Научная статья на тему 'РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В АРКТИКЕ'

РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В АРКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ван Цзюньтао

В статье рассматривается политика Китайской Народной Республики в Арктическом регионе. Главное внимание уделяется изучению сотрудничества Китая с Россией в этом регионе. Дается анализ сотрудничества двух стран по двум направлениям: транспортно-логистическом и энергетическом. Исследуются перспективы развития Северного морского пути для транзита китайских грузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN-CHINESE COOPERATION IN THE ARCTIC

The article examines the policy of the People's Republic of China in the Arctic region. The main attention is paid to cooperation between China and Russia in the region. The analysis of the cooperation between the two countries in two ways: transport and logistics and energy. We study the prospects of development of the Northern Sea Route for the transit of Chinese goods.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В АРКТИКЕ»

УДК 329

Ван Цзюньтао

РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В АРКТИКЕ

Российско-китайское сотрудничество в арктическом регионе осуществляется в двух направлениях: транспортно-логистическом и энергетическом. Основной товарооборот КНР приходится на морские перевозки, что составляет 90% всего внешнеторгового оборота страны [1]. Крупнейшим рынком сбыта для Китая является Западная Европа: в 2013 г. товарооборот между КНР и Европейским Союзом составил $ 428,1 млрд. [2]. В современных условиях использование традиционных транспортных путей в Европу, пролегающих через Малаккский пролив и Аденский залив, становится все более проблематичным. Это связано с участившимися случаями пиратства, что в свою очередь значительно повышает стоимость страховки грузов.

Всеобщее изменение климатических условий приводит к стремительному таянию арктически льдов. Повышение температурного баланса на севере Евро-Азиатского континента, приводит к увеличению продолжительности судоходства в регионе в летний период. В перспективе не исключается вариант и круглогодичного судоходства в регионе. Китай очень заинтересован в осуществлении грузоперевозок Северным морским путем. Использование этого маршрута сокращает транспортировку грузов из Азии в Европу. Возможность использование данного маршрута сокращает время доставки товаров, экономит на топливе и страховке.

Экономическая выгода использования трансарктического маршрута, приводит к ежегодному росту судоходства в регионе. По мнению китайских аналитиков, к 2020 году внешнеторговый грузовой поток через Северный морской путь составит 5-15% [3] от всего китайского внешнеторгового грузооборота. Увеличение грузопотоков через Арктику будет способствовать развитию российско-китайского сотрудничества в регионе.

Начало освоению Северного морского пути судоходными компаниями КНР дано: «Один из крупнейших китайских перевозчиков,

компания COSCO в сентябре 2012 г. объявила о своих планах по изучению экономической эффективности перевозок между портами Китая и Исландии (а в перспективе и остальными странами Европы), используя для этого возможности Северного морского пути» [4]. Партнерские отношения между двумя странами в сфере грузоперевозок по Северному морскому пути, пролегающему вдоль российского арктического побережья, необходимы Китаю для приобретения опыта судоходства в северных широтах. КНР располагает только одним ледоколом, которого недостаточно для обеспечения грузоперевозок в Арктике. Учитываю это положение российская сторона, расширила действие своего законодательства, в вопросе предоставления помощи российских атомных ледоколов, для сопровождения всех судов, следующих по Северному морскому пути [5].

Развитие транспортного Северного морского пути, обоюдно выгодно двум государствам. Для Китая транспортировка товаров по этому маршруту, сокращением времени перевозок, приводит к росту товарооборота и, в конечном счете, к росту прибыли. Россия получает дополнительные поступления в бюджет страны: в виде тарифов за проход судов арктическим маршрутом, за использование ледоколов на всем пути их следования. Особо следует отметить возможность развивать инфраструктуру региона. В первую очередь, для самого Северного морского пути: порты, поисково-спасательные центры. Во-вторых, развитие всего комплекса арктической транспортной системы: трубопроводов, авиационные маршрутов, железных и автомобильных дорог.

Сотрудничество в энергетической сфере началось в 2013 году. В этом году был подписан договор о совместном освоении Роснефтью и

Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (кит. ФД^/Й^^^

Шй^^; официальное английское наименование China National Petroleum

Corporation, CNPC) российского арктического шельфа: Западно-Приновоземельского участка в Баренцевом море и Южно-Русского и Медынско-Варандейского в Печорском. Договор предусматривает не только добычу углеводородов, но и их первичную переработку с привлечением китайского капитала и китайских технологий [1].

Для Китайской Народной Республики очень остро стоит проблема загрязнения окружающей среды. Это в свою очередь заставляют Китай переходить на более экологически чистое топливо - газ. В настоящее время этот вид топлива составляет всего 4% [6], от общей структуры топливно-энергетического потребления страны. В ближайшее десятилетие прогнозируется значительный рост спроса на газ в КНР. Увеличение доли газа в структуре потребления, будет способствовать укреплению российско-китайского сотрудничества в области разработки газовых месторождений арктического региона. Расширение сотрудничества в области освоения новых месторождений станет стимулом развития технологий разработки углеводородов на арктическом шельфе. В настоящее время Россия не в полной мере ими располагает.

В условиях западных санкций против России особенно актуально становиться развитие всесторонних отношений с Китаем. Это сотрудничество наиболее ярко проявляется в Арктическом направлении. В рамках санкций против России, Канада отказалась от участия во встрече Арктического совета [7], по вопросу развития экономического сотрудничества в регионе. В случае принятия санкций против России, по запрету на экспорт высокотехнологичного оборудования для российских энергетических компаний [8], остро встанет вопрос о совместном с китайской стороной разработке новых технологических комплексов.

Несмотря на уже существующие совместные российско-китайские проекты по освоению Арктики, сотрудничество стран в этом направлении пока еще находится в зачаточном состоянии. Китай имеет очень плодотворные примеры сотрудничества в Арктическом регионе с Исландией и Данией. Если учитывать общий вектор развития российско-китайских отношений, имеющих уровень стратегического партнерства, то следует отметить долгосрочный характер этих отношений. Ярким таким примером является заключенный между Газпромом и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (СКРС) контракт, предусматривающий поставку российской стороной 38 млрд. куб. м. газа ежегодно в течение 30 лет.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин назвал этот проект: «крупнейшей газовой сделкой за всю историю СССР и РФ» [6]. Прогнозы по расширению сотрудничества между Россией и

Китаем, по мнению многих аналитиков можно считать вполне оптимистичными. Среди потенциальных направлений этого сотрудничества, можно считать арктическое направление. Оно будет проявляться в привлечение китайских инвестиций в развитие инфраструктуры российского арктического региона, при условии формирования Россией благоприятного инвестиционного климата. Разработка совместных научных проектов. Экспорт на китайский рынок дефицитных рудных полезных ископаемых, сосредоточенных в российских арктических широтах. Создание центров экологического туризма на российском Севере, привлечение китайских туристов к путешествиям на Северный полюс на российских ледоколах. Вот не полный перечень крупномасштабного сотрудничества в Арктике.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Жуков М. Для России арктическое сотрудничество с Китаем - стимул к росту // Arctic Info. - 2013. http://www.arctic-info.ru.

2. Facts and figures on EU-China trade. - 2014. http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2009/september/tradoc_144591.pdf.

3. Guschin A. Understanding China's Arctic policy // The Diplomat. - 2013. http://thediplomat.com.

4. Тулупов Д. Членство Китая в Арктическом совете // Российский совет по международным делам. 19.06.2013. http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1986#top-content.

5. Новикова А. Владимир Путин завещал Арктику потомкам // Известия. - 2011. http://izvestia.ru.

6. Романова К., Айзятулова И. Газовый демпинг на китайской почве // Газета.га. - 2014. http://www.gazeta.ru.

7. Тишков А. Санкции не повлияют на проекты с участием России в Арктике // РИА Новости. - 2014. http://ria.ru/.

8. Pettersen T. Western sanctions could curb Russian Arctic oil // Barents Observer. - 2014. http://barentsobserver.com/en.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.