проход (Рисунок 1). В результате глобального потепления арктические судоходные маршруты, вероятно, станут важными транспортными коридорами для международной торговли. В свете коммерческого использования Арктики Северный морской путь (далее - СМП, Севморпуть) обладает относительно благоприятными естественными и техническими условиями для его коммерческого использования, как средства доставки товаров. Китайские транспортные компании - первопроходцы в логистической работе с Арктикой, практикуют формулу рыночного сотрудничества и взаимного управления и ориентированы в данном вопросе на сотрудничество с Россией.
Рис. 1. Арктические судоходные маршруты
Возросший в последнее время грузооборот по СМП (Рисунок 2) объясняется в первую очередь повышенным вниманием к его развитию со стороны руководства РФ, что во много привлекает иностранных морских операторов. Прежде всего, Китай стал важным исследователем Севморпути, который всерьёз рассматривает маршрут для коммерческого использования. Пекин и Москва уже неоднократно заявляли об "усилении и устойчивом развитии сотрудничества Китая-России в Арктике, включая поддержку сотрудничества среди соответствующих отделов, учреждений и предприятий в областях, таких как научное исследование, совместное осуществление транспортной инфраструктуры и энергетических проектов, развивая потенциал Северного морского пути, туризма и экологии" [4]. Поэтому целью данной статьи можно считать изучение влияния китайских транспортных компаний на процессы Северного морского пути, для достижения целей были поставлены такие задачи, как изучение целей Китая и китайских транспортных компаний в регионе СМП, анализ китайских инвестиций в развитии Северного морского флота, а также в смежные проекты, такие как «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2», и изучение специфики сотрудничества китайской стороны с Россией и арктическим сообществом.
Китайская транспортная корпорация COSCO Shipping Specialized Carriers Co., LTD (международный контейнерный оператор) начиная с 2013 года совершил 22 путешествия через Северный морской путь, экономя суммарно 93,350 морских миль пробега, 7332 часа времени в пути, уменьшив расход топлива на 8,948 тонн, уменьшив выделения углекислого газа на 27,833 тонны. Транспортные компании из Поднебесной продолжают проводить исследования этих маршрутов и непрерывно усиливают гидрографические исследования с целью улучшить навигацию, безопасность и логистические объемы при работе в Арктике. При этом крупные морские операторы из КНР заявляют о намерении соблюдать Международный Кодекс для Судов, работающих в Полярном Уотерсе (Полярный Кодекс), и другие положения международного права и инструкции.
Грузооборот в тысячах тонн по СИП (1933-2019 гг.)
1933 1943 1953 19S3 1971 1S81 1986 1991 1996 2006 2011 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
1933 1933 1363 1971 1981 1986 1991 1996 2006 2011 2013 2014 2013 2016 2017 2018 2019
130 239 506 1264 3032 5005 6455 4604 1800 1956 3111 3930 3982 5392 7265 10 691 16 000 30 000
Tyulyagln.ru
Рис. 2. Статистика грузооборота по СМП с 1933 по 2019 гг.
Наряду с этим, существенным препятствием на пути эффективного использования СМП в коммерческих целях для Пекина является слабая освоенность северных территорий РФ и как следствие отсутствие необходимой для крупных морских транспортных путей инфраструктуры. Кроме того, до настоящего времени КНР не обладает достаточным уровнем оснащённости для организации самостоятельного трансфера по Севморпути, что заставляет его ориентироваться на сотрудничество с РФ в данном вопросе, а это отчасти тормозит процесс коммерциализации маршрута. В числе прочего, развитие СМП во многом осуществляется за счёт транспорта углеводородов и полезных ископаемых с территории РФ на экспорт, а не транзита торговых судов по всему пути (Рисунок 3). В виду этого видимый рост грузопотока по маршруту на деле не является твёрдым основанием привлекательности пути для иностранных транспортных компаний.
Рис. 3. Количество транзитных судов, прошедших Северным морским путем в 2010-2016
гг.
Наряду с этим, в том числе благодаря действиям российских властей, ситуация вокруг СМП нормализуется. В частности на фоне партнёрства с Китаем, поднебесная стала играть важную роль надежного оператора арктической транспортировки сжиженного природного газа (далее - СПГ). Согласно серии анализов состояния рынка «Газ 2018», изданного Международным энергетическим агентством (1ЕА), Китай, в целях снижения вредных выбросов в атмосферу и загрязнения воздуха, планирует в период с 2017 г. по 2023 г. увеличить потребление природного газа на 37%, что больше, чем какая-либо другая страна мира (Рисунок 4). Поскольку внутреннее производство сжиженного природного газа Китая не может обеспечить такой рост объемов производства,
Китай стал крупнейшим импортером природного газа в мире в 2019 г. и планирует достичь показателя в 171 млрд кубометров импорта к 2023 г. В 2018 г. потребление природного газа Китая превысило 280.3 млрд кубометров, при этом импортировано было более чем 90 миллионов тонн природного газа, включая 53 миллиона тонн - приблизительно 60% всего импорта - сжиженного природного газа, таким образом, Китай стал вторым по объёму импортером СПГ в мире [5].
Одним из ключевых аспектов российско-китайского арктического сотрудничества является развитие проекта «Ямал СПГ». Совместная реализация данного газоперерабатывающего комплекса на практике показала, что коммерческие предприятия играют ведущую роль в сотрудничестве двух стран в регионе. С дальнейшим совершенствованием арктических энергетических условий и непрерывным ростом энергопотребления Китая, роль китайских транспортных компаний в арктических проектах СПГ становится более важной и разнообразной.
Импорт СПГ в Китай в 2018 г. Спрос и структура импорта природного газа в Китай
Рис. 4. Спрос и структура импорта природного газа в Китай
Из-за уникальной среды арктического региона и ледяного покрова Северного морского пути, необходимы перевозчики с ледокольными мощностями. «Ямал СПГ», как мега-энергетический проект, осуществляемый в арктическом регионе, включая производство, сжижение и доставку природного газа, по оценкам, должен генерировать в районе 16.5 млн тонн СПГ в год и до 1.2 млн тонн в год газового конденсата, который будет реализовываться на Азиатско-Тихоокеанском и Европейском рынке. Согласно структуре акционеров ОАО «Ямал СПГ» - ПАО Ямал СПГ «НОВАТЭК» (50.1%), концерн TOTAL (20%), Китайская Национальная Нефтегазовая Корпорация (CNPC) (20%) и Фонд Шелкового Пути (9.9%) - приблизительно 50% производства «Ямал СПГ» будет нацелено на азиатский рынок, включая 3 миллиона тонн в год на Китай [3].
Чтобы гарантировать эффективную и организованную транспортировку, китайские транспортные компании активно включаются операцию по развитию мощностей для транспортировки. 19-го июля 2019 г. Mitsui OSK Lines (MOL) и танкер-газовоз ледового класса «Владимир Русанов», находящийся в собственности COSCO SHIPPING Energy Transportation Co., Ltd. успешно завершили проход по Северному морскому пути в восточном направлении без поддержки ледокола и доставили партию сжиженного газа, произведенного на «Ямал СПГ», из порта Сабетта в порт Тяньцзинь в Китае на терминал PetroChina Rudong в провинции Цзянсу. В настоящее время, продукцию «Ямал СПГ» перевозят 15 танкеров, включая танкер компании COSCO SHIPPING Energy Transportation Co.,Ltd. [7].
На фоне этого Китай активно инвестирует в арктическую промышленность и создание платформ транспортировки сжиженного газа. С ускоренным развитием производства СПГ вопросы нехватки танкерно-газовозных мощностей становятся главными логистическими проблемами для арктических проектов. Так например, «Ямал СПГ» во втором и третьем кварталах не достиг цели по доле отгрузок по долгосрочным и спотовым контрактам, поскольку часть грузов была перенесена на предстоящую зиму, а завод работал с превышением установленной мощности, однако уже в третьем квартале «Ямал СПГ» отгрузил 4,3 млн тонн сжиженного газа
(61 партию) [6]. В ответ на растущие требования транспортировки для «Ямал СПГ» во второй половине 2020 г. были выпущены 5 новых танкеров, 2 из которых были выпущены в рамках канадо-китайского и японо-китайского консорциума, в частности танкер газовоз арктического класса «Николай Евгенов» - владельцем судна является консорциум из канадской Teekay LNG Patners и китайской China LNG Shipment, а так же последний, 15-ый танкер, который представляет собой японско-китайский консорциум Mitsui O.S.K. Lines (MOL) и COSCO SHIPPING Energy Transportation Co., Ltd.
На фоне этого, Китайская транснациональная корпорация COSCO SHIPPING Energy Transportation Co., Ltd, которая стал пионером освоения Северного морского пути в далеком 2013 году, в августе 2019 года приступила к регулярным контейнерным перевозкам по «Полярному Шелковому пути» (СМП). Данная компания намерена реализовать как минимум 14 коммерческих контейнерных рейсов из Китая в Европу по СМП контейнеровозами грузоподъемностью 28-34 тыс. тонн, а при положительной реализации указанных планов, ежегодно наращивать грузопоток по маршруту.
На ряду с участием в развитии отрасли транспорта СПГ, ряд китайских компаний становятся важными игроками в арктической судостроительной промышленности. В частности, COSCO SHIPPING Energy Transportation Co.,Ltd инвестировала в 18 из 19 новых траспортеров СПГ в рамках проекта «Ямал СПГ», 14 из которых были перевозчиками СПГ класса Arc-7. Китайская верфь Hudong-Zhonghua 31 августа 2020 года передала уже третий СПГ-танкер совместному предприятию Cosco Shipping и японской компании Mitsui O. S. K. Lines для проекта «Ямал СПГ». Газовоз LNG Phecda рассчитан на перевозку 174 тыс. кубометров сжиженного газа. Все три судна оснащены двухтопливными двигателями WinGD и системой герметизации GTT. Длина каждого судна составляет 290 метров. Заказчиком судна выступает совместное китайско-японское предприятие COSCO и MOL (Судовая управляющая компания MOL LNG Transport). Первые два танкера серии LNG Dubhe и LNG Merak верфь сдала в ноябре 2019 и январе 2020 года соответственно. Сейчас завод занимается строительством четвертого и последнего в серии судна LNG Megrez [1].
Помимо развития проекта «Ямал СПГ», китайские компании открыто заявляют о готовности инвестировать и участвовать в развитии других крупных инициатив в Заполярье. Так, НОВАТЭК в апреле 2019 г. подписал с Китайской национальной компанией по разведке и разработке нефти и газа (CNODC), «дочке» Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC), и Китайской национальной шельфовой нефтяной корпорацией (China National Offshore Oil Corporation, CNOOC) соглашение о совместной реализации проекта «Арктик СПГ 2». Два месяца спустя, в рамках Санкт-Петербургского Международного Экономического Форума 2019, проводимого в июне 2019 г., НОВАТЭК подписал Соглашение о покупке Акции с China National Offshore Oil Corporation (CNOOC Ltd). В соответствии с этими соглашениями каждая из китайских компаний получит в проекте «Арктик СПГ 2» по 10% [2].
Проект «Арктик СПГ-2» будет реализован на ресурсной базе Салмановского (Утреннего) месторождения. Проект предусматривает строительство 3 технологических линий общей мощностью 19,8 млн т/год на основаниях гравитационного типа (ОГТ). Ожидаемо, что китайские транспортные компании продолжат быть важными инвесторами в арктические проекты, связанные с СПГ в области лизинга судов, логистической инфраструктуры, судостроения и т.д.
Стоит также отметить подписанное 7 июля 2019 г. Российской компанией ПАО «НОВАТЭК» соглашение с COSCO SHIPPING Energy Transportation Co.,Ltd, ПАО «Совкомфлот» и Фондом Шелкового Пути в отношении ООО «Морской арктический транспорт». Данное соглашение закрепляет за собой намерения сторон o
создании долгосрочных партнерских отношений в области совместной разработки, финансирования и реализации новых логистических схем круглогодичной транспортировки углеводородного сырья из Арктической зоны России до стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также организации транзитного грузопотока по Северному морскому пути между Азией и Западной Европой [3].
Таким образом, в настоящее время Китай уже стал важным участником многостороннего сотрудничества в арктическом регионе. Пекину успешно удалось интегрироваться в международный процесс освоения Арктики благодаря сотрудничеству с циркумполярными странами во многих областях. Данный процесс руководство Поднебесной реализует во много путём продвижение двустороннего и многостороннего сотрудничества между крупнейшими национальными компаниями и корпорациями арктических государств.
На фоне этого активное создание и развитие совместных российско -китайских проектов в Заполярье является закономерным процессом реализации политики КНР. В частности, корпорации из поднебесной активно участвуют в транспортировке энергоносителей по Севморпути. При этом, Пекин испытывает ряд сложностей, связанных с ограниченным оснащением собственного флота для обеспечения полноценного трансфера по маршруту. Указанный факт подталкивает КНР к развитию двусторонних связей с РФ, однако ситуация стремительно изменяется и Пекин имеет потенциал для решения указанной проблемы в ближайшие десятилетия.
Кроме того, российская Арктика остаётся привлекательной для КНР в качестве сырьевой базы для обеспечения экологической модернизации своей экономики. Наиболее важным в данном аспекте является совместная реализация СПГ-проектов, которые позволяют Поднебесной диверсифицировать импорт углеводородов и обеспечить экономику необходимым сырьём. В виду этого, Пекин останется заинтересован в развитии энергодобывающей отрасли Заполярья, однако условия его непосредственного участия в них будут зависеть от внешних факторов, таких как политическая ситуация в регионе, цены на энергоносители и т.д.
В числе прочего Китай, за счёт участия в указанных проектах, существенно развивает свою технологическую базу. Полученные китайскими компаниями в ходе совместной работы над «Ямал СПГ» технологии уже могут быть успешно применены Поднебесной в других проектах. Кроме того, во многом благодаря заказам компании «Новатэк», КНР существенно развил свою судостроительную отрасль, в т.ч. в области арктического судостроения. Указанный факт позволяет спрогнозировать создание Пекином собственного ледокольного флота, который позволит им в будущем решать задачи без оглядки на практические государства.
Стоит также отметить, что в стратегические интересы Пекина в Арктическом регионе не ограничиваются исключительно в получении дополнительных источников энергоносителей и инвестировании в инфраструктуру данной отрасли в российском Заполярье. Напротив, КНР всерьёз рассматривает использование Северного морского пути в качестве одного из альтернативных морских маршрутов в рамках своей глобальной инициативы «Один пояс, один путь». Данное обстоятельство позволило бы дополнить сухопутный коридор через Центральную Азию и дорогой, более протяженный и связанный с некоторыми проблемами политического характера морской путь через Малаккский пролив в Южно-Китайском море и через Суэцкий канал. Все вышеперечисленные факты говорят о серьезных намерениях Китая, в частности китайских транспортных компаний, активно инвестировать в инфраструктуру Северного морского пути.
Список литературы /References
1. Китайская верфь строит газовозы для «Ямал СПГ» // Яндекс Дзен. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/stapel/kak-kitaiskaia-verf-stroit-gazovozy-dlia-iamal-spg-5f50a410d82fdb1fd9094136/ (дата обращения: 09.01.2021).
2. НОВАТЭК договорился о продаже 20% «Арктик СПГ 2» китайским компаниям // РБК [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/25/04/2019/5cc176b99a79473082e419f9/ (дата обращения: 26.12.2020).
3. Пресс-релизы и мероприятия // НОВАТЭК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.novatek.ru/ru/press/releases/index.php?id_4=3243/ (дата обращения: 26.12.2020).
4. План Китая по завоеванию Арктики. Полярный Шелковый путь // Наука и Техника [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://naukatehnika.com/plan-kitaya-po-zavoevaniyu-arktiki.html/ (дата обращения: 26.12.2020).
5. Серия Обзоров состояния рынка: Газ 2018 // IEA. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://webstore.iea.org/market-report-series-gas-2018/ (дата обращения: 26.12.2020).
6. «Ямал СПГ» не достиг цели по доле долгосрочных контрактов из-за переноса отгрузок // Альта-Софт: все декларации участников ВЭД. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.alta.ru/external_news/77397/ (дата обращения: 26.12.2020).
7. 6 дней по ледовой части СМП // Нефтегаз.ру. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/476939-tanker-gazovoz-vladimir-rusanov-ustanovil-novyy-rekord-po-vremeni-prokhozhdeniya-smp/ (дата обращения: 26.12.2020).